Федор Абрамович Блинов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Балаково Саратовской области
413841, Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, 59а,
http://sosh-13.ucoz.ru, Телефон (факс): 8(8453) 62-82-58

Эссе
Номинация: Герои моей малой Родины.
Федор Абрамович Блинов.

Автор:Чешева Екатерина Андреевна
Учащаяся 8 «Б» класса МАОУ СОШ №13
Руководитель:Затуливетер Татьяна Геннадьевна
Учитель истории и обществознания

Балаково 2018
Наше Отечество, наша Родина – Россия. Велика она, могуча и сильна, а главное ее достояние – люди, которые не жалея своих сил, ума и жизни, делали и делают все, чтобы еще сильнее и краше была наша Россия.
Но у каждого человека есть своя малая Родина, где он родился и вырос. Моя малая Родина – это город Балаково Саратовской области. Я люблю свой город, где жили и живут замечательные люди, которые много сделали для России.
Балаковская земля всегда была богата талантливыми людьми. Я заинтересовалась именем изобретателя первого гусеничного трактора Федора Абрамовича Блинова.
Целью исследования стал поиск информации, какие еще изобретения им были сделаны? Для сбора информации посетила музей истории города Балакова, побывала на экскурсии по городу Балакова, изучила специальную литературу, использовала интернет – ресурсы.
Федор Абрамович Блинов родился в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне в Вольском районе Саратовской области) в семье крепостного крестьянина, работавшего в кузнице у помещика. От отца он перенял опыт по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, овладел слесарным, столярным, кузнечным и шорным делом. До второй половины 1840-х годов Ф. А. Блинов, будучи крепостным, неотлучно жил в Никольском. В связи со случившейся в Поволжье сильной засухой, приведшей к голоду, ему удалось получить от помещика вольную. На Волге Ф. А. Блинов первоначально работал бурлаком. В 1850 году ему удалось поступить кочегаром на пароход «Геркулес». Вскоре он хорошо изучил паровую машину судна и был переведен из кочегаров в помощники машиниста, а в 1855 году стал машинистом. К этому времени Ф. А. Блинов стал известным на Волге опытным мастером по ремонту оборудования. В 1870-х годах механиком была усовершенствована конструкция машин парохода «Геркулес», за которую он получил благодарность и премию. В 1877 году Ф. А. Блинов вернулся в Никольское, где занялся свободной творческой деятельностью. В 1878 году Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 году получил авторскую привилегию на «вагон с бесконечными рельсами». Им был изготовлен «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. «Бесконечные рельсы» вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звездочки. Он приводился в движение конной тягой и, по существу, представлял собой гусеничный прицеп. Успех гусеничного прицепа конструкции Ф. А. Блинова привел его к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе.
В 1881 году он переехал из Вольска в Балаково, где к 1883 году организовал собственное машиностроительное предприятие, производившее, в основном, пожарные насосы. В 1881-1888 годах Ф. А. Блинов работал над проектом «самохода» на гусеничном ходу. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 лошадиных сил. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Ф. А. Блинова выставлялся на сельскохозяйственной выставке в Саратове (1889).К 1895 году Ф. А. Блинов существенно доработал свой проект. Созданный им первый в мире трактор экспонировался на открывшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор «паровоза для грунтовых дорог» был отмечен грамотой «За трудолюбие». На Нижегородской выставке Ф. А. Блинов детально ознакомился с экспонировавшимися там двигателями внутреннего сгорания. Изобретатель пришел к выводу, что замена ими паровых машин, использовавшихся на гусеничных самоходах, значительно упростила бы показатели. Ф. А. Блиновым был создан новый тип четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, работавшего на сырой нефти. Однако соединить конструкцию последних и улучшила бы их техникоэкономические в одно гусеничный трактор и новый двигатель внутреннего сгорания Ф. А. Блинов не успел. Он скончался от паралича 24 июня 1902 года. Сын Блинова, Порфирий, благодаря отцу открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», здесь продолжалось дело его отца.
Работая над данной темой, посетив музей истории города Балакова, побывав на экскурсии по родному городу, проанализировав различные материалы, я сделала немало открытий об истории города, о тех людях, которые здесь жили и трудились. Решением Совета муниципального образования города Балаково 29 декабря 2009 года Федору Абрамовичу Блинову, создателю первого в мире гусеничного трактора, было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Балаково».