II ежегодный Региональный конкурс «Открой малую РОДИНУ по-новому»

Номинация:

«Герои моей малой Родины»

Тема

Богу верую, от Бога не отступлю!

(Cудьба пугачёвского священника Ивана Заседателева)

Автор работы:

Лаврентьев Владимир,

10 «А» класс,

МОУ «СОШ №2 г. Пугачёва

Саратовской области»,

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

Овчинникова С.Н.

Содержание:
Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Сталинские репрессии против церкви………………..………….4

Глава 2. Cудьба пугачёвского священника Ивана Заседателева…………8

Заключение…………….……………..………………………………….…19

Список использованных источников и Интернет- ресурсов………….20

Приложения………………………………………………………………..21

Введение

Актуальность. Судьба «маленького человека» из века в век интересует и писателей, и кинематографистов. Какой он этот «маленький человек»? Что движет его действиями? Мне, как человеку верующему, стала интересна судьба пугачёвского священника Ивана Заседателева, который служил в Храме Рождества Богородицы в городе Пугачёве. На мой взгляд, это история жизни одного «маленького человека, который честно выполнял свой долг, и в минуту опасности не отрёкся от веры. Он жил и служил в нашем провинциальном городе, попал под молох сталинских репрессий, но пронёс свою веру до конца. Иван Заседателев будет реабилитирован лишь в 1988 году.
В ходе сталинских репрессий против церкви, за 69 лет советской истории и борьбы с религией был утрачен важный пласт российской культуры, забыты многие ценности. В наше время происходит возрождение монастырей, церквей, религиозной культуры, возвращение когда – то запрещённых имен, репрессированных священников. Эта тема мало изучена, как и репрессии в нашем Пугачёвском районе вообще, поскольку документы находятся в Саратовском архиве, в данной работе я попытался собрать все известные сведения о судьбе Ивана Заседателева. Результаты моей исследовательской работы могут быть использованы на уроках краеведения, на классных часах и других мероприятиях.

Цели работы:
1. Исследовать репрессии И.В. Сталина против церкви.
2. Изучить биографию пугачёвского священника Ивана Заседателева.
3. Способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения.
4. Стремиться к духовно-нравственному воспитанию и развитию интереса к истории своей малой Родины.

Объектом нашего исследования стала жизнь и служба Ивана Заседателева в городе Пугачёве.
Предмет исследования: материалы пугачёвского краеведческого музея имени К.И. Журавлёва, статьи по данной теме, размещённые в СМИ и сети Интернет.
Методы исследования: интервьюирование, фотографирование, изучение материалов пугачёвских музеев, архивов, материалов СМИ, исторической литературы, ресурсов Интернет.



Глава 1. Сталинские репрессии против церкви

Пропаганда. Конец 1920-х — начало 1930-х годов были пиковыми в деятельности всесоюзного антирелигиозного общества «Союз безбожников». Под эгидой этой организации выходили разнообразные антирелигиозные издания (газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Деревенский безбожник», «Юные безбожник» и другие, выходившие на различных языках народов СССР), организовывались массовые мероприятия, — лекции, демонстрации, диспуты, «антирелигиозные пасхи» и т. д. Общество имело десятки тысяч первичных ячеек на заводах, фабриках, в колхозах, в учебных заведениях. К 1936 году численность организации превысила 5 миллионов человек, в отрядах юных безбожников состояло более 2 миллионов детей.
Активистам этой организации государство предоставляло ряд льгот, дополнительных возможностей для образования и обучения, бесплатные путевки. Для некоторых из них (лекторов, агитаторов, работников управленческого аппарата) атеизм стал профессией.
На состоявшийся в 1929 году II съезд Союза безбожников прибыло 1200 делегатов. С речами на съезде выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Съезд продемонстрировал непримиримую позицию по отношению к религии. Например, поэт В. Маяковский закончил свою речь призывом: «Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом „с богом“, — сегодня съезд кончится словами „на бога“. Вот лозунг сегодняшнего писателя». Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников» .
Итоги съезда разошлись по регионам страны. «Антирелигиозный фронт в настоящее время является боевым фронтом, и мы должны развернуть свою работу широко», — говорилось в циркуляре Владивостокского горкома ВКП (б) от 13 декабря 1929 год «Об антирелигиозной пропаганде».
Однако при всём напоре антирелигиозная пропаганда не приносила желаемых плодов. В переписи населения 1937 года 1/3 горожан и 2/3 жителей сельской местности (не анонимно) назвали себя верующими. По данным церковного историка протоиерея Владислава Цыпина именно результаты переписи повлекли за собой чекистскую «чистку» рядов «Союза воинствующих безбожников. Впрочем, начиная с 1932—1933 годов, деятельность этой организации неуклонно шла на спад: власти всё меньше в ней нуждались, предпочитая прямые репрессии «просветительским» методам борьбы с религией .
Репрессии против верующих. С конца 1920-х годов волна посадок и расстрелов священнослужителей и религиозных активистов всех конфессий стала нарастать. Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю». Так, дальневосточное УГБ НКВД в 1930-е годы сформулировало основные причины, по которым «церковникам и сектантам» можно выносить обвинительный приговор: религиозная пропаганда среди населения; проникновение в советские учреждения городов, в сельские советы; противодействие культурно-политическим мероприятиям партии и государства; агитация против налоговой политики государства; распространение контрреволюционных, провокационных слухов; связь с зарубежными контрреволюционными белоэмигрантскими организациями и иностранными разведками и т.п.
Пик репрессий против «религиозников» пришёлся на период Большого террора 1937—1938 годов. В 1937 году вышел секретный оперативный приказ НКВД № 00447, в соответствии с которым «церковники и сектантские активисты» были объявлены «антисоветскими элементами», подлежащими репрессиям. Реализация этого приказа началась в августе 1937 года. Однако на пленуме ЦК ВКП (б) в октябре 1937 года возникла дискуссия об опасности религиозных организаций для предстоящих выборов в Верховный Совет СССР. В связи, с чем пленум принял директиву НКВД, предписывающую «в ближайшие дни обеспечить оперативный разгром церковного и сектантского контрреволюционного актива». Интенсификация гонений на верующих осуществлялась под личным контролем Сталина. Так, 13 ноября 1937 года Л. З. Мехлис переадресовал Сталину письмо редактора газеты «Звезда» о вредном влиянии церкви в Белоруссии, и Сталин написал резолюцию: «Т. Ежову. Надо бы поприжать господ церковников». В ответ Ежов направил Сталину обширный материал о ходе репрессий в отношении «церковников и сектантов» на местах. По данным Ежова, в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31359 «церковников и сектантов», из них митрополитов и епископов — 166, попов — 9116, монахов — 2173, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 19904. Из их числа приговорено к расстрелу 13671 человек, из них епископов — 81, попов — 4629, монахов 934, «церковно-сектантского кулацкого актива» — 7004 .
В своем комментарии к этим цифрам Ежов писал: «В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов». По мнению Ежова, православные «церковники» (тихоновцы, обновленцы, григорианцы) якобы теперь действовали заодно с «сектантами», ставя «своей задачей создание единого антисоветского фронта». В неопубликованной части записки Ежова содержались предложения о насыщении уцелевших религиозных структур чекистской агентурой, очевидно одобренные Сталиным.
Непрерывающиеся аресты, посадки и расстрелы тянулись на протяжении всего периода 1937—1938 годов. Вследствие того, что основная часть архивных документов о репрессиях в настоящее время остается недоступной для исследователей, точных данных о количестве жертв среди верующих до сих пор нет. По подсчетам историка Дмитрия Поспеловского, имея данные о доле репрессированных среди священников Ленинграда, он подсчитал, что за десятилетие (1931—1941 годы) в православии «было ликвидировано или арестовано от 80 до 85 % священников, то есть более 45 тыс.» (речь, как о служителях Патриаршей церкви, так и обновленцах). Что касается Северо-Запада РСФСР (Ленинградская область в границах 1937 года и Карелия), то из числа духовенства Московской Патриархии, служившего на приходах на начало 1937 года, известно о расстреле в 1937—1938 годах 804 человек, что составляет 63 % от общего числа и 80 % от числа тех, чьи биографии удалось проследить .
До сих пор не существует даже приблизительных данных о числе жертв среди протестантов. Изданные или публикующиеся в разных регионах страны мартирологи содержат неполную информацию. Так, например, поименный список жертв сталинских репрессий из числа евангельских христиан и баптистов Приморского края, приведенный в книге Андрея Дементьева «Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898—1990 годы» (список далеко не полный, как предупреждает автор), включает 108 человек. Из них 88 расстреляны. Это составляло 5-10 % от общего количества евангельских христиан и баптистов в этом регионе.
Однако, несмотря на репрессии, большинство населения СССР в конце 1930-х годов составляли верующие. Перепись 1937 года показала, что из 98,4 млн. жителей Советского Союза в возрасте от 16 лет и старше 55,3 млн человек назвали себя верующими (из них 41,6 млн. причислили себя к православным) .
«Церковная оттепель». В 1999 году в журнале «Наш современник», а также некоторых коммунистических и «патриотических» СМИ, были опубликованы утверждения о том, что уже в 1939 году курс сталинского государства по отношению к православной религии и Церкви радикально «потеплел». Основанием для такого утверждения стал ряд партийных и государственных документов (включая «Выписку из протокола № 88 заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 11 ноября 1939 года»), которые якобы были обнаружены журналистом В. М. Марковым при публикации мемуаров маршала СССР Д. Т. Язова. Эта информация была многократно озвучена так называемыми «православными сталинистами» (включая некоторых священников РПЦ). Позднее информация из публицистики попала в некоторые более серьёзные научно-исторические исследования.
Однако это утверждение опровергается рядом авторитетных историков. Так, например, академик Л. Н. Митрохин, цитируя текст выпущенного в 1940 году «Антирелигиозного учебника», утверждал: «желание родных властей окончательно „добить контрреволюционное духовенство“ <…> в полной мере сохранилось» .
Другой известный историк, И. А. Курляндский, в своей книге «Сталин, власть, религия», посвятил этому вопросу целую главу в 27 страниц. Курляндский привёл историю современных публикаций об «оттепели» 1939 года и на основании источниковедческого анализа сделал вывод о том, что утверждения построены не на реальных исторических документах, а на «грубых фальшивках». По его мнению, эти материалы «являются подлогами, грубо сфабрикованными в конце 1990-х годов для достижения грязных политических целей — формирования и внедрения в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к Церкви и православной религии, создания положительных образов „православного“ Сталина и „патриотического“ сталинского руководства. Соответственно, все сюжеты в историографии, в учебных пособиях и хрестоматиях, толкующие о радикальном изменении государственно-церковного курса до войны, не соответствуют действительности»
Прошло уже немало времени с распада СССР, но до сих пор трудно осмыслить то количество жертв сталинских репрессий, которое до сих пор не поддаётся подсчёту. Сейчас можно услышать разные точки зрения на данный счёт, кто-то оправдывает репрессии во имя великих целей, будущей победы СССР в Великой Отечественной войне. Другие, как и я, не могут оправдать этого кровопролития. Множество людей, их судьбы, было положено на алтарь формирования неограниченной власти И.В. Сталина. Все, кто думал иначе, мог конкурировать «за умы» советских людей, мешали власти, и в результате были уничтожены: и интеллигенция, и белогвардейская оппозиция, и даже бывшие единомышленники и однопартийцы, не обошли стороной расправы и священников.
Священники могли влиять на огромное количество людей на проповедях, поэтому были особенно неудобны власти. Власть в 30-егг. 20 века решила свести счёты и со священниками, и с церквями, по всей стране начинается массовое уничтожение и тех, и других. Не обошла эта беда и наш город, в котором было когда – то 6 храмов, а остался чисто случайно лишь один – Воскресенский.
В ходе сталинских репрессий против церкви, за 69 лет советской истории и борьбы с религией был утрачен важный пласт российской культуры, забыты многие ценности, попрана вера и духовность русского человека.

Глава 2. Судьба пугачёвского священника Ивана Заседателева

Святой священномученик Иоанн родился в 1867 году в селе Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца Иоанна Заседателева (см. Приложение 1). В хозяйстве Заседателевых были две лошади, корова и три овцы. Семья засевала четыре десятины земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам, его собственная семья считалась бедняцкой. В 1883 году он женился. Два года спустя под влиянием местного священника Елпидифора Владыкина Иоанн и его отец присоединились к Православной Церкви. Дети святого Иоанна — сын Николай (1888 г. р., на 1934 г. был завучем десятилетки в Саратове, на 1941 г. — преподаватель Саратовского пединститута) и дочери Анна (1896 г. р.) и Татьяна (1898 г. р.). К моменту ареста в 1934 году отец Иоанн был уже вдов.
Юноша примкнул к миссионерскому кружку, организованному отцом Елпидифором в Акатной Мазе для противодействия старообрядческому расколу. Позднее на следствии святой Иоанн рассказал, что он «сблизился с миссионерами, разъезжал с ними для бесед со старообрядцами. Больше всего связи имел с миссионером диаконом Кармановым, с которым мне зачастую приходилось выезжать на диспуты со старообрядцами, цель наша была обратить их в православное вероисповедание». От Саратовского епископа Авраамия (Летницкого; 1838-1893) Иван Иванович имел разрешение проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно. На допросе в 1934 году отец Иоанн укажет, что разрешение от епископа Авраамия было ему дано «лично». Известно, что владыка Авраамий часто призывал к себе епархиальных миссионеров, подолгу беседовал с ними, поощрял к энергичной деятельности, помогал советами, указаниями, наставлениями; заботился об организации и развитии миссионерского дела на местах — в приходах. Пять отделений Братства Святого Креста и 35 миссионерских кружков организовано было архиереем в Саратовском крае, и призвано им Божие благословение на их деятельность. Много личных трудов положил он для открытия трехгодичной миссионерской противораскольнической Кирилло-Мефодиевской школы при Братстве для обучения способных к миссионерскому делу крестьян. Потому не исключено, что и с Иваном Заседателевым Преосвященный Авраамий встречался непосредственно .
Активная борьба юноши за православную веру и Церковь привлекли внимание епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского; 1845-1907), деятельного миссионера, много сделавшего для развития единоверия в Самарской епархии, к которой до 1927 года относилось и нынешнее Саратовское Заволжье. Преосвященный Гурий сам охотно служил по старому обряду, строго соблюдая уставы и обычаи единоверия, и привлекал к противодействию расколу приходских священников своей епархии.
Осенью 1894 года в уездном городе Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачев Саратовской области) был заложен, а в мае 1895 года освящен Преосвященным Гурием единоверческий храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (см. Приложение 2). Храм был расположен на углу улиц Казанской и Московской (ныне К. Маркса и М. Горького). Ктитором строительства был николаевский купец И. С. Протопопов. По всей видимости, в клире Самарской епархии не нашлось в тот момент кандидата на священную степень, которого бы принял приход, и по благословению Преосвященного Николая (Налимова), епископа Саратовского и Царицынского (1852-1914), Иван Заседателев переходит в Самарскую епархию.
В 1896 году Иван Иванович Заседателев был рукоположен во иерея к Рождество-Богородицкому единоверческому храму города Николаевска, где и прослужил 37 лет. Возможно, подготовка к священному служению будущего мученика проходила в миссионерской школе, организованной при Спасо-Преображенском единоверческом мужском монастыре близ города Николаевска, созданной настоятелем обители архимандритом Тихоном (Оболенским; 1856-1926), будущим викарным епископом Самарской епархии. По поздним воспоминаниям, к архимандриту Тихону отец Иоанн приходил «за назначением» (видимо, за рекомендацией на рукоположение). При этом ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не получил и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования. 14 января 1901 года архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Николаевского, викария Самарской епархии, и под его омофором проходило дальнейшее священное служение отца Иоанна.
В 1910 году из печати вышла брошюра святого Иоанна «Две беседы с баптистами», посвященная вопросу о крещении. В 1912 году отец Иоанн принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге .
С июня по октябрь 1932 года святой Иоанн служил в селе Сулак Балаковского района (сейчас оно в Краснопартизанском районе) Саратовской области. Он проживал в этом селе до февраля 1933 года. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием николаевского единоверческого храма, служению в котором священномученик посвятил почти половину жизни. Михаило-Архангельская церковь в Сулаке, в которой служил священномученик Иоанн, была разрушена в советские годы. Сейчас в селе построен Казанский храм.
В феврале 1933 года иерея Иоанна перевели в Корнеевку Пугачевского района; он служил в Покровской церкви и проживал в этом же селе. Это село было известно тем, что именно в нем 23 мая 1917 года произошло явление Испанской иконы Божией Матери и иконы великомученика Пантелеимона, прославившихся вскоре многочисленными чудесами.
Уже настало время гонений, но отец Иоанн не оставил своих просветительских трудов. В первые годы советской власти он принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников. Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП (б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трактаты. Таким образом, он противодействовал государственному атеизму, возражать которому вслух легально уже было нельзя.
7 сентября 1934 года священномученик был арестован Пугачевским РО НКВД за «участие в антисоветской организации среди церковнослужителей». Вместе с ним были арестованы священники Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян. В постановлении на арест было указано: «Занимается сочинением «богословской» литературы к. р. (контрреволюционного. — Авт.) характера и нелегальным ее распространением среди граждан». Арестованные были препровождены в изолятор Заволжского сектора УНКВД по Саратовскому краю; они обвинялись в том, что «под флагом религии вели организованную борьбу против Советской власти: размножали и распространяли а/с литературу религиозного характера, вербовали себе единомышленников из числа учащейся молодежи, колхозников и единоличников, нелегально обучали детей школьного возраста «закону божьему», вели среди населения антисоветскую и антиколхозную агитацию».
5 октября сотрудниками НКВД был арестован благочинный Пугачевского округа священник Николай Амассийский. В постановлении на арест было указано, что отец Николай, «будучи тесно связан с ЗАСЕДАТЕЛЕВЫМ, занимался обсуждением нелегальной «религиозной» литературы а/с содержания» .
3 ноября 1934 года срок содержания отца Иоанна под стражей был продлен еще на месяц. 5 ноября 1934 года после телеграфного распоряжения замначальника УНКВД по Саратовскому краю все арестованные были этапированы в Саратов и заключены в Саратовскую фабрично-заводскую исправительно-трудовую колонию (СарФЗИТК). Накануне отправки в Саратов отец Иоанн был освидетельствован в амбулатории Пугачевской межрайонной больницы и признан здоровым и способным следовать по этапу.
На допросе 8 сентября (всего его допрашивали 10 раз) святой Иоанн заявил: «Я своей основной целью в жизни считаю борьбу с атеизмом, борьбу за привлечение населения к вере и Церкви, с этой целью я занимаюсь сочинением богословских трудов. <…> В своих брошюрах я старался доказать существование Бога, души, в них разбивал точку зрения атеистов о несуществовании Бога и души <…> этим я пытался привлечь внимание читающих мои брошюры к Церкви и религии. <…> В своих брошюрах я старался доказать неверность взглядов на религию вождей коммунистического движения Маркса, Энгельса, Ленина, осуждая в своих брошюрах их выводы о религии, о Боге и душе. Все это делалось мной в целях привлечения больше верующих, в части отвоевывания кадров от воспитанных в духе атеизма властью. <…> Этим самым я шел против того учения, которое вела Соввласть против религии». Рукописи его трудов «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и других, изъятые при его аресте, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело № ОФ-22580)(Приложение 3-4).
На втором допросе 15 сентября священник Иоанн Заседателев говорил: «Я ставил своей целью проведение борьбы за религию, в частности боролся с проводимой антирелигиозной пропагандой, проводимой Соввластью, путем распространения своей литературы, которая у меня была направлена в противовес учениям Маркса, Энгельса, Ленина, этим самым я ставил себе целью не дать возможности умереть религии. <…>Считаю своим долгом признаться открыто, что я не одобряю политику Соввласти по отношению к религии, которая борется с ней, проводит антирелигиозную пропаганду, я считаю религию частным делом, а поскольку религия частное дело, являясь ревнителем ее, я боролся за нее с мероприятиями Соввласти, которые я не одобряю и не согласен с ними, а потому и вел борьбу». На вопрос следователя, что заставило арестованного встать на путь сочинения и распространения религиозной литературы, он ответил, что писал ее «для привлечения массы к верованию, с целью вырвать из среды безбожия неверующих, которые могли бы также бороться за веру во Христа, не давая ей возможности погибнуть».
На третьем допросе 24 сентября отец Иоанн высказал убеждение, что религия и советская власть никогда не примирятся, что чем больше религиозно настроенных людей, тем больше ее врагов. Причина этой вражды, по словам новомученика, — то, что советское правительство «старается разрушить религию, которая веками строилась и расширялась» .
На допросе 1 декабря священник вновь подтвердил свою позицию: «В своих рукописях я доказывал, что марксистское миропонимание не верно, в частности я доказывал неверность учения Энгельса, Ленина. Эти доказательства я приводил в большинстве своих рукописей, поставив перед собой задачу — активно отстаивать религиозную науку, борясь с материалистической наукой. Цель у меня была такова: доказать неправильность марксистского учения и, в частности, неправильность научных трудов Энгельса и Ленина, доказать правильность библейского учения».
Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог».
По словам одного из обвиняемых, священномученик говорил, что «колхозники живут очень плохо, т. к. колхозы не могут улучшить материальную потребность крестьянина даже в хлебе, колхозники голодают, раньше крестьянин в несколько раз лучше жил, чем при Советской власти».
К делу был также приобщен акт «экспертизы» трудов новомученика, выполненной 10 декабря 1934 года ответственным секретарем Саратовского краевого оргбюро Союза воинствующих безбожников Д. А. Гнездиловым и временно исполняющим должность начальника Саратовского краевого объединения литераторов С. И. Ванштейном. «Эксперты» охарактеризовали представленные им рукописи как «сплошной контрреволюционный выпад наиболее остервенелого представителя церковников». При этом автор рукописей с результатами «экспертизы» так и не был ознакомлен.
Однако в 1988 году в протесте прокуратуры Саратовской области в Президиум Саратовского областного суда, который привел к пересмотру «дела пугачевских церковников» и их реабилитации, было указано, что «указанные экспертные заключения являются тенденциозными и необъективными, сама экспертиза проведена с нарушениями соцзаконности и некомпетентными лицами. <…> Никаких ни прямых, ни «тонко завуалированных» выпадов против советской власти в рукописях не содержится, а «выпады против безбожия» сами по себе антисоветскими не являются. <…> В этих рукописях не содержится выпадов или призывов, направленных против существующего в СССР строя или на его ослабление».
Следствие по делу отца Иоанна было окончено 1 января 1935 года, 9 января было подготовлено обвинительное заключение по делу. По версии следователей, все обвиняемые входили в единую контрреволюционную группу, члены которой, «прикрываясь религией, вели контрреволюционную деятельность, имея своей задачей восстановить отсталые слои населения против Советской власти и проводимых ею мероприятий, нелегально воспитывать молодежь — учащихся и детей — в религиозном и антисоветском направлении, дискредитировать проводимые Советской властью и общественностью мероприятия по культурному воспитанию масс». Священномученик Иоанн обвинялся в том, что, «будучи участником контрреволюционной группы, составлял и распространял среди населения рукописи антисоветского содержания с целью восстановить отсталые элементы против Соевластия» .
17 марта 1935 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило отца Иоанна к ссылке в Казахстан сроком на три года, считая срок с 5 сентября 1934 года (Приложение 5). Покровский храм села Корнеевка вскоре, в 1937 году, был закрыт и затем разрушен. Сейчас на месте храма установлен крест (Приложение 6).
Срок ссылки отец Иоанн отбыл полностью, однако отпущен на свободу не был и еще более года находился в ссылке — вплоть до 13 февраля 1939 года. После освобождения он приехал к сыну Николаю Ивановичу в Саратов (сын проживал в известном доме-коммуне по адресу ул. Провиантская, 7, кв. 58), но по прошествии двух дней власти предписали ему немедленно покинуть областной центр. Отец Иоанн уехал в Пугачев и снял там квартиру у некоего И. И. Галахова по адресу ул. Хрущевская, 110.
Гонения не озлобили страдальца. Одной из своих духовных дочерей, которая окормлялась у него еще в начале XX века, он с горечью говорил: «Верующие перед Богом много нагрешили, поэтому и настало такое время, что послал Бог такую власть, что она не верует в Бога и закрывает церкви. Не дают православным помолиться Богу. Каждая власть дана именно Богом».
В это время в Пугачеве уже не было действующих храмов, поэтому святой Иоанн на открытое служение не вышел, но по приглашению верующих совершал по домам крещение детей. Крестить приходилось тайно, подчас в ночное время. Новомученик обращался в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. Весьма вероятно, что святой Иоанн пытался добиться открытия Рождество-Богородицкого храма, в котором ранее служил, поскольку в сентябре 1940 года он переезжает в дом по адресу ул. Горького, 15 (где он и проживает до момента второго ареста (см. Приложение 7), расположенный практически напротив еще не разрушенного храма. Дома у отца Иоанна хранился антиминс. Однако 2 апреля 1941 года исполком Пугачевского горсовета принимает следующее решение: «Согласно акту комиссии, здание бывшей единоверческой церкви пришло в ветхость и угрожает общественной безопасности. В силу чего под культурные мероприятия использовано быть не может. А потому — здание разобрать и поручить финансовому отделу полученный от разбора храма строительный материал реализовать населению. Вырученную сумму зачислить в доходы государственного бюджета». Возможно, что решение о сносе здания было принято именно для того, чтобы ходатайство об открытии храма не было удовлетворено. Само разрушение храма растянулось на несколько лет, ныне на этом месте находится общежитие Пугачевского гидромелиоративного техникума (см. Приложение 8).
Во второй раз священномученик Иоанн был арестован 18 сентября 1941 года (см. Приложение 9). Во время следствия содержался в Пугачевской тюрьме № 2 (см. Приложение 10). В доносе на отца Иоанна в качестве свидетельства «ненависти и злобы к Соввласти» приводились его слова: «Я остался таким же крепким, каким и был, своим учением — проповедью Божией многих людей убеждаю против неверов-коммунистов, меня не только пожилые слушают, но через меня слово Божие воспринимают и молодежь, и от своего дела я не отступлю». В доносе отмечалось, что, помимо устной проповеди («проводимой церковной пропаганды»), новомученик продолжал «писать труды в защиту религии». В постановлении на арест обвинение было сформулировано так: «Являясь враждебно настроенным человеком к Советской власти, проводит среди окружающего населения церковную пропаганду и контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию руководства ВКП (б) и Советского Правительства, распространяет антисоветскую клевету о жизненных условиях трудящихся Советского Союза и высказывает пораженческие настроения в отношении Советской власти». В анкете арестованного указано, что семидесятичетырехлетний старец был лыс и картавил в разговоре.
В описи изъятых при обыске предметов числятся комплект иерейского облачения (фелонь, епитрахиль, пояс), два подрясника и почти полный комплект необходимой для храма церковной утвари: шелковый антиминс, губка, два флакона с миром, потир, лжица, копие, два комплекта покровцов, два кадила, два стручца для помазания, сосуды с вином, 47 свечей. По этому списку видно, что священник готовился к возможному открытию храма в Пугачеве, но он совсем немного не дожил до исполнения этого чаяния — богослужения в единственном уцелевшем храме Пугачева, Воскресенском соборе, в котором до того размещалось зернохранилище, были возобновлены в конце 1942 года, а официально передан верующим храм был в 1945 году.
Сумма в 1000 рублей, размещенная на сберегательном счете священника, была сдана в кассу Пугачевского РО УНКВД.
Первый раз мученик был допрошен в день ареста, однако, как зафиксировано в протоколе, за два часа был получен ответ на один-единственный вопрос.
«Вопрос: Вы арестованы и привлекаетесь к уголовной ответственности за антисоветскую деятельность. Признаете в этом себя виновным?
Ответ: Виновным себя в антисоветской деятельности не признаю».
Следующий допрос состоялся две недели спустя, 2 октября, и на нем страдалец вновь отверг все обвинения.
«Вопрос: Следствие располагает неопровержимыми данными о Вашей антисоветской агитации. Решили ли после этого говорить правду?
Ответ: Я говорю правду, что антисоветскую агитацию среди своих близких знакомых не проводил, и виновным себя в этом не признаю».
На допросе 7 октября следователь потребовал от святого Иоанна назвать фамилии тех верующих, в семьях которых он совершал Таинство Крещения, однако священник наотрез отказался сообщать эти данные, поскольку крещения совершались «нелегальным путем».
Следствие было закончено 17 октября, 21 октября было подготовлено обвинительное заключение. В суд было передано обвинение в отношении святого Иоанна в том, что он, «будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Советскому Правительству, среди близких знакомых религиозно настроенных проводил активную контрреволюционную агитацию, направленную на восхваление фашистской Германии, на дискредитацию Красной Армии и ее боеспособности, распространял антисоветские клеветнические измышления, доказывал о неминуемом поражении Советского Государства, о жизни трудящихся в СССР и восхвалял жизнь капиталистических стран». В условиях военного времени это обвинение предопределяло приговор.
8 ноября прокурор спецотдела Саратовской областной прокуратуры утвердил обвинительное заключение, и дело направил в уголовную судебную коллегию Сароблсуда для рассмотрения в закрытом судебном заседании.
17 ноября подготовительное заседание судебной коллегии по уголовным делам Саратовского областного суда заслушало дело, и состав суда по делу вынес определение: «Дело принять к производству Судебной коллегии по Уголовным делам Саратовского Облсуда. Обвинительное заключение утвердить, преступление квалифицировать по ст. 5810 ч. 2 УК. Назначить к слушанию в закрытом судебном заседании с участием сторон с вызовом в судебное заседание свидетелей, указанных в обвинительном заключении». Слушание дела было назначено в Пугачеве. Выездная сессия судебной коллегии Саратовской области состоялась 21 декабря 1941 года. На заседание доставлены конвоем обвиняемые: священник Иоанн Заседателев и священник Феодор Сумин. О «точности» делопроизводства судебных органов свидетельствует хотя бы то, что в документах этого заседания родина святого Иоанна значилась как село Оконная мазь (вместо Акатной Мазы). По этому делу проходил также поморский наставник[7] Иван Епифанович Пучков, но он 23 ноября умер в тюрьме, и суд, «совещаясь на месте», определил дело в отношении его производством прекратить.
На вопрос председателя суда к подсудимым: «Признаете себя виновными в предъявленном обвинении?» — святой Иоанн ответил: «Обвинение в контрреволюционной агитации не признаю. Признаю обвинение в том, что я религиозный и занимался крещением младенцев».
Далее последовал допрос, на котором он показал:
«В течение 20 лет я изучал ученье Дарвина, изучал материализм, с учением последнего я не согласен. <…> Прочитав всю эту литературу, я еще больше убедился, что все создано Богом, человек создан Богом, в нем есть дух и душа.
Я всегда и всюду говорил и говорю: Богу верую, от Бога не отступлю. На власть никогда не роптал, потому это грешно, всякая власть дана от Бога.
Среди верующих и вообще окружающих я никогда никакой антисоветской агитации не проводил.
С N встречался очень редко, он ко мне приходил, обижался, что я к нему не хожу, угрожая мне за это о донесении в органы НКВД о том, что я занимаюсь крещением младенцев. Подтверждаю, что до ареста я занимался крещением в квартирах, считаю своим долгом этим заниматься.
Я делал все, что полагается делать религиозно верующему человеку.
N все показывает ложно. Он из-за зависти, что ко мне идут крестить, на меня донес в НКВД, он многих людей оклеветал.
Немца я не ждал и не радовался ему, потому [что] он опровергает нашу религию.
Все государства и власти во власти Бога. В 1934 году по 1938 год я находился в ссылке органами НКВД, где я тоже занимался изучением Дарвина и материализма.
Я всегда говорил и говорю. Всего жизнь живут люди по-разному, одни хорошо, другие плохо, но Советскую власть не опошлял, и я как человек религиозный этого не позволю. Власть дана Богом».
Упомянутый N тут же на допросе прямо, по сути, признался в провокаторстве против отца Иоанна: «В 1939 году, узнав, что он приехал в Пугачев, я стал к нему ходить. В разное время проводил с ним беседы, старался его вызвать на откровенность, чтобы иметь у него доверие, я приносил ему книги…».
Старая же прихожанка свидетельствовала в пользу отца Иоанна, сообщив: «Заседателева знаю лет 40 как священника нашей единоверческой церкви. Заседателев говорил, он верит в Бога и никогда не отступит от веры. Говорил, суровую власть такую Бог послал за наши грехи и роптать на власть нельзя, все власти от Бога».
Можно отметить, что адвокату Пугачевской юридической консультации было поручено ведение дела 21 декабря, то есть в день его рассмотрения. Немудрено, что такой «защитник» ограничился произнесением единственной формальной фразы: «Прошу подзащитным Заседателеву и Сумину вынести справедливый приговор».
Вернувшись после совещания, суд нашел установленным, что «Заседателев и Сумин, будучи враждебно настроены и питая особую злобу к Советской власти, за то, что, являясь священниками и будучи судимы органами НКВД, проводили среди своего окружения верующих контрреволюционную агитацию, направленную на поражение Советского Союза в войне с Гитлеровской Германией, Заседателев и Сумин утверждали о неизбежной гибели Советского государства, возводили клевету на жизнь трудящихся в СССР, а также распространяли провокационные слухи о колхозах и колхозниках, виновными себя Заседателев и Сумин не признали полностью, но уличаются показаниями свидетелей, <…> действия Заседателева и Сумина являются социально опасными и предусмотрены ст. 5810 ч. II УК. Заседателев и Сумин в условиях военного времени совершили тягчайшее преступление перед Советским государством, не находя поводов к смягчению вины, рук. 319 и 320 УПК приговорил Заседателева Ивана Ивановича, Сумина Федора Никифоровича по ст. 5810 ч. II УК с санкцией ст. 58 2 УК подвергнуть высшей мере наказания — расстрелять».
24 декабря святой Иоанн получил на руки копию приговора, а 26 декабря он обратился в Верховный суд РСФСР с кассационной жалобой. Он писал: «Приговором выездной сессии Сароблсуда от 22 декабря 1941 года в г. Пугачеве я признан виновным по указанной выше статье и приговорен к расстрелу. Этот приговор считаю крайне суровым и подлежащим изменению на смягчение меры наказания.
Мне как быв[шему] священнослужителю предъявлено обвинение по упомянутой выше статье за то, что якобы я был враждебно настроен против соввласти и занимался контрреволюционной деятельностью.
Эти обвинения я отрицаю, но не отрицаю того обстоятельства, что как священнослужитель по просьбе верующих производил крещение новорожденных и как верующий остаюсь при своих убеждениях и по сие время. Но не контрреволюцией. А поэтому на основании изложенного и руководствуясь ст. 419-а УК, прошу Верхсуд РСФСР внести изменение в обжалуемый приговор и смягчить меру наказания до пределов возможности, т. е. заменить расстрел лишением свободы».
14 марта 1942 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР рассмотрела протест Председателя Верховного суда СССР на приговор Саратовского облсуда от 21 декабря 1941 года. Протест был внесен на предмет замены расстрела лишением свободы. Судебная коллегия по уголовным делам установила: «Виновность Заседателева и Сумина материалами дела доказана, но по обстоятельствам дела нет необходимости применять к ним расстрел. Судебная коллегия по Уголовным делам В/суда СССР, соглашаясь с протестом Председателя В/суда СССР, определила: Приговор Саратовского облсуда от 21/XII 1941 г. изменить, расстрел Заседателеву Ивану Ивановичу и Сумину Федору Никифоровичу заменить лишением свободы в ИТЛ сроком на десять лет каждого, с поражением в правах каждого на пять лет».
Священник Иоанн Заседателев был направлен в Карагандинский лагерь, куда прибыл 25 октября 1942 года, а через три дня, 29 октября, 75-летний мученик скончался на станции Карабас КарЛАГа от правосторонней пневмонии и истощения. Эта станция, расположенная в восьми километрах от города Абая Карагандинской области, среди заключенных была известна как «ворота в ад» — именно сюда приходили наглухо закрытые вагоны с будущими заключенными КарЛАГа.
Однако рукотворный ад, уготованный гонителями исповедникам веры, обернулся торжеством добропобедного мученика, до последнего своего дыхания сохранившего верность Богу, о чем он свидетельствовал не только перед духовными детьми, но и перед своими палачами. Служивший Церкви пером и словом, отстаивавший истинность слова Божия, святой Иоанн стал поистине свидетелем Христовой правды, оставив нам, как бесценный бисер, свои слова, изреченные в защиту веры и Священного Писания.
По уголовному делу за 1934-1935 гг. Заседателев И. И. реабилитирован постановлением Президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года, по уголовному делу за 1941-1942 гг. — прокуратурой Саратовской области 24 марта 1994 года.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иерей Иоанн Заседателев был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 29 декабря 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священномученик Иоанн внесен в список Собора Саратовских святых (Приложение 11).
В данной главе перед нами предстала трагическая судьба пугачёвского священника Ивана Заседателева, который служил в Храме Рождества Богородицы в городе Пугачёве, честно выполнял свой долг, прошёл допросы, ссылку, но в трудную минуту не отрёкся от веры. Лейтмотивом всей его жизни стала фраза: «Богу верую, от Бога не отступлю!»


Заключение

Прошло уже немало времени с распада СССР, но до сих пор трудно осмыслить то количество жертв сталинских репрессий, которое до сих пор не поддаётся подсчёту. Сейчас можно услышать разные точки зрения на данный счёт, кто-то оправдывает репрессии во имя великих целей, будущей победы СССР в Великой Отечественной войне. Другие, как и я, не могут оправдать этого кровопролития. Множество людей, их судьбы, было положено на алтарь формирования неограниченной власти И.В. Сталина. Все, кто думал иначе, мог конкурировать «за умы» советских людей, мешали власти, и в результате были уничтожены: и интеллигенция, и белогвардейская оппозиция, и даже бывшие единомышленники и однопартийцы, не обошли стороной расправы и священников.
Священники могли влиять на огромное количество людей на проповедях, поэтому были особенно неудобны власти. Власть в 30-егг. 20 века решила свести счёты и со священниками, и с церквями, по всей стране начинается массовое уничтожение и тех, и других. Не обошла эта беда и наш город, в котором было когда – то 6 храмов, а остался чисто случайно лишь один – Воскресенский. Трагична и судьба священников, в частности Ивана Заседателева, о котором идёт речь в работе.
В результате работы мной были
 Исследованы репрессии И.В. Сталина против церкви.
 Собраны сведения о биографии пугачёвского священника Ивана Заседателева, служившего в Храме Рождества Богородицы в городе Пугачёве, который честно выполнял свой долг, прошёл допросы, ссылку, но в трудную минуту не отрёкся от веры. Лейтмотивом всей его жизни стала фраза: «Богу верую, от Бога не отступлю!».

Данное исследование может быть использовано на уроках краеведения, на классных часах и других мероприятиях, а значит — будет способствовать патриотическому и духовно — нравственному воспитанию молодого поколения, развитию интереса к истории своей малой Родины.
Исследование получило практическое применение – я выступил перед одноклассниками на уроке краеведения, результаты работы пополнили фонды музея школы.
Все цели, поставленные в начале работы, были достигнуты.
Как житель города Пугачёва, я горжусь, что рожден здесь, потому что Пугачёв — город с большим историческим прошлым.

Список использованных источников и Интернет- ресурсов:

Материалы краеведческого музея города Пугачёва имени К.И. Журавлёва.
http://lists.memo.ru/d13/f173.htm — Списки жертв политических репрессий. ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
http://rosgenea.ru/- Центр генеалогических исследований. ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
https://ru.openlist.wiki/- Открытый список жертв политических репрессий СССР. ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
Фотоматериалы из личного архива автора.
http://drevo-info.ru — ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
http://map.mefodiy-kirill-hram.ru- ЗАСЕДАТЕЛЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
https://azbyka.ru — Свя¬щен¬но¬му¬че¬ник Иоанн За¬се¬да¬телев
ru.wikipedia.org — Религия в СССР (1929- 1942).

Приложение 1

Фото священника Ивана Заседателева

Приложение 2

Храм Рождества Богородицы

Приложение 3

Рукописи трудов Ивана Заседателева, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело № ОФ-22580)

Приложение 4

Рукописи трудов Ивана Заседателева, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело № ОФ-22580)

Приложение 5

Приговор отца Иоанна к ссылке в Казахстан Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года

Приложение 6

На месте разрушенного храма в c. Корнеевка. Фото В. В. Теплова, 2006 г.

Приложение 7

Дом на ул. Горького, 15, где Иван Заседателев проживал до второго ареста в 1941г. Фото автора.

Приложение 8

Общежитие Пугачевского гидромелиоративного техникума имени В.И. Чапаева на месте разрушенного Рождество - Богородицкого храма. Фото автора

Приложение 9

Протокол допроса Ивана Заседателева от 2.10.1941г.

Приложение 10

Здание Пугачевской тюрьмы № 2

Приложение 11

20 августа 2000 года иерей Иоанн Заседателев был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских