Ремесленное дело сел: Лох, Гремячка, Красная Речка Новобурасского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА с. ЛОХ НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ЗАГОРОДНЕВА»

Региональный конкурс исследовательских работ школьников проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Отрой малую РОДИНУ по-новому»

Вторая номинация «История моей малой Родины»

ДОКЛАД
на тему: «Ремесленное дело сел: Лох, Гремячка, Красная Речка Новобурасского района»

Работу выполнила:
Эльберг Полина
ученица 8 класса
МОУ «Школа с. Лох»
Руководитель:
Матасова Елена Николаевна
учитель биологии

2018г.

Содержание
Содержание
Вступление ………………………………………………………….3
Глава 1. О ремесле………………………………………………….5
Глава 2. Ткачество и гончарное дело………………………………8
Заключение…………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………14

ВСТУПЛЕНИЕ
1. В последние годы слышны разговоры о необходимости возвращения к народным традиционным ремеслам, к духовному наследию народного искусства. Крестьянские традиционные ремесла передавались из поколения в поколение в каждой крестьянской семье. Это было необходимым условием для комфортного автономного существования человека в природной среде. Сегодня от традиционных умений осталась лишь угасающая память о мастерах-умельцах, коллекции предметов народного искусства и быта в музеях, редкие настоящие мастера в регионе – это все что осталось от ремесел. В зависимости от природных особенностей и экономического развития каждого района крестьянское ремесло приобретало специфические черты узкой специализации, где-то развивалось гончарное дело, где-то столярное и плотницкое, где-то вышивали и ткали, а где-то валяли валенки и тачали сапоги. Именно из мелких семейных производств выросли переработка сельскохозяйственной продукции, лёгкая, кожевенно-меховая и другие виды промышленности в городах, что привело к утере ремесленных традиций в селе.
2. Что такое возрождение традиционных ремесел? Это освоение старых ремесленных технологий на современном оборудовании и реконструкция с помощью освоенных навыков предметов крестьянского быта. Почему исчезают ремесла? Не стало лошадей в селе – исчезло ремесло шорников. Перестали солить огурцы в бочках – не стало бондарей. Фарфор заменил керамику — пропали горшечники-гончары. Таким образом, отсутствие необходимости в ремесленных предметах, их неактуальность приводит к исчезновению ремесленных направлений. В каждую крестьянскую семью ремесло несло красоту, радость, отражало мировоззрение мастера и сохраняло этот культурный пласт для следующих поколений. Как возрождать или развивать сегодня традиционные ремесла и есть ли в этом необходимость? Эти вопросы возникли, когда появилась идея сделать творческие мастерские в школе.
3 Актуальность исследования. В последнее время наблюдается процесс не только массового оттока населения из сельской местности в города, в поисках работы, но и заселения сел городскими жителями, которые вынуждены задумываться о способах заработка. Большая проблема села — это отсутствие работы, предприятия животноводства, птицеводства, по переработке сельхозпродукции, фермерские хозяйства имеются не во всех селах области, поэтому взрослое население вынуждено искать работу в городе, в других областях. Возрождение ремесел могло бы стать возможностью заработать.
Целью настоящего исследования является изучение ремесел в селах Лох, Гремячка, Красная Речка Новобурасского района с целью возрождения традиционных ремесел в современных условиях села.
4 Задачи:
— изучить историю и особенности ремесленного дела в Новобурасском районе;
— выявить возможность адаптации сельских ремесел к системе дополнительного образования;
— изменить отношение к традиционным ремеслам и народной культуре как к чему-то несовременному.
Объект исследования — ремесленные навыки крестьян XIX – XX вв., предпосылки возникновения и развития ремесла, их социальная структура, географическое размещение, тенденции и особенности функционирования в переломные периоды российской истории, внутренние и внешние факторы адаптации к различным изменениям, состояние на сегодняшний день.

ГЛАВА 1. О РЕМЕСЛЕ
Ремесло – одна из наиболее древних форм производственной деятельности человека, которую можно определить как мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда и личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, художественные изделия.
Выделяется несколько исторических форм ремесленничества:
— домашнее ремесло, когда предметы изготавливаются для использования в домашнем хозяйстве;
— ремесло на заказ, когда изделия заказывают у мастера другие люди;
— ремесло на рынок, когда изделия изготавливают с целью продажи.
Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью, т.е. производством несельскохозяйственной продукции, а ремесло на заказ и на рынок – кустарной промышленностью. После революции 1917 года число ремесленников и кустарей в России резко сократилось, т.к. они были объединены в кооперативы. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись. А более мелкие ремесленные кооперативы постепенно исчезали: уходили мастера, прерывалась преемственность, стало больше промышленных товаров и другие объективные причины.
В период роста национального самосознания, экономического кризиса интерес к ремеслу возрождается. Появляются мастера-энтузиасты, которые по крупицам собирают информацию об утраченных навыках, локальных ремесленных традициях, рассказывают о необходимости возрождения народного ремесла. Так Саратовская область с помощью мастера Петра Африкантова обрела саратовскую игрушку, так появилась покровская роспись.
Возрождение традиций народного промысла может дать мощный экономический, образовательный, социальный, культурный эффект. Гибкость, мобильность дает возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач – от более полного удовлетворения людей необходимыми качественными товарами до расширения занятости сельского населения. Таким образом, развитие ремесленничества – один из путей решения обеспечения занятости населения в сельской местности.
Встает вопрос: как и чем можно заработать в селе? Это вопрос выживания для многих семей. Если ехать из областного центра в район, то можно увидеть маленькие стихийные рынки вдоль дорог, где можно купить: домашнюю консервацию, сухие целебные травы, овощи с огородов, вязаные вещи, с\х продукты , столярные изделия. Эти рынки дают возможность продать излишки крестьянских подворий, самодельные вещи и подзаработать местным жителям. Но не все могут проявить коммерческую смекалку и выйти к дороге, не у всех есть такая возможность. Поэтому как один из вариантов заработка в селе могут рассматриваться возрождающиеся ремесленные традиции, создание аутентичной сувенирной продукции и возможность ее реализации в местных магазинах или специализированных сувенирных лавках.
Поэтому изучение исторического опыта поможет правильно оценить тенденции развития мелких ремесленных производств, раскрыть возможность обеспечения устойчивого развития в условиях изменяющейся экономической ситуации. Наше исследование ремесленной традиции в Новобурасском районе, помогает выявить особенности и закономерности увядания и развития того или иного ремесла на территории района, анализ который необходим для успешной организации ремесленной мастерской на базе нашей школы.
Объектом исследования являются ремесленные навыки крестьян XIX – XX вв., предпосылки возникновения и развития ремесла, их социальная структура, географическое размещение, тенденции и особенности функционирования в переломные периоды российской истории, внутренние и внешние факторы адаптации к различным изменениям, состояние на сегодняшний день.
Территориальные рамки исследования охватывают села: Лох, Гремячка, Красная Речка Новобурасского района Саратовской области. Выбор обусловлен интересом к истории Новобурасского района и утерянным навыкам крестьянского ремесленного дела наших земляков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 90-х гг. XX в. до наших дней. Выбор нижней границы исследования обусловлен увяданием к этому времени ремесла в российской деревне в результате экономических реформ, утраты преемственности в семье, т.к. дети уезжали в город получать образование и уже не возвращались в село, уход из жизни людей, обладающих уникальными ремесленными навыками. Выбор верхней границы исследования обусловлен интересом к возрождением навыков ремесленного дела.
В бытовании ремесла можно было бы выделить три основных периода: дореволюционный, советский и современный. Работа не ставила целью глубоко исследовать эти три периода развития ремесла, но было интересно проанализировать состояние ремесленной специализации близ лежащих сел.
Источниковой базой исследования стали монографии полевого социолога, профессора Валерия Георгиевича Виноградского. У истоков этих исследований стоит профессор Манчестерского университета, российский и английский социолог, историк, основатель западного крестьяноведения, основатель и президент Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин. Именно он, в начале 1990-х годов собрал команду крестьяноведов-полевиков и снарядил ее – этически, интеллектуально, организационно-технически в длительную экспедицию «Север-Юг России». Профессор Виноградский 4 года жил и работал над диссертацией в с.Лох, для чего опрашивал информантов, проживавших в с.Лох, Гремячка, Красная речка. Чтобы понять крестьянскую жизнь изнутри был куплен и обустроен дом в Суходолке. Сам профессор работал в местной пекарне и его хорошо помнят местные жители. Проект был успешно завершен, но интерес к селу возобновил проект через 25 лет и сейчас профессор продолжает опрашивать информантов уже другого поколения, в другой экономической и политической ситуации для написания новой научной монографии. Изучение крестьянского ремесла основано на понимании самодостаточности жизни крестьянской семьи, которая выживала в различных экономических условиях.
Научная новизна исследования заключается в новом ракурсе исследования истории ремесленного дела крестьянского населения, через прочтение научных монографии. Это необходимо для рассмотрения возможности возрождения ремесла в современных условиях.
ГЛАВА 2. ТКАЧЕСТВО И ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО
Итак, возьмем два направления ткачество и гончарное дело.
Ручное ткачество в с.Лох и близлежащих деревнях было семейным женским занятием. Не было в селе женщины, которая не умела бы ткать, обеспечивая свою семью домотканью для рушников-утиральников, рубах, сарафанов и т.д..
В сырье нехватки не было. В селе и за его пределами на щедрой земле хорошо росла конопля и крапива. Лоховские крестьяне коноплей, крапивой и кормились, и одевались.
Специально сеяли конопляники, наделы под них были у каждой семьи. До сих пор в черте поселений, летом, встречаются густые заросли этих неприхотливых растений, которые перешли в разряд злостных сорняков, а в давние времена они были в почете у деревенских рукодельниц.
Жительница села Красная Речка Антонина Михайловна Тырышкина ( в девичестве Матасова) вспоминала: «Конопли их пряли ведь: толкли в ступе, а потом и пряли. А потом гребень, гребенка. Садились, чесали. Начешешь мочков-то, потом садишься и прядешь… Этот конопель – посеешь его, вытеребишь его, потом его мочишь. Потом в бане сушишь. Потом – в мяльницу. Мяльницами его мнешь. А потом, чешешь, прядешь. А отпрядешь, начинаешь ткать. Вот сколько делов за конопелью было!»
Прясть обычно начинали с осени, когда в избе устанавливался большой ткацкий стан, занимавший много места, он все лето хранился в разобранном виде, а при надобности собирался из деталей прямо в избе. Иногда в одной избе ставили по четыре стана. Работали с осени и всю зиму «Бабы, начинайте прясть, пока мужики пары пашут». Ткали всё – юбки, полога, зипуны, столешницы, ватолы. Зипуны в Лоху ткали с одной конопляной нитью, а другая была шерстяная, чтобы изделие было легким и теплым.
По воспоминаниям Антонины Тарышкиной «как только весна, холсты раскатываешь, мочишь их три раза в речке и раскладываешь на солнышке. Это чтобы холст отбелился. Бывало, холсты, утиральники – все как снеговое было, белое-белое. Ткань-то хорошая из конопли…». А из воспоминаний жительницы Суходолки Антонины Симакиной мы узнали, что из конопли делали ватолы. «Это тканое грубое полотно, вроде такого реденького одеяла. Укрывались ей.» По воспоминаниям Антонины Самохваловой из с.Красная Речка «Ватолу мы ткали. Основу напрядем, установим кросна. А потом тряпков разных нарвем… Эх, красивые были ватолы! Красные, бодовые, зеленые нитки красили…»Ткань в селах покупали редко, когда посещали ярмарки и только для праздничной одежды. Конопля имеет женские и мужские особи и сырье из них предназначалось для разной ткани. Из поскони (волокно из мужских растений) ткалась тонкая ткань для праздничной одежды, полотенец для свадеб и похорон, занавесок, скатертей и т.д. Из матерки (волокно из женских растений) ткали ткань для мешков, рабочих фартуков, сумок. А из пакли делали фитили для свечей и лампад, прокладывали ею срубы. Из конопляных веревок плели бахилы.
В школе на ручных ткацких станках девочки получили первый опыт традиционного ткачества. Пока у нас получилось небольшое изделие из шерстяных нитей, но на большом ткацком станке делается ватола из утилизированных х/б тканей.
Гончарное дело.
Гончарное дело. В селе Лох, при вспашке земли на огородах очень часто можно найти разбитые черепки глиняных горшков. По черепкам можно судить, что глиняная посуда была и толстостенной и тонкостенной, по-разному происходил обжиг глины. Можно встретить черные черепки и обычные — красные, покрытые эмалью. В школьном музее представлена керамическая посуда местных мастеров и она разного цвета, декорирована простым геометрическим орнаментом. По форме и размерам посуда также различна: крынки, корчаги, горшки, жаровни.
Вдоль рек в с.Красная речка, с.Лох можно еще различить старые глиняные ямы. Глину для посуды заготавливали в предзимье, так в нее попадало меньше мусора. Возле дома у гончара была глиняная яма, качественная глина должна перезимовать несколько зим, чтобы из нее удалились органические остатки. Гончарная глина в нашей местности разрабатывалась многими поколениями мастеров, но сейчас глиняные ямы заросли бурьяном. На нашей территории можно найти 2 вида глины: красная жирная глина и белая тощая глина.
Глина шла не только в гончарное дело, ею обмазывали сараи и дома. По воспоминаниям Антонины Симакиной Суходолка с.Лох: « мазать ей очень тяжело! Ее какой комок ни возьми – он все тяжелый! Вот тут у нас во дворе была погребица, там сараи, хлева.. И все это была глина!» Но это была другая глина, светлая с примесью песка. Эту глину до сих пор берут на глиняных карьерах с.Лох для обмазывания сараев. В селе еще сохранились дома обмазанные глиной.
В наших деревнях гончаров называли горшечниками. В с.Красная Речка был свой горшечник. Он жил на краю села и звали его Алексей Николаевич Мироедов. Он до 2000 года делал крынки и обжигал их в самодельном горне. В документальном фильме В.Виноградского «Деревенские Атлантиды» Алексей Николаевич рассказал о процессе обжига посуды в горне. Горн мастера служил для обжига 40 лет. Мы узнали, что изделия нужно ставить обязательно вертикально, чтобы не было деформации и горн растапливать постепенно несколько часов подряд.
Для изменения цвета изделия мастер использовал березовые поленья в конце обжига и закрывал горн, тогда горшки и кувшины получались сизого цвета. Он умел делать также обливную керамику, использовал молочение, когда изделие погружалось в молоко, а затем обжигалось. Так изготавливались тарелки, латки для жарения. Иногда изделия украшались архаичным геометрическим орнаментом, характерным для нашей местности. Для того чтобы жидкости в кувшине долго оставались прохладными, в глину примешивались семена одуванчика, которые создавали внутреннюю пористость стенкам сосудов. Алексей Николаевич умел делать всю линейку глиняной посуды: корчаги для хранения продуктов, теста, солений; курганы для браги; жарек для жарений, тарелки для полеводческой бригады, крынки и т.д. Он также вспоминал, что этим ремеслом владели в его семье отец, дед. Еще до революции горшки возили на ярмарки и по дворам в обмен на ветошь. Ветошь, нужна была для изготовления ватол и половиков. Вот так были связаны в семье два ремесла — ткачество и гончарное дело.
На занятиях керамикой ребята учатся работать с глиной, осваивая тонкости гончарного дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Много мастеровых людей было в селах. Лох славился хорошими мельниками Андрей Васильевич Ситников, Михаил Яковлевич Кеберт, лапотниками. В Красной речке Яков Степанович Цаплин валял хорошие валенки, Алексей Николаевич Мироедов обжигал горшки и дубил кожу, Иван Афанасьевич Казаков шил одежду, в Гремячке жили свои сапожники, плотники и это мастерство передавалось из поколения в поколение. Сегодня эта поколенческая преемственность утрачена, а для того чтобы возродить эти семейные трудовые традиции может понадобится от 25 до 30 лет, т.е. может вырасти целое поколение.
Эти сохраненные, минимально отредактированные записи устных историй трех наших земляков, собранные профессором Виноградским, дают нам понять насколько сильными и разнообразными были ремесленные традиции нашего района и они нам дают надежду на развитие этих практик. Эти небольшие истории о ремеслах похожи на почтовые марки на письме из далекого прошлого нашего края. У нас есть возможность лишь разглядеть их контуры, немногие детали, словесно описать и попытаться реконструировать в жизни понятое из этих крестьянских марок.
Мы можем наметить направления по которым предстоит работа: ткачество и другое женское рукоделие, гончарное и мельничное дело. Быть может эти ремесленные практики помогут сельчанам переориентироваться в нашей нестабильной жизни, найти дело по душе, сделать жизнь на селе радостней и осмысленней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виноградский В.Г. Крестьянские координаты. Саратов, 2011 – 345 с.
2.Виноградский В.Г. Орудия слабых. Саратов, 2009 — 283 с.