Исследовательский творческий проект «Страницы истории города Покровска. Возрождение Свято — Троицкого храма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением отдельных предметов»
ЭМР Саратовской области

Исследовательский
творческий проект
«Страницы истории города Покровска. Возрождение Свято- Троицкого храма»

Выполнил: обучающийся 11 «А» класса
МБОУ «СОШ № 30»
ЭМР Саратовской области,
Малинин Егор.
Руководитель: учитель ИЗО и МХК
Прокудина Лариса Николаевна.

Энгельс, 2018 г.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………….4
2. Становление города Энгельса (Покровска).…………………..5
3. История храма. …………………………………………………7
4. Работа над проектом…………………………………………….9
5. Заключение …………………………………………………….10
6. Используемая литература ……………………………………..11
7. Приложение……………………………………………………..12

Аннотация
Автор работы: Малинин Егор, обучающийся 11 «А».
Руководитель: Прокудина Лариса Николаевна, учитель изобразительного искусства и МХК.
Название работы: «Страницы истории города Покровска. Возрождение Свято — Троицкого храма».
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» ЭМР Саратовской области
Вид работы: Исследовательский творческий проект.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор Word, ресурсы сети Интернет, авторская презентация (с фотографиями творческих работ), созданная в PowerPoint.
Цель работы: Познакомить обучающихся с историческими фактами города Энгельса (Покровска), дать объективное представление о возрождении храма, через призму истории.
Создать графические зарисовки, которые отразят всю историю Свято — Троицкого храма.
Задачи:
1. ознакомление обучающихся с конкретными историческими фактами, связанные со становлением г. Энгельса (Покровска);
2. развитие умений реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности;
3. воспитание любви и уважения к историческому прошлому своего родного города;
4. презентация исследовательской работы на школьной конференции.
Гипотеза: узнав об исторических фактах, которые способствовали возрождению храма, мы узнаем больше об истории своей малой родины. Храм — старейшее архитектурное строение на территории города. Он является культурным центром городского поселения. Жители много сделали для его восстановления. Работы по реконструкции внутреннего и внешнего вида храма продолжаются и сейчас.
Методы исследования: анкетирование, реферирование.
Необходимое оборудование: персональный компьютер, принтер, бумага, доступ к ресурсам сети Интернет и книгам об истории города Покровска.
Формирующее оценивание 1. «Подготовка к проекту»

2. «Думать- Объединяться-Делиться»

3. Лист планирования работы над проектом В ходе вводной презентации мной была проведена подготовка к проекту. Мы с учителем обсудили ответы на вопросы:
● основополагающий — «Какие информационные источники о городе Энгельсе (Покровске) необходимо изучить?»;
● проблемные – «Какие исторические факты влияли на возрождение Свято — Троицкого храма?», «Какие наиболее известные события связаны с изменениями в строительстве храма?», «Какие события необходимо отобразить в графических изображениях?»;
● учебные — «Какие события происходили в разные годы становления г. Покровска?», «Каковы основные выразительные средства графики?». Так же вопрос: «Что по теме мы уже знаем, а что нужно ещё изучить?». Обсуждение проблемных и учебных вопросов помогло нам представить цель проекта.
В ходе обсуждения пробудился интерес к работе, мы определили роль моей самостоятельной деятельности, придумали тему и идеи по заданному проекту, и связали эти идеи с предварительными знаниями и новыми возможностями. Эта информация помогла мне скорректировать план мероприятий, которые будет реализован в ходе проекта.
В итоге подготовки к работе над проектом мной были определены направления деятельности. Для четкой организации работы, я составил лист планирования.
Промежуточное оценивание
1. Работа над проектом

2.Ученическая конференция.

В ходе проекта я следовал листу планирования, выполняя каждый этап работы над проектом, используя разные средства в своей деятельности.

Это защита презентации. В ходе урочной конференции мною была продемонстрирована презентация и защищен проект, я познакомил с данной темой других учеников, мы обсудили результаты проекта.
Итоговое
оценивание 1.Тестирование.

2. Анализ практических работ по плану.

3. Рефлексивное эссе. Тестирование позволило проверить уровень теоретических и этических знаний учащихся нашей школы с 5-11 класс.
В ходе практической части проекта мной были созданы графические изображения, основанные на исторических событиях, посвященных возрождению Свято — Троицкого храма.

Для оценивания собственного прогресса в ходе проекта я составил рефлексивное эссе по предложенным вопросам.

Введение
В моем родном городе Энгельсе (Покровске) есть уникальный памятник истории и культуры, Свято –Троицкий храм. Когда на душе радостно и когда сердце разрывается от боли, мысли человека обращаются к Богу. Поэтому храм — это культурный центр нашего города и играет большую роль для местного населения. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и его достопримечательностях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к малой родине, глубокого уважения к его землякам.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своему родному городу – месту, где человек родился. Это и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
Актуальность темы: История малой родины, для многих представителей современного поколения, является «белой страницей» и наша задача, восполнить пробелов знаниях, в краеведческой области. Мы, как ученики должны помочь общему развитию своих сверстников, расширяя их кругозор в историко-культурном наследии города Энгельса (Покровска), воспитывая такие чувства в них, как уважение, патриотизм и любовь к родному краю.
Изучение истории малой родины, через историю возрождения храма, является одним из примеров того, что необходимо изучать памятные места, чтоб больше узнать о родном городе.

2. Становление города Энгельса (Покровска).
Первое упоминание об Энгельсе относится к 1747 году, когда на месте существующего города образовалась Покровская слобода. Населённый пункт был основан на левом берегу Волги, напротив Саратова. Именно здесь состоялась первая встреча Петра первого с калмыцким ханом Аюкой.
Закладка же Покровской слободы произошла по указу императрицы Елизаветы, так как необходимо было развивать добычусоли в данных землях. После чего, 16 и 18 августа 1747 года были заложены первые соляные магазины. Когда-то соль ценилась на вес золота. Добывалась она обычно из соляных озер. Одним из таких озер было озеро Эльтон, откуда во времена царствования Елизаветы Петровны был проложен тракт до Покровской слободы (ныне город Энгельс). Слобода функционировала как важный перевалочный пункт. Для этого правительство пригласило украинских чумаков – возчиков соли из Полтавской и Харьковской земель (первые жители слободы). Для склада соли выбрали удобные гавани на левом берегу волги напротив Саратова. В 1747-ом году в населенном пункте отстроили специализированные соляные лавки. На этом не остановились. Надо было оградить себя, а в основном залежи минерала, от посягательств. С этой целью стали возводить защитные ограждения территории. Соль доставлялась на волах (лошади не выдерживали тяжёлого труда) по знаменитому Эльтонскому тракту (Елтонский шлях). К 1758 году число возчиков соли составляло 2073 человека и при них 3840 волов.
Да вот только Покровской, слободу тогда не называли. Слобода да слобода. Приставка появилась в 1781-ом году. Тогда, после неудачного опыта строительства деревянной церкви (она сгорела), христианский люд возвел каменный храм. Его назвали в честь православного праздника покрова Богородицы. Церковь стала первой архитектурной достопримечательность населенного пункта. Вот и стали называть слободу Покровской, как и молельный дом.
Бурное развитие города началось с открытием железной дороги в 1894 году (Ветка Покровск-Уральск). Через город проходили в большом количестве товары из Азии. Отсюда в центральную Россию везли зерно, нефть, соль, лес, строительные материалы. Началось строительство железнодорожных мастерских, депо. Прибывших в старый Покровск пассажиров — путешественников катали в экипаже «легкого извозчика» по специально проложенному Покровскому шоссе (сейчас улица Ленина), ведущему в центр города. Вокзал, как исторический объект сегодня не сохранился. А вот паровоз сохранился, как напоминание о лучших временах и значимых событиях города.
В 1914 году Покровская слобода получила новый статус, и была переименован в город Покровск. В 1931 году его переименовали в город Энгельс, в честь философа и общественного деятеля Фридриха Энгельса. В годы отечественной войны Энгельс принял 35 000 эвакуированных, 40 промышленных предприятий, 30 000 раненых, и город являлся оперативным тылом Сталинградского фронта. В 1965 году был построен автодорожный мост, соединивший Энгельс с Саратовом.
В Энгельсе осталось много старых кирпичных зданий, построенных в конце XIX, начале XX века. Начиная с 1922 года, город являлся административным центром АССР немцев Поволжья. Вся документация здесь проводилась на двух языках — немецком и русском. В связи с началом отечественной войны, в 1941 году, административный центр немцев Поволжья прекратил существование, также закрылись Немецкий педагогический сельскохозяйственный институты. Архитектура этих зданий имеет прямое отношение к поволжским немцам.
Сейчас уже в наши дни многие здания обрели «вторую жизнь» их реставрируют, они попадают под охрану ЮНЕСКО, как памятники архитектуры.

3. История храма.
Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской Духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо — Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол в ней был один — во имя Живоначальной Троицы. После освящения в церковь был назначен причт в составе двух священников, диакона, трех дьячков и пономаря. Большинство прихожан новой построенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы.
Первый письменный источник Свято-Троицкой церкви датирован «июня 21 дня 1832 года».
«Книга дана сия от Саратовской Духовной консистории Саратовского уезда Заволжской Покровской слободы Троицкой церкви Священнослужителям для записывания ризницы и всего церковного имущества». Первая же страница документа отразила начало начал строительства церкви: «Церковь каменная во имя Святые и Живоначальные Троицы, в длину с колокольнею на 1 саженях, в ширину на 6 саж.,1 аршин, в вышину с куполом на 15 саженях, крепка. Холодная, покрыта железом, приделов не имеет, построена в 1818году «тщанием прихожан» на месте ранее действовавшей деревянной церкви, приписанной к Саратовскому Свято-Троицком собору. При сей церкви земли усадебной и сенокосной не имеется, а пахотной отмежевано 120 десятин и покосной 12 десятин, но планов и межеванных книг на оную не имеется».
В 1846 году был утверждён проект реконструкции здания, включавший возведение колокольни и ограды, а также устройство двух приделов, освящённых в 1850 году во имя святой великомученицы Екатерины (правый) и в честь Казанской иконы Божией Матери (левый). Вместо дьячков и пономаря в храм были назначены два псаломщика, с 1855 года после перехода в ведение Самарской епархии жалование причту отпускалось из казны. В угоду церкви состоятельный человек, Николай Алексеевич Ухин (1836 – 1914) и его брат занимающиеся благотворительной деятельностью, содействовали процветанию г. Покровска. В 1859 г. было открыто мужское училище, где учили детей письму и арифметике. В 1865 году открылось церковно-приходское попечительство. Через год был утверждён проект реконструкции обветшавших сводов и куполов храма (включая верхнюю часть колокольни), подлежавших сносу. Строительные работы курировал сам автор проекта, известный архитектор Войцех Францевич Езеровский. В 1891 г. начала существование – женская школа грамоты, затем – церковно-приходская школа. Ктитор храма, покровский купец Николай Алексеевич Ухин, передал приходу один из своих домов, в котором была устроена женская второклассная школа. В 1904 году при ней была открыта домовая церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского, приписанная к Свято-Троицкому храму. Н. А. Ухин в знак признания его заслуг перед Церковью был удостоен чести быть погребенным в ограде храма. В 1887–1908 годах к Троицкой церкви была приписана часовня на Покровской (Базарной) площади. В 1915 году троицкий приход насчитывал 787 дворов, 2154 мужчины и 2161 женщину. Каменная, тёплая, трёхпрестольная церковь вмещала до 2000 богомольцев и была обнесена каменной оградой с деревянными решётками.
К сожалению церкви, не удалось просуществовать долго, как предполагали ее современники, в 1930 году советской властью Свято-Троицкий храм был закрыт, после чего были снесены колокольня и купола. Оставшуюся часть здания заняли читальный зал и хранилища центральной энгельсской городской библиотеки, в одном из домов храмового комплекса располагалась станция юных техников.
К моменту возвращения церкви верующим в 1990 году она пребывала в аварийном состоянии. 25 марта 1992 года приходу было передано здание современной крестильни, церковной библиотеки, трапезной и подсобных помещений. Восстановление самого храма легло на плечи его настоятеля протоиерея Александра Керимова. 7 декабря 1997 года, в день памяти великомученицы Екатерины, в Екатерининском приделе был установлен и освящён новый иконостас. Освящение иконостаса Казанского придела состоялось годом позже. В январе 1999 года центральный престол украсил двухъярусный иконостас, переделанный затем в пятиярусный. В 2007–2008 годах были покрашены купола, благоустроена прихрамовая территория и расписан главный свод, завершилось строительство воскресной школы. С января 2012 года при храме функционирует Епархиальное Управление Покровской епархии, в связи с образованием которого Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 8 февраля 2012 года Свято-Троицкому храму присвоен статус кафедрального собора. К Троицкому собору приписаны церкви Николая Чудотворца в Энгельсе (тюремная) и иконы Божией Матери «Умиление» в Безымянном, а также кладбищенская часовня в Красном Яре. Приходом осуществляется благотворительная деятельность в энгельсских домах престарелых и детских домах. В 2015 году на территории Троицкого собора был построено двухэтажное здание, в котором располагается Покровский епархиальный образовательный центр, мастерская по пошиву церковных облачений, Архиерейская ризница.
Сейчас в наши дни в кафедральном соборе идет реконструкция, которая преобразит храм и сделает облик города Энгельса еще лучше.

4. Работа над проектом.
Начиная работу над проектом, я понимал, что моих знаний об истории города будет недостаточно, чтобы хорошо справиться с поставленными задачами. В предстоящей работе моя заинтересованность стала основой для поиска новых знаний и информации, она представлялась мне с практической точки зрения почти невыполнимой. Но в процессе работы я сумел преодолеть все трудности, что не может не радовать и удовлетворять. Сам проект, его успешное завершение, процесс разрешения всех проблем уже являются моими главными результатами. Я освоил графику, многому научился, что потребовало немалого труда.
Во время работы над проектом я увлекся изображением в черной гелиевой ручке, стал больше в этом разбираться, поскольку пришлось много выполнять упражнений. Информационные источники, книги, беседы о храме с ее приходом, пополнили мои знания о возрождении Свято – Троицкого кафедрального собора. История строительства церкви, тесно связанна с историей становления города Энгельса (Покровска), поэтому я также получил дополнительные знания и в этой области. Мною были выделены фотографии, на которых можно увидеть изменения, которые происходили с церковью в разные годы ее существования.
Работая над проектом, я освоил и научился графическим изображениям. Мне помогали друзья, я читал историческую литературу, самоучители.
Самые большие трудности, с которыми столкнулся — это оформление исследовательского творческого проекта. Но могу сказать одно, что во время поиска фотографий я пересмотрел множество книг и сайтов, что явилось для меня делом одновременно приятным и полезным.
В дальнейшем я надеюсь использовать полученные мною знания и умения в передаче своим современникам, с помощью презентации своего проекта.
I этап
Ознакомление с информационными источниками, общение с приходом Свято-Троицкого кафедрального собора, г. Покровска (Энгельса). Сбор информации, реферирование.
II этап
Выполнение упражнений при отработке навыков работы в графике (черной гелиевой ручкой), выбор изображений.
III этап
Проведение анкетирования среди обучающихся нашей школы, написание выводов.Оформление исследовательского творческого проекта.
IVэтап
Презентация проекта на школьной конференции.

Заключение.
Храм — место святое, где человеческие души в Таинствах Церкви и в молитве встречаются с Богом. Вместе с тем, храмовая архитектура отражает историческое время, вбирая в себя лучшие достижения эстетического и технического развития народа. При изучении истории строительства Свято – Троицкого храма отчетливо видно, как вера воплощается в искусство, а земные формы преображаются в небесную красоту. Каждый храм имеет свою судьбу, которая неотделима от истории народа. И, вместе с тем, храм как дом Божий, как место особого присутствия и благодатного действия дает возможность выбрать путь спасения всему народу. Даже руины разрушенных храмов своим молчаливым укором и напоминанием о былом величии призывают к созиданию, к памятливости, ответственности перед Родиной и историей.
Изучение истории своего родного города, строительства Свято – Троицкого храма, способствует формированию у молодого поколения чувств патриотизма, уважения к прошлому своей малой родины, к культуре русского народа – светской и духовной, по мнению известного философа И. А.Ильина, «Родина есть нечто от духа Божия».
Таким образом, изучение возрождения Свято – Троицкого храма, необходимо и полезно, чтобы знать историю своей малой родины, для каждого современного школьника.
Хочется верить, что пришло это созидательное время «собирать камни» своих святынь, своей культуры, возрождать нравственно – духовные ценности, которые помогут выбрать правильный путь. И моя работа станет отправной точкой для углубления знаний о своем городе.

Используемая литература

1. Набор открыток Энгельс (Engels) – Саратов, ООО «Орион», 2008;
2. Борисов С.В., Демченко Т.И. «Город Энгельс» — Саратов, 1978;
3. Страницы истории. Покровск – Энгельс. – г.Энгельс, август 2007;
4. Мишин Г. Прогулки по старому Покровску. – Саратов, 2002

Интернет –ресурсы:
1. http://pravpokrov.ru/eparchy/map/?ChurchID=55&ecclesia=Y&SECTION_ID=31
2. http://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-(%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81)-144087.html
3. https://vk.com/club32331036
4. https://ru.wiki2.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81)

Приложение

Отчёт
В результате обработки данных проведенного социологического исследования было установлено, что большинство обучающихся МБОУ «СОШ № 30» ЭМР Саратовской области активно интересуются событиями, которые происходили в нашем городе, что свидетельствует об их неравнодушии к своей малой родине. Наблюдается явная осведомленность учеников в области знаний, касающихся истории города Энгельса (Покровска). Сегодня обучающиеся школы, будучи критически мыслящими людьми, воспринимают с интересом информацию о Свято – Троицком храме. Именно это эмоциональное восприятие дает «толчок» к творческой активности и одновременно помогает развитию патриотическо — духовной личности.

1. Интересуют ли Вас события, которые происходили с Вашими земляками?

2. Нужно ли рассказывать одноклассникам об истории своей малой родины?

3. Из каких источников Вы узнали об истории строительства
Свято- Троицкого кафедрального собора ?

4. Какие памятные места в нашем городе Энгельсе (Покровске), рассказывают обистории развития города? (перечислите)
Ответы: Загс, Картинная галерея Мыльникова А. А., Свято-Троицкий кафедральный собор и т. д.
5. Что для Вас означает понятие «моя малая родина»…
Ответы:
Малая родина — это место, где человек родился. В зависимости от личного, субъективного восприятия, а также контекста разговора, под малой родиной может подразумеваться город (посёлок, село) или целый край. А иногда под малой родиной подразумевается страна, что часто бывает у людей, считающих своей Родиной Россию.

Малой Родиной обычно принято называть конкретное место, где человек. Это может быть деревня, посёлок или город. Если для россиян, родиной является Россия, то малой родиной можно назвать, например Энгельс.

«Рыночная площадь, рядом с церковью»

«Свято – Троицкий храм», 1847 г.

«Читальный зал», 1930 г.

«Реконструкция», 1992 г.

«Могила Н. А. Ухина», была восстановлена в 1997 году

«Свято – Троицкий кафедральный собор», 2007-2008 г.г.

«Свято – Троицкий кафедральный собор», наши дни 2018 г.

Графическая серия творческих работ.
(автор: Малинин Егор)

1825 г.

1847 г.

1930 г.

2007 г.