Великие люди небольшого села

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую Родину по-новому»

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ
НЕБОЛЬШОГО СЕЛА.

Номинация «Герои моей малой Родины»

Выполнила работу Петухова Виктория
ученица 10 класса МОУ-СОШ с.Даниловка
Аткарского района
Руководитель Москаленко Ирина Анатольевна
учитель географии МОУ-СОШ
с.Даниловка Аткарского района

2018 год

Оглавление.

1. Введение.________________________________________________2
2. Основная часть.___________________________________________2
2.1. Герой своего времени.____________________________________2
2.2. Русский китаец Вей Ин.__________________________________ 5
3. Заключение.______________________________________________7
4. Литература.______________________________________________ 8

1.Введение

Цель проекта: изучить историю своей малой родины, узнать о жизни и деятельности земляков, каждый из которых внёс много значимого для своей родной земли.
Задачи проекта:
1. Изучение прошлого и настоящего села Даниловка, обычаев, традиций и духовной культуры.
2. Доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данной темы.
3. Активизация поисковой деятельности.
4. Продолжить дальнейшую исследовательскую работу.
Социальная значимость проекта:
Проект позволяет представить информацию об историческом наследии родного края и о людях, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины.
Ожидаемый результат: Содержание деятельности по проекту и собранный иллюстрированный материал могут быть использованы для внеклассных мероприятий в школе, а также при изучении курсов истории, краеведения. Проект поможет овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
2.Основная часть.
2.1. Герой своего времени К.Ф. Агринский.

Аткарская земля всегда славилась умными, прогрессивными людьми, которые внесли большой вклад для развития своего края. Это Минх А.Н. – историк, краевед, археолог; Павлюков Н.Ф. – последний «голова» г. Аткарска, Бубнов А.П. – художник, Б.Ф. Андреев – народный артист СССР и другие.
Своя богатая история есть и у нашего села. Об этом я узнала, изучив материалы школьного музея, из рассказов жителей села, статей СМИ и интернета.
Село Даниловка одно из старейших сёл Аткарского района. Оно образовалось, как предполагают, в начале 18 века. Из документа, который нам предоставил Саратовский государственный архив, видно, что церковь в селе построена в 1820 году. Общее количество прихожан было 3637. Дворов с селе около 500. Этот документ подтверждает предположения, что Даниловка образовалась задолго до 1820 года. Более 300 лет тому назад на месте нашего села стоял дремучий лес. Его пересекала широкая и глубокая река. Считают, что первым поселенцем был Данил из Тамбова. Он занимался охотой, рыболовством, земледелием. Шли годы, леса стали заселяться, появились новые люди. Возникло село и назвали его в честь первого поселенца Даниловка.
В конце XIX века главная сила была у четырёх помещиков, 12 кулаков, священника, трактирщика. Лучшие земли и лес были в их руках. Крестьянам выделялись худшие земли, причём выделялись они только на мужчин и детей мужского пола, которые попадали в ревизию, а ревизии проводились раз в 10-12 лет. В селе насчитывалось 530 крестьянских дворов, 4 торговых лавки, пивная, двухклассная мужская школа. Все дома, кроме нескольких кулацких и помещичьих усадеб были покрыты соломой и освещались керосиновыми лампами. В селе проживали четыре помещика: Назаров, Мельников, Глаголев и Агринский. Самым прогрессивным и добродушным по отношению к своим крестьянам был Агринский Константин Феофилактович. Чем же был необычен Агринский, судьба которого связана с нашими селом?
Природа одарила его блестящим умом, но и крутым нравом. Сельский парень из глухого уезда, он отлично окончил Саратовское духовное училище. Однако из семинарии Константина выгнали, потому что не выдал инспектору друзей по пирушке.
Потом он ухитрился устроиться в Медицинскую академию вольнонаемным слушателем. Но отчислили его со второго курса, просто из-за отсутствия требуемых документов. Где только не оббивал он пороги, унижаясь — и везде получал отказ. Мечты о высшей школе рухнули.
Отец-священник поучал сына Агринского: «На святой Руси всех кормит народ затюканный, и мы, сыне, должны жизнь свою посвятить служению ему». Константин свято принял завет отца. История гласит, что хождение в народ Агринский начал с обширного Камышинского уезда на Волге, обосновался в привольном селе Жирное сельским учителем в народной школе.
Громадного роста, широкий в кости, с серыми проницательными глазами, жизнерадостный и с раскатами хохота, он стал советчиком сельчан и любимцем крестьянской детворы. Обучал их грамоте, приобретал на медяки свои для школы керосин, буквари, дрова.
Куда потом только не забрасывала его судьба! Наконец она завела Агринского с котомкой, в затрапезных портках, на богатую усадьбу саратовского помещика Ермолаева, где нанялся он домашним учителем. Ермолаев удивился: «Ишь, как быстро недоучка стал общим любимцем». Но однажды, словно громом сразило папашу: «Грамотей успел завладеть и сердцем моей дочери-любимицы!». Весь уезд судачил о неравном браке. Перст судьбы указал счастливым молодым путь в глубинку Даниловской волости. Облюбовав там заброшенное имение с 308 десятинами голой земли, украшенной лишь зарослями лопухов и бурьяна, вступили они в новую жизнь. Оленька, жена его, управлялась с лопатой не хуже, чем с клавишами рояля.
Крестьяне косились на пришлого: «На богатея-мироеда не похож. С мужиками калякает запросто. Не брезгует, сажает в передний угол, еще и чарку нальет. Чудной барин, ей Богу!».
Недоверие продолжалось недолго. Шестипольная система земледелия Агринского вызывала в округе изумление! Еще бы! Удобряемые пашни приносили щедрые урожаи. Амбары его ломились от отборного зерна.
Мужики мало-помалу стали интересоваться его новшествами, дивными сеялками-веялками, молотилками. Окруженный толпой земледельцев, Агринский посвящал их в секреты агрономии, ботаники и механизации.
Через несколько лет имение его было не узнать, оно превратилось в живописный оазис. Сам он неустанно трудился первые десять лет, но потом не стало хватать времени, нанимал работников.
Молва о чудесах хозяйства его дошла до окрестных границ. В захолустье это съезжались из Царицынского, Камышинского, Вольского уездов, соседних губерний и шустрые управляющие, неудачливые помещики, купцы ерничали: «Поглядим на нашего фермера-богатея. Гляди, чего и себе присмотрим. Даже зажиточные колонисты на Волге разоряются и бегут в Америку, а он знай, себе процветает».
Оторопевших гостей встречала могучая фигура радушного Агринского. Это была неугомонная натура, с пылким темпераментом, с беспокойным, нервным характером. Лихие кони выносили гостей в благоухающие поля, к ухоженному лесу, мимо аккуратных школ, библиотеки-читальни в селе Даниловке, щедрым попечителем которых он оставался до конца дней своих. Тысячи изумленных людей побывали здесь, от них он ничего не утаивал.
А сколько их прошло через его кабинет с кустарной мебелью, покрытой ситцем, с научными приборами; в гостиной супруга-певица играла на рояли. К нему на хутор запросто приезжали величавые профессора, студенты, поэты.
Гости поражались, увидев множество телег, на которых катили к нему крестьяне из самых дальних волостей: то за хлебом, соломой, кирпичом, а то за деньгами и газетами.
Продуманный Агринский, будучи постоянным сотрудником «Саратовского дневника», вместо гонорара выторговал себе бесплатно сотни годовых комплектов и распределял их для чтения по глухим деревням.
«Без просвещения народу хана, сопьется вконец», — повторял он.
Ему выражали свои симпатии солидный Департамент земледелия и Физическая обсерватория, где он был десятки лет корреспондентом.
Саратовское общество естествоиспытателей, зная о его бурном характере, озаботилось: избрать ли его в свои солидные члены? Он же писал вдохновенно и заваливал столы столичных и местных редакций бойкими статьями о развитии пчеловодства, борьбе с саранчой, аренде земли, образцовых хозяйствах. Ученое общество не устояло — и приняло к себе исследователя!
Трудно перечислить, над чем хлопотал Агринский. У него было более 70 публикаций напечатанных в массовых российских изданиях «Сельский хозяин», «Русский инвалид» и других.
Ещё Агринский увлекался тайнами метеорологии и народными приметами. Возвел научную станцию с новейшим оборудованием. Невзирая на мрак и стужу, ежедневно в течение 25 лет вел наблюдения.
Подытожил труды свои — и опубликовал две уникальные книги «Русские народные приметы о погоде и их значении для практической метеорологии и сельского хозяйства» и «О метеорологических условиях мглы на юго-востоке России». Первую книгу я отыскала в электронной библиотеке, а о второй пока нет никаких сведений.
Умер Агринский 16 марта 1903 года и захоронен был в имении своем на кургане, где любил сидеть с детьми и вести беседы с людьми.
Прожил он всего 51 год, но эти годы были очень плодотворными. Сейчас на месте захоронения, благодаря усилиям директора школы№10 Потаповой А.Г., администрации района и с.Даниловка установили надгробную плиту. Учащиеся нашей школы следят за порядком, проводят субботники. Но, к сожалению, имение Агринских не сохранилось. Даже от добротного кирпичного дома мы не смогли найти фундамента, когда ходили на территорию, где было их имение. Единственное, что сохранилось – пруд, но в удручающем состоянии. Изучив все материалы, я была приятно удивлена, что в нашем селе жил такой человек. И у меня возникло чувство гордости за наше крохотное и мало кому известное село.
2.2 Русский китаец Вей Ин.
Борис Дмитриевич Мурнин с 1975 по 1984годы был директором школы , преподавал историю. А ведь бывший директор –легендарная личность. Мне захотелось узнать о Борисе Дмитриевиче: на помощь пришли печатные статьи о нём и рассказы людей, лично его знающих. В 1943 году шестнадцатилетним пареньком он был призван в армию, год обучался в Вольской авиационной школе механиков, стал мотористом, а затем стрелком боевого самолёта. А через год Б. Мурнин отправился на фронт. Его первым местом назначения стала Карловка – маленький населенный пункт в Полтавской области. Начались воздушные бои. Было страшно: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Но страх проходил, когда чувствовал спину лётчика, с которым летал на боевом самолёте. Жизнь экипажа во многом зависела от стрелка.
За героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне, Борис Дмитриевич получил заслуженные медали за освобождение Варшавы, за взятие Берлина, за победу над Германией – это лишь малая часть его наград.
О Победе Борис Дмитриевич узнал 8 мая 1945 года. Этот день запомнился ему небывалым счастьем. Думал: все – война закончилась, поедет домой. Но служба продолжалась ещё 5 лет. Ветеран полтора года прослужил в Китае, приняв участие в «секретной» китайской войне. Поскольку СССР скрывал от мировой общественности, что принимает участие в этой войне, дошло до того, что все русские солдаты получили китайские имена. Борис Мурнин стал Вей Ин.
Русские солдаты не только участвовали в воздушных боях, но и обучали китайских товарищей пилотированию и стрельбе. Снова пришлось переживать гибель уже китайских товарищей. За героизм, проявленный во время секретной войны, правительство Китая наградило старшину Мурнина медалью Мао Цзэдуна. Медаль от Мао Цзэдуна, которую заслужил Борис Дмитриевич, давала ему большие льготы. Но солдат вернулся на Родину. Все солдаты, принимавшие участие в боевых действиях, давали подписку о том, что обязуются хранить молчание в течение 50 лет. Мобилизовали Мурнина в 1951 году. С него взяли подписку о неразглашении, и он наконец-то вернулся домой. Потом были учеба и работа. Борис Дмитриевич учился сначала в вечерней школе, потом в институте, стал учителем. Сначала он обучал школьников черчению, рисованию и физической культуре, позже – истории и географии. Потом стал директором школы. Он руководил школьным коллективом в селе Даниловка около 10 лет. (1975-1984 годы).
Расположение школы не может не привлечь внимания. Старинное двухэтажное здание (которому более 100 лет), словно огромная белая птица на холме, виднеется издалека. Оно окружено большим яблоневым садом, посаженным очень давно. А вот при Борисе Дмитриевиче появился ухоженный огород , на котором выращивались овощи для школьной столовой. Этих овощей хватало на весь год. Все, кто посещал школьную столовую в 80-ые годы, помнят мочёные яблоки, квашеную капусту, входившие в ежедневное меню. Разрослась и радует глаз берёзовая роща, в тени её дерев отдыхают и взрослые, и дети. Недалеко от школы был вырыт руками детей прудик, в который запустили карасей. Дети трудились на небольшой кроликоведческой ферме, расположенной на школьном дворе.
Борис Дмитриевич руководил школой в очень непростые времена: не хватало специалистов по многим предметам. Он ездил в Саратовский пединститут и университет, приглашал практикантов поработать в школе. Всегда по-отечески, очень доброжелательно относился к молодым педагогам.
Заключение.
Сейчас практически никто у нас в селе не занимается сбором и сохранением информации об истории села, о людях нашего села. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые могут рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах, кроме их названия. Я не хочу, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Если каждый из нас соберет материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашем селе, это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом. Я считаю, что сохранение памяти о земляках – людях старшего поколения – важная часть воспитания в нас любви к Родине, родному краю, людям, которые нас окружают и ответственности.
Мне удалось в своем проекте это отразить. История о наших земляках, я думаю, не могла оставить никого равнодушным.
В заключении мне бы хотелось сказать, что куда бы ни забросила нас судьба, каждый должен помнить о своей МАЛОЙ РОДИНЕ.

Список литературы и интернет ресурсы:
1.Бирюлева Ю «Медаль от Мао Цзэдуна»
2. Бичехвост Н «Герой своего времени К.Агринский»
3. Материалы школьного музея
4. Саратовский государственный архив
5. Сайт электронной библиотеки http://search.rsl.ru/ru/record/01003686582