Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа
села Большой Карай Романовского района Саратовской области
имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»

Номинация: «Герой моей малой Родины»

Исследовательская работа на тему:
«Отголоски революции и Гражданской войны на территории села Большой Карай»

Подготовил: Швецов Семён
учащийся 10 класса

Руководитель: Тарасова О. В.
учитель географии и краеведения

2018 г.

Введение.
У каждого населённого пункта есть свои памятные места, которые имеют важное историческое значение. Бывая в разных уголках Большого Карая, можно заметить, что и в нашем селе немало памятников, больших и маленьких.
В центральном парке нашего села возвышается обелиск, на нём нет таблички, кому он посвящён. Бывая много раз на этом месте, я очень заинтересовался и решил узнать его историю. Знать историю того места, где родился, изучая историю появления какого-либо памятника, обелиска – это святой долг каждого человека, в каком возрасте он не был.
Цель работы: когда и кем было создано архитектурное сооружение.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы об обелиске и памятнике Стоякину М. Е.
2. Исследовать структуру памятника, смысл каждой детали.
Объект исследования: памятник и обелиск села Большой Карай.
Предмет исследования: памятник Стоякину М. Е., обелиск погибшим революционерам
Методы исследования: метод наблюдения, анализ музейных архивов
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложений.

Село Большой Карай во время революции 1905-1907 гг.
Первая русская революция не прошла мимо жителей с. Большой Карай. Они чаще обычного собирались на сходы, собрания, митинги. Часто слышались кромольные речи, вслух обсуждались действия, ввергнувшего русский народ в войну с Японией. Людям хотелось перемен в жизни.
В 1905 году в Прихопёрье разгорелось движение крестьян за захват помещичьих земель. Немало большекарайцев, находившихся в это время в батраках у прихопёрских помещиков, приняло участие в этом движении. Волнения были подавлены вооруженной силой, а земли Балашовского уезда поставлены на положение усиленной охраны. Саратовский губернатор запретил сходы, собрания, митинги. Начались преследования лиц выступавших на собраниях с антиправительственными речами, всех тех, кто сомневался в правильности действий русского самодержавия. Местные реакционеры подняли головы.
Вопреки распоряжениям губернатора большекарайцы на одном из своих сходов в 1906 году решили продолжить открытые собрания. Царские холуи, взбешенные неповиновением, начали травлю крестьянских вожаков, всячески стараясь скомпрометировать перед односельчанами. В результате этого, в августе 1906 г., был арестован полицией волостной писарь Тешинцев и учитель Битюцкий. Пока карайцы узнали об этом и сбежались на выручку, арестованных уже увезли. Свой гнев жители села Большой Карай обрушили на доносчиков, основательно помяв им бока и заставив признаться в клевете. Несмотря на противодействия волостного старшины Коновалова жители Б-Карая сместили старосту и вынесли решение взять арестованных на поруки. Но хлопоты за арестованных ничего не дали. Больше о них никто ничего не слышал. Тогда, в сентябре, на волостном сходе большекарайцы добились смещения и волостного старшины Коновалова. На его место был избран Швецов Иван Семёнович. Однако реакционеры не унимались. Они составили донос на учителей Иванова и Бунину, обвинив их в противоправительственной пропаганде среди крестьян. Данные товарищи были арестованы. Но и после этого сходки карайцев продолжались. В декабре месяце и в июле 1906 года они проходили. Под предлогом пастьбы скота на озимых посевах карайцы здесь вместе с дурникинцами читали газеты, прокламации, запрещённые книги, разучивали революционные песни, чего не могли делать в селе.
Весной 1907 года жители села Большой Карай оказали ещё одно сопротивление полиции, которая пыталась арестовать старика Хмырова Ивана Ивановича. Он разъяснял жителям реакционную сущность столыпинской аграрной реформы, направленной на раскол сельской общины. Будучи грамотным, он рассказывал народу о земельном праве трудовиков-

представителям крестьянства в Государственной Думе, требовавших отдать землю крестьянам в безвозмездное пользование. Такую же работу проводили Борзов Павел Иванович, Самородов и др.
Полиция думала запугать жителей, открыв по ним стрельбу. Но возмущённый народ буквально смял «блюстителей порядка», обратив их в бегство. И хотя намеченные жертвы всё-таки были реприссированны, властям пришлось сделать это значительно позднее и «бесшумно». Года через два обвинявшихся в подстрекательстве к сопротивлению властям Борзова и Самородова царский суд приговорил к каторжным работами ссылке в Сибирь. Хмырову Ивану Ивановичу удалось скрыться.
Произвол местных властей, усилившийся в годы реакции в стране, вызвал протест у жителей Б-Карая. В 1909 году была арестована и сосана ещё одна группа крестьян (Володин, Рязанов и др.)
Один из жителей села Большой Карай Боков Семён Васильевич был участником восстания на броненосце «Потёмкин», но о нём пока ничего не удалось узнать.

Гражданская война
В 1918 году в селе Большой Карай были созданы первые комитеты бедноты. Ленинский декрет «О земле» больно ударил по кулачеству. «Землю тем, кто её обрабатывает!» — таков был лозунг Советской власти. Руководствуясь этим законом, комбелы справедливо распределили землю между крестьянами. Тогда кулаки, недовольные Советской властью, в июне 1918 года организует мятеж. Организаторами его были кулак Кириллов Андрей Егорович, Кожин Пётр Алексеевич, Завитаев Иван Андреевич, Лутцев Тимур Васильевич и др. Силой оружия они заставили принять участие в этом мятеже около половины жителей села. Работники Сельского Совета вынуждены были спрятаться.
Мятежники отправились толпой на Романовку, где находилась часть Красной Армии. Они дошли до железнодорожного моста через реку Карай. Чудом им удалось обезоружить охрану моста и захватить пулемёт. Но закрепиться и удержаться мятежникам не удалось. Большинство участников мятежа поняли авантюризм этой затеи ещё по дороге в Романовку. К тому же у большинства не было никакого оружия. Поэтому многие мало-по-малу отставали в пути и возвращались в село. Организаторы же с не большим количеством своих сторонников, оказавшись без поддержки, при виде бойцов Красной Армии, выступивших из Романовки, панически бежали.
Так бесславно закончился мятеж кулачества села Большой Карай против Советской власти.
Позже, в 1920-1921 годах село неоднократно подвергалось налётам шаек и банд атаманов Антонова, Зеленова
И так, вернёмся в историю…
Летом 1920 года на Базарной площади в доме № 3 работал небольшой госпиталь для раненных. В числе раненных этого госпиталя были двое китайцев из части Красной Армии, действовавшей в 1920 г. в районе нашего села по ликвидации банды белогвардейского атамана Антонова.
В один из погожих июньских дней в село, как туча прожорливой саранчи, ворвались озверевшие бандиты под командованием Морозова. Начался грабёж населения. В разных концах села запылали хаты «строптивых» селян, отказавших отдать бандитам продукты, вещи, ценности. То тут, то там слышались крики проклятий, вопли истязаемых, мольбы о пощаде.
В госпиталь ворвалась шайка злых, разъярённых бандитов. Со слезами мольбы бросилась к ним «няня» — Шишкина Мария Александровна, прося пощады для раненых. Но слишком

опьянены были «успехом» бандиты, чтобы пощадить даже раненых. Эти садисты начали рубить и крошить все направо и налево.
Четыре человека, тяжело раненых, были зарублены на месте. Двое китайцев были выведены на улицу и изрублены на куски, а озверевшие бандиты вновь отправились искать новые жертвы. Не менее жестоко расправились они и с председателем Сельского Совета депутатов трудящихся Лутцевым Иваном Егоровичем, секретарём партийной организации Котовым Матвеем Антоновичем.
Боясь возмездия, бандиты рано утром скрылись из села. Собравшийся народ похоронил героев, павших от рук злодеев. По решению собравшихся, погибших решили похоронить не на общем кладбище, а на площади в центре села. В 1959 году на могиле восьми погибших героев был поставлен обелиск, который и теперь стоит как маяк, освещая путь грядущим поколениям.
Обелиск 2017 г.
Около нашей, родной Большекарайской СОШ им. Н. Ф. Сосина стоит памятник М. Е. Стоякину революционеру, который боролся ценой своей жизни и жизнью родственников за свободу слова, за равноправие в государстве. Михаил Емельянович не наш земляк, он родом из села Инясево, но его имя носил наш совхоз (совхоз им. Стоякина). Я очень хоте по -больше узнать об этом человеке, и вот что мне удалось найти в школьном краеведческом музее…
«Стоякин Михаил Емельянович – житель села Инясево. Его мать, Анастасия Артёмовна, вышла замуж за глухонемого. Вскоре она ушла от мужа в Тамбовскую губернию, там в 1884 году родился Михаил. Ещё младенцем принесла Анастасия Артёмовна его к своей матери и ушла обратно, так как искали её муж и три брата. Когда её супруг умер, она приехала в Балашов и взяла сына к себе. Работала Анастасия у священника домработницей. В 1893-1894 гг. Стоякин М. Е. учился там в школе, затем был определён учеником к портному.

Далее Михаила отправляют в Тамбов в музыкальное училище. В 1902 г. он уезжает в Сызрань, где работает в любительском хоре. Оттуда Стоякин пошёл служить во флот на Чёрное море. В 1904 году служил на броненосце «Потёмкин». Во время восстания его ранили в руку, затем он был арестован, но бежал с товарищами и скрывался в бегах три года.
После февральской революции, в 1917 году, Михаил Емельянович перешёл в станицу «Кашенскую», там определился музыкантом, а вскоре и женился на революционерке. За пропаганду коммунистических идей его стали преследовать. Стоякин уехал в Балашов, где был до Октябрьской революции. После революции он был на партийной работе в Балашове. Свою жену Михаил отправил в с. Инясево.
Началась Гражданская война. В с. Инясево и г. Балашов пришли белые. Стоякин М. Е. скрывался, в Пинеровке он имел тайную квартиру. Кулаки недовольные советской властью, лично следили за ним, узнали про его квартиру, устроили засаду. В это время в с. Инясево арестовали его жену и отправили вместе с сыном в с. Макашевку. Осенью 1919 г. Михаил Емельянович был схвачен кулаками и привезён в с. Инясево. Кулаки издевались над пленным: били, рвали волосы и т. д., а затем вывели в глинницу и расстреляли. Зелёные банды вместе с кулаками убили верного сына народа и партии. Труп Михаила Стоякина доставили в г. Балашов, где похоронили в братской могиле. Через две недели, после этих страшных событий, жена Стоякина М. Е. вернулась в с. Инясево, её освободила Красная Армия. Она деятельно занималась выявлением убийц мужа. Злодеи чувствовали это и решили от неё избавиться. В то время жена Стоякина жила в поповском доме, ночью к ней ворвались несколько вооружённых бандитов и стали душить. Она успела крикнуть, сын бросился бежать, но в сенях его поджидали враги. Мальчик был зверски задушен. Тела матери и сына, связанные за шею ремнём, были обнаружены утром в реке.
Так страшно закончилась жизнь семьи Стоякиных.»
Что бы увековечить память об этом человеке, жители села Большой Карай приняли решение насвать совхоз именем Михаила Емельяновича Стоякина и возвести памятники (один стоит у Боьшекарайской СОШ им. Н. Ф. Сосина, а другой – а администрации Сельского Совета).

Заключение.
Годы революции и гражданской войны стали тяжёлым испытанием для жителей села Большой Карай, разделивших их на белых, красных, зелёных и всех остальных.
Исследовательская работа по данной теме раскрыла отчасти неизвестные страницы истории нашего села в период гражданской войны, а именно в 1918-1920-ые годы. Поэтому считаем цель работы достигнутой. Мне удалось узнать кто такой Михаил Емельянович Стоякин и кому поставлен обелиск в парке.
Это будет напоминанием всем жителям и потомкам о тех событиях, повторения которых мы бы никогда не хотели.