Николай Георгиевич Щурий

Николай Георгиевич Щурий
Номинация «Герои моей малой Родины»
Работа учащейся
МОУ «Гимназия № 31»
г. Саратова
Андриановой Кристины
Денисовны

Саратов
2018

Сколько бы лет не прошло — 50, 70 или 100, никогда не забудутся подвиги героев той войны, прошедших пол-Европы, жертвовавших своими жизнями ради спасения страны. В каждой семье есть свой ветеран – свой герой, чьи воспоминания будут передаваться из поколения в поколение, чтобы такой трагедии не повторилось никогда.
Неправ был поэт, написавший: «У войны не женское лицо…» Любая война многолика, в том числе и великая Отечественная. И были там не только великие победы и оглушающие поражения, выдающиеся советские полководцы и ненавистные начальники противника. Огромная мозаика войны состояла из огромного количества кусочков самого разного цвета — из солдатских судеб…
Комната Боевой Славы I-ой Гвардейской Армии была открыта в средней школе № 31 города Саратова 6 апреля 1985 года, в год празднования 40-летия Победы Советского Союза над фашистской Германией.
I-ая Гвардейская Армия была создана 6 августа 1942 года директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 5 августа 1942года в районе города Ртищево — с непосредственным подчинением Ставке. В период с 9 по 28 августа 1942 года Армия находилась в составе Юго-Восточного, Сталинградского, Донского фронтов. Участвуя в оборонительном сражении на северо-западных подступах к Сталинграду, армия внесла большой вклад в оборону города.
Командующими армии на первом этапе ее становления были
• гвардии генерал-лейтенант Филипп Иванович Голиков
• дважды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор артиллерии Кирилл Семенович Москаленко
• Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Иван Михайлович Чистяков
16 октября 1942 года была выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, а 25 октября армия была расформирована.
5 ноября 1942 года директивой Ставки Верховного Главнокомандования I-ая Гвардейская армия была возрождена в составе Юго-Западного фронта. Командующим Армией был назначен дважды герой Советского Союза Дмитрий Данилович Лелюшенко. Армия участвовала в Сталинградских стратегических оборонительной и наступательной операциях советских войск. На берегу р. Кривая прикрывала правый фланг ударной группировки фронта. Впоследствии вместе с 5-й танковой армией создала внешний фронт окружения сталинградского «котла».
5 декабря 1942 года армия была переименована в 3-ю гвардейскую армию Юго-Западного фронта 2-го формирования.
Третье формирование Армии произошло 8 декабря 1942 года директивой Ставки Верховного Главнокомандования из частей оперативной группы Юго-Западного фронта.
Боевые действия Армия вела в составе Юго-Западного фронта в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом. В начале1943 года наступала в Донбассе, в июле участвовала в Изюм-Барвенковской наступательной операции, а в августе-сентябре — в операциях по освобождению Левобережной Украины. В ноябре-декабре 1943 года войска 1-й гвардейской армии принимали участие в отражении контрнаступления противника на киевском направлении, а с 24 декабря — в наступательной Житомирско-Бердичевской операции. В марте-апреле вела наступление на направлении главного удара фронта в Проскуровско-Черновицкой операции, после чего участвовала в окружении и разгроме 1-й танковой армии противника под Каменец-Подольском. В июле-августе 1944 года войска армии приняли участие в Львовско-Сандомирской стратегической операции, освободив 27 июля Станислав (Ивано-Франковск). В сентябре — октябре 1944 года Армия участвовала в Восточно-Карпатской стратегической операции, в ходе которой вышла на территорию Чехословакии. В ходе Западно-Карпатской стратегической операции 1945 года армия с частью сил 1-го Чехословацкого армейского корпуса прорвала оборону противника и, преследуя его, вышла к Моравско-Остравскому промышленному району, который освободила во взаимодействии с 38-й армией. Закончила войну в Праге.
Саратовская группа ветеранов I-ой Гвардейской Краснознаменной Армии действовала с 1972 г.
Председателем Саратовской секции ветеранов-первогвардейцев долгое время являлся подполковник в отставке Василий Сергеевич Симонов. Василий Сергеевич поддерживал связь с нынешними Первогвардейцами (Армия находится на территории Украины, в Чернигове), и наши ребята долгое время были в курсе дел потомков героев. К сожалению, сейчас эта связь прервалась, но мы надеемся, что память о Великой войне окажется сильнее амбиций современных политиков.
Заместителем Василия Сергеевича был замечательный человек, подполковник в отставке самодеятельный поэт Иван Кириллович Немченко. Иван Кириллович дарил школе каждый сборник своих произведений — будь то простые буклеты о Сталинградской или Курской битвах, или сборники своих замечательных стихов. Они хранятся в фондах нашей Комнаты.
Ветераны были частыми гостями школы, активно участвовали в военно-патриотической работе, проводили «Уроки мужества и мира».
И, пожалуй, самыми интересными и захватывающими были рассказы о войне первогвардейца Николая Георгиевича Щурия. Чем они отличались от других, таких же честных и горьких? Наверно, тем, что не было в них жалоб, сетований на тяжёлую судьбу, на страдания от ранений и боль от человеческого предательства. С улыбкой добротой рассказывал он молодому поколению о своей жизни, о жизни тех, кто волею судьбы оказывался рядом, о тех, кого помнил и любил. «Прав был тот, кто сказал: от великого до смешного –один шаг. Так же, как от трагедии до фарса. И было в этих кусочках – судьбах намешано всего понемногу…»
Так кто же он, простой солдат непростой войны, с которым довелось познакомиться и подружиться учащимся нашей школы?
Николай Георгиевич родился 16 января 1923 года на хуторе Куликово Бударинского района Сталинградской области. Род Щуриев происходит из запорожских казаков. Николай Георгиевич вспоминал, что дед еще в детстве показывал ему на картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» их предка — Щура. Во времена Екатерины II запорожцев насильственно переселили на Кубань, в Херсонскую область и на Полтавщину. Так предки Щурия оказались в Полтавской области. А во время столыпинских реформ последовал новый переезд всей семьей. И Щурии осели в Царицынском уезде, который тогда входил в Саратовскую губернию.
«Многие мужчины в нашем роду были долгожителями. Это еще с деда повелось, Семена Васильевича. Он всю жизнь проработал на земле и прожил 96 лет, его братья —105 и 110 лет. Да и мой отец всего четыре года до своего столетия недотянул»,- рассказывал Николай Георгиевич, гордясь своими предками.
Как и большинство юношей предвоенной поры, Николай Щурий мечтал о небе. Мечту осуществлял постепенно. После окончания семилетки пошел в Сталинградское культпросветучилище и параллельно посещал занятия в планерной школе. На каком-то этапе планеры уже перестали устраивать — хотелось чего-то большего. Поэтому в 1940 году он поступил в летное училище и проучился в нем примерно год. Казалось бы, открылся путь к осуществлению мечты, но после года учебы настало 22 июня.
Заканчивать училище пришлось по ускоренной программе.
«После объявления войны мы рвались на фронт, но пришлось нам сначала отучиться по ускоренной программе и выпускаться досрочно сержантами», — рассказывал Николай Георгиевич. И 1 января 1942 года с путевкой от военкомата он оказался в училище связи в Сталинграде.
«В августе месяце мама в конверте прислала в Сталинград 5 рублей. В увольнительной в городе мы наелись мороженого и захрипели. Выписавшись из больницы спустя три дня, своего училища я уже не нашел – его эвакуировали в Муром и в Саратов»
Так Николай Георгиевич попал в ополчение. 23 августа 1942 года немцы в районе Песковатки сосредоточили танковые части с пехотой, прорвали оборону и добрались к Сталинграду. В этот день был выходной, а во второй половине дня Щурий заметил, что солнце начало накрываться тучами. Только оказалось, что это не тучи были, а немецкие самолеты. Вечером Сталинграда как города уже не стало…За каждую улицу, за каждый дом, за каждый камень мы дрались почти 200 дней и ночей!!!» -вспоминал Николай Георгиевич.
В январе 1943 года Николай Георгиевич был одним из первых советских воинов, оказавшихся на Украинской земле. Был командиром роты связи — участвовал в обеспечении связи наших войск при форсировании Южного Буга, Днестра, вплоть до освобождения Одессы. Участвовал и в форсировании Днепра – обеспечивал связь наступающих частей. «Зима была отвратительная, грязная. Тылы отстали, танки буксовали — грязи было до колен. А вечером, как мороз стукнет, шинель стоит – и не сдвинешься. А идти надо. Поэтому спали стоя, на ходу. Друг за другом следили, чтоб в сторону никто не ушел. И ничего — там, где танки не пройдут, пройдет пехота!» — юмору этого человека завидовали в школе все — и учителя, и учащиеся от мала до велика.
От воспоминаний от лета 1944 года Николай Георгиевич мрачнел. Освобождая Ковель, ему с сослуживцами пришлось побывать в лагере смерти. Майданек. Одно слово — и становится ясно, что ветерану проще рассказывать о свисте пуль и грохоте орудий, о недосыпе и недоедании, но только не о том, что он увидел там. «Лагерь уже не функционировал, хотя печи еще дымились. А за печами — большая плантация капусты. Овощи огромные, с толстыми кровяными прожилками. Нам рассказали, что человеческий пепел как удобрение использовали. И склады были расположены с немецкой точностью: коробки с протезами, с брошками, с цепочками, с туфельками – все упаковано для отправки в Германию. Мурашки по телу бегали… От этой организованности в таком страшном дело. Немец больше всего зверствовал отступая. Танками они проходили посадки, где жили люди, и одно месиво было — и дети, и старики, и скот домашний»
После Люблина дивизия, где воевал Николай Георгиевич, дошла до правобережной части Варшавы, форсировала Вислу. Там Щурий получил очередное ранение, на этот раз в висок. После госпиталя его направили в резерв главного командования в Москву, а оттуда под Минск – начальником артбригады. Наступать, по просьбе Черчилля, начали раньше: американцы и британцы попали под сильный удар немцев в Арденнах и чуть ли не слезно просили Сталина ускорить наступление. Поэтому начиная с 14 января, советские войска прошли Польшу, к первому февраля форсировали Одер, вступив на немецкую землю раньше.
По пути в Германию Николай Георгиевич получил ранение в руку. А на плацдарме за Одером ранило в живот — и это было уже шестое ранение. «Когда в госпиталь меня привезли, сделали операцию — я не помню. Пришел в себя, увидел, что со мной старший сержант — ему командование приказало меня не покидать. «Эх, лейтенант, а как вы пели», – говорит мне. Я удивился, спрашиваю, шутит что ли. А он машет головой: «Нет, говорит, серьезно. Когда везли вас в госпиталь». А мне в школе еще учительница говорила, что мне медведь на ухо наступил. А сержант: «Заслушались!» Когда Николай Георгиевич рассказывал эту историю, у него лукаво светились глаза. Он заражал своей теплотой и мудростью всех, кто находился рядом.
Известие о победе Николай Георгиевич встретил в Польше, в Лодзи, Николай встретил известие о победе. «Окна госпиталя раскрылись нараспашку, из них полетели костыли, больничные судна, горшки с цветами, вокруг-что-то невообразимое6 плачут и смеются, поют и обнимаются, гвалт, хохот!»
Позже, уже в Горьком, на комиссии отправили 22 –летнего ветерана домой. А в сентябре 1945-го пришел приказ Северо-Кавказского военного округа о том, чтобы Щурия Николая Георгиевича в связи с ранением уволить из рядов армии подчистую со снятием с учета, так как он являлся инвалидом второй группы. На этом армейская жизнь Николая Георгиевича закончилась.
Но так уж получилось, что Николаю Георгиевичу суждено было победить смерть дважды. Навестив в 1945 году в Саратове свою любимую девушку, поехал он домой, где, как оказывается, его…никто уже не ждал! Он был и пропавшим без вести был, и погибший. Похоронка родным пришла после Сталинградской битвы. Ещё в январе-феврале 1943 года, когда заехал домой, ему показали извещение о том, что он погиб в 1942 году. А извещение пришло в августе 1944 года после взятия Магнушевского плацдарма.
«Значит, это моя судьба, решил Николай Георгиевич. Я живой и, значит, надо дальше жить и помогать родителям. А у меня старшая сестра и два младших брата. Надо учиться, надо работать, жениться. Ведь я родился с братом в январе. Бабка тайком от родителей понесла нас крестить в церковь. А потом мы оба заболели. Тот до года не дожил, скончался. А меня до двух лет в напаренных отрубях выхаживали. Надо было и за него жить. Ребята на войне погибали – за них кто-то же должен жить. Нет Миколы, нет Сашко…Вот были, а теперь нет. На то и война. Что говорить…Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Видно, судьбой так определено»
После войны Николай Георгиевич Щурий приехал в Саратов и устроился работать в областной отдел культпросветработы инспектором по клубам и избам-читальням. Женился. С Ниной Григорьевной они прожили вместе 46 лет, вырастили двоих детей, сына и дочь (к концу жизни Николай Георгиевич обзавелся пятью внуками и шестью правнуками). В 1946 году поступил учиться заочно на исторический факультет СГУ. Работал заместителем заведующего городским отделом культпросветработы, главным инспектором по библиотекам и Домам культуры. В 1952 году вел уроки истории и советской Конституции. В школе № 30 работал заместителем учебной части, а затем и директором переростковой школы № 38. С 1960 по 1987 годы — директор вечерней школы № 28. В 1978 году Николаю Георгиевичу Щурию было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». С 1987 по 1992 годы он работал инспектором по кадрам Октябрьского района. С 1961 года по предложению Советского комитета войны и ветеранов службы с участием Валентина Ивановича Варенникова организовали Областной комитет ветеранов войны, а после и Городской ветеранский комитет, а также секции: «Юных моряков», «Участников парада 1945 года», «Ветеранов Сталинградской битвы», «Защитников саратовского неба». С 1997 по 2013 год проработал первым заместителем председателя Областного комитета ветеранов войны и военной службы. Все годы гражданской жизни активно участвовал в ветеранском движении. Не знают Николая Георгиевича теперешние наши гимназисты, но бывшие наши ученики, родители этих ребят, на вечерах-встречах частенько и с чувством благодарности вспоминают задорного седовласого ветерана.
«Что дальше? В 2013 году с 90-летним юбилеем меня поздравил Владимир Путин. В том же году мы были на приеме в Георгиевском зале Кремля. Я сам подошел к президенту, представился… и поговорил с ним «за жизнь».
Николая Георгиевича не стало 15 декабря 2015 года. Под конец жизни жалел ветеран только ободном: что не побывал в Берлине, в Трептов-парке, и не встретился там с бывшим командиром своего полка, А. М. Воинковым, не поклонился его могиле. Что не побывал в музее 35 Гвардейской дивизии в поселке Войсковое. Что не попал на берег Днепра, где форсировал его, и не прочитал стихотворение неизвестного автора, которое особенно тронуло:

Весна сорок пятого года
Осталась в душе навсегда.
Солдаты великих народов
На Эльбе встречались тогда.

Весна сорок пятого года,
Ты символ великих побед,
Ты людям вернула свободу,
В сердцах ты оставила след.

Вы честно служили Отчизне,
Отдали ей юность свою,
И ради свободы и жизни
Себя не щадили в бою.

В то время вы все молодые
Победой великой гордились.
Сегодня вы стали седые,
И взгляды на вас изменились.

И некто с ехидной улыбкой,
Читая статьи про вону,
Смакует былые ошибки
И ставит их вам же в вину.

На ваши награды и льготы
Взирает он с завистью злой,
Смеется над вашей заботой
О людях, забытых войной.

Но нет! Не позволят народы
Глумиться над вашей судьбой!
И вы — не из мягкой породы-
Вступайте решительно в бой!

Не смогут сломить вас невзгоды,
Вы все закалились огнем.
Весну сорок пятого года
Несете в сердце своем!

Уходят ветераны второй мировой, но жизнь — теплая, счастливая, мирная жизнь — продолжается. И жить мы должны и за себя, и за них. И помнить то, что завещали они, подарившие жизнь, нам:
« Мы жили полной жизнью: росли, учились, любили, радовались жизни и улыбались от души, уважали своих родителей, дорожили дружбой сверстников, трудились во имя Родины своей не за деньги, а на совесть, защитили Союз Советских Социалистических Республик от фашистско-немецких захватчиков, восстановили разрушенное хозяйство и превратили СССР в сверхдержаву мира во имя мира на земле своим трудом, без иностранной помощи. Помните нам такими, какими мы были!»
Н.Г.Щурий
02.02.2003
(из обращения к учащимся школы № 31 г. Саратова)