Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»

Номинация

«История моей малой Родины»

Тема работы:

«История моего города в математических задачах»

Выполнил:

Ляхин Яков Андреевич,

Ученик 7 М класса

 «Образовательного центра

имени Героя Советского Союза Расковой М. М.»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Руководитель исследования:

Салыкина Елена Анатольевна

преподаватель истории

 «Образовательного центра

имени Героя Советского Союза Расковой М. М.»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

г. Энгельс 2020 год

Содержание………………………………………………..……………………2                                                                                                  

Введение……………………………………………………………………………3

Историческое краеведение…………………………….………………………4

Историческое развитие нашего города в задачах и примерах ………………5

Социологический опрос  ……………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………………….15

Введение

            История каждого города, района, страны индивидуальна и по своему интересна. Для каждого человека важное значение имеет местность в которой он родился. У каждой местности есть своя история, есть она и у моего родного города Энгельса. Предполагаю, что предмет История будет интнресно изучить с помощью математических задач. Так как математических задач по краеведению нашего города нет изучу исторические факты нашего города и создам ответствующие примеры и задачи.

            Целью данной работы является предоставление интересных исторических фактов из истории моего родного города в виде математических задач, что будет способствовать возникновению интереса к изучению моего родного города Энгельса.

            Для учеников, обладающих хорошо развитым гуманитарным мышлением, этот интерес к решению математических задач и примеров будет основан на исторических фактах, которые им помогут ощутить всю красоту и многообразие математики. Ученики с развитым математическим мышлением смогут при решении этих задач и примеров узнать и изучить интересные исторические факты о моём родном городе.

            Для проведения своей работы и составления задач и примеров, изучу исторические справки и факты об основании города Энгельса, прочитаю данные о памятниках и исторических зданиях нашего города. Систематизирую данные. В соответствии с учебной программой по математике составлю задачи и примеры по истории г. Энгельса основываясь на учебник Математики.

            Создам примеры и задачи на тему «Мой родной город» и предложу своим соученикам к решению.

Проведу опрос-голосование у одноклассников, им необходимо будет выбрать факт из истории нашего города Покровска — Энгельса, который для них окажется более интересным из предложенных. Голосование будет проводиться с помощью социальных сетей и группы класса в мессенджере Вайбер. Результаты опроса занесу в таблицу и составлю диаграмму по которой в доступном виде сразу можно будет определить лидера голосования.

Историческое краеведение и проблемы его изучения у школьников.

            «Беспамятный – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые бескорыстные поступки». Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма…Краеведение не только наука, но и деятельность!» — так писал в 2000 году академик Д.С. Лихачев.

            Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевают наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

            Краеведение несет в себе, за пределами обычного обучения, и еще один важнейший аспект: без краеведения немыслимо становление человека, его успешная социализация, частными формами которой являются социальная и этическая адаптация. То есть именно через краеведение предполагается включение человека в общественном бытие.

            Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

            Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурд Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, а так же тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба — важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

            Я тоже решил заняться «краелюбием», рассказать о своих изысканиях одноклассникам, в интересной форме с помощью составленных мною математических задач.

Историческое развитие нашего города в задачах и примерах.

Задача 1.

            Покровская слобода основана в 1747 году на левом берегу реки Волги, напротив города Саратова. Прежде на этой территории были калмыцкие кочевья и ставка хана Аюки находилась на территории современного города Энгельса. Закладка слободы в 1747 году связана с указом императрицы Елизаветы о начале добычи соли на озере Эльтон и закладки для этих целей ряда опорных баз на Волге. С 1914 года Покровск получает статус города. В 1931 году переименован в город Энгельс в честь немецкого философа и общественного деятеля Фридриха Энгельса. Какой процент от общего числа лет, город носил название Покровск? Ответ округли до сотых.

Ответ: 6,23(%)от общего числа лет город носил название Покровск

Фотография «Покровская слобода»

Задача 2.

Сюда были приглашены украинцы для перевозки соли с озера Эльтон. Только на Украине в то время еще оставались свободные крестьяне, они назывались чумаками. Не случайно на гербе нашего города изображен бык-солевоз с чашей соли на спине. В 1748 добыча соли составила 881 578 пудов, в 1749 г. — 1 640 976, в 1750 г. — 2 211 431 и в 1751 году — 3 253 759 пудов. Найди среднее арифметическое число сколько пудов в 1 год в среднем в эти годы было перевезено соли с озера Эльтон.

Ответ:1 996 936(пудов) в среднем в 1 год было перевезено соли с озера Эльтон.

Фотография картины «Чумаки перевозят соль»

В настоящее время Эльтонский тракт, по которому поставлялась соль к берегу Волги для переправы в другие районы, называется в нашем городе проспект Строителей и тянется через весь город, пересекая его.

Задача 3.

В 1856г. слобода Покровская пережила большое наводнение. От Базарной площади (сейчас площадь Ленина) по Хорольскому переулку (сейчас ул. Театральная) в степь за слободу плавали на лодках, а от часовни, что стояла напротив нынешнего здания городской администрации, до Троицкой церкви людей перевозил паром. Предельный подъем воды составил 7,04 сажени*. Сколько это метров?

Ответ: ≈15(м)составил предельный подъем воды при наводнении в 1856 году

Фотография «Наводнение в Покровской слободе»

*(Сажень (сяжень, саженка, прямая сажень) – старорусская единица измерения расстояния равная примерно 2,13 метров).

Задача 4.

Фотография хлебных амбаров Покровской слободы.

В 1910 году насчитывалось восемьдесят семь хлебных амбаров, общей вместимостью десять миллионов пудов*. Амбары принадлежали покровским крестьянам-посевщикам и саратовским, нижегородским и рыбинским мукомолам и банкам: Русско-Азиатскому и Русскому для внешней торговли. Найди приблизительно сколько тонн зерна вмещал 1 амбар если принять что все амбары были одинаковые?

Ответ: 1 882,8(тн) зерна вмещал 1 амбар

Амбары размещались вдоль реки Волги и всегда были готовы к отгрузке зерна.

На сегодня остался один каменный амбар (1902 г. постройки) на пл. Ленина. В здании, памятнике архитектуры, располагается Государственный исторический архив немцев Поволжья.

Задача 5.

По переписи населения в 1913 году портных числилось 80 человек, бондарей** же было 5/8

от количества портных. Столяров 17/163 от общего числа ремесленников, что на 1/163

больше, чем портных. Сапожников 352/815 от общего числа мастеровых, остальные были кузнецами и слесарями. Найдите по сколько человек было в каждой группе ремесленников.

*(Пуд — устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд примерно равен 16,3804964 кг).

**Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.

85(чел) были столяры

352(чел) были сапожники

248(чел) были мастерами кузнечно-слесарного дела

50(чел) были бондари

815(чел) было ремесленников в 1913 году в городе Покровске

Виды ремесел, обихода жителей того времени можно увидеть в Краеведческом музее города Энгельса, который расположен по адресу:

 ул М. Горького д 4.

Пример 6.

Покровское кредитно-сельскохозяйственное товарищество, прообраз будущих колхозов учреждено 30 декабря 1923 года. В первые месяцы в нем состояло 40 членов (218 едоков).

Товарищество имело:

Лошадей 428 — (228 + 146), итого 346

Верблюдов (119 + 282) -19 — 365, итого 17

Быков 576 : 144, итого 4

Коров 86 070 : (306 — 287) – 4 486, итого 44

Коз и овец 2 * 13 * 5, итого 130

Плугов (318 * 78 + 318 * 22) – 31 752, итого 48

Косилок 24 * 246 – 24 * 229 – 24 * 16. итого 24

Так же в Краеведческом музее города Энгельса можно ознакомиться с кинохроникой и фильмами времен становления колхозов в немецкой слободе. Непростых взаимоотношениях бедных и богатых людей.

На фотографии работа бондаря
Верблюды в Покровской слободе

Задача 7.

Книжный фонд Центральной городской библиотеки на 1 января 1961 года составил 208062 экземпляра. Число читателей, которые брали книги на дом составило 44,8% от всех, пользовались книгами в читальном зале 19,6% от общего числа, а в передвижках* — 3382 читателя. Сколько всего читателей было зарегистрировано в библиотеке?

Ответ: 9 500(читателей) было зарегистрировано в Центральной городской библиотеке г Энгельса в 1961 году.

Библиотека и сейчас продолжает действовать и по праву считается одной из лучших в городе Энгельсе. Находится она по адресу: город Энгельс улица Горького 24 а. Ее работники всегда готовы встретить посетителей и рассказать об интересных фактах из истории нашего города.

*Библиотека-передвижка, комплект книг из книжного фонда стационарной библиотеки, посылаемый во временное пользование читателям, не имеющим возможности по условиям труда или местожительства пользоваться стационарной библиотекой. В СССР библиотеки — передвижки посылаются на предприятия, стройки, в колхозы, не имеющие стационарных библиотек, полевые станы, агитпункты и т. п.

Библиотека

Пример 8.

Энгельсская оросительная система. Строительство оросительной системы началось в 1937 году. И даже с началом Великой Отечественной войны работы не прекратились: вручную, используя в качестве подмоги лишь лошадей, женщины продолжали дело ушедших на фронт строителей. Однако в 1942 году стройку все-таки пришлось заморозить из-за военных действий. В 1956 году было создано Управление оросительной системы, и строительные работы возобновились. Энгельсская оросительная система объединяет три системы орошения: I-я очередь была введена в эксплуатацию в 1965 году, II-я очередь в 1977 году, и в 1981 году добавилась III-я очередь, которая получила название в честь первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

Сколько лет прошло со времени ввода III очереди до наших дней?

Ответ Со времени ввода в строй Третьей очереди Энгельсской оросительной системы прошло 39 лет.

 

В настоящее время Энгельсская оросительная система по-прежнему эксплуатируется, но для повышения эффективности ее функционирования ведется реконструкция системы. Это позволит увеличить орошаемое поле до 19 000 га и повысить урожайность сельскохозяйственных культур.

Очень интересно посмотреть на ее работу, особенно в летние дни.

Задача 9.

В 1981 году 27 ноября в городе открыт памятник Фридриху Энгельсу. Его авторы – заслуженный деятель искусств, лауреат государственной премии, академик скульптуры Г. Иокубонис и народный архитектор СССР, лауреат Государственной премии В. Чеканаускас. Памятник установлен на одноименной площади, ширина ее 70 метров, длина 170 метров. Найдите размер площади.

70*170=11 900(м²) размер площади Ф. Энгельса.

Площадь Ф. Энгельса

Социологический опрос

            Своей работой я хотел ознакомить и заинтересовать как можно больше людей, но особенно своих одноклассников, информацией по истории нашего города. В интересной форме рассказать о значимых исторических фактах и местах моего любимого города. После решения составленных мною заданий, предложил одноклассникам опрос-голосование. Я попросил ребят поставить лайк на наиболее понравившуюся задачу-факт из Истории города. Проголосовать предлагал с помощью социальных сетей и группы класса в мессенджере Вайбер. Результаты опроса занес в таблицу и составил диаграмму, по которой в доступном виде сразу можно определить лидера голосования.

            Среди победителей оказалась история про наводнение, в котором река Волга затопила практически весь город и для передвижения по нему жители использовали различные плавсредства.

Результаты «лидеров» голосования указаны в таблице и на диаграмме для наглядного представления.

Таблица

№ п/п

Исторический факт решенный в представленной задаче

Кол-во  баллов

1

Задача про основание города

13

2

Задача о перевозке соли

8

3

Исторический факт о наводнении в Покровской слободе

19

4

Рассказ о хлебных амбарах

11

5

О ремеслах и ремесленниках представляющих слободу

8

6

Возникновение колхозов на нашей земле

13

7

Библиотеки тогда и сейчас

16

8

Как развивалась оросительная система в Энгельсе

14

9

Есть такая площадь!

10

Диаграмма

Анализ диаграммы:

Проведя изучение диаграммы можно сразу увидеть что наибольший интерес вызвали задачи и факты из истории Энгельса про наводнение в городе и исследование тех мест, которые были затоплены в то время. Так же нам захотелось посетить Центральную библиотеку и оросительную систему города Энгельса.

С помощью составленных задач я добился поставленной цели: заинтересовал, ознакомил и дал информацию по историческим фактам и местам в городе Энгельсе. Подтвердилась моя гипотеза об увеличении интереса к обоим предметам путем их совмещения. Такие, казалось бы, разные школьные предметы как Математика и История тесно переплетаясь друг с другом помогают изучать историю родного города и вызывают интерес друг к другу.

Заключение 

            Для составления задач я изучил множество исторических данных о своем  городе, узнал много нового. Некоторые детали жизни и быта моего города я раньше не встречал. Для моих соучеников эти данные были тоже очень интересны. Мне было очень интересно изучать, обрабатывать и анализировать новую информацию. Работая над темой, я получил навыки обработки информации, способы сбора информации и представление ее в наглядной форме.

            Главными в подтверждении моей теории были одноклассники. В процессе исследования я общался с ними, проводил опрос, рассказывал, какие еще интересные факты и места в родном городе встречались мне в исторических трудах. Их ответы я заносил в таблицу, строил диаграмму. Основываясь на их восприятии делал выводы. Радовался новым знаниям и новым возможностям общения с казалось бы давно знакомыми людьми.

            В результате проведенной работы я убедился, что много в нашем городе захватывающих и ранее не известных мест. При изучении истории города, его достопримечательностей можно многое узнать самому и рассказать другим!

Список используемой литературы.

  1. Хроника Покровска — Энгельса 1918 — 1944

http://volgafoto.ru/photo/05-January-2017-i6095-xronika-pokrovska—engelsa

  1. Хроника Покровска – Энгельса 1747 – 1917

 http://volgafoto.ru/photo/05-January-2017-i6093-xronika-pokrovska—engelsa

  1. Хроника Покровска – Энгельса 1944 — 1997

 http://volgafoto.ru/photo/05-January-2017-i6096-xronika-pokrovska—engelsa

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Энгельс_(город)
  2. Энгельс — Покровск http://engels-pokrovsk.ru/katin-yarcev/
  3. Толковый словарь Ожегова С. И. http://slovarozhegova.ru/
  4. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsaratovregion.ucoz.ru%2Fregion%2Fengelsskiy%2Fengels%2Fengels27.jpg&p=5&text=покровск%201914%20фото&pos=171&lr=194&rpt=simage
  5. Большая Советская Энциклопедия http://bse.sci-lib.com/
  6. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Шмидт,_Сигурд_Оттович
  7. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Лихачёв,_Дмитрий_Сергеевич