Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»

Номинация: «Герой моей малой Родины»

Исследовательская работа на тему:
« Жизнь и служение игумена Феодосия Попова»

Выполнила: Попова Полина
обучающаяся 8 класса

Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии, краеведения

с. Большой Карай – 2018 г.
Введение

В настоящее время приоритет и ценности духовного развития России постепенно возрождаются. Но, несмотря на это, на первое место ставится материальное благополучие. Многие люди не видят необходимости сохранения духовных традиций, напоминающих о жизни и деятельности прошлых поколений, о жизни святителей.
Данная тема позволяет белее глубоко изучить историю жизни игумена Феодосия и показать его вклад в духовное воспитание подрастающего поколения.
Объектом научно-исследовательской работы является изучение жизни и деятельности святого Феодосия. Предмет исследования – обработка материалов научной и духовной литературы.
Методы исследования:
В работе использовались следующие методы: исторический анализ, обработка духовной литературы.
Цель работы:
Изучить жизнь, деятельность игумена Феодосия Попова, его вклад в духовное просвещение русского народа.
Задачи:
1.Выявить специфику исторического исследования по данной теме.
2.Выявить вклад материала в духовное наследие села Большой Карай.
Данная работа написана по книге Сергея Нилуса «Сила Божия и немощь человеческая»

Игумен Феодосий Попов

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв
Родился Феодор Афанасьевич Попов в феврале 1824 г. в селе Большой Карай Балашовского уезда Саратовской губернии (из купеческого звания города Балашова). С детства имел большую веру ко Господу и Пречистой Его Матери и усердие к молитве. Крестили его сразу же. После крещения Феодосий сорок дней лежал в люльке без крику и малейшего движения, не подавал голосу даже и тогда, когда вынимали из люльки и подносили к груди. Заплакал он в первый раз, когда, по прошествии сорока дней, его снесли причастить в церковь и из церкви принесли домой. С тех пор Феодосий долго не переставал плакать, не давая никому покоя ни днем, ни ночью, так что родители вынуждены были нанять в няньки бедную сиротку девочку. Когда нянька, вынося его гулять, подходила к церкви, он переставал плакать. Это было замечено, и, когда потом, младенец начинал, бывало, плакать, то матушка говорила няньке:
— Неси, неси его на паперть!
А церковь в селе Большой Карай была близко от квартиры Поповых. Когда же Феодосий стал понимать, то сам стал указывать по направлению к храму, давая этим знать, чтобы несли его туда, особенно, когда слышался благовест. Поэтому Феодосия почасту приобщали Святых Христовых Тайн.
С 1830 по 1835 год семья Поповых жила в селе Макаровка Балашовского уезда. Когда Феодосию пошел восьмой год, они с братом Феодором уже учились у местного сельского священника, отца Димитрия. Изучая Священную историю и Катехизис, он узнал, что есть Ангелы, которые охраняют нас, и бесы, которые ищут нашей гибели. Достигнув восьмилетнего возраста Феодосия и его сестру Екатерину с братом Феодором отправили учиться в Зубриловскую школу в двенадцати верстам от села Макарова Балашовского уезда благодаря князю Г. С. Голицыну.
По вере он часто получал от Господа просимое, конечно, не противное Его святой воле. По кончине его остались автобиографические записки, из которых видно, что он с детства имел стремление к разным подвигам. Так, однажды, будучи еще мальчиком, обнаженным телом сидел в муравьиной кочке до тех пор, пока муравьи не искусали его до крови. Ходил пешком в Киев на богомолье, и даже, все еще малолеткой, ушел без ведома родителей в Оптину пустынь с целью совсем остаться на жительство в монастыре, но, по неимению паспорта, чрез козельскую полицию был возвращен домой. В мужеском возрасте, живя еще в миру, некоторое время носил вериги до тех пор, пока на теле его не открылись раны. Имел наяву искушения от бесов, от которых милостью и помощью Божией избавлялся; но как человек подвергался иногда и немощам человеческим. Видал замечательные сны, которые у него всегда сбывались. Но только Оптинский старец Макарий, к которому отец Феодосий в свое время относился, всячески предупреждал его, чтобы снам отнюдь не верил, так как через них легко впасть в прелесть бесовскую. Да и святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен»
Имея с юных лет стремление к иноческим подвигам и вообще к монашеской жизни, Феодор Афанасьевич не связывал уже себя узами брака. И так как он некоторое время служил по питейным откупам в городе Лебедяни Тамбовской губернии и уже знаком был с Лебедянским Троицким монастырем, то по благословению известного троекуровского затворника отца Илариона поступил сначала в число братства в этот монастырь. Это было 27 июля 1860 года. Тут он был и в мантию пострижен 28 июля 1863 года и наречен Феодосием, затем рукоположен был в иеродиакона 15 июля 1864 года и в иеромонаха 28 января 1868 года.
По обстоятельствам же пришлось ему переместиться в Оптину пустынь 1875 года 19 января.

По благословению старца батюшки отца Амвросия он поместился было в скиту, но тут ему пришлось пожить недолго.

Амвросий Оптинский
8 апреля 1877 года по определению Святейшего Синода он назначен был настоятелем Перемышльского Лютикова монастыря Калужской епархии, где и возведен был в сан игумена 31 марта 1885 года. Находясь в Лебедянском Троицком монастыре, отец Феодосий по благословению доброго настоятеля отца игумена Иоасафа с самого поступления в монастырь до перехода в Оптину пустынь жил в монастырском саду, в уединенной кельи. Так, как видно из его записок, он проводил строгую подвижническую жизнь: временем по целой ночи проводил в молитве и слезах; но при том, как видно из его же записок, очень строго относился в суждениях своих к немощам своих собратий, начиная с самого отца настоятеля, казначея и т. д. Потому, промыслительно попустилось и ему самому впасть в те же погрешности, которые он осуждал в своих собратиях, когда Господь судил ему самому быть настоятелем Лютикова монастыря. Он даже так ослабел в жизни духовной, что приехал однажды к старцу батюшке отцу Амвросию и просил у него благословения оставить настоятельскую должность. Но старец сказал ему так: «Живи до тех пор, пока не прогонят». И слова старца не остались без исполнения. Дело было так. В 1893 году, когда Калужскую архиерейскую кафедру занимал епископ Анатолий (впоследствии член Московской Синодальной конторы и настоятель Новоспасского монастыря), в Лютиковом Троицком монастыре украдена была неизвестно кем вся капитальная монастырская сумма в несколько тысяч рублей. Скрыть это было нельзя. И хотя по опубликованию деньги вскоре нашлись, тем не менее владыка приписал это неосмотрительности настоятеля и велел ему подать в отставку. 10 февраля 1894 года отец игумен Феодосий был отставлен от настоятельской должности.
Для более внимательной жизни Промысл Божий, чрез высшее начальство, указал отцу Феодосию самое благонадежное место — скит Оптиной пустыни. Тут он жил очень скромно и своим простым обращением заслужил любовь братии. Нередко за святое послушание он ездил в Шамординскую женскую обитель для отправления богослужений наряду с другими иеромонахами. Там жила его родная сестра Екатерина Афанасьевна, которая пострижена была келейно в схиму и скончалась раньше своего брата дней на пять или шесть. И сам отец Феодосий незадолго до своей кончины тоже желал быть постриженным в схиму, но почему-то это дело не состоялось. В скиту он прожил немалое время — лет девять с лишком. Любил часто служить Божественную литургию и служил с умилением сердечным. А в свободное время имел привычку удить рыбу, в чем находил всегда большое удовольствие. Вообще, он был добрый и благожелательный монах и в свое время гостеприимный настоятель.
Смерть застала его неожиданно. Дня за три или за четыре он служил; и это было последним напутствием его в жизнь вечную. Затем, как говорили, у него открылась сильная рвота, и 10 октября 1903 года он мирно скончался на 80-м году от рождения. На третий день была соборная литургия и похороны.

Заключение.
Жизненный путь игумена Феодосия учит нас видеть истину, разбираться в себе и своих поступках, помогают найти верное решение в тех или иных жизненных ситуациях. Духовное наставничество батюшки позволило мне, хоть и самую малость, но стать ближе к Богу.