«Пограничное» дело Виктора Ивановича Смолина
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую Родину по-новому»
Номинация «Герои моей малой Родины»
Исследовательская работа
«Пограничное» дело Виктора Ивановича Смолина»
Автор: Исанова София Сергеевна
обучающаяся 9 класса МБОУ «СОШ с.Алексеевка
Базарно-Карабулакского муниципального
района Саратовской области»
Научный руководитель:
Агафонова Екатерина Сергеевна
учитель истории МБОУ «СОШ с.Алексеевка
Базарно-Карабулакского муниципального
района Саратовской области»
Саратов
2018г.
Содержание.
I.Введение…………………………………………………………………………………с.3
II.Основная часть……………………………………… ……..…………………………с.4
Глава 1. Краткий биографический очерк……………….. ……………………………..с.4
Глава 2. Начальник пограничной заставы……………………….………………………….с.6
Глава 3.Дело Смолина в надежных руках…………………………………………….с.10
III.Заключение………………………………………………………………………….с.13
IV.Список используемых источников и литературы…………….………………………..с.14
V. Приложение…………………………………………………………………………с.15
Введение
Вот уже более 40 лет вдали от больших городов, воинских частей, государственной границы Российской Федерации на карабулакской земле существует уникальный Дом-музей пограничников, на базе которого действует клуб юных друзей пограничников. В Алексеевке путь к этому красивому зданию укажет любой. Практически в каждой семье есть человек, так или иначе связанный с этим местом. За всю историю этого патриотического движения сотни сельских мальчишек и девчонок вписали свои имена в историю клуба ЮДП. А с чего же все начиналось? А начиналось все с обычного человека, настоящего гражданина и патриота своей страны Виктора Ивановича Смолина.
Целью данной работы является изучение подробностей жизни Виктора Ивановича Смолина — основателя клуба и музея юных друзей пограничников.
Перед собой я поставила такие задачи:
1.Узнать новые факты из биографии В.И.Смолина;
2. Изучить период становления музея ЮДП и проанализировать его работу;
3. Рассмотреть работу клуба в современное время.
Для достижения данной цели и решения задач были использованы следующие источники и литература.
В ходе написания своей работы я использовала в основном рассказы жителей нашего села – бывших и нынешних членов клуба ЮДП, людей, бывших лично знакомыми с Виктором Ивановичем. В школьном краеведческом музее было найдено интервью и автобиография Виктора Ивановича, что послужило главным источником моего исследования. Помогли также статьи и очерки из местной газеты «Вестник района», областных газет, ресурсы сети Интернет.
Собрав воедино всю литературу, я окунулась в свой собственный мир исследования, где узнала о человеке с большой буквы, основателе алексеевского Дома-музея и клуба ЮДП – Викторе Ивановиче Смолине.
Глава 1. Краткий биографический очерк.
Родился в 1930 году в Алексеевке Базарно-Карабулакского района. В 1941 году началась война, отец был призван защищать Родину. Виктор остался за старшего в многодетной семье. Матери было трудно прокормить детей, и он после 5 класса был вынужден оставить учебу и вместе с другими 12-летними подростками встать за сапожный верстак – сначала учеником.
Не сразу все давалось. Но подростки были упорны в непривычном труде и три месяца спустя они уже работали самостоятельно. Почти все операции приходилось выполнять вручную: вырезать заготовки, прокалывать толстую кожу или керзу, вставлять дратву в отверстие. Со временем пришло мастерство. Сапоги выходили ладные, ловко подогнанные.
Сапожная артель им. И.В.Сталина ежедневно поставляла 100 пар новеньких сапог и ботинок для Красной Армии, громившей врага. Рабочий день не был лимитирован: пока на склад не поступало 100 пар обуви, работники не имели права уйти домой. Выполнение плана было законом. Да никто и не жаловался: понимали нужно для фронта. В самоотверженном, единодушном порыве «Все для фронта, всё для победы!» была нравственная сила народа.
Отгремели залпы войны, пришел долгожданный мир. В.И.Смолин был призван на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил. И так уж получилось, что армейская жизнь Виктора оказалась связанной с погранвойсками.
В пограничных войсках понятие офицерской чести, солдатского долга особые. В повседневной охране границы и в боевой обстановке пограничники – это одна боевая семья. Каждый считает себя частью общего коллектива и всегда готов прийти на помощь товарищу. «Сам погибай, а товарища выручай», — это неписаное суворовское правило определяет жизнь военнослужащих на границе.
Через три года Виктор Иванович демобилизовался. Поступил работать на мельницу, стал мастером-мукомолом, а потом заведующим. Но служба на границе глубоко запала в душу Виктора Ивановича.
Много лет назад он предложил подросткам: «А давайте я буду учить вас обращаться с оружием и всему , что я на границе узнал? Вы только еще желающих подыщите…», — мальчишки с радостью согласились. Так было положено начало Алексеевской пограничной заставе.
В 1974 году Виктор Иванович создал музей пограничника. На протяжении многих лет он по крупицам собирал документы, предметы службы, быта воинов в зелёных фуражках. Все, что присылалось с границы , потихоньку собиралось для музея
Глава 2. Начальник пограничной заставы.
Зачинатель дела Виктор Смолин как личность для всех односельчан от мала до велика был уникален. Его неповторимость заключалась не в какой-то особой исключительности, а в истинно народной простоте мыслей и щедрости широко распахнутой души. Взрослые шли к нему с хозяйственными нуждами, несли на помол зерно. И свою работу мельник выполнял, как подобает профессионалу. Но главное богатство и смысл его жизни почти три десятилетия составляли вторая добровольно и безвозмездно выбранная общественная профессия начальника погранзаставы и юные пограничники от третьего до выпускного классов.
Сколько востребованной мальчишками и девчонками доброты источала светлая душа этого ничем внешне не приметного деревенского мужика! Только она и могла родить в 1970 г. замечательную идею, показавшуюся многим сумасбродной: создать погранзаставу в селе за множество километров от границы.
Идея возникла не случайно. Передний край Отчизны в разные годы охранял целый ряд алексеевцев. Но, затевая дело, Смолин, едва ли предполагал, что благодаря ему в родном селе появятся династии пограничников и станут столь же уважаемы, как династии механизаторов, животноводов, интеллигенции. А ведь поначалу чего только не наслушался!
«Виктор Иванович, какая тебе граница? — отговаривали односельчане. — До нее скачи — не доскачешь! Где у нас шпионы, лазутчики, диверсанты, которых ты ловил на Дальнем Востоке?»
Там на заставе имени Гапонова в начале 50-х прошла его служба.
«Я не собираюсь ловить тех, кого здесь не может быть, — ответствовал бывший пограничник. — Пусть наши парни занимаются ими на настоящей границе. Но туда или в другие войска должны придти подготовленными. А обучать их буду я».
Толчком к этому послужило ЧП в школьной жизни: из кабинета военной подготовки пропали винтовки. Похитители, а ими оказались несколько мальчишек, на следующий же день во всём покаялись.
Смолин давно думал о том, как заинтересовать ребят, сгруппировать увлечь общим делом. И тут его озарило внезапное решение: начать обучение ребят военному делу на базе… самой настоящий воинской части. Будучи ветераном погранвойск, он решил создать в Алексеевке погранзаставу. Это был нестандартный подход, к тому же сам Смолин вовсе не был педагогом. Потребовались немалые усилия, чтобы задумка получила поддержку и воплотилась в реальность. В первый год у Смолина начали заниматься 25 ребятишек, не только мальчишки, но и 8 девчонок.
Далекий прицел Смолина был в том, чтобы не только всесторонне готовить ребят к армии, но и воспитывать социально значимые качества. Он хорошо понимал, что после семейного воспитания наиболее сильное влияние на развитие характера ребёнка оказывают добрые наставники. Ведь именно в школьные годы закладываются основы личности, отношение к труду, обществу. Виктор Иванович стремился сформировать у ребят определенное отношение к миру, воспитать порядочность, ответственность, любовь к Отчизне, приверженность добротным моральным устоям. Постепенно обучение у Смолина стало одним из важнейших этапов военно-патриотического воспитания подростков небольшого, затерянного на огромных просторах России села- Алексеевки.
С той поры Алексеевка приобрела погранзаставу с ее атрибутами — полосой, где учились «читать» следы, полосатым столбом с государственным гербом, откуда заступали в наряд, стрельбищем возле леса. Занятия Смолин проводил в форме увлекательных игр, хотя и шли они по целенаправленной программе. Есть у заставы свой театр «военных» действий, где инсценируются «боевые» операции, обыгрываются различные задания, проводятся огневая и строевая подготовка, занятия рукопашным боем.
Здесь вместе со своим наставником ребята в атмосфере дружбы и полного единения познавали все тонкости службы на границе. А рассказы своего воспитателя мальчишки и девчонки слушали с упоением. Не боялся Виктор Иванович знакомить подростков с азами умения постоять за себя, учил не отступать перед преградами, быть добрее, верить и помогать друг другу. Всегда хлопотал, чтобы дети не боялись жизни, не пасовали перед ее трудностями, умели найти в ней свое место.
Сегодня Алексеевская погранзастава является одним из немногих, если не сказать уникальным местом в РФ. Она известна не только в области, но и стране. Созданная в Алексеевке застава имеет связь с самыми отдаленными уголками России, в частности, с Дальневосточным погранокругом. Многие считают, что Клуб- это кузница юных кадров пограничников. Многие его воспитанники проходили службу в погранвойсках. И вот как отзывается о них командующий Дальневосточным округом генерал-лейтенант Н. Гольбах: «Ваших воспитанников отличает хорошая физическая подготовка, добросовестное отношение к выполнению воинского долга». (Из благодарственного письма В. И. Смолину). А вот строки из письма бывшего директора Федеральной погранслужбы генерал-полковника А. Н. Николаева: «Государственная граница прекрасно знает эту заставу, отлично зарекомендовавшую себя в работе. Мы с удовольствием принимаем в наши ряды Ваших воспитанников».
Пройдя «академию» начальной военной подготовки в Клубе, ребята действительно оказываются лучше подготовленными к тяготам службы, успешно преодолевали трудности и с чувством благодарности вспоминали В. И. Смолина. По устоявшейся традиции демобилизовавшиеся с военной службы собирались у своего наставника, рассказывали о себе, своих планах на будущее.
За 28,5 лет более 200 человек прошли в клубе начальную военную подготовку. 48 воспитанников служили на охране границы, четверо его выпускников несли службу командирами застав.
Среди выпускников клуба немало тех, кто пошел дальше по армейской стезе. Это бывшие выпускники Смолина Валерий Елистратов, Сергей Горбунов, Николай Плохов и другие, связавшие свою жизнь с военным делом.
Кроме Клуба и погранзаставы, в Алексеевке создан Дом-музей пограничника. К 25-летнему юбилею воинская часть Шихан прислала в Алексеевку свой БТР.
Многолетняя деятельность В. И. Смолина по воспитанию подрастающего поколения отмечена многими наградами. Он является кавалером орденов Красного Знамени, Дружбы народов, имеет два значка «Отличник погранвойск» 1,2 степени. Федеральной пограничной службой РФ (управлением воспитательной работы) ему выдано удостоверение руководителя военно-патриотического объединения пограничного профиля.
Свое последнее занятие В.И.Смолин провел 24 января 1999 года. А через неделю, 2 февраля, его не стало. Но добрая память о Викторе Ивановиче Смолине навсегда останется в сердцах его учеников и односельчан.
Глава 3. Дело Смолина в надежных руках
После В.И.Смолина алексеевский клуб юных друзей пограничников принял под свое начало бывший морской офицер В.Н.Плохов. Родился Василий Николаевич 10 декабря 1957 года в селе Алексеевка. Алексеевскую школу Василий Николаевич окончил в 1973 г., прекрасно знал Смолина В.И, правда, в отряд к нему не попал. С 1973 года по 1977 год учился в Татищевском сельскохозяйственном техникуме имени Тимирязева. В 1977 году был призван в армию в ВМФ. Проходил службу на Балтийском противолодочном корабле радиотелеграфистом. В 1978 году был переведён в спец. части центрального подчинения ВМФ. Был на Средиземном море, где было присвоено ему воинское звание «мичман». Проходил службу в МВФ до 1993 года. В 1993 году был переведён в расположение Саратовского облвоенкомата. Затем в Воскресенском военном комиссариате служил в должности начальника 2-ого отделения в звании «старший мичман» Награждён шестью медалями и 40 грамотами.
Вернувшись домой, в отличие от воспитанников заставы, как человек военный понял важность продолжения дела.
«Занятия стараюсь вести увлекательно, теорию сочетаю с игрой по задержанию «нарушителя», чтению «следов», отработке действий наряда в дозоре. Больше всего внимания — физической подготовке. На всех занятиях обязательно подчеркиваю, что почетно быть солдатом, что служба — заслуга, а не прошедший ее словно с изъянами. Но если честно, ребята же видят, что теперь это не так, как раньше, когда служили их отцы. Теперь куда почетнее и удачливее «откосить» от армии. К счастью, не все поражены этой болезнью», — говорит Василий Николаевич.
Сюда приезжают люди со всей России. Начальники застав, командиры воинских частей, ветераны войны – каждый считает своей обязанностью сказать алексеевцам большое спасибо за хранение памяти и воспитание молодых патриотов. Среди множества отзывов – четкая подпись генерала армии Игоря Родионова, бывшего министра обороны России, посетившего музей в 2003 году. Налажена связь с Новороссийском, Шиханами, с Пограничным Управлением ФСБ России по Саратовской и Самарской областям, Саратовской ОТШ ДОСААФ России, областным и районными военкоматами. Юные пограничники принимают активное участие в мероприятиях различного уровня: от школьного до межрегионального.
Традицией стало участие в молодежном военно-историческом Форуме «Александровский стяг» в Санкт-Петербурге. В марте 2015 года наши пограничники заняли 2-е общекомандное место.
В феврале 2013 года в районном конкурсе военно-патриотической песни «Виктория» алексеевские пограничники заняли 1-е место.
В декабре 2014 года юные пограничники стали победителями Всероссийского фестиваля телевизионного творчества «Телекласс» в номинации «Наш дом — Россия». Ребята сняли ролик о клубе ЮДП, где они активно занимаются. Школьники попробовали себя в совершенно новых для них ролях: сценариста, режиссера, оператора, монтажера, звукооператора, актеров.
С 3 по 24 декабря 2014 года во Всероссийском детском центре «Орленок» (Краснодарский край) более 400 девчонок и мальчишек из 18 регионов Российской Федерации представляли культуру своих регионов. В число представителей Саратовской области вошли Антон Горбунов и Максим Воронин, активные члены клуба ЮДП. Еженедельные занятия в клубе не прошли даром, что позволило Антону победить в конкурсе знаменных групп и на линейке открытия и закрытия смены выступить в роли знаменосца. В мае 2015 года Горбунова Мария и Горбунов Антон побывали в МДЦ «Артек».
В настоящее время в клубе занимаются 20 подростков, становясь крепче физически и нравственно, воспитывая в себе характер настоящих солдат.
Каждый год 28 мая в Алексеевке проводится праздник День Пограничников, на котором присутствуют жители села, учащиеся школы, юные и бывшие пограничники, гости из райцентра и области. Ежегодно музей посещают около 2000 посетителей: учащиеся школ города Саратова и других населенных пунктов.
Члены клуба ЮДП занимаются и поисковой работой. К 70-летию Великой Победы над фашизмом работа направлена на систематизацию материала об участниках войны: составлены списки орденоносцев села Алексеевка, солдат, встретивших Победу в Берлине.
В рамках празднования 70-летия Победы юные друзья пограничников приняли активное участие в акции «Спасибо за мир».
Василий Николаевич, пожалуй, как никто другой, прекрасно понимает, воспитательную роль подобной работы, особенно с сельскими подростками. Он неустанно проводит со своими мальчишками и девчонками занятия и тренировки, которые им обязательно пригодятся в жизни, даже если не все его воспитанники станут профессиональными военными. 7 мая 2015 года губернатор Саратовской области В.В. Радаев в торжественной обстановке вручил руководителю музея Плохову В.Н. памятную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Мы можем с уверенностью сказать, что дело Виктора Ивановича Смолина в надежных руках.
Заключение
Каждое время выдвигает своих героев. Есть герои Великой Отечественной войны, герои локальных войн, герои спорта. А есть просто герои, которые в мирное время оставляют после себя что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Таким человеком, на мой взгляд, и является Виктор Иванович Смолин. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: изучая материалы по истории своего края, много интересного узнала о жизни своего земляка. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносил пользу многим людям, работая на благо своего края и процветания всей страны.
Считаю, что в ходе своей работы смогла достичь цели и решить все поставленные задачи. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Список использованных источников и литературы
Источники.
1.Благодарственное письмо Смолину В.И.
2.Интервью В.И.Смолина. 1998.
3.Смолин В.И. Автобиография.1993.
4.Письмо А.Н.Николаева, директора Федеральной погранслужбы, Смолину В.И.
Литература и интернет-ресурсы.
1.http://pogranec.ru/showthread.php?t=19054 от 18.02.2018 г.
2.http://alekseevka.ucoz.ru/index/klub_judp/0-38 от 22.02.2018
3.Гусев И.А. Воспитывать на достойных примерах// Вестник района, № 91 от 24.12.1997.
4.Малафеев С.И. Краеведческий сборник. 1975.
5.Некрасов А.Он дарил детям радость//Вестник района от 18.09.1999.
6.Радости и горести ребячьей заставы//Учительская газета, №23 от 08.16.2003 г.
7.Ткачева В. Начальник Алексеевской заставы//Вестник района от 21.02.1997
Приложение
Занятие клуба ЮДП.1982 г.
Стенд музея ЮДП, посвященный Смолину В.И.
Здание музея. 2017 г.
БТР на территории музея.
Плохов В.Н. – нынешний руководитель клуба и музея проводит экскурсию.
Наши пограничники.