Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина
Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»
Номинация: «История моей малой Родины»
Исследовательская работа на тему:
«Быт жителей села Большой Карай в XIX – XX вв.»
Выполнил: Тарасов Илья
обучающийся 10 класса
Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии, краеведения
с. Большой Карай – 2018 г.
Введение
Познание исторической действительности жизни русской деревни рубежа XIX -XX веков не возможно без реконструкции крестьянского быта. В крестьянской повседневности находили свое зримое воплощение, как традиционный сельский уклад, так и перемены, которые были вызваны к жизни хозяйственным и культурным развитием страны. Содержание бытовой культуры русского села, может быть исследовано посредством анализа его материальных компонентов: пищи, жилища и одежды. В условиях потребительского характера крестьянского хозяйства бытовые условия сельской семьи адекватно отражали уровень ее благосостояния. Разрушение привычной замкнутости сельского мира, в результате процесса модернизации, вело к появлению новаций и в такой консервативной сфере как деревенский быт.
Цель данной исследовательской работы: выяснить обыденные жилищные условия сельской семьи в селе Большой Карай Романовского района Саратовской области.
Задача настоящего исследования заключается в выяснении сути перемен, произошедших в крестьянском быту на протяжении изучаемого периода.
В крестьянской избе
Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений — клети и сеней и теплого — избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.
Изба состояла из горизонтально сложенных бревен — венцов, которые скреплялись в зарубы (по краям круглые углубления). В них-то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Рубка углов избы: 1- «в обло»; 2 — «в лапу»
Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.
Если войти в крестьянскую избу, то обязательно споткнешься. Навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него-то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.
Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по-черному».
В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно — с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал в дом.
Волоковое окно
Косящатое окно
Полы были земляными, смазанными жидкой глиной, а зимой ещё и соломой застилали, чтобы теплее было.
Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» — отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба»
(изба). В избе, где печь топили «по-черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными.
Печной угол в избе. XIX век
Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.
Печь в крестьянском доме ставили на опечек- фундамент из бревен. Внутри выкладывали под — днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи
называлась сводом, отверстие — устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла — «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем — его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты (рогачи) разных размеров, кочергу, чапельник (чаплю), большую хлебную (подовую) лопату.
Ухваты — это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.
Ухват и чугун
У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц (горнушки).
Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем несравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики, в печке и купались (парились).
Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли — бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды — посудник.
Другой угол — около двери и напротив окна — был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
Черпаки. XV в.
Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:
Под матицей, под потолком Висит полколпака гороху
Без червячка, без червоточинки.
Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок — припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него — залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.
В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы — матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.
Внутренний вид избы с полатями.
Внутренний вид избы XIX в
Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами — божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады- специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами — рушниками.
Божница
Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник- глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой — выливали. Грязная вода собиралась в лохань — специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».
Рукомойник. XIX в
Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) — глиняными. Чугуны делали из твердого материала — чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.
Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, квасник, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.
Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Некоторые экспонаты из чашек, мисок и ложек в настоящее время находятся в школьном краеведческом музее села Большой Карай.
Ковш. XIX в.
Деревянная посуда XII-XIII вв.: 1 — тарелка (видны следы резания мяса); 2 — миска;
3 — ставец; 4 — блюдо; 5 — ендова
Бондарные изделия X-XIII вв.: 1 — кадка; 2 — шайка; 3 — бочка; 4 — ушат; 5 — лохань; 6 – ведро
В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия — лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.
Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор — тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель — плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.
Тесло и скобель
Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.
Заключение.
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XIX-XX веках в жизни и повседневном быте крестьян происходили значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние. Со временем жилищные условия крестьян становились лучше (дома крыли досками, железом, в поле легче стало работать благодаря орудиям труда). Жители села Большой Карай всегда работали на земле, работают и будут работать. Эти люди заслуживают уважения.
Благодаря крестьянам прошлых лет, жителям настоящего времени наше село со своей не простой историей существует вот уже более 400 лет. Местные жители помнят летопись своего родного села и чтят традиции.
Так было и так будет всегда!
Экспонаты школьного краеведческого музея