Приложение № 1 к Положению о проведении второго ежегодного Регионального конкурса исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории
Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»


Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»


Номинация
«Герои моей малой Родины»


Тема работы:

«Люди и судьбы.
Н.Г. Чернышевский и Мариинская колония»

Выполнил:
Мухин Михаил Андреевич,
ученик 9 класса
Средней общеобразовательной школы с. Октябрьский Городок
с. Октябрьский Городок Саратовской области

Руководитель исследования:
Мухина Ольга Александровна
преподаватель кружка Моя малая Родина


с. Октябрьский Городок – 2019 год

Содержание:

 

 

 

1.Введение…………………………………………………………………………………………

 2. Н.Г. Чернышевский. Сведения о жизни и деятельности……………..

 3. Мариинская колония на карте Саратовской губернии…………………………………………………………………….

 4. Н. Г. Чернышевский и Мариинская колония …………………………

 5.Выводы……………………………………………………………………

 6.Список использованной литературы……………………………………………….

7. Фотоальбом………………………………………………………………  

3 стр.

4-5 стр.

 

6-7 стр.

8-9 стр.

10 стр

11 стр.

12-15 стр.

Введение. 

«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости»
А.С. Пушкин

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана душа увлеченного человека. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Известный писатель В.И. Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека»

Краеведческой работой в нашей школе увлекаются многие: учителя и учащиеся, она способствует развитию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Богатая история села Октябрьский Городок, одного из старейших сел Татищевского района выдвигает перед нами многие интересные комплексные темы краеведческого характера: изучение истории возникновения села, летопись своей школы,  изучение истории сельскохозяйственного техникума имени К.А. Тимирязева, боевые и трудовые традиции своих земляков,  но особый интерес представляет изучение выдающихся личностей как – то связанных с нашим селом.

Исследовательская работа «Н.Г. Чернышевский и Мариинская колония» составлена на основе рассказа «Мариинская колония» из сборника  Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик» о детских годах Н.Г. Чернышевского.

Цель работы:

  1. Найти дом, где останавливался и прожил один месяц Николенька Чернышевский со своей матушкой Евгенией Егоровной предположительно в августе или в сентябре 1837 года.

 2.Почему Н.Чернышевскому было интересно  побывать в Мариинской колонии? Что он мог здесь увидеть?

3.Изучить историю возникновения и развития Николаевского Городка Мариинской колонии.

Объект исследования:

1.Сборник  Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик».

2.История возникновения Мариинской колонии.

3.История жизни врача И.Я. Яковлева.

Материал и методы исследования:

1.Внимательное прочтение книги Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик».

  1. Изучение архивных материалов музея сельскохозяйственного техникума, музея школы по истории образования и развития Мариинской колонии, Николаевского Городка.

3.Поиск сведений о враче И.Я. Яковлеве.

4.Встречи и беседы со старожилами села на предмет выяснения дома, где возможно проживал врач И.Я. Яковлев.

5.Фотосъемка объектов и составление презентации.

Гипотеза: мы предполагаем, что Николенька Чернышевский со своей матушкой Евгенией Егоровной в августе или в сентябре 1837 года посетили с Николаевский Городок  и прожили в доме врача И.Я. Яковлева ровно один  месяц.

Н.Г. Чернышевский. Сведения о жизни и деятельности.

 Николай Гаврилович Чернышевский родился 12(24) июля. 1828 года в Саратове в семье протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны (урожденной Голубевой). Оба его деда  и прадед по материнской линии были священниками. В доме Чернышевских царили достаток и теплая семейная атмосфера, одухотворенная глубокими религиозными чувствами.

 «…Все грубые удовольствия,— вспоминал Чернышевский,— казались мне гадки, скучны, нестерпимы; это отвращение от них было во мне с детства, благодаря, конечно, скромному и строго нравственному образу жизни всех моих близких старших родных». К родителям своим Чернышевский всегда относился с сыновним почтением и благоговением, делился с ними заботами и планами, радостями и огорчениями. В свою очередь мать любила своего сына беззаветно, а для отца он был еще и предметом нескрываемой гордости. С ранних лет мальчик обнаружил исключительную природную одаренность. Отец уберег его от духовного училища, предпочитая углубленное домашнее образование. Он сам преподавал сыну латинский и греческий языки, французским мальчик успешно занимался самостоятельно, а немецкому его учил немец-колонист Греф. В доме отца была хорошая библиотека, в которой, наряду с духовной литературой, находились сочинения русских писателей — А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, а также современные журналы. В «Отечественных записках» мальчик читал переводные романы Диккенса, Жорж Санд, увлекался статьями В. Г. Белинского. Так что с детских лет Чернышевский превратился, по его собственным словам, в настоящего «пожирателя книг».

Русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842—45), окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). Автор романа «Что делать?».

Умер 17(29)октября 1889 в Саратове.

 

Основой проекта послужила книга внучки Н.Г. Чернышевского Нины Михайловны Чернышевской «Саратовский мальчик», в частности рассказ «Мариинская колония». Из рассказа мы узнали, что, предположительно в августе — ноябре, 1837 года Н.Г. Чернышевский вместе с матушкой Евгенией Егоровной посетили наше село Николаевский Городок Мариинской колонии и прожили здесь один месяц.

 

 «Что-то долго болеет маменька. Все лежит и лежит. Из рук
книжки не выпускает. А опустит книжку, поглядит на сына —
ему не по себе становится. Чувствует, что маменька думает о нем, как бы он не остался без нее на белом свете.

И того доктора к ней приглашали; и другого — легче не стало. Пришлось взять в дом еще одну бабушку — Анну Ивановну, чтобы хозяйничала.

Раз слышит мальчик разговор у постели маменьки:

— Съездила бы ты, матушка Евгения Егоровна, в Мариинскую колонию. Ведь там, говорят,   такой лекарь   проживает, что и столичных докторов за пояс заткнет. И ученый: сколько книжек из Москвы да из Петербурга выписывает. А главное, вылечивает таких больных, от которых все доктора отказываются.

— Кто это? — тихо спрашивает маменька.

— Иван Яковлевич. Его все знают. О нем слава далеко идет.

— Иван Яковлевич? Не знаю,— в раздумье молвит маменька.— Измучилась я со своей ногой. Кажется, уж и всякую веру потеряла, что кто-нибудь может помочь.

— А ты, голубушка, попробуй. Ведь смотреть на тебя сердце надрывается. Николеньке всего десятый годок пошел, негоже ему одному оставаться. При солнышке тепло, при матери добро.

Уговорили тетушки и бабушки Евгению Егоровну. Наконец велено заложить семейную бричку. В подушках больную повезли к Ивану Яковлевичу. И Николеньку прихватили: очень уж просился с маменькой поехать. Шутка ли, такое далекое путешествие — в Мариинскую колонию. Там всего насмотришься…»[1]

Почему так интересно было Николеньке побывать в этих местах?

Мариинская колония на карте Саратовской губернии.

История возникновения Мариинской колонии необычна. Она интересовала пытливый ум многих людей. Мы предполагаем, что в образованнейшей семье Чернышевских знали её.

В 1796 году император Павел I назначил императрицу Марию Федоровну главой воспитательного общества, на которое возлагалось руководство институтами благородных девиц. Задачи воспитательного общества потом расширились. Оно впоследствии именовалось «Ведомство учреждений императрицы Марии». В этом ведомстве состоял и Московский опекунский совет, который по распоряжению императора Николая I приобрел у города Саратова большой участок земли вдоль берегов Идолги. Идея о поселении сих питомцев в Саратовской Губернии первоначально возникла в душе Императрицы Марии Федоровны. 1828 года, марта 16 дня поднесен ею Государю Императору Николаю доклад, на коем собственною Его Императорского Величества написано: »Предполагаемое новое заведение должно  упрочить благосостояние воспитанников Воспитательного Дома, нужные от моей стороны распоряжения с сим влечет приписание: Развитие сей прекрасной идеи, достойно добропорядочной Монархии и Мудрого Венценосного Сына Ея…»

В 1828 году началось строительство. Сюда, на приволжские земли, были переселены питомцы Московского приюта, которых опекала царица Мария Федоровна. Здесь росли и учились незаконнорожденные дети дворян. Выпускников приюта женили, давали двух – трех сирот на воспитание, выделяли скот, инвентарь и землю. Всего было построено шесть поселений. Новых поселенцев курировала царская семья, поэтому Центральное поселение  было названо в честь императора — Николаевский Городок, а окрестные деревни в честь членов царской семьи – Марьевка, Константиновка, Александровка, Михайловка, Владимировка.  На государственных землях предполагалось создать образцовые колонии с передовыми для того времени технологиями возделывания почв, выращивания скота.

Строительством заведовал Управляющий поселений Егор Карлович Лоде. Ему в помощь был прислан инженер-строитель, итальянец, фамилия которого, к сожалению, нам неизвестна. Тем не менее, архитектура поселения неповторима, отличается особым колоритом, изяществом, достойная столичных улиц.

Главное здание административное — четырёхэтажный дом для помещения в нём больницы на 30 кроватей.  Разделяется на две половины – мужскую и женскую. Для больных с «прилипчивой» болезнью – особые комнаты. Здесь же располагается  аптека, контора, школа, Церковь во имя Равноапостольной Марии Магдалины … Здание, как по наружности, так и по внутренней отделке, может быть украшением столицы.

В центре села был построен Храм Божий о двух престолах: первый — во имя Николая Чудотворца, второй — во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины. Церковь огромная, во вкусе новой архитектуры. Действовала с момента постройки с 1835 года до 1937 – 1938 г, когда была разрушена.

Напротив храма — дом для управляющего колониями с приличными службами. При сем доме заводится большой фруктовый сад. Рядом построен дом для прислуги. Известно, что в 18-19 веке климат в наших краях был суровее, и зимой выпадало много снега. Чтобы слуги могли вовремя прибывать на службу, дома были соединены подземным переходом.

Самой высокой точкой села является здание, из красного кирпича, построенное  в 1829 – 1830 годах. Предназначалось для размещения пожарной команды. Оно было снабжено необходимыми пожарными сооружениями. С 1840 по 1865 год  в этом здании находилась больница для инфекционных больных.

Кроме того, строились «необходимые помещения»: бани, водяная мельница, слесарни и пр.

В селе Николаевский Городок, на берегу реки Идолга, был разбит парк. По воспоминаниям старожилов, в парке произрастали деревья и кустарники разных пород.  Вдоль мощеных дорожек стояли скамейки. Пышные клумбы  радовали великолепными цветами. За  парком наблюдали садовники. За  парком наблюдали садовники. По воспоминаниям старожилов был составлен план парка. Императрица Мария Федоровна, в дни посещения своих питомцев в Мариинской колонии, останавливалась в доме управляющего, и в благоприятную погоду любила гулять по тенистым аллеям парка.

Н. Г. Чернышевский и Мариинская колония

Евгения Егоровна и Николенька Чернышевские были радушно приняты в доме врача.

«…Дом чисто прибран заботливой женской рукой. На окнах кружевные занавески, везде цветы… Матушке отведена отдельная комната в доме Ивана Яковлевича. Пожив у него месяц, она вернулась домой.» [2]

Дом, где жил И.Я. Яковлев, по воспоминаниям старожилов села, был деревянным, высоким и красивым зданием, но со временем нижние венцы сруба разрушались, дом оседал. В 20 веке жильцы дома решили почистить подвальное помещение и там обнаружили различную аптечную утварь, склянки, деревянные и металлические коробочки, подписанные по-латыни. Это стало доказательством того, что именно в этом доме жил врач Яковлев И.Я.

Перед глазами мальчика Н. Г. Чернышевского прошла история талантливого саратовского врача Ивана Яковлевича Яковлева.

Живя в захолустье— в Мариинской колонии, в  Николаевском Городке, он живо интересовался последними достижениями медицины того времени, выписывал журналы из столицы. У него были все данные выдающегося специалиста. Но в семейной своей жизни Иван Яковлевич совершил поступок, с которым не могло примириться окружавшее его общество: он связал свою жизнь с крепостной девушкой. Она жила в его доме, прекрасно вела хозяйство, окружила Ивана Яковлевича лаской и заботой и была матерью его детей.

Но она принадлежала помещице дальней губернии. Иван Яковлевич, дослужившийся сам до дворянства, писал ее госпоже, не продаст ли она ему ее,— тогда бы он отпустил ее на волю, и они смогли бы повенчаться: незаконная связь считалась позором для женщины. Однако в это дело вмешались друзья Ивана Яковлевича. Они послали помещице, «предуведомление» о том, что ее крепостная девушка «опутала» Ивана Яковлевича, «хочет стать его женой, дворянкою, барынею», и просили помещицу не допускать этого, «спасти» благородного человека. Госпожа и не допустила. Она вызвала к себе экономку Ивана Яковлевича, объявила ей, что больше не позволит ей ходить по оброку и выслала её на самую тяжелую работу – на скотный двор. Иван Яковлевич остался один. Через некоторое время его нашли на полу с перерезанным бритвою горлом. Его спасли. Но через два месяца попытка самоубийства была им повторена, и на этот раз спасти его было невозможно.

           

«Что же это такое?— думал Николай Чернышевский. — Ивану Яковлевичу хотели доброе дело сделать, а выходит, что убили? Значит, не только злые люди зло делают, а и добрые. Кто же виноват? Надо у бабушки спросить. Она строгая, не справедливая: стыдит, не стесняясь, всех, кто плохо делает»,

-Почему Иван Яковлевич так сделал? Зачем его лишили ребятишек и хозяйки?— спрашивает Николай.

-Затем, что помещик, как вещью, распоряжается своим крепостным человеком,— говорит бабушка с досадой,— захочет — на собаку променяет, захочет — все отнимет у него.

-Да ведь Иван Яковлевич хороший? Жалко его.

-Что же поделаешь? Это — крепостное право, Николенька. Закон. Против него не пойдешь, он — от царя… Да куда же они девались?

И бабушка делает вид, что потеряла свои очки и не может их найти. Николя видит, что разговаривать дальше с ней бесполезно. Но ведь он своими глазами видел, как бабушка плакала по Ивану Яковлевичу и на что-то негодовала.»[3]

Подтверждение факту пребывания маленького Чернышевского в нашем селе можно найти и в книге российского литературоведа Демченко А.А. «Молодые годы Николая Чернышевского». Автор пишет, что «Чернышевский рассказывает о «человеке очень редкого благородства», медике Мариинской Колонии Иване Яковлевиче Яковлев», называя его «Замечательно одаренным врач, заметно выделявшимся на фоне даже неплохих саратовских медиков». [4]

В «Автобиографии» Н. Г. Чернышевский писал: «Талантливый врач, способный к плодотворной научной деятельности, вынужден жить в захолустье, где никому нет дела до его выдающихся способностей. Умный человек, он недолго обольщался мечтами о научном поприще и, придавленный обстоятельствами, предался меланхолии, которая «в условиях русской простой жизни» превратилась в запой. Судьба Яковлева сложилась трагично».

Выводы:

В результате проделанного исследования можно сказать следующее:

  1. Н.Г. Чернышевскому интересно было побывать в Мариинской колонии, потому что история Мариинской колонии  необычна. Люди, проживающие в этих местах, не утратили природной стати и воспитанности. Архитектура изящная, может быть украшением столицы. Природа завораживала, позволяла любоваться красотами, дышать свежим воздухом, оздоравливать организм.
  2. Дом, где жил И.Я. Яковлев, располагался недалеко от больницы. Врачей, по обычаям того времени, селили при больницах или неподалеку. (Сейчас это переулок Садовый – в трех-четырех минутах ходьбы от здания техникума, в котором тогда располагалась больница). В подвальном помещении дома жителями были обнаружены баночки из-под лекарств, аптечная утварь. Это говорит о том, что в этом доме жил человек, связанный с фармацевтикой и медициной. Таким образом, в этом доме мог жить Иван Яковлевич Яковлев.

Список литературы:

  1. Демченко А.А. Молодые годы Николая Чернышевского. Саратов, 1989
  2. Демченко А.А. Демченко А.А. «Н.Г. Чернышевский. Научная биография» — Издательство Саратовского университета 1978
  3. Ложкин В.В. История одного поиска: «Николаевская республика: страницы рев. борьбы». – М.: Политиздат 1979
  4. Материал из церковной книги Николаевской церкви Николаевской колонии за 1842 год. (Из фонда школьного музея)
  5. Материалы краеведа Г. Мишина «Николаевский Городок» из книги «Годы и люди» выпуск седьмой
  6. Материалы музея школы, сельской библиотеки, музея сельскохозяйственного техникума им. К.А. Тимирязева.
  7. Н.М. Чернышевская «Н.Г. Чернышевский и Саратов» — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1978
  8. Н.М. Чернышевская « Саратовский мальчик» — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1962
  9. Н.М. Чернышевская «Н.Г. Чернышевский в моей жизни» — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985

Ресурсы Интернет:

 

[1] Из книги Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик»

[2] Из книги Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик»

[3] Из книги Н.М. Чернышевской «Саратовский мальчик»

[4] Из книги Демченко А.А. «Молодые годы Николая Чернышевского»

Приложение: фотоальбом