Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа р.п.Пушкино Советского района Саратовской области
II Региональный
конкурс «Открой малую РОДИНУ по-новому»
«Тыл Сталинградского фронта»
Авторы: Карнафель Юлия,
Бражников Егор,у уч-ся 9класса
МБОУ-СОШ р.п.Пушкино
Советского района Саратовской области
Руководители: Солодилова В.К.,
учитель географии, Петрова В.А.,
учитель физической культуры
2020год
Содержание
1. Введение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3-4
2. Ст.Урбах во время Сталинградской битвы. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4-5
3. Воспоминание железнодорожников ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5-6
4. Заключение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
5. Использованная литература ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
Введение
В истории человечества бывают события, память о которых живет вечно. Они оказывают огромное влияние на развитие судеб, стран и народов. Таким событием явилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Одна из самых ярких ее страниц – героическая оборона Сталинграда, которая стала переломным моментом войны. «Когда настанет День Победы, наши бойцы первыми вспомнят железнодорожников», писал Илья Эренбург в 1941году.
Так получилось, что железнодорожная линия Урбах – Верхний Баскунчак – Паромная стала в тот год единственной магистралью, по которой шло более или менее безопасное снабжение Красной армии, подразделения которой закрепились на пятачке у Волги в Сталинграде, и отправка раненых на Большую землю. Железнодорожники Станции Урбах успешно справлялись с перевозками военных грузов, без задержки шли санитарные поезда, с запада шли поезда с эвакуированным населением, оборудованием эвакуированных предприятий, материалами, сырьём, а с востока на фронт шли эшелоны с войсками, вооружением. С августа по октябрь 1942 года по ней было доставлено в Сталинград 16 тысяч цистерн с горючим. Чтобы ускорить продвижение поездов, железнодорожники, не жалея себя, работали круглые сутки, вручную открывали семафоры, переводили стрелки.
Тонкие красные нити на карте,
Сети железнодорожных путей.
Точки на ней — это множество станций.
Вот и мой Урбах средь волжских степей.
Урбах прошел сквозь войны лихолетья.
Станцию нашу бомбили не раз.
Гибли солдаты, ремонтники, дети.
Станцию в строй! Был военный приказ.
На Сталинград эшелон и обратно.
Сотни составов на фронт тут прошли.
Много израненных воинов ратных.
В госпиталя через Урбах везли, — писала выпускница нашей школы Арина Дикова.
Ст.Урбах во время Сталинградской битвы.
О безопасности, конечно, приходилось только мечтать. С аэродромов, расположенных на окраине Сталинграда, точно по расписанию взлетали немецкие самолеты и шли за Волгу бомбить пути и станцию. На направлении Урбах – Верхний Баскунчак – Паромная во время противостояния в Сталинграде в сентябре 1942 года немецкая авиация совершила 316 налетов, а в октябре уже 1020..Защиту неба над железнодорожной веткой Урбах – Баскунчак – Паромная осуществляли летчики Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени Мясникова, которая в 1941 году была эвакуирована в Красный Кут. Впоследствии было организовано Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Среди ее выпускников – маршалы авиации, более 170 генералов, почти 300 героев Советского Союза, в том числе и легендарный советский ас, трижды Герой Советского Союза – А. Покрышкин. Летное училище закончили сыновья А. И. Микояна Степан, Владимир и Алексей, а также сын М.В. Фрунзе Тимур. Благодаря летчикам-качинцам, железные дороги продолжали действовать. 11 сентября 1942 года летчик-инструктор Д. Гудков на истребителе ЯК встретил немецкий самолет-разведчик, летевший вдоль полотна железной дороги. Его «Як» пошёл на сближение. Однако фашисту удалось уклониться от выпущенных по нему пулеметных очередей. Фашистский летчик видно был опытным ассом. Д. Гудкову не удавалось его подбить, а патроны закончились. Дмитрия пронзила мысль: «Нельзя упустить врага! Вдруг он успел сфотографировать важные военные объекты?» Летчик решил идти на таран.
Особой удачей считалось у асов разбомбить эшелоны военно-санитарного поезда с ранеными советскими бойцами. На Рязано-Уральской железной дороге (ныне – Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами.17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд № 87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова). Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье, Баскунчак, Паромная… День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда – врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.
Воспоминание железнодорожников
Когда Сталинград был отрезан немцами с севера, запада и юга, остался только один путь эвакуации — на восток через Волгу, а затем по железной дороге по направлению: Ленинск-Баскунчак-Урбах-Саратов. Следует подчеркнуть, что именно этим путем были эвакуированы раненые и больные самых боевых 62-й и 64-й армий, оборонявших Сталинград.
В то время, когда шла жаркая Сталинградская битва, ни днем, ни ночью, ни на минуту, ни на секунду не прекращали сражение на боевом посту наши железнодорожники. По воспоминаниям тех, кто работал здесь, отдохнуть не было возможности даже ночью.
Николай Максимович Спиридонов, уважаемый человек в поселке. Вся его жизнь связана с железной дорогой. Во время войны работал на станции старшим стрелочником: «Много пришлось пережить, столько было работы, особенно в дни Сталинградской битвы. Не было времени на обед сходить. Жена носила еду на пост. Эшелоны, эшелоны, эшелоны. Еле успевал переводить стрелки (а переводились они вручную) с одного пути на другой. Что особенно запомнил? Это санитарные поезда. Сколько же раненых солдатиков перевезли они мимо станции! Иногда становилось страшно и жутко от стонов и криков раненых и умирающих. Составы на короткое время останавливались, чтобы сгрузить умерших. Останавливаться на долгое время нельзя было: разбомбят». По рассказу Николая Максимовича, неподалеку от вокзала складывали тела, чуть – чуть присыпая землей за неимением времени . Николай Максимович в разговоре с ребятами вспоминал ,что однажды морозным днем остановился военный состав, солдаты вынесли командира и рядового умерших от тяжелых ранений и просили похоронить, так у вокзала появилась могила с красной звездой, позже захоронение перенесли на школьный двор.
Из воспоминаний Таисии Макаровны Захаровой, которая с начала 1943 года работала в должности бригадира чистильщиков цистерн, потом-мастером колесного цеха в Сталинграде: «5 февраля 1943 года я была в Сталинграде, чтобы забрать раненых солдат оставшихся в живых. Тропинка была проложена по замерзшим трупам. Подогнали санитарную машину, раненых одели в чистую одежду, и санитарный поезд пошел на восток. По пути умерших солдат снимали с поезда. Так образовалось братское кладбище на станции Урбах..»
По данным архива в братской могиле похоронено более 158 солдат.
Информация о захоронении
Страна захоронения – Россия.
Регион захоронения- Саратовская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 64-322
Первичное место захоронения Советский р-н, ст. Урбах (п. Пушкино)
Дата создания современного места захоронения __.__.1942
Дата последнего захоронения __.__.1943
Вид захоронения — братская могила
Состояние захоронения — отличное
Количество могил — 1
Захоронено всего — 158
Захоронено известных — 0
Захоронено неизвестных — 158
Кто шефствует над захоронением МБОУ-СОШ п. Пушкино
Заключение
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество железнодорожников в городах и селах нашей страны установлены памятники. Сейчас на братской могиле на станции Урбах установлена стела, к которой в знаменательные дни приходят взрослые жители, школьники.
Стою у монумента скорби,
Где вписаны святые имена.
Лучи свечей, как капли боли,
Сверкают через годы, времена.
М. А. Борисенкова, выпускница нашей школы.
Использованная литература:
1. Битва за Волгу (воспоминания участников Сталинградского сражения) // Волгоград книжное издательство 1962. С. 84-103.
2. . Ерёменко А.И. Сталинград / А.И. Ерёменко // М: Военное издание министерства обороны СССР. 1961.
3. Кривошеев Г.Ф. Россия и СССР в войнах XX века / Г.Ф. Кривошеев // М: «ОЛМА-ПРЕСС» 2001. С. 217. Саратов.
4. Воспоминания О.П.Табакова о своем отце liveinternet.ruusers/3561375/post431910280/.
5. Воспоминания железнодорожников ветеранов
6. Самсонов А.М. Сталинградская битва / А.М. Самсонов // 4-е издание. М: Наука, 1989.
7. Плехов И.И., Хватов С.П., Захаров Г.И. В огне Сталинградских переправ / И.И. Плехов // Волгоград: Комитет по печати, 1996.
8. Битва за Сталинград // Волгоград книжное издательство 1970. С. 10-11, 320.
9. О войне и товарищах лётчиках. Сборник воспоминаний // Саратов 1996. С. 5
10. Материалы с архива музея Боевой и трудовой Славы.