Туристко-экологическая тропа села Подгорное Романовского района
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
« Открой малую РОДИНУ по-новому»
Номинация конкурса
« Туристической тропой родного края»
Тема « Туристско-экологическая тропа села Подгорное
Романовского района»
Выполнила :
ученица 8класса
МОУ «Подгорненская СОШ»
им. П.И. Чиркина
Романовского района
Саратовской области
Ковешникова Татьяна
руководитель :
учитель ОБЖ
Чиченков А. В.
Эколого-краеведческая тропа
Село Подгорное Романовского района Саратовской области до 1963 года называлось Дурникино, оно возникло в первой половине XVIII века .
Наше село расположено в удивительно красивом месте: вокруг леса, смотрящие в голубые воды реки Карай, просторные поля. В летнее время все село утопает в зелени, а зимой оно похоже на снегурочку, одетую в зимнюю голубую шубку. Река тонкой лентой разделяет село на две части. Отовсюду виден купол церкви. Колокольный звон слышен в каждом уголке села.
Во времена Петра Великого начинается раздача земель по р. Хоперу и
р. Медведице помещикам, участникам Северной войны и прочим служилым людям. При Екатерине II помещики стали переселять крестьян из других малодоходных вотчин на плодородные земли Саратовского Правобережья. Наряду с помещичьей, первостепенное место занимала вольная народная колонизация. Приток беглых в Саратовский край возрастал, что было вызвано резким ухудшением положения народных масс. Бежали от тяжести барщинной эксплуатации, непосильных платежей подушной подати. Астраханский губернатор В.Н.Татищев доносил царю, что «бегут из разных городов и сел, всяческих чинов люди разными дорогами на р.Хопер, на Дон, на Медведицу»
Сохранившаяся в селе церковная-приходская летопись подтверждает слова Татищева.
В статье « Об образование села и прихода», помеченной 1878годом священник отец Сергий Чумаевский пишет: «Первыми обитателями помянутой местности были выходцы из Тамбовской, Орловской губерний – люди искавшие простора и жизненных продовольствий».
В результате они обосновались вблизи двух озер, расположенных по обеим берегам р.Карая». «Село Дурникино получило название от озеро «Дурное». Это озеро находится в Юго-западной стороне от церкви, в саженях триста от нея. Встарину вода в этом озере была непригодная к употреблению не только для человека, но даже скоту. Ныне в нем моют платья, поят скотину и мочат конопли. Село Дурникино еще называют Кислое, тоже от озера «Кислое». Кислое озеро находится за рекою Караем, которою село разделяется на две
половины, против так называемой Комаревской улицы. В этом озере прежде была топь непроходимая». Фамилии первых поселенцев и сейчас встречаются в нашем селе – это Фурсовы, Ильины, Фетисовы, Кусовы, Суслины. Часть жителей вскоре отделилась и основала поблизости село Инясево. Далее Чумаевский отмечает: « Как прежние поселенцы села Дурникина, так и настоящие жители его происхождения великороссийского. Прежде были они однодворцы, а теперь Государственные крестьяне. Между ними из природных жителей кроме солдат и солдаток других званий и наименований лиц никогда не было, и теперь нет».
Остановка №1
« Церковь»
Первая церковь построена на иждивении прихожан во второй половине XVIII столетия. Освящена в 1773 году Иереем Симеоном. « С левой стороны трапезы»—как указано в летописи—от колокольни до северной двери тянулась галерея. В этой галерее стоял огромный величины дубовый стол, за которым сидевшие на лавках церковный староста, сторожа и другие лица были угощаемы прихожанами по случаю поминовения своих покойников и после свадеб хлебом-солью , пивом и вином….Достойная замечания, находящаяся в простенке церкви икона закладной Божьей Матери. Она писана на св.горе Афонской на кипарисовой доске , принесена с Афона села Дурникино Государственным крестьянином Филиппом Обертышевым 2 февраля 1864 года. Стоит в приличном с резьбой и позолотою киоте и украшена чеканною ризою»
Простоявшая 125 лет , церковь была перенесена на правый берег реки. Здесь стояла до 20-х годов прошлого столетия. Лишившись куполов и колокольни преобразована в клуб, а позже разобрана на колхозный амбар.
Новая церковь в селе Дурникино (ныне Подгорное) была построена в 1889 году тщанием прихожан. Разрабатывал проект для строительства церкви архитектор Ив. Ив. Готгардт. Церковь каменная, с каменной же колокольней, без ограды. Престолов в ней два: в главном нефе, холодном, во имя святого Архистратига Божия Михаила, в теплом приделе — во имя святого Александра Невского.
Раньше при церкви имелись четыре церковно-общественных дома для проживания причта. В штате причта были два священника, диакон и два псаломщика. 12 ноября 1862 года было открыто церковно-приходское попечительство. При церкви имелась обширная библиотека, помешавшаяся во втором этаже колокольни. В 1861 году в селе была организована земская школа, 8 января 1885 года была открыта церковно-приходская школа. Кроме них, в селе были две школы грамотности.
В 1962 году в храме произошел пожар, причинивший зданию незначительный ущерб (обгорела «зимняя» трапезная часть храма), однако властями это было использовано как повод для закрытия храма.
В 1989 году здание храма было передано приходу.
В 2000 году по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Александра (Тимофеева; †2003) началось восстановление теплого придела во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
12 сентября 2002 года, в день престольного праздника, благочинный Западного округа протоиерей Борис Ланчиков совершил освящение восстановленного Александро-Невского придела.
Остановка №2
« Памятник»
По данным районного военного комиссариата, за период 1941-1945 годов из Романовского района Саратовской области было призвано в армию более 7500 человек . Не вернулись с фронта 3980 человек, в том числе 510 дурникинцев, двое из которых , Чиркин Павел Иванович и Шеин Павел Степанович, удостоены Звания Героя Советского Союза
.
Остановка №3
« Река Карай»
Река Карай— правый приток Хопра, когда –то был чистейшим водным источником. В нем водилось много видов рыб: судак, лещ, окунь, карась, линь, сом, подуст, сазан и щука.
На берегах Карая обитают норка, ондатры, бобры, гнездятся дикие птицы.
Её водой пользовались для питья жители с. Подгорное, орошались сельскохозяйственные культуры
Измерение уровня воды на реке Карай в начале 1960-ых годах.
Ранней весной
Остановка №4
« Чернолески»
По правую и левую сторону реки Карай , почти посередине села Подгорное , находится небольшой участок леса с названием Чернолески.
До конца 40-х годов эта территория была занята пойменным лесом , в основном дубом. В тяжелые годы лихолетья с начала Великой Отечественной войны и до конца 40-х годов лес был практически вырублен на топку и хозяйственные нужды . Во второй половине 50-х годов было принято решение посадить на этом месте новый лес . При посадке использовались тополь , крушина , дуб , клён и др.
Кроме вышеперечисленных деревьев растёт ветла, ольха , встречается берёза, липа , есть разные кустарники , очень много поросли.
С экологической точки зрения Чернолески являются благоприятным местом для жизни и развития живых организмов — это река , делящая лес почти пополам ,достаточное количество растений , птиц, зверей и других живых организмов. Иными словами, биоценоз разнообразен.
Остановка№5
« Родничок»
На всю округу известен родничок села Подгорное , расположенный у Лысой горы на Заречной стороне. Рожденный чудодейственной силой природы около двух веков назад , в 1806 году, он и теперь питает людей своей водой.
Вот что написано в церковной летописи :
« В самом начале XIX века в селе произошло событие, надолго смутившее души односельчан. Весною 1806 или 1807 года, в глухую полночь жителей разбудил «страшный с треском удар». «Грохот этот произошел в лесу на горе». «Бывшие в эту ночь в дороге видели, что на это место спустилось с неба, яркое пламя»
Утром люди увидели, что часть горы оборвалась и сползла вниз, причем огромный дуб, росший на горе, оказался посередине реки, где и рос еще лет 15. На месте, где прежде стоял дуб бил фонтан воды саженей в 5 вершину, а позже в рост человека, (сажень = 2, 1336 м.) событие было расценено как чудо, явление Св. Провидения в доказательство силы православной церкви.
Слух, о роднике вскоре разнеся по окрестностям. К роднику потянулись богомольцы. Приезжали так же помещики и купцы.
Однако вскоре родник стал причиной смуты . Так открылся новый богатый источник доходов церкви и духовенству. Доход этот шел на часть священника Семена Степанова, по причине нахождения родника в его приходе, то будто священник Савва Иванов, тайно державшийся в молоканской секте, из зависти к своему товарищу « донес как о суеверном почитании родника» И с этого момента в селе разыгралась настоящая драма. Приехавший в село земской исправник в самой грубой форме ( бранился и дрался ), потребовал прекратить сборища богомольцев у родника. Крестьянина Рязанова, срубившего на роднике часовенку, били розгами. Родник было приказано завалить. Но после отъезда начальства посещение родника богомольцами возобновлялись. Тогда О. Савва пригрозил, что здесь « построят монастырь и отобьют под него все владения : лес, землю, реку,- верст на пять до самой Романовской межи.»Это внушение подействовало. Нашлись и охотники завалить родник по- настоящему. За это взялись сотник Антон Дехтярев с сыном. Трещину в земле заваливали огромными камнями , завернутыми в полости ( овчины) , засыпали землей. «Сотник Антон
Дехтярев , который больше всех хлопотал о пресечении ручья и сам лично с сыном затаптывал ногами наваленные на родник каменья и землю, за свою безрассудную ревность потерпел наказание Божие, вскоре после этого « он лишился владения ноги и всю жизнь свою ходил на деревяшке. А после смерти Антона Дехтярева у сына его .. отнялась так же нога, и последний на деревянной ноге своего отца ходил тоже до гроба»Посещение родника богомольцами продолжалось и даже увеличилось после описанных событий. И о. Савва решился на крайнюю меру—наложил на родник проклятие и « для возбуждения в народе отвращения к роднику, при некоторых лицах, сделал на роднике то, о чем немы глаголами» К роднику были приставлены постоянные караульщики с палками и жители села наконец-то потеряли интерес к этому оскверненному месту.
Правда , в 1847 году о роднике вспомнили вновь. В этом году в селе Дурникино открылась холера. Чистая родниковая вода, которую брали для питья и других надобностей, спасла многих»
В 2001 году 18 июля, в день Сергия Радонежского, родник был освящён церковью
На роднике совершили водосвятный молебен сами священнослужители, освятили воду в купели родника именем Сергия Радонежского. Здесь у присутствующих была возможность набрать и испробовать святой водицы.
Остановка № 6
«Галушинский пруд»
В 1982 году, усилиями колхоза им. Кирова ,для полива полей была установлена запруда по балке Галуша. До этого существовала небольшая плотина , которая служила ,как переездом в Романовку , так и водопоем для скота. На строительство новой плотины и поливных труб ( протяженностью 12 км) было потрачено более 1 млн.рублей, что по тем временам были очень большие деньги.
Плотина уложена бетонными плитами.
Вместе с поливом, из реки Карай ,в пруд попадали мальки щук, плотвы, окуня и других рыб. В 1987году был запущен карп.
С возникновением этого пруда, появилось место не только для полива с/х культур, но и для рыбалки и отдыха.
В настоящее время пруд обмельчал, забор воды не производится, но отдохнуть и половить рыбу еще можно.
Остановка №7
« Богатырка»
Одно из наиболее интересных и овеянных легендами мест в окрестностях села – Богатырка.
В то время, когда тут жили люди, которые занимались разбоем, как говорится в летописи, они имели еще и много скота, и помещали его в загон, сделанный из жердей, место это называлось «тырло», и сейчас в сельском лексиконе это слово встречается. Место с богатыми лугами жители стали звать «богатое тырло». Впоследствии в результате ре формации двух слов стало одно «Богатырка»».
Само же существование «богатырей» — разбойников под сомнение не ставится. «По народному преданию на городище после удачных набегов собирались отважные разбойники со своим атаманом Кудеяром. Рядом с городищем находилась пещера вход, в которую сейчас засыпан».
Саратовские предания утверждают вот что: «В горе богатырка или Крутце (над Хопром) был атаманом Кудеяр, татарин необыкновенной силы и зверовидной наружности. Жена его была из русских, редкая красавица (схоронена близ нынешнего села Репного). Жилищем Кудеяра была землянка, в развалинах которой позже находили кости человеческие, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, монеты татарские, кольца, перстни и прочее».
Итак, Богатырка. Высокий мыс, сориентированный на юго-запад, крутым обрывом спускается в лощину. Поблизости есть выход толстого известнякового пласта (Белая Вершина). От легендарной пещеры нет и следа, но кто ее искал? На мысу, защищая его с севера, протянулась 60 метровый вал. Теперешняя его высота до 130см. В центре вал прерывается, очевидно, здесь был вход – ворота или сторожевая землянка. От внешних краев вала в глубину мыса протянулся ров, который, вместе с валом создает правильный прямоугольник. Внутри прямоугольника следы от землянок и от ям, выкопанных кладоискателями.
По мнению археолога Хрекова А.А. огромную значимость для истории Саратовского края и Прихоперья представляет поселение, обнаруженное в урочище Богатырка. Оно (поселение) было расположено в лиственном лесу и укреплено рвом и валом. В результате разведочных работ там собраны уникальные вещи периодов бронзы, раннего железного века, средневеков
Часть находок ,в том числе бивень и зуб мамонта, находится в Балашовском краеведческом музее.
Также есть утверждения,что на Богатырке существовал сторожевой пост, защищавший Московское государство от набегов кочевников.
Если находиться на юго-восточной окраине Богатырки, то с холма справа налево будут хорошо видны села Большой Карай, Рассказань, Лесное, Инясево, т.е. те села мимо которых проходил почтовый тракт, а у подножия будут расстилаться, так называемые « почтарские» луга, с большим разнообразием трав и цветов.
Остановка№7
« Почтарские» луга
Перед самой горой раскинулись разнотравные луга, не случайно эти луга когда-то отдали большекарайским почтарям, и называться они стали «почтарские».
Остановка№8
« Разнобрычиха»
Рядом с «почтарскими» лугами расстилается озеро Разнобрычиха.
По своему геологическому строению озеро достаточно древнее . В озере обитают карась, щука. Приходят на водопой лоси, кабаны, косули. В камышах гнездятся птицы. Очень часто встречается европейская черепаха ( болотная).По своей красоте это озеро выглядит, как рукотворная картина.
С 1930 года по нынешнее время около озера Разнобрычка ведутся археологические раскопки, которые доказывают , что на этой местности обитали первобытные люди,проходили кочевники, жили оседлые люди, существовали торговые пути.
Остановка №9
Школьный краеведческий музей
Возвращаясь через Богатырку ,по улице Садовой, минуя мост, мы приходим на исходную позицию—школу, где можно посетить краеведческий музей и познакомиться с другими интересными фактами о нашем селе.
Школьный музей – первый музей не только в Балашовском уезде , но и первый сельский музей в Нижне-Волжском крае, а в Нижне-Волжский край на то время входили территории ныне Саратовской , Астраханской , Волгоградской областей и Калмыкия.В 1921 году Григорием Филипповичем Морозовым в селе Дурникино (с 1963года Подгорное) организован краеведческий кружок.18 января 1930 г в селе открыт музей, созданный членами кружка.16 февраля 1932 года музей был передан школе.
Экскурсоводы музея с удовольствием и интересом расскажут гостям о занятиях древних людей в эпоху неолита и бронзового века, опираясь на экспонаты найденные на территории Подгорненского административного округа.
На территории Подгорненского административного округа находится 4 археологического памятника.
Также будет познавательно узнать , какие события происходили в средние века , о заселении края, о возникновении села
Представление о жизни в селе Дурникино (с 1963 г Подгорное) XVII-XIX веков говорят экспонаты того времени, опираясь на текст церковно-приходской летописи (1865-1889) с.Дурникино , написанная настоятелем местной церкви ( копия хранится в музее).
В непростой XX век дадут познания разделы музея:
События в селе до 1917 года
1мировая война и Октябрьская революция, гражданская война
Раскулачивание и образование колхозов
Жизнь сельчан до Великой Отечественной войны.
Писатели-фронтовики, герои Советского Союза, участники Великой Отечественной войны, их фронтовые дни и послевоенные судьбы показаны в разделе Великая Отечественная война. Экспонаты Великой Отечественной войны требуют особого внимания.
Локальные войны также не обошли стороной наше село.
Музей истории села и школы познакомит всех желающих с жизнью на территории села Подгорное начиная с каменного века по настоящее время , используя археологический, этнографический или экономический характер.
В любом случае материал будет и интересный и полезный