МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА МИЗИНО-ЛАПШИНОВКА» ТАТИЩЕВСКИЙ РАЙОН САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

 

 

 

«Путешествие по  саратовской Швейцарии»

Номинация «Туристической тропой Родного края»

 

 

 

 

Авторыр: Архипова Олеся

учащаяся 10 класса

МОУ « СОШ с.Мизино-Лапшиновка

 

 

Научный   руководитель:

Нечкина Светлана Рудольфовна,

учитель физической культуры

МОУ « СОШ с.Мизино-Лапшиновка

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

 

Содержание

    Краткая аннотация …………………………………………          3

     Введение ………………………………………………………          4

 Описание работы   …………………………………………           6

Заключение ……………………………………………………       8

Список  литературы …………………………………………           9

      Приложение ……………………………………………………        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 Краткая аннотация

 

Спустя  почти два десятилетия на территории Российской Федерации  вновь введен Всероссийский  физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее «ГТО»), вызывая множество противоречивых мнений. Необходимость данной меры  вызвана  статистическими показаниями состояния здоровья граждан, населяющих Российскую Федерацию, увеличением хронических заболеваний среди детей, слабой физической подготовкой молодежи призывного возраста.

Приятно отметить, что Всероссийский комплекс ГТО, призванный поднять интерес наших соотечественников к занятиям физической культурой и спортом, включает норматив по выбору «Поход с проверкой туристских навыков».   Поход – это эффективная форма физкультурной деятельности, которая направлена не только на   формирование здорового образа жизни, но и позволяет в комплексе решать вопросы образования, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации,  привить навыки безопасного поведения в естественной среде, знакомство с достопримечательностями родного края. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В   ноябре 2017  года   мы начали готовиться к сдаче норм ГТО в школе , и  одним из самых таинственных нормативов в комплексе ГТО оказался –  туристический поход,  да ещё и с проверкой туристических навыков!  Пройти 10 км с рюкзаком по пересечённой местности – легко это или сложно? Какие конкретно навыки будут проверять?

Наш учитель объяснила нам, что туристический поход требует серьёзной подготовки, как и все нормативы комплекса ГТО , его можно сдать  только хорошо подговленным людям.   Мы заинтересовались предложением организации похода.

Для этого было решено разработать   проект  по организации туристического похода для учащихся 7-11 классов в рамках сдачи норм комплекса ГТО.

Перед нами возникло несколько вопросов , которые нам нужно будет решить в ходе реализации проекта .

Основополагающий вопрос:  Какой поход можно   назвать туристическим?

Проблемный вопрос: Какими навыками и умениями необходимо обладать, чтобы сдать норматив ГТО?

Гипотеза: В походе можно узнать много интересного о природе  и истории родного края и эти знания помогут нам в подготовке к юбилею Татищевского района.

Цель: сдать норматив ГТО

Задачи:

Образовательные

— познакомиться  с географическим положением  с.Корсаковка ;

-проанализировать собранные материалы и разработать картографический материал, оформить выставку;

Воспитательные

— вовлечь школьников и родителей в активную работу по подготовке к походу;

— формировать навыки общения и наблюдения;

— воспитать у учащихся любовь и чувство ответственности за сохранение природы родного края;

Оздоровительные

— развить физические качества, необходимые в походе  ( сила, ловкость, координация)

— воспитание привычки к здоровому образу жизни;

— привить навыки безопасного поведения в естественной среде.

 

 Участники проекта : учащиеся 7-8 классов

Срок реализации проекта -1 год

 

Для  реализации проекта был составлен план:

  1. Инициатива

Получить согласие родителей на участие ребенка в походе. Согласовать с родителями отсутствие противопоказаний медицинского характера у ребенка. Разработать план подготовки и проведения  однодневного туристского похода (Приложение 1).

  1. Планирование и изучение маршрута

Рассмотреть на общем сборе 3-4 варианта маршрутов. Предпочтение отдаётся маршрутам, которые предлагаются самими участниками.

  1. Распределение ролей и обязанностей в группе

Примерные должности: командир, ответственный за групповое снаряжение, медик, казначей, картограф, краевед, фотограф и др.[3]

  1. Подготовительная работа

Подбор и подготовка группового снаряжения, планирование финансовых расходов, обсуждение и составление меню, составление списка обязательного личного снаряжения, утверждение  питьевого режима. Участники собирают всевозможную информацию: расписание движения транспорта, стоимость проезда, карты местности, описание интересных объектов, которые встретятся на маршруте и т.п.

  1. Подготовка участников похода к  проверке необходимых знаний и навыков для сдачи норматива ГТО
  2. Инструктаж по технике безопасности и оказанию доврачебной помощи в походе (Приложение 2).
  3. Оформление разрешительной документации, медицинского допуска участников: приказ по образовательной организации, список участников с медицинским допуском, маршрутный лист .
  4. Поход с проверкой туристских знаний и навыков (Приложение 3).
  5. Подведение итогов, оформление отчетных материалов

Описание работы

Получив разрешения родителей на участие в походе, мы приступили к разработке маршрута. Было предложено два направления. Один маршрут проходит через село Корсаковка   и составляет протяжённость 10 км. А второй маршрут проходит через деревню Нечаевка, протяжённостью 5 км.  Так как  поход разрабатывался для учащихся 7-8 классов, то решено было выбрать маршрут через село Корсаковка.

Село Корсаковка расположено на северо –западе  в 5 км от села Мизино-Лапшиновка. При разработке маршрута были учтены топографические особенности местности, расположенной между двумя сёлами.

Село Корсаковка  расположено в низине между холмами, покрытыми смешанными лесами, в стороне от больших дорог. На каждом шагу в долине из под земли  бьют родники с чистой безумно вкусной водой.

На встрече с Абрамовой Людмилой Ивановной и Новиковой Ниной Фёдоровной, которые родились и выросли в с.Корсаковка, мы узнали историю села. Она оказалась очень интересной.   Первое упоминание о с.Корсаковка относится к 1780 году.  В Геометрическом  плане Саратовких земель говориться, что село Корсаковка заселено бобылями, пахотными солдатами, экономическими крестьянами и имеет 35 дворов. [1]

Село всегда славилось своими садами и клубничными ягодниками. Из ягод, выращенных в Корсаковка, готовили варенье и поставляли его в столицу. В 30-х годах 20-го века из корсаковских ягод было наварено 11 тонн клубничного варенья, которое было подарено английской королеве Елизавете II в день её рождения. В ответ на это она подарила Советской России корабль из своей флотилии. А ещё эти земли похожи на ландшафт Швецарии: холмы покрыты изумрудной травой, редкие перелески сменяются густыми лесами- красота, уют и умиротворение.[4]

Дата похода была назначена на 8 мая 2018 года. Мы решили наш поход посвятить памяти односельчан, которые погибли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Поэтому перед началом похода мы возложили цветы к памятнику воинов-героев в с.Мизино-Лапшиновка, почтили память земляков минутой молчания. Погода была замечательная, светило солнце  и поход обещал только хорошие впечатления.

В походе нам пришлось преодолеть заболоченные участки местности, забираться на высокие холмы,  пробираться через густые заросли. На   пути нам встретилось интересное место –  озеро « Лесная сказка» . Это рыболовное хозяйство, которое выращивает карповые породы рыб и форель в прудах. Пруды расположены каскадом в глубине леса.  По берегам прудов расположены уютные беседки. Работники хозяйства рассказали нам о рыбе, которую они выращивают у себя в хозяйстве и провели небольшую экскурсию.

В селе Корсаковка мы посетили мемориал «Скорбящая мать», посвящёный памяти уроженцев с.Корсаковка, павших на фронтах ВОВ и посетили старообрядческий Свято-Никольский храм, открытый в 2009 году. Представители старообрядческой общины рассказали нам, что изображённые над входом ангелы , являются копией ангелов, украшавших до революции 1917 года Спасскую башню Московского кремля. Вот так незримо храм в с.Корсаковка оказался связан с древним Московским Кремлём.

В окрестностях села мы устроили бивуак. Во время стоянки были проверены туристические навыки, которые мы приобрели  во время подготовки к походу: разведение костра, определение топознаков, вязка узлов, ориентирование на местности, укладка рюкзака и приготовление пищи. Обед мы приготовили себе сами.

На обратном пути мы посетили Кривушкин родник. который расположен в середине села. По легенде, именно из-за этого  родника здесь было основано поселение. Вода в нём удивительно чистая и вкусная.

На подходе к дому , вдруг налетел ветер с дождём. Ветер хлестал нам в лицо, но мы были счастливы, что наше маленькое путешествие по саратовской Швецарии подошло к концу.

После похода из фотографий, которые мы сделали во время похода, была оформлена выставка « Путешествие по родному краю», которая вызвала большой интерес у наших товарищей.

 

Заключение

 

Как видим, ничего страшного в туристских нормативах нет. Так что берём компас, учим топографические знаки, надеваем удобную обувь и отправляемся в поход.

В мае 2019 года мы планируем  не только еще раз пройти по маршруту с.Мизино-Лапшиновка – с.Корсаковка,  но и организовать поход для учащихся 1-6 классов по маршруту с.Мизино- Лапшиновка- д. Нечаевка.  Его  протяжённость составляет  5 км.   Мы посвятим его юбилею нашего Татищевского района. Школьники должны знать историю своего района. На этом маршруте тоже много интересных мест: песчаный карьер, в котором песок трёх цветов ( красный, жёлтый и белый), сосновый лес с крымскими соснами, редкость в нашей географической зоне,, посаженный в конце 60-х годов,  а так же остатки дома в д.Нечаевка, в котором родились и выросли основатели первого русского цирка  братья Никитины.

Протяженность маршрута и туристические задания, которые малыши будут выполнять во время похода, тоже позволят им сдать норматив ГТО    « Туристический поход»

Результатом  проекта будет сданный норматив ГТО, оформленные топографические карты маршрутов  для проведения походов, выставка фотографий окрестностей с.Корсаковка и презентация с фотографиями.(Приложение 4,5)

Итак, наша гипотеза подтвердилась! Во время подготовки к походу мы узнали много интересных фактов об истории села Корсаковка , сделали фотоотчёт о природных богатствах Татищевского района. С этим материалом мы   выступали на классных часах, посвящённых 90-летию Татищевского района.

Мы надеемся, что наш проект привлечет внимание любителей природы родного края.   Участники похода смело могут выступать в роли экскурсоводов и проводников по саратовской Швейцарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История села Корсаковка/ А.В.Нечаева, Г.Г.Нечаев. Саратов: ООО       «Приволжское издательство», 2013 год. 176с.

 

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gto.ru/news/09082017-obnovlennye-normativy-gto-vstupyat-v-silu-1-yanvarya-2018-go
  2. https://www.belpressa.ru/news/news/pohod-i-nauchnyj-podhod08850/
  3. http://wikimapia.org/18805343/ru/Корсаковка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Примерный план подготовки и проведения туристского похода

Содержание

деятельности

Форма Сроки Ответственный
Информирование родителей о целях похода и необходимой денежной сумме  для   организации питания Родительское собрание  Март 2017 Классный руководитель
Определение состава туристской группы (составление списка участников); обсуждение целей и плана подготовки похода; распределение обязанностей между участниками похода Собрание класса  Март 2017 Классный руководитель
Составление нитки маршрута,

подготовка картографического материала, сбор информации о краеведческих объектах;

изучение краеведческого, экологического материала, разработка заданий участникам;

изучение учебного материала, подготовленного учителями-предметниками (задания для проведения наблюдений и исследований на маршруте, сбора коллекционных материалов).

Консультации учителей для туристской группы класса  Март 2017 Учителя-предметники, классный руководитель
Индивидуальная и групповая работа учащихся класса. Собрание класса  Март 2018 Классный руководитель, туристский организатор класса, учителя предметники
Контроль за состоянием здоровья участников похода. Анализ медицинских карт, справок о состоянии здоровья  Апрель 2018 Медицинский работник школы
Ознакомление учащихся с «Правилами безопасности в туристском походе»; определение времени и места сбора туристской группы и времени возвращения с маршрута Собрание класса  

 

Май 2018

Классный руководитель
Оформление туристской документации Приказ о проведении похода, маршрутный лист  

 

Май 2018

Директор школы, классный руководитель, туристский организатор
Обсуждение итогов похода в туристской группе Собрание класса   Классный руководитель
Отчет о походе Представление маршрутного листа с путевыми отметками туристскому организатору школы  Май 2018 Туристский организатор
Изготовление фотоматериалов о походе, презентации,  газеты-отчета о походе (по выбору).  Сентябрь-

Ноябрь 2018

Туристский организатор класса, классный руководитель
Представление в учебные кабинеты материалов наблюдений и исследований, проведенных в  походе, коллекционного, краеведческого материала, собранного на маршруте  Ноябрь 2018 Туристский организатор класса, педагоги- предметники

 

                                                                                                     Приложение 2

Инструкция

по технике безопасности для участников похода

 

Строго подчиняться указаниям руководителей группы. Их слово – закон!

 При выходе на дорогу: двигаться в колонну по одному, соблюдая дистанцию, в направлении встречного транспорта. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Головной и замыкающий идут  с сигнальными знаками. Переходить дорогу фронтом по команде руководителя. При движении вдоль дорог в тёмное время направляющие и замыкающие колонну должны иметь фонари.

На маршруте:  не отделяться, держать дистанцию, передавать сигналы по колонне, предупреждать идущего сзади  о препятствиях. Брёвна — переступать. Ветки не задерживать. Переход рек вброд только после наведения страховки, способом, указанным руководителем. Не выпускать из поля зрения идущих первым и последним. Помогать товарищам при преодолении препятствий. При грозе не стоять под деревьями, под линией электропередач, убрать от людей топоры. Не пить воду на маршруте.

 Лагерь следует очистить от хвороста, высокотравья. Выжигать траву при этом нельзя. Норы грызунов, ядовитых змей, насекомых необходимо засыпать землей и утрамбовывать.

Питьевая вода

Не следует пользоваться водой из рек и ручьев, если выше находятся крупные населенные пункты, фермы, промышленные предприятия.

Воду для питья использовать из проточных водоемов. Вода должна быть прозрачной, светлой, не иметь неприятного запаха, поверхностной пленки, пены.

Заготовка дров

Заготовка дров должна проходить в стороне от лагеря.            При рубке и колке дров ноги нужно расставлять широко, чтобы соскользнувший топор не попал по ноге. Ногами не прижимать ствол или ветки к земле.            После окончания работы топор и пилу необходимо зачехлить и убрать, врубать в деревья топор запрещается.

Работа у костра

Место для костра выбирают с подветренной стороны от палаток.

Запрещается разводить костер под кронами деревьев, на корнях, в сухой траве.

 

 

 

 Приложение 3

Запомни!

 

Причины, вызывающие аварийную ситуацию, следующие:

 

  • недостаточная подготовка к походу;
  • недостаточный туристский опыт;
  • невыполнение команд руководителя;
  • отсутствие дисциплины;
  • неумение владеть страховкой;
  • слабая физическая подготовка;
  • недостаточная техническая и тактическая подготовленность;
  • отставание от группы;
  • самовольный уход на разведку;
  • самостоятельное преодоление сложного участка;
  • самостоятельный выход на опасный участок;
  • пренебрежение страховкой и самостраховкой;
  • лихачество на маршруте;
  • несогласие с решением руководителя;
  • конфликт среди участников;
  • страх, паника, смятение в сложной ситуации;
  • отсутствие навыков в оказании первой помощи при заболевании и травматизме.

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5