Учителя — участники Великой Отечественной войны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Аркадака

Учителя – участники Великой Отечественной войны

Исследовательский проект учащейся 11 класа МБОУ – СОШ №3 г. Аркадака Лагутиной Анастасии.
Руководитель: учитель истории Сухова И. В.

2018 год

Содержание:
1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Учителя – участники Великой Отечественной войны.
2.1 Эделев Виктор Аристархович……………………………………………4-5
2.2 Гаврилова Матильда Георгиевна………………………………………..5-6
2.3 Нахмурин Иван Афанасьевич……………………………………………6-7
2.4 Солдаткин Иван Иванович……………………………………………….7-8
2.5 Дедюрин Анатолий Петрович……………………………………………8-10
2.6 Горелов Иван Петрович…………………………………………………..10
2.7 Захаров Константин Михайлович………………………………………..11
2.8 Мельников Алексей Георгиевич…………………………………………11-12
3. Заключение………………………………………………………………….13
4. Список используемой литературы…………………………………………14

1. Введение.

Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.
Всё дальше уходит от нас победный сорок пятый, те незабываемые майские дни, возвестившие всему миру о Великой Победе советского народа над гитлеровской Германией. Но с каждым годом всё ярче предстаёт величие подвига, совершённого в самой тяжелой из войн, какие знала история. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии. Большой вклад в дело Победы внесли и жители Аркадака и Аркадакского района. Уже 22 июня 1941 г. Повсюду прошли митинги, люди просились добровольцами на фронт, начали сдавать скот, животноводческую продукцию, вещи для армии. Только за один день – 3 июля, 729 человек подали заявления о вступлении в ряды народного ополчения и 105 человек изъявили желание пойти добровольцами на фронт (в том числе 38 женщин). Всего на фронт ушло 12382 жителя Аркадакского района, 4100 из них не вернулись. Одна из главных задач нашего поколения – сохранение памяти о прошлом, о тех суровых днях и о героях войны. Мне захотелось выяснить: кто из учителей Аркадака воевал на фронтах Великой Отечественной войны? Где сражались учителя-фронтовики? Кто из них работал в моей школе? Какие предметы они преподавали? Это стало целью моей исследовательской работы. Задачи работы: изучить письменные источники Аркадакского краеведческого музея, спросить родителей, учителей школы, что они знают по этому вопросу, обработать и оформить полученный материал, сделать выводы. Чтобы узнать о том, кто из Аркадакских учителей был участником Великой Отечественной войны я обратилась в Аркадакский филиал областного музея краеведения. Там я нашла материал об Эделеве Викторе Аристарховиче, Гавриловой Матильде Георгиевне, Нахмурине Иване Афанасьевиче, Мельникове Алексее Георгиевиче, Горелове Иване Петровиче, Захарове Константине Михайловиче. Ученик нашей школы Солдатенко Егор рассказал мне о своем прадеде – Солдаткине Иване Ивановиче. В сети Интернет я нашла статью учителя истории филиала МБОУ – СОШ №3 в с. Львовка Желновой Ольги Анатольевны о её отце, Дедюрине Анатолии Петровиче. В ходе своей работы я выяснила, что учителями в моей школе работали Эделев Виктор Аристархович, Гаврилова Матильда Георгиевна, Солдаткин Иван Иванович. Также о своих учителях мне рассказали педагоги нашей школы Драгункина Ирина Викторовна, Макеева Ирина Михайловна, Строич Раиса Викторовна.
2. Учителя – участники Великой Отечественной войны.
2.1 Эделев Виктор Аристархович.
Эделев Виктор Аристархович, родился 17-го ноября 1913 года в селе Ярославка Мясогутского (ныне Дуванского) района Башкирской АССР в семье сельских учителей. В 1918 году потерял обоих родителей и был отдан в Кусинский детдом, в котором находился до 1922 года, когда был взят на воспитание работницей Кусинского метталургического завода Эделевой А.А. После окончания школы 2-й ступени и педагогических курсов начал трудовую деятельность. С июля 1931 года работал учителем школы №6 ст. Златоуст. С 1932 по 1936 год учился на историческом факультете Пермского пединститута. С 1936 года по 1940 года работал в городе Краснокамске Пермской области преподавателем истории и завучем средней школы №1.
В1940 году был отправлен на Финскую войну. В августе 1940 года Саратовским областным отделом образования был направлен в город Аркадак на должность директора вечерней школы и непосредственно принимал участие в открытии средней школы №2, где в дальнейшем работал учителем истории. В октябре 1941 году был назначен директором Алексеевской школы. Через некоторое время, работал на этой должности, был призван в военкомат. Из военкомата был направлен в Саратов на учёбу в пехотное училище. После успешного окончания училища был направлен служить в армию (90 запасной стрелковый полк 7 гвардейской армии 2 Украинского фронта). В составе этого полка была пройдена вся война. Освобождал: Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, частично Австрию. Военный путь Виктора Аристарховича закончился в Чехословакии, в 50 км от Праги.
За участие в Великой Отечественной войне был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и всеми юбилейными медалями.
В 1945 году после окончания войны вернулся в село Алексеевку на должность директора. На этой должности он проработал до мая 1946 года. В мае 1946 года переехал жить в город Аркадак. Спустя год в 1948 году райкомом партии был взят на должность завотделом агитации и пропаганды. В конце 1948 года работал завучем в средней школе №2. Затем завучем в средней школе №1, проработал там до 1957 года. В 1957 году был назначен на должность директора железнодорожной школы — интерната, принимал участие в её открытии. В 1959 году стал директором восьмилетней школы №53. В 1965 году был назначен на работу в райисполкоме заведующим отделом культуры. На этой должности он проработал 10 лет, до 1975 года. С 1978 года по 1990 год проработал в Аркадакском народном музее – на должности директор. В 1990 году ушёл на заслуженный отдых (на пенсию).
Имел звание ветеран труда, был награждён Юбилейной медалью за доблестный труд (к 100 — летию со дня рождения В. И. Ленина)
Не раз был отмечен почётными грамотами.
2.2 Гаврилова Матильда Георгиевна.
Родилась 20 мая 1920 года. С детства жила и росла в Калининске в крестьянской семье, где было трое детей, она была третьим ребенком. С 1928 года по 1938 год училась в Калининской школе. Закончила 10 классов. В 1938 году поступила в Саратовский университет, на исторический факультет. Закончив 3 курс в 1941 году, пошла добровольцем на фронт. На фронте была медсестрой, службу проходила в санотделе. Боевой путь Матильды Георгиевны был пройден на Первом Прибалтийском фронте, и на Калининском фронте. В октябре 1945 года была демобилизована. В этом же году она вернулась в Саратов, на учебу в университет на очное обучение. В июне 1946 года сдала государственные экзамены и с успехом закончила университет. С августа 1946 года по август 1950 года работала учителем истории в Ровенском педагогическом училище.
В 1950 году приехала в город Аркадак на работу в педучилище, учителем истории. Работала по 1958 год. С 1958 года по 1975 год работала в железнодорожной школе № 53 учителем истории. В 1975 году была переведена на заслуженный отдых (на пенсию). За участие в Великой Отечественной войне была награждена Орденом Красной звезды, Медалью «За боевые заслуги», Медалью к юбилею Ленина, юбилейными медалями. Имела звание ветерана труда и была награждена медалью. По воспоминаниям учениц Матильды Георгиевны, Драгункиной И. В. и Строич Р. В. она была очень интеллигентной, очень хорошо знала свой предмет. На уроках Матильды Георгиевны царила идеальная тишина, дети как завороженные слушали объяснение учителя. Очень много она рассказывала ребятам о военных годах.
2.3 Нахмурин Иван Афанасьевич.
Родился 18 апреля 1924 года в городе Аркадаке Саратовской области. Родился в крестьянской семье. В их семье было семеро детей. Иван Афанасьевич был седьмым ребёнком. В1932 году пошёл учиться в Аркадакскую среднюю школу №1. В 1942 году, не закончив 10 класс, по направлению военкомата, был направлен для учёбы в Вольскую школу авиамехаников. Доучившись до 1942 года, в сентябре был направлен в самое пекло войны – на Сталинградский фронт. Служил рядовым, командиром группы разведки, командиром взвода автоматчиков. Воинское звание – младший лейтенант. Службу проходил в 212-ой стрелковой дивизии. «Как трудна была служба рядового», — вспоминал Иван Афанасьевич, ведь столько надо было пройти. Но идти было надо, ведь долг звал. Шли, торопились, в сутки проходили по 60-70 км. Многие не выдерживали такой нагрузки, их подбирали повозки санчасти». 13-14 октября 1942 подошли к фронту, где третий месяц шли кровопролитные бои. 16 октября дивизия была введена в бой. Атака была безуспешна. После многократных атак дивизия была разбита и оставшихся в живых расформировали в 99-ю Краснознаменную стрелковую дивизию под командованием полковника Владимира Владимировича Владимирова. И уже вновь рвались в бой, но попав в окружение немецких танков, Иван Афанасьевич был ранен и был направлен в медсанбат. Залечив Сталинграские раны, Иван Афанасьевич вернулся назад в дивизию, с которой и прошёл до конца войны. В 1945 году немецкие войска были разбиты. И наступила долгожданная Великая Победа. В апреле 1945 году Иван Афанасьевич был назначен физруком полка, где работал до 1948 года, до демобилизации. В 1948 году после длительного времени вернулся в Аркадак, где была дана должность «Председатель комитета физкультуры райисполкома». Проработав год, до 1949 года, Иван Афанасьевич поступил в Балашовский учительский институт, где учился до 1951 года.
Работая над проектом, я выяснила, что Иван Афанасьевич приходился моей бабушке по папиной линии, Лагутиной Нине Александровне, двоюродным дядей. По воспоминаниям бабушки, Иван Афанасьевич любил спорт и в юности занимался футболом. Призвавшись в армию служил в спортроте и играл за команду ЦДКА. В мирное время работал учителем физики в школе №1. За годы работы выпустил много учеников, которые помнят о нём до сих пор. В 80-е годы был председателем совета ветеранов. Был трудолюбивым, хозяйственным, мастером на все руки.
Также я узнала, что мой учитель математики Ирина Михайловна Макеева работала с Иваном Афанасьевичем в школе №1. Ирина Михайловна так вспоминает о нем: «Мягкий, интеллигентный, вежливый, начитанный. Хорошо знал свой предмет. О войне старался не вспоминать т.к. были переживания».
2.4 Солдаткин Иван Иванович родился в Тверской области, Молоковском районе, в деревне Синьково 5 октября 1922 года. Окончил начальную школу в соседнем Карельском городке и работал в колхозе до начала войны. В 1941 году, в возрасте 19 лет был призван на фронт. После коротких курсов направлен на Калининский фронт в звании младший лейтенант в должности командира взвода пулеметной роты, а потом командиром роты. Дважды ранен. Награжден государственными наградами за выполнение боевых заданий.
В 1945 году направлен в Монголию, где воевал против самой мошной Квантунской армии вооруженных сил Японии. Окончил высшие командные курсы в Солнцегорске «Выстрел» . После окончания Второй Мировой войны продолжил службу на Дальнем Востоке, в Владивостокском военном округе, а затем переведен в Оренбург. После отправлен в Саратовскую область в г. Аркадак на должность военного комиссара в РВК. После увольнения из рядов вооруженных сил работал в средней железнодорожной школе №53 (№48) г. Аркадака в должности военного руководителя. Умер на пенсии в 1989 году 10 мая.
По воспоминаниям его ученицы, Макеевой Ирины Михайловны, Иван Иванович был очень строгий, принципиальный, интеллигентный. Обращался на «вы» ко всем, вне зависимости от возраста. У Ивана Ивановича был очень хороший глазомер, мог определить объём фигуры без подручных средств. Вёл свои уроки по — военному. В классе 3 ряда делил на 3 взвода. Больше всего ученикам были интересны стрельбища.
2.5 Дедюрин Анатолий Петрович. Родился 30 марта 1917 года в г. Кусе Челябинской области. Когда ему исполнилось шесть месяцев, умерла мама Анастасия Васильевна. Отец Пётр Тимофеевич по профессии резчик-модельщик, в 1919 году был арестован на Кусинском заводе чехословаками, которых выводили из России через Владивосток. Его детей (пять человек) забрали в Петропаловский приют. Петр Тимофеевич партизанил в Сибири. Вернувшись из Сибири, вскоре заболел и умер.
В 1924 году семилетнего Анатолия, из детдома взяла на иждивение в качестве приёмыша (но не усыновила) зажиточная, но бездетная семья Мешалкиных – Петра Осиповича и Анны Трофимовны.
После рабфака в 1934 году Анатолий Петрович поступил учиться в Троицкий зоотехнический институт Челябинской области. Почувствовав, что это не его призвание, в 1935 году поступил в Саратовский юридический институт, но со второго курса был отчислен по причине ареста Петра Осиповича.
Товарищи подсказали определиться на 10-месячные курсы по подготовке учителей для начальных и средних школ при Саратовском ОблОНО, по окончании которых был направлен в Перекопновскую среднюю школу Ершовского района учителем истории и географии.
С 1938 года заочно учился в Саратовском Государственном педагогическом институте на историческом факультете.
Диплом №644357 ему прислали уже после 5 июля 1941 года, когда состоялось заседание Государственной экзаменационной комиссии и оценки были выставлены автоматом по результатам экзаменов за последний курс.
В армию Анатолия Петровича призвали в декабре 1940 года. Служил рядовым в Риге, Шауляе, Тельшае. Их 144 танковый полк 43-ей танковой дивизии 18 июня был выдвинут на границу с Мемельской областью под г. Плунге. Сейчас это район Клайпеды Литвы. Был он в то время башенным стрелком танка Т-26. С первых дней войны началось длительное отступление. Под Ригой в полку остался на ходу только один танк. Анатолий Петрович выжил в те отчаянно трудные дни.
Отступление было до осени 1941 года. Под Новгородом полковник И.Я.Черняховский из разрозненных отступающих частей формировал волжские соединения. «Меня один день использовали для охраны моста через реку Волхов» — вспоминал иногда Анатолий Петрович, — затем в ноябре 1941 года был направлен на курсы младших лейтенантов в г. Рыбинск, по окончании которых с марта 1942 года был командиром взвода 2-го отдельного стрелкового батальона 14-ой стрелковой бригады.
Анатолия Петровича в апреле 1942 года назначили начальником химической службы этого батальона. Весь 1942 год и до декабря 1943 батальон был на Северо-Западном, а затем Волховском фронтах.
Фашисты стремились стереть с карты город Ленинград – наши войска делали всё, чтобы помешать этим преступным планам.
С декабря 1943 года Анатолия Петровича вновь направили на курсы Высшей офицерской школы технических войск, расположившейся в г. Кузьминки Московской области. С 21 июня 1944 года военная судьба его связана с 43-м отдельным батальоном ранцевых огнеметов 9-ой штурмовой инженерно – саперной бригады резерва главного командования, созданным для подавления личного состава противника в дотах, дзотах и прочих огневых точках. Военный путь прошел почти как в 1941 году, только в обратном направлении, теперь уже наступая и освобождая Прибалтику от фашизма. За прорыв обороны Вилюнец и взятие города Истенбурга (Черняховска) Анатолий Петрович Дедюрин награжден Орденом Отечественной войны I степени. Анатолий Петрович последовательно занимал должности: помощника начальника штаба по оперативной части, командира 43-го отдельного батальона, начальника штаба 43-го отдельного батальона. Бои сопровождались большими потерями в батальоне, но и здесь ему везло, во время боев с 1940 г. он имел только одно легочное ранение и одну контузию.
За взятие города-крепости Кенигсберга награжден орденом Боевого Красного Знамени. А дальше была война с Японией. С батальоном за преодоление безводного Хингана и восстановление железной дороги, награждён орденом Отечественной войны I степени.
С января 1946 года начальник химслужбы 10-ой механизированной дивизии, дислоцированной в г. Пхеньян Северной Кореи. В звании майора в октябре 1946 года демобилизовался как специалист народного хозяйства. В Саратовском ОблОНО в мае 1947 года направили на работу в с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области.
Работал учителем истории, завучем. И здесь судьба ему вновь предъявила испытания. Похоронил ещё крохотную дочку, тяжело заболела жена, которая умерла через четыре месяца, как его перевели директором начальной школы в с. Полухино. Остался он один с дочерью, которая училась в 4-ом классе. Проработав в Полухино пять лет, Анатолий Петрович был переведен в Малиновскую школу, где он был директором 21 год, затем директором школы в селе Львовка, после ещё пять лет просто учительствовал. В 1982 году в возрасте 65-ти лет ушёл на заслуженный отдых. В 1985 году Анатолий Петрович был награжден Орденом Отечественной войны II степени. Не стало Анатолия Петровича в 2002 г.
2.6 Горелов Иван Петрович родился 1 января 1918 г. в с. Ольшанка Балашовского уезда Саратовской губернии. Его родители — Гореловы Петр Гаврилович и Домна Васильевна занимались земледелием. В семье было 9 детей. В 8 лет он поступил в Ольшанскую начальную школу, потом в Росташовскую семилетнюю, потом в Аркадакскую среднюю школу №1. В 1937 г. окончил Саратовское педучилище. По путевке областного отдела образования поступил на работу учителем Григорьевской средней школы. В 1938 г. его назначили заведующим школой. В 1939 г. Иван Петрович был призван в ряды Красной Армии. В рядах армии прошел путь от красноармейца – курсанта полковой школы до старшего лейтенанта – командира стрелковой роты. В 1944 г. вступил в ряды КПСС, Участвовал в боях против Японии, имел ранение. Награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Японией». С 11 по 14 августа 1945 г. рота под командованием Ивана Петровича Горелова успешно выполняла боевые задачи по захвату складов, уничтожению боевых орудий, дотов и личного состава противника. В январе 1946 г. Иван Петрович был демобилизован, 1 марта 1946 г. назначен Заведующим Крутецкой начальной школы. В июле 1961 г. указом Президиума Верховного совета РСФСР ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
2.7 Захаров Константин Михайлович родился 8 июля 1918 г. в г. Новоузенск Саратовской губернии, в крестьянской семье, он был седьмым ребенком. В 1936 г. семья переехала в Аркадак, где Константин окончил среднюю школу №1. В этом же году он поступил в летное училище г. Балашова, которое окончил в 1940 г. До 1943 г. работал летчиком – инструктором в училище. В 1943 г. Константина Михайловича отправили на фронт. Он принимал участие в освобождении Киева, города Василькова, принимал участие в ликвидации Корсунь – Шевченковской группировки. В 1944 г. при выполнении боевого задания его самолет был сбит под Львовом, С обожженными руками и лицом его сначала привезли в лагерь «Грос – Розен», а затем перевели в «Бухенвальд», где он провел 8 месяцев. После освобождения из лагеря Константин Михайлович был направлен на гос. проверку, после полного подтверждения проверки был уволен в запас 30 декабря 1945 г. За участие в Великой Отечественной войне был награжден двумя Орденами Отечественной войны II степени, медалью Жукова, медалью «За победу над Германией» и всеми юбилейными медалями. В 1946 г. начал работать учителем физической культуры в средней школе №1. В 1948 г. поступил на заочное обучение в Балашовский учительский институт, на исторический факультет. До выхода на пенсию работал учителем истории в средней школе №1. Константин Михайлович внес большой вклад в развитие спорта в Аркадакском районе, его ученики занимали призовые места на областных соревнованиях по баскетболу, волейболу, лыжам. Имел второй судейский разряд по волейболу, футболу, волейболу. За свой труд имел звание Ветеран труда. Принимал активное участие в Хоре ветеранов районного Дома культуры.
2.8 Мельников Алексей Георгиевич родился 28 февраля 1922 г. в городе Городище Пензенской губернии. Родители Алексея были работниками почты, в семье было трое детей. В 1939 г. после отличного окончания школы, Алексей Георгиевич поступил в Донецкий Индустриальный институт, проучившись три месяца он уехал в г. Саратов и поступил там в Педагогический институт на физико – математический факультет. В сентябре 1940 г. был призван в армию, в Забайкалье, в артиллерийское училище, закончил его с отличием в августе 1941г. Был направлен в г. Куйбышев, в 65-ю стрелковую дивизию 172 – го полка. Получил звание младшего лейтенанта. После участия в правительственном параде в г. Куйбышеве был направлен на фронт, под Москву. В 1942 г. получил звание лейтенанта. В апреле 1942 г. на Волховском фронте, попав в окружение, был тяжело ранен, после лечения в медсанбате был отправлен на фронт, вновь попав в окружение получил тяжелое ранение в живот. Госпиталь, в котором проходил лечение Алексей Георгиевич был захвачен немцами, Мельников был отправлен в лагерь в Норвегии. В 1944 г. после освобождения был направлен в г. Осло, где работал переводчиком в посольстве. В 1945 г., после демобилизации, вернулся в Аркадак, спустя год восстановился на 2-й курс института. В 1949 г. с отличием окончил институт, начал работу в Аркадаке в средней школе №1 учителем физики и математики. В 1958 г. был назначен завучем, а в 1967г. — директором средней школы №1. Директором он проработал до 1987 г., в 1988г. работал в районном отделе образования, затем ушел на заслуженный отдых. За участие в Великой Отечественной войне был награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», всеми юбилейными медалями. Имел звания «Отличник народного просвещения СССР» и «Отличник народного просвещения РСФСР». В последние годы принимал активное участие в районном Хоре ветеранов.

3. Заключение.
Почти семьдесят четыре года прошло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых были и учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь школе, воспитанию подрастающего поколения. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье.
Героизм – это одно из проявлений духовной красоты. Не случайно превыше всего народ ставил величие духа человека. Для меня учителя, о которых я рассказала — Герои. Мы гордимся ими.
«Учитель — мирный человек, но в сорок первом каждым нервом он защищал двадцатый век, чтоб жили школы в двадцать первом …»
За все эти годы не было ни одного дня, чтобы где — нибудь не убивали людей. Каждую минуту на нашей земле от пуль и голода погибают люди, плачет ребенок, чья- то мать проклинает убийцу. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем об этом. Вот почему бередим старые раны. Мы должны сохранить такой хрупкий мир. Он достался нам слишком дорогой ценой.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.

3. Список используемой литературы:
Литература
1. Кравцов В. М. Край родной, навек любимый…К 75-летию образования Аркадакского района.- Саратов: Издательство «Аквариус». 2003.
2. Захаров А. Встреча // Сельская Новь.-2006.-30 сентября.-с.7.
3. Нахмурин И. А. От Волги до Берлина//Сельская Новь.-1995.-№18.-С.3.
4. Нахмурин И. А. От Волги до Берлина//Сельская Новь.-1995.-№19.-С.3.
Ресурсы Интернет
1.Желнова О. А. Дедюрин Анатолий Петрович. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya
2.http://www.moscowia.su/projects/konkurs/raboty/2013/1481-uchitel-i-vojna
3. http://podvignaroda.mil.ru/