РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«ОТКРОЙ СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ»

НОМИНАЦИЯ «ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

ИСТОРИЯ
НАШЕГО ХРАМА

Руководитель:
Матасова Светлана Петровна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ с. Гремячка»
Выполнил: ученица 9 класса
Романова Алина.
2018год

Содержание.
Введение.

§ 1. История создания церкви в с. Гремячка.

§ 2. Архитектура и живопись нашего храма.

§ 3. Службы, проводимые в храме.

§ 4. Кто разрушил церковь?

Заключение.

Введение.

«И бог, и храмы, и кресты –
Пустая блажь”, — внушали с детства
Но мы боимся пустоты:
На что ж в ней сердцу опереться?
Наш дух сомненья не угас,
А жаждем мы участья прежде:
Судите, не лишая нас
Своей приязни и надежды!
Живем в трудах, и не ропща
На скудости телесной пищи,
Лишь птицей мечется душа –
В холодной бездне берег ищет…

А. Федоровский.

Православие является одним из главных старейших направлений в христианстве. Оно возникло с разделением Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. Окончательно сложилось как самостоятельное в 1054 г.
Русь приняла христианство от Византии в X веке, и распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов, соборов, церквей.
Справка: На территории нашей области христианство появилось в XIII веке, этому есть свидетельства. В Ивантеевском районе Саратовской области есть святое место, к которому идут паломники со всей России – это Вавилов дол. Здесь похоронен монах.
Само понятие “церковь” удивительно многозначно. В переводе с греческого языка “церковь” означает “божий дом”. Рассмотрим два основных понятия “церковь”.
1 – Церковь – это особый тип религиозных организаций, объединение той или иной религии, на основе общности вероучения и культа.
2 – Церковь – это здание для справления христианского религиозного культа, имеющие помещения для молящихся и алтарь.

Православная церковь издревле являлась на Руси символом не только веры Христа, но и чем-то свыше связывающим и объединяющим всех людей в единое целое. Церковь была местом, куда люди шли за утешением в горе и за светлой радостью в любви и счастье. На силуэт церквей ориентировались за много верст путники. Звон их колоколов помогал в ненастную ночь и метель выбрать дорогу.

Праздники и горе, заботы и радости, дни высочайшего подъёма и уныния – словом всё, что составляло жизнь народа, было неотделимо в его создании от этих памятников нашей истории и культуры.
В нашем селе тоже есть церковь. Пустые глазницы окон и дверей напоминают нам о прошлом. Полуразрушенные купола служат немым укором нам, ныне живущим за ошибки наших дедов и прадедов.
Мы заинтересовались историей нашей церкви, построенной в Гремячке в начале XIX веке. И поставили перед собой задачи:
1) Проследить историю церкви Николая-Чудотворца.
2) Выявить какую роль играла церковь в жизни наших сельчан, и выяснить какие службы проходили в нашем храме.
3) Как и в связи, с чем прекратил свою работу храм во имя Николая Чудотворца
Большую помощь в написании работы оказали беседы с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Алексием; посещение нашей церкви, воспоминания сторожил села, материалы краеведческого кружка нашей школы, и его руководитель Матасова С.П.

§ 1. История создания церкви в селе Гремячка.

-Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Звон ручья. Степей необъятный простор.
Это в Гремячке.

-Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками
Сидишь у прохладной речки.
И это в Гремячке

-Старая церковь. Тусклый блеск куполов над храмом. Жизни минувшей след.
И это в Гремячке.
“На начало XIX века в Гремячке насчитывалось 1081 хозяйство, около 5000 жителей. Население села было трудолюбивым. Из села почти никто никуда не выезжал, да и в Саратове заводов было мало. Село наше считалось богатым, но богатых людей было немного. Основная масса крестьян относилась к середнякам и беднякам. Земли не хватало. Середняки имели по 3-4 десятины. Около двухсот хозяйств были бедняцкими, и многие бедняки уходили батрачить к окрестным помещикам. Очень богатым помещиком был Устинов. Его земля находилась в Петровском уезде и граничила с нашим селом. Ему принадлежало 15000 десятин самой лучшей земли. Все поля от села Гремячки до села Вихляйки принадлежали Устинову. Сам он жил в Петербурге, а всеми делами у него ведал управляющий, контора которого находилась в селе Вихляйка. Это был большой трёхэтажный дом с колоннами”. Некоторые гремяченцы работали у сокурского помещика Арсентьева. А в нашем селе “самыми богатыми были Усачев Лаврентий Матвеевич, Усачев Платон Матвеевич, Бочкарев Ефим, Романов Тимофей Васильевич и другие. Кроме того, в селе жили два богатых купца Помошников Иван Иванович и Ефимов Ефим Семенович. Они имели свои лавки-магазины. В селе насчитывалось 14 мельниц. Грачев Петр Илларионович имел маслобойку. Братьям Сорокиным принадлежало три кирпичных завода. Богачи верховодили на селе”.
Итак, село было большим, считалось богатым, население было трудолюбивым и поэтому на общем сходе было решено строить церковь.
Деньги на строительство храма было решено собирать с сельчан, как личное пожертвование. К тому же вносили свои капиталовложения и богатые землевладельцы. Известно, что большой вклад в построение церкви внес один богатый купец, другие сведения говорят о барине. Он вложил в строительство самые большие затраты. Раньше богачи часто делали свои пожертвования в строительство церквей, школ, театров и т.д. и этот богатый купец-барин строил храм на собственные деньги, в искупление грехов своих.
К сожалению, фамилию этого барина-купца установить не удалось. Наш ли это богач или соседний помещик – неизвестно.
Справка: Активное строительство храмов начало развиваться в XIX веке. В это время появилось много богатых купцов. Некоторые из них стали строить церкви на помин своих родственников.
Церковь в селе была предметом гордости, славы и ревностного почитания. Для их возведения и украшения привлекались лучшие зодчие, строители и художники. Церковь соединяла в себе талант, труд, вдохновение своих создателей и отношение народа к достойному и прекрасному.
Они маяками возвышались над морем садов и крыш, отличая собой главное место в селе – средоточие его духовной и хозяйственной жизни. Поэтому в каждом селе, даже очень маленьком, жители старались построить свою, хотя бы небольшую церковь, которая являлась бы оплотом нравственности, добра и любви.
Церковь в селе Гремячка начали строить в начале XIX веке. Место было выбрано неслучайно. Существует легенда о том, как раньше в селениях выбирали место строительства церкви. Это место должен был указать “юродивый”. Жители договаривались в этот день не пускать его к себе домой ночевать, а 2-3 человека следили за ним – где приляжет на ночлег бедолага. Где уснёт там и будет заложен храм. Наша церковь воздвигнута у центральной дороги, чтобы каждый проходящий мимо мог зайти в неё и вознести молитву к Богу.
В основе кладки нашего храма служил красный кирпич. Опорой церкви служат прочные железные конструкции и деревянные стропила, из вековых деревьев. Для скрепления всего этого применялся специальный раствор, изготовляющийся из большого числа яиц, извести, глины, песка и говорят даже навоза. Песка и глины в окрестностях села было достаточно. А вот яиц иногда не хватало, приходилось обращаться к местному населению, а сельчане охотно отзывались на просьбы властей села и строителей церкви.
В селе Гремячка было большое количество кузниц и плотницких зданий, в которых трудилось очень много талантливых мастеров. Поэтому большой проблемы в обустройстве храма перед строителями не вставало. Гремяченские мастера с охотой трудились над церковным обустройством. Железная кровля куполов, кирпич, ограда вокруг церкви и многое другое Гремяченская церковь приняла от сельских мастеров.
Над строительством храма работали и губернские специалисты, они следили за правильностью пропорций строящегося здания, создавали облик храма. Очень жаль, что о мастерах и художниках не сохранилось никаких сведений, но их работа действительно восхищает.
В итоге долгой кропотливой работы в селе Гремячка в 1821г. была построена каменная церковь. “Официально она была открыта в 1828г. священниками Петровского уездного храма, церковь была освещена во имя Николая Чудотворца, и поэтому наше село иногда называли Никольским” , а престольным праздником в селе стал «Никола», которого почитают и отмечают 19 декабря и 22 мая. Наш престольный Никола Чудотворец декабрьский.
Справка: Святитель Николай с детства и до своей кончины вел подвижническую жизнь: был кротким, милостивым и сострадательным епископом. Явно и тайно помогал всем нуждающимся и защищал невинно обиженных. На первом Вселенском Соборе он ревностно защищал Православную веру от еретиков: был прозорлив, молитвами совершал много чудес. Скончался Николай в 342 г., а святые мощи его находятся в городе Бари в Италии. На русской земле усердно чествуют Святого Николая. В каждом русском городе, во множестве сел построены храмы и освещены престолы в его честь. Православная церковь так же празднует его память наряду с памятью святых апостолов. Каждый четверг святому Николаю молятся как небесному покровителю во время путешествий на море и суше, в душевных невзгодах.
“Свет чудес почившего Божия Угодника Николая просиял вскоре после того, как честные мощи его начали источать целебное и благородное миро, и скоро свет этот достиг самых крайних пределов, где только были христиане”.
Насколько была распространена слава чудес святителя Николая уже в IX веке от рождества Христова (ещё до крещения Руси) об этом находим свидетельства у Иоанна, диакона Неаполитанского (написавшего жизнь святого Николая около 860 г.). “На земном шаре, — говорил он, нет места такого глухого, нет уединения или пустыни, где не просияли бы слова и чудеса благочестивого владыки Николая – исповедника”.
Свидетели тому не только области греков, откуда он происходил, но и различные племена варваров, говорящих на разных языках и населяющие Африку, которые показывают послушание благочестивой набожности, а жители Италии только недавно начали прославлять его дела, тем не менее, постоянно получают дар его чудес; с Божьей помощью теперь усердствуют строить в его честь церкви, и имеют здесь покровителем и молитвенником, а в будущности ходатаем перед Самим Создателем мира .
Святитель Николай – скорый заступник всех находящихся в бедах, спасает от потопления из глубины морей, перенося на сушу, восхищает от пленения, избавляет от смертной казни и иных родов смерти, дает исцеление: слепым – зрение, хромым – хождение, глухим – слух, немым – глоготание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым предстателем и защитником. “Невозможно исчислить все его чудеса. Великого Чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, и … во всех концах земных известно о его чудотворениях”.

Церковь была красивая, её было видно с любого конца села. Она утопала в зарослях сирени. Её окружали высокие тополя и акация, которая весной цвела душистыми желтыми цветами. Позади церкви рос яблоневый сад, а с восточной стороны находилось тихое уединенное место, где хоронили церковнослужителей.
В 1828 г. в село прислали первых церковнослужителей. По запискам бывшего священника Новобурасской церкви Покрова Пресвятой Богородицы Алексея Земцова – духовенство в наш храм назначалось из уезда. Когда священник прекращал свою деятельность, на его место назначался новый. Последним священником храма был отец Василий, он совершал Богослужения вплоть до закрытия церкви. После закрытия церкви в 1933 г. отец Василий был вынужден покинуть приход из-за гонений на церковь.
В последствии, около церкви была построена церковно-приходская школа, в которой обучались крестьянские дети разного достатка. Не у всех детей села была возможность обучаться в школе. Иногда просто из-за недостатка времени – приходилось работать и помогать родителям по хозяйству. Школа не делала разделения по уровням обеспеченности учащихся, а давала возможность учиться, желающим получить церковное образование. В школе учили письму, чтению, песнопению религиозных текстов, рукоделию.
Отличительной чертой Гремяченского храма был хор, один из лучших в уезде. Многие воспитанники школы пели в этом хоре. “Среди певчих храма был Бочкарев Степан Павлович. По рассказам Бочкаревой К.С., у них в семье было много икон, и семья была глубоко верующей. Молились по утрам, перед сном, перед приёмом пищи. И вообще с религиозными традициями в семьях певчих было очень строго. Из певчих выделялась Краснова Анна Ивановна. По воспоминаниям сторожил села, она обладала тонким, сильным голосом и пела самые главные отрывки священно писания. Уважаемым певчим был Бочкарев В.И.”
В 1914 г. церковь реставрировалась. Для этого было куплено 6000 кирпичей у местного жителя Иллариона Сорокина, занимающегося изготовлением кирпичи из глины, которой изобилуют эти места. У него был свой кирпичный завод.
Неумолимо бежит время. Сейчас вокруг церкви построено много жилых домов. При сооружении хозяйственных построек до сих пор находят остатки церковной утвари и многое другое. Недавно, один молодой человек рыл погреб и выкопал маленький гробик, обитый красной тканью, а на крышке был прибит крест. По этим находкам и подтверждается, что с северо-восточной стороны церкви находился склеп, в котором хоронили священнослужителей, певчих церкви. Всё что выкапывается местными жителями, закапывается назад “…чтобы не накликать беду”.

§ 2. Архитектура и живопись нашего храма.

Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгое время была страной деревянной, и её архитектура, её языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. И если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.
Обилие леса в России и незнакомство русских с каменным зодчеством были главными причинами того, что не только в селах, но и в городах церкви были исключительно деревянными. Первоначальной формой деревянных церквей была форма четырехугольника. В последствии церкви стали строить продолговатые, прямоугольные, разделявшиеся внутри поперечной стеной на две половины, или круглые о восьми или двадцати стенах. Кровли деревянных храмов были двухскатные и четырехскатные и бочками, представлявшие собой полуцилиндр. Искусство строить каменные церкви русские заимствовали у греков. Поэтому первоначальная архитектура наших каменных храмов была византийская, позднее в XVII веке сложился русский стиль в храмостроении. Русские зодчие использовали башенный тип постройки, сочетание красного кирпича, как основной элемент кладки, и белого камня для отделки и упрочнения постройки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства. Это и резьба по дереву, и работа кузнецов в изготовлении резных решеток, куполов, крестов и других церковных убранств.
Все же русское церквостроение имело свою отличительную, индивидуальную черту. Стиль русских церквей пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. Русские каменщики, плотники и кузнецы всегда отличались большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их работы были очень прочными и конструктивно совершенными. Для примера: деревянные церкви, построенные в XVII веке сохранились до наших дней, а дома, построенные в XX веке не идут в сравнение с ними не только по красоте, не по техническому состоянию.
“Русские храмы столь разнообразны в общем, облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству хозяйственных средств русской церковной архитектуры, её самобытному характеру” – так писали в своих записях заморские гости.
В XIX веке сложился общий тип строения храма. Особенно нарядным был его внешний вид. Его облик напоминает естественно растущий организм.
Первый, второй, третий ярус. С высотой усиливается пластичность и декоративность форм. Декоративность – главная отличительная черта нашего храма. Всё здесь: стройная колокольня, кружевные карнизы, наличники окон – как бы взывают к радости мирской жизни.
“Архитектурную проповедь” земных благ дополняют красочные кирпичные узоры, чередование красного кирпича и белого раствора, яркая покраска храма. Церковный купол был отделан позолотой и украшен большим крестом.
Ограда вокруг церкви была деревянная, но украшена она очень затейливой мелкой резьбой, выполнение которой, требовало кропотливой работы плотников. Была эта ограда на кирпичной кладке.
Но всё-таки архитекторы и дизайнеры нашего храма позаботились больше о красоте его внутренних помещений, так как прихожане собирались для общей молитвы внутри церкви.
Молиться, конечно, можно везде и дома и в другом месте, но согласно преданию даже Иисус Христос, часто посещал ветхозаветный храм в Иерусалиме, как место особенного, благодатного присутствия Бога. Верующие считают, что когда они собираются в церкви для молитвы, их слова, обращенные к Богу, к Богоматери или к святым, как бы “усиливаются” и будут быстрее услышаны Богом.
Основание церкви построено в виде корабля, символизируя, что церковь подобно Ноеву ковчегу ведет людей к тихой пристани в Царстве Небесном. Храм разделяется на три части: притвор, корабль, алтарь.
Притвор – помещение у главного западного входа. По обе стороны от дверей нарисованы фрески с изображением архангелов, которые приветствовали всех абсолютно
прихожан. Так же здесь изображены картины из библейских сцен. Над центральной дверью в основную часть храма художник написал икону Пресвятой Богородицы. Среднюю основную часть храма называют нефом или кораблем, здесь собираются верующие для молитвы. В этой части храма мы видим двери с правой и прямо с левой стороны. Это особенные двери. Верующим в эти двери входить и выходить нельзя, так как через них вносили усопших (с правой стороны) и после отпевания выносили (через двери с левой стороны). И сразу несли на кладбище, которое расположено рядом под горой, недалеко от Попова оврага (место название бывшего сада, который принадлежал попу). В этом овраге до сих пор очень много плодовых деревьев и сейчас это место в селе служит зоной отдыха для сельчан.
В оформлении храмов сложился канон – строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм считался моделью мира. Чем важнее было то, что изображали, тем выше её помещали в храме. В верхней части над алтарем, изображена фигура Богоматери, которая напоминает о связи Бога и человека.
Наш храм куполообразный, четырёхстопный, и здесь мы видим над арками изображения четырёх авторов Евангелий. Двое с правой стороны перед алтарем, двое с левой, в их руках мы видим свиток бумаги и перо.
Передвигаясь по церкви, верующие как бы совершали путешествие по святой земле – Палестине. На верхних частях стен художники развертывали этюды из земной жизни Христа в том порядке, как описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие, апостолы – его ученики, мученики, пострадавшие ради веры, святители, распространявшие учения Христа, цари – его земные наместники.
В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Многие картины можно разглядеть в нашем храме, например, первую христианку на Руси – Ольгу; Страшный суд и другое, а многие уже исчезли – смылись фрески от дождя, потрескалась и пооблетала штукатурка от мороза, сырости и ветра.
Третья часть храма – алтарь “святая святых”. В древние времена — это место было запрещенным для простых смертных и даже для царей. Туда позволялось входить лишь раз в году первосвященнику с сосудом, наполненном кровью очистительной жертвы. Эти действия первосвященника как бы показывали, что закрытые для людей после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное они обретут через кровь и страдания Спасителя. Вот почему завеса в храме, закрывая “святая святых” разорвалась надвое, когда Христос умер на кресте, давая знать, что врата Царства Небесного открыты для всех, кто приходит к нему с верой.
Слово “алтарь” означает “возвышенный жертвенник”. Здесь священнослужители совершают богослужения. Алтарь выше других частей храма, чтобы всем было видно и слышно, что в нем совершается. Здесь находится и самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причастия. На престоле – освященном столе – невидимо, таинственно присутствует сам Господь, как владыка церкви. Прикасаться к престолу или целовать его могут только священнослужители. Именно на престоле находится Евангелие – слово Божие и учение Иисуса Христа, крест – меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть. А ещё там стоит дарохранительница – ящик (ковчег) в виде маленькой церкви, в которой хранятся святые дары для причастия больных.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоял другой небольшой стол, украшенный Богородичной иконой и покрывалом – жертвенник. На нем приготавливаются дары для таинства причастия, на нем находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ещё в алтаре имеется кадильница, или кадило, употребляемое для каждения – окуривания ладаном. Алтарь отделяется от средней части церкви особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.
В иконостасе имеется трое врат. Самые большие, средние, называются царскими. Через эти врата не разрешается проходить никому, кроме священников. Царские врата украшаются изображениями икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, написавших Евангелие – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона с изображением тайной вечери. На право от царских врат всегда располагается икона Спасителя, налево – икона Богоматери. Правее иконы Спасителя находится южная дверь, левее иконы Богоматери находится северная дверь, через которую, чаще всего проходят диаконы. На этих дверях располагаются изображения архангелов Михаила и Гавриила или перводиаконы Стефан и Филипп. Далее за боковыми дверями иконостаса помещаются иконы особо чтимых святых. Первой иконой справа от южной двери, должна быть храмовая икона. В нашей церкви это икона Николая Угодника. На самом верху крест с изображенным на нем распятием. Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам церкви в больших “киотах”, специальных рамках. Большие и малые, яркие и нарядные, новые и потемневшие от времени, они украшают приделы церкви и иконостас. Не в размере и нарядности ценность иконы. Часто оказывается, что самая неприметная с виду – самая чтимая.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, значительно выступает вперед в средней части и называется солеею. Середина солеи – это амвон (восхождение), с которого диакон читает Евангелие. По краям солеи у стен церкви – клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви, то есть иконы на ткани или металле, прикрепленные к высоким древкам, как знамена. Их выносят во время крестных ходов.

§ 3. Службы, проводимые в храме.
В Гремяченской церкви имени Николая Чудотворца служили, в основном, все общепринятые службы – каждодневные и полунощницы, утрени и ранние обедни. Прихожанам нет необходимости посещать каждую службу, но нужно помнить, что в субботу в церкви совершается всенощная, а в воскресенье обедня. “Да и каждодневная литургия имеет огромное значение, одно сознание, что я могу причаститься и помянуть близкого – одно это возвышает тебя над миром и суетой”.
Каждый, живущий на Земле человек должен почитать воскресные и праздничные дни. Милосердный Господь определил человеку в поте лица вкушать хлеб и нести попечение о земной жизни, но Сам же назначил человеку дни, в которые должно оставлять земные труды и заботиться о благоугождении Ему и о спасении души. “Помни – говорит Господь,- день субботний (воскресный или праздничный), чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а седьмой день – да будет посвящен Господу Богу твоему”. В седьмой день только поэтому запрещается работать, чтобы будничная, телесная работа не мешала послужить Богу. Для христиан день праздничный – есть день бездействия и лености, а день труда молитвенного. Сия духовная работа в том состоит, что, оставив житейские труды и попечение, в храм Божий мы молим Господа о спасении душ наших”.
Прихожанам свой особый дар души приносит каждое из семи Святых Таинств, полученных в Церкви. “В таинстве крещения в нас закладывается зерно святой жизни, которое мы, наши родители и восприемники должны возрастить в нас. В таинстве миропомазывания подается крепость нашим чувствам и силам для нашего духовного возрастания. В таинстве причастия мы воспринимаем с себя Божественную жизнь, причащаясь Тела и Крови Христовых. В таинстве покаяния получаем прощения и очищения грехов, совершенных после крещения. В таинстве елеосвящения подается сила быть молитвенником за других, совершителей таинств и руководителем в жизни духовной”.
Службы служились непосредственно в праздники и по выходным. О начале службы объявляли веселым перезвоном Никольские колокола. Звук большого колокола был чистым и звонким и разносился далеко по округе. Колокол звонил и зимой в сильные метели, чтобы заблудившийся мог по звуку найти дорогу домой. Большому колоколу переливами вторили более маленькие колокола, и их перезвон вселял в души гремяченцев светлую радость, которая помогала им преодолевать житейские трудности. Звонари были из местных. Службы в церкви всегда проходили многолюдные, в церкви к ним тщательно готовились: привозили свечи, пекли просвиры, проводили спевки за день перед праздником. С самого открытия церковь пользовалась большой популярностью среди окрестного населения, сюда ехали со всей округи: кто креститься, кто на исповедь. Готовились к службам и сами прихожане. Отправляясь на службу, одевали самые лучшие наряды, а кто хотел причаститься, соблюдал трехдневный пост.
Церковь была разделена на уединенные комнаты с различными иконами, вставленными в раку – специальную выемку в стене, оборудованную под икону. В этом уединении каждый человек мог молиться отдельно от остальных, какому-либо святому, изображенному на иконе.
Приходить в церковь прихожане могли в любое время, как в будни, так и в воскресный день, церковь была открыта ежедневно.

В ХРАМЕ.
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот яркий воск, возженный
Чьей не ведомо рукой…
Знаю я, свеча пылает,
Клир торжественно поет:
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет;
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой;
Это – медный грош вдовицы,
Это – лепта бедняка,
Это … может быть…убийцы
Покаянная тоска…
Это светлое мгновенье
В диком мраке и глуши
Память слёз и умиленья
В вечность глянувшей души…
§ 4. Кто разрушил церковь?

После революции, декретом В.И. Ленина от 23 февраля 1918 года церковь была отделена от государства. Началось повсеместное закрытие церквей и гонения на церковнослужителей. Их арестовывали, ссылали в лагеря. И только немногим представителям церкви чудом избежать этой участи. Церкви закрывали, грабили и даже взрывали. Так уничтожился целый пласт духовной культуры русского народа. Всюду насильно насаждался атеизм. Было запрещено исповедовать религию своих отцов и дедов. А ведь церковь являлась олицетворением людской веры в Бога. Поэтому, разрушение и осквернение церквей было одной из главных задач новой власти – безбожников.
Не избежала подобной участи и наша церковь. Она разделила судьбу тысяч церквей по всей России. Не раз новая власть с 1918 года говорила о закрытии церкви. Но по каким-то обстоятельствам церковь ещё держалась до 1931 года, хотя не официально церковь продолжала работать до 1933 года. В церкви также проводились службы, отпевали, крестили, венчали, но уже без былого размаха. Последним месяцем работы был май 1933 года. За день до закрытия отпели усопшего Бочкарева Степана Павловича, который был певчим в этой церкви.
С 1931 года церковь потихоньку прекращала свою деятельность и была закрыта в 1933 году. В 1938 году, с купола церкви был сброшен большой колокол. При падении откололась часть колокола. А гул от падения стоял такой, словно это был набат, предупреждающий людей о надвигающейся страшной беде. Колокола переплавили, хозяйственные постройки снесли, осталось только здание церковно-приходской школы, служившее в последствии сельской школой. При разграблении церкви многие иконы были унесены местными жителями по домам, чтобы спасти их от осквернения. Эти иконы и сегодня можно увидеть в домах некоторых гремяченцев. Так был разграблен замечательный иконостас церкви.
В 1938 году помещение церкви было приспособлено под склад, в котором хранили колхозное зерно. Позже, при строительстве клуба в селе Вязовка (мы тогда относились к Вязовскому району) были вырваны полы, и церковь была окончательно разграблена и разорена. Если бы в 30-е годы сельчане не позволяли себе ломать храм, то уже в 60–70-х годах молодежь, воспитанная на коммунистических идеях и атеизме, начала полное осквернение храма. В стенах церкви играли в разные забавы, забирались до самых куполов, писали на фресках нецензурные выражения.
В таком плачевном состоянии она находится, и по сей день. И хотя времена изменились, и русские люди возвращаются к вере и Богу, многие церкви уже не подлежат восстановлению. И пустые глазницы окон и дверей нашей церкви напоминают нам о прошлом. Полуразрушенные купола служат немым укором нам, ныне живущим, за ошибки наших отцов и дедов. И может быть, наказанием служит то, что в селе с каждым годом остается все меньше и меньше жителей. На начало XIX века проживало пять тысяч человек, (к концу XIX века доходило до семи тысяч человек) а на начало XXI века – 530 человек. Старики умирают, а молодежь уже не хочет жить в селе, а кто остается, многие из них пьют. Так мы расплачиваемся за грехи своих предков.
А церковь стоит со всех сторон обозримая, сверкая иногда на солнце тусклым блеском куполов. Стоит, ожидая нас – когда мы повернем свои лица в её сторону. Она ещё потерпит, надеясь, что человеческий разум восторжествует.

 

Заключение.
В XIII веке в поселке Увек Саратовской губернии появилась первая церковь, а мы уже входили в Саратовскую епархию. Потом появляется первый монастырь на нашей территории.
С 1555 – 1606 Саратовский край входил в состав Казанской епархии.
С 1606 – в Астраханскую епархию.
С 1828 – вновь в Саратовскую епархию.
В 1913 г. в губернии 5 мужских и 12 женских монастырей, 11 соборных, 718 городских и 897 сельских церквей и ещё 159 часовен.
1917 – гонения на церковь.
1930 – взорвали Александро-Невский собор и построили стадион “Динамо”. Сейчас идут переговоры о его восстановлении.
В годы Великой Отечественной Войны Саратовская православная епархия передала 5 миллиардов рублей в фонд обороны. Наш Саратовский епископ Пимен, в миру Хмелевский, был духовником Ростроповича и венчал их с Галиной Вишневской.
Наша церковь Николая Чудотворца была одним из красивейших сооружений не только уезда, но и Саратовской области. Её архитектурное величие и внутренняя обработка поражали многих приезжих в село. Очень жаль, что нашему поколению не пришлось увидеть нашу церковь в её первозданном виде, и что не находятся спонсоры, меценаты, “новые русские” в конце концов, которые бы взялись восстановить её, тем более, что наша церковь признается архитектурным памятником. Приезжали эксперты, осматривали её, сказали, что нужны большие средства для восстановления. Я уверена, если бы власти организовали восстановление, то почти все местные жители, откликнулись и выделили бы из своего бюджета деньги на восстановление. Мы разговаривали со многими жителями и почти все готовы помочь ради общего блага. Например, семья Бочкарёвых 1000 рублей, семья Матасовых 7000 рублей, семья Романовых 1000 рублей, семья Ваняшиных 500 рублей, семья Наумовых 1000 рублей и т.д.
Мы считаем, что никакая идея не сможет заменить нам церковь, ведь отчаявшись, мы не обращаемся к идее, а идем в церковь и только там находим успокоение и гармонию души и тела. “В церкви мы вытрезвляемся от мирского обаяния, от опьянения житейских страстей и похотей, очищаемся, думами своими к Богу приближаемся, с Богом соединяемся”.
Ничто столько не нужно человеку как вера. От неё зависит не только блаженство будущей, но и благополучие настоящей жизни, не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целого общества.
После перестроечного периода в России люди поняли, что у нас нет настоящей, живой веры в Бога. Мы не ходим в церковь каждую субботу, воскресенье и в праздники. Апостольское правило гласит: “Кто не ходит в церковь три воскресных дня подряд, Духом Святым извергается из церкви и находится во тьме, во власти Диавола”. Но куда же ходить, если церковь в селе не работает.
В 1992 г. — в Саратове была освещена часовня Блаженной Ксении Петербургской.
В 1994 г. – в Саратове был освещен храм на территории военного химического училища.
В 90-е годы многие церкви в городе стали реставрироваться и открываться. Мы очень рады, что восстановились церкви в близлежащих селах – Оркино, Новые Бурасы, Тепловка, Кутьино. И ещё теплится надежда, что церковь откроется в Гремячке, Лоху и других селениях.
На 2018 год в Саратовской губернии функционируют более 200 церквей, 5 монастырей. Поколению XXI в. предстоит сберечь оставшиеся памятники истории и культуры (которые пережили не одно поколение людей) и восстановить разрушенные храмы.

Библиография

Воспоминания старожил села.

Записки священника храма Покрова Пресвятой Богородицы А. Земцова.

Материалы краеведческого кружка.

Православный календарь 1991 года.

Православный календарь 1996 года.

Православный календарь 2012 года