Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую Родину по-новому»

Номинация

«Герои моей малой Родины»

Тема работы: «Дети Саратова в годы Великой Отечественной Войны»

Выполнил:

Красикова Дария Дмитриевна,

ученица 9 «Б» класса

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 3» Фрунзенского района г.Саратова

Руководитель исследования:

Спиридонова Елена Владимировна

учитель истории

Ефимова Екатерина Юрьевна

учитель физической культуры

г.Саратов-2019 год

Содержание

 


1. Введение

2

1.1.      Постановка проблемы (задачи)

2

1.2. Цель и содержание работы

2

1.3. Методы решения проблемы (задачи)

2

2. Основная часть

3

2.1. Труд детей Саратова в годы Великой Отечественной войны

4

2.2.      Школьные будни детей Саратова в годы Великой Отечественной войны

4

2.3.      Досуг детей Саратова в годы Великой Отечественной войны.

4

3. Заключение                                                                                                                                                              

6

4. Список использованной литературы (библиография)

7

 

Введение

  • Постановка проблемы (задачи)

            С особым трепетом в нашей семье относятся к теме Великой Отечественной войны. Моя прабабушка – Красикова Валентина Григорьевна начала свой воинский путь в 1943 году на полях сражений под Воронежем и долгожданный День Победы встретила с оружием в руках на территории поверженной Германии.

            Меня всегда интересовало, как жили дети моего города в годы войны, но, пытаясь найти какие-либо материалы на этот счет, я пришла к выводу, что, к сожалению, доступной информации по этому вопросу очень мало. По этой причине я решила обратиться к данной теме в рамках исследования, которое, как я надеюсь, станет основой для дальнейшей моей работы по поиску и распространению информации о героическом прошлом моих сверстников на саратовской земле. На мой взгляд, это позволит другим саратовским ребятам заинтересоваться этой темой, и совместными усилиями мы сможем последовательно работать над устранением проблемы недостатка информации о судьбе саратовских детей в годы войны.

 

  • Цель и содержание работы

Целью моего проекта является исследование общественных отношений с участием детей, проживавших в г. Саратове в годы Великой Отечественной войны, складывавшиеся по поводу трудовой деятельности детей, их школьных будней и детского досуга.

Работа содержит следующие структурные элементы: введение, основная часть, включающая три раздела, заключение и список использованной литературы (библиография).

 

  • Методы решения проблемы (задачи)

Моя работа основана на материалах, доступных в Саратовской областной универсальной научной библиотеке и Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина. Из разных книг, сборников и статей я выбирала информацию, в которой упоминаются дети или которая касается детей. В работе я также использую некоторые архивные документы. Кроме того, несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с человеком, детство которого пришлось на военные годы. Это – Александра Борисовна Белоглазова, главный библиотекарь Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина, автор одной из статей о войне в Книге Памяти Саратовской области. В ходе интервью она ответила на мои вопросы о ее детских воспоминаниях, и некоторые сведения из ее рассказа я также использовала в настоящей работе.

Основная часть

2.1. Труд детей Саратова в годы Великой Отечественной войны

То, что многие дети в годы Великой Отечественной войны трудились наравне с взрослыми – факт общеизвестный. Подтверждение этому встречаются и в воспоминаниях детей и взрослых, и в научной литературе.

В историческом очерке Д.П. Ванчинова говорится о том, что коллективы многих фабрик и заводов в Саратове сплошь стали женскими и молодежными; также упоминается, что, когда в годы войны маршал К.Е. Ворошилов посетил Саратовский авиационный завод, он назвал его детским садом [1, с. 54]. Однако, пишет Д.П. Ванчинов, этот «детский сад» «в мае 1942 года выполнил производственную программу на 105%» [1, с. 54]. Директор этого завода И.С. Левин вспоминает, что в годы войны более 45% работников завода составляли подростки и молодежь; он пишет: «Да, завод изменил свой облик! Стоило пройтись по заводским корпусам – и казалось, что вы попали в детский дом… Многие работают у станков на специально изготовленных подставках: ростом маловаты» [6, с. 39]. Схожая ситуация складывалась и на других заводах и предприятиях. В одной из статей, посвященных г. Балашову Саратовской области в годы войны, отмечается: «с началом войны изменился привычный ритм работы и на Балашовской авиарембазе… Трудились, в основном, женщины, юноши и девушки 14-16 лет… В цеха ремонтного завода [Арсенал-2] приходили вчерашние школьники, которым было от 14 до 18 лет» [2, с. 152-153].

Кроме желания помочь фронту, подростками в их трудовой деятельности двигала и нужда, и голод, и необходимость помочь своей семье. В одной из статей упоминается: «В 1943 году нашей землячке… Тамаре… было 14 лет. Чтобы получить продовольственную карточку, мама устроила ее работать на саратовский телеграф» [10, с. 39]. Кроме того, ряд решений руководства страны предусматривал привлечение к трудовой деятельности лиц, начиная с 16-летнего, а иногда и с 14-летнего возраста в порядке мобилизации, то есть в обязательном порядке [3, с. 183-184]. В сборнике архивных документов я нашла документ, имевший в годы войны гриф «Строго секретно», в соответствии с которым проводилась мобилизация для работы на оборонные предприятия учащихся-комсомолок 9-10 классов средних школ и студенток 1-2 курсов вузов [9, п. 3]. Таким образом, дети старших возрастных категорий в некоторых случаях должны были трудиться в обязательном порядке. 

В сельской местности молодежь трудилась не меньше, чем в городе. В общей сложности школьники Саратовской области в годы Великой Отечественной войны выработали 23 млн. трудодней [1, с. 164]. Трудились не только ученики старших классов, но и младшие дети. Они помогали родителям, следили за домашним хозяйством, ухаживали за пожилыми родственниками и за малышами. По рассказу А.Б. Белоглазовой, которой в 1941 году было всего 7 лет, с момента начала войны перестали работать детские сады в селе, в котором она жила, и во многих других населенных пунктах Саратовской области. И поскольку все взрослые жители села целыми днями были заняты на работе, то обязанность следить за маленькими детьми возлагалась на детей «постарше», которым и самим, порой, было не более 7–10-ти лет. Эти дети, фактически, выполняли работу воспитателей, имея под своим надзором детей со всех домов своей улицы. Иногда «маленькие воспитатели» становились даже «маленькими учителями»: рассаживали детей за импровизированные парты, разучивали с ними буквы, цифры, учили читать и считать. 

  • Школьные будни детей Саратова в годы Великой Отечественной войны

Очень интересным для меня было узнать, что в страшные годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, школы в Саратовской области не прекращали свою работу. То есть дети ходили в школу и учились, как и в мирное время. Всего общеобразовательных школ в Саратовской области насчитывалось около 2,5 тысяч, и в них обучалось почти полмиллиона детей [1, с. 37]. Трудностей было немало. Были проблемы с отоплением учебных классов. В одном из архивных документов отмечается: «По г. Саратову школы топливом обеспечены на 60%. Наиболее затруднительное положение с топливом создается в школах городов и райцентров» [4]. В этом же документе указывается, что в Саратовской области ощущается острая нехватка учителей [4]. Это связано с тем, что многие учителя ушли на фронт. Мне встретилась статья, полностью посвященная воинской доблести саратовских учителей в годы войны, и в ней рассказывается о многих подвигах учителей из числа наших земляков [11, с. 33-40]. Также было отмечено большое сокращение учеников школ за счет привлечения учащихся старших классов к трудовой деятельности, за счет миграции населения, а в некоторых случаях и из-за ослабления надзора за детьми со стороны взрослых членов семей, которые воевали или были вынуждены работать «сутками». Некоторые дети, оставшись без надзора, не ходили в школу и «нищенствовали» [8]. Кроме того, значительные проблемы были связаны с нехваткой детской одежды и обуви, особенно у эвакуированных семей. Для помощи таким семьям жители Саратовской области организовывали сбор детской одежды и обуви [7]. Многое было сделано для устранения этих трудностей, и уже в 1943/1944 учебном году в школы Саратовской области пришло детей больше, чем предусматривалось планом [1, с. 159]. Тем не менее, количество учащихся школ в годы войны сокращалось практически ежегодно.

В годы войны вопросам школьного образования уделялось серьезное внимание, и несмотря на все трудности в этот период даже была проведена образовательная реформа, в результате которой в школах была введена военная подготовка для учеников 5-10 классов, дети начали ходить в школу с 7-ми лет, были отменены словесные оценки и введена пятибалльная цифровая система, во многих городах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек (в г. Саратове было 7 средних школ для мальчиков, и 18 – для девочек) [1, с. 162]. Изменилась в эти годы и программа обучения в школах. Теперь она была насыщена материалом о фронтовых подвигах советских воинов, этим событиям посвящались диктанты и темы сочинений [1, с. 162].

 

  • Досуг детей Саратова в годы Великой Отечественной войны.

С одной стороны, говорить о досуге детей в такие тяжелые годы, казалось бы, неуместно. Вокруг шла война, дети были окружены горем гибели родных и близких, их семьи жили в суровых условиях. С другой стороны, даже в это трудное время дети не могли обходиться без игр, забав, интересных занятий. Я думаю, что в этом они могли найти отвлечение от своего страха, горя, лишений. Директор Саратовского авиационного завода С.И. Левин, рассказывая о работе подростков в годы войны, упоминал, что «в перерыв они не только пляшут и танцуют, но и играют «в класс» и «в чижика»» [1, с. 54]. В нашей беседе А.Б. Белоглазова неоднократно упоминала, что среди разных забот у детей находилось время и для игр, и взрослые всегда давали детям возможность отдохнуть, отвлечься. В одной из статей, посвященных Саратовской области в годы войны, можно прочитать: «Артель «Швейное дело» в Балаково наладила выпуск мягкой игрушки. В ассортименте были зайцы, мишки, куклы, тряпичные мячи и др.» [5, с. 114]. Для меня эти строки показались интересными тем, что в годы войны в нашей области находились силы и средства не только на помощь фронту и первоочередные нужды тыла, но и на внимание к детям. Среди изданий периода войны в фондах Саратовского областного музея краеведения упоминается «единственная в коллекции детская складная книжка-малютка… изданная в Казахстане на русском языке в 1944 году «Как Сабит, Мухтар и Айша помогают фронту»» [2, с. 151]. К сожалению, пока не удалось мне найти информацию о детских книгах, вышедших в этот период в саратовских издательствах.

Важно также и то, что война наложила отпечаток на характер детских игр и развлечений. И речь идет не только об игре «в войнушку», которая, возможно, была самой популярной игрой среди мальчишек того времени, да и послевоенных десятилетий. Достаточно показательным было широкое распространение в Саратовской области, так называемого, «тимуровского движения», которое объединяло детей, помогающих семьям фронтовиков и пожилым людям [1, с. 165]. Возможно, подобное движение, могло бы и не появиться в мирное время. Много усилий для организации детского досуга прилагали саратовские школы: организовывали экскурсии по историческим местам, школьники посещали спектакли и кинофильмы на исторические темы; во многих школах работали исторические, литературные, географические кружки; большое место во внеклассной работе занимала художественная самодеятельность, объединявшая в 1943 году почти 90 тыс. учащихся в школьные коллективы, которые были частыми гостями на предприятиях и в госпиталях [1, с. 163-164].

Заключение

            Подвести итог разговору о жизни детей в годы Великой Отечественной войны невозможно. Судьба каждого ребёнка достойна того, чтобы быть предметом самостоятельного, отдельного исследования и рассказа. О судьбах многих детей военных лет известно немало, о судьбах большинства – в лучшем случае знают только близкие им люди. Я бы хотела продолжить свою работу над изучением данной темы. В течение последних 10–15-ти лет немало материалов было опубликовано о Саратовской области в годы Великой Отечественной войны. 31 том насчитывает Книга Памяти Саратовской области. В саратовских библиотеках хранятся сотни публикаций военных лет и послевоенных десятилетий. Все это – богатейший материал для изучения и исследовательской работы. Но самое важное то, что в наше время еще есть возможность познакомиться с очевидцами событий тех лет – участниками войны, тружениками тыла и детьми военных лет. Есть возможность расспросить их, выслушать их, сказать им: «Большое Вам спасибо!».

 

Список использованной литературы (библиография)

  1. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Исторический очерк. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976.
  2. Васина Т.Л. Балашовские труженики тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Навеки в памяти народной… Материалы межрег. науч.-практ. конф., посв. 65-летию Великой Победы / отв. ред. В.Н. Данилова. Саратов: Изд-во ООО «СП-Принт», 2010.
  3. Гончаров Г.А. Трудовая мобилизация советских граждан в годы Великой Отечественной войны // Вестник ОГУ. №6. 2006. Том 1.
  4. Докладная записка заведующего отделом школ Саратовского обкома ВКП(б) Сидорова в Центральный Комитет ВКП(б) о начале 1944/1945 учебного года в школах области // Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Архивные документы. Саратов: Изд-во губерн. торг.-пром. палаты, 2005.
  5. Куряева О.М. «Этот день мы приближали как могли». Балаково 1941-1945 гг. // Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы XI краеведческих чтений. Саратов: Изд-во Сарат. губерн. торг.-пром. палаты, 2005.
  6. Левин И.С. Грозные годы. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1984.
  7. Постановление бюро Саратовского обкома ВЛКСМ от 4 ноября 1941 года об участии комсомольских организаций в снабжении одеждой и обувью детей, эвакуированных из прифронтовой полосы // Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Архивные документы. Саратов: Изд-во губерн. торг.-пром. палаты, 2005.
  8. Представление прокурора г. Саратова от 1 июня 1944 года в исполком Саратовского городского Совета народных депутатов трудящихся по вопросу о детской беспризорности и безнадзорности в городе // Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Архивные документы. Саратов: Изд-во губерн. торг.-пром. палаты, 2005.
  9. Постановление бюро Саратовского обкома ВКП(б) от 2 декабря 1941 года о подготовке квалифицированных рабочих из числа женской молодежи // Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Архивные документы. Саратов: Изд-во губерн. торг.-пром. палаты, 2005.
  10. Соломонова Л.Я. Живая память (по материалам социального проекта Саратовского областного музея краеведения) // Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы XI краеведческих чтений. Саратов: Изд-во Сарат. губерн. торг.-пром. палаты, 2005.  
  11. Щеглов Ю.Б. Саратовские учителя на фронтах Великой Отечественной войны. О чем повествуют архивные документы // Навеки в памяти народной… Материалы межрег. научно-практ. конф., посв. 65-летию Великой Победы / отв. ред. В.Н. Данилова. Саратов: Изд-во ООО «СП-Принт», 2010.