Второй ежегодный Региональный конкурс
исследовательских работ школьников
«Открой малую Родину по –новому»


Номинация «История моей малой Родины»

«Мы помним»

Авторы:
Учащиеся 8 класса МОУ- СОШ с.Лебедевка
Бакирова Алина, Котик Мария.

Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с.Лебедевка
Краснокутского района Саратовской области

413247, Саратовская область, Краснокутский район, с.Лебедевка,
ул.Саратовская, д.40
Телефон:84560-3-25-47

Саратов – 2020

Оглавление

Введение _____________________________________________ 3-4
1. Основная часть
1.1История создания памятника ветеранам ВО в селе Лебедевка. ____5-6
1.2 История создания памятника ветеранам ВО в селе Ждановка. _____6
1.3 История памятника на могиле умерших от ран в госпитале в селе Розовка. _____________________________________________________7-8
1.4. Значение памятника в современной жизни села. ________________8-9
1.5. Размышления о будущем памятника __________________________9-10
2. Заключение ____________________________________________11
3. Литература _____________________________________________12

Введение
Гвоздики на холодном камне,
У обелиска тишина,
Здесь чей-то стон и звон медалей,
Здесь чей-то плач и ордена,
Здесь сердца стук, души уныние,
Цветок застыл в руках детей,
Здесь скорбь моей родной Отчизны,
Здесь жизни русских сыновей…

В этом году наша страна отмечает 74-ю годовщину Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Мы до сих пор не перестаем восхищаться мужеством, стойкостью и героизмом, проявленными советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной войны. В бронзе, граните и мраморе монументов, обелисков, мемориальных комплексов увековечена память о славных воинах, работниках тыла, ставших гордостью нашей Родины. В нашей школе учатся ребят с трех сел. Поэтому мы решили исследовать, какие памятники есть на территории наших сел.В ходе работы мы попытались узнать о том, когда, почему, по чьей инициативе были созданы памятники, какую роль они играют в жизни нашего села.
Цель:изучить историю создания памятника в селе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
-познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников;
-формировать практические навыки исследовательской работы;
-научиться обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
-познакомить учащихся школы и жителей села с результатами нашей работы;
Был проведен опрос среди обучающихся школы и взрослого населения. Задавали один вопрос: «Что вы знаете об истории создания памятника в своем селе?» Выяснили, что больше всего знают об открытии памятника в селе Ждановка, так как это было сравнительно недавно, частично могут рассказать о могиле воинам, умершим от ран в госпитале с. Розовка, в селе Лебедевка знают, что раньше памятник стоял в парке, а затем его перенесли к Дому культуры.Поэтому мы считаем, что наша работа актуальна.
Актуальность проекта в том, что изучение памятников раскрывает учащимся связи родного села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Проект дает возможность напомнить о важности сохранения памяти.
Гипотеза:Мы предположили, что памятники, как символы мужества и героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений.
Методы исследования: анализ исторических источников, архивных материалов краеведческого музея, опрос.
Этапы работы:
1.Сбор материала: фотографии, архивные документы из фонда краеведческого музея.
2.Обработка собранных материалов: сканирование фотографий, обработка анкет, отбор материала по направлениям.
3.Анализ полученных данных.
4.Оформление работы, приложений.

Основная часть
1.1История создания памятника ветеранам ВО в селе Лебедевка.
Прежде, чем я приступить к работе, мы в Большой Советской энциклопедии нашли значение слова «Памятник». Одно из значений : произведение искусства, созданное для увековечивания памяти о людях и событиях. Памятник воинам — землякам – это особая память не вернувшимся с войны солдатам. Есть такой памятник и в селе Лебедевка. История его открытия очень необычна:Осенью 1962 года в с. Лебедевка был открыт парк. Главной его достопримечательностью стала стела с именами односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Шли годы. На месте стелы был воздвигнут памятник «Воин-освободитель». На двухметровом постаменте — скульптура молодого солдата. Стоит с автоматом в руках и зорко смотрит вдаль: охраняет покой солдат, сложивших свои головы на бесконечных дорогах минувшей войны. Заказывали памятник в городе Подольске, Московской области по инициативе председателя колхоза Зуева Павла Григорьевича. В разобранном виде по железной дороге его доставили в Красный Кут, а затем на машинах привезли в село. Мемориальные плиты отливали в Энгельсе. Списки погибших для мемориальных плит были составлены родственниками погибших, на основе архивных данных и со слов участников Великой Отечественной Войны.Торжественное открытие состоялось 9 мая 1979 года. На плитах–фамилии более 40 погибших. В 2008 году жители села и глава Лебедевского МО Г.А. Воронова обратились с просьбой к депутату районного собрания А.Косяну о переносе памятника к Дому культуры. На предложение односельчан откликнулись руководители сельхозпредприятий МО. Акция «Восстановить памятник» получила свое начало. Новое открытие памятника состоялось в канун 63 годовщины Победы. В 2010 году стартовала акция «Свеча памяти», на которой были открыты плиты с фамилиями ветеранов, которые вернулись домой с полей сражений, но не дожили до сегодняшнего времени. Еще 48 фамилий золотыми буквами внесены в историю нашего села. Некоторые фамилии повторяются, т.е. семья потеряла всех своих сыновей, для некоторых пямятник — единственное место, где родственники могут поклониться памяти своих близких, потому что не знают даже где их могилы.
1.2 История создания памятника ветеранам ВО в селе Ждановка.
В селе Ждановка накануне 68-ой годовщины Победы был открыт новый мемориальный комплекс землякам, вставшим на защиту родной земли в далекие сороковые годы. Его создание стало поистине народным делом. Общими усилиями удалось собрать 260 тысяч рублей на создание мемориала и на благоустройство территории вокруг него. Денежные средства поступали со всех уголков нашей страны, где проживали наши земляки. Основными спонсорами стали А. Лямкин, Д.иС. Широченко, А.В.Каленюк, Н.И.Симикина, О.В.Бабич, Дзюба А.И., Косачев А.М., Савинов А.А.. Торжественное открытие мемориала состоялось 8 мая 2013 года. В церемонии открытия принял участие депутат областной думы Олег Алексеев, глава района Яценко А.В.. На твердом граните под словами: «Они ковали нашу Победу» навечно высечены 85 фамилий наших земляков. Открытие происходило со всеми воинскими почестями — был зажжен вечный огонь, прозвучал оружейный салют. По традиции благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма Александр Писларь отслужил панихиду по погибшим. На церемонии открытия были родственники, дети, внуки, правнуки солдат ВОВ. В основании памятника была заложена капсула с посланием потомкам, подписанная ветеранами ВОВ с. Ждановка, которую вскроют в год столетия Победы, т.е. 9 мая 2045 года.
1.3 История памятника на могиле умерших от ран в госпитале в селе Розовка.
В страшные военные годы в селе Розовка работал госпиталь, куда привозили раненых с ближайших фронтов. Не всем суждено было вернуться в строй, многие нашли свой последний приют в братской могиле на кладбище села Розовка. Колхоз имени Калинина поставил скромный деревянный памятник. Евгения Дмитриевна Гурова (заведующая Домом Культуры села) и односельчане старались поддерживать скромную могилку в порядке: подкрашивали памятник, убирали территорию, и как могли сохраняли имена солдат, высеченные на памятнике. Из года в год один День Победы сменялся другим, обветшал деревянный памятник, поставили железный, а к солдатам, похороненным на сельском кладбище, приходили только местные жители. С помощью руководителя группы «Поиск» Мединского В.Г. были установлены фамилии бойцов, похороненных в могиле. Это красноармеец 1334 СП 422 СД Смиркин Федор Степанович, 1904 года рождения, уроженец Мордовской АССР, призванный в действующую армию с Хабаровского края, железнодорожная ветка имени Лазо РВК. Второй солдат-рядовой 52 Отдельного стрелкового батальона Анахов Иван Степанович, 1910 года рождения, уроженец Тульской области, призван на фронт Тульским РВК,рядовой 149 ОСБ Илья Егорович Антипин и гвардии артиллерист 1011 артполка Михаил Михайлович Латанцев. Евгения Дмитриевна написала письмо в газету «ЗОЖ» и вскоре получила письмо из Мордовии от сына и внучки умершего в госпитале Ф.С.Смиркина: «Огромное спасибо от всей нашей семьи В.Г.Мединскому и Вам за помощь. Мы очень благодарны за такую новость, за то, что наконец узнали, где похоронен наш отец и дед. Спасибо всем жителям села, что вы приносите цветы к памятнику. Мы тронуты и не можем даже выразить всех наших чувств. Мы собираемся приехать и увидеть могилу отца и деда, низко поклониться ей». С этого первого письма и завязалась перепискас семьей Смиркиных. А на 65-летие Великой Победы они приехали в село Розовка на открытие нового памятника, на котором были выбиты уже имена четверых погибших и похороненных на сельском кладбище. Красивое, но в тоже время печальное, торжественное открытие памятника, большую роль в котором сыграла наша школа.
Много слез было пролито в этот день. Ведь теперь родственники погибших могут поклониться праху своих любимых, поплакать на их могиле… Вот что рассказывает Гурова Е.Д. в своем интервью нам: «На открытие памятника приезжали родственники Смиркиных. Привезли землю с родины и посыпали ее на могилу. Сын подошел к памятнику, потрогал высеченное имя отца и сказал: Папа, я тебя так долго искал, а ты был совсем рядом. Если бы я знал, то привез бы маму, но ее уже нет в живых». А откликом на это было письмо правнучки Смиркина Ф.С. Шкуркиной Татьяны, в котором она писала: «Мы все были счастливы, когда побывали на могиле нашего отца, деда, прадеда. Нас приняли в Розовке как почетных гостей, и чувство гордости и радости переполняло нас».Нам известно, что после встречи Татьяна обратилась в группу «Поиск» с просьбой об увековечении имени своего деда. Ее просьба была выполнена и имя Ф.И. Смиркина занесено в «Книгу Памяти и Славы»: «Он не пропал, он погиб за Родину». Вот что писала Татьяна впоследствии: «Спасибо Вам большое от всей нашей семьи, особенно от сына Федора Степановича-Степана Федоровича, который всю жизнь считал отца без вести пропавшим…»
1.4.Значение памятника в современной жизни села.
Памятники органично вписались в ансамбль наших сел, стали их неотъемлемой частью. Администрации сельских поселений находит средства и возможности поддерживать памятники в хорошем состоянии. Жители помогают в этом. Ежегодно здесь с приходом лета оживают цветочные клумбы, облагораживаются газоны и кустарники. У памятников горит вечный огонь.Ежегодно в день празднования Дня Победы, в День Памяти и Скорби собираются односельчане, школьники, проводятся торжественные митинги Памяти. У памятника устанавливают почетный караул, возлагают венки, цветы. Здесь звучат имена погибших, звучат песни военных лет. Увы, вместо бывших фронтовиков делятся воспоминаниями их дети и внуки. Сколько раз я видел 9-го мая здесь представительных людей, приехавших из Москвы, Санкт- Петербурга и других больших городов. Сначала я думал: зачем они здесь? Там, где они живут,наверняка, сегодня будет красивый праздничный салют, большой концерт артистов на центральной площади. А они почему-то здесь, в деревне. Но когда увидел, как они со слезами на глазах вчитывались в фамилии на плите, все понял. Здесь написаны фамилии их близких родственников. И для многих из них эта фамилия – единственное, что известно о погибшем или пропавшем без вести родном человеке.В День Победы они едут сюда, как будто на его могилу, чтобы поклониться его праху. В 2010 году стартовала акция «Свеча памяти». И уже десятый год десятки людей со свечами вечером идут к памятникам почтить память своих односельчан.Сюда, к Вечному огню, сельчане ежегодно возлагают алые, как капли крови, цветы. Здесь звучат волнующие каждого человека строки поэта Р. Рождественского: «Через года, через века, помните! О тех, кто уже не придёт никогда, помните!»Не забывают и могилу умерших от ран в Розовке. Идут и идут люди, несут венки и свежие цветы, кланяются низко в пояс те, кто знал все тяготы войны не понаслышке, задумчиво стоит младшее поколение: «Мы помним, мы скорбим»! А еще отрадно то, что наши памятники маленькой искоркой обозначены на Карте Памяти на сайте «Карта памяти» (Всероссийский школьный сетевой проект).
1.5. Размышления о будущем памятника
Конечно, у нашего памятника есть будущее. Потому что растут внуки и правнуки фронтовиков, они с детства впитали в себя рассказы дедов и прадедов о великих событиях и не имеют права забыть все это. Каждый год на 9 Мая мы видим, как старшеклассники стоят в почетном карауле, как серьезны и сосредоточенны их лица. Приходя к этому памятнику, возлагая к нему цветы, мы думаем о тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Мы кланяемся им до земли, мы помним их.
Хотим закончить свою работу словами писателя В.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».


Заключение
Закончилась работа над проектом. Мы узнали много нового из истории своей малой Родины. Мы словно перелистали страницы огромной книги, в которой наша история и судьбы наших односельчан перемешались. Книга жизни- самая великая книга, а имена людей -это имена героев.
Мы считаем, что целей, поставленных в работе, мы достигли.
В результате проделанной работы выяснили:
1. Историю памятников.
2. Инициаторами создания памятников в первую очередь были жители сел.
3. Памятники олицетворяют мужество, отвагу и героизм наших односельчан.
Предположение, что памятники способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось, так как в праздники все население наших сел от маленьких до стариков приходят почтить память солдат, которые отдали жизни за мир на земле.
Мы думаем, что материал, который мы собрали, имеет и практическую направленность.
1.Собранный материал будет интересен всем, кто интересуется краеведением.
2.Его можно использовать при проведении классных часов, на уроках мужества.
3.По материалам нашей исследовательской работы будет оформлен стенд в нашей музейной комнате, а также разместится в нашем виртуальном музее.

Основная и дополнительная литература
1.Переписка Гуровой Е.Д. с семьей Смиркиных.
2.Фотографии, архивные документы из фонда краеведческого музея с. Лебедевка.
Интернет-источники
2.Всероссийский школьный сетевой проект « Карта памяти»:memory-map.prosv.ru