Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей – интернат №5 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Среднесрочный групповой поисковый проект на тему
«Водонапорная башня как объект
историко – культурного наследия»
Выполнили:
ученики 8 класса
Бараева Екатерина
Борисенко Юлия
Володько Ольга
Карамникова Дарья
Кужахметова Адэлина
Попов Егор
Руководители:
Досмухамбетова Т.Н.
Волох Т.А.
г.Красный Кут
2020
Оглавление
- История промышленной российской архитектуры второй половины XIX—начала XX.
- Основатель «образцовых» проектов вокзалов в «кирпичном стиле»
- Водонапорная башня – это объект строительства промышленной архитектуры.
- Социологический опрос по теме проекта.
- 10 водонапорных башен, расположенных на территории Саратовской области, утвержденных в списке объектов историко — культурного наследия.
- История и практическое применение водонапорной башни в
г. Красный Кут.
- Продукт проекта календарь «Водонапорные башни Саратовской области».
Воспитанники нашего лицея проживают на станциях, расположенных вдоль Приволжской железной дороги. Поэтому выбор темы проекта неслучаен. Каждый раз отправляясь с вокзала своей станции до станции Красный Кут ученики видят башни – замки вдоль железных дорог.
Они стоят как немые стражники истории. Нам стало интересно, почему их строили рядом с вокзалами? Какую функциональную значимость имели? Необходимы ли башни в настоящее время? Мы решили выбрать проект по данной теме.
Цель проекта:
Доказать , на примере водонапорных башен Саратовской области,
что объекты промышленной архитектуры представляют значимую часть истории и культурного наследия.
Историю промышленной российской архитектуры второй половины XIX—начала XX века можно изучать по железнодорожным постройкам этого времени. Огромный вклад в развитие архитектуры железных дорог внесли выпускники Петербургского Института гражданских инженеров
В.И. Курдюмов, А.В. Кобелев, С.М. Романович и другие.
Одной из особенностей российского железнодорожного строительства было создание градостроительных зданий в регионах России. Поэтому к строительству вокзалов были привлечены лучшие архитекторы николаевской эпохи — А.И. Штакеншнейдер. Г. Фосатти, в К.А. Тон.
С конца XIX века в Российской империи появляются проекты, по которым, железнодорожные сооружения, вокзалы, водозаемные башни строили по типовым проектам.
Оснавателем «образцовых» проектов вокзалов в «кирпичном стиле» для промежуточных станций стал архитектор Р.А. Желязевич. Он разработал типовые проекты станций 4-х классов и стройную систему размещения относительно железной дороги. Принцип типового проектирования стал в будущем обычной практикой при застройке железных дорог.
В ходе работы над проектом мы обратились за информацией к сотрудникам Краснокутского железнодорожного вокзала и народного краеведческого музея имени Г.С.Титова. Выяснили, что железнодорожные комплексы это «визитная карточка» городов вдоль стальных магистралей.
Появление нового вида транспорта изменило культуру дорожного быта. Стальным магистралям посвящали стихи, сочиняли пьесы. Железная дорога и все, что с ней связано, вошло в в моду. До нашего времени дошли уникальные зримые свидетели того времени — акварели А.В. Петцольта, Р.А.Желязевича. В их работах новые для того времени дорожные сооружения – вокзалы, товарные станции, железнодорожные мосты и водозаемные башни.
История городов расположенных вдоль железных дорог, неразрывно связана с железнодорожным транспортом. И первым его представителем по праву считается паровоз. Но работа парового двигателя немыслима без пара, а пар без воды, так и появились вдоль железных дорог немые свидетели истории – водонапорные башни, пример объекта добротного строительства промышленной архитектуры.
Водонапорная башня – простейшая конструкция, предназначенная для автономного расхода и напора воды в водонапорной системе. Простой принцип работы водонапорной башни определил ее широкое распространение.
На протяжении всего ХIХ столетия башни похожи на крепостную архитектуру. Сооружения строили по типовому проекту, но они были примечательны и узнаваемы. Все капитальные строения подлежали точной нивелировке и имели свой инвентарный номер. Изучив чертежи водонапорных башен, мы выяснили, что они имеют общую архитектурную конструкцию.
Башни различают шатровые и бесшатровые Основная часть водонапорной башни это барабан. Он прорезан цилиндрическими окнами, арочной и прямоугольной формы . В качестве архитектурных украшений массивных стен использовались декоративные элементы – аркатурный пояс и ступенчатый карниз.
В ходе экскурсии на водонапорную башню и работы с архивными материалами мы узнали :
— Высота башни вместе с крышей около 26 метров. Средний радиус нижней кладки башни составляет 634 см, а в области ёмкости с водой 800 см.
— В верхнюю часть башни можно попасть по системе лестниц
— Внутри башни в центре расположена чугунная печь для поддержания температуры воды в баке, защищая от замерзания в сильные морозы.
— Уровень воды в башне фиксируется с помощью поплавка и мерной шкалы.
Водонапорная башня помимо функции водоснабжения, зачастую являлась важным дозорным пунктом (например, исполняла функции пожарной каланчи). В наши дни необходимость в них не велика. В городах и на железнодорожных станциях теперь работает современный централизованный водопровод. Существование постройки, утратившей свою первоначальную функцию, приводит здание к разрушению.
В настоящее время участь башен вызывает тревогу.
Наилучшим способом сохранения бывших водонапорных башен является новое функциональное использование. Без наполнения новой жизнью эти яркие и знакомые элементы индустриальной эпохи разрушаются катастрофически быстро. Но век этих прекрасных технических сооружений ещё далеко не закончен. Некоторые башни уже отреставрированы и радуют глаз, но это малая часть от общего количества.
Проблема сохранения промышленной архитектуры это дело не только законодательных структур, но и заинтересованность всего общества.
Мы захотели узнать, а что знают наши педагоги и сверстники об исторических памятках промышленной архитектуры. Провели социологический опрос в лицее. В опросе участвовали _____________
Мы задали 3 вопроса.
1вопрос
Знаете ли вы, какие объекты относятся к памятникам архитектуры. Результаты на экране.
2 вопрос
Как вы считаете, является ли водонапорная башня на привокзальной площади на ст.Красный Кут памятником архитектуры.
Результаты на экране.
3 вопрос
Считаете ли вы, проблему сохранения исторических памятников актуальной в настоящее время.
Результаты на экране.
Результаты опроса нас удивили.
Поэтому мы решили показать 10 водонапорных башен, расположенных на территории Саратовской области, которые в соответствии со статьями закона « Об охране и использовании памятников истории культуры», приказом Министерства культуры Саратовской области утверждены в списке объектов историко — культурного наследия.
Водонапорные башни находятся на следующих станциях:
1 | Башня водонапорная | ул. Высокая, б/н(Саратов |
2 | Башня водонапорная | г. Балашов, ул. Луначарского, 20 / ул. Гагарина, 11 |
3 | Башня водонапорная кон. XIX в. | ст. Барнуковка |
4 | Башня водонапорная кон. ХIХ в | Калининск, ул. Первомайская, б/н |
5 | Башня водонапорная нач. ХХ в. | г. Красный Кут, пл. Привокзальная |
6 | Башня водонапорная 1903 г. | п. Лысые Горы, ул. Кооперативная |
7 | Башня водонапорная кон. ХIХ в. | Станция Пугачев |
8 | Башня водонапорная кон. ХIХ в. | г. Ртищево, ул. Железнодорожная, б/н |
9 | Башня водонапорная нач. ХХ в. | ст. Золотая степь, пл. Вокзальная |
10 | Башня водонапорная нач. ХХ в. | п. Пушкино |
Подробнее остановимся на водонапорной башне на ст. Красный Кут. В архивных документах музея истории Приволжской железной дороги мы прочитали, что 122 года назад на Рязанско – Уральской железной дороге появилась станция Красный Кут, расположенная на 31 версте от Урбаха в Новоузенском уезде. Имеет депо с паровозным зданием на 8 стойл для паровозов, водозаемную башню и два жилых дома для специалистов.
Водозаемная башня и весь комплекс построены по типовому проекту Железявича в «кирпичном» стиле. На протяжении века водонапорная башня была незаменимым объектом на станции и служила дозаправкой водой для паровозов. Башня является историческим объектом.
До революции башня была самым высоким зданием и выполняла функцию пожарной каланчи. Во время ВО Войны в башне хранился стратегический запас технической и питьевой воды. В рабочем состоянии водонапорная башня была до 1995 года. К сожалению, в настоящее время башня представляет грустное зрелище.
Мы решили привлечь внимание общественности к данной проблеме. Выпустили продукт нашего проекта — календарь «Водонапорные башни Саратовской области» как демонстрационный материал по охране памятников промышленной архитектуры.
Свой проект мы представили в 1отборочном туре конференции «Сделай шаг». Необходимую сумму, на продукт проекта календарь «Водонапорные башни Саратовской области», мы собрали, участвуя в акции по сбору макулатуры, вклад, в сохранение окружающей среды, лесного фонда и природы родного края.
Мы считаем, что тема нашего проекта и продукт проекта календарь «Водонапорные башни Саратовской области» актуальны. Мы гордимся, что и в нашем городе есть исторические объекты промышленной архитектуры на железной дороге. Научность собранного материала позволяет использовать его на уроках МХК, истории, краеведения, классных часах.
Работа над проектом была интересной и познавательной.
Мы узнали новые термины, познакомились с историей возникновения промышленной архитектуры на железной дороге.
Самым сложным для нас было:
— составить план работы проекта,
— подготовить презентацию,
— выбрать макет для календаря,
— проявить инициативу и отстаивать свою позицию,
В ходе работы над проектом мы научились:
-работать в команде
-выбирать полезную информацию из архивных документов,
-проводить социологический опрос,
— систематизировать собранный материал и брать интервью,
— научились делать иллюстрации для календаря – продукта проекта.
Спасибо за внимание!