В огне им выпало взрослеть…

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по-новому»

Номинация
Герои моей малой Родины

Город Саратов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 5»

В ОГНЕ ИМ ВЫПАЛО ВЗРОСЛЕТЬ…
Соловецкая школа юнг

Работу выполнил:
Ширшов Денис Владимирович
обучающийся 8 «Б» класса
МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» МО город Саратов
научный руководитель
Никифорова Л.Г.
учитель истории и обществознания
МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» МО город Саратов

Саратов — 2018

Оглавление
Введение…………………………………………………………стр. 3
Необходимость создания школы юнг и условия приёма…….стр. 4
Остров Соловецкий, древних стен тишина……………………стр. 5
Постигали науки соловецкие юнги……………………………стр.7
Здесь мальчишек советских опалила война…………………..стр. 10
Заключение……………………………………………………..стр..12
Информационные ресурсы……………………………………стр. 14

Введение
Время стремительно летит вперёд. Позади остаются события большие и маленькие, значительные и не очень, оказавшие большое влияние на судьбы людей или совсем незаметные. Великая Отечественная война стала историей, но она унесла жизни 27 миллионов советских людей. 10 миллионов из них – солдаты, офицеры, остальные – дети, женщины, старики. 1418 дней, наполненные стонами раненых, их кровью, потом, смертями, криками ужаса детей и их матерей — никогда не исчезнут из памяти моего народа.
Отдельную страницу в истории этой страшной войны вписали дети: они заменили ушедших на фронт родителей у станков на заводах, на колхозных полях, они были партизанами, подпольщиками, разведчиками. Мой рассказ о юнгах, мальчишках, мечтавших стать настоящими моряками.
Почему меня заинтересовала эта тема? Из разговоров со своими одноклассниками я понял, как мало мы знаем о мальчишках и девчонках, которые «приближали День Победы как могли». Историю ХХ века в школе мы ещё не изучали, а очевидцев и участников тех далёких героических лет становится всё меньше. Воспитанникам школы юнг было всего 14-16 лет. В 2013 году, когда отмечалось 70-летие школы, на Соловки приехали 48 её воспитанников. А на 75-летие – всего 19, и было им уже по 90 лет и больше. Мне захотелось подробнее узнать о них: о чём они думали, мечтали, какую роль в их жизни сыграла война. Возможно, мой рассказ заинтересует одноклассников, кто-то из них достанет семейный архив и откроет ещё одну страницу Великой Отечественной войны…
Цель работы: познакомиться с совершенно уникальным образовательным учреждением – школой юнг, располагавшейся на Соловецких островах.
Для этого надо узнать (задачи работы): как можно было в неё поступить, какие предметы там изучали, где и как жили будущие морские волки, в каких военных операциях принимали участие.
Работа имеет информационный, практико-ориентированный характер.

Необходимость создания школы юнг и условия приёма
Шел 1941 год. Наши войска отступали и несли огромные потери. В 1942 году положение на фронте стало критическим: тяжелейшие бои на севастопольском направлении, в район Воронежа, Ростова, под Сталинградом. Мальчишки тысячами штурмовали военкоматы, чтобы только попасть на фронт, бороться с фашистами как их отцы и старшие братья. Экипажи боевых кораблей нуждались в пополнении, и Главком ВМФ СССР Николай Кузнецов предложил И.В. Сталину поддержать стремление подростков защищать Родину. 25 мая 1942 года приказом № 109 народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова вводилось в действие Положение о юнгах ВМФ: «В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации учредить в ВМФ институт юнг. Прохождение службы Юнг слагается:
— из обучения в специальной школе продолжительностью 12 месяцев;
— из практического плавания на кораблях флота до достижения призывного возраста.
Школу юнг укомплектовать юношами комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 14 — 16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ. Из принимаемого контингента готовить следующих специалистов: боцманов флота, рулевых, радистов, электриков, мотористов».
На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».
Школа была создана вопреки Женевской конвенции, запрещавшей лицам моложе18 лет участвовать в боевых действиях. В период Второй мировой войны это была самая молодая по возрасту личного состава воинская часть не только Советского Союза, но и всей Европы.
Подросткам надлежало заменить (хотя бы отчасти) моряков, сошедших с кораблей на берег, в морскую пехоту. Набор производился по специальной разнарядке ЦК ВЛКСМ в Москве и еще восьми областных центрах, в том числе в Саратове. Всего планировалось набрать 1,5 тыс. юношей 14-16 лет, имевших 6-7 классов образования. Конкурс был огромным, хотя открыто о наборе не сообщалось. Например, в Москве на 500 мест в первый набор всего за несколько дней было подано 3500 заявлений.
Школа открылась на островах Соловецкого архипелага 1 сентября 1942 года. Это была не просто школа юнг, а самостоятельная, самая молодая по возрасту воинская часть, имеющая Боевое Знамя в годы Великой Отечественной войны. Суворовские училища будут созданы спустя год, а нахимовские – только через два года. За короткое время своего существования школа юнг подготовила 4111 специалистов самых разных морских специальностей, и мальчишки встали на боевые посты на кораблях вместо ушедших кадровых моряков. Более трехсот юнг были награждены во время войны боевыми орденами и медалями, семеро получили ордена Красного Знамени, Володя Моисеенко удостоен звания Героя Советского Союза, а Коля Яковлев стал участником легендарного парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
Уже при поступлении в Школу мальчишки столкнулись с трудностями. Для начала, кроме заявления, нужно было предоставить следующие документы:
1) выписку из ЗАГСа о рождении;
2) справку о состоянии здоровья;
3) справку об образовании;
4) автобиографию;
5) справку с места работы о согласии отпустить в школу (если кандидат работал).
Преимуществом при поступлении в Школу юнг пользовались сыновья рядовых, старшин и офицеров ВМФ и Красной Армии, воспитанники детских домов, опекаемые дети. При поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей, у кого они были. Его тоже не очень легко было получить, ведь не каждая мать решится дать такое согласие, зная, что окончивший школу сын получит направление на боевой корабль.
Отсев кандидатов происходил, в основном, по причине непригодности к службе на флоте по медицинским показаниям (слабые слух, зрение, низкий рост). Местом сбора будущих юнг стал остров Бревенник под Архангельском. К 1 сентября 1942 года в школу юнг было направлено 1192 человека. На 18 сентября 1942 года юнгами ВМФ стали 1307 человек. Это был первый набор в школу.

Остров Соловецкий, древних стен тишина
По рассказам участников тех событий, первых мальчишек привезли ночью в жуткий шторм – так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море. Рассказывает юнга Михаил Лагунов:
« Ночью транспорт «Вятка» вышел в Белое море. Пассажиры, то есть мы, всю ночь не спали, находились на верхней палубе. Внизу транспорта опасно было находиться, так как в случае попадании торпеды никто не уцелеет. Утром подошли к Соловкам. Как только ребята стали выгружаться, из — под воды «выскочила» немецкая подводная лодка и запустила торпеду. В эту опасную минуту я уже находился на берегу и видел как маленькое судно «почтовое сообщение и связь с берегом», пожертвовав собой, спасло наш транспорт»…
Морская форма, выданная юнгам, огорчила их: она топорщилась, свисала с худеньких плеч. Пришлось потрудиться, чтобы форма стала придавать её обладателю бравый вид. А, увидев бескозырку, многие мальчишки от обиды чуть не плакали: вместо лент с якорями на ней был аккуратный «девчоночий» бантик и надпись «Школа Юнгов ВМФ». Юнгам объяснили: право носить ленты и погоны ещё надо заслужить. «Боевую тревогу объявят, все выскочат, – рассказывал соловецкий юнга Бронислав Петрович Телов. – Ботинки американские тогда были здоровенные, носков не было, портянки наматывать надо было. Опытные так те быстро намотают, выскочат, а если кто не уложился – так всё по новой, повторная тревога… Нога-то тридцать пятый размер, а ботинки – сороковой, сорок первый. Предназначены они у американцев были для пустыни, сухого климата. А здесь сырость их разъела, приходилось сушить. Сейчас никто не поверит, что к доске некоторые выходили босиком, ботинки сушили. Портянки подстелешь ночью под простынь, утром уже сухие надевали».
Для размещения Школы Юнг на Соловецких островах был выделен бывший Савватеевский монастырский скит в 14 километрах от Соловецкого Кремля, в котором стояли полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница для паломников. Эти здания отвели под учебные корпуса, а юнги разбили палатки и начали рыть землянки на берегу озера Купальное. Им приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать камни-валуны, валить строевой лес и таскать его на неокрепших плечах. Работали все дни напролёт с короткими десятиминутными перерывами. С середины сентября по ноябрь на Соловках шли бесконечные дожди, когда было особенно тяжело перекатывать огромные валуны. А они перекатывали. Не могли перекатить – раскаляли и обливали водой, били по ним палками, пока не треснут и тащили по частям. «Вспоминается, как группа «юнгашей» (15-20 человек) тянула из котлована огромный камень, силёнок не хватает, плачут, а тянут…» – писал бывший комиссар школы юнг С.С. Шахов. После работы отправлялись отдыхать в холодные палатки, где постелью были матрасы, набитые травой, и наволочки с хвойными ветками. Накрывались байковыми одеялами. Построили городок к ноябрю. Выкопали и обустроили тридцать полуземлянок-кубриков. Возвели учебные корпуса на 42 класса, небольшую баню, прачечную, клуб на 200-250 мест, жилой дом для семей офицеров, столовую на 500 мест, камбуз, хлебопекарню и санитарную часть.
Поселились юнги в землянках вместимостью 52 человека каждая, с койками в 3 яруса и печками — буржуйками, одна на все помещение. Холод был собачий, ночью мерзли. Но юнги придумали выход — у каждого был свой кирпич. Перед тем, как ложиться спать, они клали этот кирпич на плиту, после чего заворачивали его в свое белье, под одеяло. Иначе было не заснуть. Иногда среди ночи в землянке раздавался грохот: кто-то неосторожно поворачивался во сне, и кирпич падал с третьего яруса на пол. Поначалу даже света не было, зажигали коптилки – железные чернильницы с фитилями, в которых в качестве горючего использовали рыбий жир, который давали для смазки ботинок. Стены от такого освещения были чёрными. Позднее поставили движок и провели ток. Но юнги стойко, как и подобает военным, переносили трудности и лишения.

Постигали науки соловецкие юнги
7 ноября 1942 года с торжественным принятием воинской присяги первый набор юнг приступил к учебе. Через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность школы в Савватеево в хозяйственном отношении, и часть юнг была переведена в Кремль. Таким образом, школа юнг разделилась на две части. Юнгам приходилось оборонять остров от фашистов. Фронт находился всего в шестидесяти километрах. Немецкие самолёты, отправляясь бомбить Архангельск, не забывали бомбить и Соловки. Но все же, несмотря на трудности, старались учиться. Учились по двенадцать часов в сутки: восемь часов занятий и четыре часа самоподготовки. Для проверки прибывающих юнг и распределения их по специальностям работала комиссия из 13 человек.
Режим был очень строгий.
6 часов – подъём. Физзарядка на берегу моря в любую погоду в тельняшках и брюках под пронизывающим северным ветром. Вспоминает юнга второго набора Альберт Семушин: «В землянках было очень холодно, после купания полотенце примерзало к волосам, но каждое утро мы выходили на физзарядку, и я не помню, чтобы кто-то из ребят болел».
8 часов — завтрак.
С 8 до 13 часов — общие и специальные занятия, строевая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевой гранаты в цель. Морская практика, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу. Уставали страшно, постоянно хотелось спать.
13 часов — обед. В целом кормили сытно, но в основном кашами. Поэтому мальчишки ловили в лесу прятавшихся под берегом озера в гнездах уток, обмазывали их глиной и запекали на раскаленных углях на костре. Кроме того, собирали бруснику — восполняли недостаток витаминов.
С 14 до 16 часов — практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.
С 16 до 17 часов — свободное время.
С 17 до 19 часов — общественно-полезный труд, самоподготовка, утверждение нарядов на дежурство.
19 часов — ужин.
С 20 до 22 часов 30 минут — свободное время.
22 часа 30 минут — вечерняя поверка и отбой.

Согласно учебному плану, юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, химия, география, черчение, история, литература. Подготовленные юноши становились действительно ценным кадровым резервом.
5. Политическая подготовка.
Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монастырских кельях, переоборудованных в классы (в Соловецком Кремле), и в землянках (в Савватеево). Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ребята, чтобы согреться, притопывали ногами. Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски часто было сложной задачей.
В школе работали 30 преподавателей, 30 инструкторов – старшин и 60 инструкторов. Большинство из них имели высшее, неоконченное высшее или среднее специальное образование, остальные – среднее образование. К примеру, физику юнгам преподавал В.Г. Долгополов, окончивший механико-математический факультет Московского государственного университета. «Без знаний в море нечего делать, – повторял начальник школы, капитан первого ранга Н.Ю. Авраамов, — разве что рыб кормить». Вспоминает юнга Альберт Семушин: «Я считаю, что все преподаватели Школы заслуживают самых добрых слов в свой адрес. Юрий Николаевич Аврамов, капитан первого ранга, начальник школы юнг, бывший царский офицер, автор книги «Шлюпочное дело», которую мы изучали, сам с нами ходил на вёслах, проходил практику. Комиссар Шахов проводил с нами политзанятия. Видно, специально подбирали таких настоящих людей, которые бы могли достойно воспитывать молодёжь».
Из воспоминаний юнги Николая Осокина: «Образование у нас было 6-7 классов. Понятие об электричестве — минимальное бытовое. А ведь нам предстояло эксплуатировать сложнейшее электрическое корабельное хозяйство: генераторы, моторы, аккумуляторы, многое другое. И о самых сложных законах электротехники Александр Николаевич рассказывал так просто и доходчиво на житейских примерах, что понимали все. Его объяснение закона Ома, Кирхгофа я помню до сих пор. Мы не зубрили формулировки, мы старались понять суть и применить на практике». Кроме предметов по своей специальности юнги изучали и смежные дисциплины, чтобы в случае гибели товарища на время заменить его. Большим авторитетом пользовались у юнг преподаватели Я.П.Платонов, Н.Ф.Пукемов, В.Г.Долгополов, И.А.Камышко, П.П.Вишнев. Преподаватель русского языка Павел Павлович Вишнев после войны стал писателем и написал детскую повесть «Юнги» .
Преподаватели и инструкторы столкнулись с многочисленными трудностями, одна из которых заключалась в недостаточной теоретической подготовке воспитанников. Кроме того, впервые в истории военно-морских сил командиры, преподаватели и инструкторы приступили к обучению 14 — 16-летних моряков.
Помимо теоретической подготовки юнги ходили в море на мотоботе № 319 и транспортном корабле «Ударник», а также на шлюпках под парусом и на вёслах. Эту практику, несмотря на мозоли, мальчишки очень любили. Они понимали, что без знаний, без специальных умений и навыков опытного, сильного и умного врага не победить, поэтому, как вспоминал соловецкий юнга Я.К. Кобяков, «учились хорошо, с душой и с чувством ответственности за то доверие, которое нам оказали, зачислив в школу юнг ВМФ». Многие серьёзно увлекались спортом: занимались боксом и гимнастикой, играли в футбол, волейбол и баскетбол на специально оборудованных в Савватеево площадках. Зимой совершали многокилометровые пешие и лыжные походы. Занимались Соловецкие юнги и художественной самодеятельностью. За два года было подготовлено 30 концертов и 2 спектакля.
На время обучения в Школе на каждого юнгу было установлено денежное содержание — 8 рублей 50 копеек в месяц. Но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей школы, перечисляли в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали 200 тысяч рублей на военный корабль. Они отправили телеграмму Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» позднее участвовал в боях на Черном море. Большинство соловецких юнг стремились закончить школу на пятерки — им разрешалось самим выбирать, где будут служить. А так как не на всех флотах велись военные действия, то, например, на Каспий никто не хотел идти служить, каждый юнга рвался воевать. Чаще всего отличники просились на Северный флот и Балтику. После обучения юнгам полагался месячный отпуск. По воспоминаниям юнги Л.В. Зыкова, когда им зачитали просьбу командования желающим сразу же отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед, желающие!» — шагнул весь батальон.
Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях.
Здесь мальчишек советских опалила война
В сентябре 1943 года состоялся первый выпуск. Каждому вручалось свидетельство об окончании Соловецкой школы юнг. Перед отъездом к месту назначения юнги дали клятву на верность воинскому долгу: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха, не знать покоя, быть в первых рядах самых мужественных, самых смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины» . И клятву свою юнги сдержали. Они выдержали проверку с честью и до конца. Вошли в историю флота России.
Всего за годы Великой отечественной войны было сделано три набора — в 1942-м, 1943-м и 1944-м годах, в общей сложности подготовлено 4111 первоклассных специалистов для всех флотов и флотилий Советского Союза:
радистов — 946 человек
рулевых — 35
боцманов надводных кораблей — 411
мотористов торпедных катеров — 717
электриков надводных кораблей — 534
артиллерийских электриков – 3
торпедных электриков — 139
боцманов торпедных катеров — 166
мотористов-дизелистов — 124
штурманских электриков — 50 человек.
Таким образом, Соловецкая школа юнг ВМФ, развернув подготовку специалистов различных профилей, с заданием командования справилась. Они служили на флоте и в морской пехоте.
В школу на Соловецких островах отправилось на подготовку, а далее на флот более трёхсот уроженцев Саратова и области. Вернулся назад — 121…
В августе 1943 года из городского парка «Липки» вторая группа саратовских мальчишек 1928 года рождения уходила на учёбу в Соловецкую школу юнг, расположенную на островах в 165 км от Полярного круга. Среди них был и ученик школы № 28 Георгий Снетков:
«Все мы, мальчишки военных лет, хотели бить фашистов, защищать свою землю. На фронт убежали с приятелем, в Сталинград хотели попасть. Но нас сняли с поезда и через Камышин вернули в Саратов. Жили мы тогда с мамой и маленьким братишкой на улице Чернышевского, в доме водников. Сильно бедствовали, голодали, как и все в это время. Мама работала в начальной школе, где теперь находится музей Константина Федина, как служащая получала в день 400 граммов хлеба. Переговорив с мамой, получив её благословение, я отправился в областной комитет комсомола на улицу Волжскую. Я был определён в группу электриков-надводников. Приняли военную присягу. Уже в 1944 году был распределён на действующий корабль Северного флота. Старшим матросом служил на эсминце «Разъярённьiй» и линкоре «Архангельский» вплоть до демобилизации в марте 1950 года, когда вернулся в Саратов. Мама дождалась меня, а вот младший брат нет…»
Баранов Юрий Дмитриевич после учебы служил на бронекатере в составе днепровской флотилии. Основная задача команды — поддерживать сухопутные войска. Служил и на Черноморском флоте до демобилизации в 1950 году. Вернулся в Саратов, ходил на теплоходе по Волге, позже перешёл на заводе «Серп и молот».
Снетков Снетков Георгий Павлович после окончания учёбы по специальности «электрик — надводник» в 1944 году попал в спецкоманду , которая принимала по ленд-лизу английские корабли: линкор, крейсер и шесть эсминцев. 3 марта 1944 года эти корабли были зачислены в состав ВМФ СССР. На одном из них, линкоре, который с 30 мая 1944 года получил название «Архангельск», и стал служить Георгий Павлович. После войны он ещё несколько лет служил на боевых кораблях разных типов и классов.
Заключение
Вся история существования школы Соловецких юнг удивительна и интересна. Меня поразило то, что мальчишки построили своими руками целый городок для своего проживания. Что им дали в руки не ручку с тетрадкой, а пилу, топор, лопату – ройте себе землянки. Иначе зимой вы тут замерзнете! И они рыли. Котлованы копали. А почвы там крайне тяжелые. Валуны встречались величиной с легковую машину. И все они сделали своими руками, без использования какой — либо техники.
Из четырех тысяч мальчишек, выпущенных Соловецкой Школой юнг, в войну погибло около тысячи. Смертность на торпедных катерах доходила до 70%, а ещё сопровождение конвоев… По воспоминаниям одного из выпускников, из его соловецкого кубрика живыми с войны вернулись четыре человека. А было их в кубрике – пятьдесят два.
Закалка, которую в них вложили, осталась на всю жизнь. И хотя они были детьми, но уже и военными. Жизнь в тяжёлых условиях сильно повлияла на подростков, сделав их бесстрашными, выносливыми, с твёрдым характером. Летом 1972 года на островах своей юности встретились 140 «юнгашей» из 36 городов Советского Союза и решили установить на острове памятник юнгам. Вскоре он встал рядом с монастырской стеной, недалеко от Сторожевой башни. Под табличкой — литой знак школы юнг: бегущий по волнам парусник с якорем под ним, сверху вьётся лента с надписью: «1942 — школа юнг — 1972». Для бывших воспитанников Школы встречи на острове каждый юбилей стало традицией. В 2017 году исполнилось 75 лет Соловецкой школе юнг. Торжества по этому поводу прошли в Москве, Архангельске и на Соловках. Мне хочется напомнить слова адмирала Горшкова, которые он сказал, обращаясь к бывшим юнгам полвека назад: «Вы люди, чьей судьбе можно позавидовать. Спасибо вам, славные мальчишки военных лет, за все, что вы сделали для советского народа, для мира на земле» . Эти слова перекликаются со словами Нарышкина Сергея Владимировича – директора Службы внешней разведки Российской Федерации, произнесенными им уже на 70 — летии школы юнг в 2013 году: «Для последующих поколений россиян Соловецкие юнги всегда будут символом патриотизма, стойкости, верности долгу, самопожертвования, беззаветного служения Родине. Их имена навечно вписаны в бессмертную летопись воинской и трудовой доблести России» .
Вся история существования школы Соловецких юнг удивительна: мальчишки построили своими руками целый городок для своего проживания, им дали в руки не ручку с тетрадкой, а пилу, топор, лопату – стройте себе землянки, или зимой вы тут замерзнете! И они построили, а почвы там крайне тяжелые. Валуны встречались величиной с легковую машину. И все они сделали своими руками, без использования какой — либо техники.
Из четырех тысяч мальчишек, выпущенных Соловецкой Школой юнг, в войну погибло около тысячи. Смертность на торпедных катерах доходила до 70%, а ещё сопровождение конвоев… По воспоминаниям одного из выпускников, из его соловецкого кубрика живыми с войны вернулись четыре человека. А было их в кубрике – пятьдесят два.
Закалка, которую в них вложили, осталась на всю жизнь. И хотя они были детьми, но уже и военными. Жизнь в тяжёлых условиях сильно повлияла на подростков, сделав их бесстрашными, выносливыми, с твёрдым характером. Летом 1972 года на островах своей юности встретились 140 «юнгашей» из 36 городов Советского Союза и решили установить на острове памятник юнгам. Вскоре он встал рядом с монастырской стеной, недалеко от Сторожевой башни. Под табличкой — литой знак школы юнг: бегущий по волнам парусник с якорем под ним, сверху вьётся лента с надписью: «1942 — школа юнг — 1972». Для бывших воспитанников Школы встречи на острове каждый юбилей стало традицией. В 2017 году исполнилось 75 лет Соловецкой школе юнг. Торжества по этому поводу прошли в Москве, Архангельске и на Соловках. Мне хочется напомнить слова адмирала Горшкова, которые он сказал, обращаясь к бывшим юнгам полвека назад: «Вы люди, чьей судьбе можно позавидовать. Спасибо вам, славные мальчишки военных лет, за все, что вы сделали для советского народа, для мира на земле» . Эти слова перекликаются со словами Нарышкина Сергея Владимировича – директора Службы внешней разведки Российской Федерации, произнесенными им уже на 70 — летии школы юнг в 2013 году: «Для последующих поколений россиян Соловецкие юнги всегда будут символом патриотизма, стойкости, верности долгу, самопожертвования, беззаветного служения Родине. Их имена навечно вписаны в бессмертную летопись воинской и трудовой доблести России» .

Информационные ресурсы

http://www.solovki.info/?action=archive&id=362
http://nordflot.ru/pages/2292.php
http://nordflot.ru/selpeople.php?selpeople
http://www.inguide.ru/data/library/kodolaarticles/sol_yung.php http://45pobeda45.blogspot.ru/p/blog-page_39.html?m=1
http://www.saratov.aif.ru/society/yungi_rvalis_na_front_300_chelovek_iz_saratova_
postupili_v_shkolu_yung
http://world.lib.ru/n/nikitina_e_w/ssoolloovvkkii.shtml http://krasnoarmejsk.org/201403201493/Istoricheskie/jungi-severnogo-flota.html
knigogid.ru›Книги›18171-yungi/toread
Музей Соловецкой школы юнг северного флота http://sy-museum.ru/biogr
Соловецкие острова, информационный портал www.solovki.info
Саратов. www.issuu.com/vavilovec/ 20.08.2012)