Министерство образования Саратовской области

След в истории малой Родины

Автор: обучающаяся 9 «А» класса
МБОУ «СОШ №2 р.п. Б.Карабулак
Саратовской области»
Афросина Ольга
Руководитель: учитель истории
Левая Наталья Михайловна

Саратов
2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………2
1. Из глубины веков………………………………………………..4
2. Столыпины…………………………………………………….7
2.1. Алексей Емельянович Столыпин (1744-1814 г.)…………..8
2.2. Афанасий Алексеевич Столыпин (1788-1865)…………….12
2.3. Из прошлого в настоящее……………………………………16
3. Михаил Юрьевич Лермонтов в Лесной Неёловке…………19
3.1. Как это было…………………………………………………19
3.2. Из прошлого в настоящее……………………………….…..22
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………26
Интернет-ресурсы………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………….27

Введение.
Актуальность работы. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной посёлок, город, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Казалось бы, Лесная Нееловка-обычное село, со своими проблемами, но это место уникальное, потому юный М.Ю. Лермонтов не раз приезжал в Лесную Нееловку нашей Саратовской области, где находилось имение Столыпиных, с которым у поэта были родственные связи.
Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
Цель исследования. Приобретение новых и личностно – значимых знаний; знакомство с историей развития села и её жителями.
Задачи исследования:
1. Выяснить особенности развития истории поселка ЛеснаяНеёловка.
2. Узнать о знаменитых людях нашего края. Собрать материалы о малой родине (документы, фотографии, тексты и т.д.).
3. Взять интервью у жителей посёлка.
4. Учиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Гипотеза исследования. Если каждый житель нашего края будет знать историю местности, где он проживает, то сохранится преемственность знаний по истории села, сформируется бережное отношение к окружающему миру, интерес и любовь к родному краю, что позволит установить связь между прошлым и настоящим изучаемого объекта.
Объект исследования: история села Лесная Неёловка Базарно-Карабулаксткого района Саратовской области.
Предмет исследования: село Лесная Нееловка. Интересные страницы жизни Столыпиных и М.Ю.Лермонтова.
Методы проведения исследования:
1) теоретический (изучение литературных источников);
2) метод опроса (беседы со старожилами);
3) метод изучения документов (официальных и личных).
Основными источниками информации, помимо воспоминаний земляков, стали сведения архива.В ходе работы я фотографировала, сканировала фотографии, которые хочется сохранить на память для последующих поколений.

Глава 1. Из глубины веков
«Когда спускаешься с Неёловских холмов,
И видишь в дымке голубой Карабулак,
Истории нам слышен ясный зов.
Она, в плаще лесов, передохнуть присела на сосновой плахе,
Подумала: «Какая благодать!»
А есть ли уголок прекраснее на свете?
Дать людям жить и землю эту украшать!
И улыбнулась,вспомнив о поэте».
Н.Н.Белова
В нескольких километрах от поселка Базарный Карабулак раскинулось старинное село Нагорная Неёловка бывшего Саратовского уезда Саратовской губернии (ныне село Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района Саратовской области).
Точную дату его образования, обстоятельств, при которых оно возникло, никто не знает. А появилось село где-то в 17 веке и сначала называлось сельцо Богословское. Владелицей была Т.А. Беклемишева. (Приложение 1)
Со всех сторон оно было окружено непроходимым лесом. Здесь можно было увидеть и многовековые сосновые боры , осинники, ольховники, дубовые рощи, смешанные леса, где росли грибы, ягоды, лекарственные травы.
Богаты леса были и пушным зверем, и дикими пчелами, и медведями, и кабанами, и птицами.
Первые поселенцы сельца- крестьяне, бежавшие от своих помещиков, беглые солдаты и раскольники. Обстраиваясь на новом месте, сперва, общими усилиями они возводили деревянную часовню. Жило в этом сельце 109 «душ».
В 1675 году Василий Семёнович Неелов основал здесь сельцо Нагорная Неёловка, в 1743 году оно перешло по наследству к Авдотье Дмитриевне Языковой, впоследствии – к Столыпиным. (Приложение 2)
«В Саратовской губернии было три Неёловки, основанные их первым помещиком Василием Семеновичем Неёловым и его сыном Степаном: Степная Неёловка, Нагорная или Лесная Неёловка расположенные недалеко друг от друга, и просто, но со вкусом, Неёловка.(Приложение 3) Вот как говорится об этом у Холмогоровых: 183 год (1674-75 года) по отказным книгам за Василием Семёновым сыном Неёловым, что ему отказано в саранском уезде (Пензенской губернии) в урочищах дикого поля вверх речки Оксанас, по обе стороны на вершинах Окренских до устья реки Помры и в Устлянских вершинах до Окшанас до речки Узы пашни 150 четвертей поле, со всеми угодьями. За ним же, Неёловым, по отказным книгам 187 года, что ему отказана примерная земля из диких поль в саранском уезде 60 четвертей.
На этих урочищах Василий Семёнович Неёлов устроил для себя усадьбу и поселил в ней крестьян, от чего потом и стало называться Неёловым поселком.
После Василия Неёлова поместья его достались сыну Степану.
1700 год. Отказано Степану Васильеву Неёлову в саранском уезде, от Корбулатовских вершин правою стороною до саратовской дороги, а дорогою едучи к Сызрану правою стороною до реки Узы с урочищами 100 четвертей, да ему же отказано в поместье к прежнему отца его поместью примерной земли в тех же урочищах 250 четвертей.
В 1729 году Степаново поместье Неёлова справлено и отказано за дочерью его женою подьячего Семёна Иванова Смирнова Аксиньею и женою родного брата последней Василия Степанова Неёлова вдовою Марьею, бывшую потом в замужестве за Прокофьем Матюшкиным.
1743 год недвижимое имение в селе Никольском, Неёловка тоже, после Аксиньи Степановой Неёловой, бывшей замужем за Семёном Смирновым, досталось племяннице Авдотье Дмитриевой, жене Ивана Антонова Языкова, и за ней утверждено отказанной книгою.
Из названий, приведенных в справке вотчиной коллегии, сегодня легко определяется только наиболее долговечные: река Акшенас (Пензенская область) и речка Уза (Базарно-Карабулакский район).Корбулатовские вершины — так и напрашивается отожествить с современным Базарным Карабулаком ( на карте И.А. Стрельбицкого Саратовской губернии это Карабулак, расположенный у подножия холмов), рядом с которым с другой стороны холмов находится Нагорная или Лесная Неёловка.
А вот по личности основателя и по месту, откуда были сведены первые крестьяне новой деревни, абсолютной уверенности нет. С некоторой долей вероятности можно утверждать, что Василий Семёнов сын Неёлова это поручик полка Якова Ронорта в 1665-1668г.г, гороховецкий помещик в 1668-1676 г.г., московский дворянин в начальных людях в 1692 году. Если допустить такое, то становится понятным, что крестьяне Неёловки могли быть из Гороховецкого уезда (Владимирская область).Нагоная или Лесная Неёловка- село при родниках по проселочному тракту из Саратова в Кузнецк. Имеется православная церковь, больница, суконная фабрика, винокуренный завод, 4 мельницы. 107 дворов. 671 мужчин, 677 женщин».
С Лесной Неёловкой тесно связана жизнь знаменитого дворянского рода Столыпиных и великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. (Приложение 4)

Глава 2. Столыпины
«DEO SPES MEA»
(Богу моя надежда).
Изучая прошлое нашего поселка, я заинтересовалась дворянским родом Столыпиных, мне захотелось узнать больше об их жизни в этом селе. Этот род внесён в VI часть дворянской родословной книги Пензенской и Саратовской губерний. Также этот род имеет свой герб, который находится в 10 части «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». Родоначальником Столыпиных являлся Григорий Столыпин. (Приложение 5)
Родовой герб Столыпиных был описан так: «В щите, имеющим поле в верхней половине красное, а в нижней голубое, изображен одноглавый серебряный орёл, держащий в правой лапе свившегося змея, а в левой– серебряную подводку с золотым крестом. Щит увенчан дворянским шлемом и короною с тремя страусовыми перьями. Намет на щите красный и голубой, положен золотом. Щит держат два единорога. Под щитом девиз: «Богу моя надежда». ( Приложение 6)
Я бы хотела остановиться на личностях, которые, по-моему мнению, являются яркими представителями данной династии. Это Алексей Емельянович, Афанасий Алексеевич и Пётр Аркадьевич Столыпины. (Приложение 7)
Следует отметить, что Алексей Емельянович Столыпин был прадедом знаменитому Петру Аркадьевичу Столыпину, государственному деятелю и губернатору Саратовской Губернии начала ХХ века. В свою очередь Пётр Аркадьевич приходился М.Ю. Лермонтову троюродным братом. П.А. Столыпин не раз приезжал в наш край к своим родственникам. Его визиты были недолгими, но очень значимыми для нашей стороны. Когда-то по неёловской земле ходил государственный деятель П.А. Столыпин, а сейчас ходи мы.(Приложение 8)

2.1. Алексей Емельянович Столыпин (1744-1814 г.)

Алексей Емельянович рано начал взрослую жизнь. В 1757 году, когда ему не исполнилось еще и 15 лет, он был произведен в капралы и пожалован в Лейб-кампанию гренадером, а в 1762 году вышел в отставку в чине поручика и занялся хозяйством. А.М.Тургенев вспоминал, что Алексей Емельянович «нигде, ничему не учился, о Мольере и Расине не слыхивал», «в театральном искусстве не знал ни уха, ни рыла!..». В то же время он обладал природным умом и практической хваткой. От своего отца А.Е.Столыпина унаследовал довольно значительные владения, составляющие к 1754 году 1075,5 четверти земли, которые он постарался увеличить.
В Нагорной Неёловке Алексей Емельянович основал свое имение, состоящее из потрясающей красоты дома, выстроенного по типу «театра»: фойе, сцена, галёрка, место для оркестра, веранда с примыкающими к нему с двух сторон стеклянными оранжереями, с амбарами, скотным двором. Облагородил на английский манер парк с двумя Нижними прудами, предназначенными для разведения рыб (один из прудов он вымостил бревнами), проложилдеревянный водопровод. До наших дней из Нижних прудов, сохранился только один, который называется «Барский». А в центре села находился верхний пруд. Вода в нем была такая чистая и холодная, что ее использовали для нужд усадьбы. (Приложение 9)
В 1765 году Екатерина II учредила винные откупа (право торговать водкой и вином давалось государством на определенный срок). Это было новое по тем временам предприятие, но Алексей Емельянович решил взяться за него — и не прогадал, он крепко провел дело и в течение нескольких лет разбогател. В 1789 году 45-летнему помещику только в Пензенской губернии принадлежало уже 6 сёл и деревень, 1046 крепостных «душ» обоего пола. На новые капиталы были куплены каменные дома в Петербурге, в Москве, а в Пензе построены винокуренные заводы. По архивным сведениям 1783 года в селе Столыпино «в год выкуривается вина 60 тысяч вёдер, которое и отправляется сухим и водным путем в разные российские города».
Алексей Емельянович был одним из тех российских помещиков, уклад жизни которых основывался на расчётливости, корыстолюбии и убеждённости в святости крепостничества. А.Е. Столыпин ввёл непосильную барщину- три дня в неделю, выжимая последние силы из крестьян села Неёловки. За малейшую провинность наказывал крепостных розгами или кнутом и сам лично присутствовал при порке крестьян.
Алексей Емельянович был откупщиком (кто давал больше денег на торгах за право торговли вином, тот и становился откупщиком). Он платил в казну сумму и за это имел право открывать питейные заведения. Не всякий был на это способен. Только не брезгливые, расчётливые и бессердечные люди богатели на этом деле, высасывая силу и кровь у людей, забредших в кабаки. Пользуясь слабостью несчастных, откупщики через кабатчиков и приказчиков своих опутывали их долгами и разоряли. Они имели право продавать за долги имущество, скот и утварь должников и беззастенчиво пользовались своим правом. Грязные дела, драки, грабежи, убийства творились в кабаках. Под пьяную руку многие выбалтывали то, что скрывали всю жизнь. Доносчики ходили в кабаки подслушивать, чтобы хватать неосторожных за правдивое слово против царя или помещика.
В 1784 году село украсил большой Троицкий храм — по предположению архитектора и краеведа А.В. Никитина, стараниями брата Столыпина, Дмитрия Емельяновича. Храм отражался в Верхнем пруду, к которому от барского дома вела длинная, вымощенная булыжником дорожка, обсаженная дубами, липами и соснами, -Аллейка, как называли ее господа. Много позже по склонам холма французскими пленными был заложен сад из разных сортов вишен, груш и яблонь.
Хозяйство свое Алексей Емельянович вёл хищнически. Люди, близко его знавшие, утверждали, что его «спекулятивный ум во всех случаях извлекал пользу».
Но он был и хлебосольным, открывал двери своего дома для гостей. На пирах развлекал нужных ему людей различными забавами: кулачными и петушиными боями, пением и плясками. Постепенно перенимая столичные обычаи, он пристрастился к театральным представлениям и организовал у себя в 1771 году домашний любительский театр, который стал вскоре широко известен.(Приложение 10)
Свой театр состоятельный барин вывозил в Москву, где позволял себе роскошь продавать актеров за 32 тысячи рублей дирекции императорских театров. Предположение театроведов, что Малый Художественный театр в основе своей «столыпинский», заставляет с уважением относиться и к Алексею Емельяновичу, и к его имению.
Театральную труппу Столыпина составили из своих крепостных. Были в ней драматические и оперные актеры: трагики, комики, солисты и хористы, танцоры и музыканты, которых любитель – театрал Алексей Емельянович собирал по всей Руси. Это был один из лучших крепостных театров в России, это была его страсть. Раз в неделю ставили спектакли: трагедии, комедии, даже оперы. После спектакля давали бал.Первые роли актрис занимали сенные девушки – уборщицы. Такими уборщицами назывались девицы, прошедшие специальное обучение в Москве у содержательницы модного магазина на Кузнецком мосту. Обучали их там всему, что требуется от барской прислуги, и, главное, умение по моде одеть и принарядить господ. Под стать этим девушкам у Столыпина в театре были и мальчики – парикмахеры, пошедшие школу «знаменитого артиста сего художества господина Трегубова».
«Для обстановки пьес на сцене» как формулирует очевидец, у Столыпина была «целая фабрика ковёрная и самопрялок- девок для малого сотня, выбирай любую». Театральный гардероб тоже создавался без больших затрат. Еженедельно приказчика Еремеича посылали в Москву на толкучку, где он по дешёвке скупал у торговок разные платья, приобретённые ими у промотавшихся щегольков. Наиболее значимые костюмы перешивались из нарядов барышень. Но и этим не ограничивался «спекулятивный ум» Столыпина. При пошивки актёрам «новой театральной амуниции» подержанная передавалась для носки простолюдинам и даже шла на ризу сельскому священнику. Театральная затея обходилась Алексею Емельяновичу недорого.
Актеры несли двойную работу: женщины вели хозяйственные дела по дому, а мужчины по утрам выезжали с собаками на охоту, чтобы подготовить хозяину и его гостям ужин, трудились на псарне, конюшне, наряжали и причёсывали господ, а по вечерам давали представления для них. Благоразумная, хозяйственная расчётливость.
Солист – бас- Галька, бывало, так гаркнет у лесной опушки, что из чащи не только зайцев, но и медведей выгонит. А трагик Доронька ловко и смело принимал их на рогатину. Играя в трагедиях, он привык поражать своих врагов деревянным мечом.
Особенным успехом пользовался спектакль «Нина, или От любви сумасшедшая». Вспоминает писатель А.М.Тургенев: « У Столыпина на театре Ниной все знатоки тогдашнего времени восхищались. Нина была ростом не много, чем поменьше флангового гвардейского гренадера; чёрные длинные волосы , большие черные глаза, без приумножения, величиной с полтинник. Да, надобно было видеть, как Нина выворачивает глаза, чудо! Как она узнавала возлюбленного по жилету, который она вышила шелками и ему подарила, как, бывало, выпучит очи на любезного да вскрикнет: «это- он!»- так боярыни вздрогнут, а кавалеры приударят в ладони, застучат ногами, хоть вон беги. Страстные любители эффекта крикивали: бис, бис!». Особенно славились оперная и опереточная актриса В.Б. Новикава, известная под именем Вареньки Столыпиной; певица Е.А. Насова, обладавшая прекрасным голосом и замечательно исполнявшая русские народные песни; превосходный певец Уваров, сёстры Лисицыны. За четверть века театр показал около 40 спектаклей.
У Алексея Емельяновича Столыпина было большая семья. Женившись на дворянской дочери М.А.Мещериновой еще молодым, он к 45 годам имел уже 11 детей: 6 сыновей и 5 дочерей. Он не жалел денег на воспитание и образование своих детей. Культура, понимание долга, уважение к семье и религии, традиции и стремление следовать им прививались с младенчества.
Из дочерей наиболее известна старшая – Елизавета (1773-1845 г.г.), бабушка поэта М.Ю.Лермонтова.
Старший сын Александр (1774-? Г.) был адъютантом А.В.Суворова.
Аркадий (1778-1825 г.г.) – дослужился до чина действительного тайного советника.
Николай (1781-1830 г.г.) – участвовал в Отечественной войне 1812 года, дослужился до чина генерал – лейтенанта.
Дмитрий (1785-1826 г.г.) – служил в гвардейской конной артиллерии, отличался в кампании 1805-1907 годов.
Афанасий (177801864 г.г.) – участник Отечественной войны 1812 года, отставной штабс-капитан гвардейской артиллерии.
Алексей Емельянович завещал своим детям огромные поместья (25 сёл и деревень) в 5 губерниях: Симбирской, Владимирской, Нижегородской, саратовской и Пензенской.
В 1811 году Столыпин отписал Нагорную, иначе — Лесную Нееловку. По завещанию в Симбирской губернии имение получил сын Александр; в Пензенской – Николай и Аркадий; в Саратовской – Дмитрий и Афанасий. После смерти отца Афанасию досталось село ЛеснаяНеёловка с прилегающими сёлами: Крутец, Узинский Стан, СтепнаяНеёловка, Озёрки и другие.

2.2. Афанасий Алексеевич Столыпин (1788-1865)

После своего выхода в отставку в 1817 году Афанасий Алексеевич Столыпин перебрался жить в родовое имение села ЛеснаяНеёловка. (Приложение 11)
Он был высокого роста, тучным, славился умом и гостеприимством. Жил на широкую ногу. Афанасий любил весёлые застолья с сытной трапезой, песнями и шутками.
Усадьба Столыпиных была расположена на холме, над обрывом, утопая в зелени. (Приложение 12)
Дом представлял собой высокий, широкий с шести колонным порталом, верандой, мезонином и треугольным фронтоном особняк (сейчас на этом месте стоят дома Щербаковых и Рыбаковых по улице им. Лермонтова). (Приложение 13)
Перед фасадом- пышные цветники с фигурными клумбами, где цвели махровые розы, жасмин, тюльпаны, резеда, лилии, мальвы.
В оранжереях, находящихся рядом с усадьбой, растут теплолюбивые фрукты: персики, цитрусовые, из них варили варенье и джемы. В теплице выращивали дыни и турецкие огурцы. Она находилась ниже усадьбы, на противоположной стороне.
Справа от дома находится луг с оврагом. Здесь выбивает много родников. Из-за мягкости воды один из родников назвали «Велюровым», он сохранился и до наших дней.
За усадьбой, по склону холма, находился парк, где сажались яблони и ягодные кустарники: чёрная смородина, крыжовник, малина, барбарис. (Приложение 14)
От продажи яблок хозяин имел огромный доход. Он умел выращивать самые редкие сорта яблонь, добиваясь того, что таких крупных плодов не было ни у кого в округе. «Фигурные» яблоки Афанасия Алексеевича известны были в столице, их подавали на придворных балах. На некоторые, особенно ценные сорта, А.А. Столыпин надевал специальные сетки с рисунками. Под жарким летним солнцем румяные яблоки вызревали, и отпечатывался на кожице рисунок: фигурки зверей, птиц; сердце, пронзённое стрелой; разные буквы; написанные воском инициалы хозяина. Каждые выходные крестьяне возили урожай в Базарный Карабулак на базар. Яблоки же продавали в столице за хорошую цену. (Приложение 15)
За помещичьими угодьями виднелось село, где было около 150 домов. Избы стояли старые- подмазанные глиной, смешанной с соломой, крыши крыты соломой. Улица в селе была ровной, дорога не мощёной. Света, кроме лунного, никакого не было.
700 крестьян работало на помещика А.А.Столыпина. К крестьянам он был строг, никто не мог без разрешения и яблока сорвать; правда, крепостным выплачивал небольшое жалование – чтобы сохранить в них рабочую заинтересованность.
В середине 19 века Столыпин имел уже 2235 «душ» крепостных в различных уездах. К 1840 году ему принадлежали две суконные фабрики: в деревне Крутец (сейчас этого села нет) и в северо-восточной части села ЛеснаяНеёловка. Сукно поставлялось в армию для пошива солдатских шинелей. Афанасий Алексеевич имел также громадный винокуренный завод в селе ЛеснаяНеёловка, один из 17 винокуренных заводов губернии. Он славился хорошим качеством спирта. Этот продукт, а так же высокого качества мука доставлялись извозчикам даже в далекий город Астрахань. В 1864 году на нем выделывалось продукции на 74342 рубля. Афанасий старался материально заинтересовать работников в увеличении выработки.
Впоследствии этот завод стали называть спитрзаводом, который работал до 1953 года. После его закрытия здесь открыли мясокомбинат.
По словам М.В.Булычёва, на столыпинских мануфактурах крепостным выдавали зарплату, хоть весьма и ограниченную.
Ежегодно, поздней осенью, Афанасий переезжал из Неёловки в свой саратовский дом, стоящий на углу улиц Малой Дворянской (ныне Советская) и Александровской (ныне Горького). Сейчас на этом месте- библиотека Саратовского медицинского института. У Столыпина были собственные дома в Москве и в Петербурге. (Приложение 16)
В 1830 году в 40-летнем возрасте Афанасий Алексеевич женился на Марии Александровне Устиновой. Она была внучкой богатейшего в Саратове купца Михаила Андриановича Устинова, который успешно занимался поставкой соли государству. (Приложение 17)
Венчание Афанасия Алексеевича и Марии Александровны состоялось 12 января 1830 года в саратовской Нерукотворённо-Спасской (или Сергиевской) церкви, что стояла на углу улиц Царицынской (ныне Чернышевского) и Сергиевской (Комсомольская). Сейчас на этом месте — Институт травматологии и ортопедии. Венчал молодых протоиерей Гаврила Иванович Чернышевский, отец писателя Николая Гавриловича Чернышевского. Свадьба была в доме отца невесты, на Покровской (ныне Лермонтова) улице. Сейчас в этом здании находится Саратовский областной музей краеведения. На свадьбе присутствовали многие именитые гости, в том числе легендарный партизан – поэт Денис Давыдов. Приехала на свадьбу и старшая сестра Афанасия Елизавета Алексеевна Арсеньева с любимым внуком Михаилом Лермонтовым.
У Афанасия Алексеевича было трое детей. Его сын Алексей (1838-?) унаследовал имения в Лесной Неёловке и Тарханах. Сам Алексей Афанасьевич по причине болезни ими не управлял, он проживал в Швейцарии. Опекуном его владений был двоюродный брат, Дмитрий Аркадьевич Столыпин. Кроме сына, у Афанасия Алексеевича было две дочери: Наталья и Мария. Позже усадьбами владела внучка Столыпина- Мария Каткова (1864-?), дочь Марии Афанасьевны Столыпиной( имевшая в замужестве фамилию Щербакова).
В конце 19 века имение М.В. Катковой в селе Лесная Неёловка имело площадь 4922 десятин. Кроме хорошо поставленного хозяйства ей принадлежали: лесопильный завод ( он находился в районе ныне оздоровительного лагеря «Лизы Чайкиной»), снабжающий лесным материалом ближайшие селения, обширный яблоневый сад и на станции Карабулак, в котором уже 15 дворов, постройки.
Нееловская усадьба, место которой до недавнего времени называли по старой памяти Столыпинским холмом, оставила весьма скромные приметы. Крестьяне не только сожгли строения — они вырубили и парк, и сад. Остались кусты сирени выше человеческого роста, ряд старых сосен и ясень. Вот что осталось в память о Столыпинской Аллейке.
Воспоминания Дергачёва Анатолия Петровича (1936г.):
«Расскажу вам, что помню со слов моей бабушка, как ей рассказывали ее бабушка и прабабушка.
Наше село должно было находиться на месте колхозного сада рядом с барским прудом. Там вода, кругом выбивают родники. Так решили первые поселяне, начав строиться на новом месте. Но помещику было не выгодно, чтобы они жили так далеко от барских полей. Их гнали на то место, где сейчас находится наше село, но там не было воды. Крестьяне не хотели переходить, долго сопротивлялись. Тогда помещик позвал солдат, приказал им и приказчикам выпороть крестьян кнутами. И всё-таки их заставили переселиться. Они работали на барских полях от зари до темна. Работа была очень тяжела. За малейшее неповиновение, да просто, если покажешь усталость, надсмотрщики жестоко наказывали. В то время лекарств никаких не было, много детей и взрослых умерло от побоев». Жестоко, но так было.

2.3. Из прошлого в настоящее

Из рассказов старожилов мне стало больше известно о барской усадьбе Столыпиных:
«…Барская усадьба была огорожена кирпичным забором с железными узорчатыми воротами…».
«…Рядом с барской усадьбой по всему склону горы росли розовые, красные и белые розы — «розарий»- как говорила моя бабушка. Когда они цвели, стоял такой запах, а красота была неописуемая! В то время в селе цветов ни у кого не было, тем более роз. Недалеко от барского сада стояла сторожка, в ней жил садовник. Вот он и ухаживал за этими розами. Здесь же стояла и теплица…».
«…Бабушка рассказывала, как в детстве она ходила с подружками в барскую усадьбу. Там в саду они обрывали чёрную смородину, а потом маленькими ножничками у каждой ягодки обрезали «хвостики». Управляющий заставлял людей всё время петь, чтобы никто не ел ягоду. А прислуга из ягоды варила варенье…».
«…Бабушка рассказывала, что к барской усадьбе близко никого из крестьян не подпускали…».
«…Дед рассказывал, что раньше, на месте нашего огорода стояла барская конюшня, а у соседей- прачечная. Каждый год, перекапывая огород, мы находим подковы, гвозди, старинные монеты и много камней…».
«…У помещика было большое хранилище для овощей, куда свободно заезжали подводы. Там стояли огромные дубовые бочки с квашеной капустой, солёными огурцами, мочёными яблоками. Для овощей были сделаны отдельные сусеки. В хранилище работали дворовые. Они снимали плесень с солений, доливали воду в бочки, рубили капусту, солили грибы…».
Также о пруде:
«…Вода в Верхний пруд текла со стороны Питомника (находится около села Степная Неёловка) из семи родников по деревянному водопроводу, который был положен по селу. Эту «речку» называли Чечерда. Следы её русла можно увидеть и сейчас, как часть не засыпанного оврага за огородами дома Н.И.Салмова и за железной дорогой. А из этого пруда вода стекала в Нижние пруды…«…Во времена Столыпина на месте центрального пруда был глубокий овраг, выбивали ключи. Овраг перекрыли, сделали плотину, образовался пруд…».
«…Вода с Центрального пруда поступала по деревянному желобу в барскую усадьбу, которую использовали для технических нужд. Дальше она текла по склону горы в вырытую глубокую канаву (арык). До сих пор её следы, заросшую вётлами, можно увидеть на склоне горы за домом Щербаковых. Из неё по мелким канавкам вода стекала между рядами деревьев в барский сад…».
«…От усадьбы к барскому пруду «вели» сходни с поручнями (ступеньки с перилами)…».
«…Дно барского пруда было застелено толстыми досками из лиственницы в три настила: мелководный, средний и глубоководный. Ила не было, пруд был чистым, в нём купались…».
«…Около барского пруда стояли купальни, мужская и женская раздевалки…».
«…Раньше, при барине, крепостные, вручную, один раз в три года, чистили все пруды в селе…».
«…Рядом с барским прудом был ещё один небольшой пруд грязевик- отстойник, куда стекала талая вода со склона холма и из родников под Щукарём, а потом чистая текла в барский пруд. Простолюдинам в барском пруду купаться не разрешали, купались в грязевике…».

Глава 3. Михаил Юрьевич Лермонтов в Лесной Неёловке

3.1. Как это было…

При изучении истори Лесной Неёловки я не могла не отметить того, что на этой земле бывал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Как нам известно, он родился в Москве, но годы детства и отрочества провеет в имении Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово). Оно принадлежало его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Миша часто ездил в гости к своему двоюродному деду Афанасию Столыпину в село ЛеснаяНеёловка. (Приложение 18)
Как считаю историки, в наших краях Миша бывал в 1829, 1825, 1830, 1836, 1839 годах. Юный Миша в имении дядюшки любил гулять по замечательному парку и чудесному саду, купаться в пруду, бродить в лесу, посещать таинственные «разбойничьи» пещеры, находившиеся в версте от помещичьего дома. (Приложение 19)
Из всей своей родни Лермонтов особенно любил Афанасия. Из-за не очень большой разницы в возрасте поэт называл его не дедом, а дядюшкой. Широко известен лермонтовский рисунок «Военные с трубкой» — это портрет деда. (Приложение 20)
В 1928 году краеведы братья А.В. и В.В. Леонтьевы записали свидетельство. Сын неёловского священника, бывший адвокат Базарно-Карабулакского суда Фёдор Ефимович Тощев, рассказал им о том, что на одном из подоконников столыпинского дома долгое время находился рисунок юного Лермонтова с изображением лошадей. Хозяева гордились им и часто показывали его гостям. (Приложение 21)
В одной из комнат столыпинской усадьбы были собраны портреты. Рисунки, рукописи поэта, его книги, чернильница и вещи. Всё это очень бережно хранилось.
Афанасий Алексеевич верил в поэтический дар своего внучатого племянника с ранних лет, лелеял, и всячески старался раздуть в нём эту «искру божью». В тетрадь, им заведённую, переписывал стихотворения юного поэта, которые автор неоднократно правил своей рукой, подписывал новые. Так сохранилась ставшая знаменитой «Саратовская тетрадь» — 131 произведений поэта. После смерти её хозяина (1866г.) она покинула Нагорную Неёловку и в разных частях долгое время путешествовала по стране, прежде, чем стать известной.
Афанасий очень любил племянника и не случайно в 1839 году заказал известному в то время живописцу П.З.Захарову портрет Лермонтова, облачённого в вицмундир лейб-гусарского полка с накинутой поверх шинели с треугольной шляпой в руке, по признанию современников- лучший портрет поэта. Этот портрет, изображающий племянника по грудь в настоящую величину, украшал барский дом в Нагорной Неёловке. В 1923 году потомки Столыпина передали реликвию в Мурановский музей. Теперь картина хранится в Пушкинском доме. (Приложение 22)
Елизавета Алексеевна назначила Афанасия опекуном Миши.
Михаил Лермонтов любил, когда Афанасий Столыпин рассказывал о событиях своей жизни — о дне великого Бородина. «Поле Бородина»- так называется стихотворение, в котором поэт воспоет подвиг русского народа.
«Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней
Штыки вострили да шептали
Молитву Родину своей…»
Стихотворение «Поле Бородина» стало впоследствии основой известного стихотворения «Бородино».
Лермонтов знал, что в селе есть пещеры, в которой прятался от расправы пугачевцев в 1774 году А. Е. Столыпин. Долгое время ходила молва, что туда из усадьбы вел подземный ход, в который поступал воздух через корни деревьев. Сама же пещера оканчивалась таинственной решетчатой дверью.
«После гибели Лермонтова всё, что было при нём в Пятигорске, что оставалось в Петербургской квартире и в Пензенском имении Тарханы- все его рукописи, картины, рисунки, книги и вещи- все осталось единственной наследнице и единственно близкому человеку- бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой». Она не на много пережила своего гениального внука- всего на четыре года. Наследство перешло к ее брату Афанасию Столыпину. Вещи М.Ю. Лермонтова «…сложили и увезли в Саратовскую губернию в имение Лесная Неёловка. В этом имении Лермонтов в юные годы гостил и, по преданию, там все бережно сохранялось в той комнате, в которой он останавливался…»
В 1905 году, когда крестьяне восстания прокатились по всей России, поднялись и неёловские крестьяне и решили спалить столыпинское имение, но, узнав «…что в доме гостил когда-то поэт…», вошли в его комнату, вынесли вещи, зарыли в саду, а усадьбу сожгли. В 1918 году, после Октябрьской революции, вещи погрузили в вагон и послали в Москву Луначарскому. Тот вагон до Москвы не дошел, и вещи пропали.
В годы Гражданской войны в Уфе среди остатков брошенного белогвардейцами имущества случайно был найден рисунок Лермонттова, изображающий домик в Тамини. (Приложение 23) По мнению лермонтоведаА.Прокопенко, эта находка является следом пропавшего вагона с вещами, принадлежащими когда-то Михаилу Юрьевичу Лермонтову, которые были отправлены из из имения Лесная Неёловка.
В Москве, в музее Лермонтова, который находится на Старом Арбате, в комнате, посвящённой бабушке поэта Е.А.Арсеньевой, висит картина с видами имения Афанасия Столыпина в селе Лесная Неёловка Базарно-Карабулаксткого Района. (Приложение 24)
В настоящее время одна из улиц села носит имя Лермонтова.
ЛермонтоведыА.Прокопенко и Л.Дуненков предлагали объявить Лесную Нееловку и окрестности заповедником, установить в селе бюст Лермонтова, имя поэта присвоить школе, саму Лесную Неёловку переименовать в село Лермонтово.

3.2. Из прошлого в настоящее

Из воспоминаний старожилов я узнала, что пещеры, которые описывал М.Ю.Лермонтов, действительно были, они и сейчас есть, но только совершенно по -другому выглядят, они сильно заросли травой и трудно догадаться , что они когда то давно имели определенные функции. Вот он интерес, который будоражит наши мысли…..
«…За версту от дома, в лесу, в нескольких потаённых местах, вырыты большие ямы (теперь заросшие травой и кустарниками). На дне одной ямы был подземный ход, по которому ползком можно было добраться до пещеры, не заметной на лесных поворотах. Об этих «норах» говорили, что, судя по местности, там, в старину обитали и таились разбойники, а потом, о время пугацевшины, спасался и помещик с семьёй. Ходы в эти пещеры со временем осыпались.
И не про эти ли пещеры писал М.Ю.Лермонтов: «…До сих пор в густых лесах Саратовской губернии, некогда непроходимых, кроме для медведей, волков и самых бесстрашных их гонителей, любопытный может видеть пещеры, подземные ходы, изрытые нашими предками, кои в них искали некогда убежище от набегов татар, крымцев и впоследствии от киргизов и башкир, угрожавших мирным деревням даже в царствование императрицы Елизаветы Петровны…».
«…В лесу, у пожарной вышки, есть пещера. В ней когда-то пряталась барская семья от Пугачёва. Однажды Сергей Сидоров с двоюродным братом Максичевым туда лазали. С «каптюшкой» (факел) ползком они доползли до круглой площадки и встали в рост. Увидели два хода. По одному проползли до речки Карабулак, в сторону маленького родничка. А другой ход уже заросший был. Нашли ёмкость с жидкостью для факелов. Только давно это было, где-то в конце 30-х годов…».
«…Пещера в лесу существовала с очень давних пор. А ней прятались беглые, пугачёвцы и даже кто-то скрывался там от призыва на войну…».
«…В начале 1940-х годов я с мальчишками лазал в пещеру. Доползли до двери. Увидели на ней медные петли и большой медный замок, покрытые зеленью от времени. В этой пещере тогда уже жили барсуки…».
«…Ну, знали Столыпины, что выбирать! Это имение отца Е.А.Арсеньевой, бабушки Лермонтова, урожденной Столыпиной. В восемнадцатом веке умели поставить усадебный дом. Но это-то как! Будто сторожило что-то отсюда, с горы, став над бором, столыпинское родовое гнездо, вглядывалось в высоты, хмурилось над тёмным, не впрогляд, сосновым лесом, разинским, пугачёвским, где по ещё татарским и дотатарским дорогам ходила когда-то русская вольница. Когда внизу, под горой, у Городковой речки, я ходил в тёмном бору над водой, над крутым обрывом, то невольно оглядывался по сторонам. Жутко.
Пещеры- есть. Жерла их выползли из недр костистой лобовины большой горы, занесены палым листом, битым камнем. Норы- так называют пещеры. Хорошо названо. Гора, в глубину которой они уходят-Печурная. Есть предания – и разинские и пугачёвские. Местные жители от стара до мала, сразу же и охотно упоминают об этих преданиях. В пещерах скрывались- старое дело…».

Заключение.

В ходе проведенного исследования удалось достигнуть поставленной цели. В большей мере изучена история жизни Столыпиных и М.Ю.Лермонтова в селе Лесная Неёловка. Хотя есть еще белые пятна, которые хотелось бы раскрыть.
Есть люди, которые до сих пор не ведают или сомневаются в истории Лесной Неёловки, бывшей когда-то центром экономической и культурной жизни нашего района.
От столыпинских прудов, каскадом спускавшихся по правую сторону от хрустального ручья «Брынды», остался только один (Барский пруд), реликтовые дубы и липы вдоль дороги вырублены, нет парка и дома, сада.
Мы должны хранить светлую память о встречах на нашей земле великого поэта М.Ю. Лермонтова со своим двоюродным дедом- героем Бородинской битвы, не знающих, что наша прекрасная природа была источником поэтического вдохновения поэта и не ведающих, какое огромное значение имела б наша добрая память в деле воспитания подрастающего поколения.
В результате проделанной работы я пришла к выводу, как много интересного таит в себе история моей родины. Исследование в корне изменило мое представление о месте, в котором я живу, заставило задуматься о том, что, возможно, мои предки были знакомы с такими известными людьми. Я убеждена в том, что каждый человекхотя бы немного должен знать о свое малой родине, и о людях, которые когда-то тут жили и трудились, любили и верили, которые строили то светлое будущее, в котором мы теперь живем. (Приложение 25)
Свою работу я хочу закончить словами академика Дмитрия Лихачёва: «Если вы любите свою страну, вы не можете не полюбить своей истории, не можете не беречь памятников культуры».
«Хочу, чтоб ты всегда жила,
Родная сторона,
Чтоб рассказать могла о многом,
Историю чтоб берегла,
Неёловка, любимая моя!».

Список использованной литературы

1. А. П. Аксаков «Высший подвиг»— СПб.: Изд-во Всерос. нац. клуба, 1912.
2. И.Л. Андроников «Рассказы литературоведа». Оформление О. Г. Верейского.Государственное Издательство Детской Литературы. Министерства Просвещения РСФСР.Москва 1958г..
3. П. А. Вырыпаев «Лермонтов. Новые материалы к биографии». Саратов, 1976.
4. П. Ф. Максяшев Род Столыпиных //Тарханский вестник. 1997. Вып. 7.
5. В. И. Неёлов «Неёловщина. Т.1. Материалы к истории рода Неёловых. Часть 2». Ярославль ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2013 600., илл..
6. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 586-587.
7. Н.В. Федяева, М.В. Степанова «Тропинка к сердцу». Саратов: И.П. Гусева И.Н. 2014г. с.264.

Интернет-ресурсы
1. http://www.pereplet.ru/podiem/n10-04/Sokol.shtml
2. http://gazeta-nedeli.ru/article.php?id=2530
3. http://lermont-moscow.ru/v-usadbe-stolipinich/rod-stolipinich.html

Приложение 1

Рис. 1.Сельцо Богословское

Приложение 2

Рис. 2. Нагорная Неёловка

Приложение 3

Рис. 3. Карта И.А. Стрельбицкого. Саратовская губерния. 1743 год

Приложение 4

Рис. 4. Семья Столыпиных

Рис. 5. М.Ю.Лермонтов
Приложение 5

Рис. 7. Фрагмент из сборника родословных России

Приложение 6

Рис.8. Герб рода Столыпиных
Приложение 7

Рис. 9. Родословная династии Столыпиных

Приложение 8

Рис. 10. П.А. Столыпин в Лесной Неёловке

Приложение 9

Рис. 11. Неёловское имение А.Е.Столыпина.

Приложение 10

Рис. 12. Артисты домашнего любительского театр А.Е. Столыпина

Приложение 11

Рис. 13. Афанасий Алексеевич Столыпин

Приложение 12

Рис. 14. Усадьба А.А. Столыпина в Лесной Неёловке

Приложение 13

Рис. 15. Особняк А.А. Столыпина

Приложение 14

Рис. 16. Парк в имении Столыпиных

Приложение 15

Рис. 17. На базар

Приложение 16

Рис. 18. Дом А.А. Столыпина в Саратове

Приложение 17

Рис. 19. М.А. Устинова

Приложение 18

Рис. 20. Е.А. Арсеньева

Приложение 19

Рис. 21. М.Ю.Лермонтов

Приложение 20

Рис. 22. Портрет, написанный М.Ю. Лермонтовым, «Военный с трубкой»

Приложение 21

Рис. 23. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Приложение 22

Рис. 24. М.Ю. Лермонтов

Приложение 23

Рис. 25. Тамань. Домик над обрывом. Рисунок М. Ю. Лермонтова

Приложение 24

Рис. 26. Комната Е.А.Арсеньевой в музее Лермонтова в Москве

Приложение 25

Рис. 27. По дороге в Лесную Неёловку

Рис. 28. С.Лесная Неёловка