Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Исследовательская работа

«ПОКЛОН ГЕРОЮ – ЗЕМЛЯКУ»


Выполнил: Салтыков Ильдар Кямильевич
ученик 8 класса
МБОУ «СОШ с.Яковлевка»
Адрес школы:412613, Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с.Яковлевка, пер.Почтовый 1б,
тел. 8(84591)63-5-16


Научный руководитель:
Тугушева Наиля Мусиновна,
учитель истории
МБОУ «СОШ с.Яковлевка»Базарно-Карабулакского района Саратовской обл. тел.(89276230306)
E-mail: ms.tugusheva1986@mail.ru


Яковлевка 2020г.

Оглавление.
1.Введение………………………………………………………….стр. 3-4
2.Основная часть
2.1. Биография А.А.Талалова и его путь…………………………стр.5 —
2.2 «Воевать и выжить…»………………………………….стр.4-7
2.3. «Путь в родные берега…»………………………………… стр.
3.Заключение
4.Использованные источники и литература……………………… стр.8
5. Приложение………………………………………………………………….. стр.9-13

Введение.


Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома стали и огня.
«Ода солдату» А.Плотников.


В 2020 году наша страна отмечает знаменательное событие – 75-е Победы над нацисткой Германией. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война.
Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь.Сколько горя и бед принесла эта война всем советским людям, в том числе моим землякам, а также многим моим односельчанам- жителям села Яковлевка Базарно – Карабулакскогорайона.
Великая Отечественная война сплотила всех, более 287 мужчин сразу ушли на фронт, оставшиеся женщины, дети, трудоспособное мужское население выращивало хлеб, женщины растили детей, собирали посылки с теплыми вещами и махоркой для фронта. 87 человека не вернулись с фронта.
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне знаменательна не только для нашего народа, но и для всего прогрессивного человечества. Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Все меньше остаются среди нас ветеранов войны, которые были участниками кровопролитных боев. Они заслужили всенародное уважение. Об их жизненном подвиге нужно знать всем. Тема судьбы человека, который прошел войну, наиболее актуальна в современной жизни.Такая человеческая судьба характерна для многих советских людей. Тысячи бесстрашных воинов заслужили право на доброе имя. Этой работой мы отдаем долг тому человеку, который воевал на этой страшной войне и вернулся живым. Потомки должны знать своих героев.

Данная работа посвящена изучению жизненного пути ТалаловаАлесандра Андреевича, ветерана Великой Отечественной войны и труда, человека с интересной судьбой. Он всю свою жизнь проработал на благо своей Родины.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что через судьбу одного человека можно прочесть историю Родины. Не зная прошлого своего народа, Родины, невозможно разобраться в настоящем и в будущем. Редеют ряды ветеранов – Солдат Великой Победы, тружеников тыла. Судьба у них одна — труд, служение Родине. На их детство выпала репрессия, на молодость выпало невероятно тяжёлое испытание войной, на зрелость – восстановление и укрепление могущества страны.
Основной целью работы является изучение жизненного путиТалаловаАлександра Андреевича, человека необыкновенной судьбы, ветерана войны и труда.

Гипотеза: Талалов Александр Андреевич – ветеран Великой Отечественной войны, не только принимал активное участие войне, он внес большой вклад в развитие нашего села Яковлевки..

В соответствии с заявленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1) собрать, изучить и систематизировать фотографии, альбомы, письма, публикации, награды;
2) выявить основные этапы его жизненного пути;
3) изучить личность, его нравственные качества, основные жизненные принципы;
4) провести беседу с ветераном педагогического труда учителем истории Слаевой Г.Д.
Объект исследования: исторический период, который охватил жизненный путь ТалаловаАлександра Андреевича.
Предмет исследования: судьба человека, его духовное и нравственное становление.
Источниками исследования явились:
• Школьная библиотека;
• Фонды музея шкалы МБОУ «СОШ с.Яковлевка».
Основные методы исследования – в своем исследовании я применял такие методы научного исследования: изучение музейных архивных материалов, документов, беседа, анализ мемуаров и статей.

2.1. Биография А.А.Талалова и его путь
Талалов Александр Андреевич родился 10 января 1926 году в селе Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
В Стригае он окончил начальную школу на отлично, а потом с родителями уехал в поисках счастья в Хорезмскую область республика Узбекистан.В те времена, если человек заканчивал обучение в такой школе, казалось, будто он получил высшее образование.

2.2. ««Воевать и выжить……»
В 1943 году 17-й летний Александр Талаловродом из Стригая отправляется на фронт.
В 1944 – 1945 гг. участвовал в боях с фашистскими захватчиками в составе IIБелорусского фронта. В 1945 году Александр Андреевич был ранен. За выполнение задания командования в боях с фашистами награжден орденом «Славы III степени» и медалью «За отвагу», « За победу над Германией», пятью юбилейными медалями.
Дороги службы – Кушка, Украина, Бобруйск (Белоруссия), Польша. Свой воинский путь солдат завершил капитаном в отставке. В 1950 году вернулся из Армии.


2.3. «Путь в родные берега…»
Талалов Александр Андреевич в 1951 году поступил в Харезмский Государственный педагогический институт и в 1955 году окончил с отличием полный курс названного института по специальности русский язык и литература.
Взял в жёны красивую и добрую девушку Разину Валентину Григорьевну. Будучи женой Александра Андреевича Валентина Григорьевна не сменила фамилию, так как в их семье мальчиков не было, а две девочки Валентина и Вера. По просьбе папы она оставила свою фамилию Разина, потому что это известная фамилия.
Валентина Григорьевна родилась 10 июля 1933 года в Узбекистане. Закончила филологический факультет Ферганского педагогического института в 1956 году. По окончанию института работала у себя на родине преподавателем русского языка и литературы. Судьба распорядилась так, что Валентина Григорьевна вместе с мужем Талаловым Александром Андреевичем приезжают в наше село.
Много трудностей пришлось испытать молодой семье и бытовая неустроенность и низкая грамотность населения и языковой барьер… Но преграды были достойно преодолены. В селе ее приняли и полюбили.
И в 1961 году Талалов Александр Андреевич, ветеран великой отечественной войны, капитан, имеющий медаль за отвагу в победе над Германией становится директором школы. Этот человек проработал в нашей школе 28 лет. Он был справедлив, любил правду, не стремился к богатству, для него самое большое богатство было дом, семья, работа, в общем, жил по совести. Сейчас таких людей очень редко встретишь.
28 лет, до конца жизни он учитель, завуч, директор. За трудовые дела неоднократно награждается Почетными грамотами, занесен в районную «Книгу Почета», значком «Отличника народного Просвещения».
Под его руководством в 1961 году в школе провели электричество. В 1962 году наша школа стала восьмилетней, а с 1966 года становится средней. Жизнь ставила перед школой и директором новые задачи. С ростом учащихся появилась необходимость в расширении учебной площади. И вот в 1981 году учащиеся и учителя нашей школы получили в подарок новое здание, в котором они учатся и работают сейчас…
Из воспоминаний Валентины Григорьевны «Впервые познакомилась с А.А. Талаловым в Ташкенте. Обратила внимание на смуглого, темноволосого, кареглазого, с правильными чертами лица человека. Но не внешность покорила меня. Я была поражена его глубокими знаниями, логичным, спокойным выступлением (это было на республиканских курсах учителей). «Вот с таким человеком я бы прошла до конца своих дней», — подумала я. В ответ на мое молчаливое восхищение Александр подарил мне свои стихи. Да он еще и поэт! Потом я узнала, что он любит рисовать, фотографировать, играть в шахматы.
Мне посчастливилось до конца дней быть с ним рядом. Это был солнечный, простой, скромный, требовательный к себе человек. С ним рядом человек становился умней, добрей, проще, лучше. С ним надежно. Такие не предают, такие помогают в беде. Как он любил людей и работу. Уходил утром и возвращался поздно вечером. О таких говорят «Сгорел на работе». Другим он быть не мог и не хотел. Это его стиль жизни. Он торопился жить».
Мы провели опрос среди коллег,которые работали и знали Александра Андреевича. Все о нем отзываются с большим уважением. Называют его Человеком с большой буквы. После этого сделали вывод, Александр Андреевич был очень уважаемым и замечательным человеком, знающим свое дело, аккуратный, честный, дисциплинированный, требовательный, организованный, все его папки, документы были в порядке и систематизированы. К работе относился добросовестно.

«Труд человека бесценный» — так можно сказать о Талалове Александре Андреевиче, который внес огромный вклад в развитие нашего села. Он собственноручно вместе с коллегами воздвиг стелу, погибшим в годы Великой Отечественной Войне «НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО».
Инициатором создания был самАлександр Андреевич. Открытие было 1973году. Стела в настоящее время находится рядом с детским садом. Почему именно там, потому что на месте садика раньше находилась старое здание начальной школы.
К большому сожалению, хочу отметить, что в сельском совете нет никаких документов о памятнике, поэтому мы не смоглиполучить более конкретной информации.
Каждый год 9-го мая проводится праздничное мероприятие, возлагаются венки и цветы к подножию стелы. И так будет всегда, пока жива человеческая память. И 2020 год не исключение. Потому, что стела напоминает два важных события – о выдающем человеке и подвиге нашего народа в ВОВ.

Следующим важным направлением Александра Андреевича была борьба с неграмотностью.В 1962 г школу преобразовывают восьмилетнюю, изучение ведется на русском языке. В 1966 году школа получает статус средней. Также при нем начали строительство нового здания школы, где дети нашего села обучаются по сей день.Александр Андреевич сам лично контролировал доставку строительного материалов и как велось строительство не жалея себя и своего времени.
В июне 198 году Александр Андреевич тяжело заболел. А осенью1989 году не стало этого замечательного человека. Жизнь его, мы не можем сказать была легкой. Чужбина и война не смогли сломать его сильный дух и любовь к Родине. Доказательством этого является, Александр Андреевич вернулся на Родину вместе с Победой, с высшим педагогическим образованием и со своей второй половинкой.
Похоронен Талалов Александр Андреевич в Стригайском кладбище. Мы навели некоторые справки о его родственниках. И узнали, что в Стригае проживает его двоюродная сестра Наталья Михайловна Талалова 1933 года рождения. К большему сожалению, мы не смогли с ней связаться. Но мы обещаем это дело завершить до конца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю судьбыТалалова Александра Андреевича, я убедился, в том что является наглядным примером для подрастающего поколения. В любых ситуациях он оставался Человеком с большой буквы, сильным духом, выносливым, храбрым, трудолюбивым и честным. Александр Андреевич был одним из самых образованных, одаренных и разносторонних людей своего времени, личностью в полном смысле многогранной.
Исследовав жизненный путь, я выяснил, что он необыкновенной судьбы человек, история его жизни вызывает чувства удивления и уважения. В работе вдохновлял личный интерес и желание глубже изучить судьбу этого удивительного человека.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что подталкивает ребят к более глубокому изучению истории своих предков. Этим самым я раскрыл поставленную передо мною цель. И я очень горжусь им.
Судьба позволила любознательному и талантливому от природы человеку вернуться живым из огненного пекла, продолжить свой путь, принять участие в возрождении, восстановлении и укреплении могущества родного края.
Перед нами необычайно интересный человек, который честно выполнил свой долг на Земле. И ему, и всему его поколению хочется сказать:
ПУСТЬ ПАМЯТЬ О НИХ НЕ МЕРКНЕТ ВЕКА!

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, что Александр Андреевич Талалов – ветеран Великой Отечественной войны, не только принимал активное участие войне, он внес большой вклад в развитие нашего села Яковлевки подтвердилась.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Книга Памяти
2. Газетные вырезки. Районная газета
3. Документы из домашних архивов
4. Фонды из школьного музея
5. Беседа с ветеранами педагогического труда, старожилами.