Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

«Моя малая родина »

Выполнил: ученица 9 «а» класса
Акчурина Альбина Ряшитовна.
Руководитель: Акчурина Галия Ряшитовна.

2020 год

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………….3-4

II. Методика и результаты исследования
1. Для чего нужно знать историю своего села? …………………………..4
1.1. История нашего села…………………………………………………5-7

2. Моя родословная. ……………………………………………………..7-8

3. Что значит любить свою Родину? ………………………………………8
4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний
о своём селе……………………………………………………………8-11

III. Заключение ………………………………………………………11-12

IV. Список использованной литературы……………………………..13

V. Приложение 1. …………………………………………..……….14-16
VI. Приложение 2. …………………………………………..………17-20

I. Введение

Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина — это небольшое село, да просто улица? Разве это — не Родина? И это — тоже Родина. Только — малая. Но от этого она не становится менее любимой.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём
Владимир Степанов

Прочитав стихотворение Владимира Степанова о родине, я задумалась, с чего начинается Родина?

Цель работы. Собрать и изучить информацию об истории родного села, о примечательных местах нашего села и восстановить семейное древо моей семьи.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Для чего нужно знать историю своего села?
2. Восстановить генеалогическое древо семьи.
3.Что значит любить свою Родину?
4. Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснения знаний о своём селе.
5. Рассказать о результатах исследования ученикам нашего класса.
Методы исследования:
1. Изучение летописи села Яковлевка, литературы, семейного архива.
2. Экскурсия по окраинам села.
3. Встреча со старожилами села.
4. Опрос учащихся моего класса.
План работы:
1. Историческая справка о строительстве села и его заселении.
2. Изучение родословной моей семьи и составить семейное древо.
3. Ответить на вопрос, что значит любить свою Родину.
4. Анкетирование среди одноклассников.
Гипотеза. Если каждый житель села Яковлевка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.

1. Для чего нужно знать историю своего села?
Пейзажные картины родной природы: широкие поля и цветущие луга, степные дали и дремучие леса – все это формируют чувство к родному краю, а традиции народа, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

1.1. История нашего села

В 40 км от Базарно-Карабулакского района раскинулось моё родное село Яковлевка.
Откуда же возникло название села? К сожалению, точных данных нет, но есть много предположений, на ряду с ними существует легенда, что первыми по берегам реки поселились два поселенца, Яков и Абдул. От их имён и произошли названия двух сёл, Яковлевка и Абдуловка.
По архивным документам впервые Яковлевка упомянута в 1735году. году. В 1740году в деревне проживало всего 68 человек. Но село росло очень быстро. Это, в частности, было связано с тем, что в селе не было помещиков, а крестьяне были не крепостными, а государственными.
По широко разбросанному селу выстраивались обыкновенные крестьянские избы, покрытые соломой. Главными украшениями села были мечети. В 1835 году их было 5, при мечетях были организованы школы-медресе, где обучали только мальчиков. Лишь после 1917 года девочек стали обучать грамоте жёны мусульманского духовенства. Обучали детей, в основном, арабскому письму. Татарскому языку, а затем и русскому стали обучать только в 30-х годах ХХ века. На долю девочек приходилось много забот и летом и зимой. Семьи были большими, в каждой семье детей было много – по 8-15. Девочкам постарше приходилось быть няньками, прясть пряжу из шерсти, льна и конопли, ткать, вязать.
Жители Яковлевки всегда считались трудолюбивыми людьми. Их главным занятием было сельское хозяйство. Мужчины каждой крестьянской семьи из общей земельной площади села получали наделы. Землю приходилось обрабатывать ручным способом, сохами и деревянными боронами. Весной, летом и осенью во время полевых работ дома оставались лишь старики и маленькие дети. Все же остальные, включая детей 8-10 лет, трудились в поле (иногда даже ночевали там).
Большая часть населения долгое время не владели грамотой, плохо знали русский язык. В конце XIX – начале XX века часть мужчин занялась частным промыслом – меняли в деревнях дёготь на продукты, или на другой товар, продавали мыло, которое изготавливали на действующем в то время мыльном заводе.
Проводя большую часть времени в труде и заботах, жители села всё же позволяли себе повеселиться, развлечься в пору свадеб, в религиозные праздники, но без спиртного. Для молодёжи собирали вечеринки, осенью они были сопряжены с обработкой гусей и уток, когда заготавливали мясо на зиму, а пухом набивали подушки и перины. Вечером, по окончании работ, хозяева давали молодёжи повеселиться – девушки убирались, юноши таскали дрова, воду, затапливали печку, чтобы было тепло и уютно в избе.
Жили просто – обычно в доме стоял стол, у стен деревянные лавки, около печи деревянная кровать, на которой лежали несколько соломенных матрацев, накрытых домотканым одеялом. Так как семьи были большими, приходилось спать и на печи, и на лавках, и на полу. Старикам и маленьким детям отводилось место потеплее. Уважение к старшим в селе почиталось всегда.
Надворные постройки белились мелом и содержались в чистоте. Особое внимание уделялось конюшне – лошадь в татарской усадьбе считалась чуть ли не членом семьи. Застраивались, как и в других татарских сёлах очень плотно, двор ко двору. Сыновья, подрастая и обзаведясь своей семьёй, ставили дома рядом с отцовским. Так появлялись целые улицы, на которых проживали близкие родственники.
В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины – активно участвовали в боевых действиях, женщины – выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт. С фронта не вернулись 215 человек. В центре села воздвигнут обелиск, где на мраморной доске вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны. Среди вернувшихся с фронта — герой Советского Союза Кудашев Идрис Моисеевич. Дошёл до Берлина и удостоен многих военных наград Тугушев Абдряшит Хусяинович.
Щедро наделённое природной красой, село наше воспитало для России много достойных людей – учителей, инженеров, дипломатов, врачей, специалистов сельского хозяйства, работников искусства, военных.
Я горжусь своим селом и его историей.

2. Моя родословная

Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем.
Себе я тоже задала вопрос, как же зовут моих прабабушек и прадедушек, кем они были? Расспросив родственников и изучив семейный архив, я составила генеалогическое древо моей семьи. Конечно, в этой работе мне помогли мои родители. (Приложение 1.)

3. Что значит любить свою Родину?

Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.
«У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв», — писал поэт А.Твардовский.
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
Родина, родители, дом, семья — это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.
Я люблю свою родину, потому что я здесь родилась, здесь родились мои родители. Именно здесь дорогие моему сердцу места, друзья, моя улица.

4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний о своём селе

В ходе исследовательской работы я провела опрос среди одноклассников.
Предлагались следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы, почему наше село названо Яковлевка?
2. Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?
3. Знаете ли Вы, как зовут Ваших прабабушек и прадедушек?

Опрошенные

Знаете ли Вы, почему наше село названо Яковлевка?

Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?

Знаете ли Вы, как зовут  Ваших прабабушек и прадедушек?

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Одноклассники

3

10

2

11

4

9

В нашем классе 13 учеников: опрошены были все, но точного и уверенного ответа на вопросы не дал никто, так как мы очень мало знаем об истории нашего села, своей семьи.
Также в ходе своей исследовательской работы я встретилась с ветераном педагогического труда с. Яковлевка, Алиёй Ильясовной Тугушевой. В ходе беседы я выяснила, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины.
В ходе исследования я совершила экскурсию по родному селу, и выяснила, что в селе Яковлевка есть замечательные места. (Приложение 2.) Это – мечеть, которая находится в самом сердце села, там же – обелиск, воздвигнутый павшим на полях сражения во время Великой Отечественной войны, одним из замечательных мест нашего края считаю родник, который славится в округе чистой и прозрачной водой. А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе наш пришкольный музей, который мы с одноклассниками с удовольствием посещаем и стараемся пополнять его экспонатами быта.

Роль школьного краеведческого музея

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь, помогает школьный музей. Музей в нашей школе работает с 2010 года. Краеведение прививает любовь к своему родному краю. Экскурсии и походы развивают у учащихся стремление к познанию законов природы, чтобы их потом использовать на благо общества. Здесь то и начинается развитие и формирование патриотических чувств. В результате кропотливого труда над музеем в кружке мы приобретаем практические навыки и умение работать с архивными материалами  и другими литературными источниками, учимся обрабатывать собранные материалы, вести экскурсии по выставленному материалу, оформлять альбомы, стенды, а старшеклассники — писать научно-исследовательские работы.

Заключение

Попытавшись исследовать культурное наследие жителей села Яковлевка, традиции, обычаи, истоки своей семьи я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края. Я считаю, если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.

В своей работе я узнала, что большинство семей следовали своим семейным  традициям, чтили их,   хранили      и  передавали из поколения в поколение. 

Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!

 Список литературы

  1. Исхаков Д. М. «Татары» 1993г.
  2. Исхаков Д. М. «Татарская нация: история и современность» 2002г.
  3. Официальный сайт Яковлевской школы www.sk.yakowlevka.okis.r

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА.

  1. Приволжское книжное издательство. «Два века губернии» 1997г.                             
  2. Приволжское книжное издательство. «Саратовской губернии черты» 1997г. 
  3. Рашитов Ф.А. «История татарского народа» 2001г.
  4. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» — М. «Учебная литература», 2010
  5. Савенков А.И. «Учебное исследование в начальной школе» — ж. «Начальная школа», № 12, 2000 г.
  6. Семейные архивы семей Акчуриных и Кудашевых.

10.http://literatura5.narod.ru/tvardovsky_priroda

 Приложение 1.

 Я Акчурина Альбина Ряшитовна родилаль 23.07.2005г. в селе Яковлевка Базарно – Карабулакского района Саратовской области.  В семье Акчуриных. Мой папа Акчурин Ряшит Фейясович 1979 г.р. учился в Яковлевской средней школе, затем окончил Саратовский Государственный Аграрный  Университет им. Вавилова. Моя мама Акчурина Галия Ряшитовна 1986 г.р. училась в  Репьевской средней школе. Мой дедушка, Акчурин Фейяс Харисович 1954г.р.,  учился в  Яковлевской средней школе, затем окончил Саратовский Аграрный Университет им. Вавилова. Затем проработал в совхозе «Яковлевский» 25лет. Моя бабушка Акчурина Рушания  Измайловна 1955г.р. училась в Яковлевской средней школе, затем окончила Областное Медицинское Училище. Проработала в Яковлевском Фельдшерском Акушерском Пункте 37лет, является ветераном труда. Со слов дедушки я узнала много интересного о прадедушке  Акчурине Харисе Юсуповиче 1904г.р., который  был участником Великой Отечественной Войны. Он воевал с 1941-1944г. Когда получил контузию лежал в госпитале и вернулся домой. Моя прабабушка Акчурина Магруй Исхаковна 1918г.р. была тружеником тыла, помогала фронту, копала окопы. А родители моей бабушки это мой прадедушка, Тугушев Измаил Давыдович 1904г.р., был участником ВОВ, воевал с1941-1943г. Был ранен,  у него была раздроблена рука. Моя прабабушка Тугушева Фатыма Яхьиновна 1913г.р., была  тружеником тыла, помогала фронту, работала поваром  на полевом стане.

А родители моей мамы,  мой дедушка, Кудашев Ряшит Абдуряшитович 1960г.р., учился в Яковлевской  средней школе, затем окончил Базарно – Карабулакский СПТУ. Служил два года в С.А. Отслужив, вернулся домой и проработал механизатором в колхозе им. «Чапаева» 33года. Моя бабушка Кудашева Акиля Абдурахмановна училась в Яковлевской средней школе. Работала телятницей 28лет в колхозе им. «Чапаева». Из рассказов моего дедушки о его родителях я узнала, что мой прадедушка, Кудашев Абдурашит Шакирович 1926г.р., был учителем труда в Яковлевской средней школе, проработал 23 года. А прабабушка Кудашева Нурхаять Исхаковна 1929г.р. проработала в Яковлевской средней школе 28лет. У меня еще есть прадедушка Патуев Абдурахман  Абдулович 1927г.р. Он проработал в Липовском лесном хозяйстве 40лет и является ветераном труда. Моя прабабушка Патуева Зулейха Юнусовна1925г.р. является тружеником тыла, помогала фронту в годы войны.

 Я очень горжусь своими предками. И всегда буду стараться быть похожей  на них, быть такой же   трудолюбивой и любить свою Родину.

Генеалогическое древо моей семьи

Приложение 2. Фотогалерея «Родные просторы»