Второй ежегодный региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратова и Саратовской области.

Номинация
«История моей малой Родины»
Тема работы:
«Памятники и памятные места истории Саратовского края»

Выполнила ученица 8-го класса
Юрина Софья Евгеньевна
МОУ «СОШ с. Леляевка»
Руководитель:
Учитель истории и обществознания
Афонина Татьяна Викторовна

2020

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
Глава I Главная достопримечательность села
Глава II
2.1.История семьи помещиков Устиновых
2.2. Судьба храма в советское время
2.3.Родники села Ключёвка: сегодня и вчера.
Заключение
Литература

Введение

В края луговые уводит дорога,
Уводит в речные края…
Как мало мне надо, как надо немного:
Жила бы деревня моя…
(«Золотое кольцо»)

У каждого человека есть самое родное и дорогое сердцу место, которое он считает своей Родиной. Малая родина – это такое место, точнее сказать неотъемлемая часть жизни, необходимая как семья, дом, друзья. У каждого она особенная и неповторимая. Я считаю, таким местом село Ключевка Новобурасского района. Что можно о нем рассказать? Здесь мои корни, здесь жили мои дедушка и бабушка, здесь похоронены мои прадеды. Но почему оно погибает? В чем причина того, что от 300 домов осталось сейчас лишь 4 жилых здания? Очень больно на это смотреть. Тем более, что в селе есть свои достопримечательности: церковь, при которой был разбит парк с липовой аллеей, родник, с чистой как слеза, и замечательной на вкус водой. Не сохранилась усадьба, но парк, вокруг нее с вековыми липами впечатляет, хотя и находиться в запустении. Актуальность темы? У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Интерес к истории не угас и сейчас. Ведь без прошлого нет будущего, поэтому необходимо знать свои истоки, чтить их и беречь. Умение помнить, на мой взгляд – одно из главных человеческих свойств. Далёкое прошлое и современность соединены неразрывной нитью. В этом, по-моему, и заключается актуальность выбранной темы. Целью моей работы было не просто узнать по больше о селе и рассказать о его достопримечательностях другим, но может и помочь ему возродиться через туристическую деятельность. Я думаю, что просто любить, уважать и гордиться Родиной, мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. Об истории села сохранилось мало документов, материал пришлось собирать по крупицам, по воспоминаниям старожилов.

Глава I

Главная достопримечательность села
Когда образовалось село Ключевка, история не сохранила. Скорее всего, это было в XVIII веке, когда шло активное освоение края. Привлекало сюда людей не только пустующие земли, но и месторождения всевозможного строительного материала (пески, глины, песчаники), многочисленные водоемы, родники. Земля эта была богата родниками. Родниковая, ключевая вода испокон века воспринималась нашими предками, как дар Божий людям. Родники берегли, обихаживали и детям наказывали хранить их, поддерживать в порядке. Скорее всего, многочисленные родники и дали название селу.
Доподлинно известно, что в XIX веке, в 1810 году, отставным офицером, помещиком Михаилом Андриановичем Устиновым была воздвигнута в селе Ключевка Новобурасского района Саратовской области православная церковь, освященная во имя Святителя и Чудотворца Николая и Архистратига Божия Михаила. Всем миром воздвигался храм Божий на пожертвования 12 лет. Церковь однокупольная с колокольней, построена в русском классическом стиле. (См. прилож. 1) Видна издалека, так как высота её примерно 35 метров. Вес отлитого колокола составлял 365 пудов (5840 кг.), везли его со станции Вихляйка народными силами, поднимали перекатом. Церковь строили вручную; когда заложили фундамент и стены, сделали трапы; по ним поднимались на колокольню и на потолок. В мешках носили кирпичи, землю.
Из воспоминаний: «Стены её будут вечно стоять, так как раствор мастера делали, добавляя яйца и ещё какой-то состав. С востока стена закруглена в виде бастиона. У церкви 3 входа, в центральный всегда ходили, остальные входы открывали только летом, когда было жарко Окна прочные, между двойными рамами вставлены узорчатые решётки. Сейчас крыша на куполе и колокольне ободрана, кирпичи осыпаются, стёкла в окнах выбиты. С восточной внешней стороны были две иконы, а всего их было три. На стенах были выложены кресты, различные узоры, небольшие ниши. Нет острых углов, с запада сделано по 2 уступа к центральному входу.
Когда подходишь ближе, чувствуешь её монументальность. Внутри была очень красивая роспись на библейские сюжеты, но многое уже осыпалось».

«В алтаре стоял стол, на нём евангелие, крест, сосуд, свечки, просвирки. В алтаре находился поп, дьяки, женщин туда не впускали. Рядом ещё два алтаря — крыльцы, на них подстраивались певчие. Поп входил в церковь, переодевался, шёл к алтарю, и служба начиналась. Священники жили в поповом дому, северная сторона церкви. Служба шла каждый день: заутреня начиналась в 2 часа ночи, обедня в 3 часа дня, а вечерня в 5 часов вечера. Отпевание было тоже каждый день. В церкви стены, купол расписаны, пол церкви паркетный»

Глава II
2.1.История семьи помещиков Устиновых
Могущественное семейство Устиновых обосновалось в Саратовской области с начала XIX века. Основатель рода, Михаил Адрианович, происходил из купеческого сословия. Он сделал бизнес на алкогольной продукции в столице и в 1780-х годах переехал в Саратов, где стал своего рода монополистом, что позволило ему проявить себя как мецената, общественного деятеля, а впоследствии получить дворянство. Его саратовский дом — это известный каждому саратовцу Краеведческий музей, а также в его собственном распоряжении с XVIII века находилась красивейшая усадьба в селе Беково Пензенской области, большие владения были и в Петровском районе. Семейство Устиновых породнилось с лучшими родами губернии: семьей губернатора Панчулидзева и со Столыпиными, родственниками другого известного губернатора, состоящими также в родстве и с Михаилом Лермонтовым. Генеалогическое древо Устиновых вслед за его основателем представлено 5 ветвями — по числу его сыновей. В Петровском районе Саратовской области обосновался его второй сын, Василий Михайлович. Он был уже урожденным дворянином, и его жизнь разительно отличается от жизни отца. Вторая ветвь рода Устиновых произошла от Василия Михайловича Устинова – «полковника и кавалера», женатого на Анастасии Александровне Языковой. При разделе имущества родителя Василию Михайловичу достались земельные владения и “крепостные души” в 3 уездах Саратовской губернии. Семейным гнездом для него стала деревня Грязнуха Петровского уезда, где имел он усадьбу со службами и обширные прилегающие земельные наделы с богатыми сенными, лесными и пашенными угодьями. У Василия Михайловича родилось семеро детей. Основным продолжателем рода в этой ветви стал Михаил Васильевич Устинов.
В памяти людей села Ключёвка сохранился помещик Устинов Михаил Васильевич. Как и родитель, он пошёл по военной линии. Вступил в службу унтер-офицером в лейб-кирасирский полк в 1841 г. Получил чин юнкера в 1843-м, не раз отмечался по службе “монаршими благовопениями”. Но, по-видимому, как и отец, не обладал крепким здоровьем и в 1845 г., всего 20 лет от роду, был отправлен в отставку в чине корнета. Поселился Михаил в Саратовской губернии в селе Ключевка Петровского уезда. Как и все помещики, он любил праздно провести время: охотился, играл в карты с сойменским помещиком. По воспоминаниям, однажды он проиграл ему часть своих владений (местные угодья), но отдавать их было жалко, и он решил расплатиться иначе. Ночью он подобрался к окнам спальни своего сойминского соседа (с. Соймино Пензенской губернии) и выстрелом из пистолета убил его. За убийство помещик Устинов был осужден на девять лет. Отсидев в тюрьме, в деревню он больше не вернулся, поселился в Москве и в имение приезжал лишь изредка. В Москве он и умер. После смерти имение было разделено между его детьми. Ключевка досталась старшему сыну Василию, а Леляевка – Александру.
Село Ключевка насчитывало в то время 320 дворов: прихожан мужского пола было 976, женского 994. Сюда была приписана деревня Леляевка, которая располагалась в трех километрах от села. В Ключевке имелась церковно – приходская школа, а в Леляевке – школа грамоты. К Никольской церкви была приписана часовня.
Мы располагаем сведениями лишь о старшем сыне — Василии (1861 г.). По традиции он стал военным и по традиции же служил недолго. Воспитывался он в Николаевском кавалерийском училище и был выпущен “корнетом со старшинством”. Но дослужился всего лишь до поручика, уйдя в отставку через несколько лет. Уже “на покое”, в 1893 г. женился на потомственной дворянке Петровского уезда девице Наталье Константиновне Киндяковой. В 1905 году Василий Михайлович работал земским начальником. Им был построен дом (позднее – здание Ключевского медпункта) и заложен сад, который сажали на барщине.
Василий Михайлович, как и его отец, любил повеселиться. Однажды, в1911 году, при выпивке с попом из соседнего села Озерки — Красновым, он выразился так:
«Я – царь и бог и никому не подчиняюсь». Поп донес на него в полицию. Боясь расправы, а особенно высылки в Сибирь, Василий Михайлович отравился. После смерти брата участок перешел к Александру. После революции 1917 года земля у Александра Михайловича была конфискована и передана крестьянам сел Ключевка и Леляевка. Сам он вместе с семьей уехал в Петровск, где у него было два дома, и вскоре умер. Судьба его детей неизвестна.

2.2. Судьба храма в советское время
Закрыли церковь в 1929 году. В 1930-31 гг., забыв заповеди Божии, люди пытались разрушить святыню, которая защищала село Ключевку. Со словами «мы старый мир разрушим до основанья, а затем…» сжигали иконы, сбросили с колокольни колокол. Когда его раскалывали, стон колокола был слышен за 20 километров! Расстреливали кресты, растаскивали крышу. Но храм до основания не смогли раз¬рушить, как не старались. В советский период в храме размещался лазарет для тифозных больных, использовался как
склад.
Может быть, за попытку разрушить храм село Ключевка умирает. Здесь сейчас насчитывается все¬го несколько домов. А святыня, скрепленная потом, слезами, молитвами православных христиан, стоит израненная и взывает ко всем о помощи. Разрушили храм, а оказалось, что разрушили свои дома, село. Такова плата за грехи… Мне очень хотелось бы верить, что церковь будет, церковь возродится, как возродится к новой жизни и село.

2.3.Родники села Ключёвка: сегодня и вчера.
Со многими родниками были связаны легенды и предания, а вода их — необыкновенно вкусная, мягкая, кристально чистая – считалась целебной. В наши дни человек все старается объяснить с научной точки зрения. Но чем больше он докапывается до природы вещей, тем более удивляется чудесной гармонии их создания. Вода, оказывается, не просто жидкость с химической формулой, но еще и удивительный информационный носитель. Структура воды способна записать и сохранить в себе чувства любви и благодарности, с которыми люди приходят за родниковой водой, что и делает ее живой.
Если же чувства эти подкреплены молитвенными обращениями множества поколений, если источник освящен, вода его становится поистине чудотворной. Родник близ церкви Николая Чудотворца в селе Ключевка нашего района людская молва всегда особо выделяла из множества окрестных источников. Считается, что его скрытое от глаз русло берет свое начало под алтарем храма, стоящего на высоком месте. Именно там вода из подземных глубин поднимается ближе к поверхности, а затем за несколько десятков метров выбивается ключом у подножия возвышенности.
За годы безбожия храм в Ключевке обветшал. Здание его еще держится, но требует больших восстановительных работ. Родник тоже постепенно стал приходить в упадок. Установленное когда-то железобетонное кольцо, куда по трубе поступает родниковая вода, начало разрушаться. Подступы к источнику стали зарастать бурьяном. Все переменилось с появлением в Леляевке саратовского дачника, доцента кафедры ветеринарной хирургии и акушерства СГАУ Василия Николаевича Чучина, вернее – семьи его дочери Юлии и их друзей. Юлия и Алексей Калинкины (тоже, кстати, ветврачи)– люди верующие. Отпуск для них – это всегда поездка по святым местам. Последние лет десять они взяли за правило обязательно побывать на том или ином источнике.
Но, как с убеждением говорит сама Юлия Васильевна, нельзя же все время только брать, пользуясь благодатью святых мест. Надо и самим творить добрые дела, ведь «…вера без дел мертва». Так и появилась у них с мужем идея трудиться на благоустройстве заброшенных родников. Первым был источник в Малой Сердобе (Пензенский район). В народе он получил название Богомольный. Местные жители рассказали, что в свое время мощный родник не раз пытались использовать в сугубо прагматичных целях. То собирались направить на водоснабжение поселка, то местный спиртзавод на него глаз положил. Но как только начинались работы, родник иссякал, отступались – принимался бить снова. А вот Калинкиных, как сказали местные жители, к себе допустил. Родник быстро преобразился. Возле него выросла крохотная часовенка – два человека поместятся. А в прошлом году 16 января Богомольный родник был освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Наш Ключевский родник стал вторым «детищем» команды Калинкиных.

Именно команды, поскольку у супругов появилось немало добровольных помощников среди друзей и знакомых. Узнав о роднике, берущем свой исток под алтарем храма, побывав на месте, все сразу загорелись желанием обустроить источник.
Первым делом Калинкины обратились в храм Покрова Пресвятой Богородицы рабочего поселка и рассказали его настоятелю о. Иоанну о своих благих намерениях. Конечно же, их инициатива нашла тут самую горячую поддержку. И вот по ходатайству о. Иоанна Ковача, при поддержке благочинного Северного и Вольского благочиния священника Алексия Земцова, по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина 17 октября работы по благоустройству родника в с. Ключевка были начаты.
Жители сел Леляевка и Ключевка помогли очистить сам родник и территорию вокруг него. Железобетонное кольцо было обложено кирпичом. Из красного же кирпича была выведена ниша, где была установлена икона Николая Чудотворца. Затем невдалеке от родника был установлен поклонный Крест.

Общими усилиями к наступлению холодов основной объем работ был завершен. А 18 декабря, в день празднования памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, для всех устроителей источника и поклонного Креста настал самый волнующий момент – их освящение.
На это торжественное событие прибыла группа прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы (р. п. Новые Бурасы) и храма Димитрия Солунского (с. Тепловка), несколько жителей сел Леляевка и Ключевка.
Накануне трещали тридцатиградусные морозы. Но к празднику погода, как по заказу, стала мягче. Мороз – не больше 12 градусов, да и денек выдался безветренный, солнечный. От храма Николая Чудотворца люди направились к источнику пешком. Родник встретил их тихим журчанием. Вода его не замерзает и в мороз. Непрерывающимся ручейком бежит она в неглубокий бассейн. При желании в нем можно окунуться. Как пояснила позже Юлия Васильевна Калинкина, благоустройство родника продолжится, и со временем в купели появится лесенка, чтобы и старым, и малым было удобно спуститься в нее, а потом выбраться. Но вот закончены последние приготовления, и служба началась. А тут в его имя совершалось освящение.
Чин освящения родника в честь Николая Чудотворца и поклонного Креста провел настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Иоанн (Ковач). Теперь каждый может прийти сюда со своими молитвами, чтобы укрепиться в православной вере, надежде на милость Божию и любви к ближнему. И даже если кто-то, проходя мимо поклонного Креста, хотя бы на миг вспомнит о Боге и своей душе, то все усилия потрудившихся у святого источника стоят того. С каждым годом растет число людей, которые приезжают к роднику, любуются церковью.

Заключение

Сегодня в туристическом бизнесе есть молодое направление – сельский туризм. Выделяют два основных вида объектов посещения: природные объекты (памятники природы) и историко-культурные объекты (памятники культуры). Сумму всех этих объектов туризма также принято называть достопримечательностями.
Временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и участия в сельскохозяйственных работах. Или только один отдых. Поход по грибы, прогулки по лесу. Купание в реке или озере. Самое главное условие пребывания туристов – в сельской местности не должно быть современной многоэтажной застройки. Чем старше село или деревня – тем выше к ней интерес туристов. С каждым годом прогресс хоть медленно, но уверенно идет в деревни. То тут, то там скупаются участки и начинается современная застройка. Потому нетронутые цивилизацией глухие уголки так манят туристов. За рубежом сельский туризм набирает все новые и новые обороты. В России это направление достаточно юное. Алтай, Краснодарский край, Калининградская область, Псковская и Ленинградская области — пока только в этих краях сельский туризм развит активно. А сколько в России глухих уголков, где можно найти все новые и новые возможности для развития этого направления! Что же манит в тихие, забытые Богом уголки родной отчизны? Экология, естественность людей и природы. Тишина. Чистота воздуха и натуральность продуктов. Размеренный быт. Отсутствие спешки. Домашняя атмосфера. Возможность почувствовать свои корни, истоки. Очищение души и тела. Ощущение близости с природой. При всех плюсах этого экологического отдыха есть и еще один – небольшие затраты. Потому и манит к себе такой вид отдыха все больше и больше людей. В развитых странах, таких как Франция, Великобритания, Голландия, Ирландия, Германия, Испания занятие сельским туризмом поощряется на национальном уровне и рассматривается как неотъемлемая составляющая программы комплексного социально-экономического развития села. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и восстановления национальных сельских ландшафтов — именно таким образом удалось сберечь прекрасные альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. Может быть, это удастся сделать и у нас, чтобы возродить село и восстановить церковь.


Список литературы
1. Газета «Моя Семья» №49, декабрь 2006 « Стон колокола» Р. Б. Василий, г.
Саратов
2. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ » 7.4 Сельский туризм » http://mcx-consult.ru/selskiy_turizm «Что такое сельский туризм? Новое направление в бизнесе путешествий»
3. Ларина Г. «Во имя Николая Чудотворца» г. «Наше время» № 60, декабрь 2010
4. Магиня Ж. http://shkolazhizni.ru/authors/janna/
Познавательный журнал «Школа жизни»
5. Портал «Православие и современность». На вопросы посетителей
отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Беформата.ру

6. Семёнов В., Семёнов Н.. Саратов дворянский. Из глубины веков. Старинные боярские и дворянские роды в Саратовском крае // Волга. 1998. №11-12. С. 59-127
7. Свидетельства и воспоминания людей.
8. Фотографии автора