Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области
имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»

Номинация: «История моей малой Родины»

Исследовательская работа на тему:
«И снова возрождается Россия!»
(история разрушения и возрождение храмов в селе Большой Карай)

Выполнила: Швецова Диана
обучающаяся 8 класса

Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии, краеведения

с. Большой Карай – 2018 г.
Введение

«Счастье не в деньгах и не в роскошном дворце.
Богатства можно лишиться.
В том счастье, что не отнимут ни люди, ни события.
В вере, в духовной жизни, в самом себе…».

/Елизавета Фёдоровна Романова/

Мы живём в мире, в котором огромную роль играют деньги. Нравственность, патриотизм, любовь к родному дому, родному краю, своей истории, часто теряют смысл, ведь современному человеку некогда об этом думать в погоне за финансовым благополучием. Однако, в своей работе, я хочу рассказать о людях, которые помнят, чтят своё прошлое и задумываются о будущем.
Тема моей исследовательской работы взята мной не случайно. Можно было просто свою работу назвать «История церквей села Большой Карай», но мне хотелось бы еще показать значимость и необходимость не только узнать прошлое бывших храмов, но, может быть, своей работой внести вклад в возрождение так необходимых святых мест в родном селе. И в этом я вижу актуальность моей работы.
Цель работы: развитие нравственности учащихся путём совершенствования проектной и исследовательской деятельности в изучении родного края. Изучение огромного вклада неравнодушных людей в развитие и восстановление сельского храма и святого источника, изучить события, связанные с возникновением храмов в селе Большой Карай, их деятельность, причины разрушения.
Задачи:
1.Познакомиться с объектом исследования, сделать снимки.
2.Собрать библиографический материал по теме. Взять интервью у сторожил села.
3.Провести работу с архивным материалом по истории церкви.
Объектом исследования являются бывшие и настоящие храмы села,
Предметом исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных документов.
Актуальность: Сейчас много говорят о патриотизме, нравственности, возрождении духовности. Патриотизм воспитывается через любовь к малой родине, Такие категории как нравственность и духовность и зарождаются в маленькой русской глубинке, в стенах приходского храма.
Немалую ценность представляют собой источники по данной теме.
В первую очередь, это материалы 1911 года из Балашовского архива о церквях села Большой Карай. К сожалению, более ранних архивных документов найти не удалось. Материал для своей исследовательской работы я нашла в книгах краеведе Романовского района Виктора Ивановича Грабенко «Романовсий район и его история» и «Церкви и святые источники Романовского района». Живыми источниками стали воспоминания наших земляков.

Глава 1. Библиографический материал по истории села Большой Карай
Одной из первых в Романовском районе, и единственной на весь Балашовский Уезд, в конце XVII века была церковь в нашем селе Большой Карай, где было 50 дворов и около 700 человек жителей. Считают, что не большая деревянная церковь начала действовать с 1695 года и была освещена в часть Великомученника Дмитрия Солунского. Она располагалась на правом, высоком берегу рек Карая и Хопра. Это место в народе называют Ярдань. Судьба её неизвестна, предполагают, что она сгорела.
Церковь Живоначальной Троицы
Большекарайцам никак нельзя было без храма. В 1773 году в селе, старанием прихожан построена новая деревянная церковь с колокольней, крепкая, холодная, освящена в честь Живоначальной Троицы. К 1861 году церковь стала ветхой, провели работы по её укреплению, обложили кирпичом и к главному престолу пристроили предел, во имя святого Великомученника Дмитрия Солунского. Была построена деревянная колокольня с шестью колоколами, общим весом 262 пуда 33 фунта. Зданий, принадлежащих церкви, кроме деревянной сторожки и каменной ограды, не было. Земли при церкви усадебной 1660 саженей, пахотной и сенокосной 66 десятин. Дома у причта церковные, находились на земле прихожан. Службу в церкви вели священник — Фёдор Павлович Космолинский и псаломщик – Иван Васильевич Виноградов.
В 1820 г. у церкви было прихожан: мужчин – 1782, женщин – 2046; в 1840 г.: м. – 2341, ж. – 2332, в 1880 г.: м. – 3421, ж. – 3246; в 1894 г.: духовного звания м. – 8,ж. – 13; крестьян собственников м. – 1695, ж. – 1609; военного звания м. – 265, ж. – 292; статских м. – 4, ж. – 3; мещан м. – 15, ж. – 15. На 1894 г. церкви приписано 482 двора.

По воспоминаниям В. М. Журавлёва

Церковь Живоначальной Троицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
В 1889 году в селе усилием прихожан построена и освящена новая, вторая церковь, Покровская (храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Церковь была деревянная, холодная, с одним престолом. Церкви принадлежали: церковная сторожка, пристроенное к ней помещение для церковноприходской школы, помещения для священника и псаломщика. Церковноприходское попечительство открыто в 1890 году. Пахотной земли у данной церкви не было, причт пользовался землёй совместно с причтом Свято – Троицкой церкви, усадебной земли принадлежало 1660 саженей. Дома у священника и псаломщика церковные, у дьякона – общественный, все три дома деревянные, стояли на церковной земле. Священник – Владимир Ал. Никольский, дьякон – Алексей Иванович Лебедевский и псаломщик – Яков Алексеевич Пемуров.
На 1894 г. к ней было приписано прихожан: духовного звания – м. -7, ж. – 6; крестьян – м. – 1658, ж. – 1702; военного звания – м. – 23, ж. – 26. Итого – м. – 2085, ж. – 1898. Всего дворов – 553.
Судьба Храма в годы советской власти
В 1917 г. власть в России начала меняться, был издан Декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви. Местный совдеп обязывал представителей, в чьём фактическом ведении находились храм и прочее богослужебное имущество, представить в трёх экземплярах инвентарную опись имущества. Находящееся в храме имущество передавалось группе лиц соответствующего вероисповедания или в хранилища Советской Республики. В марте 1924 г. Большекарайский сельсовет обратился в Романовский в исполком с ходатайством о ликвидации часовни, находящейся при кладбище. Ходатайство было удовлетворено.
В начале XX века Покровская церковь сгорела. На её территории была построена школа, а затем и дома, квартиры для жителей села.
В 1935 году церковь в честь Живоначальной Троицы была разрушена, как и многие храмы России. Из её брёвен была построена вторая деревенская школа.

Школа из церковных брёвен
После исчезновения церкви культура нашего села поддерживалась в школе и клубе. Здесь сохранялась духовная жизнь, но уже далёкая от религии, христианства, основанная на коммунистической морали.

Глава II. Церковь настоящего времени
В 80-х гг. XXв. церковная жизнь в районе начала возрождаться. Жители села Большой Карай писали прошения об открытии молельного дома. И так 7 августа 1991 г. в присутствии протоирея Георгия Подгорного прошло первое собрание общества верующих. Начались поиски здания под церковь. 16 февраля 1992 г. присланный священник Анатолий Кулагин провёл первое богослужение в снимаемом помещении. Практически весь 1993 г. шли поиски и борьба за здание, под церковь был отдан хозяйственный магазин, на его крыше возвели купол и поставили крест. В 1995 г. в документах уже писалось – храм в честь Великомученика Дмитрия Салунского. В 1997 г. настоятелем церкви стал священник Сергей Лобанов. 21 января 2004 г. его заменил священник Александр Каширин. В 2006 г. храм остался без настоятеля, по совместительству служил священник Анатолий Орлов. 11 июля 2009 г. настоятелем храма был назначен священник Сергей Киреев. С 2013 г. настоятель церкви по совместительству – священник Богдан Ганцелевич.
В настоящее время в селе Большой Карай функционирует небольшая церковь, которая вмещает в себя немного людей. В нашем храме нет постоянного священника. Отец Богдан приезжает каждую неделю проводит службу.
И ничто нам не напоминает о тех храмах которые существовали на территории села Большой Карай. На том месте, где располагалась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сейчас местные жители сажают огороды, и растут деревья, а там, где стояла церковь Живоначальной Троицы, построили Физкультурно оздоровительный комплекс и Дом культуры, фундамент ДК сохранился от разрушенного храма.
Члены школьного краеведческого кружка «Краеведы» обратились к главе Большекарайского муниципального образования и депутатам местного самоуправления с предложением поставить поклонные кресты там, где располагались храмы села. Данное предложение находится на рассмотрении в администрации.
Источник в честь святого Николая Чудотворца
В моём родном селе ещё есть и святой источник. Он находится на окраине моей малой родины. Жители села рассказывали, что эта территория изобиловала родниками, родники здесь вековые, раньше деревьев не было, были огороды с колодцами. В настоящее время остался всего лишь один родник. К роднику ведёт тропинка, а затем лестница. Очистить и благоустроить этот источник помогли глава крестьянско-фермерского хозяйства В. А. Швецова и неравнодушные жители села, организовавшие субботник. Была построена кирпичная стена с навесом, пол выложен плиткой, с помощью труб родник выведен под навес, над трубой в кирпичной кладке выложен крест.
К 400-летию села, в 2012 г., епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий при участии священников епархии – Романа Волкова, Вадима Иноземцева, Богдана Ганцелевича и хора Балашовской епархии совершали на роднике водосвятный молебен. Освятили воду в купели родника именем святителя Николая Чудотворца.
Родник никогда не замерзает. Посещают это место люди разного возраста: одни приходят попить родниковой воды, другие – умыться и облиться холодной святой водицей. Идут посетители с пластиковыми бутылками, канистрами, флягами для забора воды. Некоторые из местных жителей бывают здесь каждый день. Члены нашего школьного краеведческого кружка бывают у святого источника: собирают мусор, убирают траву и просто любуются красивейшей природой. Большекарайцы следят за благоустройством родника, осенью, в 2017 г., поставили поручни для спуска по ступенькам. Теперь и стар, и млад, могут без труда посетить святой источник Николая Чудотворца.

Заключение

Сегодня Россия возвращает свой духовный авторитет, приходится слышать, что возрождение её должно начаться не с государства, а с Церкви. Но если попробовать вспомнить, что говорилось лет десять тому назад о возрождении Русской Церкви. Долгие десятилетия народ нашей страны был лишен духовной опоры — веры в Бога. В настоящее время восстанавливаются церковные памятники архитектуры, храмы, монастыри.
Мы, будущее поколение, должны не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. С Божьей помощью у нас все получится!