История школы, в которой я учусь
Региональный конкурс
исследовательских работ школьников,
проживающих и обучающихся на территории Саратовской области
«Открой малую РОДИНУ по-новому»
«История школы, в которой я учусь»
Конкурсант
Логинова Екатерина,
Чиркова Анна
учащиеся 9 класса,
МБОУ «СОШ с. Ивановка
Базарно-Карабулакского района
Саратовской области»
Педагог-куратор
Юрченко Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
Куликова Елена Михайловна
учитель технологии, краеведения
МБОУ «СОШ с. Ивановка
Базарно-Карабулакского района
Саратовской области»
г. Саратов 2018 год
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего моё село, в котором мы родились и живем, наша школа, в которой мы учимся, общаемся с друзьями, это наш народ, который почитает традиции и обычаи, не предавая и не изменяя ему. Казалось бы, обычное село, обычная школа со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? Мы сумели сохранить историю своего народа, культуру, традиции, конечно не в первоначальном виде, но все же … В школе учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к её традициям. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
Сегодня не менее важна наша нравственная позиция, наше небезразличное отношение к судьбе родного края, своей школы. Необходимо осмыслить наше прошлое, раскрыть потаенные страницы истории, ее белые пятна, которых к великому сожалению еще очень много. Ведь наша история, наша – со всем, что в ней было. Давайте не будем забывать об этом, попробуем вернуться к нашим родным истокам, вспомним то, чего забывать нельзя.
Целью нашей исследовательской работы является изучение истории школы, в которой мы учимся.
Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках. Это нужно для будущего поколения. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве (книги приказов) и в районном архиве.
2. Провести опрос учащихся и жителей села.
3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
Методы: беседы с выпускниками школы; беседа с учителями пенсионерами; интервью, опрос, анкетирование, информационно справочная работа c архивными документами школы и района.
Объектом данного исследования является история Ивановской основной общеобразовательной школы. Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодёжи.
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы.
Актуальность нашей исследовательской работы заключается в первую очередь в том, что каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится.
Тема выбрана нами не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители села не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения.
Нам было интересно узнать историю родной школы, и теперь мы хотим поведать ее Вам.
Пока из всех
Ивановок России
Красивее тебя
я не встречал.
В. Логашов
Село Ивановка расположено 80 км севернее г. Саратова в жи¬вописной долине между двух небольших речушек Каналейки на юге и Елховки на севере. Селение с трех сторон окружено невысокими возвышенностями, поросшими смешанным лесом. Только с восточной и северо-восточной сторон имеется понижение мест¬ности. Отсюда открывается все величие красивого ландшафта села.
Село Ивановка
Улицы села цепочкой вытянулись по прямой линии. На востоке Ивановка близко подходит к трактовому селу Новиковка. На юг от Ивановки расположена деревня Нечаевка, на север-село Алексеевка, на северо-востоке находится районный центр Базар¬ный Карабулак, на северо-западе железнодорожная станция Бурасы.
По неточным данным возникновение села Ивановки относится к началу ХYII века в связи с появлением укрепленных пунктов Петровска, Большой Сердобы, Дмитриевки, Малыковки.
Старожилы рассказывают, что первоначально село называлось Матюшкино по имени первого поселенца Матюхи. Такое название село носило до 1822 года, после этого стало называться Ивановка по названию церкви Иоанна Златоуста, построенной в 1822 году. Вначале это было небольшое селение, насчитывавшее несколько десятков дворов, но постепенно оно росло за счет притока новых посе¬ленцев.
Село Ивановка в 1883 году.
По ревизии 1858 года в селе насчитывалось: хозяйственных дворов-200; населения мужского пола — 689 человек; женского-713 человек. Всего -1402 человека.
За 25 лет, к 1883году численность населения возросла за счет переселения из других сел и деревень. По ревизии 1883 го¬да в селе насчитывалось: хозяйственных дворов — 358; населения мужского пола — 992 человека; женского-1009 человек. Всего- 1971 человек.
По рассказам старожилов и документам научной библиотеки Са¬ратовского государственного университета село Ивановка входило во владение графа — Воронцова-Дашкова.
Одним из ранних очагов культуры с. Ивановки является открытие в 1875 году церковно-приходской школы, где преподавались закон божий, русское чтение, арифметика. В 1903 году была открыта двухклассная земская школа, в которой учились дети не только села Ивановки, но и крестных сел Новиковки, Нечаевки, Голицино, Бурас, Ольгино, Анютино.
Строительством школы руководил подрядчик Хрулев А.П., который считался лучшим мастером села. Дом, в котором он жил, сохранился до настоящего времени, его так и называют, Хрулев дом.
По рассказам старожилов учителями в школе работали Милушкин и Копытин, закон божий вел священник Златорунский. В церковно-приходской школе законоучителем был священник Скартымов Павел Ильич, который окончил духовную семинарию, находился на службе с 1868 по 1899 гг. (из книги «Алфавитный список духовенства», №10, стр. 520).
После Октябрьской революции, в 20-е годы, в селах Ивановке, Новиковке, Нечаевке, были организованы пункты ликбеза, в которых большую роль по ликвидации неграмотности среди взрослого населения сыграли учителя Королькова Е.И., Поспелова В.К., Тощева М.И., Никитина М.В., Вавилина Е.А. и другие. Коммунист Иванов И.Н. рассказывал, что учителя вместе с комсомольцами села проводили работу по ликвидации неграмотности села среди взрослого населения и молодежи, оказывали помощь Совету по заготовке семян для посева, вели атеистическую пропаганду среди населения. Комсомольская организация в школе была создана в 1937 году, секретарем её был избран Купцов Петр Иванович. Комсомольцы школы работали агитаторами по подготовке к первым выборам Верховный Совет СССР (декабрь 1937 г.), Верховный Совет РСФСР (июль 1938 г.).
Комсомольская ячейка
В 1935 году в с. Ивановке была открыта семилетняя школа, а в 1937 году – средняя.
Ученики Ивановской школы (1937 год). Первый ряд слева на право: Зубатарев Николай, Федорин Николай, Асташина Таня, Зюрюкина Валя, Баранова Маруся, Зюрюкина Зина; второй ряд: Зюрюкин Вася, Архипов Володя, Тычкова Рая, Купцова Нюра, Купцова Вера; третий ряд: Крутов Коля, Поспелов Юра, Логашова Тоня, Плетнева Настя, Юдина Нюра; четвертый ряд: Гудошников Юра, Вдовин Митя, Зюрюкина Лена, Ильина Таня, Баранова Рая, Логашов Коля, Кечина Таня, Мартынычева Таня. Справа – директор школы Верещагина Е.А.
Лучший класс школы 1937-38 гг. В центре классный руководитель Никитина М.В. и директор школы Верещагина Е.А.
В 1930-е годы в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение. А постановлением «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) государство определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В постановлении были даны указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школ.
Школа села Ивановка в году
Система советского образования приобретала последовательный и системный характер: вводились обязательные для всех программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний; устанавливалась классно-урочная организация школьной работы; вводилось твердое расписание и состав учащихся; вводился систематический индивидуальный учет знаний по 5 словесной системе (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично); устанавливалась руководящая роль учителя в классе, усиливалась идеология и централизация в системе образования. В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в ВОВ (1941-1945), когда основная масса детей на захваченных немцами территориях была лишена учиться. А на остальных территория школьники обучались зачастую в холодных классах, помогали взрослым, чем только могли.
Пионерская линейка
Свой вклад в Победу внесли и учителя: и те, кто ушли на фронт, и те, кто остались со своими воспитанниками в холодных, не отапливаемых классах.
Мало мужчин – учителей вернулось с войны. А у тех, кто вернулся, были тяжёлые ранения. Это они – школьные военруки, классные руководители, директора школ — заменили мальчишкам и девчонкам 40-ых их отцов, помогли определиться в жизни.
Много сердечных слов можно сказать об учителях Ивановской средней школы военных и послевоенных лет. Одной из самой преданной детям и профессии была Зоя Ивановна Червякова, создатель Базарно-Карабулакского краеведческого музея, в годы Великой Отечественной войны работавшая учителем истории.
Когда началась Великая Отечественная война, директором Ивановской средней школы был Иван Максимович Лукьянин, он преподавал математику. Его любили, уважали и ученики, и учителя. Вероломное нападение Германии на СССР для Ивана Максимовича было громом среди ясного дня. Тяжело было расставаться с мирной жизнью, с учениками, с любимой женой, ожидавшей ребёнка. Но надо было защищать Родину от коварного врага. (Приложение 1)
Иван Максимович не трусил в боях, смело шёл навстречу смертельной опасности. Его сын родился, когда отца уже не было в живых.
Учитель литературы Ивановской средней школы Александр Филиппович Сверчков был мечтателем, писал стихи. Ученики любили энергичного, жизнерадостного учителя. Отправляясь на фронт, он горел желанием как можно скорее разгромить врага и вернуться к любимому делу-обучению и воспитанию детей. На фронте он был писарем в штабе. В результате прямого попадания снаряда в землянку, где размещался штаб, Александр Филиппович был смертельно ранен. Скончался в госпитале.
Не вернулись с фронта, отдали свою жизнь за Родину:
— Мифодий Иванович Греков (учитель физической культуры и НВП);
— Алексей Федорович Семенов (учитель химии и биологии);
— Алексей Павлович Фастовец (учитель физики и математики);
— Гаврила Иванович Лушнов (учитель физической культуры и НВП);
— Павел Николаевич Муравицкий (учитель математики);
— Петр Семенович Медведев (учитель физики и математики);
— Николай Васильевич Рычагов (учитель немецкого языка);
— Николай Александрович Сидоров (учитель физики);
— Михаил Яковлевич Мартынычев (завхоз);
— Михаил Григорьевич Асташин (конюх);
— бывший ранее директором школы Алексей Матвеевич Горюнов;
Горюнов Алексей Матвеевич, 1912 г.р. Родился с. Березовка Базарно — Карабулакского района. В довоенное время работал в Ивановской школе директором. В Великую Отечественную войну попал в авиационную часть. С боями дошел до Эстонии. Погиб 3 сентября 1944года. (Приложение 2)
Мужчины, а вместе с ними и юноши, даже подростки писали заявления в Райвоенкомат, требуя принять их в ряды Красной Армии для зашиты Родины от фашистских захватчиков. Среди первых добровольцев были и ребята из ивановской школы — Александр Баскаков и Александр Краснов. Не дождались их безутешные матери, они отдали свои жизни за Родину.
Ребята помоложе, продолжали учиться, но быстро взрослели. Юра Поспелов с товарищами вступили в истребительный батальон. Миша Зюрюкин сел за «руль трактора». Старшеклассники вместе с учителями убирали сено в степи. Была создана школьная бригада из учителей и учеников старших классов для обмолота хлеба. Днем молотили колхозники, ночью школьная бригада.
Быстро пролетели лето и осень. Приближалась зима. И вот по приказу Райвоенкомата большая группа учеников старших классов была отправлена на рытье окопов. А.В.Алебастрова и З.И.Червякова с группой учащихся выехали в село Елховку Петровского района. Стали рыть окопы и противотанковые рвы. Начались морозы. Земля промерзла. Они грели ее кострами, долбили ломами и топорами. Работа не детская. Мальчишки храбрились, а девочки порой и слезу пускали.
Одежда была почти у всех плохая. Многие простудились, стали болеть. А тут еще спутники антисанитарии — насекомые и чесотка. Часть ребят пришлось отправить домой. Остальные стойко держались до конца. Постепенно освоились, наладили быт. По вечерам дети устраивали различные игры. А утром они, смеясь, рассказывали учителям, сколько было веселья, смеха во время этих игр. Им ведь было по 16 лет!
Учебный год в 1941 году в школе начался 15 декабря. К этому времени на основании приказа Наркомпроса учителей и учеников отпустили домой. Понятно, что все были очень рады этому. Не взяли заработанные деньги (2000 руб.), пешком отправились в Петровск. До своей станции добрались товарным поездом. Ночью со станции шли пешком в село. Родители приходили благодарить за благополучное возвращение детей. Совместная работа на окопах сдружила учащихся, и у учителей к ним душа прикипела. С окопами ушло детство. На плечи ребят легла значительная часть тяжелого сельскохозяйственного труда. К тому же они, пройдя допризывную подготовку, сами стали заниматься с допризывниками.
Учительский коллектив военных лет
С Победой с войны вернулись в родное село Зайчиков Николай Фёдорович, Сидоров Николай Александрович, Рычагов Николай Васильевич, Логашов Василий Григорьевич, Мирошников Виталий Петрович.
Зайчиков Н. Ф. Логашов В.Г.
С 1945 года по 1987 г. Ивановскую среднюю школу окончили 653 человека.
1 сентября 1958 год
Из выпускников школы работают: врачами Леонид и Борис Коральковы, Р.К. Коралькова (Логашова), братья Анатолий и Юрий Баскаковы, Н.А.Алешин, А.И.Сибикеев, Е.П.Ермилов, Т.А.Саратцева и др. До войны и в войну окончили школу и затем медицинский институт Ильина Т.Н., Кечина А.А., Трутнева А.А. и др.
1 сентября 1968 года
Работали и работают юристами выпускники школы – Баранов Н.Н., Рычагов И.П., Архипов В.В., Егоров В.А., Пиксаев Н.М., прокурор Марийской АССР, работает Ермошин И.В. и др. Учителями – сестры В.Г. и М.Г. Зюрюкины, В.В.Сибикеева, А.А. Баранова, сестры – Наташа и Лена Федорины, И.М.Пиксаев, В.И.Алешин и многие другие. Экономистами – Аралина Л.Н., Логашов А.М., Илюшина И.В.. Инженерами – Тычкова Р.А. Шардин Н.Н., Червов Н.В., Левин Н.И.,Кечин В.А.. Кандидатами Наук стали выпускники Татьяна Ильина, Николай Куликов, Николай Баранов, Александр Кечин, Александр Куликов, Александр Денисов, Любовь Аралина (окончила школу с серебряной медалью). Многие выпускники окончили военные училища и служили или служат в рядах Советской Армии, учатся в вузах и техникумах, трудятся на промышленных предприятиях страны, работают в родном селе.
В 1968 году на средства колхоза построена новая школа на 186 мест, которая открыта в день 50-летия Ленинского комсомола 29 октября 1968 года. (Приложение 2)
В разные годы школу возглавляли:
Рычагов Николай Васильевич родился 21 ноября 1916 года в селе Ивановка. Работал в Ивановской школе учителем немецкого языка. В годы войны воевал, был переводчиком, в составе 1 Украинского и Воронежского фронтов, за что был награжден Красной Звездой, Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». После войны окончил пединститут в 1949 году и продолжил работать в Ивановской средней школе. Умер 15 апреля 1987 года
Сидоров Николай Александрович. Родился 17 июля 1917 года в с. Ивановка. До войны учился в пединституте. Воевал в составе Забайкальского фронта, в 209 стрелковой дивизии, за что награжден Орденом Красной Звезды, медалями «50 лет Вооруженных сил», «60 лет Вооруженных сил», «Великой Отечественной войны», «30 лет Победы», «За труд», «25 лет Победы», «За победу над Японией». Участвовал в военных операциях – взятие Хигана и других городов.
В послевоенный период работал учителем физики, директором школы. Умер в 1986 году.
Шардина Людмила Николаевна родилась в 1939 году в городе Саратов. Вскоре семья Горбуновых переезжает в село Алексеевка Базарно-Карабулакого района Саратовской области, где Люда заканчивает среднюю школу и поступает в педагогический институт города Саратов. После окончания обучения Людмилу Николаевну направляют в г. Уральск, где она работала учителем физической культуры. В 1967 году Людмила Николаевна вместе с семьей приезжает трудиться в Ивановскую среднюю школу. Показав себя талантливым и ответственным работником, она становится директором школы с 1974 по 1993 гг. Умерла Людмила Николаевна в 1993 году.
Силиванова Татьяна Анатольевна родилась в п. Хватовка Базарно-Карабулакого района Саратовской области. С 1970 по 1980 училась в Хватовской школе. В 1980 году поступила в СГПИ им. К. Федина на филологический факультет. После окончания института в 1984 – 1986 гг. работала учителем истории и обществознания в Калужской средней школе Федоровского района Саратовской области. В 1986 г. переехала с семьей в с. Ивановка, работала до 1989г. учителем истории. С 1993 по 2016 г.- директор школы. Почетный работник общего образования. Много преобразований выпало и на ее время директорства. Но со всем она справлялась, несмотря на свою хрупкую внешность.
С 2016 года и по настоящее время работает директором МБОУ «СОШ с. Ивановка» Белов Владимир Иванович.
В разные годы в школе работали прекрасные учителя, некоторые из них сейчас трудятся в других школах области.
Екатерина Ивановна Королькова 33 года педагогический стаж Екатерины Ивановны, из них 29 лет она работала в Ивановской средней школе. Активно участвовала в жизни школы, вела большую работу на селе, неоднократно избиралась депутатом Ивановского сельского совета. В годы войны и после Екатерина Ивановна проводила свои летние отпуска, работая на полях колхоза » Победа». Ее труд отмечен многими почетными грамотами. Екатерина Ивановна Королькова награждена орденом «Знак Почета» и медалями.
Мария Васильевна Никитина В 30-х годах в Ивановской школе начала свою педагоги¬ческую деятельность преподавателем начальных классов. Окончив учительский институт, преподавала русский язык и литературу в старших классах. 3аочно закончила педагогический институт. В годы войны и послевоенные годы вместе с учениками работала на полях колхоза. Возглавляла работу по сбору теплых вещей и средств для фронта, делила с детьми все трудности, всю сложность военного времени.
Мария Васильевна — отличник народного образования, награждена медалью.
Капиталина Антоновна Горшкова
Родилась 1918 году в Лесной Нееловке. Свою педагоги¬ческую деятельность начала в Ивановской средней школе преподавателем химии, биологии. Работала месте с учениками на полях колхоза. Ее всегда можно было видеть на самых трудных участках. Капиталина Антоновна — активно участвовала в работе кружков. Во время войны ее переводят работать в Базарный Карабулак. После войны ее назначают директором Леснонееловской 8-летней школы. Награждена медалями.
Для учителей школа стала вторым домом. Сюда они спешили, что называется ни свет, ни заря и уходили затемно, а дети чувствовали их материнскую заботу и внимание. Они несли им свои радости и печали, находя поддержку и утешение в трудные минуты. Приходилось только удивляться, как на все хватало душевной теплоты.
Королькова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов Решетюк Давид Филиппович, учитель математики Поспелова Валентина Константиновна, учитель начальных классов
Логашов Г.И., учитель математики
С 1986 по 1990 годы работала у нас пионервожатой Жукова Надежда Ильинична. Сейчас она библиотекарь в селе и сих пор сотрудничает со школой.
Да, удивительный дом — школа! Люди, пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой».
В настоящее время в школе работают 12 учителей, из них 11 имеют высшее педагогическое образование. 1учитель награжден значком «Отличник народного просвещения» (Силиванов А.А.), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» три педагога (Силиванова Т.А, Куликова Е.М., Ялакова М.Г.), три учителя отмечены грамотой министерства образования РФ (Абросимова Е.Н, Кубанкина Т.А., Юрченко Е.В). Все педагоги имеют категорию: три педагога –высшую, 9 – 1 категорию. Куликова Е.М. является победителем Всероссийского конкурса лучших учителей России и получила президентский грант в 100 тысяч рублей.
В школе имеются свои традиции, которые складывались годами. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию бережного отношения к традициям родного села. В школе создан психологический микроклимат взаимного доверия.
Взрослеют ученики, старятся учителя. На смену одним приходят другие.
Работая над темой изучения истории школы, мы проанализировали имеющие материалы и провели несколько встреч и бесед с учителями– ветеранами, тем самым узнали много интересного о школе и восстановили некоторые факты из её истории.
Сопоставив данные опроса учащихся нашей школы, можно сделать заключение, что вопрос о годе основания школы вызвал у учащихся некое замешательство. Мы пришли к выводам, что многим из нас неизвестно, как строилась школа, где она раньше была, кто работал в те первые годы. Многое рассказали старые фотографии о первом выпуске новой школы, руководителях школы, педагогическом коллективе. Я считаю, что тема нашей работы актуальна, должна быть продолжена.
В последнее время всё больше внимания уделяется изучению родного края. А история родной школы неразрывно связана с историей своей малой родины. Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал. Самое главное, изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение. Данная работа может быть использована на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить архивом музея.
Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие передо нами задачи, мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в школе.
Проведя исследовательскую работу, мы пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Важно знать историю родной школы как главную составляющую истории своей малой Родины.
Наша гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории села, наших предков.
Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
После проделанной исследовательской работы у нас появилось ещё больше гордости за свою школу.
Литература
1.Архивные документы МБОУ «СОШ с. Ивановка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».
2. Воспоминания учителей – ветеранов МБОУ «СОШ с. Ивановка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».
3. Электронный архив «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/
Приложение1
Приложение 2
Приложение 3