Хайсоль или мое путешествие на край света
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» р.п. Степное Советского района Саратовской области
Региональный конкурс исследовательских работ
«Открой малую РОДИНУ по-новому»
Туристической тропой родного края
Хайсоль или моё путешествие на край света
Работу выполнила
учащаяся 9А класса
МБОУ «Лицей»р.п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Симакова Лина Алексеевна
Руководитель
учитель истории
Баландина Оксана Владимировна
Саратов 2018
Я еду на край света
Навстречу солнцу, ветру…
Я еду на край света,
Быть может, в никуда…
Хочу найти ответы,
Затерянные где-то…
Я еду на край Света. И край этот совсем недалеко! Край Света. Так мои предки, первопоселенцы села Луй, нынешнего поселка Степное, наверняка, называли скромную колонию Хайсоль, которая находилась на краю Саратовского наместничества. А дальше располагались пустые, опасные и необжитые места, на карте, которую я держу в руках так и написано: «Степь пустая». Есть в этих словах что-то пугающее, таинственное. Для людей восемнадцатого века эти места были самым краем их обитаемого мира, за которым располагались бескрайние просторы, где хозяйничали жестокие и безжалостные кочевники.
О колонии Хайсоль я узнала на уроке истории. Ее короткая, но полная драматизма история, взволновала меня. Во-первых, потому, что от моего дома до нее недалеко, всего несколько километров, можно дойти пешком. Протяни руку – и коснешься истории. А во-вторых, потому что, мой предок по маминой линии Иоханнес Барбье числится в списках первопоселенцев колонии Луй, которые начали обживать эти места 250 лет назад. Позже вместе с семьей он переехал в Мариенталь. Наверняка он бывал в соседней колонии, ведь между Колониями Луй и Хайсоль всего три километра! И созданы они почти в одно время.
Я еду на край света со своими родителями и учителем истории. Чего жду я от поездки? Что представляю себе? Жду встречи с прошлым моей семьи, с историей моего рода. Представляю старинное село, затерянное в степи. Что я знаю об этом селе? Не очень много…. Архивные данные, размещенные на сайте российских немцев, говорят том, что немецкая колония Хайсоль была основана 2 августа 1766 года.[1] Планировка деревни Хайсоль соответствовала плановой застройке разработанной для немецких колоний.
Дома колонистов должны были располагаться вдоль главной улицы. Ее должны были пересекать небольшие поперечные улицы. Дома колонистов – пятистенки, строились на две семьи. Во дворе рядом с домом располагались сараи, а в глубине двора находились конюшни и амбары. В центре села на пересечении главной и поперечной улиц планировалось расположить церковь, школу и другие общественные здания. Жизнь на берегу степной реки казалась спокойной и ровной, а будущее виделось ясным и хорошим. Человек ведь всегда верит в хорошее… Только церковь и школу здесь построить так и не успели… Согласно официальным данным, дважды, в 1774 и 1785 годах, колония Хайсоль подвергалась разорительным нападениям кочевников. А в 1786 году колония Хайсоль была ликвидирована, а жители были переведены в соседние колонии: Луй (Степное) и Мариенталь (Советское). Удивительно, но на карте Саратовского наместничества 1796 года это поселение изображено как существующее. Видимо его планировали восстановить, но это так и не удалось сделать.[2]
За окном автомобиля привычный степной пейзаж: равнина, невысокие холмы, обрывы правого берега реки Караман. Проезжаем подвесной мост и садовое общество «Дубки», едем вдоль берега реки. Часто останавливаемся, сверяем местность с картой. Вглядываемся в линию берега. Находим место, где в Караман впадает река Нахой. Здесь, судя по карте, и располагалась колония Хайсоль. С холма еще раз пристально рассматриваем местность. «Здесь!»- уверенно говорит папа, и мы выходим из машины.
Передо мной открылась чарующая панорама. Слева от места расположения села высокий обрыв зорко охранял равнины. Поросший осинами и ивами речной берег с крутым, но удобным спуском к воде. Отчетливо видны следы трех улиц, вдоль которых располагаются холмы и ямы от не менее 60 домов с хозяйственными постройками. Многие хотели бы шагнуть назад, в историю, и своими глазами увидеть, как жили люди прошлых столетий. Отправляясь на место, где жили мои предки, я ожидала увидеть руины разваленных домов, побродить по старым улочкам. Но меня встречают лишь холмы и ямы, расположенные в три ряда, покрытые степной растительностью. И трудно представить, что здесь два с половиной века назад жили люди, здесь они трудились, радовались, печалились. Когда в этих местах кипела жизнь… Здесь слышались детские голоса и веселый смех. На берегу реки стояла кузница, оглашавшая окрестность веселым перезвоном молотков. А по воскресеньям из соседнего села раздавался звук колокола, созывавший верующих католиков на молитву.
Невозможно в такой погожий день даже представить себе, что более двухсот лет назад, здесь развернулась настоящая человеческая драма… Первый набег кочевников был страшным и стремительным. Жители не успели дать отпор. Несколько десятков жителей села, связав, захватили и угнали в рабство. Часть из них была потом продана в Астрахани заезжим иностранным торговцам. Погибших было двое.[3]
Жители Хайсоля не успели прийти в себя после первого набега, как последовал второй, еще более страшный. Не щадя никого напавшие кочевники хватали растерянных людей на улицах, врывались в дома, грабили их. А чтобы люди не смогли здесь жить, они выбивали окна, в дикой злобе крушили печи, вырывали ставни, поджигали хозяйственные постройки.[4] Сколько слез было пролито здесь… Сколько мужества потребовалось людям, чтобы, преодолевая страх продолжить жить в этих степных краях. В 1786 году, через год после второго набега, было решено село не восстанавливать, а его жителей (около сорока семей) переселить в близлежащие Луй и Мариенталь. Замолчал навек кузнечный молот Хайсоль, не слышат окрестные холмы говор местных жителей. Поселение словно растаяло, слилось с природой.
Мне известно, что именно в это время изменилась и жизнь моего предка Иоханнеса Барбье. Он переехал из с. Луй на запад, в Мариенталь почти сразу после уничтожения с. Хайсоль. Может опасаясь на жизнь и судьбу своих близких? Ведь он не мог не знать об истории колонии, находившейся всего в трех километрах от его дома! А может и сам пострадал от кочевников, ведь и на Луй тоже неоднократно нападали?
А Хайсоль так и покрыла тьма безвестности и забвения. О нем забыли все, даже историки мало знают об этом селе. Сведения о нем отрывочные и неполные. В этом году колонии Хайсоль исполнилось 250 лет, только некому праздновать этот юбилей…
Степной полынный ветер просушил колею полевой дороги, шуршит сухим бурьяном. Дует мне навстречу. Везде тянется ковёр из жёлтых трав. Есть у нашей степи очень интересное свойство. Это свойство живёт в ней постоянно, степь говорит человеку о свободе. Эту свободу любили и ценили мои предки — немцы-колонисты, обжившие и полюбившие эту землю. И завещавшие эту любовь мне.
Я стою на краю Света. Прикоснувшись к истории села, пролив свет на одну маленькую страницу жизни моего рода. Далеко ли этот край? Нет. Совсем близко. Нужно всего семь минут, чтобы добраться туда на машине. Нужно только сделать этот небольшой шаг, чтобы почувствовать себя частью истории. Истории семьи и рода, истории своего степного края и своей большой страны.
Я возвращаюсь с «края Света», чтобы пролить свет на судьбу маленького села Хайсоль и его жителей, чтобы история об их страданиях и мужестве стала достоянием всех…
Несколько лет назад Энгельсский краеведческий центр разработал программу использования места колонии Хайсоль для туристических целей. Здесь планировалось открыть этнографический музей-заповедник и туристический комплекс «Национальная немецкая деревня Хайсоль». В программе были освещены возможные направления туристической деятельности, в том числе:
- Экологический и сельскохозяйственный туризм.
- Регулярное проведение специальных краеведческих, культурных и исторических семинаров, школ, конференций.
- Организация исторических ролевых игр, проведение исторических турниров и состязаний.
- Устройство этнографических и фольклорных фестивалей, театрализованных шоу-, кино- и телепрограмм.
- Проведение ярмарок традиционных ремесел, дегустации блюд традиционных кухонь и т.д.
- Спортивный лов рыбы.
К сожалению планы так и остались планами… Единственным позитивным моментом можно считать то, что недалеко от этого места, буквально в полуторе километров, уже два года подряд проводится этнокультурный фестиваль «Большой Караман», который радушно встречает гостей со всей Саратовской области. И желающие могут совершить пешую прогулку к месту, где располагалась эта небольшая немецкая колония с такой непростой исторической судьбой…
Наше путешествие подходит к концу. Мы едем домой. А полувысохшая желтая трава качается на ветру, словно посылая нам прощальный привет. И мне немного грустно. Но я обязательно еще вернусь сюда! Ведь гласит же народная мудрость: «Травы высыхают – корни остаются».
источники
- Дитц Г. Нашествие киргиз-кайсацких и калмыцких орд Саратовский листок, 1914 г., № 139-142. http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Dietz.php
- Карта Саратовского наместничества 1792 г.// http://wolgadeutsche.rucentr.tv/catalog/karta-saratovskogo-namestnichestva-1792-g.html
- Этнографический музей-заповедник и туристический комплекс «НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕМЕЦКАЯ ДЕРЕВНЯ ХАЙСОЛЬ» http://centr-kraeved.ru/proekty.html
- http://cvgs.cu-portland.edu/settlements/mother_colonies/colony_chasselois.cfm
- http://wolgadeutsche.ucoz.ru/forum/14-60-1
[2] Этнографический музей-заповедник и туристический комплекс «НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕМЕЦКАЯ ДЕРЕВНЯ ХАЙСОЛЬ» http://centr-kraeved.ru/proekty.html
[3] Дитц Г. Нашествие киргиз-кайсацких и калмыцких орд Саратовский листок, 1914 г., № 139-142. http://wolgadeutsche.net/bibliothek/Dietz.php
[4] Там же.