Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
«Моя малая родина »
Выполнил: ученица 9 «а» класса
Акчурина Альбина Ряшитовна.
Руководитель: Акчурина Галия Ряшитовна.
2020 год
Содержание
I. Введение ……………………………………………………………….3-4
II. Методика и результаты исследования
1. Для чего нужно знать историю своего села? …………………………..4
1.1. История нашего села…………………………………………………5-7
2. Моя родословная. ……………………………………………………..7-8
3. Что значит любить свою Родину? ………………………………………8
4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний
о своём селе……………………………………………………………8-11
III. Заключение ………………………………………………………11-12
IV. Список использованной литературы……………………………..13
V. Приложение 1. …………………………………………..……….14-16
VI. Приложение 2. …………………………………………..………17-20
I. Введение
Это очень важно – не только любить свою Родину, но и знать её историю, чем она славится. А если Родина-это не огромная страна? А если Родина — это небольшое село, да просто улица? Разве это — не Родина? И это — тоже Родина. Только — малая. Но от этого она не становится менее любимой.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём
Владимир Степанов
Прочитав стихотворение Владимира Степанова о родине, я задумалась, с чего начинается Родина?
Цель работы. Собрать и изучить информацию об истории родного села, о примечательных местах нашего села и восстановить семейное древо моей семьи.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Для чего нужно знать историю своего села?
2. Восстановить генеалогическое древо семьи.
3.Что значит любить свою Родину?
4. Провести анкетирование среди учащихся, с целью выяснения знаний о своём селе.
5. Рассказать о результатах исследования ученикам нашего класса.
Методы исследования:
1. Изучение летописи села Яковлевка, литературы, семейного архива.
2. Экскурсия по окраинам села.
3. Встреча со старожилами села.
4. Опрос учащихся моего класса.
План работы:
1. Историческая справка о строительстве села и его заселении.
2. Изучение родословной моей семьи и составить семейное древо.
3. Ответить на вопрос, что значит любить свою Родину.
4. Анкетирование среди одноклассников.
Гипотеза. Если каждый житель села Яковлевка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
Актуальность этой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.
1. Для чего нужно знать историю своего села?
Пейзажные картины родной природы: широкие поля и цветущие луга, степные дали и дремучие леса – все это формируют чувство к родному краю, а традиции народа, чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
1.1. История нашего села
В 40 км от Базарно-Карабулакского района раскинулось моё родное село Яковлевка.
Откуда же возникло название села? К сожалению, точных данных нет, но есть много предположений, на ряду с ними существует легенда, что первыми по берегам реки поселились два поселенца, Яков и Абдул. От их имён и произошли названия двух сёл, Яковлевка и Абдуловка.
По архивным документам впервые Яковлевка упомянута в 1735году. году. В 1740году в деревне проживало всего 68 человек. Но село росло очень быстро. Это, в частности, было связано с тем, что в селе не было помещиков, а крестьяне были не крепостными, а государственными.
По широко разбросанному селу выстраивались обыкновенные крестьянские избы, покрытые соломой. Главными украшениями села были мечети. В 1835 году их было 5, при мечетях были организованы школы-медресе, где обучали только мальчиков. Лишь после 1917 года девочек стали обучать грамоте жёны мусульманского духовенства. Обучали детей, в основном, арабскому письму. Татарскому языку, а затем и русскому стали обучать только в 30-х годах ХХ века. На долю девочек приходилось много забот и летом и зимой. Семьи были большими, в каждой семье детей было много – по 8-15. Девочкам постарше приходилось быть няньками, прясть пряжу из шерсти, льна и конопли, ткать, вязать.
Жители Яковлевки всегда считались трудолюбивыми людьми. Их главным занятием было сельское хозяйство. Мужчины каждой крестьянской семьи из общей земельной площади села получали наделы. Землю приходилось обрабатывать ручным способом, сохами и деревянными боронами. Весной, летом и осенью во время полевых работ дома оставались лишь старики и маленькие дети. Все же остальные, включая детей 8-10 лет, трудились в поле (иногда даже ночевали там).
Большая часть населения долгое время не владели грамотой, плохо знали русский язык. В конце XIX – начале XX века часть мужчин занялась частным промыслом – меняли в деревнях дёготь на продукты, или на другой товар, продавали мыло, которое изготавливали на действующем в то время мыльном заводе.
Проводя большую часть времени в труде и заботах, жители села всё же позволяли себе повеселиться, развлечься в пору свадеб, в религиозные праздники, но без спиртного. Для молодёжи собирали вечеринки, осенью они были сопряжены с обработкой гусей и уток, когда заготавливали мясо на зиму, а пухом набивали подушки и перины. Вечером, по окончании работ, хозяева давали молодёжи повеселиться – девушки убирались, юноши таскали дрова, воду, затапливали печку, чтобы было тепло и уютно в избе.
Жили просто – обычно в доме стоял стол, у стен деревянные лавки, около печи деревянная кровать, на которой лежали несколько соломенных матрацев, накрытых домотканым одеялом. Так как семьи были большими, приходилось спать и на печи, и на лавках, и на полу. Старикам и маленьким детям отводилось место потеплее. Уважение к старшим в селе почиталось всегда.
Надворные постройки белились мелом и содержались в чистоте. Особое внимание уделялось конюшне – лошадь в татарской усадьбе считалась чуть ли не членом семьи. Застраивались, как и в других татарских сёлах очень плотно, двор ко двору. Сыновья, подрастая и обзаведясь своей семьёй, ставили дома рядом с отцовским. Так появлялись целые улицы, на которых проживали близкие родственники.
В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины – активно участвовали в боевых действиях, женщины – выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт. С фронта не вернулись 215 человек. В центре села воздвигнут обелиск, где на мраморной доске вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны. Среди вернувшихся с фронта — герой Советского Союза Кудашев Идрис Моисеевич. Дошёл до Берлина и удостоен многих военных наград Тугушев Абдряшит Хусяинович.
Щедро наделённое природной красой, село наше воспитало для России много достойных людей – учителей, инженеров, дипломатов, врачей, специалистов сельского хозяйства, работников искусства, военных.
Я горжусь своим селом и его историей.
2. Моя родословная
Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем.
Себе я тоже задала вопрос, как же зовут моих прабабушек и прадедушек, кем они были? Расспросив родственников и изучив семейный архив, я составила генеалогическое древо моей семьи. Конечно, в этой работе мне помогли мои родители. (Приложение 1.)
3. Что значит любить свою Родину?
Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством и каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где родился и вырос. А может, березка у родного порога? Наверное, это всё вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и дорогое сердцу место, о котором сложено столько стихов и песен.
«У большинства людей чувство Родины, Отчизны дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв», — писал поэт А.Твардовский.
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
Родина, родители, дом, семья — это корни каждого человека, это то, без чего невозможно жить на свете. Здесь и вода прозрачней, и небо голубей, и солнце ярче. С малой родиной начинается биография каждого человека.
Я люблю свою родину, потому что я здесь родилась, здесь родились мои родители. Именно здесь дорогие моему сердцу места, друзья, моя улица.
4. Анкетирование среди одноклассников, с целью выяснения знаний о своём селе
В ходе исследовательской работы я провела опрос среди одноклассников.
Предлагались следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы, почему наше село названо Яковлевка?
2. Знаете ли Вы, в каком году оно было основано?
3. Знаете ли Вы, как зовут Ваших прабабушек и прадедушек?
Опрошенные | Знаете ли Вы, почему наше село названо Яковлевка? | Знаете ли Вы, в каком году оно было основано? | Знаете ли Вы, как зовут Ваших прабабушек и прадедушек? | |||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |
Одноклассники | 3 | 10 | 2 | 11 | 4 | 9 |
В нашем классе 13 учеников: опрошены были все, но точного и уверенного ответа на вопросы не дал никто, так как мы очень мало знаем об истории нашего села, своей семьи.
Также в ходе своей исследовательской работы я встретилась с ветераном педагогического труда с. Яковлевка, Алиёй Ильясовной Тугушевой. В ходе беседы я выяснила, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины.
В ходе исследования я совершила экскурсию по родному селу, и выяснила, что в селе Яковлевка есть замечательные места. (Приложение 2.) Это – мечеть, которая находится в самом сердце села, там же – обелиск, воздвигнутый павшим на полях сражения во время Великой Отечественной войны, одним из замечательных мест нашего края считаю родник, который славится в округе чистой и прозрачной водой. А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе наш пришкольный музей, который мы с одноклассниками с удовольствием посещаем и стараемся пополнять его экспонатами быта.
Роль школьного краеведческого музея
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь, помогает школьный музей. Музей в нашей школе работает с 2010 года. Краеведение прививает любовь к своему родному краю. Экскурсии и походы развивают у учащихся стремление к познанию законов природы, чтобы их потом использовать на благо общества. Здесь то и начинается развитие и формирование патриотических чувств. В результате кропотливого труда над музеем в кружке мы приобретаем практические навыки и умение работать с архивными материалами и другими литературными источниками, учимся обрабатывать собранные материалы, вести экскурсии по выставленному материалу, оформлять альбомы, стенды, а старшеклассники — писать научно-исследовательские работы.
Заключение
Попытавшись исследовать культурное наследие жителей села Яковлевка, традиции, обычаи, истоки своей семьи я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края. Я считаю, если каждый ровесник будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.
В своей работе я узнала, что большинство семей следовали своим семейным традициям, чтили их, хранили и передавали из поколения в поколение.
Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!
Список литературы
- Исхаков Д. М. «Татары» 1993г.
- Исхаков Д. М. «Татарская нация: история и современность» 2002г.
- Официальный сайт Яковлевской школы www.sk.yakowlevka.okis.r
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
- Приволжское книжное издательство. «Два века губернии» 1997г.
- Приволжское книжное издательство. «Саратовской губернии черты» 1997г.
- Рашитов Ф.А. «История татарского народа» 2001г.
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» — М. «Учебная литература», 2010
- Савенков А.И. «Учебное исследование в начальной школе» — ж. «Начальная школа», № 12, 2000 г.
- Семейные архивы семей Акчуриных и Кудашевых.
10.http://literatura5.narod.ru/tvardovsky_priroda
Приложение 1.
Я Акчурина Альбина Ряшитовна родилаль 23.07.2005г. в селе Яковлевка Базарно – Карабулакского района Саратовской области. В семье Акчуриных. Мой папа Акчурин Ряшит Фейясович 1979 г.р. учился в Яковлевской средней школе, затем окончил Саратовский Государственный Аграрный Университет им. Вавилова. Моя мама Акчурина Галия Ряшитовна 1986 г.р. училась в Репьевской средней школе. Мой дедушка, Акчурин Фейяс Харисович 1954г.р., учился в Яковлевской средней школе, затем окончил Саратовский Аграрный Университет им. Вавилова. Затем проработал в совхозе «Яковлевский» 25лет. Моя бабушка Акчурина Рушания Измайловна 1955г.р. училась в Яковлевской средней школе, затем окончила Областное Медицинское Училище. Проработала в Яковлевском Фельдшерском Акушерском Пункте 37лет, является ветераном труда. Со слов дедушки я узнала много интересного о прадедушке Акчурине Харисе Юсуповиче 1904г.р., который был участником Великой Отечественной Войны. Он воевал с 1941-1944г. Когда получил контузию лежал в госпитале и вернулся домой. Моя прабабушка Акчурина Магруй Исхаковна 1918г.р. была тружеником тыла, помогала фронту, копала окопы. А родители моей бабушки это мой прадедушка, Тугушев Измаил Давыдович 1904г.р., был участником ВОВ, воевал с1941-1943г. Был ранен, у него была раздроблена рука. Моя прабабушка Тугушева Фатыма Яхьиновна 1913г.р., была тружеником тыла, помогала фронту, работала поваром на полевом стане.
А родители моей мамы, мой дедушка, Кудашев Ряшит Абдуряшитович 1960г.р., учился в Яковлевской средней школе, затем окончил Базарно – Карабулакский СПТУ. Служил два года в С.А. Отслужив, вернулся домой и проработал механизатором в колхозе им. «Чапаева» 33года. Моя бабушка Кудашева Акиля Абдурахмановна училась в Яковлевской средней школе. Работала телятницей 28лет в колхозе им. «Чапаева». Из рассказов моего дедушки о его родителях я узнала, что мой прадедушка, Кудашев Абдурашит Шакирович 1926г.р., был учителем труда в Яковлевской средней школе, проработал 23 года. А прабабушка Кудашева Нурхаять Исхаковна 1929г.р. проработала в Яковлевской средней школе 28лет. У меня еще есть прадедушка Патуев Абдурахман Абдулович 1927г.р. Он проработал в Липовском лесном хозяйстве 40лет и является ветераном труда. Моя прабабушка Патуева Зулейха Юнусовна1925г.р. является тружеником тыла, помогала фронту в годы войны.
Я очень горжусь своими предками. И всегда буду стараться быть похожей на них, быть такой же трудолюбивой и любить свою Родину.