Второй ежегодный Региональный конкурс
исследовательских работ школьников
«Открой малую Родину по –новому»
Номинация «Туристической тропой Родного края»
Тонкой змейкой у Лебедевки
Протекает река Еруслан.
Автор: Калиф ДилараАмангельдыевна,
обучающаяся 9 класса
Учитель: Баракова Светлана Петровна
Саратов — 2020
Содержание
Введение__________________________________________________1-3
Основная часть
1.1 Этимология названия______________________________________4
1.2Экскурсия по реке ________________________________________4-6
1.3 Экологическое состояние реки_____________________________6-8
1.4 Творческая страничка____________________________________8-9
Заключение_______________________________________________10
Список литературы________________________________________11
Введение
В нашей области протекает река самая длинная в Европе, одна из самых крупных в России. Это Волга. Она течет по огромным пространствам, силой воды своей вырабатывает электричество на гидростанциях, по ней движутся бесчисленные суда, на ее берегах стоят города. Все так. Но не менее достойны уважения и любви малые реки, на берегах которых мы живем. Разве Волга стала бы многоводной, если бы в нее не вливались речки малые? Маленькие речки и сами по себе достойны уважения. Только выбегут из родника, только родятся, а уже делают нужное дело: зверушку напоят, дадут пристанище пескарику или еще какой рыбке, в прибрежной сырой низинкепоселятся лягушки, кулики совьют гнезда…. Чем дальше бежит вода, тем нужнее речка. Жизнь леса, урожай в полях зависят от речки. А на взгорке виднеется деревня-у воды и человек строит свое жилье. Стадо приходит на водопой. Великие удовольствия- купание и рыбную ловлю- тоже дает река.Каждая речка-частица нашей прекрасной природы, украшение родной земли, на которой мы живем. Поэтому мы попробуем составить портрет нашей малой реки -Еруслан.
Начать свою работу мы решили с социологического опроса среди учащихся нашей школы и их родителей. На вопросы отвечали 20 человек. Нам было интересно узнать, что думают и знают они об истории и значении реки в нашем селе. Проанализировав анкеты, мы сделали вывод, что у всех опрошенных самые распространённые ответы об использовании реки в основном совпали: вода для полива и для водопоя скотины. А также красивое место для отдыха. Вот некоторые высказывания:
-У каждого человека есть любимое место. Это может быть парк, пляж или озеро. А мое любимое место — это берег реки Еруслан. Отсюда открывается необычайный простор и красота.
-Родная река всегда успокаивает и наполняет силы. Я часто прихожу сюда, чтобы подумать или помечтать. Летом мы ходим сюда купаться с друзьями. Плескаться здесь можно хоть целый день.
-Еруслан – это то место, где можно отдыхать в любое время года. Летом мы с удовольствием проводим жаркие дни возле реки, иногда вместе с родителями, иногда с друзьями. К сожалению, все меньше остается мест, где можно искупаться. Зимой, когда вода замерзает и превращается в лед, мы катаемся на коньках и играем в хоккей. По воспоминаниям старшего поколения река предстает немного не такой как мы привыкли ее видеть:
-Мы любили купаться, рыбу ловить: щук, окуней, пескарей. Ловили её на удочки, где леска была из конского волоса. В детстве родители отправляли пасти около речки гусей, а мы, детвора, вдоволь плескались на нашей речке. Река была широкая, глубокая. Женщины ходили на речку полоскать белье.
— Около села Репное в мое время был навесной пешеходный мост. Летом на нем не было пустого места. Все было забито купающимися детьми. Слышался смех, шум ныряющих, плавающих наперегонки. Я очень любила ловить раков. Приходила купаться с раколовками. Пока купаешься- наловишь ведро.Сейчас на том месте тишина. Транспорт проезжал в село по плотине. Так весной, когда начинался ледоход, ее всегда сносило. Такой силы было течение на Еруслане. Сейчас Еруслан потерял свою силу.
Об истории реки знают только то, что впадает в Волгу. Более точное место впадения, исток реки, основные данные не смогли сказать.
Опрос помог мне определить актуальность данного проекта и поставить цели и задачи.
Актуальность: Малая река — чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения. Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование долины реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем в условиях сельских школ с использований простейших мероприятий, которые были бы доступны их реализации силами учащихся.
Целью настоящей работы является географическое описание и оценка современного экологического состояния реки Еруслан.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.Узнать происхождение слова «Еруслан».
2.Выяснить общую характеристику реки.
3.Привлечь внимание общественности к экологической проблеме реки, подготовить рекомендации по сохранению и улучшению экологического состояния реки.
4.Воспитывать любовь к малой родине.
Гипотеза:Люди привыкли жить на берегах нашей реки. Не замечают порой ее тихой красоты, пользы, которую она приносит людям. Не замечают изменений, происходящих с нашей рекой.
Методы исследования: анкетирование, опрос, беседа
Для достижения цели и решения данных задач нам нужно было поработать с различными источниками информации: литературой, Интернет -источниками, посетить библиотеку, провести анкетирование жителей села Лебедевка, Репное и Ждановка,проанализировать результаты анкеты.
Основная часть
1.1 Этимология названия:
В начале своего исследования я решила выяснить: «Почему река имеет такое название?»
-По одной из версий, название нашей реки появилось во времена калмыцких кочевий в наших степях. «ЕР»- в тюркском наречии означает «богатырь». Руслан –мужское имя у русских, казахов, калмыков, чеченцев и других народов. Южнее реликтового Дьяковского леса, между Ерусланом и впадающим в него Торгуном, калмыки не только торговали лошадьми, но и устраивали спортивные соревнования, отдыхали. Или богатырь Руслан был выдающимся силачом, или, скорее всего, утонул в нашей реке. А вторая согласная буква «Р» со временем выпала и получился Еруслан.
-По еще одной версии название Еруслан получил предположительно от тюркского «арслан», что переводится как «лев».
1.2 «Экскурсия по реке»
Еруслан — река, которая протекает по трем районам Саратовской области: Федоровскому, Краснокутскому и Ровенскому. Также захватывает Старополтавский район Волгоградской области, левый приток Волги. Начало берет около села Обновленка Федоровского района Саратовской области. Впадает в Волгоградское водохранилище близ села Валуевка Волгоградской области. Устье в результате затопления Волгоградского водохранилища превратилось в растянувшийся на километры широкий Ерусланскийзалив.
Длина — 278 км. Летом Еруслан местами пересыхает, вода солоноватая.
Река Еруслан – это в большей степени степная река. В ее верхней части до села Дьяковки высокие крутые берега, ниже по течению берега становятся все более плоскими и на них расстилаются луга и пахотные земли. От Усатова вдоль берегов реки Еруслан начинаются сыпучие пески.В верховьях реки встречаются перелески, в которых произрастает сосна, лиственница, береза, дуб, клен и другие деревья. В районе мелей можно увидеть заросли кувшинок, лилий, кубышек и других речных красивых цветов.К югу от реки раскинулись солонцеватые Киргизские степи. Слева в Еруслан впадают несколько небольших притоков: реки Соленая Куба, Яма. Справа в Еруслан на территории Саратовской области впадают реки Гашёни Бизюк. Река Еруслан славится местами для рыбной ловли. Здесь можно поймать щуку, окуня, сома, голавля. И еще много других видов рыб. Кроме этого, среди местных жителей процветает промысел по ловле раков, для чего вблизи берегов устанавливаются раколовки. Мясо рака считается деликатесом и пользуется большой популярностью у гостей этих мест. Многочисленные рыбаки отмечают, что в последнее время эту местность облюбовали бобры, которые повадились строить запруды для своих поселений. Но это больше вверх по течению, у нас такого не увидишь.Если тихо посидеть, можно увидеть и услышать птиц, которые облюбовали себе хорошее местожительство в зарослях по берегам реки.По берегам располагаются многие населенные пункты, это и неудивительно, ведь водная артерия пересекает две большие области. В основном это села и поселки, самый крупный город – Красный Кут.В целом более тридцати крупных сел расположились по берегам реки, которые входят в четыре районных образования. Когда искали сведения о Еруслане в Интернете, нашли описание реки Еруслан в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Река Еруслан, левый и последний приток Волги; составляет в нижней своей части границу губернии Астраханской с Самарской. Еруслан начало в северной части Новоузенского уезда и направляется к юго-западу; длина его течения 288 верст, а поверхность бассейна 10367 кв. верст; река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Еруслан до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Еруслана сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи. Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 4 до 12 саженей, при глубине до 7½ футов, но в ямах глубина доходит до 3 саженей; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др. Только в верхней части течения Еруслана по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др. По Еруслану расположено несколько довольно значительных селений. В Еруслан впадает один только значительный приток слева — река Торгун.» Этому описанию более ста лет. Я решила посмотреть насколько изменилась река. И предоставить данные в таблице. Вот что у меня получилось:
Данные о реке | Наше время | Раньше |
Длина реки | 278км | 288 верст- 305 км |
Глубина | В некоторых местах- менее метра | 4-12 саженей -8-24 м |
Притоки | Торгун-впадает в Волгоградское водохранилище | Приток Еруслана |
Бассейн | 5570 кв. км. | 10367 кв. верст-10989 кв.км. |
Обитатели | щука, окунь, лещ,плотва, красноперка, рак | судак, сазан, лещ, окунь, стерлядь, сом, щука, плотва, красноперка, рак и др. |
Значение | — рыбалка -сельскохозяйственный полив
| -рыбалка, -вода для полива и др. технических нужд — пожарный водоём — в быту |
Течение | Течение реки тихое, вода поросшая ряской, мутная, пригодная только для полива. | Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению в быту;
|
Видно, как сильно изменился Еруслан: длина стала меньше, стал мельче намного, изменил свое назначение, даже притоков стало меньше, вода в нашей местности стала непригодна для употребления в быту. Почему? Можно выделить ряд причин: появление Волгоградского водохранилища, которое повлияло на длину реки.Раньше Еруслан впадал непосредственно в Волгу, а сейчас в Волгоградское водохранилище, да еще образовал длинный Ерусланский залив.
1.3 Экологическое состояние реки
А еще впоследнее время горячо любимый нами Еруслан взывает о помощи! Сейчас мы являемся свидетелями ухудшения состояния реки.Если проехать несколько километров вдоль реки, от увиденного чувство восторга не испытать:берега поросли плотной стеной камыша, свой «отпечаток» оставляет и человек, прибрежная зона уже давно превратилась в свалки мусора и всевозможных отходов. Дно Еруслана заиленное, рыбаков больше не привлекает река, так как рыбы осталось совсем мало. Существует проблема дефицита воды – ее катастрофически не хватает для обеспечения потребностей жителей Краснокутскогорайона. Поэтому я считаю, что сохранение реки Еруслан – одна из важных экологических проблем нашего района. Всем понятно, что на решение проблемы уйдет не год или даже не два. Мы все очень надеемся, что Еруслан восстановится. Как один из вариантов очистки реки- пустить в нее толстолобика и белого амура. Подобный метод заселения водоемов определенными видами рыб ученые называют биологическим способом очистки, а толстолобик и белый амур – это не только промысловые рыбы, но и хорошие санитары водоемов или, как их называют, биологические мелиораторы.В 2013 году в реку Еруслан запустили первую партию пресноводных. «Новоселы», по мнению районного эколога, должны помочь улучшить водную экологическую ситуацию: из-за недостаточного количества рыбы в воде происходит ее бурное цветение, берега зарастают, дно заиливается, а толстолобик с аппетитом уплетает мельчайшие водоросли, которые придают воде зеленоватый цвет, – фитопланктон, а амурчики предпочитают зеленую водную растительность, за что их и назвали травяным карпом. Поедая в сутки столько травы, сколько весит сам, белый амур отлично пропалывает русла рек, пруды, озёра, ирригационные системы. Поэтому есть надежда, что это будет неким спасением для нашей реки.Однако, чтобы запущенная программа работала эффективно, зарыбление толстолобиком и амуром нужно производить ежегодно, ведь эти виды рыб в наших водоемах не размножаются, условия не подходят. Да и не все из выпущенных в реку мальков выживут. Однако только ли биологический способ спасет Еруслан? Как скоро мы поймем, что не меньшая доля ответственности за Еруслан лежит и на нас, жителях?
Не надо ждать, что кто-то придет и что-то сделает. Я считаю, что жить надо, руководствуясь принципом: «Хочешь изменить мир – начни с себя».
А что можем мы сделать?
Во-первых, нужно не загрязнять реку и ее берега. Когда я отдыхаю на реке вместе с родителями или с друзьями, то мусор мы стараемся не бросать в реку, не оставлять в кустах, а забирать с собой, чтобы уничтожить его уже дома. К сожалению, так делают не все. Во-вторых, можно проводить акции по уборке территории берегов и самой реки. В-третьих, я стараюсь экономно расходовать воду дома, ведь это вода из нашей реки. А еще в школе проводим акции «Еруслану жить»! В ходе их не только очищаем берега, но и проводим беседы с учениками школы, развешиваем листовки. С таким содержанием:
Мы призываем всех:
Берегите Еруслан!
Не оставляйте мусор в местах отдыха!
Не мойте машины на берегу реки!
Не сбрасывайте химические вещества в реку!
Спасём Еруслан – реку нашего детства и потомки нам скажут спасибо!
Давайте заботиться о природе: ведь это наше будущее!
Если об этом подумает каждый, может, жизнь изменится? В современных условиях, когда проблема пресной воды выходит на уровень мировых экологических проблем, в наших силах сделать так, чтобы будущее поколение не считало каждый потраченный литр воды и так же отдыхало на нашем Еруслане, как это с радостью делаем мы! Мы очень хотим, чтобы наша река Еруслан всегда была полноводной, чтобы в ней было много рыбы, что бы она всегда радовала нас своей красотой.
1.4 Творческая страничка
Тихая, порой неприметная красота нашей реки всегда завораживает наших односельчан. Вот такое красивое стихотворение посвятил Еруслану Борисенко В.В.:
С кем дружит река…?
С притоками…!
А силу берёт
С истоками…!
Кто песню поёт ей…?
Ветра…!
Ласкает кого…?
Берега…!
Качает волной Рыбака,
А учит уму Дурака…!
Исток, из села Обновлёнка
По степи бежит очень ловко.
Как, кто — то открыл в селе кран
И выпустил наш Еруслан…!
Меж сёл протекая, в долине
Вбирает и Яму, Торгун.
Сливаясь с Солёною Кубой
И катится вниз, как валун.
И воды свои разливая
В широкую, синюю гладь
Впадает в объятия Волги
Целует её, словно мать…!
Еще одно написала библиотекарь нашей школы Лапина Т.Н. Мы привели только несколько строк из него:
Тонкой змейкой у Лебедевки
Протекает река Еруслан.
И как подданный, чем только может,
Отдает она нам свою дань.
Рыбой, дичью. Живительной влагой,
Орошая поля и сады.
И радость детишкам, что мчатся ватагой
По краешку тихой, прозрачной воды.
А на рассвете, ранней весною,
Лебеди стаей сюда прилетят.
И пары влюбленных вечерней порою
Забыв обо всем у воды посидят.
Ученики нашей школы часто посвящают Еруслану свои рисунки: «Берега Еруслана», «Вечер на Еруслане» и много других.
Заключение.
Текут реки по просторам нашей Родины, а еще текут они словно бы из далекого прошлого в наше с вами время и дальше, дальше в будущее текут. И, зная это, нам с вами надо любовно и бережно сохранять их красоту, полноводность, богатства.
Закончив свою работу, я сделала вывод, что моя цель в работе была достигнута. Я составилагеографическое описание реки и дала оценку современного экологического состояния реки Еруслан. Выяснила, какие мероприятия проводятся властями для очистки реки и что можем сделать мы.
Я думаю, что материал, который был собран, имеет и практическую направленность. Его можно использовать при проведении классных часов, на уроках географии, можно оформить стенд: «Береги родную природу». А также провести школьное мероприятие: «Если не мы, то кто?», продолжить работу над очищением берегов реки.
Список используемой литературы
1.А.М. Демин, Л.В.Макарцев, С.В. Уставщикова «География Саратовской области»- Саратов, издательство « Лицей», 2012г.
2.Газета « Краснокутские вести», 2015 г.
3.Воспоминания жителей сел Лебедевка, Ждановка, Репное.
Интернет- ресурсы
1.https://www.marshruty.ru/Places/PlaceGoogle.
2.https://gufo.me/dict/brockhaus/
3.https://ru.wikipedia.org/wiki