МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С детства влюблен в Волгу…

 

Работу выполнил ученик 10 класса

МОУ «СОШ с. Воскресенское»

Воскресенского района

Саратовской области

Привалов Егор

Руководитель: Захарова О. В.

 

 

с. Воскресенское 2019

Содержание

  1. I. Введение__________________________________________________ 2 стр.
  2. II. Анкетирование ____________________________________________ 3 стр.

III. Николай Иванович Потин – художник-самоучка.

Обзор биографии ___________________________________________  3-5 стр.

  1. IV. История родного края на картинах художника-самоучки ________5-6 стр.
  2. V. Уникальный проект под руководством

Светланы Анатольевны Зубашенко_____________________________ 7-8  стр.

VI Школьный музей__________________________________________ 8-9 стр.

VII. Заключение_______________________________________________ 9 стр.

VIII Информационные ресурсы__________________________________ 9 стр.

IX.Рецензия руководителя_____________________________________ 10 стр.

 

  1. I. Введение

Талант дается человеку от рождения, и никакие жизненные испытания не смогут этому противостоять. К сожалению, мы не всегда внимательны к землякам, творческим людям, самоучкам. Между тем они оставляют нам в наследство очень интересные творения, рассказывающие об истории родного края, демонстрирующие любовь к родной земле, преданность корням своих предков.

Актуальность темы исследования заключается в том, что собранный материал о художнике-самоучке Потине Н. И. позволяет рассказать об истории родного края, материал данной работы можно использовать на уроках краеведения, тематических классных часах.

Цель исследования: изучить биографию художника-самоучки Потина Николая Ивановича, познакомиться с его картинами и рисунками.

Задачи исследования:

  • провести анкетирование среди учащихся МОУ «СОШ с. Воскресенское» и проанализировать результаты;
  • собрать материал и систематизировать его;
  • изучить историю написания отдельных картин;
  • выяснить содержание рисунков в карандаше.

Объект исследования: жизненный и путь художника Потина Н. И.

Предмет исследования: биография, документы, картины.

Методы исследования: исследовательский, частично – поисковый,

аналитический.

Гипотеза:

Можно предположить, что наше общество предельно мало знает о своих земляках и чаще всего не обращает внимания на культурные события, которые происходят в сельской жизни. Знание истории родного края и внимательное отношение к судьбам земляков поможет воспитанию патриотизма, положительно повлияет на формирование личности.

Этапы работы над проектом

  1. Организационный: изучение литературы по данной проблеме,

разработка плана исследования.

  1. Сбор информации: сбор информации по теме исследования в разных источниках.
  2. Практический: систематизация материала, написание исследовательской работы, создание презентации по данной теме, выступление по теме исследовательской работы на школьном уровне.

II.Результаты анкетирования.

Я считаю, что человек должен хорошо знать то место, в котором он родился, интересоваться судьба своих односельчан, жизнью родных мест. Мои ровесники — современная молодежь, среди них есть знатоки современных музыкальных течений, фильмов, клипов, любители увлекательного чтения. Мне было необходимо выяснить следующий вопрос:

 

Какие из перечисленных фамилий людей, проживающих сегодня в селе Воскресенском или живших здесь раньше, вам известны?

Укажите их профессию или увлечение, то есть то, чем они особенно запомнились землякам?

Клочков Василий Георгиевич

Кузнецов Владимир Павлович

Грачев Сергей Егорович

Хрипунов Игорь Александрович

Потин Николай Иванович

Цель анкетирования:

выяснить, как уровень осведомлённости современных подростков о своих земляках,

проследить, какие факты влияют на круг интересов подростков.

В ходе анкетирования было опрошено 39 учащихся МОУ «СОШ с. Воскресенское»: ученики 10-го и 8-а, 8-б классов. Результаты получились следующими.

Вывод: 56% учащихся более-менее подробно рассказывают об актере Хрипунове И. А. (то есть кино и подобные развлечения у подростков на первом месте), 35% — о художнике –самоучке Потине Н. И. (это в основном те, кто занимается в ДШИ), 38% — о Герое Советского Союза Клочкове В. Г. (но очень путаются в информации, неточно называют исторические моменты, наименования, не вникают в суть информации), 2% учащихся – об известном хирурге, авторе книге о Воскресенской ЦРБ Кузнецове В. П., 7% — об учителе, ветеране Великой Отечественной войны, чья фотография находится на стенде зала боевой славы Грачеве С. Е.. То есть о врачах и учителях, много лет живших в родном Воскресенском, спасавших жизни или воспитывавших детей, молодое поколение практически не знает.

При сравнении результатов по классам получились итоги: учащиеся 8-а класса лучше знают людей родного села, занятия в ДШИ развивают социальную компетентность подростков, а из учащихся 8-б класса только 1 ученик занимался в ДШИ. Среди учащихся 10 класса 14% ничего не смогли пояснить по предложенным вопросам, что скорее свидетельствует о низком интеллекте.

Результаты данного анкетирования послужили началом моей исследовательской работы.

III. Николай Иванович Потин – художник самоучка. Обзор биографии.

Н.И. Потин родился в 1932 году в с. Воскресенском в рабочей семье. В 1939 году пошел в школу, но вскоре началась война, отца забрали на фронт, нужно было кормить семью. Школьное образование на этом закончилось. В возрасте 12 лет Николай уже познал нелегкую долю рыбацкого труда, добывая рыбу из богатых вод реки Волги, вместе со своим дедом.

  Интерес к рисованию у Н.И. Потина пробудился в детстве, когда отец дал ему простой набросок табурета, и это стало неким «толчком» для юного Николая. В школе он обожал уроки рисования. Его первая учительница Евдокия Павловна Курылина всячески поощряла его стремления, а преподавательница рисования Корнилова, заметив старания сельского мальчишки, умело направляла руку юного рисовальщика… Молодая учительница из Саратова разрешала ему копировать рисунки из книги с изображениями с. Воскресенское. Именно тогда в карандашных набросках стали появляться первые сюжеты его будущих картин. Педагог заинтересовала своих учеников нехитрым конкурсом: кто из них за 45 минут сможет нарисовать родную школу, получит пятерку. Маленький Коля справился за все время с прорисовкой одного угла, а учительница успела нарисовать все здание. И выглядело это у неё четко и красиво, как на фотографии. Раззадорило мальчишку такое умение, и он решил во что бы то ни стало научиться рисовать так же быстро и красиво. Весть третий и четвертый класс мальчик обучался азам живописи.

Но началась война, и молодая учительница ушла добровольцем на фронт и не вернулась. Обучаться художественной науке Николаю Ивановичу не пришлось, в то время бушевала война, поэтому ему пришлось рано пойти работать, но тем не менее, он продолжал рисовать самостоятельно. Отец Николая погиб на войне, остались младшие братья. Тогда дед сказал внуку: «У тебя есть младшие братья, им ещё надо учиться грамоте, а тебе пора помогать мне и обеспечивать семью. Пойдешь со мной рыбу на Волге удить». Окончить школу не получилось, зато все свободное время подросток проводил за холстом – рисовал красками. Некоторые наброски тех лет сохранились до настоящего времени и перенесены после усовершенствования на листы чистой бумаги.

  В 1951 году Николай Иванович был призван на службу в армию. После восьмимесячного обучения в школе подготовки старшинского состава военно-морских сил Грузинского пограничного округа он служил в морском погранотряде в г. Батуми, рулевым штурманского отделения катера К-191, который охранял самые южные рубежи СССР Черного моря. А в октябре 1953 года его перевели на должность старшего рулевого штурманского отделения «Большого охотника» в порту г. Очамчира.

  Морская служба найдет отражение в его картинах «На границе», «Учение в ВМС».  После демобилизации по рекомендации Воскресенского РК ВЛКСМ Потин работал в 50-60 годах старшиной, начальником местного спасательного поста, а затем пристани. Он встретил там 15 навигаций, будучи приёмосдатчиком. Долгое время работал художником в кинотеатре села Воскресенское. Незадолго до пенсии был приглашен в качестве заведующего хозяйственной части райкома партии.

Он рисовал всегда. Волгу, пароходы, лодочки, отца за рыбалкой, золовку за приготовлением ухи, что-то воссоздавал по памяти. Николай Иванович дарил свои картины друзьям на праздники, юбилеи, просто так. И на всех – родные просторы. «Люблю воду и море красивое. И Волгу красивую, — поднимая серые глаза, признается художник, — я с детства в неё влюблен. Пароходы по ней плавали, а мы с мальчишками бегали смотреть на них. Нет ничего интересней родной реки, родной земли.»

  1. IV. История родного края на картинах художника-самоучки

Каждая картина, рисунок имеют свою удивительную историю, о чем всегда интересно рассказывает автор – художник.

Николай Иванович вспоминает, что с чудом уцелевшей меловой плиты, где был нацарапан сюжет начала времен освоения воскресенских земель, он сделал точную копию в рисунке. Она пролежала долго в его архиве, пока не была перенесена маслом на холст. Оказывается, на месте РДК в 1552 году был Двор-пост, и дети увидели его на картине. Эта мини-крепость была не только пристанищем купцов, которые с верховий Волги спускались до Каспия, чтобы торговать с другими странами, но и защитой от кочевников, совершающих набеги из Заволжья.

Воскресенскую Свято-Троицкую церковь Н.И. Потин нарисовал со старых фотографий, которые чудом сохранились в советские времена. Одна была сделана со второго этажа школы напротив храма – красивейшего сооружения села Воскресенское, а вторая, датированная 1915 годом, была сделана немцем — жителем поволжской немецкой республики с проходящего мимо двухпалубного парохода. По старым открыткам и по собственной памяти (по детским воспоминаниям) художник воссоздал изображение старинной церкви, которая когда-то возвышалась в центре села. «Видно ее было издалека. Я многое не помню, но купола у нее были выкрашены в зеленый цвет». В 1935 году от храма почти ничего не осталось, только ограда и часть основания – такой ее запомнили глаза мальчишки, когда он с бабушкой проходил мимо, возвращаясь домой из поездки в Вольск. («Воскресенское 1917г. Свято-Троицкий храм», «Воскресенская церковь. 1909 г.»)

У Николая Ивановича есть картины и рисунки в карандаше, рассказывающие об истории села Воскресенское: «Первое поселение.1552г», «Змеёвые горы (сверху вниз)». Далекое прошлое веков уже по названиям картин и рисунков: «Ветряная мельница. 1915г.», «Сулакский (Евдокушин)колодец. 1916 г.»,  «Тулупин колодец. 1916 г.», «Базар. 1910 г.», «Каменный взвоз. 1555 г.», «Овраг Сестренка, разделяющий Середину и Громиловку. 1564.г.», «Поповский взвоз. 1917 г.», «Сулакская пожарка. 1916 г.»

В 1942 году паренька пригласили зарисовать работу местного рыб колхоза «Красный рыбак», а именно отправку в Сталинград продовольствия, то есть рыбы. Для фронта по ночам отправляли живую (в трюмах с водой), соленую, вяленую волжскую рыбу. Днем суда на реке бомбили. («Контора Воскресенского рыбколхоза «Красный рыбак». 1940-1945 г.г.»)

В начале прошлого века на горе за селом было 12 ветряных мельниц, об этом рассказывает иллюстрация последних двух действующих из них.

Навсегда полюбил Николай Иванович море. О его службе во флоте можно узнать по картинам: «На границе. Батуми. 1952 г.», «Совместное учение ВМС с пограничными кораблями. 1952 г.», «Закат солнца. 1952 г.», «Цхалтуба. Черное море.1953 г.».

Можно с уверенностью сказать, что художник увлечен темой жизни на Волге. Некоторые сюжеты повторяются в разные годы : «Пристань»(1969, 1970), «Нефтебаза» (1965, 2000), «Мельница» (1969, 1999). Великая русская река у него всегда работает: «Погрузка зерна на Воскресенском хлебоприемном пункте», «Рыболовный стан», «Ледокол», «Утонувший буксир», «Спасательный пост», «рыболовный стан. Село Орловка. 1950.г.», «Воскресенское со стороны лугового озера в 1950 году», «Гнилушка. Луговая сторона Волги».

В Воскресенском было несколько причалов для сухогрузов, для танкеров с ГСМ у нефтебазы, для пассажирских судов. Долгое время функционировал спасательный пост на берегу, за которым была закреплена специальная «моторка» и две весельных шлюпки. Школьники с удовольствием записывались в добровольные спасатели на воде. Здесь молодежь обучалась управлять шлюпками и оказывать первую помощь на берегу. Это подразделение так и называли «Школа юнг».

Об истории воскресенской школы можно узнать из картин Потина Н. И. : «Духовная семинария. Начало застройки. 1901-1913 г.г.», «Духовная семинария. 1916 г. Воскресенская школа с 1929 г.»

В 1980 году Воскресенское стало районным центром. Николай Иванович представил эскизы будущей набережной. Родная Волга стала такой красивой с новой набережной, о которой мечтал художник. Рисунок как бы соединял прошлое (ведь церковь уже давно разрушена) и будущее. Всё вместе это мыслится замечательно. Но – в воображении художника. Он рисовал Волгу всегда, она получалась разная – с разным настроением, но всегда родная и близкая.

  1. V. Уникальный проект под руководством Светланы Анатольевны Зубашенко

 Близкий по роду деятельности и уважаемый в селе человек Зубашенко Светлана Анатольевна, которая является преподавателем художественного отделения Воскресенской детской школы искусств, организовала несколько встреч с Николаем Ивановичем для её учеников.

В ноябре прошлого года на встречу с уникальным человеком, который в своих картинах сохраняет богатейший краеведческий материал родного края, пришли преподаватели и ученики всех отделений этого учебного заведения дополнительного образования райцентра. Преподаватель художественного отделения детской школы искусств Светлана Зубашенко предложила своим ученикам поучаствовать в уникальном проекте.

Дело в том, что Н.И. Потин передал в дар художественному отделению ДШИ карандашные наброски сюжетов из истории села Воскресенского, отображающие жизнь поселения в нескольких веках, которые он мечтал, но не успел изобразить на холсте. А дети вместе с руководителем художественной школы решили претворить эту идею в жизнь. Дети общались, задавали ему вопросы, слушали захватывающие истории из уст уже пожилого человека, повидавшего многие перемены и исторические события.

Старожил райцентра подробно рассказывает об истории родного края, наполняет наши сведения новыми знаниями по краеведению. Для современных детей многое открывается впервые.  Дети XXI века уже не знают, что Волга была главной транспортной артерией, а Воскресенская пристань Саратовского речного порта вела все пассажирские перевозки и координировала грузопоток барж и самоходок, которыми доставлялись в наш район щебень, песок, асфальт для строительства дорог, соль, а зерно и подсолнечник отправлялись вверх и вниз по реке.

 Николай Иванович рад таким встречам: «Дети близко к сердцу воспринимают историю родного села, а главное, у них есть желание воссоздать некоторые моменты жизни Воскресенского по моим эскизам, — поделился своим мнением самобытный художник. — И мне спокойнее на душе, когда я знаю, что передал свои карандашные наброски в надежные руки преподавателя-профессионала и одаренных юных художников, которые смогут не только сохранить главную мысль исторических моментов, но и передадут в ярких красках свое отношение к тому, что будут рисовать. Такой ответственный подход не может не радовать…»

По воспоминаниям организаторов и участников встречи ученики ДШИ, дети разных возрастов, были очень увлечены рассказами Николая Ивановича. Было много вопросов по поводу картин, раскрывающих далекое прошлое родного края. Сами ученики так говорят об этом:

«Встреча с Николаем Ивановичем произвела на меня огромное впечатление. Меня очень удивили его рассказы об истории Воскресенского. Особенно

понравилась работа панорамного изображения, никогда не думала, что так идеально можно передать красоту и масштабность нашего села. Глядя на картины Николая Ивановича, узнаёшь знакомые места и сравниваешь, как они изменились за такой период времени» (Александра Зинченко, 14 лет)

«Мне очень понравилась картина Н.И. Потина «Начало села Воскресенское». Понравилось, как он изобразил природу. Я сразу узнала это место, несмотря на то, что столько лет прошло, Змеевая гора и ее окрестности почти не изменились. Я никогда не перестану восхищаться живописными картинами родного села». (Мария Голубева, 11 лет)

Преподаватель отделения изобразительного искусства Зубашенко Светлана Анатольевна прокомментировала более подробно: «Когда я приглашаю Николая Ивановича на очередную творческую встречу к нам в ДШИ, слышу от него: «…Я уж все вам сказал», но каждая новая встреча – это интереснейшие рассказы в картинках с историческими событиями из далекого прошлого нашего села. Воистину уникальный, скромный, доброй души человек. Безумно интересно слушать его рассказы и взрослым, и детям. После таких встреч иначе начинаешь смотреть даже на простую старую глиняную крынку, ставя ее в учебный натюрморт, не говоря уж о тех немногочисленных памятниках архитектуры, которые у нас остались. А самое главное, что дают эти встречи детям – это любовь к истории и культуре малой родины. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

 После встречи с художником Светлана Анатольевна предложила ребятам оживить карандашные наброски, которые Николай Иванович любезно передал им, с помощью ярких красок и детской фантазии. Ребята кропотливо работали над рисунками около двух недель, и у них получились интересные работы.

  1. VI. Школьный музей

Музей «Страницы истории села Воскресенское» в МОУ СОШ с. Воскресенское оформлен в 2008 году в рамках реализации проекта «Территория созидания» Саратовским Государственным Музеем Боевой Славы при поддержке Фонда «Саратовская губерния». История школьного музея начинается с 1990 года, под руководством учителя истории Жирновой С. А.. Она также встречалась с Потиным Н. И., организовывала выставки, оформляла материал для школьного сайта. Художник подарил школе несколько картин, которые сейчас хранятся в экспозициях.

VII. Заключение

Итак, Потин Николай Иванович. Человек, чью долю определенно нельзя назвать   легкой. Он пережил потерю отца, рано начал работать, служил в морском флоте и после этого всю свою жизнь проработал на благо своего родного села. И что самое главное, он нашел способ передать все накопленные им знания о родине в виде картин, которые поражают своей точностью передачи окружающего мира.

Сохраняя это наследие на холсте, Николай Иванович Потин верит, что, пока жива память современников, пока они внимательно изучают жизнь своих предков, народ не погибнет и пропадет. Его картины несут яркое жизненное начало, учат видеть в повседневном – красивое. Они зовут к мысли о завтрашнем дне и вселяют уверенность в силу национального духа народа.

VIII. Информационные ресурсы

  1. Сайт районной газеты «Наша жизнь»

http://moyaokruga.ru/ourlife/Articles.aspx?articleId=130656

  1. Сайт МОУ «СОШ с. Воскресенское»

https://sites.google.com/site/skmusej/home