Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области
имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»

Номинация: «Герой моей малой Родины»

«Педагогическая династия Журавлёвых»

Выполнила: Тарасова Ксения
обучающаяся 8 класса

Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии и краеведения

с. Большой Карай -2018 г.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».
Л. Н. Толстой

Об учителе написано немало.
Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека, как беспредельны пути педагогического мастерства.
И, несомненно, ещё много раз будут пытаться сказать новое слово о благородном труде педагога – воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.
Вот уже около 20 лет русская общеобразовательная школа, постоянно совершенствуя учебно-воспитательный процесс, настойчиво работает над приобщением целых поколений, всего народа страны к достижениям мировой культуры и в решении этой задачи добилась неоспоримых результатов, имеющих историческое значение.
С каждым годом расширяется социальная функция школы, всё сложнее и ответственнее становится разносторонняя деятельность школьного учителя.
Ведь народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, своё будущее.
Работая над своей работой, я стремилась к тому, чтобы на его страницах как можно ярче и полнее предстал образ учителя, настоящего мастера педагогического труда, разумеется, создать такой образ вне показа конкретной педагогической деятельности невозможно.
Поэтому я обратилась к опыту наиболее знакомых мною педагогов.
Основную долю обработанного и осмысленного мною материала составляют данные обычных повседневных наблюдений и воспоминания. Люди, о которых я хочу рассказать в своей работе, удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу.
Они не признавали работы «от» и «до», а отдавали ей все свои силы и время.
Приведённые в моей работе факты охватывают значительный период времени.
За это время наша школа претерпела очень много изменений, но всегда имела немало подлинно передового, непреходящего.
Стремление представить образ учителя, показать особенности его труда и естественное проявление таланта по возможности в конкретной обстановке всегда сложной педагогической деятельности обусловило и жанр моей работы.
Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости обстоятельств учителю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймёт и поможет в любую минуту.
На память приходят слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. А если учитель соединяет в себе любовь и к ученикам, и к делу, он совершенный учитель».
Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный.
Именно о таких учителях и пойдет далее речь.
Я хочу рассказать об учительской династии Журавлёвых Василии Матвеиче и Александре Яковлевне. Эти замечательные люди прожили долгую и счастливую жизнь, посвятив её школе, детям.

Жизненный путь Журавлёва В.М. начался на большекарайской земле, где он родился 10 ноября 1924 года. Когда ему исполнилось 7 лет, умерла мама, а спустя 2 года он вместе с отцом переехал в г. Сталинград. Это был 1933 год, деревня бедствовала, ещё не оправившись от голода 1930 года. А в городе было полегче, хлеб выдавался по карточкам, по этому и решились Журавлевы на переезд из родного села.
До 1940 года Василий учился в восьмилетней школе, ходил в Дворец пионеров и школьников, где посещал кружок изобразительного искусства, к которому имел способности. Закончив школу, он поступил учиться в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при заводе «Красный Октябрь», чтобы освоить профессию слесаря. Ему нравилось на заводе, особенно был поражен огромными машинами, которые прокатывали листовую сталь.
17-летнему пареньку училось и работалось с интересом, с душой, и казалось, что жизнь налаживается становится с каждым днем лучше. И ничто не предвещало беды. Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
-Была объявлена, всеобщая мобилизация в армию, — вспоминает Василий Матвеевич. — Взрослых мужчин призвали на фронт, а мы, молодежь, заменили их на заводе. По 12 часов работали в цехах, где выполняли военные заказы, прокатывали сталь для танков, ковали снарядные корпус , делали скобы для саперных работ и т.д. Словом, промышленность была переведена на военные рельсы.
Тем временем фашисты подступали к Сталинграду со стороны реки Дон. 23 августа 1942 года город подвергся ожесточенной бомбардировке, которая продолжалась 3 дня. В огне полыхали корпуса заводов и жилые дома, столбы дыма застилали все пространство до самого неба. Но жизнь города не была парализована, как хотели того захватчики.
Советские люди проявляли стойкость и героизм, трудились на своих рабочих местах, проводили эвакуацию предприятий и населения.
27 августа В.М Журавлев по повестке явился в Дзержинский райвоенкомат, где ему отказали в мобилизации, а направили на эвакуацию своего завода.
-Но я рвался на фронт и самовольно влился в строй призывной молодежи и отправился через Волгу на формирование боевого подразделения, — рассказывает В.М Журавлев. — 30 августа мы прибыли в Капустный Яр, что в 150 километрах вверх по Волге, где весь сентябрь обучались военному делу. В начале октября на автомашинах нас доставили на берег Волги, а ночью мы совершили переправу и влились в ряды защитников города.
Так В.М Журавлев стал бойцом 138-ой стрелковой дивизии, державшей оборону у завода «Баррикады».
-Немцы атаковали беспрерывно, предваряя атаки ураганным минометно-артиллерийским огнем по нашим позициям. В воздухе как саранча кружились вражеские самолеты, сбрасывая смертоносный груз. Спасение красноармейцы находили в подвалах зданий и тоннелях цехов, но как только прекращался обстрел, бойцы вновь занимали огневые позиции и отбивали атаки фашистов. Бой проходил по всюду: в цехах, заводских дворах ,и в каждом конкретном случае применяли различную тактику, но немцев к Волге не пропустили.
Так прошло 9 оборонительных дней подразделения, а 15 октября в одной из атак В.М Журавлев получил легкое ранение в правую руку. Вновь переправа через Волгу и прохождение курса лечения в полевом госпитале, находившемся в 10 километрах от берега Волги. Даже раненым здесь находилась посильная работа: по хозяйству, в доставке снаряжения и т.д.
После выздоровления В.М. Журавлев в ноябре 1940 года вновь прибыл в Сталинград, был включен в состав разведвзвода, который дислоцировался недалеко от Мамаева Кургана. Обстановка уже была не та, что в сентябре — октябре, когда во всю атаковали фашисты. Теперь ниши подразделения вели наступательные действия.
Разведчикам приходилось много работать по взятию «языка», блокированию огневых точек противника, не дававшим нашим бойцам продвигаться вперед.
-В одном из таких заданий я был ранен разрывной пулей в ногу, — вспоминает ветеран. — Потерял много крови ,но товарищи разведчики вытащили с поля боя и доставили на переправу. Это случилось 15 декабря 1942 года. Лечился в начале в госпитале в г. Саратова, а потом направился в Челябинскую область. По пути в этом направлении пришло радостное известие о том, что 2 февраля 1943года Сталинградская битва закончилась нашей полной победой. Мы понимали, какой дорогой ценой, она досталась, но и значение её было велико…
После лечения В.М. Журавлёв был направлен на 2-ой Прибалтийский фронт, в составе которого довелось освобождать оккупированные территории. Приходилось видеть картины злодеяний гитлеровцев при отступлении. Ненависть к врагу предавала силы, звала на подвиг. Однако до столицы Латвийской республики – Риги, дойти фронтовику было не суждено: 27 февраля1944 года при взятии одного опорного пункта врага был тяжело ранен в ногу. Лечился в Казани, где ему установили группу инвалидности. На этом и закончилась фронтовая жизнь В.М. Журавлёва. А после госпиталя в сентябре 1944 года приехал на свою малую родину – в село Большой Карай, где и дождался победы в мае 1945 года. Награждён «Орденом Отечественной войны», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и мн. др.

В этом же году стол работать учителем рисования, черчения, труда в местной школе вплоть до выхода на пенсию в 1984 году. Но закончив свой трудовой путь, ветеран продолжил творческий путь художника. Василием Матвеевичем написано около 1000 картин, этюдов, рисунков, многие из которых подарены землякам.

Картины В.М. Журавлёва
Следы войны изрисовали всё тело художника, сделали инвалидом, но не ожесточили его душу. Он хорошо знает цену жизни. Испытав не человеческие бои и страдания, Василий Матвеевич всю жизнь оберегал других, утверждая, что зло можно победить только добром.
Доброта, тепло души пролились на полотна художника, осветив всё его творчество. Картины излучают особую энергетику с большим знаком ПЛЮС. Работы Журавлёва невозможно описать, их нужно просто видеть.
Несмотря на солидный возраст, раны давали о себе знать, со здоровьем случались проблемы.
Но вот память В.М. Журавлёва не подводила до конца его дней: свой фронтовой путь, битву за Сталинград он помнил до мельчайших подробностей. И желал только одного, чтобы этого никогда не повторилось.

Журавлёва Александра Яковлевна, роилась 1 марта 1927 года в селе Большой карай. Отец её, Пустовалов Яков Николаевич, был плотником, а мама, Анна Яковлевна, занималась воспитанием пятерых детей: четырёх сыновей и дочери.
Детство проходило очень тяжело, так как приходилось голодать. Отец не пошёл работать в колхоз, а уехал в Сталинград. Мама умерла. Дети остались на попечении бабушки. Так как отец не стал работать в колхозе, с дома сняли крышу, помещение для хранения зерна разобрали и увезли, увели корову. Отец в Сталинграде стал работать плотником и забрал детей к себе. Но вскоре он умер, и им опять пришлось вернуться к бабушке. Жить было негде, детей приютили соседи Свиридовы. Бабушка с младшим 3-х летним внуком вынуждена была просить милостыню, чтобы как-то прокормить семью.
Путь к знаниям у Александры Яковлевны был тоже долгим и мучительным. В школу девочка пошла, когда ей уже исполнилось девять лет. Училась в Нагорской школе. Её первую учительницу звали Елизавета Яковлевна. Братья её не смогли закончить школу, потому что зимой им нечего было одеть.
Сама Александра Яковлевн с дести лет работала в колхозе, подносила воду женщинам, которые работали на свиноферме. Её, как сироту, содержал бригадир Алексей.
В тот год, когда окончила пять классов, началась Великая Отечественная война. Три её брата ушли на фронт. Школу Александра Яковлевна бросила, потому что нечего было одеть и обуть. В этом же году её устроили в СПТУ (школа механизации) в посёлке Романовка. Там в течении двух месяцев она училась на комбайнёра. После этого по распределению поступила штурвальным к Шишкину Петру Ивановичу.
Через два года, в 1943 году, девушка снова пошла в школу, в шестой класс. В восьмом классе она сильно заболела, пропустила много занятий и опять бросила учиться.
Третьего июля 1946 года Александра Яковлевна вышла замуж за Журавлёва Василия Матвеевича. Он работал в Большекарайской школе, учителем рисования. Этот год был очень тяжёлым для молодой семьи. Так как им негде было жить. Помог Журавлёвым директор школы, Григорий Кузьмич. Он предложил им жить в школьной сторожке.
В 1948 году в семье родился сын Володя. Александра Яковлевна устроилась работать в школу делопроизводителем. Она очень ответственно и прилежно относилась к своим обязанностям. Эти качества были замечены, и в 1951 году её направили на учёбу в Аткарское педагогическое училище Саратовской области для получения специальности учитель начальных классов. На учёбу ушли шесть долгих лет, так как за это время в семье родилась дочь Ираида.

Сын Владимир и дочь Ираида
В 1955 году Александре Яковлевне дали первый в её жизни класс из 35 человек. Так началась её учительская карьера.

Первый класс Журавлёвой А.Я.
За годы работы учителем Журавлёва А.Я. не получила ни одного замечания, никогда не считалась со своим временем, отдавала всю себя и свою любовь своим ученикам, много занималась с ними после уроков, вела внеклассную работу, готовила концерты, с которыми ребята выступали на фермах и в бригадах.
Александра Яковлевна вела большую общественную деятельность, была секретарём партийной организации. В 1966 году она была награждена медалью «Отличник народного просвещения».
В 1978 году Журавлёва А.Я. сильно заболела и была госпитализирована в областную больницу. Тогда она чудом осталась жива, получила II группу инвалидности. Работу пришлось оставить. Очень сильно скачала по школе, своему второму дому. Ученики очень часто навещали своего любимого учителя и рассказывали о происходящем в школе. Они с нетерпением ждали её возвращения, а она всем сердцем рвалась к ним.
После болезни Александра Яковлевна всё-таки вернулась в родную школу. Ей дали группу продлённого дня. Так она проработала ещё шесть лет до 1988 года. Таким образом, она отдала школе 35 лет своей жизни.

Семья Журавлёвых-дети, внуки
Семья Журавлёвых прожила всю свою жизнь в родном селе Большой Карай. Оба они не забывают школу, оставили для неё уголок в своём сердце. Александра Яковлевна говорит: «В школу тянуло всегда. Выйду утром на улицу – дети идут в школу, а у мня сердце болит. И сейчас боль в душе от того, что годы прошли, и радость от того, что жизнь моя прошла в стенах школы».
В.М. Журавлёв с женой 2013 г.
В 2016 году семью Журавлёвых постигло горе, ушёл из жизни Василий Матвеевич. Александра Яковлевна живёт одна. Она ослепла и ничего не видит, но на переезд к детям не соглашается. Всё ждёт учеников, которые каждый год навещают своего любимого учителя. Александра Яковлевна знает, помнит всех своих учеников и сейчас, интересуется их судьбами, узнаёт их даже не видя, по голосам.
Педагогический труд Журавлёвых продолжила их внучка Тарасова Татьяна Владимировна.

Она закончила Балашовский пединститут, получила профессию учитель русского языка и литературы. В настоящее время живёт и работает в Ленинградской области.
На этом пока династия Журавлёвых заканчивается. Но пробабушка и бабушка не теряют надежды, что педагоги в роду ещё будут.