Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»

Номинация
«История моей малой Родины»

Тема работы:
«История Слепцовского храма»


Выполнила: Ерёмина Ксения Алексеевна,

ученица 5 класса ОСПФ МОУ «СОШ с.Идолга» в д.Македоновка

Руководитель исследования: Собянин Сергей Семёнович, учитель истории


д.Македоновка 2020 год

Оглавление

Оглавление 2
Введение 3
История Слепцовского храма
Первая церковь. Сельцо становится селом. 5
Храм Преображения Господня 7
Эпоха гонений и возрождение храма 11
Заключение 14
Список использованной литературы и источников 15
Приложения 16

В последние годы в нашей стране происходит возрождение духовности: открываются храмы, классы православной культуры, изучается история церкви. Активно возрождается православие и в Татищевском районе. Кроме того, в нескольких школах, в том числе и в нашей, действуют казачьи кадетские классы, а казачество всегда опиралось на веру. Сама я живу в селе Слепцовка, где в центре расположен красивейший Свято-Никольский храм, и мне хотелось бы больше знать и о нашем селе, и о нашем храме.

Храм — один из старейших в районе, но до сих пор нет подробного описания его истории, почти ничего не известно о первой (деревянной) церкви. Даже на сайте Саратовской епархии на странице, посвящённой слепцовскому храму, Слепцовка в XVIII в. называется деревней, и первый храм не упоминается.[1]

В Слепцовском краеведческом музее наши кадеты (и я в том числе) проводят экскурсии для гостей. Приезжают и паломники с турами, организованными епархией.[2] Они часто задают вопросы, касающиеся храма, на которые у нас просто нет ответов. Таким образом, знание истории Слепцовского храма имеет и познавательное, и прикладное значение.

К сожалению, разработанность темы незначительна.  Если сравнивать с исследованиями истории многих других храмов, то преимущественно это городские церкви центральной России. Изучая саратовские храмы, большинство исследователей опирается на Справочную книгу Саратовской епархии от 1912 года,[3] но в ней нет сведений о предыдущих церквях. Из монографических работ удалось найти только иллюстрированный справочник В.Валеева,[4] но он посвящён храмам города Саратова. Достаточно много сведений, основанных на архивных документах можно почерпнуть на сайте http://tatiskray.ru/ . Некоторые данные можно найти в статистических сборниках,[5] опубликованных в большинстве электронных библиотек[6]. Для сравнительного анализа в масштабах уезда и области использованы труды дореволюционных исследователей церкви[7]. Отдельные эпизоды, связанные с историей слепцовских храмов, найдены в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии, словарях[8] и мемуарах[9]. Часть справочного материала взята с различных сайтов[10]. Общие вопросы отношений государства и русской православной церкви подробно освещены в монографической работе Федорова В.А.[11]

Целью работы стало: создать наиболее полную версию истории слепцовских храмов. Для этого необходимо решить три задачи: 1. найти все имеющиеся сведения; 2. проанализировать и обобщить их, оформив в виде исследовательской работы; 3. составить простой и понятный текст для экскурсоводов.

Для решения основных задач мною использованы методы: поиск данных в электронных библиотеках, включая фотокопии старинных и редких изданий и архивных документов; изучение материалов Слепцовского краеведческого музея; анализ полученных данных, сравнение данных по Слепцовке, ближайшим уездам (Саратовскому и Аткарскому) и по губернии, обобщение информации, составление таблиц и диаграмм, оформление выводов.

[1] https://eparhia-saratov.ru/Articles/podvore-svyato-nikolskogo-muzhskogo-monastyrya-slepcovka-tatishhevskogo-rajjona

[2] https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki , http://moyaokruga.ru/rodnayazemlya/Articles.aspx?articleId=8030

[3] Справочная книга Саратовской епархии. Типография союза печатного дела. Саратов, 1912, 706 с.

[4] Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. – 208 с.

[5] Саратовская  губерния  Список населённых мест по сведениям 1859 года Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, 130 с.; Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. Саратов, 1912, 73 с.; Списки населённых мест Саратовской Губернии. Саратовский уезд. Земская типография. Саратов, 1913, 63 с.

[6] elib.shpl.ru, library.sgu.ru,

[7] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878, 48 с.; Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, 99 с.

[8] Деятели революционного движения в России: Био-библиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А. А. Шилова [и др.] ; Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. — М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934

[9] Короленко, В. Г. Отошедшие: Об Успенском. О Чернышевском. О Чехове. СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908. — 120 с.

[10] https://academic.ru; https://azbyka.ru;  https://eparhia-saratov.ru; https://www.livelib.ruhttp://moyaokruga.ru; http://www.sammler.ruhttp://tatiskray.ru;   https://topwar.ru.

[11] Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, 480 с.

История Слепцовского храма.

Первая церковь. Сельцо становится селом.

В России XVIII-XIX веков сельские населённые пункты делились на категории, например: деревня (где нет ни церкви, ни помещичьих домов), сельцо (церкви нет, но есть усадьбы помещиков), село (там, где есть церковь).[1] До 1765 года Слепцовка была сельцом. На картах и в документах она называется «сельцо Сергиевка Слепцовка тож». Двойное название не случайно: Слепцовок было четыре (две деревни и два сельца), Сергиевок ещё больше. Сочетание обеспечивало индивидуальность. Указание, что сельцо называлось Сергиевка, опровергает предположение о том, что первая церковь была посвящена Сергию Радонежскому,[2] т.к. называлось сельцо так до постройки церкви. Вероятнее всего, название происходит имени от Сергея Львовича Слепцова, владевшего здесь поместьем по 3-й, 4-й и 5-й ревизиям.[3]

В Трудах СУАК, в кратком описании перечня документов Архива Саратовской Духовной Консистории сохранилось упоминание о документе за 1765 год, где впервые говорится о слепцовском храме. «О построении придела: 33) в сельце Сергиевке, Слепцовка тож, саратовс. десят., по прошению отст. майора Крестьянинова, Никольского, при новостроящейся церкви».[4] Из документа понятно, что Слепцовка относилась к Саратовской десятине, церковь уже строилась, и к ней планировался придел во имя святого Николая Чудотворца. (Приложение 1)

Личность просителя долго не удавалось установить: среди дворян Саратовской и окрестных губерний фамилия Крестьянинов не встречается. На сайте http://tatiskray.ru/ недавно появились сведения о майоре Иване Христиановиче Крецмаре, чей отец, «майор-иноземец» в конце XVII века писался как Крестьян Крестьянов Крецмар. Отставной майор И.Х.Крецмар женился на вдове слепцовского помещика Фофанова Марфе Семёновне Слепцовой.[5] Возможно, чтобы утвердить свой авторитет среди местных помещиков он и решил поучаствовать в строительстве нового придела. В прошении он мог подписаться именем и отчеством (Иван Крестьянов), чтобы не выделять своё немецкое происхождение.

Потомки Крецмаров в Слепцовке не известны, а вот престол во имя Николая Чудотворца в слепцовском храме стал главным или единственным. Об этом говорит другой документ, относящийся к Пугачёвщине. «Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит».[6] Сам документ не сохранился, но Д.Л.Мордовцев с 1856 года по1872 год работал в саратовских архивах[7] и сделал много выписок. (Приложение 1) Речь идёт именно о нашей Слепцовке, т.к. селом стала только она, и помещики Маматовы здесь были. Село обычно называется по тому святому, во имя кого освящена церковь.

Согласно следующему документу, церкви принадлежало 60 десятин земли.[8] (Приложение 1) Это почти 87 гектаров (1 владельческая десятина XVIII века — 1,45 га[9]). По закону при Генеральном межевании на храмы выделялось 33 десятины (из них 3 – сенокосы). Земля выделялась храмам для обеспечения священников и их семей. Однако крепостных у храмов не было, аренда не была развита, обрабатывать землю священники вынуждены были сами[10]. Указ Сената от 11 января 1798 года, предписывавший обрабатывать церковную землю руками прихожан, вскоре по представлению синода был отменён как трудноосуществимый, приводящий к конфликтам с паствой. Вместо этого была вдвое повышена плата за обряды[11], что тоже приводило к конфликтам. В целом по России сельское духовенство жило очень бедно[12].

Сведений о том, что произошло с храмом, пока нет. Фундамент его найден школьниками среди бывшего кладбища, где захоронений не было с XIX века (Приложение 2). На месте церкви в 1914 г была выстроена земская школа (теперь контора ООО «Слепцовское»), и фундамент частью уходит под это здание. Серьёзные раскопки не проводились, но среди бутовых камней фундамента кирпич не найден, зато встречается древесный уголь.

Таким образом, в середине XVIII века Слепцовка была сельцом, и в 1765 году там появилась первая (деревянная) церковь, в которой был престол во имя Николая Чудотворца. Село некоторое время даже называлось Никольское. Одним из создателей церкви, вероятно, стал отставной майор, местный помещик Иван Христианович Крецмар. Церковь владела землёй в селе и за селом. Дальнейшая судьба этой церкви пока не известна: она могла сгореть (что происходило часто), либо обветшать.

 

[1] Саратовская  губерния  Список населённых мест по сведения 1859 года Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862,  с.XLVI-XLVII.

[2] https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki

[3] http://tatiskray.ru/

[4] Труды СУАК. Т2, Вып.1,2. 1889, с.189.

[5] http://tatiskray.ru/

[6] Мордовцев Д. Л. Политические движения русского народа. С-Петербург1871, С.111.

[7] https://www.livelib.ru/author/315973-daniil-mordovtsev

[8] Труды СУАК. В.20, 1896, С.141.

[9] http://a-fuks.ru/index/sovetskij_ehnciklopedicheskij_slovar_1980/0-445

[10] https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/2

[11] Труды СУАК. Т.1, В.5, 1888, С.602,603.

[12] Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, С.44.

Храм Преображения Господня.

Новая церковь была освящена во имя Преображения Господня. Это не самый распространённый вариант.  Из 614 сельских церквей Саратовской Епархии к 1879 году только 10 были освящены этим праздником, тогда как в честь святого угодника Николая Чудотворца – 79.[1]

Согласно Епархиальной книге, новая церковь построена « в 1835 году тщанием помещика Карпова и прихожан крестьян»[2]. Выражение «прихожан крестьян» вызывает сомнение, т.к. другие храмы епархии построены на деньги помещиков, купцов, епархии или казны.  В случае, если конкретные жертвователи неизвестны, в книге указано «тщанием прихожан». Крестьяне-жертвователи встречаются очень редко и только в сёлах, где проживали государственные (иногда удельные) крестьяне. Из 68 храмов Саратовского уезда только о двух говорится, что они построены тщанием крестьян; из 95 храмов Аткарского уезда сообщается только о трёх, из 116 храмов Балашовского уезда тоже о трёх (Приложение 3). Во всех случаях крестьяне были государственные. В середине 19 века Слепцовка — село чисто владельческое[3], государственных крестьян не было, зато помещиков числилось 8 семей[4]. Крепостные крестьяне юридически имели права на дарения, но фактически сами были имуществом, и участие их в добровольных пожертвованиях в Епархиальной книге не зафиксировано. Таким образом, жертвователями в 1835 году могли быть только помещики (инициатором создания первого храма тоже стал помещик — Крецмар И.Х.).  

Главным жертвователем считается Карпов Алексей Константинович[5], построивший на Саратовщине несколько храмов. Храм в Слепцовке не случаен: сам Алексей Константинович и его сын Евгений жили в Слепцовке, племянница Карпова А.К., Елена Андреевна, была замужем за Ивановым, а дочь  Александра — за Федорчуковым (местными помещиками)[6].

В 1800 году вышел указ, запрещающий строить деревянную церковь, если прежняя сгорит.[7]  Запрет не случаен: в ежегодных отчётах, приводимых Правдиным, указывается, что деревянных церквей в 30-40-х годах строилось в разы больше, чем кирпичных[8], но в 1912 г. в Саратовском уезде из 40 кирпичных храмов 25 построены в первой половине XIX века, а деревянных этого периода только 5 (Приложение 4). Очевидно, что они часто горели.

На церковной земле был построен кирпичный заводик. Его следы и сейчас можно найти на краю Лизина оврага, рядом с кладбищем (слой некондиционного кирпича около 15 см под дёрном по размерам и составу совпадает с церковным). Храм был построен в стиле «русский классицизм». Подобные храмы строились в 30-е годы по всей Саратовщине, некоторые уцелели.  Сохранились чертежи соседнего храма того времени в селе Вязовка (Приложение 5). Вязовский храм Рождества Христова был меньше и проще слепцовского, но основные элементы чётко прослеживаются.  Особенностями стиля были: треугольные фронтоны над входами с южной и северной сторон, опирающиеся на дорические колонны,  по 4 с каждой стороны;  вход в широкий прямоугольный притвор через колокольню с высоким шпилем;  восьмерик на кубе среднего храма, купол с миниатюрным барабаном и луковичкой; одна апсида алтарного нефа. Храм и сейчас главенствует над улицами села (12 на 25 м, при высоте 18 м), а на момент постройки здание даже размерами внушало благоговение.

Однако общая вместимость двух нефов позволяла одновременно находиться внутри только 200 прихожанам. В середине века в Слепцовке проживало 973 души[9], приписными деревнями были Любовино в 6 верстах и Елховка в 9 верстах[10]. Интересно, что Слепцовка находилась на территории Аткарского уезда, а приписные деревни на землях Саратовского. Обе принадлежали помещикам Ивановым:  Любовино (в списках за 1859 — 360 чел)[11], а Елховка («Ольховка» — 100 чел)[12], в 1912 году прихожан храма указано ещё больше — 1610[13]  Согласно спискам населённых мест, в Слепцовке тогда проживало 800 крестьян[14], в Елховке 220[15], Любовино 395.[16]  Как же они помещались? В школьном музее есть альбом с воспоминаниями старожилов, составленный в середине XX века. Согласно этим воспоминаниям, «…вокруг церкви была кирпичная ограда, внутри ограды (на месте нынешнего клуба) кладбище для священников и помещиков. На Пасху звенел колокол, открывались все три церковные двери, народ толпился внутри ограды…».[17]

В первой главе говорилось, что в конце XVIII века церкви принадлежало 60 владельческих десятин земли (80 казённых). Участок у Долгого леса и сейчас называется «Поповы луга». В начале XX века за храмом земли числится — 66 десятин (1 каз. дес.– 1,09 га).  Это почти вдвое больше, чем в в Саратовском (30 десятин) или  Аткарском уезде (36 десятин).[18] Земля теперь сдавалась в аренду крестьянам. В Слепцовке у крестьян было по 8,7 десятины на двор (1/3 – арендованная земля)[19]. Цена аренды 8 рублей в год за десятину.

В 1842 году были утверждены новые штаты содержания клира (в зависимости от стажа). Слепцовский храм, как и большинство храмов, был одноштатным. В штате числились священник и псаломщик. В 1912 году годовое жалованье священника составляло 294 рубля[20] (25 руб в месяц, что сравнимо с сапожником или учителем начальной школы[21]), псаломщика 98 рублей (8 в месяц – сопоставимо с прислугой[22]). Половина сельских иереев получала в два и три раза меньше (от числа прихожан и количества приписных деревень  жалованье не зависело). В среднем по храмам Татищевского района цифра составляла 215 руб – 18 руб в месяц – чуть больше рабочего. (Приложение 6).

На сайте tatiskray.narod.ru есть списки причта слепцовского храма, по данным Саратовских епархиальных вестей. Наиболее интересны сведения о Лебедевых.  Лебедев Андрей Васильевич (1836-1910) с 1887 года священник в с. Слепцовка.  В 1877 награждён набедренником, в 1880 – скуфьей, в  1897 Благословением Святейшего Синода, в 1901 г. камилавкой[23]. Из 104 священников Аткарского уезда только 25 удостоены камилавки или более высокой награды[24].  Уволен за штат в 1902 году. На его место следом переведён из Саратовского уезда его сын Лев Андреевич Лебедев. Лев Андреевич учился в Петербургской семинарии. В 1899 году награждён набедренником, в 1903 года — скуфьей, в 1908 — камилавкой. В октябре 1902 г. утвержден законоучителем в Слепцовской земской общественной школе[25]. По воспоминаниям сельчан, продолжал работать учителем и в советское время[26]. Служил священником до 1924 года, возможно, до закрытия церкви в 1929. Дальнейшая судьба неизвестна. Жена — Соловьева Елизавета Николаевна (р.1867г) — дочь священника Николая Соловьева.   Обучалась в СЗЖУ с 1878г. по 1884г.[27] Супруги жили в кирпичном особняке Ивановых (бывшая людская), имели прислугу и экипаж с кучером. Лев Андреевич был любителем вкусно поесть, и во время постов в семье бывали размолвки.[28]

Брат Льва Андреевича – Николай (1858-1933 гг.) окончил Саратовскую духовную семинарию, Петербургскую академию художеств, дослужился до титулярного советника и стал известным брянским архитектором[29].

Жена Андрея Васильевича — Мария Степановна — родная сестра академика Игорева Льва Степановича,  иконописца и портретиста. Игорев был академиком живописи, членом Пекинской миссии, выполнял в Китае особые поручения и много рисовал, дослужился до надворного советника. По возвращению посвятил себя живописи. Не раз бывал в Слепцовке[30].

Бывали здесь и другие интересные люди. В метрической книге за 20 августа 1889 года есть запись о том, что Владимир Галактионович Короленко стал крёстным отцом Александру – сыну Сергея Андреевича Малышева (Приложение 7). Малышев с женой Александрой и Параскевой  Ивановской, революционеры — народники, проживали в Сердобском уезде. Короленко с женой Евдокией (сестрой Александры) проездом с юга остановились в Саратове, где с 18 августа встречались с Н.Г. Чернышевским[31]. Тогда же заехали и в Слепцовку. С мужей полгода назад был снят гласный надзор полиции[32]. Возможно, поэтому встречались родственники не в Саратове.

Итак, новая церковь Преображения Господня была построена в 1835 году. Строительство велось «вскладчину», но главным жертвователем стал Карпов А.К..  Церковь была выстроена в стиле «русского классицизма» и выглядела величественно, но внутри храма не могли поместиться все прихожане. Церковь владела крупными участками земли, что вместе с жалованьем и другими источниками дохода второй половины XIX века обеспечивало достаток. Слепцовские священники отличались высоким образованием и множеством церковных наград. Со слепцовским храмом прямо или косвенно связаны люди, хорошо известные в Саратовской губернии и России.

[1] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878., С. 35,36.

[2] Справочная книга Саратовской епархии. Типография Союза печатного дела. Саратов, 1912, с.25.

[3] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года. Издан центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел. Сант-Петербург, 1862, с.20.

[4] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. 1912, с

[5] Карпов Алексей Константинович — помещик, его тщанием в Аткарском уезде были построены: в 1818 году каменная церковь в селе Белгаза-Оружейникова, в 1833 году — каменная церковь в селе Языковке, в 1835 году — каменная церковь в селе Слепцовке. http://tatiskray.ru/  

[6] http://tatiskray.ru/  

[7] Труды СУАК Т.1 вып. 2, 1888, С.151

[8] Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, С. 40, 42, 44, 45, 49, 54, 55, 58.

[9] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года, С.20.

[10] Справочная книга Саратовской епархии, С.26.

[11] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года, С.6.

[12] Там же, С.5.

[13] Справочная книга Саратовской епархии, С.25.

[14] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд, С.30.

[15] Там же, С.24.

[16] Там же, С.34.

[17] По воспоминаниям Вахиной Антонины Васильевны 1917 года рождения.

[18] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии. Саратов, 1878., С. 15, 33.

[19] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд, С.31.

[20] Справочная книга Саратовской епархии, С.26.

[21] http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=165735 

[22]https://topwar.ru/8443-korova-za-tri-rublya-ceny-i-zhalovaniya-v-carskoy-rossii.html 

[23] http://tatiskray.ru/

[24] Справочная книга Саратовской епархии, С.528-545.

[25] http://tatiskray.narod.ru

[26] Воспоминания Поляковой Галины Павловны со слов её отца Варламова Павла Андреевича 1911 г. рож.

[27] http://tatiskray.narod.ru

[28] Из воспоминаний Филиппова Владимира Николаевича (по рассказам его деда Филиппова Афанасия Эммануиловича, 1893 года рождения, который работал кучером у Лебедевых)

[29] https://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1541687

[30] https://eparhia-saratov.ru/articles/article_old_61326

[31] Короленко, В. Г. Отошедшие: О Чернышевском… СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908, С.72-74.

[32] Деятели революционного движения в России. Т2, вып2, 3, С.495,870; http://korolenko.lit-info.ru/korolenko/biografiya/biografiya-revolyucionery-1927-1934.htm

Эпоха гонений и возрождение храма

Как известно, к 1917 году в Саратовской епархии было свыше 900 храмов и монастырей, к 1937 году не осталось ни одной действующей церкви. Многие храмы были взорваны, изуродованы, перестроены под клубы или склады. Храму в Слепцовке повезло больше других: он уцелел, хотя тоже пострадал в советские десятилетия[1]. Церковь то закрывалась, то открывалась (Приложение 8,9). Окончательно закрылась церковь по одним данным в 1929 году, по другим — в 1931 году. В 1937 году по результатам обследования был составлен акт о ветхости здания. С 1935 года здание церкви использовалось как зерносклад колхозом им. Н.К. Крупской (Приложение 10) .  В 1944 г. была разобрана колокольня. Рабочий с железной дороги привез домкрат и установил его между церковью и колокольней, отжав ее от здания, колокольня завалилась и разрушилась. Постепенно жители села разобрали разрушенную колокольню на кирпич. С 70-х годов здание храма использовалось как склад для хранения стройматериалов. С северной стороны колонны и один из межоконных простенков были снесены для проезда автотранспорта. В конце 50-х на кирпич разобрали и колонны южного фронтона. К 1990-м годам здание перестали использовать, и оно пришло в полное запустение, не было стёкол, на крыше рос кустарник.

 Церковная утварь, кроме переданной на хранение сельсовету, была расхищена. Парчовый занавес из алтаря использовался в новом сельском клубе (Приложение 11). Ограду и колокол вывезли в Саратов. Из церковных икон был сбит ящик для хранения документов Слепцовского сельского совета, позднее он использовался как сейф в местной школе, в настоящее время находится в Слепцовском музее (Приложение 12). В церковной сторожке, стоявшей за южной стороной ограды, жила работница школы. В 1938 году здание сторожки было выкуплено председателем сельского совета Варламовым П.А. и перевезено на улицу Советскую, где стоит и поныне (Приложение 13).

Кладбище, расположенное внутри храмовой ограды (могилы служивших в Преображенском храме священников) уничтожили, кладбище 18-19 веков за оградой к тому времени тоже запустело, на его территории построили клуб и сельский совет. Каменные надгробные плиты «хозяйственные» местные жители растащили по домам для строительства[2]. Ещё раньше была разобрана кирпичная часовня, стоявшая в переднем левом (южном) углу «нового» кладбища у Лизина оврага. Вероятно, часовня стояла над склепом кого-то из помещиков, т.к. уже в 30-х годах от неё осталась квадратная яма двухметровой глубины и деревья, стоявшие по углам[3] (в настоящий момент сохранились только два дерева-гиганта).

Ещё меньше повезло приписным деревням. Обе в 30-х годах попали под выселение. Елховка (родина художника Фомичёва) стала стационарным Елховским военным лагерем. В бывшем доме помещика Иванова разместился госпиталь. Сейчас на месте Елховки нет даже развалин. Деревня Любовино вошла в границы артиллерийского полигона, и на её месте тоже ничего нет.

Возрождение храма началось в 90-е годы. 5 сентября 1991 года общим собранием прихожан было принято решение о создании православного Прихода Свято — Никольской церкви села Слепцовка. 15 октября 1991 гола отделом юстиции Саратовского облисполкома был зарегистрирован Устав местной православной религиозной организации Прихода Свято — Никольской церкви. Историческое здание храма было возвращено приходу. Храм был вновь освящён. По благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), в теплое время года в храме начали совершаться богослужения, началось восстановление здания силами самих верующих. Много времени и труда отдали на восстановление храма Татаренко Таисия Илларионовна и Мудригель Анатолий Никитович. Первый настоятель – о.Александр (бывший политработник) приезжал из Саратова. Затем слепцовский храм был «закреплён» за Татищевским храмом Иконы Казанской Божьей Матери, и священники приезжали оттуда: сначала о.Константин (Субботин), потом о.Алексий (Субботин). В 2013 году в числе паломников храм посетил потомок священников Лебедевых, председатель общества «Возрождение», объединяющего потомков священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в годы гонений Евгений Леонидович Лебедев.

В том же году, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, православный приход Храма святителя и чудотворца Николая с.Слепцовка был преобразован в Подворье Свято-Никольского мужского монастыря в с.Слепцовка. С тех пор владыка не раз посещал храм и следил за его восстановлением. С 90-х годов здание храма сильно изменилось: территорию окружает ажурная железная ограда, восстановлено крыльцо, покрашены стены, вставлены двери и окна, установлен новый купол, проведено отопление и освещение, настелены полы, на стенах появились иконы, иконостас отделил алтарную часть. Проводятся регулярные службы, на которые верующих собирает звон колоколов. Решающая роль в организации восстановления храма и участия его в жизни села принадлежит нынешнему настоятелю иеромонаху отцу Тихону (Чернову).

В XX веке храм Преображения Господня в селе Слепцовка Татищевского района прошёл вместе с нашей страной трудный путь. Начинался он с того, что стены не вмещали прихожан, потом церковная община распалась, и храм был закрыт. Следом началось осквернение, разрушение и запустение. Только в конце века робким ростком новой жизни началось возрождение храма уже под другим именем – Свято-Никольский. Сегодня, в XXI веке, свой 185-й день рождения Слепцовский Свято-Никольский храм встречает верующих как в пору своей юности, и мы надеемся, что, может быть, его стены еще не будут вмещать всех прихожан.

[1] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki

[2] Там же.

[3] Из воспоминаний Макарова Михаила Викторовича 1923 года рождения.

Наше исследование показывает, что уже свыше четверти тысячелетия (255 лет) Слепцовка является селом, а до этого называлась сельцом. В её истории были и славные, и трагические страницы, о которых я знаю как экскурсовод школьного краеведческого музея. Некоторые события напрямую связаны с историей Слепцовского храма. В 1765 году в Слепцовке появилась первая (деревянная) церковь, в которой был престол во имя Николая Чудотворца. Село в некоторых документах даже называлось Никольское. Одним из создателей церкви стал помещик Иван Христианович Крецмар. Церковь владела землёй в селе и за селом. Дальнейшая судьба этой церкви пока не известна.

Более поздний храм был построен в 1835 году из кирпича в сотне метров от первоначального, на церковной земле, и был освящен во имя Преображения Господня. Строительство храма, видимо, велось «вскладчину», но главным жертвователем стал Карпов Алексей Константинович, чьи близкие родственницы были замужем за двумя местными помещиками. Упоминание в Епархиальной книге о жертвователях-крестьянах не выдерживает критики.

Церковь была выстроена в стиле «русский классицизм» и выглядела величественно, но внутренние пространства храма не позволяли вместить всех прихожан, и в праздничные дни верующие толпились внутри ограды.

Церковь в разное время владела от 72 до 87 га земли, что вдвое больше, чем в среднем по окрестным церквям. Зарплата священника Слепцовской церкви в почти 300 рублей была выше средней. Слепцовские священники второй половины XIX века отличались высоким уровнем образования и отмечены множеством церковных наград. Со слепцовским храмом прямо или косвенно связаны люди, известные в Саратовской губернии и России.

В период гонений на церковь храм был закрыт, частично разрушен и использовался как склад. Возрождение началось в последние годы XX век, и сейчас храм является действующим, активно восстанавливается и играет значительную роль в жизни села.

Мы гордимся древней и славной историей нашего села и нашего храма и должны донести её до всех жителей Слепцовки и тех гостей, которые захотят с ней познакомиться (Приложение 14).

Список использованной литературы и источников.

 

  1. Саратовская губерния  Список населённых мест по сведениям 1859 года Центральный статистический комитет мин. внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, 130 с.
  2. Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. Саратов, 1912, 73 с.
  3. Списки населённых мест Саратовской Губернии. Саратовский уезд. Земская типография. Саратов, 1913, 63 с.
  4. Справочная книга Саратовской епархии. Типография союза печатного дела. Саратов, 1912, 706 с.
  5. Труды СУАК. Т2, Вып.1,2. 1889, В.20, 1896.
  6. Деятели революционного движения в России: Био-библиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А. А. Шилова [и др.] ; Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. — М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934
  7. Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. – 208 с.
  8. Короленко, В. Г. Отошедшие: Об Успенском. О Чернышевском. О Чехове. СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908. — 120 с.
  9. Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, 99 с.
  10. Мордовцев Д. Л. Политические движения русского народа. С-Петербург, 1871.
  11. Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878, 48 с.
  12. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, 480 с.
  13. https://academic.ru
  14. https://azbyka.ru
  15. https://eparhia-saratov.ru
  16. https://www.livelib.ru
  17. http://moyaokruga.ru
  18. http://www.sammler.ru
  19. http://tatiskray.ru
  20. https://topwar.ru

Приложение 1 Выдержки из документов, касающихся истории первой Слепцовской церкви (фрагменты фотокопий).

Приложение 2 Схема расположения первой церкви

Приложение 3: Храмы построенные «тщанием прихожан-крестьян»

 

Населённый пункт, где расположен храм, уезд, волость

Год по-стройки пере-стройки

страница Епархи-альной книги

Категория крестьян

Страница Списков н/м за 1912 год

1

с.Сосновка (Сар.у Поповская вол)

1900

27

государственные удельные

86

 

с.Сергиевка (Ат.у Судачинс.вол)

1869

80

государственные

48

 

с.Новая Сластуха  (Сластуш.вол)

1930

100

государственные

44

 

с.Переезд (Переездинс.вол)

1832

101

государственные

40

Приложение 4 Храмы Саратовского уезда на 1912 год

Храмы Аткарского уезда на 1912 год

Приложение 5: Чертежи Вязовского храма во имя Рождества Христова

Приложение 6: Жалованье священников сельских приходов (терр.Татищевского р-на)

Населённый пункт с церковью, уезд

количест священн.

Прихожан всего

припис. деревень

жалов. в рублях

43

Курдюм Сар.у

1

3333

8

141

45

Мариинсккая колония Са.у

2

7688

12

300/300

47

Слепцовка Атк.у

1

1610

2

294

57

Вязовка Сар.у

1

4105

6

141

58

Полчаниновка Сар.у

1

2861

2

300

59

Каменка Сар.у

1

1265

0

300

60

Идолга Сар.у

1

3471

1

108

62

Широкое Сар.у

1

2024

2

141

63

Глядковка Сар.у

1

1760

5

294

65

Ново-Никольское Атк.у

1

845

2

300

67

Нечаевка Сар.у

1

5316

8

144

89

Сокур Сар.у

2

6797

8

141/105

121

Корякино Атк.у

1

2140

5

294

123

Кологривовка Атк.у

1

2447

3

141

 

ИТОГО

16

45662

64

3447

Приложение 7: Страница из метрической книги Преображенской церкви:

Приложение 8: Выписка из протокола заседания Татищевского райисполкома от 01.04.1930

Приложение 9: Отчёт татищевского райисполкома на запрос крайисполкома по церквям

Приложение 10: Акт о состоянии здания церкви на 13 февраля 1937 год

Приложение 11: Опись церковного имущества, сданного на хранение в сельский совет

Приложение 12: Фото сейфа из икон Слепцовской церкви в школьном музее

Приложение 13: Акт купли-продажи церковной сторожки с квитанцией об уплате

Приложение 14: Выступление экскурсовода

До 1765 года Слепцовка была сельцом, населённым пунктом, где церкви нет, но есть те самые усадьбы помещиков.

В 1765 году начинается строительство слепцовского храма. Вы видите фрагмент документа: «…о строительстве нового придела — Никольского, в сельце Сергиевке, Слепцовка тож, саратовской десятины, по прошению отставного майора Крестьянинова, при новостроящейся церкви». Кто же такой отставной майор Крестьянинов? На сайте http://tatiskray.ru/ можно найти сведения о майоре Иване Христиановиче Крецмаре, чей отец, «майор иноземец» в конце XVII века писался как Крестьян Крестьянов Крецмар. Отставной майор Крецмар женился на вдове слепцовского помещика Фофанова Марфе Семёновне Слепцовой. Возможно, чтобы утвердить свой авторитет среди местных помещиков он и решил поучаствовать в строительстве нового придела. В прошении он мог подписаться именем и отчеством (Иван Крестьянов), чтобы не выделять своё немецкое происхождение.

Престол во имя Николая Чудотворца в слепцовском храме стал главным или единственным. Об этом говорит другой документ, который вы можете увидеть рядом. Относится он к Пугачёвщине. «Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит». Речь идёт именно о нашей Слепцовке, т.к. из всех 4-х Слепцовок селом стала только она, и помещики Маматовы, как мы уже услышали, здесь были.

Церкви принадлежало 60 десятин земли (87 гектаров). Даже сейчас участок земли за кладбищем, у Долгого леса, где часто собирают землянику, называется «Поповы луга». Эта земля раньше принадлежала церкви, как и земля вокруг храма.

Старая церковь стояла там, где теперь контора ООО «Слепцовское». Следы кладбища были видны ещё в середине XX века. Судьба церкви не известна. Более поздний храм был построен из кирпича в сотне метров от первоначального, на церковной земле, и стоит до сих пор. О нём вам расскажет следующий экскурсовод.