Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую Родину по-новому»
Номинация «История моей малой Родины»
Тема работы: «Памятник военной медицинской сестре»
Выполнил:
Морозова Софья Игоревна,
ученица 5 «Б» класса
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 3» Фрунзенского района г.Саратова
Руководитель исследования:
Ефимова Екатерина Юрьевна
учитель физической культуры,
классный руководитель 5»Б» класса
г.Саратов-2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКА ФРОНТОВОЙ МЕДСЕСТРЕ У ЗДАНИЯ ГАПОУ СО «СОБМК» 4
1. История ГАПОУ СО «СОБМК» 4
2. Медицинский техникум в годы ВОв 6
3. Тимофеева Валентина Владимировна – «маленькая докторша» 8
4. Памятники фронтовым медсестрам в России .11
5. Анкетирование студентов ГАПОУ СО «СОБМК» 14
6. Мероприятия по открытию памятника военной медицинской сестре 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: 74 года назад завершилась одна из самых кровопролитных и разрушительных войн за всю историю человечества. Великая Отечественная война стала настоящим испытанием для страны, потребовала максимума усилий каждого человека для победы. Пожалуй, нет ни одной семьи, в которой война не оставила бы свой след. В ВОв погибло 27 миллионов советских граждан.
Потери могли бы быть гораздо больше, если бы не медицинские специалисты. Одной из важнейших стратегических задач, поставленной перед всеми медицинскими специалистами во время войны было максимальное возвращение в строй каждого раненого солдата, и врачи с медсестрами справлялись с этой задачей просто великолепно, доведя до 90 процентов возвращенных солдат среди всех раненых.
Хочется отдельно отметить огромный вклад медицинских сестер, выполнявших сложнейшую работу по уходу за больными. Их работа требовала постоянной концентрации, зачастую предполагала нахождение непосредственно на поле боя, ведь именно медицинские сестры вытаскивали раненых солдат, уже неспособных передвигаться самостоятельно. За всю войну на фронте работало более 500 тысяч медицинских сестер, каждая из которых самоотверженно выполняла свой долг. К сожалению, около 90 тысяч медсестер было убито, и практически половина получила в ходе войны ранения. Многие из медицинских сестер были награждены орденами и медалями, некоторые получили награды уже посмертно. Тысячи смелых женщин изо дня в день на протяжении нескольких лет работали на благо людей, не считая себя героями, просто выполняя свой долг…
Саратов с первых месяцев войны стал мощным госпитальным центром. В Саратове было развернуто более 30 эвакуационных госпиталей, сформировано три военно-санитарных поезда. Средний показатель возвращенных в строй солдат и офицеров за годы ВОв составил 71,14%, возвращено в воинские части 344 325 бойцов. Самоотверженная работа врачей, медсестер, санитарок эвакогоспиталей явилась залогом победы. Мы считаем, что необходимо увековечить подвиг медицинских сестер, установив им памятник в нашем городе.
Цель исследования: обосновать необходимость установки памятника фронтовой медсестре рядом с государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Саратовской области «Саратовский областной базовый медицинский колледж» (ГАПОУ СО «СОБМК»).
Объект исследования: архивные документы, показывающие роль колледжа и его выпускников в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Гипотеза исследования: изучение истории медицинского колледжа и роли его выпускников позволит обосновать необходимость установки памятника фронтовой медсестре рядом с ГАПОУ СО «СОБМК».
Задачи исследования:
1. Проанализировать вклад Саратовского областного базового медицинского колледжа в дело обучения медицинских сестер в годы Великой Отечественной войны.
2. Проанализировать имеющиеся аналоги памятников фронтовым медсестрам в других городах России.
3. Провести анкетирование студентов колледжа и выяснить их мнение по поводу установки памятника фронтовой медсестре.
Методы исследования:
1. Работа с фондами музеев ГАПОУ СО «СОБМК» и ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского Минздрава России».
2. Изучение Интернет-источников.
3. Анкетирование студентов ГАПОУ СО «СОБМК».
4. Анализ полученных результатов анкетирования студентов ГАПОУ СО «СОБМК».
Выполнение исследования можно разбить на три этапа:
1 этап – поисковый – включает работу с архивными документами и поиск информации по истории ГАПОУ СО «СОБМК».
2 этап – опытно-экспериментальный. В ходе этого этапа планируется провести анкетирование студентов колледжа и узнать общественное мнение.
3 этап – итогово-обобщающий. Он включает анализ, систематизацию и интерпретацию полученных данных.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКА ФРОНТОВОЙ МЕДСЕСТРЕ У ЗДАНИЯ ГАПОУ СО «СОБМК»
1. История ГАПОУ СО «СОБМК»
Саратовский областной базовый медицинский колледж – одно из старейших учебных заведений не только Саратовской области, но и России (см. Рисунок 1). История колледжа неразрывно связана со становлением медицины нашего края, она тесно переплетена с судьбами многих людей. За годы своего существования Саратовский областной базовый медицинский колледж вместе со страной испытал все исторические вехи: Первую мировую войну, годы гражданской войны, Великую Отечественную войну, восстановление мирной жизни в послевоенные годы, перестройку, социальные потрясения девяностых годов.
Но всегда самым ценным достоянием колледжа были и есть его выпускники. В самые трагические моменты они проявляли героизм, высокий профессионализм, активную жизненную позицию и неизменно оставались верными своей профессии.
За годы существования учебное заведение переименовалось в связи с изменением профиля подготовки средних медицинских специалистов:
— 02.10.1896 г. – школа Саратовского санитарного общества – женская фельдшерская школа.
— 1902 г. – повивально-фельдшерская школа.
— с 1917 по 1920 гг. в школе были организованы краткосрочные курсы по подготовке средних медицинских работников.
— 1920 г. – Саратовский медицинский акушерский техникум.
— 1926 г. – Саратовский акушерско-сестринский техникум.
— 1928 г. – Саратовская фельдшерско-акушерская школа.
— 1956 г. – Саратовское областное медицинское училище.
— 1996 г. – Саратовский областной базовый медицинский колледж.
Санитарным обществом Саратова было послано представление в Министерство внутренних дел. Данный документ именовался как «Положение о женской фельдшерской школе при Саратовском обществе». 11 декабря 1896 года «Собственною Его Императорского Величества рукою» было написано «быть по сему». В этом же году и была открыта школа.
Первым директором школы был назначен Иван Иванович Моллесон – первый санитарный врач России, организатор губернских съездов врачей, первой санитарной станции в России, разработчик форм медицинской регистрации и отчетности в здравоохранении.
Преподавание в школе было на высоком уровне и приближалось к вузовскому. О деятельности женской фельдшерской школы можно судить по числу принятых и окончивших школу. За период 1896-1916 гг. принято 1700 человек учащихся, окончило школу 800 человек.
В 1909 году на базе фельдшерско-акушерской школы был открыт пятый и последний императорский университет России – Саратовский государственный университет в составе одного медицинского факультета (см. Рисунок 2). Это событие стало возможным благодаря настойчивости саратовской общественности, администрации и премьер-министра П.А.Столыпина. Здание женской фельдшерской школы в составе университета находилось до 1930 года.
Первая мировая война и революция октября 1917 года повлияли на работу школы. В 1914-1915 учебном году в школе работало 38 преподавателей. В июле 1914 г. была объявлена война с Австрией и Германией, большинство преподавателей ушли на фронт.
В годы Первой мировой войны состоялся ускоренный выпуск учениц 4 курса в количестве 58 человек, многие из них помогали раненым на фронте. В здании школы в годы Первой мировой войны размещался лазарет №13 Всероссийского союза городов, а также проходили занятия.
В декабре 1914 года 19 учениц 3 курса по предложению Главного врачебного инспектора отправились на ликвидацию эпидемии сыпного тифа в город Балашов и на станцию Ртищево. Многие из них сами перенесли тиф, одна из них – Магорычева Ита умерла от сыпного тифа в г. Балашов.
С 1917 по 1920 гг., когда не были окончательно намечены пути, по которым должно пойти среднее медицинское образование, школа не работала регулярно и систематически. В школе были организованы краткосрочные курсы по подготовке средних медицинских работников, которые участвовали в борьбе с эпидемиями – последствиями голода в Поволжье. В 1920 году школа была переименована в техникум.
С 1926-1927 уч. г. в состав техникума в качестве отделения была включена школа медсестёр-воспитательниц, организованная в 1922г. Таким образом, медицинский техникум стал состоять из двух отделений: акушерского и отделения медсестёр. Медицинский техникум имел областное значение и удовлетворял нужды не только Саратовской губернии, но также Сталинградской, Астраханской, Пензенской и Тамбовской губерний.
2. Медицинский техникум в годы ВОв
Великая Отечественная война – особая страница в жизни учебного заведения. Общее горе и боль отозвались в сердцах преподавателей и студентов. По зову сердца и движимые профессиональным долгом, они встали на защиту Родины и верно служили ей на фронтах, в госпиталях, проявляя мужество и героизм, за что были отмечены боевыми наградами.
В начале войны школа оказалась в тяжелом положении – были призваны в ряды Красной Армии директор, завуч и многие преподаватели. Тем не менее, новое руководство школы приложило все усилия для того, чтобы учебный процесс и жизнь школы шли обычным путем. Благодаря умению мобилизовать коллектив преподавателей и учащихся на выполнение поставленных задач руководству школы удалось преодолеть препятствия и трудности военного времени: отсутствие топлива, света, транспорта и др. Отсутствие преподавателей было восполнено из рядов военных врачей госпиталей, военного училища.
Первый военный выпуск фельдшеров и медсестёр был сокращённый – 2 года обучения. Последующие выпуски были переведены на нормальные учебные планы с 3-х годичным курсом обучения. В годы войны наплыв учащихся в школу был несоизмеримо велик, и приходилось организовывать дополнительные группы. За годы войны школа выпустила 1500 медицинских работников среднего звена, большинство из которых оказывали медицинскую помощь на фронтах войны. В Саратов приходили первые эшелоны с ранеными, будущие медики вместе с санитарами выгружали вагоны, развозили раненых по госпиталям. Наряду с учёбой учащиеся активно шефствовали над госпиталями, помогали ухаживать за больными, давали концерты художественной самодеятельности для раненых воинов.
Многие выпускники училища отдали свою жизнь на фронтах Отечественной войны, среди них: Приходько, Вахрушина, Наямов, Глебов, Антонов, Яраева, Морозов, Трипольский, Белоусова, Илясова и многие другие.
Следует вспомнить и других выпускников учебного заведения – участников войны. Выпускник училища Николай Земцов в годы Великой Отечественной войны сражался в войске Польском и награждён шестью наградами Польской Народной Республики (см. Рисунок 3). В мирное время работал главным терапевтом городской больницы г.Ртищево.
Полина Васильевна Митченко-Морозова – выпускница первого выпуска фармотделения в 1939 году, сражалась на фронтах Великой Отечественной войны и имеет восемь правительственных наград, а в послевоенные годы руководила крупной аптекой Саратова.
Выпускница училища 1939 г. Тарасова А.И., участница Великой Отечественной войны, награждена орденами и медалями Советского Союза.
Долгое время в школе работали преподавателями ветераны Великой Отечественной войны: Сергеев В.Н., Морозов М.М., Кацнельсон Е.Б., Бондаренко Т.П., Дубова Л.И., Мелимевкер Е.Б., Бравина В.В. (см. Рисунок 4).
3. Тимофеева Валентина Владимировна – «маленькая докторша»
Хочется более подробно рассказать о судьбе старшего военфельдшера, выпускницы 1936 года – Тимофеевой Валентины Владимировны, ставшей прототипом «Маленькой докторши» в трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые».
Свое детство будущая героиня трилогии Симонова провела в г.Аткарске. Она родилась 3 июня 1917 года в большой семье. Отец рано умер, и они с матерью переехали в Саратов.
После переезда в Саратов Валентина училась в 14-й средней школе. В 1936 году окончила Саратовскую зубоврачебную школу, где получила специальность зубного врача.
Когда началась война, час суровых испытаний войны наступил и для Валентины Тимофеевой. Службу она начала в 53-й стрелковой дивизии. Под свист пуль, разрывы мин и снарядов хрупкая девушка выносила раненых с поля боя, оказывала им первую медицинскую помощь, сопровождала в тыл (см. Рисунок 5).
Встреча с Симоновым произошла под г.Могилевым в 1941 году. О встрече Константин Михайлович записал: «Мы уже собрались идти, как вдруг в лесу появилась группа вернувшихся разведчиков… Врач, который шел с ними, оказался крошечной, худенькой женщиной. Все в отряде относились к ней с подчеркнутым уважением и нежностью, говорили о ней захлебываясь…».
Воспоминания о мимолетной встрече в лесу под Могилевом оказались для Симонова впоследствии первым толчком к тому, чтобы написать «маленькую докторшу» Таню Овсянникову – одну из главных действующих лиц всех трех книг романа «Живые и мертвые». А тогда, в июле 1941 года, вернувшись из-под Могилева, Симонов написал очерк «Валя Тимофеева».
Мать Валентины Владимировны, прочитав очерк, опубликовала в областной комсомольской газете открытое письмо:
«Дорогая дочка! – писала она. – С большим волнением узнала я о твоих делах на фронте. Молодец! Будь такой всегда. Все мы, твои родные, живы и здоровы. Твой сыночек Левочка растет. Продолжай быть на фронте смелой и решительной. Твоя мама».
Валентина Владимировна не знала ни об очерке в «Известиях», ни о том, что стала героиней романа «Живые и мертвые». Не знала и о том, что название книге дали ее слова, произнесенные в далеком сорок первом: «Выходя из окружения, мы все разделились на живых и мертвых». В тот период она находилась в партизанском отряде в качестве врача-бойца. В одном из боев ее ранило – пулевое ранение правой ноги.
После выхода из окружения Валентину направили в резерв медсостава в Тулу. Она писала Симонову: «Я впервые за шесть месяцев увидела электрический свет. Это стало для меня самой счастливой минутой – я жива, все опять по-прежнему, жизнь идет…». После лечения Валентину Владимировну направили в Саратов, где назначили заведующей приемным отделением одного из госпиталей (см. Рисунок 6).
В 1968 году К.М. Симонов обратился к саратовским журналистам с просьбой помочь разыскать «маленькую докторшу». И Валентина Владимировна Тимофеева нашлась! Она вместе с семьей проживала в Риге (См. Рисунок 7).
19 декабря 1974 года в Москве состоялась встреча автора романа и «маленькой докторши». В мае 1979 года Валентина Тимофеева приехала в Саратов на встречу ветеранов 53-ей стрелковой дивизии, с которыми она шла фронтовыми дорогами. Побывала Валентина Владимировна и в учебном заведении, где получила медицинскую профессию и осталась верной ей на протяжении всей своей жизни.
Памятники фронтовым медсестрам в России
В ходе исследовательской работы были изучены уже имеющиеся в России памятники фронтовой медицинской сестре. Среди них можно выделить следующие:
1. «Сестричка». Челябинский памятник – один из первых в России, посвященный великому подвигу медицинских сестер и всех женщин-фронтовичек. Усталая девушка, присевшая отдохнуть на ящик со снарядами. Совсем молоденькая, но уже с орденом на груди. В руках букетик тюльпанов. «Сестричка» – это собирательный образ женщин-фронтовиков (см. Рисунок 9). Автор скульптуры А.Л. Тишин.
2. Памятник медсестре на Мамаевом кургане. Мамаев курган – величественный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы в городе Волгограде. Высота 102 – самая высокая точка Мамаева кургана, вошедшая в историю. За обладание этой высотой погибло около тысячи защитников Сталинграда. Одна из скульптур комплекса изображает медсестру, выносящую раненого бойца с поля боя (см. Рисунок 10).
3. В 2016 году в Подмосковье, на территории третьего Центрального военно-клинического госпиталя Минобороны России имени Вишневского в Красногорском районе Подмосковья открыли памятник фронтовой медсестре. На гранях постамента расположены 3 барельефа с историческими событиями в жизни России, в которых наиболее полно отразилась роль сестры милосердия на поле боя – Крымская война, Первая мировая война и Великая Отечественная война. В центре каждого барельефа – медицинская сестра, оказывающая помощь раненым (см. Рисунок 11).
3. Монумент «Фронтовая медсестра» открылся в Москве 28 октября 2017 года, у входа в городскую поликлинику № 109, где в годы Великой Отечественной войны размещался прифронтовой госпиталь. Авторами памятника выступили скульпторы Никифоровы Валерий Владимирович и Наталья Викторовна, архитектор Коротаева Анна Валерьевна. Бронзовый памятник представляет собой собирательный образ медсестры – юная девушка, в гимнастерке с погонами, в косынке, перепоясанная ремнем, с автоматом и сумкой через плечо (см. Рисунок 12). При создании памятника скульпторы использовали образ военного врача Анны Александровны Маргеловой (Куракиной).
5. Памятник медикам в г.Курске был торжественно открыт 17 июня 2005 года. Авторы – художник Михаил Заутренников, скульпторы Николай Криволапов и Игорь Минин. Памятник установлен напротив главного корпуса Курского государственного медицинского университета, в котором в годы Великой Отечественной войны был госпиталь. Памятник изображает медсестру и солдата, которого медсестра спасает в момент взрыва (см. Рисунок 13).
Кроме вышеперечисленных памятников, можно упомянуть:
• Памятник медицинской сестре (Сургут).
• Памятник медицинской сестре (Москва).
• Памятник медицинской сестре (Калуга).
• Памятник медицинской сестре (полуостров Рыбачий).
• Памятник медицинской сестре (Купянск).
• Памятник медицинской сестре (Кемерово).
• Памятник медицинской сестре (Елгава).
• Памятник Даше Севастопольской в Севастополе.
• Бюст девочки-медсестры Наташи Качуевской в Москве.
• Подвиг Милосердие, Химки.
В ходе изучения памятников фронтовым медсестрам, установленных в городах Российской Федерации, были сделаны следующие выводы:
• Установленные памятники размещены либо возле зданий бывших эвакогоспиталей, либо в мемориальных комплексах, посвящённых победе в ВОв.
4. Установка памятника фронтовой медсестре рядом с учебным заведением, выпускавшим средний медицинский персонал в годы ВОв, подчеркнула бы роль преподавателей, обучающих будущих фронтовых медсестер, и подвиг молодых людей, получивших обучение и ушедших на фронт, спасать человеческие жизни.
Анкетирование студентов ГАПОУ СО СОБМК
С целью выяснить мнение студентов ГАПОУ СО «СОБМК» относительно необходимости установки памятника фронтовой медсестре возле здания колледжа было проведено анкетирование четырех групп студентов 1 курса колледжа отделения «Сестринское дело». Всего в анкетировании приняло участие 92 человека.
В ходе анкетирования участникам были заданы следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым установку памятника фронтовой медсестре в городе Саратове к празднованию 75 годовщины Победы?
a. да;
b. нет.
2. Где лучше разместить памятник фронтовой медсестре?
a. в парке Победы на Соколовой горе;
b. на территории одной из больниц, в которой в годы войны был эвакогоспиталь;
c. у стен медицинского колледжа.
3. Если бы Вы выбирали, какой памятник медсестре установить у стен медицинского колледжа, выбрали бы:
a. памятник сестре милосердия времен Первой мировой войны;
b. памятник фронтовой медсестре времен ВОв;
c. памятник современной медсестре.
4. Как Вы считаете, установка памятника фронтовой медсестре возле медицинского колледжа повлияет на студентов колледжа?
a. повысит патриотический настрой;
b. повысит ответственное отношение к выбранной профессии;
c. никак не повлияет.
Результаты анкетирования выглядят следующим образом:
С необходимостью установки памятника в Саратове согласны 98% отвечавших. 23% считают, что памятник лучше установить в парке Победы, 3% – на территории одной из больниц города, 74% отвечавших уверены, что памятник нужно установить возле стен медицинского колледжа (См. Рисунок 14).
Памятник сестре милосердия у стен колледжа хотели бы видеть 15% анкетируемых, памятник современной медсестре – 3%, большинство отвечавших (82%) выбрало памятник фронтовой медсестре (См. Рисунок 15).
52% считает, что установка памятника повысит патриотический настрой студентов, 47%, что повысит ответственное отношение к выбранной профессии, 1% (2 человека), что никак не повлияет (См. Рисунок 16).
5. Мероприятия по открытию памятника военной медицинской сестре
В областном центре расположены памятники учителям, пожарным, героям войн и сражений, великим полководцам, ученым, политическим и общественным деятелям. Но нет среди них монумента, отражающего вклад медицинских сестер в дело просвещения, помощи ближнему и спасению людских жизней в мирное и военное время.
Памятник военной медсестре – это дань уважения всем военным медикам и той их героической части, к которой относятся военные медицинские сестры. 15 июня 2017 года состоялось открытие закладного камня на месте будущего памятника военной медсестре у стен Саратовского областного базового медицинского колледжа.
Надпись на камне гласит «Здесь будет установлен памятник военной медицинской сестре в память о подвиге саратовских медсестер во имя жизни и здоровья соотечественников» (См. Рисунок 17).
В сентябре-октябре 2019 года в мэрии г.Саратова проходили публичные слушания по открытию памятника военной медицинской сестре у стен медицинского колледжа. Были представлены 4 конкурсные работы. С большим перевесом голосов победу одержал московский скульптор с саратовскими корнями Лев Мещеряков (См. Рисунок 18).
Памятник представляет собой композицию: стоит уставшая, но глубоко милосердная медсестра, к левой руке которой в знак искренней благодарности прислонил перевязанную голову уходящий на фронт солдат после выписки из госпиталя. Солдат опустился на левое колено, дуло пулемета которого обращено назад и в землю, символизирующее скорое наступление мира.
В мае 2020 года в г.Саратове на пересечении улиц им. А.Н. Радищева и им. Н.Г.Чернышевского будет установлен памятник военной медицинской сестре, закладка камня которого состоялась еще в 2017г. Об этом сообщил Герой Российской Федерации Александр Янклович на форуме ветеранов, прошедшем в Музее боевой и трудовой славы на Соколовой горе г.Саратова 10 октября 2019г. Открытие памятника официально включено в план торжественных мероприятий, посвященных празднованию 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собранный материал доказывает гипотезу, что изучение истории ГАПОУ СО «СОБМК» и роли его выпускников в годы ВОв позволит обосновать необходимость установки памятника фронтовой медсестре рядом с ГАПОУ СО «СОБМК».
В ходе работы:
1. Был проанализирован вклад Саратовского областного базового медицинского колледжа в деле обучения медицинских сестер в годы ВОв.
2. Были проанализированы имеющиеся аналоги памятников фронтовым медсестрам в других городах России.
3. Было проведено анкетирование 92 студентов колледжа, проанализировано мнение студентов по поводу установки памятника фронтовой медсестре.
В ходе работы были использованы материалы из фондов музеев ГАПОУ СО «СОБМК» и ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского Минздрава России», использован ряд Интернет-источников и печатных изданий.
Были сделаны следующие выводы:
• ГАПОУ СО «СОБМК» сыграл заметную роль в подготовке медицинских специалистов среднего звена в годы Перовой мировой войны и ВОв.
• Преподаватели и выпускники колледжа внесли заметный вклад в дело Победы, работая в госпиталях как фронтовые врачи и медицинские сестры.
• Установленные в России памятники военным медсестрам размещены либо возле зданий бывших эвакогоспиталей, либо в мемориальных комплексах, посвящённых победе в ВОв.
• Установка памятника фронтовой медсестре рядом с учебным заведением, выпускавшим средний медицинский персонал в годы ВОв, подчеркнула бы роль преподавателей, обучающих будущих фронтовых медсестер, и подвиг молодых людей, получивших обучение и ушедших на фронт, спасать человеческие жизни.
• Подавляющее большинство студентов колледжа поддерживают идею установки памятника военной медсестре у стен колледжа и считают, что установка этого памятника будет способствовать повышению чувства патриотизма, повышению ответственности студентов колледжа к выбранной профессии, что в конечном итоге приводит к повышению качества подготовки будущих выпускников.
• Открытие памятника около фронтовой медицинской сестре около ГАПОУ СО «СОБМК» планируется в мае 2020 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
• Петров В.В. Деятельность эвакогоспиталей на территории Саратовской области в годы Великой Отечественной Войны – https://medconfer.com/node/6032.
• Академия милосердия. Здесь начинается путь в медицину – Саратов: И-Принт – 2011 – 120с.
• Во благо народного здравия – Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство» – 2005 – 240с.
• Саратовский областной базовый медицинский колледж. Листая страницы истории – Саратов-Москва: «Десятая муза» – 2017 – 104с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Саратовкий_базовый_медицинский_колледж
• Ссылки на фотографии памятников:
— https://www.stihi.ru/pics/2018/10/30/4510.jpg
— http://www.sovsibir.ru/upload/media/preview/media_preview24794_710x934.jpg
— http://sculptor.spb.ru/images/medsestra.jpg
— https://svpressa.ru/society/photo/184749/7/
• Архивные материалы музеев ГАПОУ СО «СОБМК» и ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского Минздрава России».