Они стояли у истоков совхоза
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Еруслан
Федоровского района Саратовской области
Исследовательская работа
« Страницы истории родного края»
В номинации «Земля предков»
Тема: «Они стояли у истоков совхоза»
Работу выполнил:
Элим Амалаев, 8 класс
Руководитель: Учитель начальных классов, ОРКСЭ
Шубаркина Светлана Александровна
2018г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………..2
1.1 Цель и задачи проекта
1.2 Гипотеза
1.3 Методы исследования
2.Основная часть…………………………………………………….……4
2.1 Опрос учащихся школы ……………………………………………..4
2.2 Легенда………………………………………………………………..4
2.3 История образования совхоза «Ерусланский» …………………….5
2.4 Зарождение…………………………………………………………….5
2.5 Становление…………………………………………………………..7
2.6 Руководители ОПХ «Ерусланское»…………………………………8
2.7 Трудные военные. Мирные годы……………………………………8
3.Заключение……………………………………………………………..10
4.Список использованной литературы…………………………………10
5. Приложения……………………………………………………………11
1.Введение
Тема моей исследовательской работы «Они стояли у истоков образования совхоза».
Каждый человек должен знать о людях труда в родном селе, кто стоял у истоков.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли — за трудом!
Валерий Брюсов
…Родина у каждого одна, она как мама. Моя Родина — село Еруслан. Мне и моим друзьям захотелось узнать о людях труда моего села, когда появилось наше село. Для этого я провела своё маленькое исследование.
1.1 Цель исследовательской работы:
-Знакомство с историей моего села.
Задачи:
— Узнать, когда возникло село.
— Выяснить, происхождение кто был первооткрывателем села.
-Узнать о людях труда.
1.2 Предполагаем:
— проявится интерес к изучению истории села
-изменится наше отношение к прошлому малой Родины.
— обогатятся знания не только у нас, но и у наших сверстников о родном селе.
1.3 Методы исследования:
Опрос учащихся школы об истории села
Экскурсия по селу
Наблюдение
Изучение информации о селе в библиотеке
Работа с картой-планом нашего села Еруслан
2.Основная часть
2.1 Опрос учащихся школы
Для того чтобы выполнить поставленные задачи, я изучила дополнительную литературу, находила полезную информацию, училась анализировать и делать выводы. Для поиска ответов разговаривала с родителями, с работниками библиотеки, обратился за помощью к учителю, опросил старожилов об информации, которую они знают о селе, опросила одноклассников и старшеклассников.
Опрос старшеклассников показал (приложение 1):
• 5 % знают год рождения села;
• 30 % знают знаменитых людей села;
• 25 % знают историю нашего села.
Вывод: отсюда следует, что ученики школы знают историю села.
А старожилы рассказали мне легенду о происхождении названия села Еруслан.
2.2 Легенда
Жил когда-то на свете богатырь, которого звали ЕРУСЛАН. Хаживал – похаживал походами на нечисть всякую, Русь защищал. И в наши края завернул.
Направил коня на берег реки, зачерпнул шелом прохладной воды, напился, крякнул от удовольствия и дальше поскакал. А вслед за богатырем речка звонкоголосая помчалась, догнать не догнала – не видали его больше в этих краях. Осталась лишь легенда звучная, да имя звучное, неясное, певучее, манящее, да речка с красивым названием ЕРУСЛАН.
Речка эта протекает недалеко от нашего села. Не очень быстрая, она питает все близлежащие села водой. В том числе и наше село. Отсюда и название нашего села, такое же сочное и певучее – ЕРУСЛАН.
2.3 История образования совхоза «Ерусланский»
К югу от железнодорожного полотна в Заволжский степи между Саратовом и Ершовом раскинулся крупный поселок. Просматривается он издали зеленым оазисом. Среди зелени белеют крыши жилых домов, производственных построек, зданий культурно – бытового назначения, да еще ярко сверкают на солнце серебристее силосные башни на молочно – товарной ферме.
Это совхоз «Ерусланский». Приятно смотрятся улицы, площадь, стадион, парк. Хорошо выглядит поселок и с высоты птичьего полета. Но всяк, кто имел возможность быть здесь лет десять назад и вновь попал в село, теперь наверняка удивится, насколько выросло, похорошело и в то же время помолодело оно за последние годы. Все это творение рук человеческих, славных совхозных тружеников, ревностно радеющих за свое родное село за его культуры и социально – бытовое обустройство. А ведь начиналось все с нуля.
2.4 Зарождение
Шестьдесят четыре года тому назад Семеноводтрест СССР принял постановление об организации в Поволжье семеноводческого совхоза. 23 июня 1930 г. Первый директор вновь образованного хозяйства, посланец рабочего класса, балтийский матрос, 25-ти тысячник Петр Алексеевич Шульгин официально назван.
Рядом с 4-мя, 5-тью железнодорожными строениями на разъезде Еруслан раскинулись палатки, в земле вырыты, так называемые землянки – вот с чего началась бытовая организация жизни в совхозе.
Не лучше было и материально — техническая база. Вспомним, какое это было время. Развернутым фронтом проходила коллективизация сельского хозяйства. Но все еще оставались жизнедеятельными многие индивидуальные хозяйства. По замыслам того времени совхозы должны были стать образцами, наглядной школой общественного сельскохозяйственного производства, демонстрацией преимуществ труда. Промашек в этом деле не должно было быть, они не допускались.
В то же время условия для развития производства, производственная база, должны были создаваться заново. Совхоз расположился на землях Краснокутского и Федоровского районов, принадлежащих ранее помещику Ухино, а после конфискации – колхозам и крестьянам сел Михайловки и Карпенки, Калуги и Тамбовки. К концу 1930 года хозяйство имело 10200 гектаров земли, из них посевной площади 2000 гектаров.
Работать приходилось много и напряженно, рабочей силы, лошадей, сельхозинвентаря не хватало. Государство выделило вновь образованному совхозу 10 тракторов «Фордзон» мощностью в десять лошадиных сил каждый и 10 пятнадцатисильных «Интернационалов», 10 конных и 20 тракторных плугов, 12 сеялок. Окрепший уже к тому времени совхоз «Спартак» дал 10 рабочих лошадей, 20 коров и 2 свиноматки.
К весне следующего года создаются тракторная и конная бригады. Они в состоянии были обработать 40 процентов всей закрепленной за хозяйством земли.
Постепенно росла численность рабочих. Это был период, когда по зову партии в села ехали тысячи рабочих горожан, коммунистов и комсомольцев для оказания помощи и становления сельского хозяйства. Шел приток крестьян из близлежащих сел. Первыми из них, как вспоминают ерусланцы, были Н. Кулькова, Н.Шеченко, Т.С. Никитин, Д. Коротеев, Г.Г. Кучмин, Е. Мищенко, В. Бирюков, К.А. Епифанов, А.В. Музалевский и многие другие.
Естественно никто из них не претендовал на более – менее нормальное жилье. Размещались в палатках, подвалах, вырытых землянках, в амбарах. Людей привлекала и вдохновляла перспектива новой, еще неизвестной жизни. Но уже к концу года в совхозе началось строительство общественных помещений, клуба, бани, школы. Из соседних сел было привезено и установлено 20 бывших кулацких домов, переданных под жилье рабочим.
Хозяйство становилось на ноги, набирало силу.
2.5 Становление
Во второй пятилетке или на 3 -7 годы существования, в совхозе рассевалось 7000 гектаров. Культивировались в основном пшеница и житняк. Причем уже в это время слава о ерусланских житняках распространилась на многие регионы страны, как и трудовая слава самих ерусланцев.
В это время функционировали 4 бригады, имеющие в своем распоряжении 20 тракторов, 200 лошадей, 300 верблюдов. Продолжали поступать современные (по тому периоду) тракторы, сеялки, комбайны.
На совхозных фермах содержались более 50 коров, около50 свиней, развернулось строительство коровников, мастерских, жилых домов. Вторая пятилетка дала ерусланцам начальную школу, складские помещения, кузнецу, магазин, столярную мастерскую.
В молодом хозяйстве и коллектив складывался молодой, в основном комсомольского возраста. От зари до зари трудились они, вкладывая в общее дело становления, укрепления и развития совхоза весь задор и неиссекаемую энергия своих комсомольских сердец.
На второй год существования совхоза №2 руководство им принял молодой, энергичный комсомолец А.Г. Соколов. Под стать и ему был главный агроном Р.И. Шедель. Под их началом молодое хозяйство в процессе роста совхозного производства становится еще более стабильным, популярность его заметно расширяет свои границы. Подтверждение тому то факт, что в 1932 году совхоз переименовали и стал называться совхозом имени 15-летия комсомола. Наступательная поступь совхоза к совершенству сопровождалась заметным повышением жизненного уровня рабочих, развитием социальной сферы, улучшением условий быта, пусть и незначительными по нынешним меркам, но вполне заметным по тем временам. Стабильный рост общественного производства в совхозе, повышение материального благосостояния тружеников села вселяли надежды, если не уверенность в завтрашнем дне. Однако многим ирным замыслам, хорошим и казавшимся вполне реальными сбыться было не суждено. Становление совхоза проходило в сложнейших условиях. Каждому известно, что на каждые 1,5 года мирного строительства в нашей стране приходится год войны или восстановление народного хозяйства разрушенного войной.
2.6 Руководители ОПХ «Ерусланское»
1. Шульгин Петр Александрович — 1930 – 1931 (25-тысячник);
2. Соколов Алексей Федорович – 1931 – 1937;
3. Симоненко Константин Георгиевич – 1937 – 1940;
4. Герфорт – 1940 -1941;
5. Аксенов Леонтий Федорович – 1941 – 1943;
6. Симоненко Константин Георгиевич – 1943 -1946;
7. Матвеев Филипп Гурьевич – 1946 – 1949;
8. Фомушкин Николай Лукьянович – 1949 – 1953;
9. Удалов Николай Иванович – 1953 – 1966;
10. Потехин Евгений Михайлович – 1966 – 1982;
11. Кудря Дмитрий Иванович – 1983 – 1997;
12. Потехин Сергей Иванович – 1997 – 1998;
13. Киселев Юрий Александровна – 1998 – 1999;
14. Яхин Рафаил Саитович – 1999 – 2001;
15. Аксашев Альбек Николаевич – ОКГ 2004 -2010
2.7 Трудные военные. Мирные годы
Только стал совхоз становиться на ноги, как началась Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Более 400 человек ерусланцев ушли на фронт, защищать свою Родину от фашистского нашествия. Это был сильнейший удар по развитию экономики совхоза. 300 человек, ушедших на фронт – это более половины рабочих совхоза. Причем в основном мужчины в расцвете своих сил. Основа совхоза.
Более половины из них погибли в боях за Родину. Среди них Д.Волошин с дочерью Анной, В.Гавва с сыном Николаем и многие другие.
Все долгие военные дни в каждой Ерусланской семье с болезненным трепетом и страхом ожидали: а вдруг придет в их дом похоронка? Они действительно приходили и, приходя, раздували разгоревшийся огонь людского горя.
А фронт предъявил все новые и новые требования. Вместе с людьми была отправлена и самая лучшая совхозная техника.
Каждому понятно, что в период войны совхоз не мог развиваться, укрепляя свою материально – техническую базу, а на основе заложенного фундамента довоенных лет, он поставлял стране хлеб, мясо, молоко.
Но не замерла трудовая жизнь в совхозе, как и по всей стране. Жены и сестры ушедших на фронт сели за руль тракторов, за штурвалы комбайнов, взяли в свои руки баранки автомобилей. Смело приняла на себя руководство бригадой Екатерина Ивановна Мищенко, на нелегкий и не женский шоферский труд пошла Зинаида Ивановна Лагутина. Активно в тревожное и тяжелое время действовала комсомольская организация под руководством Зинаиды Васильевной Чичеровой. Это далеко не полный перечень славных тружениц, на плечи которых свалилась вся тяжесть забот и работ военных дней.
Поглощенные хозяйственными делами ерусланцы, вместе с тем, проявляли исключительную заботу по оказанию материальной помощи фронту. Они жертвовали свои личные вещи, денежные сбережения на покупку военной техники, собирали теплые вещи и подарки для фронтовиков. Практически вся товарная продукция полеводства и животноводства сдавалась государству под девизом «Ерусланцы – фронту». Сами труженики совхоза в то же время оставались в исключительно трудном положении в вопросах питания, обеспечения одеждой и обувью. Но тем велик русский народ, что какие бы испытания не выпали на его долю, он все осилит выдержит.
3.Заключение
Считаю свою работу очень полезной.
Во-первых, она учила меня работать.
Во-вторых, взглянула на своё село по-новому, заметила много интересного.
В-третьих, эта работа будет полезна другим учащимся школы, так как
расширяет наше познание об истории села.
В-четвёртых, я училась самостоятельно искать информацию, чтобы ответить на вопросы исследования.
Каждый человек начинает познавать мир через родину, через те места, где родился и вырос. И «мы любим свои края родные, свои родные милые места».
4. Список использованной литературы:
1.А.Васильев. «Цифры и факты. Ерусланский округ.» Газета «Вперед» 2000г.
2. Материалы из архива местной библиотеки.
3.Архив школьного музея.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1 Первые трактористы села
Рис. 2 Первые тракторы в совхозе
Рис.3 Первая школа в селе
Рис.3 Празднование Дня Революции – 7 ноября