Станция Чалыкла

Конкурс «Открой малую РОДИНУ по-новому»
Номинация «История моей малой Родины»
Доклад «Станция Чалыкла»

1910г… Вообразите себе посреди диких степей небольшой станционный поселок, украшенный не великолепными, но приятными зданиями с небольшим числом людей, живущих без излишеств, но и без недостатков; счастливых не блеском просвещения, но простатой нравов, занятых полезным трудом. Эти люди – железнодорожники, живущих на станции Чалыкла Озинского района Саратовской области. Их дома расположены были по обе стороны железной дороги. На каждом шагу, пройдя по улицам станционного поселка, можно было встретить хозяйство трудолюбия и любовь к порядку. Во дворах каждого дома был разбит приусадебный участок, на котором кроме овощных культур, росли фруктовые деревья и кустарники. Несмотря на отсутствие каких-либо водоемов, станционным жителям удавалось выращивать всё необходимое для безбедного пропитания. Вода на станцию подавалась по проложенным под землей трубам из центральной усадьбы (ныне поселок Модин). Станция находится от усадьбы на расстоянии пяти километров. Для сбора воды на станции была построена водонапорная башня, которая и сегодня находится в рабочем состоянии. Для обслуживания железнодорожников на станции был построен магазин и железнодорожный вокзал. Посреди вокзала стояла высокая железная печь, которая отапливалась углем. По стенам стояли лавки для пассажиров, которых всегда было очень много. Ведь эта станция связывала жителей поселка Модин с областным центром – городом Саратов.
Сегодня этот станционный поселок обезлюдел. Рабочие железной дороги каждый день приезжают сюда из центральной усадьбы. Вместо старого вокзала здесь возведено новое здание.
Для жителей нашего посёлка станция Чалыкла не утратила своего значения, они считают её важной узловой станцией. Ведь отсюда уходили на фронт наши земляки и сюда возвращались они со славной победой. Среди них ветеран Великой Отечественной войны Саханов Андрей Зарипович, прошедший войну от начала и до победного конца, который и ныне живёт в поселке Модин. Он частый и желанный гость на всех школьных торжественных мероприятиях.
Также через нашу станцию шли военные эшелоны с техникой и ранеными в Озинский госпиталь.
Сюда, на землю станции «Чалыкла», ступили, сойдя с поезда, в далёком 1954 году первоцелинники: Степанов Герман, Ивкин Николай, Николаев Алексей, Григорьев Иван и самый молодой из них — московский комсомолец Михаил Новиков, начавший свой трудовой путь с помощника тракториста, впоследствии ставший прославленным бригадиром тракторной бригады отделения№ 2 («Светлый путь»). Награжденный за свой трудовой подвиг орденом Ленина, делегат двадцать четвертого съезда партии.
На станции Чалыкла в сентябре 1900 года родился в семье рабочего Иван Иванович Масленников, генерал армии, заместитель главнокомандующего советскими войсками на Дальнем востоке. С пятнадцати лет он начал трудиться, работал телеграфистом на станции Чебышево, Уральск и Красный Кут. В 1917-1918 годов в составе Красногвардейского отряда товарища Загуменного принимал участие в ликвидации восстания белоказаков в Астрахани. В последующие годы принимал непосредственное участие в ликвидации басмачества в Средней Азии. С июня 1941 года до конца Великой Отечественной войны сражался с немецко – фашистскими захватчиками, участвовал в разгроме Квантунской армии на Дальнем востоке.
Герой Советского Союза, награжденный тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени и множеством других орденов и медалей, внесший неоценимый вклад в победу над врагами нашей любимой Родины, богатой вот такими на первый взгляд ничем непримечательными уголками моей малой Родины, как наша станция Чалыкла.