Человек с большой буквы

Региональный конкурс
исследовательских работ школьников,
проживающих и обучающихся на территории Саратовской области
«Открой малую РОДИНУ по-новому»
номинация «Герои моей малой Родины»

Человек с большой буквы

Автор:
Мартынычева Софья
учащаяся 7 класса,
МБОУ «СОШ с. Ивановка
Базарно-Карабулакского района
Саратовской области»

Научный руководитель:
Юрченко Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Ивановка
Базарно-Карабулакского района
Саратовской области»

 

Саратов
2018

Содержание
Содержание……………………………………………………………………………2
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Жизненный путь и педагогическая деятельность…………4
1.1.Детство и юность……………………………………………………………….4
1.2 Начало педагогического пути……………………………………………5
Глава II.В работе нет мелочей………………………………………………… 7
2.1.Краеведческая работа…………………………………………………………7
2.2 .Мастер своего дела……………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………… 11
Список литературы…………………………………………………………………13
Приложение………………………………………………………..14

Введение.
В жизни по-разному можно жить. В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. Сергей Островой
Что такое школа? На этот вопрос каждый ответил по-разному. Но без сомнения каждый отметил, что школа – это учителя. В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то, же время, самых сложных профессий. Мы думаем, что Учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. Нам родители рассказывали о своих учителях, мы часто встречаем этих замечательных людей на улицах нашего села. Совместно мы решили узнать об учителях, которые работали в нашей школе в разное время. Цель исследования: изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя истории Зои Ивановны Червяковой Задачи: 1.Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности З.И.Червяковой 2. Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов. 3. Оформить собранный материал. Методы исследования: интервью с родственниками -работа со школьным и личным архивами — изучение документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки. -Встречи с выпускниками учителя, коллегами, родственниками. изучение и исследование литературы, материалов периодической печати -Обобщение полученных данных. Предмет исследования: исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя истории Червяковой Зои Ивановны Новизна данного исследования: собрать материал об учителе истории Зое Ивановне Червяковой и довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей», которых в нашей школе не мало. Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьную музейную комнату. Время бежит неумолимо быстро, проходят столетия, но по-прежнему остаются люди, чей труд нельзя измерить ничем, именно они обладают безграничной способностью всецело отдавать себя детям. Называют этих людей простым и скромным именем – Учитель. Труд учителя чрезвычайно сложен и многогранен. В одном фантастическом романе утверждается, что место человека в обществе Будущего, мера уважения к нему будут определяться формулой из трёх прописных «Т»: Труд, Творчество, Талант. Но уже сегодня этой мерой оценивается труд многих людей, и в том числе деятельность учителя. Данной работой начинается исследовательская серия «Жизнь замечательных учителей», в которой будут раскрываться личности выдающихся наставников, работавших и работающих в нашей школе. Эта исследовательская работа дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям. Её жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет об отличнике народного просвещения, о ветеране труда, о любимом и заслуженном Учителе всех поколений, об Учителе во всех его проявлениях, Учителе с большой буквы, Учителе по большому призванию и таланту — Зое Ивановне Червяковой. Глава I. Жизненный путь и педагогическая деятельность 1.1.Детство и юность. В селе ты не просто порядочный житель, У всех на виду твоё имя – учитель! И спрос с тебя строгий, и честь высока, И ноша твоя на миру не легка Родилась Зоя Ивановна в 1917 году в городе Нижнеудинске Иркутской обл. в семье учителя. С 1919 по 1933 годы Зоя Ивановна жила в Китае , где отец сначала работал учителем литературы, а потом служащим в конторе на КВЖД . Там Зоя Ивановна поступила в пионеры в 1928году, в 1932 году -в комсомол и окончила 7 классов советской ж.д школы .В 1933 году Зоя Ивановна вместе с родителями возвращается на родину и живет в городе Хабаровске, где окончила 8 и 9 классы, а затем переехали в город Энгельс Саратовской области. Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют те учителя, которые открыли им дверь в ту или иную страну знаний. После окончания в 1936 году школы № 2 г. Энгельс, Зоя Ивановна поступает в Саратовский педагогический институт на исторический факультет.
1.2.Начало педагогического пути.
В 1939 году студентов 4 курса призывали выехать на работу в сельские школы. Молодая учительница приезжает работать в Ивановскую среднюю школу Базарно-Карабулакского района ( рис.1 ,2), где она проработала до конца войны.

рис 1 пионерская линейка у здания школы 1939 год

Рис.2 Зоя Ивановна среди учеников 7 класса 1940 год
С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Молодая учительница с первых дней активно участвует в общественной жизни села и школы .Работает пропагандистом по истории партии, агитатором десятидворки, выступает с лекциями, ведет большую кружковую работу, активно участвует в жизни комсомольской организации школы. В драматическом кружке Зоя Ивановна суфлер и режиссер . В первые годы войны Зоя Ивановна во главе отряда учеников школы ( 80 человек) едет на строительство оборонительных сооружений под г.Петровск .Работала с душой, ученики ее любили. Эту дружбу они сохранили навсегда. Навещали ее в Базарном Карабулаке, писали письма, приглашали в гости.(рис 3)
рис 3. С подругами 1946 год
Из воспоминаний: В тот год половина выпускников Саратовского пединститута была направлена на длительную практику в сельские школы еще до окончания учебы. Нас перевели на заочное отделение и государственные экзамены мы сдавали на месяц позже своих товарищей, оставшихся в институте. Молодые мы были. И по возрасту, и по внешнему виду почти не отличались от своих учеников 9 и 10 классов. Встретили нас хорошо. Мы быстро привыкли к школе, к коллегам и к ученикам. Работали с удовольствием, хотя приходилось нелегко. Будучи комсомолкой, я включилась в новую работу, проводила политинформацию, читала доклады по материалам партийных съездов. Молодые учители (а они составляли большинство в коллективе) проводили вечера художественной самодеятельности и танцев. Дети относились к нам доброжелательно, запросто приходили к нам домой. Некоторые делились своими секретами. Вместе ходили в лес за ягодами, цветами. Мальчишки иногда не зло подшучивали под нами. Ученик моего класса Саша Баскаков сочинял стихи. И обо мне написал четверостишье, смысл такой: входит Зоя Ивановна в класс, нагруженная тетрадями, наглядными пособиями. Не успеет закрыть дверь и здоровается с учениками. Можно сказать, дружеский шарж в стихах. Однажды пришла ко мне девочка из моего класса. Разговорились, почему оценки у нее стали ниже. Она расплакалась, сказала мне, что ей нравится Саша, а он на нее не обращает внимания, я посоветовала ей лучше учиться, стремиться к самосовершенствованию, чтобы тем самым вызвать взаимную симпатию, но у этого романа не было продолжения: помешала война. Мирная жизнь кончилась. Мужчины, а вместе с ними и юноши, да подростки писали заявления в Райвоенкомат, требуя принять в ряды Краской Армии для защиты Родины от фашистских захватчиков. В рядах первых добровольцев были мои ребята, бывшие школьники-выпускники 1941 года: два Александра — Баскаков и Краснов. Не дождались их безутешные матери, погибли за Родину их сыновья. Ребята помоложе продолжали учиться, но быстро взрослели. Старшеклассники вместе с учителями убирали сено в степи. Была создана школьная бригада из учителей и учеников старших классов для обмолота хлеба. Днем молотили колхозники, ночью школьная бригада. Быстро пролетели лето и осень. Приближалась зима. По приказу Райвоенкомата большая группа учеников старших классов была отправлена на рытье окопов. А.В.Алебастрова и З.И.Червякова с группой учащихся выехали в село Елховку Петровского района. Стали рыть окопы и противотанковые рвы. Начались морозы. Земля промерзла, грели ее кострами, долбили ломами и топорами. Работа не детская. Мальчишки храбрились, а девочки порой и слезу пускали. Постепенно освоились, наладили быт. По вечерам дети устраивали различные игры. А утром они, смеясь, рассказывали, сколько было веселья, смеха во время этих игр. Им ведь было по 16 лет. Одежда была почти у всех плохая. Многие простудились, стали болеть. А тут еще спутники антисанитарии — насекомые и чесотка. Часть ребят пришлось отправить домой. Остальные стойко держались до конца. Учебный год в 1941 году начался 15 декабря. К этому времени на основании приказа Наркомпроса детей отпустили домой. Понятно, что все были очень рады этому. Не взяли деньги (2000 руб.), пешком отправились в Петровск. До своей станции добрались товарным поездом. Ночью со станции шли пешком в село. Родители приходили благодарить за благополучное возвращение детей. Враг топтал родную землю, разрушал и жег города и села. Нужно было мобилизовать все силы для отпора врагу. Многие мальчишки, не окончив 10 класс, ушли на фронт. Встреча земляков-ровесников состоялась через 39 лет в 1981 году в Москве. На встречу была приглашена Зоя Ивановна, их классный руководитель.
Глава II. В работе нет мелочей
2.1.Краеведческая работа
Зоя Ивановна 5 курс заканчивала заочно с отличным дипломом. В 1945 году ее перевели в Базарно-Карабулакскую школу №1, где проработала 27 лет до ухода на пенсию. Преподавание истории тесно связано с краеведением. Она заинтересовалась карабулакской землей и людьми, живущими здесь. В 60-х годах этот интерес получил свое реальное воплощение, поэтому она организовала краеведческий кружок юных краеведов – клуб «Следопытов Октября». С учащимися 10-х классов, неравнодушными к своей малой родине, оформили многочисленные стенды, альбомы, комнату боевой славы. Следопыты вели переписку с земляками, живущими в самых разных уголках нашей страны — от Москвы до самых до окраин — искали разные зацепки в архивах, беседовали со старожилами, проводили вечера, встречи с ветеранами войны и труда и собрали около 400 биографий воинов-земляков. Со временем материал накапливался, появлялись отдельные экспонаты, и в школе решили создать комнату боевой славы. Именно здесь была заложена основа для будущего музея. В 1972 году Зоя Ивановна ушла на пенсию, и ей, как опытному краеведу нашего района, предложили заняться организацией музея. Начала она с ремонта двух комнат в РДК. В промкомбинате изготовили напольные витрины для экспонатов. Постепенно стали появляться стенды с фотографиями, которые отражали различные этапы жизни поселка и района. Были оформлены тематические альбомы «Поэты-земляки», «Города-герои» и т.д. В 1977году ( открытие состоялось 25 октября, в канун 60-летия Великого Октября) на основе этого материала был организован музей. В оформлении музея участвовала вся семья: муж-Александр Дмитриевич, дочь-Людмила и сын — Юрий. Зоя Ивановна проводила лекции, беседы, как в самом музее, так и за его пределами. Так и работала на общественных началах. Была и директором, и лектором, и уборщицей. По крупинкам собирала информацию об истории земли Карабулакской. И не ради славы она это делала, и не ради рубля. Делала она это ради того, чтобы не прерывалась тонкая ниточка между прошлым, настоящим и будущим. В районной газете «Вестник района» от 25 января 1995 года в статье «Краеведческий музей возобновляет свою работу» есть такие строки: «История родного края – святое дело для каждого жителя. И только благодаря необыкновенному энтузиазму З.И.Червяковой, многие узнали дорогу к потерянным в закоулках РДК двум комнатам, где располагались музейные экспонаты. Теперь ситуация изменилась. Музею выделили большое отдельное здание на центральной улице поселка». Вначале его фонды представляли собой около 300 наименований, сейчас же, благодаря огромной совместной помощи многих людей, фонды составляют более 5000 наименований. Музейная площадь составляет 500 кв.м, в т.ч. экспозиционная – 374 кв.м, фондовая- 62 кв.м и включает в себя 12 залов. Музей — это ветви нашей общей родословной, имя которому — патриотизм. Он видит свою главную задачу в том, чтобы нести в мир добро, помогать людям стать одухотворённее, милосерднее, сострадательнее. То, что делается сегодня, закладывается в наше будущее, будущее наших детей, внуков. Ведь музей — хранитель духовной культуры. Россия всегда была сильна культурой. Его посещают с разных концов нашей страны, а также со стран Ближнего и Дальнего зарубежья — Прибалтики, Армении, Белоруссии, Украины. Прошлый год встречали гостей из Швейцарии и Америки. Музей регулярно организует экскурсии для школьников района, приглашает для встречи с ними участников Великой отечественной войны, Ветеранов Вооруженных сил, Ветеранов боевых действий, Ветеранов труда.
2.2. Мастер своего дела
Свою любовь к предмету Зоя Ивановна Червякова старалась передать своим ученикам, а к своей работе всегда подходила с фантазией и творчеством. Уроки всегда носили яркую эмоциональную окраску. Ученики радовались, сострадали и сопереживали историческим процессам. Все становилось ясно и понятно. Зоя Ивановна использовала картографический и иллюстративный материалы. На доске предлагались схематические, графические изображения исторических процессов и конкретных действий и явлений на примерах смены различных формаций общества — переход от одного исторического этапа к другому. Детальное и динамическое изложение битв и сражений. Большую часть времени урока занимал коммуникативный обмен между преподавателем и классом, проводились аналогии исторических событий различных эпох. Предоставлялась возможность учащимся высказать свою точку зрения на исторические процессы и явления. Она всегда использовала педагогику сотрудничества, что давало возможность ученику почувствовать себя важным участником в процессе получения знаний, а не быть просто пассивным слушателем учителя. В педагогической деятельности много времени уделяла методической работе.30 лет возглавляла районную секцию учителей истории. Проводила открытые уроки, выступала с докладами на семинарах и областных педагогических чтениях. Она покоряла всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. А еще – способностью с удивительной стойкостью переносить все трудности и беды, выпавшие на ее долю. До сих пор ученики школы вспоминают ее с большим теплом, некоторые пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя. Зоя Ивановна – отличник народного просвещения РСФСР рис.4 50-е годы
. В 1951 г . Зоя Ивановна вступает в КПСС( рис 4) .Ведет большую партийную и общественную работу: пропагандист, лектор ,член партбюро. За доблестный труд награждена : орденом «Трудового красного знамени «, медалями «За доблестный труд в Отечественной войне» ,»За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»,»30 лет победы над Германией » и многими благодарственными грамотами .
рис 5 Выступление на партконференции. 1977 год
В 1972 году Зоя Ивановна уходит на пенсию и продолжает вести большую общественную работу. (рис 5). Она директор районного краеведческого музея (на общественных началах),член президиума райсовета общества охраны памятников, внештатный корреспондент районной газеты, (где печатались ее стихи) (см. приложение), лектор и член методического совета РК КПСС ,председатель совета ветеранов партии и комсомола при РК ВЛКСМ. (рис .6)

рис.6 страница из районной газеты «За победу коммунизма» 1986 год
Умерла в 1996 году. Имя ее увековечено на мемориальной доске в районном краеведческом музее. В 2017 году районный музей широко отмечал 100-летие со дня основателя музея Зои Ивановны Червяковой.
В сентябре в нашей школе состоялась встреча с дочерью Зои Ивановны — Людмилой Александровной Рыцаревой, которая стала продолжателем идей своей матери.(Она вела и ведет краеведческую работу по родному краю)

III. Заключение
В результате изучения документов и фотоматериалов из архива Червяковой З.И., нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходило вокруг.
А закончить хочется притчей.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
— Я — ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
— Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, — своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг… в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
— ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ — Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
— НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ.
А разве это не так? Ведь не напрасно Джованни Руффини сказал: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».

IV. Список источников и литературы
1. Список литературы: А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл.
«Время выбора и решений».
2. Источники:
Семейный и школьный архивы:
1) Документы
2) Награды
3) Семейные фотографии
4) газета «Вестник района»
5) Приказы
6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.

V.Приложение.
Бывшему ученику Ю. Поспелову
Год сорок первый с болью вспоминаю
Когда читаю
письма я твои,
Год сорок первый
с болью вспоминаю.
Ученики,
родные вы мои!
За каждого из вас
переживаю.
Встает перед газами
школа наша
И улицы Ивановки
родной…
До дна испита
горестная чаша,
Рожденная
безжалостной войной!…
Слышны в селе рыданья,
стоны, крик.
И с каждым днем
все больше похоронок.
За партою
мальчишка-ученик
Сидит один
среди девчонок.
Те, кто постарше
в армию ушли,
Фашистов бить,
страну спасая.
И долго до Берлина
они шли
Товарищей в боях теряя.
Сколько их:
Вихрастых, ясноглазых,
не вернулось
в свой родной чертог!…
А девчонки
в опустевших классах
Слезы скорби
прятали в платок.
Матери средь ночи
просыпались.
Снилось им,
что сын пришел домой.
Горькими слезами
заливались,
Но не верили
в свой жребий роковой.
Получивши
скорбное известье,
Столбенея,
падали без слов,
А очнувшись,
снова ждали вести
Верили в гаданье
в правду снов.
Думали:
ошибка получилась.
Надо ждать,
как кончится война,
А в глазах тоска
у них ютилась,
И душа тревогою полна.
Пали смертью храбрых
соколята,
Горе матерей
ничем не утолить!
В памяти своей
храним мы свято
Тех, кому бы надо
жить и жить.
Не щадили жизнь
они свою!
Поросла травой
земля над ними…
Обрели бессмертие
в бою.
Навсегда остались
молодыми.
Своей кровью,
жизнью заплатили
За свободу Родины,
за нас!
О, как мало вы
на свете жили…
Никогда мы
не забудем вас!
Мало возвратилось вас,
ребята,
Врага сломив,
столь дорогой ценой.
Были вы мальчишками
когда-то…
Детство кончилось,
оборвано войной.
Те из вас,
кого смерть пощадила,
Воевали храбро
до конца.
Знаками своими
наградила
Эта бойня
каждого бойца.
До сих пор,
как только непогода,
Раны старые и ноют,
и болят
И войны Отечественной
годы
В памяти солдатской
воскресят.
Много лет прошло
с поры военной.
На груди у вас
ряды наград.
Но задачею своей
первостепенной,
Все считают мир:
и стар, и млад.
Люди всех народов
на планете!
Будьте бдительны
и берегите мир!
За детей и внуков
мы в ответе.
Всем нам нужен мир,
и только мир!
З.И.Червякова, ветеран педагогического труда
«ЗА ПОБЕДУ КОММУНИЗМА» 1989 год 22 июня
Святая Русь
Летят стремительно года.
Проносятся тысячелетья.
Все также улыбается луна.
Сверкают холодно созвездья.
Славянские исчезли племена.
Сменились сотни поколений .
Но помним факты , даты , имена,
Названия древнейших поселений .
Как на экране светятся они ,
Далекие ,но близкие такие .
Мы узнаем историю по ним ,
Историю родной России.
Многострадальная моя,
Мечта враждебных вожделений ,
Стояла насмерть ты в боях
И не просила снисхождений.
Весь твой народ вставал стеной,
Геройски бился он с врагами.
Победа дорогой ценой
Оплачена в сраженьях нами.
О , Русь святая, это ты
На подвиги нас вдохновляешь,
Питаешь дивные мечты,
Дух богатырский пробуждаешь.
З.И.Червякова, ветеран педагогического труда
1974 год