Ночные ведьмы

Великая Отечественная война остается в памяти поколений. Памятники и обелиски, могилы павшим бойцам — свидетельства этой жестокой трагедии, сохранились не только в жизни советского народа, а всего человечества. «Мы помним, мы гордимся!»- это не просто слова, а дань памяти великому подвигу, подтверждением которому является акция «Бессмертный полк» переросшая из скромного мероприятия в мировое шествие.
Мне бы хотелось предложить туристический маршрут, который соединяет не просто различные территории, а исторически связывает их.
Мой рассказ пойдет о пути летчиц 586 полка на Саратовской земле, которые обороняли важнейшие объекты и защищали родное небо до февраля 1943 года.
В конце октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК приказом НКО СССР № 0099 от 8 октября 1941года и при поддержке ЦК ВЛКСМ в городе Энгельс на Волге на базе Энгельсской военной школы лётчиков была сформирована авиагруппа из трёх женских авиаполков: 586 , 587 и 588. Именно 588 авиаполк, летающий на фанерных самолётах ПО-2, получил неофициальное название «Ночные ведьмы». Самолёт ПО-2 фактически благодаря «ночным ведьмам» стал грозным бомбардировщиком. Из-за малой скорости в 120 км/час и отсутствия защиты он использовался только в ночное время на высотах от 400 до 1000 метров.
Руководила формированием Марина Раскова. К 9 декабря 1941 года двадцать пять пилотов, назначенных в 586-й полк, сдали все экзамены по новейшей материальной части на одноместном фронтовом истребителе ЯК-1.
В Лётном городке города Энгельса в 1953 году был установлен памятник Марине Михайловне Расковой. Марина Раскова с детства увлекалась небом и стала отличным авиационным штурманом. Она была одной из трех первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. За совершенный впервые в мире беспосадочный перелёт на дальнее расстояние из Москвы в Комсомольск-на-Амуре летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова, 2 ноября 1938 года были удостоены главной награды СССР. Среди летчиц Марина Раскова пользовалась большим авторитетом, ее уважали и любили за храбрость и мужество. 4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района. После смерти была кремирована, прах помещён в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Одна из улиц г. Энгельса носит имя Марины Расковой.
…23 февраля 1942 года девушки несли первое дежурство на обороне железнодорожного моста через Волгу в районе поселка Приволжский, патрулировали важный военный объект, а базировался полк в поселке Анисовский, одна из улиц которого названа именем Валерии Хомяковой. В школьном дворе и возле поселкового ДК установлен памятник летчице.
Лейтенант Валерия Хомякова была первым пилотом-женщиной в истории СССР, которая сбила вражеский самолет ночью 24 сентября 1942 года. Валерию Дмитриевну Хомякову помнят на Саратовской земле, здесь она погибла и была похоронена. Валерия Хомякова ушла добровольцем на войну ВВС Красной Армии. 15 ноября 1941 г. она прибыла в город Энгельс в летную часть, возглавляемую Мариной Расковой. Была участницей Великой Отечественной войны с февраля 1942 года в качестве летчика-истребителя, летала на «Як-1». Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Валерия награждена орденом Красного Знамени 14 февраля 1943 года посмертно. Похоронена в Энгельсе в братской могиле на старом кладбище.
Еще один памятник Валерии открыт в 1991году, во дворе школы №5 города Энгельса, он сооружен на средства, заработанные учащимися.
Все меньше остается тех, кто лично может рассказать о боевом прошлом, но их дети и внуки будут помнить и передавать из уст в уста славу былых времен, приходить с цветами к обелискам и памятникам и чтить незабвенный подвиг уже далеких времен.
Вот и закончена небольшая экскурсия по местам боевой славы, но осталось еще много героев, о которых можно продолжить рассказ: Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Лидия Литвяк, Клавдия Блинова, Клавдия Нечаева, Антонина Лебедева, Ольга Шахова, Раиса Беляева……..