Областной конкурс
«Открой малую Родину по-новому»
Номинация
«Герои моей малой Родины»
г. Саратов Октябрьский район
МОУ-Лицей № 2
«Улица моего деда»
Выполнила:
Кузьменко Анастасия,
учащаяся 11 «А» класса
МОУ – Лицей № 2
Руководител:
Усова Т.В., учитель истории и
обществознания
МОУ – Лицей № 2,
89093363272
Саратов,
2020
Содержание
Введение 3 стр.
Глава 1. Юность государства создавалась руками юных граждан. 4 стр.
Глава 2. «У человека нет возраста, есть состояние души» (В.Беднова) 6 стр.
Заключение 7 стр.
Список использованной литературы 8 стр.
Приложение 9 стр.
Введение
Народная мудрость гласит, что «без прошлого нет будущего». У каждого человека есть своя родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его страна. Мы с вами, люди XXI века, пользуемся всем тем, что оставили нам в наследство жившие до нас поколения. За тысячелетнюю историю России её жители создали могучее государство, построили красивые города, соединили их дорогами, сделали много научных открытий. Поэтому мы, молодое поколение, должны быть им благодарны, чтить память предков, беречь и приумножать то, что создавалось ими за многовековую историю нашей страны.
Свою работу я посвящаю своему прадеду, Вьюнову Андрею Васильевичу. Его жизнь тесно переплелась с историей нашего государства в XX веке. Его имя, я надеюсь, навсегда останется на карте нашей страны.
Тема исследовательской работы: Улица моего деда.
Цель работы: показать важность и значимость знания биографии своих предков, на примере исследования жизни и деятельности ВьюноваА.В..
Задачи:
1) изучить жизнь и деятельность Вьюнова А.В.;
2) изучить семейные архивы и фотографии военных лет, найти информацию в сети Интернет;
3) определить влияние, которое оказала судьба страны на судьбу моего прадеда, моей семьи.
Объект исследования: биографии моего прадедушки.
Методы исследования:
1. Опрос ближайших родственников о жизни моего прадедушки.
2. Анализ документов из архива моей семьи, данных интерент-сайтов.
3. Обобщение полученных данных.
Глава 1. Юность государства создавалась руками юных граждан.
Родился мой прадед, Вьюнов Андрей Васильевич в 1904 году в Пензенской губернии, в деревне Санниковка в семье крестьян. Предки моего прадеда поселились в этой деревне ещё в XVIII в. Так как фамилия Вьюнов встречается в архивных документах того времени. «Въ 25-ти верстахъ отъ Полянъ, среди широкой степи, стоитъ деревня Санниковка, Телки тожъ. Начало ея относится къ 30-мъ годамъ прошлаговка. Одинъ изъ перводачниковъ—солдатъ Иванъ Санниковъ, а по прозввщу „телокъ», съ братомъ своимъ Михаиломъ, получили свой участокъ на самой окраин жалованной дачи. Находя не удобнымъ здить на обработку своего поля за 25-ть верстъ, Санниковы вышли на свой участокъ и поселились на немъ. Соседи ихъ по дач Серебряковъ, Вьюновъ, Шишевъ и друг., переселились къ нимъ. Составивъ своимъ поселенiемъ хуторокъ они назвали его по фамилiи перваго садчика Санниковкой …» .
С 1914 по 1917 Андрей Васильевич учился в церковно-приходской школе селе Клейменовки, Акучинской волости, Пензенской губернии. В 1917 году поступил учиться в Завиваловскую сельскохозяйственную школу. Завиваловская низшая сельскохозяйственная школа I разряда была открыта в 1890 году. Каждый год в школу набирали от 30 до 40 учеников из числа крестьян в возрасте с 14 лет, умеющих читать и писать. Школа была трехгодичная. За эти годы ученики в зимнее время получали теоретические знания, а с весны до глубокой осени занимались практической работой в поле, по садоводству и огородничеству, по столярному и слесарному делу. Из класса в класс ученики переводились по результатам экзаменов. При школе имелась больница. Преподавательский состав школы занимался не только обучением, но и воспитанием .
Вышедшие из школы специалисты могли занимать должности младших агрономов. Так и произошло с моим прадедом. После окончания школы в 1921 он устроился работать агрономом в селе Владыкино Пензенской губернии. Здесь он и вступает в ряды ВЛКСМ. И комсомольская жизнь быстро захватила Андрея Васильевича. Из семейных преданий мне известно, что прадед принимал активное участие в открытии в деревне избы-читальни. А ещё комсомольцы-активисты поставили самостоятельно спектакль «Борьба за волю!». Мой прадед принимал активное участие в работе над спектаклем.
Всем нам хорошо известно, что после Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В селах и деревнях открывались воскресные школы и избы-читальни, в городах – рабфаки. Я думаю, что мой прадед, как человек с активной жизненной позицией, принимал непосредственное участие в борьбе с неграмотностью. И это стало мотивом для его дальнейшей учебы и получения уже педагогического образования. Видимо свою дальнейшую судьбу он хотел связать со школой.
С 1924 по1928 год Вьюнов А.В. учился в Саратовском педагогическом техникуме. Срок обучения составлял 3 года. Готовил техникум учителей начальной школы. За время учебы в техникуме, Андрей Васильевич избирался трижды членом профкома и возглавлял административно хозяйственную комиссию, выполнял и другие общественные поручения.
Но видимо учеба в педагогическом техникуме показала Вьюнову, что школа делом его жизни не станет. Он чувствовал тягу к родной земле. И завершив обучение в техникуме, поступает Саратовский сельскохозяйственный институт. По окончанию института был направлен на работу в колхоз «Казачка», Калининского (Баландинского) района Саратовского области, где работал на следующих должностях:
С 1931-1932 годы агроном отделения
С 1934-1935 управляющим отделения зерноводства
С 1935-1941 год страшим агроном колхоза
С 1941-1943 директором и старшим агроном колхоза.
Все мы хорошо знаем, что 30-е годы были самыми драматичными в истории русской деревни. Началась массовая коллективизация. Я думаю, что мой прадед искренне верил, что создание колхозов позволит улучшить жить села. А самой главной своей задачей он ставил ту же задачу, которую поставила советская власть – увеличить снабжение растущих городов. И я уверена, что свою работу Андрей Васильевич выполнял искренне и честно.
В эти годы жизнь этого колхоза сильно меняется. В 1931 году здесь начали работать электростанция и ремонтная мастерская. В 1939 году в селе начала работу средняя школа. И наша семья хорошо знает, что прадед принимал активное участие в открытии этой школы.
К 1940 г. колхозы области собрали со своих полей около 200 млн пудов хлеба и заняли ведущее место в Поволжье. Но в 1941 году начинается Великая Отечественная война и для деревни опять настали тяжелые времена. По решению органов партии мой прадед получает «бронь» и остается работать в колхозе. Село справилось с задачей снабжения армии и городов, пускай и не досыта. Несмотря на тяжёлые условия жизни, колхозники упорно ковали Победу над врагом в тылу, налаживая сельскохозяйственное производство, чтобы государство получило в свое распоряжение необходимое количество продовольствия и сырья; проявляли материнскую заботу о фронтовиках, их семьях и детях, помогали эвакуированным.
Именно в годы войны мой прадед Вьюнов Андрей Васильевич вступил в КПСС.
Глава 2. «У человека нет возраста, есть состояние души» (В.Беднова)
После вступления в партию, Андрей Васильевич избрался в совхозе «Казачка» секретарем первичной парторганизации. С 1948 года был назначен директором совхоза «Ершовский». Будучи директором совхоза «Ершовский» три раза премировался деньгами и совхозу вручалось красные переходящее знамя Обкома КПСС и Облисполкома за хорошие производственные показатели. Работал в совхозе «Ершовский» избирался депутатом Районного совет депутатов трудящихся.
В 1954 году был участником Всесоюзного совещания работников совхозов и февральского Пленума ЦККПСС.
В марте месяце 1954 года был назначен директором во вновь организуемый совхоз на целине и залежных землях «Восточный», Дрегачевского района, саратовской области, где работал в этой должности до августа месяца 1960 года. За достигнутые успехи указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью «За освоение целиных земель». До сих пор на карте Дергачевского района Саратовской области в поселке Восточный есть улица, названная в честь моего прадеда – улица Вьюнова.
В марте 1961 года, Саратовским областным управлением сельского хозяйства Вьюнов А.А. был направлен на работу в должности главного агронома в совхоз «Динамо» Базарно-Карбулакского района, но через год дедушка оттуда уволился по состоянию здоровья. В августе 1962 года по личному заявлению, Саратовским территориальным управлением сельского хозяйства был назначен главным агрономом совхоза «Вольновский». В январе 1967 года, был переведен на фабрику, где работал до марта месяца 1968 года, до ухода на пенсию.
В период работы в совхозе «Вольновский» награждался наручными часами и 4-мя почетными грамотами. В совхозе «Вольновский» несколько раз избирался секретарем первичной парторганизации. 12 марта 1967 года избирался депутатом Дубковского сельского совета депутатов трудящихся. 28 февраля 1969 года, избран народным заседателем Саратовского районного Народного суда. В ноябре месяце 1969 года избран членом партбюро первичной парторганизации Дубковской фабрики.
Заключение.
Когда я записывала воспоминания родственников о жизни Вьюнова А.В., то постоянно ловила себя на мысли, что история моей семьи, как в зеркале, отражается в истории России.
Я увлекла своей работой не только близких, но и дальних родственников. Семья сплотилась для новых открытий, мой труд не может быть бесполезным, а это значит, что «никогда не оборвется веков связующая нить!»
Знание собственной родословной стоит того, чтобы потратить немало часов на исследование своих корней. А результаты, подчас неожиданные, могут изменить вашу жизнь. Я поняла одну важную для себя истину: порой мы воспринимаем какое-то историческое событие очень отвлеченно, думая, что не имеем к нему никакого отношения, но ведь всё происходящее в жизни невозможно без участия людей. А если эти люди к тому же связаны с тобой родственными узами, то и событие кажется ближе.
Знакомясь с историей своей семьи, я получила много информации, которую мне пришлось проанализировать, систематизировать, оформить, представить в виде публичной презентации. На это ушло достаточно много времени, но результаты меня порадовали. Исследовательская деятельность по данной теме научила меня по этапности изучения материала, повысила мою самооценку и оценку членов моей семьи и моих ровесников по отношению ко мне, способствовала развитию чувства гордости за своих предков.
Работая с семейным архивом и слушая воспоминания моих родственников, я пришла к выводу, что история Советского государства очень сильно изменила жизнь миллионов людей. Какие-то семьи исчезли совсем, сгинув в «жерновах» истории. Но для нашей семьи история повернула в лучшую сторону. Если бы не Советская власть, судьба крестьянского подростка сложилась бы совсем иначе. И то, что прадед занял активную жизненную позицию, повлияло и на судьбу его детей и даже внуков. Я думаю, что не случайно я попала в Совет нашего лицея. Быть в центре общественных событий – эта черта теперь есть и у меня.
Я считаем, что цель моей учебно-исследовательской работы достигнута. Я изучила юность своего прадеда и выявила влияние Советской власти на формирование его жизненной позиции.
Решая задачи учебно-исследовательской работы, я познакомилась с историей СССР, зафиксировала воспоминания своих родственников, выяснила, какую роль комсомольская и партийная организации сыграли в судьбе моего прадеда.
Практическое применение работы:
• материалы, полученные в ходе учебно-исследовательской работы, используются для проведения уроков или классных часов по историческому краеведению.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах и обязательно продолжу мою исследовательскую работы, чтобы проследить, как перекликалась история моей семьи с историей моей Родины. Для себя я сделала вывод, что в каждой семье есть люди, чьи поступки способны вызвать восхищение и ситуации, которые вы захотите сохранить для потомков.
Список использованной литературы:
1. Каблуков Ю. «Годы, события, факты в истории Пензенского края (к 350-летию г. Пензы) Пенза 2012.
2. Полубояров М. С. Населённые пункты Тамалинского района. Пенза, 2005.
3. Семейные архивы.