Сочинение-эссе на тему « Герои моей малой Родины»
Каждый человек с рождения больше всего на свете любит свою страну и место, где он родился и вырос. Для меня моя малая родина – это моё село. Меж невысоких гор и холмов находится неведомо как возникшее в далёком прошлом моё родное село Сокур. Мне интересно было узнать о том, когда и как зародилось наше село, об известных людях, которые были родом из нашего села. Поэтому я собирала информацию из многих источников, в частности по рассказам своей прабабушки, которая слышала это от своих предков.
Село Сокур по своему происхождению – довольно необычное старинное поселение. На околице села при въезде в него со стороны города Саратова стоит указатель ,на котором обозначено , что основание села Сокур относится к 1717 году. По воспоминаниям сторожил нашего села, название « Сокур» происходит от названия породы деревьев « осокорь», которые преобладали в здешних местах. Среди старожилов села до второй половины 20 века были распространены украинские фамилии с окончанием на « о» : Алексенко, Бондаренко, Доценко и др, Менее распространёнными, но также часто встречающимися фамилиями были: Бортновский, Дубовский, Жаворонский, Хорольский и т.д Сокурские украинцы с гордостью подчёркивали своё древнее происхождение .
На две неровные половины село делит небольшая речка Сокурка, впадающая в Чардым. Вдоль речки по широким, но неровным и извилистым улицам с названиями: Капкас, Вакульевка, Смолянка, Слепая, Коноваловка, Марьевка, Выселки и другие – издавна селилось в основном украинское население . Позже приезжавший в село люд селился у южного въезда в село. Место это называлось Рущина.
Основной достопримечательностью Сокура около двухсот лет считается огромный кирпичный храм, расположенный в центре села. Он считается памятником архитектуры конца 18 века – начала 19 века. Долгое время здание находилось в плачевном состоянии, но несколько лет назад его отреставрировали. По праздникам в нём проходят службы.
Другой достопримечательностью села является сельский клуб, размещённый в одноэтажном кирпичном здании бывшего земельного банка, построенного в середине 19 века, во время Земских реформ.
Северо–восточная сторона села – это невысокие горы. Самой высокой считается Серковая гора, в названии которой заложено имя атамана Серко — единомышленника легендарного атамана Кудеяра. Кудеярова гора, где по преданию захоронен атаман Кудеяр и его награбленные богатства, располагается у села Лох, в 15 км от села Сокур.
Первое знакомство с селом можно закончить упоминанием о большом лесе Диброве. Лес во все времена был предметом гордости селян. Он также обеспечивал их нужды строительными материалами, дровами. грибами, сеном и ягодами.
Закончив небольшой рассказ о селе, я бы хотела рассказать о человеке, который родился и жил в нашем селе. О нём я узнала из книги, на которую случайно наткнулась в сельской библиотеке.
Это ветеран труда Саратовского авиапредприятия, известный авиатор, который прошёл путь от авиационного техника, старшего инженера до заместителя командира авиаотряда — Анатолий Иванович Жаворонский. Он является автором двух книг по истории Саратовского авиапредприятия.
Родился Анатолий Иванович в нашем селе, в деревянном доме с соломенной крышей, находящемся на улице Большой (сейчас это улица Босова), в нескольких километрах от церкви 4 августа 1931 года. Родители Анатолия Ивановича были из сельских крестьян-бедняков. Отец 19-летним парнем был призван на военную службу. Воевал за Советскую власть на стороне красных, был ранен в ногу и демобилизован. В 1920 году отец женился на своей ровеснице , трудолюбивой и весёлой односельчанке. Они обвенчались в сельской церкви, жили дружно. В семье было пятеро детей, но выжили в жестокий, голодный 1933 год только трое: сестра Вера (1925 г), брат Виктор (1928 г) и маленький Толя (1931 г). Основные заботы по дому, семье, хозяйству легли на плечи матери, особенно тяжело было в годы Великой Отечественной войны. Но как говорит сам Анатолий Иванович, не предполагал, что она проживёт до 90 лет.
В 1939 году в восьмилетнем возрасте Анатолий Иванович впервые переступил порог местной школы. В своей книге он с уважением вспоминает свою первую учительницу – Зинаиду Николаевну Лаврову. В школе Анатолий Иванович учился прилежно, в то время многие педагоги были выходцами из Автономной республики немцев Поволжья.
На всю жизнь, как он сам вспоминает в своих записях, в его памяти сохранился день 22.июня 1941 года. Шёл сильный ливень, когда они с ребятами бегали по лужам, к ним подошёл какой-то человек и сказал: «Ребята! Бегите по домам и скажите родителям, что началась война». Мальчишки не сразу поняли, что произошло. Отца через месяц призвали Красную Армию. Село наполняли беженцы из районов Украины и Белоруссии. В 1944 году получив похоронку на отца, Анатолий решил бросить школу и пошёл работать в колхоз. Он освоил работу прицепщика тракторной бригады.
В 1945 году, когда закончилась война, Анатолию было 14 лет. Окончив десятилетку в 1949 году по причине слабого материального положения, Анатолий не делал попыток поступить в высшие учебные заведения города Саратова. По примеру многих сельских парней, решил связать свою судьбу с лётным училищем гражданской авиации, которое находилось в городе Красный Кут.
Приёмная комиссия тогда работала в Саратовском аэропорту. Анатолия принял председатель приёмной комиссии, одобрил его выбор и дал направление на медицинскую комиссию. Но медицинскую комиссию он не прошёл и не был принят в лётное училище.
Конечно, ему было обидно, что его друг, с которым он вместе поступал, прошёл, а он нет, но сдаваться Анатолий не хотел и принял решение сдать документы в Троицкое авиационно-техническое училище ГВФ (Гражданский воздушный флот). Вызов на учёбу он получил в середине 1949 года.
Анатолий был зачислен в 103 учебный взвод 3-й роты училища. Первый учебный год курсанты жили без удобств: матрасы и подушки набиты соломой, теснота, зимний холод. Но нытья и жалоб не было и в помине. Все жили между собой дружно. Обучение в училище Анатолий закончил вполне успешно, и в 1952 году 12 апреля на выпускном вечере получил выпускные документы, погоны техника-лейтенанта ГА (Гражданской Авиации). По распределению его направили в город Куйбышев, в Волжское управление ГВФ. Куйбышевский аэропорт тех времён являлся базовым аэропортом Волжского управления ГВФ. Его работа состояла в техническом обслуживании самолётов.
Женившись, в 1952 году Анатолий Иванович переезжает в Саратов и поступает на работу в Саратовское авиапредприятие ГВФ. В его обязанности входило своевременно и высококачественно обслуживать проходившие через аэропорт транзитом самолёты.
Затем он был назначен на должность старшего инженера лётного отряда, а с мая 1966 года он полностью перешёл на партийно-политическую работу в Саратовском объединённом авиаотряде.
52 года Анатолий Иванович проработал в коллективе Саратовских авиаторов. Он с гордостью рассказывает о своих друзьях, коллегах, с которыми связана его жизнь.
Анатолий Иванович Жаворонский автор книг: «В небесах и на земле», «Память жива», « В ногу с жизнью».
В своей книге «В небесах и на земле» автор изложил историю Саратовского авиапредприятия ГА, книга «Память жива» — это документальные очерки из жизни авиаторов, а книга « В ногу с жизнью» — это автобиографические записки авиатора.
Мне интересно было узнать об этом человеке. Мы никогда не должны забывать о наших земляках и рассказывать о них нашим потомкам.
Спасибо нашим землякам, нашим замечательным труженикам, которые по- своему делают историю, внося свой посильный вклад в развитие нашей страны.
Проходят дни, бегут года, и где – то, там и тут,
Шумят большие города, дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог и беспокойных дней,
Всегда России уголок живет в душе моей.