Священное место
Чем дальше человек уходит от непосредственного контакта с родной природой, чем силь¬нее становится желание показать людям замечательную красоту наших лесов, лугов, озер, каждого листочка и каждого цветочка.
Наиболее древней формой охраны природы, имеющей многовековую историю развития, является охрана религиозных природных объектов, связанных с древними языческими обрядами и праздниками. В качестве религиозных святилищ могут выступать источники, камни, скалы, участки леса, отдельно стоящие деревья. Для этноса, развитие которого тесно связано с лесной зоной, характерно почтительное отношение к отдельным лесным участкам, так называемым «священным рощам», которые по своему предназначению являлись общественными или родовыми. Здесь поклонялись богу.
Как правило, располагались они на возвышенностях и представляли собой небольшой участок леса, где запрещалось пасти скот, ломать ветки и рубить деревья, посещать эти места без необходимости и т. д.
Бережное отношение к природным святилищам позволило сохранить некоторые из священных рощ до настоящего времени. К сожалению, в неизменном виде удалось сохранить лишь немногие из них. Эти рощи в настоящее время представляют собой самобытные природно-культурные памятники, обладающие значительными комплексными ценностями.
Необходимость сохранения священных рощ ясно осознавалась еще в начале XX в. В.П. Налимов (1928) отмечал, что «через несколько десятков лет историки культуры, религии, наверно, будут ценить на вес золота простые фотографические снимки с этих рощ». Уже тогда автор говорил о заповедности этих лесных участков и подчеркивал, что «священные рощи» не служат для хозяйственных целей, а представляют собой памятники природы, которые, кроме того, имеют историко-культурное значение”.
Самым любимым и красивым природным сообществом нашего микрорайона, культурно-историческим памятником является Балай роща.
В настоящее время большинством местных жителей роща уже не воспринимается как сакральное место, а потому не охраняется.
Хотя в памяти местного населения и по сей день живут предания и различные истории, связанные с этим местом. Например, жители села уверены, что за вырубку деревьев в их священной роще можно заплатить болезнью и даже смертью. Так, по их рассказам, один из жителей, не поверив в эти предсказания, решил срубить несколько деревьев в этой роще. Совершив задуманное, он отправился домой, прихватив с собой вязанку хвороста. С этого дня одно за другим стали погибать животные на его подворье, а затем тяжело заболела и жена. Несчастья прекратились лишь после того, как хворост был возвращен в лес, а покровителям священной рощи принесена жертва.
Рассказы, подобные этому, нам доводилось слышать и от других старожилов села. Вот только верят в них все реже и реже.
На рубеже XX и XXI вв. мы становимся свидетелями нового возрождения интереса к священным местам. С целью выявления и комплексного изучения священной рощи, расположенной на территории нашего села была начата работа по реализации проекта «Экологический мониторинг памятника природы».
Балай роща – природный лесопарк, памятник природы. Роща представляет собой сложный природный комплекс, в состав которого входят взаимосвязанные между собой живые организмы (растения, животные, грибы, микроорганизмы) и неживые компоненты (почва, вода, рельеф и т.д.).
Изучение географического размещения природно-культового объекта показало, что роща расположена вблизи населенного пункта на расстоянии в среднем – 1,6 км. на возвышенном участке. На северо — востоке от села. Роща входила в состав владений одного из богатых крестьян Балаева, отсюда и ее название Балай роща. Ближайший водный объект река Тауза расположена на расстоянии более 1 км от рощи. Размеры культового места укладывается от 0,5 до 1 га.
Рассмотрим экосистему рощи.
Роща — это прежде всего растительное сообщество, определяющим компо¬нентом которого являйся древесные растения. Доминирует здесь береза повислая или. бородавчатая. Второй ярус в березовой роще образуют рябина, ива козья, волчье лыко, можжевельник, на краю березовой рощи встречается ольха серая, одиночные экземпляры крушины ломкой.
Богат и разнообразен растительный мир рощи. Основными лесообразующими породами являются липа мелколистная, дуб обыкновенный, клен остролистный и ольха клейкая. Особую ценность представляют старые дубы и липы, возраст отдельных деревьев превышает 150 лет. В подлеске обычны черемуха, бузина, можжевельник, калина, несколько реже – клен платановидный, вяз шершавый, хотя роль березы в качестве священного дерева также остается довольно значительной. Из кустарников наиболее распространены бересклет бородавчатый и лещина обыкновенная. Характер растительности зависит от многих факторов, основными из которых являются географическое положение, особенности рельефа местности и степень антропогенной трансформации природных комплексов.
В травянистом покрове преобладают: пролесник многолетний, сныть обыкновенная, осока волосистая и др., нередки подорожник степной и др.). Из травянистых растений 8 видов относятся к категории редких и исчезающих (хохлатка плотная, воронец колосистый, колокольчик персиколистный, гнездовка настоящая, лилия саранка и др.).
Из животных в роще можно встретить: лесного хоря, ласку, мышей, полевок, иногда заходят лоси и кабаны, гнездятся горлица, дрозд, иволга, соловей.
Из птиц можно назвать также пестрого дятла, большую синицу и др. Из насекомых – шмеля, осу, майского жука, комара; из др. мелких организмов – дождевого червя, жужелицу, майского хруща, пестрого усача, черного щелкуна, погребального могильщика. Интересно также, что разные жизненные формы занимают разные экологические ниши.
Роща подвергнута антропогенной трансформации в результате хозяйственной деятельности человека.
По степени антропогенной трансформации находится под сильным антропогенным прессом, полностью утратила свое культовое назначение и активно используется в хозяйстве. Рекреационная и техногенная емкость рощи в настоящее время уже полностью исчерпана, о чем свидетельствует прекращение естественного возобновления коренных древесных видов (дуба и липы).
Поэтому в исследованной нами роще мы наблюдали кощунственное отношение к этому сакральному месту, старые деревья в роще вырублены, травянистый покров вытоптан домашними животными, безлесные участки используются под сенокосные угодья, роща захламлена бытовым мусором. Этот процесс всегда сопровождается, с одной стороны, выпадением из флористического состава наиболее уязвимых редких видов растений, а с другой – обогащением флоры аллохтонными (рудеральными, сорными) элементами.
Если обратить внимание на большое количество всходов растений нижнего яруса, на огромное количество молодых побегов берез и акации, то можно сделать вывод об интенсивном развитии этой экосистемы. Также можно предположить, что без вмешательства человека, данная экосистема может смешаться с экосистемой поля и уничтожить ее.
Лесная подстилка рощи образована продуктами разложения опавших листьев, мелких веточек, кусков коры — опада, сухой травы и трупов мелких жизненных форм. Если принять во внимание ее структуру и консистенцию, то можно сказать, что она обусловливает водно-воздушный и питательный режимы лесной почвы, ее лесорастительные свойства.
Однако экосистема ни всегда однообразна по своему составу. В разное время года ее населяют разные жизненные формы: отмирают одни, появляются другие, или исчезают одни, но остаются другие. Эти перемены циклически повторяются каждый год. Но этот цикл может нарушится из-за вмешательства человека.
Основным последствием деятельности человека является обезлесенье, которое влечет за собой тяжелые последствия. Среди лиственных пород многие после вырубки дают поросль — это побеги из спящих почек, расположенных на стволе у основания дерева или на корнях. Порослевые побеги используют мощную корневую систему взрослого дерева и запасы питательных веществ, отложенных в ней, и быстро растут. У них крупные, иногда гигантские листья.
Даже частичное вырубание деревьев изменяет среду жизни оставшихся растений, нарушает их жизнедеятельность и состояние. Сплошная рубка резко меняет условия лесной среды на открытое местообитание. В растениях лесного подроста и в тенелюбивых растениях травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, что выражается в побледнении листьев, резком высушивании — ксерофилизации, угнетении роста, ожогах, отмирании части надземных органов. На вырубках создаются условия для поселения светолюбивых растений, устойчивых к нагреванию и недостатку влаги. Изменяется и состав животного населения. Существование дятлов и других видов животных, обитающих на старых и мертвых деревьях, находится под угрозой.
На многих участках нарушения, связанные с широкомасштабной вырубкой, настолько велики, что затрудняют последующее лесовосстановление или делают его невозможным. Чтобы сделать его возможным, необходимо уменьшить вырубку старых деревьев и увеличить количество молодых. Для человеческих нужд необходимо вырубать только больные и мертвые деревья.
При проведении мониторинговых наблюдений также использовали биоиндикационный метод. Биоиндикационные исследования дают возможность:
1. Оценить влияние комплекса атмосферного загрязнения и почвенно-климатических факторов среды на структуру растительного организма.
2. Исследовать реакции вегетативных органов растения разных этапов онтогенеза в зависимости от комплекса природных абиотических и техногенных факторов.
Мы провели обследование лесопосадочной полосы, находящейся возле автомобильной трассы и Балай рощи, которая находится вдали от автомобильной дороги. На опытной площадке20 деревьев, на 17 из них мы обнаружили лишайники. Сделали вывод, что на территории рощи среда не загрязнена.
В роще концентрация кислорода в 5-10 раз выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют фитонциды, убивающие микробы. Шум листвы ласкает наш слух, а разнообразие красок и форм даёт отдых нашим глазам. Всё это благотворно действует на нервную систему, снимает усталость.
Таким образом, в силу определенных объективных и субъективных причин священная Балай роща не сохранила свою естественную целостность и первозданный вид. Тем не менее, очевидна ее комплексная ценность, что делает ее уникальными природно-культурными памятником, который объединяет в своем составе особо ценные природные комплексы, неразрывно связанные с историей и культурными традициями проживающего на территории народа.
Роща представляет собой последний в нашем крае сохранившийся фрагмент реликтового липово-дубравного урочища, служащий местом обитания животных. В то же время священная роща являются весьма уязвимым элементом современного культурного ландшафта. Располагаясь вблизи населенного пункта, в окружении антропогенных биотопов, она в полной мере испытывает отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека.
Поэтому необходимо как можно скорее взять эту жемчужину- памятник природы, имеющий историко-культурное значение, под охрану с привлечением к решению этой проблемы общественности и органов местной власти. Только общими усилиями можно создать определенные гарантии для сохранения наших природных святынь для будущих поколений. Более того, роща интересна и поучительна своим действующим народным механизмом защиты природных объектов, что необходимо учитывать при разработке современной идеологии охраны дикой природы.
Что мы можем сделать?- спросите вы.
Ответ: Своими поступками воспитывать тех, кто находится рядом с нами.
-Не загрязнять окружающую нас природу, внимательно наблюдать за изменениями в природе.
— Охранять памятники природы
-Проводить экологические экспедиции и экскурсии с целью не только изучения, но и оказания практической помощи природе.
Список используемой литературы
1. Гладков Н.А., Михеев А.В. Охрана природы. – М., 1985
2. Израэль Ю.А. Проблемы охраны природы и пути их решения. – Л.., 1994
3. Плотников В.В. На перекрестках экологии. – М.2000