Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по – новому»

Номинация
«Герои моей малой Родины»

Тема работы:
«Потомки народного героя России Ивана Сусанина
на Лысогорской земле»

Выполнил:
Артамонов Матвей Андреевич,
ученик 5А класса МБОУ «СОШ №2
р.п. Лысые Горы Саратовской области»
Руководитель исследования:
Фильчагина Галина Львовна,
преподаватель географии

р.п. Лысые Горы – 2020 год


ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………………..3
2. Подвиг Ивана Сусанина……………………………………………………………..4
3. На новой Родине………………………………………………………………………6
4. Память жива…………………………………………………………………………..8
5. Заключение…………………………………………………………………………….9
6. Литература…………………………………………………………………………….10

Введение.
Наш край – наша малая Родина, частица великой страны, и всё, что связано с Отечеством, должно быть нам очень дорого. Мы должны быть благодарными потомками, должны сохранить и умножить добрые традиции наших предков: любовь к людям, к земле, на которой живём и трудимся, добрую дружбу и уважение к каждому человеку.
Каждая эпоха рождает свои песни, своих героев. Обращение к героическому прошлому Родины, к нашей памяти – святой долг каждого гражданина. Славится наша земля замечательными людьми. В разных местах, городах и селах, нашей необъятной страны жили люди, которые оставили след в истории России. Каждому человеку известно имя Ивана Сусанина. Зная, его подвиг, люди слагают легенды, стихи, песни. Совершенно случайно я узнал, что живут у нас потомки этого народного героя. Мне стало интересно, кто они, и как сложилась их жизнь. Поэтому я решил узнать о самом Иване Сусанине и его потомках, проживающих на Саратовской земле.
Цель нашей работы:
 Познакомиться с потомками Ивана Сусанина на Саратовской земле.
Задачи:
 Изучить как можно больше литературы, посвящённой этой теме;
 Выяснить, в чём состоял подвиг Ивана Сусанина;
 Как появились потомки Ивана Сусанина на Саратовской земле;
В работе мне очень помогла книга потомков Ивана Сусанина Виктора Дмитриевича и Сергея Дмитриевича Белопаховых «Очерки истории Лысогорского района Саратовской области».

Подвиг Ивана Сусанина
«Иван Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале XVII века. Иван Сусанин был крестьянином деревни Деревнищи, расположенной близ села Домнино Костромского уезда. Зимой 1612-1613 года Иван Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино – вотчины бояр Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович Романов.
Иван Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес, за что был замучен. Память об Иване Осиповиче Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и опере М.И Глинке «Иван Сусанин».
В осенние тревожные дни 1612 года, когда на улицах Москвы и площадях Кремля шли ожесточенные бои и пожары, мать будущего царя – Марфа Ивановна Романова (до принудительного пострижения в монахини по указу царя Бориса Годунова – Ксения Ивановна), недавно возвратившаяся из ссылки, с целью сохранить жизнь оставшегося в живых последнего из пятерых своих детей, увезла своего сына, Михаила Федоровича, в Кострому, где и передала его на попечение вотчинного старосты своего села Домнино, крестьянина Ивана Сусанина.
Польский король Сигизмунд решил отыскать нового русского царя и убить его с целью сохранить за собой власть на Руси.
В ночь на 13 марта 1613 года один из таких отрядов прибыл в деревню Деревнищи, находящуюся в трех верстах от села Домнино, где проживал Иван Сусанин. Польские шляхтичи потребовали от Ивана Сусанина провести их до места нахождения царя, обещая большое вознаграждение ему, угрожали.
Мудрый русский крестьянин сразу догадался о коварном замысле врагов, задумал и осуществил свой план спасения царя. Темной метельной ночью он тайно от врагов отправил своего зятя Богдана Собинина в село Домнино с целью предупреждения царя о грозящей ему смертельной опасности.
Михаил Федорович тот же час отправился в Кострому, где укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. С рассветом 13 марта польские шляхтичи с проводником Иваном Сусаниным отправились в путь.
Он вел их по берегам речки Корбы до впадения ее в реку Шачу, по берегам которой он вел поляков вверх по течению до Исуповского болота (оно ныне называется Чистым), где среди вековых елей и сосен встречались незамерзающие зимой топкие места, заросшие осокой.
Иван Сусанин увел своих врагов в сторону от села Донино на 10 верст, где и объявил им, что, царя Михаила им никогда не найти. После долгих пыток, издевательств над ним, Иван Сусанин погиб.
Мужественный крестьянин своим подвигом и самопожертвоанием сохранил жизнь новоизбранного русского царя, сохранил российскую государственность и православную веру на Руси.
Через 6 лет, когда отец царя, Федор Никитич Романов, возвратился из польского плена, в августе 1619 года царь Михаил Федорович в сопровождении матери своей, инокини Марфы Ивановны, совершил поездку в Макарьев –на-Унже монастырь на богомолье.
По пути они заехали в свое родовое имение – село Домнино, где прожили несколько дней.
В это время дочь Ивана Сусанина Антонида с мужем рассказали Марфе Ивановне о трагической судьбе их отца и вотчинного старосты Ивана Сусанина.
Царь Михаил Федорович по совету и прошению матери своей выдал на имя Богдана Собинина первую жалованную грамоту от 30 ноября 1619 года:
«Как мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси Самодержец в прошлом 1613 году были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди и тестя его, Ивана Сусанина, изымали и пытали его великими немерными пытками, а пытали у него, где мы в те поры были, а он, Иван Сусанин, ведая про нас, Великого Государя, …не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти.
Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и иные никакие подати имати с них не велели.
Велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богданке Собинину, и детям его и внучатам и правнучатам и в род их вовеки неподвижно. Дана наша сия грамота в Москве лета 1619 года ноября в 30 день.»
Обеление их означало освобождение от всех податей и повинностей. От этого слова и произошло название потомков народного героя Ивана Сусанина белопашцами. Это их название мы встречаем и в последующих царских грамотах белопашцам, оно было закреплено за ними российским законодательством.
В последующие века и годы российские правители из царствующего рода Романовых – Иоанн и Петр Алексеевичи, Анна Иоановна, Екатерина II Алексеевна, Николай I Павлович – подтверждали уже новым поколениям белопашцев полученные от царя Михаила Федоровича преимущества и льготы.
Летом 1834 года Кострому посетил Государь Император Николай I, принял там делегацию потомков Ивана Сусанина, увидел бедность их, дал им свое царское слово улучшить условия их жизненного быта и полностью выполнил свое обещание.
Своим указом от 14 марта 1837 года Николай I предоставил белопашцам новую жалованную грамоту.
«Сохраняя всегда в памяти нашей подвиг самопожертвования, оказанный некогда крестьянином Иваном Сусаниным, искупившим мученическую смертью жизнь родоначальника Императорского Дома нашего царя Михаила Федоровича Романова, мы при обозрении нашем Костромской губернии повелели:
— собрать точнейшие сведения о настоящем положении потомков сего верного сына Отечества, жительствующих Костромского уезда в деревне Коробово и известных ныне под именем белопашцев…».
Николай I наделил им 742 десятины разных казенных земель, распорядился построить в деревне Коробово православную церковь, школу и дом для общественных сходов, переименовал деревню Коробово селом, распорядился открыть в городе Костроме памятник Ивану Сусанину, наиболее зажиточных и авторитетных белопашцев приказал ежегодно награждать нарядными и полунарядными кафтанами, а их жен и дочерей – яркими цветными платками.
Вскоре в село Коробово прибыли мастеровые люди, открыли здесь учебные мастерские по изготовлению ювелирных изделий из серебра, пошиву крестьянской одежды и шапок, изготовлению деревянных веретеньев и других изделий.
На новой Родине
Летом 1858 года Император Александр II со своей семьей посетил село Коробово, привез в подарок для новой церкви семь колоколов с именными надписями от себя и членов своей семьи.
Некоторые из белопашцев не вышли встретить своего царя-государя, а намеренно ушли в поле и в лес. За это многие из них были строго наказаны.
Александр II издал указ от 25 октября 1859 года «О принятии некоторых мер против беспорядочной жизни коробовских белопашцев», которым 14 семей белопашцев и три бобылки были переселены в удельные имения северных и поволжских губерний России за «раскол, пристанодержательство и укрывательство преступников».
Пунктом 9 приложения 4 этого указа предписывалось переселить в удельное имение Саратовской губернии:
1. Селиверста Андреевича Белопахова (имеет жалованный кафтан), 49 лет.
2. Селиверста Андреева, 1-й сын Григорий, 26 лет.
3. Григория Селиверстовича, сын Всеволод, 2 года.
4. Селиверста Андреева, сын Семен, 23 года.
5. Селиверста Андреева, 3-й сын Константин, 10 лет.
6. Селиверста Андреева, жена Сигклитиния Сергеева, 48 лет.
7. Григория Селиверстова, жена Мария Ивановна, 25 лет.
8. Его дочь Мария, 2 года.
9. Семена Селиверстова дочь Татьяна, 2 года.
Селиверста Андреева дочери:
10. Парасковья, 14 лет.
11. Анна, 13 лет.
12. Семена Селиверстова жена Мария Даниловна, 22 лет.
При оформлении для переезда на новые места жительства всем уезжающим из села Коробово белопашцам были выданы документы с указанием их новых фамилий.
Так, летом 1860 года в удельное село Федоровку Аткарского уезда Саратовской губернии прибыла семья переселенцев прямых потомков народного героя Ивана Сусанина – белопашцев Белопаховых.
В селе Федоровка, основанном в 20-х годах XVIII века, проживали государственные (I-е общество) и удельные (II-е общество) крестьяне.
Село постоянно пополнялось прибывающими сюда отставными билетными солдатами и другими людьми, село было центром Федоровской волости.
Из резервных земель волостное правление выделило Белопаховым по 3,4 десятины пахотных земель на каждую мужскую душу, выделило семена для весеннего сева 1861 года.
К зиме Белопаховы построили на 3 семьи один большой деревянный дом под соломенной крышей и надворные постройки для домашнего скота. Они получили на новом месте жительства поддержку и помощь от своих новых земляков.
Весной 1861 года Белопаховы засеяли на вновь распаханных участках в урочище Березняки и Вишневой Гайке семена ржи, пшеницы, овса и новых для них культур – гречи, проса и подсолнечника.
Урожая 1861 года было достаточно им для продовольствия и фуража, для расчета с долгами и для продажи на ярмарках и базарах (государственные и удельные крестьяне в отличие от крепостных имели право вести торговлю).
Более теплая и менее продолжительная зима и жаркое лето, черноземные почвы полей, красивые пейзажи полей, лугов, озер и лесов, добрые и трудолюбивые русские люди полюбились потомкам Ивана Сусанина.
О том, что Белопаховы являются потомками народного героя Ивана Сусанина, в селе Федоровка и соседних селах было известно многим жителям. Об этом говорят записи в церковных книгах Богоявленской церкви села Рельня, где по ошибке Белопаховых иногда записывали по фамилии Сусанины.
Белопаховы не скрывали своего родового происхождения, в день праотца своего, 13 марта, они все вместе ходили в Богоявленскую церковь, где заказывали службу (литургию) по убиенному.
Белопаховы были в добрых отношениях с местными жителями, православной верой и церковью, строго соблюдали все посты и обряды.
В конце 19 века и в начале 20 века некоторые потомки Ивана Сусанина уехали из села Федоровки в Саратов и в другие места с целью обеспечить дальнейшую учебу своих детей.
Не были Белопаховы ни богатырями, не долгожителями. Все они были хорошими тружениками, честными и благородными, сердечными и отзывчивыми на чужое горе и беду, любить свою Родину и защищать её интересы и свой народ от чужеземных захватчиков.
Они защищали интересы России в Русско – японской войне начала 20 века, в Первой мировой и Гражданской войнах, были активными участниками Великой Отечественной войны.
Память жива
Российские люди помнят и чтят подвиги своих героев, помнят они и о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: вдоль всего маршрута движения проводника польского отряда проложены туристические маршруты и асфальтовые дороги, на месте гибели героя установлен огромный камень – валун с надписью: «Иван Сусанин. 1613», в районном центре, носящим его имя, в 1988 году открыты музей подвига Ивана Сусанина и памятник ему.
В областном центре г. Костроме, установлен новый памятник Ивану Сусанину – пятиметровая фигура мужественного крестьянина устремлена взглядом на бескрайние волжские просторы.
Иван Сусанин одной рукой опирается на посох, а жестом другой как бы говорит: «На землю Русскую врагам дороги нет!».
На Лысогорской земле память о подвиге героя сначала поддерживали его потомки – Белопаховы. На старом деревенском кладбище ими был установлен памятный крест. На нем закреплена табличка с перечислением всех, кто первыми приехали в с. Федоровка и были похоронены на этом кладбище.
Долгое время этот факт истории не был широко известен в Лысогорском районе. Но в 2019 году, благодаря проекту «Летняя школа краелюба», история получила широкую известность. Молодые люди организовали мотопробег в ходе которого были убрано место установки памятного креста. Это дает уверенность, что память будет жить.
Заключение.
Российские люди помнят и чтят подвиги своих героев, помнят они и о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. На месте его гибели установлен огромный камень – валун с надписью: «Иван Сусанин. 1613». В областном центре, городе Костроме, установлен новый памятник Ивану Сусанину. Пятиметровая фигура мужественного крестьянина устремлена взглядом на бескрайние волжские просторы, одной рукой опираясь на посох, а жестом другой как бы говорит: «На землю русскую врагам дороги нет!»
Саратовские потомки помнят и свято берегут память о своём прародителе – национальном герое России Иване Осиповиче Сусанине.
Нам, людям, живущим в наше время необходимо свято чтить и помнить подвиги своих предков. Быть достойными их подвига. Необходимо помнить о том, что благодаря именно им мы сейчас живём в свободной, замечательной стране. На надо приложить массу усилий, чтобы продолжить дело наших предков по укреплению благосостояния нашей Родины.


Список литературы:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России: конец: 16 – 18 век: учеб. для 7 кл. –
М.: Просвещение, 2008

2. В.Д. Белопахов, С.В. Белопахов Очерки истории Лысогорского района Саратовской области, г. Саратов, 2004

http://rusk.ru/st.php?idar=321634
http://nsportal.ru/ap/drugoe/ivan-susanin-mif-ili-realnost-nauchno-issledovatelskaya-rabota
http://www.rusvera.mrezha.ru/496/5.htm
http://volgaru.info/kultura/8723-potomki-ivana-susanina-zhivut-v-astrakhani