МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

На земле жили-прожили

Вы не зря

 

 

Работу выполнила ученица 10 класса

МОУ «СОШ с. Воскресенское»

Воскресенского района

Саратовской области

Лысенко Анастасия

Руководитель: Захарова О. В.

 

 

 

с. Воскресенское 2019

Содержание 

  1. I. Введение__________________________________________________________________ 2-3 стр.
  2. II. Из биографии Грачева Сергея Егоровича________________________ 3-4 стр.

III. Учителя – фронтовики Великой Отечественной войны___________  4     стр.

IV.Феномен личности педагога. Из воспоминаний коллег, родственников, учеников_____________________________________________________  4-9 стр.

  1. V. Заключение_______________________________________________ 9-10 стр.
  2. VI. Информационные ресурсы___________________________________ 10 стр.

VII Рецензия руководителя_____________________________________ 11стр.

  1. Введение

В обществе личность учителя всегда находится в центре внимания: он влияет на формирование мировоззрения своих учеников.  Не случайно отечественные писатели в своих произведениях тоже касались этой темы: А. С. Макаренко в повести «Педагогическая поэма», А. П. Платонов в рассказе «Песчаная учительница», В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского».

Актуальность темы исследования заключается в том, чтобы привлечь внимание к жизни удивительного человека, посвятившего всего себя неустанному педагогическому труду.

Цель исследования: рассказать о С. Е. Грачеве, учителе физической культуры и НВП Воскресенской средней школы, участнике Великой Отечественной войны.

 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать различные виды источников информации по теме работы.
  2. Собрать информационные материалы, архивные материалы о жизни и деятельности наших земляков.
  3. Систематизировать собранный материал и подготовить для публикации в районной газете.

 

Объект исследования: жизненный и профессиональный путь Грачева С. Е., учителя Воскресенской средней школы.

 

Предмет исследования: информация о сельском учителе, полученная из разных источников.

 

Методы исследования: анализ источников информации (литературных, интернет, газетных статей), интервью, личная беседа, обработка полученных результатов, фотографирование.

 Результаты исследований могут быть использованы при проведении тематических классных часов. Данную работу предполагается разместить на сайте школы, оформить материал для публикации в районной газете «Наша жизнь».

 

Гипотеза:

Можно предположить, что многие из тех, кто знал Грачева С. Е., помнят события школьной жизни, связанные с его именем. Я считаю, что в этом случае можно говорить о феномене личности учителя. Обращение к памяти об этом человеке поможет воспитанию более внимательного отношения к педагогическому труду, поможет сохранить духовные ценность нашего села. А заодно и объяснить, почему его можно считать феноменальной личностью.

 

Этапы работы над проектом

  1. Организационный: изучение литературы по данной проблеме,

разработка плана исследования.

  1. Сбор информации: сбор информации по теме исследования в разных источниках.
  2. Практический: систематизация материала, написание исследовательской работы, создание презентации по данной теме, выступление по теме исследовательской работы на школьном уровне.

 

 

  1. Из биографии Грачева Сергея Егоровича

Сергей Егорович Грачев родился 18 марта 1926 года, детство и юность прошли  в селе Новочатово (Новочадово) Атюрьевского (Торбеевского) района Мордовской АССР. В семье Татариновых Егора Терентьевича и Александры Ивановны было трое детей: Иван, Мария и Сергей. Мама работала в колхозе, а дед без единого класса образования был счетоводом в колхозе, самоучка, был строгим и требовательным, как того требовало трудное время 30-х годов.  Мария Егоровна вспоминает, что младший брат Сережа был, как все мальчишки,с детства был очень хитрый, озорной. Например, все уйдут в школу, и он с ними пойдет, а потом где-нибудь спрячется и уйдет куда-то, до школы не доходил. Все ученики возвращаются, и он вместе со всеми. Когда учитель, сказал родителям, что мальчик не ходит в школу, дома не могли поверить: «Он каждый день уходит в школу!» Бывало, что и яблоки у соседей пропадали.

В 1942 году забрали на фронт Ивана, а Сергея – в 1944 (43?). Маше было 13 лет. Они были обязаны ходить в колхоз и собирать колоски. Было очень время тяжелое. Возле дома для себя картошку сажали, а за домом высаживали картофель, чтобы отдать в колхоз. Сельские жители должны были сдать яйца, картошку, молоко, масло. Света в доме не было, был фитилек, на окнах занавесок не было.

 Во время Великой Отечественной войны Сергей Егорович был танкистом – механиком легендарного Т-34, в августе 1945 года воевал в Японии, дошел до города Гирина в Маньчжурии. Имеет Орден Отечественной войны II степени. После окончания войны ещё 7 лет продолжал службу в армии.

Старший брат Иван Егорович был ранен и комиссован по ранению, а затем отправлен для учебы и дальнейшей службы в КГБ. Учился в Астрахани, затем работал в Саратовской области.

В 1952 году Грачев С. Е. был демобилизован. К этому времени старший брат Иван Егорович позвал сюда, в село Воскресенское, сестру и брата. Сергею Егоровичу в военкомате предложили поработать в средней школе. Так началась его педагогическая деятельность, вскоре он получил заочно педагогическое образование. С 1952 по 1989 годы работал преподавателем военного дела, учителем физической культуры в Воскресенской средней школе. Награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», имеет медаль «За трудовую доблесть», ветеран педагогического труда. Вместе с женой он много лет проработал в Воскресенской средней школе.

Зинаида Петровна Грачева, жена Сергея Егоровича, родом  из Букатовки. Была директором Воскресенской средней школы с 1979 по 1984 годы, преподавала математику. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью  «За трудовую доблесть». 

  • Учителя – фронтовики Великой Отечественной войны.

Страницы истории Воскресенской средней школы рассказывают об учителях, кому пришлось в годы Великой Отечественной войны воевать на разных фронтах. Школьный зал боевой славы хранит фотографии, рассказывающие об этих людях. Сырцова Анна Михайловна, Шибалин Николай Иванович, Емелин Александр Иванович, Грачев Сергей Егорович, Мишин Григорий Георгиевич, Якин Алексей Васильевич, Семириков Николай Михайлович, Миронов Алексей Григорьевич, Митин Иван Семенович – учителя-фронтовики, имеющие боевые награды, свидетели военного времени.

Материал о воскресенцах-фронтовиках начал собирать Грачев Сергей Егорович, по его инициативе был оформлен и выставлялся на 2-ом этаже старой школы. Готовясь к 70-летнему Победы над фашисткой Германии, педагогический коллектив школы возродил эту информацию, оформил зал боевой славы. Здесь прошло торжественное открытие в 2015 году.

  1. IV. Феномен личности педагога. Из воспоминаний коллег, родственников, учеников.

Грачев Сергей Егорович пользовался всеобщим уважением у всех: родителей, коллег, односельчан, учеников. Собирая материал для своей работы, я обратила внимание на то, что при одном упоминании имени этого человека сразу светлели лица, появлялась улыбка, взгляд уходил куда-то вдаль. Видимо, каждый вновь представлял в своей памяти настоящего учителя, гражданина и очень интересного человека.

Так появился вопрос: в чем феномен личности педагога Грачева Сергея Егоровича?

Из интервью с Ватолиным А. Н., преподавателем технологии МОУ «СОШ с. Воскресенское»

-Александр Николаевич, вы начинали работать с Грачевым Сергеем Егоровичем, расскажите, как работалось с ним, какой он был человек? Вспомните, пожалуйста, интересные факты и истории из его жизни.

-Да, я пришел, Сергей Егорович уже работал, он вернее уже заканчивал свою работу, уходить на пенсию собирался, поэтому это, наверное, один из самых старейших учителей был, когда я пришел в школу. Из мужчин я имею виду, из женщин может кто-нибудь был тоже предпенсионного возраста. Мужчин было мало в школе, Пётр Викторович Жирнов был тоже, как и я, молоденький, но он на год раньше меня пришел работать, вот они с ним более тесно работали. Я пришел преподавателем основ производства, трактор мы тогда изучали, а Сергей Егорович был преподавателем начальной военной подготовки и немного физкультуру в старших классах вел. Все эти предметы немного соприкасаются между собой. Так и должно быть. Петр Викторович физкультуру вел, он непосредственно был у него куратором, обучал его, ну и меня педагогическому мастерству учил, хоть предметы были разные. Объяснял, как себя вести молодому учителю с учениками, учителями, родителями, потому что у него опыт был большой.

Сергей Егорович сразу после армии пришел в школу и стал работать преподавателем начальной военной подготовки. Он участник Великой Отечественной войны. Поэтому в военной подготовке опыт у него был достаточно большой. Много проводилось таких мероприятий, как «Зарница», даже в начальных классах были такие «Зарнички» маленькие. Они проводились обычно ближе к 23 февраля, где-нибудь в районе 2 отделения совхоза. В Воскресенске строились пещеры, горки, делились классы на две группы: одни- обороняют крепость, другие -нападают. Флаги у нас тогда были, одни охраняли этот флаг, которые защищали этот город, скажем так, другие со своим флагом нападали, чтобы забрать этот флаг. Весело, интересно было. Много спортивных соревнований было. Так же военно-полевые сборы были, обычно трехдневные, правда, на базе нашей школы тогда не проводились, были в Синодске, я с ними однажды ездил, в Елшанке. Для наших ребят эта местность была незнакомая, ну мы обычно окапываемся, а здесь покапать негде, везде опока, тяжело, а там у них помягче земля, поэтому, наверное, там и проводили. Много внеклассных мероприятий было, и день гражданской обороны проводился, и другие военные мероприятия.

-А что можете сказать о Сергее Егоровиче, как о человеке, личности, может быть, его характер, взаимодействие с людьми?

-Многие говорят, что я кое-что перенял у него, юмор, например, он тоже любил пошутить. Это был настоящий учитель, мастер своего дела. Во-первых, интеллигентный, справедливый, мог и отругать вежливо, мог и подбодрить, так что хороший учитель был.

А как ученики к нему относились?

-Дружили с учителем, тянулись к учителю. У нас оружейная комната была, там хранилось оружие, и вот на переменах Сергей Егорович всегда ставил стол для сборки и разборки автомата. На переменах все бежали занимали очередь, чтобы успеть хоть раз собрать и разобрать автомат. Тир у нас тоже всегда был переполненный. Кружков много вел: и спортивные, и стрелковый. Стреляли тогда из винтовок малокалиберных, более интересно, чем воздушки сейчас. Пульку нужно было вставить, зарядить оружие, прицелится, выстрелить. Я тоже немножко захватил, я же у него принял работу, то есть, тогда он ушел на пенсию, а мне поручили начальную военную подготовку. По 5000 патронов за четверть мы расстреливали, это очень большое количество снарядов. Кружок у него насыщенно работал, всегда около него ребята были.

 На физкультуре Сергей Егорович со своим классом спускались на Волгу. И вот они уходили на ту сторону Волги на лыжах и за 2 урока возвращались и не опаздывали никогда. Зимой на лыжах они даже ездили в Синодское. У нас еще был преподаватель музыки Митин Иван Сергеевич, он на лошадке едет, допустим для тех, кому тяжело, они могли лыжи положить, на этих санях подъехать, и он на гармони или на баяне играл музыку: марши, песни, частушки иногда. И вот в Синодское приедет команда, поиграет в волейбол, попьет чайку и в обратную сторону опять на лыжах 30км. Даже в Маркс ходили. Вот такие были походы. 3 км забеги были регулярно. Он руководил гражданской обороной по школе, проводились тренировочные занятия и среди детей, и среди учителей.

Из интервью с Тюкалиной Надеждой Александровной., выпускницей 1976 года МОУ «СОШ с. Воскресенское»

Надежда Александровна, каким Вам запомнился Сергей Егорович?

Сергей Егорович был моим классным руководителем. Относились к нему все прекрасно. Я ходила к нему на кружок гимнастики с 1 класса вместе с моим старшим братом. После отработки комбинаций выступали на сцене. Прекрасный человек, любил детей, дети его любили, мог находить общий язык с любым. У нас второгодников было много, и со всеми он умел находить общий язык. Уроки физкультуры были веселыми и интересными. На урок надевали лыжи, он прокладывал лыжню, а мы ехали за ним. Жена его Зинаида Петровна вела у нас математику в 9-10 классе. Была строгая, но зато все знали предмет. На уроках была тишина. А объясняла она так: не понял — еще раз объяснит, не понял —  опять объяснит, и так пока до каждого не дойдет. Кто-то оставался после уроков.

Так же у нас проводились тематические вечера. Например, мы мальчикам готовили концерт на 23 февраля, а Сергей Егорович помогал нам организовать мероприятие.

Из интервью с Татариновой Ольгой Петровной, племянницей Грачева Сергея Егоровича.

-Ольга Петровна, как Вы думаете, в чем феномен личности учителя Грачева Сергея Егоровича?

— Я не только о нем, я о них обоих скажу, о Зинаиде Петровне и о Сергее Егоровиче. Я и Сашка – мы два родных племянника. Нам никогда не делалось поблажки, но мы не обижались. Сергей Егорович сам был не местный, приехал преподавателем в школу. Я не очень спортивный человек, но он очень любил девчонок, мальчишек, которые со спортом дружили. Самое главное — он развивал в них это. Он мог рассмотреть, поддержать и толкать, и толкать вперед. Вот это в нем и было, а всем нравилось. Какой кружок был самый популярный? Сейчас легкая атлетика, а тогда он назывался физкультурный. На этом кружке были волейбол, брусья, кольца, перекладина, козел, бревно, перекладина. Я до сих пор помню все упражнения. У нас физкультура и математика шли вровень, дисциплина была строгая.  Пропустить урок физкультуры было невозможно, предмет воспринимался наравне с другими уроками. Конечно, по уважительной причине нас отпускали, но прогул был недопустим. Слово «учитель» значило очень много!

Сейчас многие из девочек увлекаются косметикой. В те годы Зинаида Петровна запрещала. У нас математика проходила в старой школе в кабинете №7, и в те годы в район приехали новые руководители со своими семьями, детьми, которые раньше учились в городе и совсем по-другому воспринимали школу: девочки могли накраситься, прийти с золотыми украшениями. Помню такой случай: пришла одна девочка, как бы сейчас сказали, с косметикой, у неё кольцо, серьги, и заходит Зина Петровна. Все встали, поздоровались, она проходит и говорит: «Ребята, вот что хочу вам сказать. Вы ж меня знаете, да? Я работаю учителем, работаю давно, я получаю зарплату. Я могу себе позволить кольцо купить, серьги купить, могу?» Мы все отвечаем: «Можете». «А вы можете себе позволить купить?»-говорила она. «Нет, мы не можем, мы не работаем». Вот почему тогда среди вас дети, которые пришли накрашены, с серьгами пришли?». Мы все смотрим на нее, а Зина Петровна не стала выяснять при всем классе отношений, но она умела так сказать, что все воспринимали её слова как справедливое замечание.

Хотя у Зинаиды Петровны и Сергея Егоровича них своих детей и не было, они умели разговаривать, находить общий язык с каждым учеником. В какой-то момент нужна строгость, в какой- то момент необходима поддержка. Мы знали: если у нас что-то произошло, то об этом никто не узнает, это всегда между нами. Сергея Егоровича любили очень сильно за то, что он умел сделать так, что он поставит тебя на место за то, как ты себя вела, но об этом никто не узнает.

Сергей Егорович совместно с коллегами организовал лагерь «Росинка». За все время было 4 местоположения лагеря. Этот лагерь был своего рода спортивный лагерь труда, организованный по определенной системе. Мы жили в палатках, разбивали лагерь. Была кухня, столовая на улице, как веранда, там стояли столы.

Ездили мы с 7-го класса, 8 класс во 2 смену и 9 класс. За работу в лагере  мы ездили по путевкам в разные города СССР. Самое главное: кто не работал, мы на совете решали и их не брали с собой.

 Подъем был в 6-7 утра, у нас палатки были разделены: в одном месте жили девочки, а в другом – мальчики. Утренний подъём, туалет, завтрак и работа в поле. Мы  работали с 8 и до обеда. У каждого был свой ряд. Мы, например, сажали помидоры, потом ее выращивали, сдавали совхозу. У нас было взаимодействие с совхозом: они нам продукты предоставляли, путевки оплачивали. Это была налаженная система. Работа под летним солнцем в чистом поле была нелегкая, потом мы приходили, обедали, отдыхали и кто не доделал свою работу в поле, тот возвращался вечером в 4-5 часов и заканчивал работу. Жили весело, дружно, не было такого, чтобы время проходило впустую: мероприятия, дискотека.

Лагерь охраняли сами учителя, не мальчиков ставили, а сами стояли и следили. К часам 11 все это заканчивалось, для всех был отбой. Конечно, если 6 человек в палатке, то там разговоры, шуточки, смех. Так вот учителя ходили и проверяли. В последнюю ночь в лагере никто не спал, прощались с романтикой, а если кто-нибудь все-таки засыпал, то утром во всей красе, то есть намазанный зубной пастой, появлялся перед всеми.

Сергей Егорович – участник Великой Отечественной войны. Он любил рассказывать о том времени?

Нет, он не рассказывал, по крайней мере, нам, мы даже не спрашивали. На войне он был танкистом. Он был награжден медалью «Победа над Японией» и орденом «Отечественной войны», есть юбилейные медали.

Из интервью с Зинченко (Осиповой) Ольгой Александровной, ученицей Грачева С. Е.

Ольга Александровна, каким Вам запомнился Ваш классный руководитель Сергей Егорович Грачев?

Сергей Егорович был требовательным учителем. Для него было очень важно, чтобы ученик честно выполнял свои обязанности и в жизни был порядочным человеком. Если он замечал, что какой-то ученик очень неправ, но слышалось гневное: «С таким я бы в разведку не пошел!»,  и это замечание старшего человека и учителя решало всё.

Вместе с ним мы ездили в Саратов: это были экскурсии в ДОСААФ, соревнования. С областных соревнований всегда приезжали с грамотами, чаще занимали 2-ые места. И это был очень хороший результат.

Он был веселым человеком, шутником. Любил веселые песни, шутки, сам был не однажды многих забавных курьёзов. Многие могут рассказать самые разные случаи, в которых раскрывается любовь этого человека к детям, к жизни.

Из интервью с Крючковой (Кадомцевой)Еленой Николаевной, ученицей

Грачева С. Е.

Елена Николаевна, каким Вам запомнился учитель физкультуры Сергей Егорович Грачев?

Сергея Егоровича мы очень любили. Он был очень требовательным учителем. Был уже пред пенсионного возраста, но все упражнения на гимнастических снарядах: брусьях, бревне, кольцах, турнике, коне —  показывал сам. Строго смотрел за страховкой во время урока.

Замечательный праздник Нового года был таким красивым в старой школе: по инициативе Сергея Егоровича в спортивном зале так смонтировали ёлку, что она медленно крутилась. Это был очень сказочно, красиво. Большой шар, оклеенный зеркальными квадратиками, устанавливался под потолком и на него направлялся луч света. Это тоже была инициатива нашего педагога.

V.Заключение

Сергей Егорович Грачев был настоящим учителем, человеком неутомимой энергии. Всё самое лучшее в истории Воскресенской средней школы и в памяти учеников, родителей, коллег, односельчан связано сего именем. Строительство школьного тира, проведение спортивных «Зарниц», оборудование катка, уникальные лыжные состязания, оформление комнаты боевой славы, лагерь труда и отдыха «Росинка», празднование Нового года, серьезная подготовка в физкультурном кружке, незабываемые уроки, интересное общение, требовательность к себе и другим. Я думаю, что это был честный, преданный человек, который так любил детей, что спустя многие-многие годы они его не просто помнят, а любят ещё больше, потому что, повзрослев, ещё глубже поняли учителя.

 

 

  1. VI. Информационные ресурсы
  2. Сайт МОУ «СОШ с. Воскресенское» https://sites.google.com/site/skmusej/home
  3. Интервью с коллегами, родственниками, учениками.

3.Фото из архива Татариновой О.П., Кравцовой И. А.