Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»
Номинация: «История моей малой Родины»
Исследовательская работа на тему:
«ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ»
Выполнила: Рябинина Юлия
обучающаяся 8 класса
Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии и краеведения
с. Большой Карай – 2018г.
Введение.
Сёл в России много, у каждого из них своя судьба, одинаковых нет. Да и не должно быть, ведь в них живут люди с разным характером, на первой стадии образования посёлка уживаются только близкие в чём- либо люди, если их селят принудительно. На территории Романовского района в разные периоды, существовало разное количество селений, названия многих уже стёрты из памяти даже старожилов, но они сохранились в архивных документах, более древние обнаружены археологическими исследованиями. Многим находящимся в настоящее время в районе сёлам за 250 и 300 лет. Почему разные племена в разные периоды выбирали практически одно и то же место для поселения? Вариантов много: это близость воды, леса, защита от нападения и т.п. А может это более глубокий фактор, природный. Село Большой Карай, входит в Романовский район Саратовской области, расположено оно в устье реки Карай, на правом берегу Хопра и является частью Прихопёрья.
Странички истории
В любом названии есть тайна, и чем она древнее, тем глубже. Корни большекарайцев уходят вглубь веков. В их историях смешались судьбы тамбовских и орловских беглых крестьян. История этого старинного села в Прихопёрье во многом сходна с историей сёл средней России.
А слово, произнесённое предками, дошло до нас в виде названия реки – Карай. Давнее название такая же ценность, как древний памятник. Слово «КАРАЙ» произошло от тюркского Карасу – «чёрная вода», что в полном смысле означает река или ручей, которые начинаются родником.
Люди постарше помнят: почти на каждом шагу по берегу реки Карай, били родники. А начиная от Богатырки и до устья, заросла густым, дремучим топким лесом, который склонялся над водой, отчего казалась она чёрной.
Наши степи – это исконно русская земля. Ещё в X столетии на берегах Хопра селилось славянское племя вятичей. А река Ворона, которая впадает в Хопёр, недалеко от нас, упоминается в летописях ещё в 1148 году. Именно Ворона и Хопёр вXIVстолетии служили границей между владениями русского Рязанского княжества и татарского Золотоордынского ханства. Четыре столетия тому назад это место называлось Диким полем. Степь тут никто никогда не пахал, природа была дикой, стада сайгаков, дроф бродили по заросшей богатыми травами степи.
А Хопёр – место пролёта птиц на север: всюду селились лебеди. Пролётные дикие гуси стадами садились в реку отдохнуть. Подлинное наименование реки Хопёр – «притон диких гусей». И только в XVIвеке дикие степи робко начали заселяться беглыми крестьянами, которые бежали к Дону и Хопру. К концу XVIIвека число переселенцев в эти места увеличилось. Писцовые книги Шацкого уезда Тамбовской губернии свидетельствуют: «Крестьяне разных сёл этого уезда с конца XVIвека владели на оброке по обе стороны Хопра землями, богатыми лесами, рыбной и звериной ловлей, деля их между собой по жребию». А тамбовский воевода Нарышкин писал в 1685 году, что помещённые в тамбовских крепостях стрельцы, казаки, и «всяких чинов служивые люди» стали уходить на Хопёр. В это время Прихопёрские степи раздавались боярам и дворянам.
В донесении от 1761 года поверенные сообщают: «…Поселились неведомо, какие люди, пашут, сеют хлеб, косят сено для скота, построили хутора, завели пчельники, мельницы». Вот откуда берут своё начало Рожновские плотины и мельницы на Хопре. Земледелие же до XVIIIстолетия на Хопре было в почёте, оно даже преследовалось. В 1690 году войсковой круг, узнав, что по берегам рек Хопёр и Медведица сеют хлеб, принимает решение, чтобы «земли никто не пахал, не сеял, а если кто станет пахать и сеять, то того бить до смерти и грабить».
И только к концу XVIIIвека хлебопашество стало настоящим занятием населения. Сколько лет Большому Караю? Ведь в оврагах на степных курганах вместе с костями людей попадаются находки: каменные топоры, ядра от пращи, монгольские копья и кинжалы. Молчаливые курганы нет – нет, да и скажут что- нибудь о тех далёких временах.
Найденные кольчуги заставляют вспомнить о русских ратниках, что стояли на сторожевых курганах в степи, их у нас много. Возможно, это они известили Русь в 1664 году, что на неё идёт татарский царевич Кагла, который своим набегом разорил Прихопёрье и большую часть Тамбовской губернии, многие попали к нему в полон. Первые поселенцы Карая — это люди, искавшие (как сказано в летописях) простора и жизненных продовольствий. Заселяли будущее село тремя углами. В том месте, где Карай, впадает в Хопёр, берег крутой и высокий, прокалённый песок рвался из сочной зелени. Ковыль ажурной косынкой колыхался на махровой макушке холма. Это место первых построек Карая. Мало кто знает, но именно тут была построена первая церковь и тут, был первый погост.
По речкам начали ходить неуклюжие рыбачьи барки. Там, где в плотную к буграм подходила тугая густота болотистого тёмного леса, в центре было чистое большое озеро, сейчас оно называется «Бабье» — это пойменные места реки Карай. Весна наливала в пойму много воды. Первые лучи румянцем ложились на вершины травных бугров – это второй угол, где появились избы пришлых крестьян.
А где Сковское озеро подползает к ногам высокого берега, откуда видна степь до горизонта, был третий угол. Эти три места положили начало старинному русскому селу на Хопре. Село достаточно быстро росло. В 1695 году в селе был уже церковный приход. До освящения Дурникинской церкви, которое состоялось в 1773 году, все жители этого села, жившие по правую сторону реки Карай, ходили на Пасху для освящения куличей и сыра в Дмитриевский собор нашего села.
В очень давних сказаниях говорится, что через прихопёрские степи проходил старейший путь к Хвалынскому морю- Каспию. Возникновение этого пути к временам хазарским и половецким. Шёл он от Астрахани до Москвы по Волге, затем степями Дикого поля. Батый двигался на Русь в XIIIвеке по этому пути. И тут уместно вспомнить церковную летопись, в которой говорится об известной горе Богатырка. По земле карайской издавна ходили легенды об известной горе. Даже благочестивый отец Фёдор, настоятель Дмитриевского храма, что стоял в центре села, был склонен поддерживать пересказы о том, что жили там когда — то богатыри. Нынче интерес к её истории ничуть не уменьшился.
Люди почти никогда не бывают, довольны временем и с некой завистью вглядываются в прошлое. Почему же гора называется «Богатырка»? Перед самой горой раскинулись разнотравные луга, не случайно эти луга когда – то отдали большекарайскимпочтарям, и называться они стали «почтарские». В то время, когда тут жили люди, которые занимались разбоем, как говорит летопись, они имели ещё и много скота, а помещали его в загон, сделанный из жердей, место это называлось «тырло», и сейчас в сельском лексиконе это слово встречается. Место с богатыми лугами жители стали звать «богатое тырло». Впоследствии, в результате реформации двух слов, стало одно – «Богатырка». Как, например, когда – то было «Спаси, Бог» а стало «спасибо».
Время изменило многое: степь покрылась морщинами оврагов, балок, плотно обтянулась злаковым покрывалом, подпоясалась посадками, сторожевые курганы стали ниже, а большая Новохопёрская дорога (её сейчас называют военной) ползёт по степи всё в том же месте, что и 300 лет назад. Может быть, по ней в 1722 году пошла первая почта, ведь именно тогда (по распоряжению Петра Iдля скорейшего сношения по служебным и частным делам) от Москвы до Астрахани была учреждена почта.
Многое перетерпела земля карайская. Крестьянская война под руководством донского казака Емельяна Пугачёва 1773- 1775 гг. коснулась и нашего региона. Некоторые события этого периода изложены в книге В.В. Смотрова «Православие и Хопёрское казачество». Крестьяне Верхнего Прихопёрья поддержали восставших, казачий круг Войска Донского забил тревогу, был сформирован отряд казаков под общим командованием походного атамана А. Луковкина. Руководство в подавлении восставших в Прихопёрье был возложено на полковника Осипа Лащилина. В его донесении говорилось, что «в их злодейской команде действительно было 1500 человек, да присовокупленных к выше описанным сёлам из двух Меликов, Репного, Балашова, Тростянки, Засецкого, Свинухи, пеших с копьями и с привострёнными рожнами — всех более 200 человек». У села Губари повстанцы проиграли бой, беспорядочно отступили в направлении Романовки, Турков и Чернавки. В селе Чернавка около ста повстанцев вступили в бой с казаками, 30 из них были убиты, остальные засели в одном из домов.
А. Леопольдов в книге «Исторический очерк Саратова и пугачёвщины» отмечает, что отряд повстанцев захватил село Турки и примерно 25 человек из зажиточных, богатых дворянских семей были повешены, а имущество их было расхищено. Казачья разведка есаула Зубрилова, находившаяся в селе Репное донесла, что из повстанческих групп (около 850 человек) от села Малиновка движется к селу Хопёрский Карай (село Большой Карай) с целью захвата моста, и далее, через сёла Рассказань, Макашевку, идёт на Борисоглебск, Хопёрскую крепость и Михайловскую станицу. Казаки под командой походного полковника О.Лащилина опережают пугачёвцев, и в ночь с 6 на 7 сентября 1774 года захватывают мост, у села Большой Карай. Сотня казаков есаула Крюченова, находившаяся в разведке возле села Засецкое, встретились с отрядом повстанцев (около 150 человек) во главе с атаманом Иваном Соловьёвым, началось сражение. Исход его был решён подоспевшими основными силами казаков полковника Осипа Лащинина. Было убито до 100 человек пугачёвцев и 30 было взято в плен, остальные бежали в сторону села Тростянка. Отряд повстанцев, не вступая в сражение, двинулся по тракту село Красавка – Филоновская столица.
Село Большой Карай жило своей внутренней жизнью. Грамотных людей было очень мало, учителями были чернавки и отставные солдаты. Начальных школ и вообще учебных заведений было очень мало, и только с 1837 года стали открываться сельские школы для детей государственных и детей удельных крестьян. По договору схода села Большой Карай в 1842 году была открыта школа для крестьянских детей, содержание её и оплата учителям была за счёт жителей села. В 1877-1878 году в школе было 126 мальчиков. Тем, кто в этом году окончил двухгодичную школу, выдавались свидетельства, дающие льготу при отбывании воинской повинности. 12 октября 1878 года село посетил инспектор народных училищ А.Розов, который отметил « достаточные успехи в училище и удовлетворительные успехи в чтении книг гражданской печати». Но в 1902 году, по постановлению училищного совета от 29 сентября, 3-е училище было закрыто по случаю объединения его с первым, и со строительством нового здания. Итак, 1842 год начал отсчитывать страницы истории Большекарайского просвещения.
Лечебных учреждений не было, лечили знахари, а роды принимали повивальные бабки. Но уже в 1906 году образован Рассказанскиймедицинский округ, в него вошел фельдшерский пункт Большого Карая, который был единственным Балашовском Уезде. Во всех докладах Земской Управы, где затрагивался вопрос здравоохранения Уезда, обязательно упоминался фельдшерский пункт Большого Карая. Так, в докладах Управы за 1910 год было отмечено, что село по численности населения (10500 человек) является вторым в уезде, обслуживается фельдшерским пунктом и частично Рассказанским врачебным пунктом. Фельдшерский пункт в 1910 году за 10,5 месяцев оказал помощь 8604 больным, сделавшим 17139 посещений, в 1909 году было 19609 посещений. Работа проделана одним фельдшером при скудном количестве медикаментов (409 рублей на год), по 2,3 копеек на посещение. По объёму она превышает работу группы лиц медицинского персонала во врачебном участке. Предложено о преобразовании фельдшерского врачебного пункта в самостоятельной. Общество готово субсидировать 10000 рублей ежегодно; в течение 10 лет выплачивать по 1000 рублей.
В 1912 году в селе болели: корью – 9 человек, скарлатиной – 102, дифтерией – 167, оспой – 2. Ещё заушницей – 9, инфлюэнцей (грипп) – 352, сыпным тифом – 8, брюшным тифом – 26, дизентерией – 4, бугорчаткой (туберкулёз) – 5, сифилисом – 286. Также болели: фолликулярной жабой – 29, крупозной пневмонией – 34, малярией – 2472, рожей – 18, сибирской язвой – 4, трахомой – 27. В 1913 году была вспышка дифтерита, в селе болело 1113 человек(БФГАСО, доклад БУЗУ, оп.1, д. 87,д. 92.).
С отменой крепостного права в Балашовском Уезде было создано Земство с управою. В России был составлен единый закон крестьянского самоуправления, основывался он на базе самоуправления государственных и удельных крестьян. Сословное крестьянское самоуправление действовало на основе государственных законов, и было двух уровней – сельское и волостное. Основным органом сельского управления считался сход. На сельском сходе выбирались должностные лица сроком на 3 года: староста, десятские и сотские, выполнявшие функции полицейских, и по надобности сборщики податей, назначались выборные на волостной сход. В дальнейшем, сельский сход созывался старостой в воскресные или праздничные дни. Сход без старосты считался недействительным.
С 1 ноября 1898 года в Б-Карае начинает действовать первая библиотека. Её первым заведующим был земский фельдшер Яков Иванович Сергеев. Уже в 1912 году при Б-Карайских земских училищах работали 2 библиотеки, а для взрослых – библиотека – читальня. На каждую из школьных библиотек уездное земство ассигнует 76 рублей: 40 рублей на приобретение книг, 36 рублей – на жалование библиотекарю. Библиотека – читальня тоже финансировалась уездным земством – 140 рублей в год: 60 рублей жалование и 80 рублей на пополнение библиотечного фонда. В среднем в каждой школьной библиотеке имелось около 600 томов, в читальне – 1173 тома. Но основательную, стабильную работу библиотеку в Б-Карае следует считать с 1905 года.
Именно с этого года они финансировались из расчета учащихся в школах, предельная стоимость книги на каждого учащегося 4 рубля.
Население Большого Карая в это время имело много разных профессий. 76 портных обслуживали село, зарабатывая при этом за зиму по 15 рублей. От 18 до 80 рублей зарабатывал каждый батрак, находясь при этом на хозяйских харчах, обувь и одежда тоже хозяйские. Батраков в 1882 году было 212. Горшечников было 28 человек, работали они в основном с 20-х чисел сентября до начала полевых работ. В течение одной недели один горшечник при 10- часовой работе делал 250 обливных горшков и до 500 штук простых.
За весь рабочий сезон вырабатывалось 12 – 15 горн обливных и 25 – 30 горн простых горшков (1 горн – 200-250 штук). Свой товар мастера продавали скупщикам – торговцам или везли в соседние уезды Тамбовской и Воронежской губерний, а также в Донскую область за 300- 400 вёрст.
Обычно скупщики – торговцы покупали горшки в кредит, деньги платили, когда распродадут товар. Если деньги отдавали сразу, то мастера делали скидку 1,5 рубля за горн. Такие горшки меняли на хлеб: горн – 15- 25 пудов ржи или пшеницы. Простой горшок стоил от 2- 5 копеек, обливной — 5- 10 копеек. С мая и до Петрова дня эти же мастера занимались кладкой домов и погребов, получая 1,5 рубля за 1 000 сложенных кирпичей.
Каждый из 32 сельских плотников и 14 кирпичников с конца лета и до Петрова дня вырабатывали 40 000 штук, а 1 000 стоила 5 – 7 рублей. Было ещё 11 овчинников, двое из них выделывали до 500 шкур за зиму. За выделку одной белой овчины брали по 12 копеек.
Со всем сельским скотом управлялись 28 пастухов, один пастух до 300 свиней, брал при этом по 25 копеек за голову. За рогатую скотину и жеребят брали от 35 до 60 копеек, кроме этого, 30 фунтов муки с коровы. По 50 – 60 рублей выручал за год каждый из 21 рыбака. Своей работой занимались 12 черничек, помимо чтения псалтыря по покойникам; 2 из них шили, а одна обучала девочек грамоте. 52 домохозяина имели пчёл, у них имелось 651 колода. Мёд покупали в основном балашовские купцы по 3 рубля за пуд.
Была в ту пору совершенно необычная для нас профессия – углежог (их было 5), они без доступа воздуха обжигали дрова и получали, по сути, свой кокс, только из дров. Покупали этот товар кузнецы. Один углежог готовил до 300 четвертей углей (при готовых дровах), оценивая по 15 копеек за каждую четверть.
Кроме того, числились: приказчики, мирошники, бондари, караульщики, колодезники, глинокопы, столяры и т.д.
Вот такими профессиями наполняли карайские просторы наши предки.
В 1883 году при волостном правлении имелись вспомогательная и сберегательная кассы. Вспомогательная выдавала деньги из расчёта 6% годовых, а по вкладам платила 1%. В указанном году всего капитала в ссуде за заёмщиками и на лицо 6 822 рубля 22 копейки.
А к 1 января 1886 года за 228 заёмщиками числилось в ссуде 6 922 рубля 22 копейки.
В 1885 году все подати и повинности раскладывались на 4 029 душ, пользующихся землёй; приходилось по 8 рублей 13 копеек с души.
Однако, сколько лет стоит на своих ногах Карай, столько лет и профессии его жителей – землепашец. На земле, пожалуй, это самая древняя профессия. Люди ещё и не знали металла, а хлеб сеяли. Археологи нашли хлеб в иле пересохшего озера, который был испечён в каменном веке 6 000 лет назад.
А такие вот российские деревни, как Большой Карай, кормили хлебом всю Русь и не только её.
Заключение.
Эта встреча с нашим прошлым: с дикой степью, речками и болотами, важными дорогами и почтовыми трактами, с перезвонами колоколов на церковных храмах составляет понятие – Россия.
Село Большой Карай одно из самых интересных и красивых сёл Саратовской области.
В нашем селе есть много достопримечательностей. Это и памятник солдатам ВОВ, это и школа, и детский дом, и ФОК (Физкультурно – оздоровительный комплекс). Также у нас есть две библиотеки: школьная и сельская. В обеих библиотекахмного разной литературы. В сельской есть небольшой читальный зал, и даже музей, в котором хранятся вещи старины.
В школе тоже есть музей, в котором есть вещи посвященные истории села.
Словом в селе есть много интересного. Поэтому я думаю, что нужно хранить и помнить историю своего села.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.И.Кузнецов «300-летие села Большой Карай»Издательство Балашовского пединститута, город Балашов, 1995 г.
2. В.И.Грабенко «Из истории села Большой Карай», город Балашов, 2007 г.
3.В.К.Медведев «История Саратовского края»
Издательство Саратовского университета, 1967 г.
4. Е.К. Максимов, В.П. Тотфалушин, М.В. Булычёв «Саратовский край» (учебное пособие по истории родного края для учащихся 8 – 9 классов)Приволжское книжное издательство, город Саратов, 1991 г.