Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»

Номинация

«История моей малой Родины»

Тема работы:

«ПЕРВЫЙ ОБЩЕДОСТУПНЫЙ» К 135-ЛЕТИЮ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. А. Н. РАДИЩЕВА

 

 

 

 

Выполнил:

Паршаков Иван Владимирович,

ученик 5а класса

МОУ Гимназия №34

г. Саратова

Руководитель исследования:

Темякова Ольга Сергеевна,

учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №34

г. Саратова

Саратов 2020

Оглавление:

 

Введение.                                                                                                  

3

Глава 1.

Идея создания общедоступного музея в провинции.

6

Глава 2.

«Невиданное в России предприятие…»

8

Глава 3.

«Открывая коллекции…»

12

Заключение  

15

Список использованной литературы

16

Приложение

17

 

Введение.                                                              

                                                                                  Любить Отечество-

Велит природа, Бог.

А знать его — вот честь,

Достоинство и долг.

Н. Л. Скалозубов

 

Он стоит в центре города, на Театральной площади, в соседстве с домами, равными ему по стилю и возрасту. Это первый в провинциальной России художественный общедоступный музей для посетителей всех сословий, который основал профессор живописи, морской офицер, талантливый художник Алексей Петрович Боголюбов, внук автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева, чье имя музей и получил при основании.

А все началось с удивительной поездки. Летом 2019 года мы вместе с мамой путешествовали по Волге. Много незабываемых впечатлений осталось в памяти после этого круиза – новые города, музеи, памятники старины, могучая красавица Волга! (фото 1). На теплоходе я познакомился с туристами из других городов России. Многие из них мечтали побывать в моем родном городе, посмотреть старинные храмы, архитектурные памятники старины на улицах Саратова, не тронутых войной. Все они с восхищением отзывались о нашем Радищевском музее (фото 2), называя его и Эрмитажем Поволжья, и Третьяковкой на Волге. «Будете в Саратове, непременно сходите!»- говорили они. Поговорив со своими друзьями, одноклассниками, знакомыми, родственниками, я выяснил, что многие из них знают, что в Саратове есть художественный музей, что он называется Радищевским, но практически никто ничего не знает об истории основания музея и его основателе. Я заинтересовался историей основания Радищевского музея. Более того, мне стало известно, что Радищевский музей входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.  Чем больше я узнавал о Радищевском музее, тем больше эта тема увлекала меня. Удивительно, как история одного музея была неразрывно связана с историей Саратова, да и всей России.

Чтобы выяснить, как относятся к Радищевскому музею и его основателю учащиеся 34 гимназии, я провел анкетирование, в котором приняли участие ученики 5-7 классов. Всего было опрошено 65 человек. Как показал анализ ответов учащихся, 89 % знают о существовании в городе Радищевского музея, 37% были в музее один раз, 26 % неоднократно посещали Радищевский музей, а на вопрос: «Кто был основателем Радищевского музея?», все ребята ответили- «Радищев». (рис.1)

После проведения анкетирования я пришел к выводу, что современные школьники не заинтересованы в изучении истории своего города. В связи с этим было принято решение рассказать моим сверстникам о Радищевском музее и снять видеофильм «Первый общедоступный».

Таким образом, актуальность моей исследовательской работы определена следующей проблемой: мы слишком мало знаем об истории родного города и смутно представляем себе тех, кто внес огромный вклад в его развитие.

Цель работы

Показать, что Радищевский музей — это часть культурного наследия Саратова, о котором должен знать каждый житель города.

Задачи

  1. Изучить историю основания Радищевского музея.
  2. Определить, какую роль сыграл Радищевский музей в развитии провинциального Саратова.
  3. Узнать современное состояние музея.
  4. Подготовить видеофильм о Радищевском музее.

                                                                        Гипотеза

Можно предположить, что знакомство с историей основания Радищевского музея, той ролью, которую сыграл музей для культурного развития Саратова, будет способствовать возрастанию патриотического чувства и гордости за свою малую Родину у жителей города.

Объект исследования

Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Предмет исследования

История основания Радищевского музея, его роль в жизни Саратова.

Этапы исследования:

  1. Изучение литературы об истории создания Радищевского музея; интересным источником исследования стала книга А. П. Боголюбова «Записки моряка – художника», открывающая нам интересные факты о том, с какими трудностями пришлось столкнуться Боголюбову, открывая первый общедоступный музей в провинции;
  2. Работа в архиве Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева;

3.Экскурсии в Радищевский музей – самый интересный источник исследования (в ходе исследования я посетил несколько экскурсий и выставок в Радищевском музее, музей-усадьбу В. Борисова-Мусатова) (фото 3,4).

  1. Работа с интернет — ресурсами, в частности с сайтом Радищевского музея;
  2. Обобщение полученной информации, выводы, съемка видеофильма «Первый общедоступный».

В ходе исследования я использовал традиционные методы: анкетирование, изучение литературы и архивных материалов, описание, анализ, обобщение.

Исследование носит практический характер, т.к. его результатом стало создание видеофильма о Радищевском музее.

Глава 1. Идея создания общедоступного музея в провинции.

Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России и является первым общедоступным музеем в провинции. В 2020-м году исполняется 135 лет со дня основания музея.  29 июня 1885 года музей был торжественно открыт внуком А. Н. Радищева, художником — маринистом, профессором живописи, меценатом Алексеем Петровичем Боголюбовым, передавшим в дар городу свою коллекцию произведений искусства (фото 5).

Как пришла Боголюбову мысль открыть в Саратове художественный музей? Идею о создании в провинции общедоступного музея Боголюбов вынашивал многие годы. Она особенно укрепилась, когда художник пережил большое горе: у него умерла жена и маленький сын. Боголюбов решает пожертвовать почти все свое состояние на художественное образование народа, оставив о себе добрую память. Одержимый этой благородной идеей, Алексей Петрович стал активно и целенаправленно собирать произведения отечественного и зарубежного искусства. Его обширные дружеские связи со многими русскими и зарубежными живописцами позволили составить прекрасную коллекцию картин. Многие художники дарили Боголюбову свои лучшие картины, т.к. знали, что Алексей Петрович составляет коллекцию с одним желанием, с одним настойчивым стремлением- создать в России общедоступный художественный музей. Многие работы Боголюбов покупал на парижских выставках и в салонах художников. К середине 70-х годов у него составилась прекрасная коллекция произведений русских и западноевропейских мастеров.

Но Алексей Петрович все еще не мог выбрать город, которому можно было бы предложить свою коллекцию для организации музея. Боголюбов все больше склонялся к мысли создать художественный музей на основе своей коллекции в Саратове, с которым связано имя его знаменитого деда Радищева (фото 6). «Почитающий деда пуще отца своего», Боголюбов называл «Путешествие из Петербурга в Москву» «Радищевским Евангелием». Одним из первых, с кем художник поделился этой идеей, был Иван Сергеевич Тургенев. Для Боголюбова Тургенев был не только выдающимся писателем, но и добрым наставником, советчиком и вдохновителем во многих замыслах и начинаниях. Выслушав Алексея Петровича, Тургенев горячо поддержал его мысль.

— Саратов всегда был городом передовым, — сказал Иван Сергеевич, — а потому передового человека он должен возвеличить в лице Вашего деда Радищева, который всегда будет для саратовцев и России первым поборником освобождения крестьян.1

После этих слов у Боголюбова не осталось сомнений, где открывать музей.

 

 «Как странна судьба людей, и как они не ведают, что будет с их помышлениями и деятельностью. По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева. Он был отцом моей матери. Не думал я тогда, что сделаюсь почетным гражданином этого города и что свяжу навеки радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования», — писал в «Записках моряка-художника» Алексей Петрович Боголюбов.

Но одного желания создать «первый губернский музей» и именовать его Радищевским было недостаточно. Вопрос этот требовал Высочайшего одобрения. К. П. Победоносцев, обер-прокурор святейшего Синода, дружески напутствовал Боголюбова, что «действовать следует благоразумно, чтобы не испортить хотя и благое дело». «Подумайте и помните всегда русскую пословицу- семь раз отмерь, один раз отрежь… ибо в царствование императора Николая Радищев все еще считался революционером, хотя и был прощен с возвращением ему всех прежних чинов и прав. Но не знаю, как на это посмотрит нынешнее правительство. Не будь у Вас Радищевского вопроса, дело решили сейчас же», — утверждал Константин Петрович, не раз помогавший приятелю своим высоким положением и советами.6

Историю аудиенции у наследника престола Александра Александровича (предположительно в начале 1880 года) Боголюбов изложил в нескольких строках своих «Записок моряка-художника». Алексей Петрович поведал цесаревичу о своем намерении. Не таясь, сказал, что Радищев был признан Екатериной II «бунтовщиком похуже Пугачева» и за свое сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» сослан в Сибирь. Вместе с тем охарактеризовал его как образованного и умного человека, настоящего дворянина и христианина, стараясь убедить наследника, что Радищев того достоин. Цесаревич одобрил мысль о музее и школе, а также и намерение дать музею Радищевское имя: «… что касается до Радищева, то я думаю, что 80 лет, разделяющие нас от его смерти и прощения, оправданы тем, что его мысли освобождения русского народа ознаменованы действительностью  и не могут быть помехой, чтоб имя его было известно всем».

Непродолжительная доверительная беседа и… «Радищевский» вопрос был решен. Так ли все просто, как позволяет нам думать автор воспоминаний? При всей теплоте и доверительности отношений художника и будущего монарха, Александр Александрович был и оставался Романовым — сыном царя-освободителя, царя-реформатора, на жизнь которого его подданные покушались шесть раз. И все же благодаря недюжинному дипломатическому таланту А. П. Боголюбова «Радищевский вопрос» был решен… 6

Глава 2. «Невиданное в России предприятие…»

Загадочный слух пронесся по Саратову в феврале 1875 года — будто некий Боголюбов собирается открыть здесь Радищевский музей. Слух этот ширился, привлекая к себе внимание местной прессы, и, наконец, стал несомненным: известный пейзажист, профессор Петербургской академии художеств Алексей Петрович Боголюбов действительно предполагает завещать свое богатое собрание картин, древней мебели, бронзы, фаянсов, гобеленов и прочих редкостей Саратову. Кроме того, даритель намерен открыть при музее бесплатную рисовальную школу и обеспечить ее после своей смерти значительным капиталом. Саратовцам это известие показалось неожиданным, удивительным, а главное — неправдоподобным. Время шло, дальнейших объяснений не последовало. Постепенно все забылось, и еще почти три года пронеслись над головами саратовских обывателей.

Но уже в декабре 1877 года К.П. Победоносцев, приятель А. П. Боголюбова, направил письмо к саратовскому губернатору  М. Н. Галкину-Враскому, в котором изложил предложение профессора живописи А. П. Боголюбова  принять от него в дар художественную коллекцию, присовокупив свое мнение: «…возрастающий город Саратов должен бы с готовностью ухватиться за осуществление этой мысли».  Губернатор известил Саратовскую городскую думу о письме, и менее чем через месяц, на заседании Думы от 11 января 1878 года, было решено принять предложение Алексея Петровича Боголюбова с обязательством выстроить за счет города помещение для будущего музея.6 Решить — то решили, но что делать дальше – никто не знал. После эффектной завязки наступила двухлетняя пауза в развитии событий.  «Меркантильный, весь обсыпанный мукой», купеческий Саратов оказался перед невиданной проблемой. Ведь подумать только – не было примера, на который можно было оглянуться — во всей провинциальной России не существовало ни одного художественного музея! Правда, в Москве и Петербурге музеи уже были. Но тут-то Саратов! Город с населением сто двадцать тысяч человек не имел освещения, водопровод действовал только в центре, не было приличной больницы, нужны были мостовые, да мало ли еще что… «Зачем он нужен вообще?»- рассуждали купцы. Хотя, с другой стороны, — дают даром, цена подарка поболее ста тысяч рублей… Грех отказываться.

Боголюбов был настолько раздосадован бездействием саратовцев, что уже был готов передать коллекцию живописи в дар другому городу, например Пензе. Письмо-ультиматум для Саратовской городской думы, составленное по просьбе Боголюбова Тургеневым, возымело действие. 21 июня 1880 года Дума приняла решение о создании музея и постановила считать Боголюбова Почетным гражданином Саратова.

Однако живущий в Париже Боголюбов не представлял себе, какая ситуация складывается в Саратове. Весну и начало лета 1880 года Саратовская дума провела в горячих дебатах. Дело хотелось решить как можно выгоднее для города. Вопросов для споров и обсуждений было много: где строить? совмещать ли музей с биржей, здание которой собирались возводить в текущем году? а, может быть, с торговыми лавками или городской публичной библиотекой, теснившейся в маленьком помещении на окраине города? И строить ли вообще? Выгоднее нанять или купить готовое здание…

Решили строить. Что касается места строительства, предложения были самые разные: Соборная площадь, Митрофановская, Театральная, окраина города с видом на Заволжье. На заседании Думы от 21 июня 1880 года, большинством голосов (22 из 29-ти) было принято постановление – признать наиболее удобной для постройки Театральную площадь по линии Никольской улицы около здания Городского театра.6

Боголюбов обратился с просьбой к своему другу, петербургскому архитектору И. В. Штрому (фото 7), сочинить проект специального здания для размещения в нем художественных коллекций, усложнив задачу объединением под одной крышей музея и рисовальной школы. Алексей Петрович был уверен, что участие Штрома в постройке музея «оправдается его высокой честностью и художественным вкусом…». Боголюбов не ошибся в своём выборе, архитектор отлично выполнил свою работу.

В июле 1881 года Штром завершил работу над проектом и передал план здания («10 чертежей на 26 форматах») А. П. Боголюбову с тем, чтобы тот представил его на рассмотрение Александру III. Высочайшее одобрение плана сопровождалось восклицанием «Ну и с Богом, начинайте дело».

Еще не раз Боголюбову придется подстегивать городскую администрацию.

В начале 1882 года Боголюбов обращается к губернатору Саратова А. А. Зубову: «Вот уже прошло полгода, как не слышу ничего о своем деле, для которого отдал все, что может отдать человек, …стремящийся только осуществить идею пользы народному образованию при помощи искусства! Такая холодность к делу самих саратовцев меня очень огорчает, а потому я решился обратиться к Вам, Ваше Превосходительство, и просить Вашего просвещенного содействия к моему делу, поистине благому».3

«Город наш, — замечал А.А.Зубов в ответном письме от 8 февраля 1882 года, — находится в руках купцов, а саратовское купечество, как крыловский петух, предпочитает ячменное зерно жемчужному; оно не столь хоть видно да сытно. Чтоб побудить Думу на расход для изящных искусств, надо много усилий!»3

И Зубов не пожалел усилий. Дума обещала: летом начнется строительство. И верно: 1 мая преосвященный епископ Саратовский и Царицынский Павел в присутствии начальника губернии А. А. Зубова освятил закладку здания художественного музея. Правда, 1 мая не 1882, а 1883 года. Но для Боголюбова это уже не имело значения: главное – начали строить! Он поспешил на Волгу, дабы самолично распорядиться работами и поделиться со строителями мыслями, какими видит будущие залы. «Сильно билось мое сердце, когда я подошел к возникающему зданию, — писал Боголюбов. —  Я с радостью увидел, что мысль моя растет не по дням, а по часам… И Бог даст, здесь явится здание, первое в России по мысли».6

Незадолго до этого момента, в марте 1883 года Боголюбов посылает в Саратовское губернское управление письменное обязательство. В нем Боголюбов перечисляет пожертвования, которыми будут владеть Радищевский музей и рисовальная школа:

«1) Процентами с капитала в двадцать пять тысяч рублей;

 2) процентами с другого капитала в двадцать пять тысяч рублей, вырученных мною от продажи моего дома в г. Москва…;

3) тремя стипендиями для учеников будущей рисовальной школы для достойных, по преимуществу, пейзажистов…;

4) коллекцию картин и вообще художественных ценностей, хранящихся ныне у родного брата моего … Николая Петровича Боголюбова…Коллекция эта может быть отдана городу тотчас по окончании строительства музея. Каталог музея уже находится в делах саратовской думы;

5) моим парижским имуществом…, но довожу до сведения управления городом Саратовом, что вся сила моего духовного завещания направлена на пользу музея и школы…»1

   Этот интересный и ценный для истории Саратова документ показывает, с каким благородством жертвовал он жителям Саратова свое немалое, в двести тысяч рублей, состояние, жертвовал на народное образование, на пропаганду искусства в народе. Дар по-русски широк и бескорыстен.

Надо отдать должное саратовским властям. Так или иначе, а все-таки они действовали: медленно и трудно, с долгими остановками и сомнениями, преодолевая собственные сомнения и внешнее сопротивление, они все же довели до победного конца это невиданное в России предприятие.

27 июня 1885 года состоялось освящение музея. Александр III телеграфировал Боголюбову из Петергофа: «…Радуюсь освящению Радищевского Музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России. Саша». Это было приветствие человека, искренне сопереживавшего событию и имевшего непосредственное к нему отношение.6

И вот, наконец, он настал, это день 29 июня 1885 года, так долго ожидаемый, что порой казался уже нереальным, невозможным (фото 8). Радищевский музей был торжественно открыт. А 30 июня 1885 года был днем бесплатного посещения для народа (фото 9). К десяти часам утра к музею собралась огромная толпа, впускалось за раз по 500-600 человек, но всем желающим его осмотреть в этот день не удалось войти. Мужики в лаптях, купчихи и купцы, чиновники и мещане… Можно смело утверждать, что большая часть этих людей пришла в музей впервые в жизни. В день, когда Радищевский музей распахнул свои двери для всех желающих, через его залы прошло 2700 человек, а за первый год 62000 – больше половины населения Саратова тех лет. На обозрение публики было выставлено более трех тысяч экспонатов. Что же увидели первые посетители музея? Поднимемся вместе с ними по узорной чугунной лестнице, пройдемся по залам, украшенным лепниной и росписью (фото10). В несколько рядов на стенах большие и маленькие картины, акварели, гравюры. А рядом — фарфор, серебро, скульптуры, старинная мебель и другие ценности.

Глава 3. «Открывая коллекции…»

Основу музейного собрания составила коллекция, переданная музею Алексеем Петровичем Боголюбовым. Собственная коллекция Боголюбова включала в себя около 1300 произведений отечественного и европейского искусства: картины, рисунки, акварели, коллекция стекла, художественная мебель, фарфор и фаянс, рукописи и книги. Это и живописные работы самого «моряка-художника», многие из них выполнены во Франции, некоторые в России. В Радищевском музее хранится самая большая коллекция работ Боголюбова- свыше двухсот живописных и около тысячи графических.

Восхищенные благородным поступком Боголюбова, русские люди задолго до открытия музея отовсюду присылали в дар будущему музею произведения живописи и скульптуры, фарфор и медали, антикварную мебель, старинные документы, связанные с историей России.  В этом потоке были вещи уникальные- рукописи Пушкина, многочисленные предметы, принадлежавшие Тургеневу, экспонаты, связанные с Чаадаевым, Лермонтовым, Белинским, и, конечно, Радищевым. В первые три года более ста пятидесяти человек внесли свою лепту в организацию и пополнение музея.

В Радищевском музее представлены произведения художников европейских стран: Италии, Франции, Голландии, Германии. Самым большим и ценным стал дар Государя Императора Александра III — много дорогих и редких вещей из Императорского Эрмитажа по милостивому разрешению отобрал Боголюбов для Радищевского музея. Так, в собрании музея оказался «Триумф Вакха» Джорджо Вазари. Картины Вазари- очень редкое явление в русских музеях. Поэтому Радищевский музей заслуженно гордится этим шедевром.

Огромный дар сделал музею Саратовский губернатор 1870-х годов М. Н. Галкин-Враской. Он завещал Радищевскому музею свою коллекцию шедевров из 200 экспонатов. В архиве Радищевского музея хранится письмо М. Н. Галкина-Враского, написанное более 100 лет тому назад: «Имею честь сообщить Попечительскому Совету Боголюбовского рисовального училища и Радищевского музея прилагаемую при сем опись завещанных мною в собственность музея различных художественных предметов…Преподношу все эти предметы Саратовскому Радищевскому музею, при некотором моем участии возникшему в городе и губернии, о коих со времени моего управления Саратовской губернией я храню неизменно добрую память. М. Галкин-Враской. 20 июня 1910. С. Петерб.». От М. Н. Галкина-Враского в музей поступили работы известных русских художников XIX века: большое полотно И. К. Айвазовского «Вид Константинополя», А. О.  Орловского «Киргиз на лошади», Л. Ф. Лагорио «Нева ночью». Коллекция живописи М. Н. Галкина-Враского существенно обогатила музей.8

Сегодня Радищевский музей- один из крупнейших в России музеев именно отечественного искусства. Музей располагает коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы XV-XX веков, старопечатные книги, предметы церковной утвари.

Из произведений XVIII века мы увидим картины Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, знаменитый автопортрет Василия Тропинина на фоне Московского Кремля, портреты работы Карла Брюллова, картины Айвазовского.

Великолепна коллекция произведений передвижников. Саврасов, Шишкин, Куинджи…Репин такой, что ему могут позавидовать и Третьяковка, и Русский музей. Если бы в Радищевском музее находилось лишь одно произведение «Портрет Нади Репиной», то и тогда можно было бы сказать, что творчество выдающегося художника представлено в нем блестяще. «Портрет Нади Репиной» — одна из визитных карточек Радищевского музея. А рядом с этим шедевром удивительный по сложности и богатству образа портрет Боголюбова, который был написан Репиным в течение одного трехчасового сеанса!

А вот и Поленов- такая русская- прерусская «Русская деревня» с непременным набором узнаваемых деталей: речка, мостик, плетень, бревенчатые избы, стога сена. И тут же рядом картина «Мечты», относящаяся к серии «Из жизни Христа».

И, конечно, произведения Левитана, среди которых его поздняя картина «Буря. Дождь» с ее лесной порубкой, хилыми одинокими березками и слепым размахом стихии. И тут же и Суриков, и Нестеров, и Серов!

А дальше- гордость Радищевского музея- художники саратовской школы. Непременным условием учреждения музея Боголюбов поставил основание при нем рисовального училища: «музей один есть тело без души и что нужна будет школа…» Училище, получившее имя своего основателя, распахнуло двери 11 февраля 1897 года. «Когда я передал в Саратовский музей все свое состояние, — говорил Алексей Петрович, — то думал так: я возвышаю втоптанное в грязь имя моего деда, присвоив музею наименование «Радищевский». С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества».1

Благодаря появлению в Саратове Радищевского музея и рисовальной школы культурная жизнь провинциального города, жившего до этого рыбным и соляным промыслом, получила мощный импульс для дальнейшего развития, а Саратов вошел в тройку городов России наряду с Москвой и Петербургом, готовивших профессиональных живописцев. Весь мир узнал о молодых талантливых художниках, воспитанниках «саратовской школы живописи»- В. Борисове-Мусатове, К. Петрове-Водкине, П. Уткине, М. Кузнецове, А. Савинове.

Музей сразу и, естественно, стал сосредоточением культурной жизни Саратова. Здесь организовывались постоянные художественные выставки, бывшие прежде в диковинку. Возникло Общество любителей изящных искусств. Самим своим существованием Радищевский музей помог появлению музеев в центральных губерниях России. В 1895-м был основан художественный музей в Казани, в 1896-м- в Нижнем Новгороде, в 1897-м – в Самаре, в 1898-м году в Пензе было открыто художественное училище и музей при нем.

Общедоступный музей в Саратове был открыт на семь лет раньше «Третьяковки» и на 13 лет раньше Русского музея в Петербурге. К его будущей славе еще до открытия ревновали царские чиновники, утверждая, что высокому искусству не место в глухой провинции- некому там понимать и наслаждаться прекрасным, а только в императорских дворцах. Притчей во языцех стала история о том, как саратовские купцы сопротивлялись и не давали денег на строительство музея. Знали бы они, что через 135 лет Саратов благодаря Радищевскому музею попадет в элиту российской, да и мировой культуры. И сегодня нам есть чем гордиться- около 35 тыс. шедевров собрано за эти годы в фондах Радищевского музея. Сегодня Радищевский музей имеет статус музейного объединения.  Ежегодно музей посещает около 200 тысяч человек. Музей открыт всегда, всегда для всех доступен, как и завещал Алексей Петрович Боголюбов.

На основе результатов проведенного исследования мною с помощью старшеклассников медиацентра Гимназии №34 был создан видеофильм о Радищевском музее. Этот фильм показали ученикам 5, 6, 7 классов нашей гимназии. Фильм вызвал огромный интерес у моих сверстников, они заинтересовались историей основания музея, расширили свои знания о прошлом нашего города, ощутили гордость за свою малую родину. Надо же, ни в Москве, ни в Петербурге не открылись еще ни Третьяковка, ни Эрмитаж, а в Саратове уже стоял, распахнув двери, замечательный дворец, наполненный чудесными дарами- картинами Боголюбова. Кроме того, Радищевский музей – единственный музей в России, который наряду со столичными музеями Москвы и Санкт-Петербурга включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Созданный видеофильм о Радищевском музее может быть полезен на уроках истории и изобразительного искусства, для проведения тематических мероприятий на классных часах, для повышения знаний в области истории, краеведения, культурологии, а также для проведения экскурсий по памятным местам Саратова.

Заключение.

Радищевский музей появился в Саратове ровно 135 лет назад, словно великолепный корабль, сошедший с полотен Алексея Петровича Боголюбова, и бросил якорь в самом центре нашего города. Вместе с ним в нашу жизнь ворвался свежий ветер перемен — и в культуре, и в образовании, и в общественной жизни, и в сознании каждого саратовца.

Цель, поставленную перед собой, я выполнил. В ходе исследования стало ясно, что уникальность Радищевского музея не только в богатейшей коллекции картин, скульптур и старинных книг. Когда-то музей произвел настоящий «культурный взрыв» в нашем городе. Благодаря открытому здесь рисовальному училищу музей дал мощный импульс для формирования «саратовской школы живописи»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из                                                           культурных

центров России.

Уникальность Радищевского музея состоит еще и в том, что, во-первых, его статус – он первый общедоступный в провинции. Музей распахнул свои двери для посетителей всех сословий, открыв русское и европейское искусство жителям Саратовской губернии. И, во-вторых, он носит наименование «радищевский», ведь именно Саратову принадлежала честь первым в России свободно произнести имя Радищева- выдающегося мыслителя, имя которого долгое время было под запретом.

«Племянник Эрмитажа, Третьяковки старший брат» — как только не называли Радищевский музей, пытаясь показать его масштаб и значение. Но Радищевский как первый общедоступный старше Третьяковки и уже в силу данного обстоятельства младшим быть не может. Это музей, имеющий собственное лицо, основанный моряком и художником Боголюбовым, поддержанный императором Александром III и сотнями простых бескорыстных дарителей. Он не хуже и не лучше Третьяковки и Эрмитажа. Он просто стоит в одном ряду с ними. На равных.

В результате исследования я пришел к выводу, что историю малой родины нужно знать всем и каждому. Совершенно очевидно: если люди знают историю родного города, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в его будущее.

Я буду продолжать исследовательскую работу по изучению истории Саратова, по изучению жизни и деятельности людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие нашего города.

Список использованной литературы.

  1. Мишин, Г.А. Волшебной кисти мастера / Г.А. Мишин. — Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1987. — 152 с.
  2. По залам Радищевского музея: (альбом). – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1985. – 192 с., ил.
  3. Вардугин, В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области / В.И. Вардугин. — Саратов: Приволжск. Кн. Изд-во, 2000. -208 с., илл.
  4. Материалы Боголюбовских чтений [Электронный ресурс] // Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева: [сайт]. — URL: https://yandex.ru/maps/org/saratovskiy_gosudarstvenny_khudozhestvenny_muzey_im_a_n_radishcheva
  5. Новости Радищевского музея [Электронный ресурс] // Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева: [сайт]. — URL: https://yandex.ru/maps/org/saratovskiy_gosudarstvenny_khudozhestvenny_muzey_im_a_n_radishcheva
  6. Жукова И.А., Савельева Е.К., Гродскова Т.В., Рогожникова Ю.С., Червякова О.Н. Саратовский Радищевский музей. Факты. События. Люди. 1885-2010. Саратов: СГХМ имени А. Н. Радищева, 2010. -344 с., ил.
  7. Открываем коллекции. XV Боголюбовские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. – Саратов: СГХМ имени А. Н. Радищева, 2017. 320 с.
  8. Собирательство как феномен культуры: материалы XII Боголюбовских чтений. – Саратов: СГХМ имени А. Н. Радищева, 2011. 362с.
  9. Зубов С. Все, что имел, он подарил Саратову// Православие и современность. №38. Май-август 2016. с. 96-106.
  10. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Самара, 2006. 320 с.

Приложение.

Фото 1. Круиз по Волге июль 2019 г.
Фото 2. Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева
Фото 3. Экскурсии в Радищевский музей.
Фото 4. Выставка «Морской бой. Боголюбов и Айвазовский» декабрь 2019 г.
Фото 5. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – основатель Радищевского музея.
Фото 6. Портрет А. Н. Радищева работы неизвестного художника XVIII века.
Фото 7. И. В. Штром – архитектор, автор проекта здания Радищевского музея.
Фото 8. Торжественное открытие Радищевского музея 29 июня 1885 года.
Фото 9. День свободного посещения для народа 30 июня 1885 года.
Фото 10. Главная лестница Радищевского музея

Рис. 1. Вопросы анкеты.

  1. Знаете ли вы о существовании в Саратове Радищевского музея?
  2. Как часто вы посещаете Радищевский музей?

А. Не был ни разу

Б. Был один раз

В. Посещаю часто

3. Знаете ли вы, кто был основателем Радищевского музея?

4. Почему музей был назван Радищевским?