Номинация «История моей малой Родины»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сухой Карабулак
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»

Исследовательская работа
«Моя малая родина –
село Сухой Карабулак»

Выполнила ученица 10 класса
Акимова Анжелика Юрьевна
Руководитель:
Андриянова Юлия Владимировна

2018 год
Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Происхождение названия села………………………………………………4

3. История села………………………………………………………………….4

4. Достопримечательности села………………………………………………..7

4.1. Церковь…………………………………………………………………….7

4.2. Памятник…………………………………………………………………..7

4.3. Школа………………………………………………………………………8

4.4. Железная дорога……………………………………………………………8

4.5. Улицы села…………………………………………………………………8

5. Заключение……………………………………………………………………9

6. Список использованной литературы……………………………………….10

7. Приложение………………………………………………………………….11

Введение.

Люблю, Сухой, твои холмы, поля,
Твои луга и невеличку- речку.
Здесь- отчий край, здесь пращуров земля.
Здесь первый шаг я сделала от печки.
Апыхтина А.В.

Слово «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи. Человек связан невидимыми нитями со своей малой Родиной. Для меня малая Родина — это село Сухой Карабулак. Родной край… Мордовская земля… Среди её бескрайних полей, красивых лесов расположилось моё родное село. Мне кажется, что лучше моего села в России нет. Только здесь так ласково светит солнце, громко поют птицы, живут самые добрые и родные люди. Я люблю её тихие улицы, речку-невеличку и прекрасную природу.
Село Сухой Карабулак располагается в 40 километрах от районного центра Базарный Карабулак и в 77 километрах от г. Саратова. Село расположено в одном из красивейших мест Саратовской области. Окруженное лесами и холмами, оно предстает перед путником как на блюдечке с зеленой каемочкой.
Не спорю, живописней есть места:
Людей всегда экзотика прельщает.
Но только Родины простая красота
Нам сердце греет, душу очищает.
А знаем ли мы историю села Сухой Карабулак? Как оно образовалось? Знаменательные события села? Людей села Сухой Карабулак? Проведя опрос среди своих одноклассников, я выяснила, что большинство очень плохо знают историю села. Поэтому тему исследовательской работы я выбрала «Моя малая родина — село Сухой Карабулак».
Гипотеза моего исследования состояла в том, что невозможно сотворить достойное будущее, не зная своего прошлого.
Объектом исследования явилось село Сухой Карабулак.
Предмет исследования: история села Сухой Карабулак.
Цель исследовательской работы: познакомиться с историей своего села, приобщиться к культуре своего народа, местным достопримечательностям.
Гипотеза и цели определили следующие задачи:
— изучить литературные источники, повествующие об истории села Сухой Карабулак;
— познакомиться с архивными документами, касающимися изучаемой проблемы;
— проанализировать устные краеведческие источники, связанные с моим исследованием.
В работе использованы следующие методы исследования:
— изучение литературных и интернет — источников;
— поиск архивных документов;
— анализ материалов периодической печати;
— сбор воспоминаний жителей села (беседы, интервью).
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы достичь этой цели и воспитать патриотов своей малой родины – родного села, надо знать его историю, достопримечательности и людей, которые прославили родное село. Только благодаря этому село будет и дальше жить и развиваться. В этом я вижу актуальность выбранной мной темы работы. По – настоящему можно любить только то, что мы хорошо знаем. Как сказал поэт, географ и краевед Юрий Константинович Ефремов:
« Люблю и знаю, знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю».
Происхождение названия села

Мое село называется Сухой Карабулак. Интересное название. Большинство людей, когда слышат его очень удивляются и улыбаются. Спрашивают, а что есть еще мокрый? «Нет» — отвечаю я. «Есть еще только Базарный Карабулак»- добавляю я. Так что же оно означает? Оказывается, само слово «карабулак» тюркского происхождения и означает «черный ручей». «Черный» он потому, что вода в нём настолько чистая и прозрачная, что ручей кажется черным. А сухим он считается по легенде. У подножья Ключевской горы жил татарин. И был у него родник. Однажды родник пересох. Татарин разозлился и назвал место Сухим Карабулаком (Сухой черный родник) и ушел. А мордва остались и назвали свое село Арчилов. Потом по приказу помещика Щербатова село стали называть Сухим Карабулаком.

История села.
Листая пожелтевшие страницы,
Проникнув мысленно в далёкие года,
Я вижу всё знакомые мне лица,
Хоть с ними не встречалась никогда.
Апраксины, Голицыны, Щербатовы…
Передо мною люди именитые.
Но мне дороже прадеды крестьянские.
Средь них есть и моя фамилия.
Их внуки, правнуки – по всей России
Москве, Саратове, других местах.
Но корни все их тут, в Арчилове,
Так звался наш Сухой Карабулак.
Молоненкова Л.В.

История нашего села начинается с 1702 года, когда Тихон Шахматов по грамоте Казанского Дворца получил земли в дар за боевые заслуги при защите Саратова. Но вскоре земли эти попали в другие руки. Как это произошло установить не удалось.
Мордовское (эрзя) село Сухой Карабулак было основано при одноимённой речке в середине XVIII века (в качестве более точной даты упоминается 1748 год). Исторические документы указывают, что около 1700 года на правом берегу Волги, при впадении реки Терешки, на правой ее стороне приблизительно 10 000 тыс. десятин земли принадлежали татарам Курмаше и Андраше, у которых она была куплена в первой половине 18 столетия грузинским царевичем Георгием Вахтанговичем за 50 рублей и красные онучи.
Первым ровное место у горы заприметил мордовский крестьянин Герасим, который поставил в поле высокое дерево. Сел на это дерево голубь. Герасим решил, что это хороший знак: ибо птицы вьют гнёзда. Пошёл Герасим по окрестным селам собирать народ. Потянулся на новые земли народ из всех окрестных деревень. Понравилось место и построили село. Герасим впоследствии также стал первым человеком, похороненным в Сухом Карабулаке. Поэтому старожилы его называют Герасим «первоумерший». Из крутой горы в ту пору выходили на поверхность соль и синяя краска (кальга). Первопоселенцы испугались, что это привлечёт помещиков, и решили завалить месторождение, попутно наложив на него проклятье. Так и сделали. Тем не менее, от барского гнёта вольную мордву это не спасло, так как приглянувшиеся им земли уже принадлежали помещикам, а именно грузинскому царевичу Арчилу и знатному роду Апраксиных. В честь первого поселенцы назвали село Арчилов Увеле, или просто Арчилов. Гораздо более увлекательно и непросто складывались на рубеже XVIII и XIX веков отношения сухо-карабулакской мордвы с другим местным землевладельцем – генералом Степаном Степановичем Апраксиным. Молодой помещик жил в Москве и, узнав о том, что его земли активно заселяются, возражать не стал. Когда село разрослось, и крестьянам уже некуда было деваться, он обложил их платой с ворот. Один из первопоселенцев — старик Павел предложил перехитрить барина и поставить на все дворы одни ворота. Приехавший за деньгами, Апраксин был вынужден вернуться в Москву несолоно хлебавши и заставил крестьян платить ему с трубы. Вернувшись через год, Апраксин обнаружил, что все трубы крестьяне разобрали и устроили чёрные избы. Попытка обложить село данью с каждого окна также не увенчалась успехом, так как мордва сразу все окна заколотила. В итоге Апраксин установил оброк в пять рублей ассигнациями на каждую душу. Так как молодёжь и овдовевшие уроком (данью) облагаться не могли, помещик и управляющий старались их женить. Отцов, противившихся выдавать детей за одиноких стариков, секли розгами.
Помимо владений Апраксина часть Сухого Карабулака также приходилась на пустовавшие земли помещика Шахматова, у которого в 1801 году они были крестьянами полностью выкуплены при содействии и на имя Апраксина, так как крепостные в тот период совершать подобные сделки самостоятельно не могли.
После отмены крепостного права сухокарабулакские крестьяне хотели отказаться от наделов, рассчитывая на то, что у них уже есть купленная через Апраксина Шахматовская пустошь, но князь Щербатов подарил им по десятине на душу, а пустошь оставил себе. Крестьян такое решение не устроило, и они начали судебную тяжбу за пустошь, которая в итоге растянулась на несколько десятилетий и сопровождалась народными волнениями и последующими усмирениями с применением войск. Саратовский губернатор и губернский предводитель дворянства Владимир Алексеевич Щербатов все суды, конечно же, выиграл, но крестьяне не унимались и упорно продолжали писать петиции во все мыслимые и немыслимые инстанции (в том числе митрополиту Исидору и даже датскому королю Кристиану IX, тестю Александра III). Заступивший в 1887 году на пост губернатора А. И. Косич, заранее предупреждённый о ситуации в селе как об одной из главных проблем, ожидающих его в губернии, жителям Сухого Карабулака вновь ответил отказом возобновить тяжбы. Через год после этого крестьяне решили по весне пустить 500 плугов (вместе с подговоренными соседями из экономии Воронцова-Дашкова) на земли Щербатова. Узнав об этом, Косич направил к месту событий два батальона солдат. Армию в Сухом Карабулаке встретили хлебом-солью, но от замысла не отказались. Лишь угроза отстрела всех вышедших на поля волов остудила пыл крестьян. В ту же ночь несколько сотен человек вновь отправились в Саратов к губернатору, которого они во дворе его дома на коленях просили отдать им землю. Прокурор с нарядом полиции и воинской командой арестовали лидеров шествия и разогнали остальных под конвоем. После этих событий и смерти Щербатова был новый суд, на который пускали лишь 80 человек, но разными путями в Саратов съехалось почти всё село. Заранее размещённые на подъездах к городу войска развернули крестьян и отправили обратно домой. Суд оставил первоначальное решение о спорной земле без изменений. Вслед за этим к Косичу явились крестьяне одного из соседних с Сухим Карабулаком сёл с просьбой: продать им многострадальную землю, на что получили разрешение. Надежды губернатора на то, что это охладит конфликт, не оправдались. За новостью о продаже Шахматовской пустоши последовали новые волнения, в ответ на которые вице-губернатор Высоцкий отправился в село и дал указ пребывавшим там войскам высечь зачинщиков. Борьба крестьян за землю так и закончилась ничем. 12 апреля 1891 года восстание крестьян было подавлено, 32 человека губернатор велел выпороть на площади перед церковью и только в 1917 году крестьяне получили право владеть землей.
Не удивительно, что в Первую русскую революцию в Сухом Карабулаке произошли новые выступления желавших свести счёты с властью крестьян. В это же время имело место ещё одно важное событие в истории Сухого Карабулака – визит уроженца села, учителя Р. Ф. Учаева, который собрал среди местной мордвы большой фольклористический и исторический материал. Мордва к тому моменту уже во многом обрусела, бросила национальный костюм и позабыла большинство народных песен, чему во многом поспособствовали крещение и тот факт, что располагался Сухой Карабулак в окружении русских поселений. В 1910 году в селе насчитывалось 375 дворов, 886 мужчин и 904 женщины. Работали церковь, ветеринарный пункт, приходская (с 1887 года) и земская (с 1870 года) четырёхклассная школы. Село являлось частью Ключевской волости Саратовского уезда. Надельной земли у крестьян было 286 десятин, купленной – 1030. Две трети посевов отводились под пшеницу, также выращивали подсолнечник и в малых количествах овёс, просо и рожь. Рабочего скота держали 517 голов, молочного – 438,гужевого – 498, мелкого – 2415. Жнеек и молотилок было по три на всё село, веялок имелось 24.
После революции 1917 г. В селе преобладали единоличные крестьянские хозяйства. 26 ноября 1918 года сухокарабулакский мордовский волостной Совет избрал комиссию для выполнения декрета Советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви. Административно Сухой Карабулак стал центром одноимённого сельсовета и 12 ноября1923 года был включён в Елшанскую волость. В 1924 году в селе были созданы товарищества по совместной обработке земли. Весной 1929 года в селе был создан первый колхоз имени XXI партсъезда. Первыми в него вступили члены машинного товарищества, а затем Григорьев И.К., Демин Н.Т., Карпов П.И., Вечканов В.В. и др. Вступление в колхоз продолжалось до 1934 года. Активистом в проведении коллективизации на селе и организации колхоза был Борисов И.Е., ставший позднее директором школы.
Великая Отечественная война не обошла и наше село. 24 июля первыми село проводило на фронт Иванова Николая Моисеевича и Григорьева Василия Александровича. Всего из села в годы войны было призвано на фронт 270 человек. Из них не вернулись домой 119 человек.
Гордостью села стал Босов Алексей Петрович, старший
лейтенант, командир бронетанковой роты, 8-й
мотобронебригады, уроженец с. Сухой Карабулак. Ему
17 ноября 1939 года было присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая звезда» за отвагу и доблесть, проявленные при
разгроме крупного японского отряда у реки Халкин-Гол.
Великая Отечественная война застала капитана
А.П.Босова в стенах Военной Академии
бронетанковых войск. Когда враг подошёл к Москве, Босов
попросился на фронт. Его назначили командиром батальона
тяжелых танков «КВ» и послали на один из самых ответственных и опасных участков Западного фронта- Волокамское направление. Вместе с легендарными панфиловцами Босов отбивал яростные атаки фашистов. 18 ноября 1941 года в районе села М. Городищи герой погиб, уничтожив в этот день огнем из пушки и таранным ударом восемь вражеских танков и один самолет.
С начала ВОВ колхоз оказался в трудном положении. Большинство мужчин ушли на фронт, не доставало техники и тягловой силы, но, не смотря на трудности, колхозники справлялись со всеми работами и давали для страны хлеб, сырье и другие продукты. Особенно много и упорно трудились в тылу Панфилова Н.С., Карпова В.К., Романова М.А., Бородкина О.А.. Тяжело во время войны приходилось не только взрослым, но и детям. Они, как могли, помогали взрослым. Собирали колоски, убирали картофель, ездили в Вязовку в госпиталь к раненым. Для раненных дети читали стихи, пели песни. Шили кисеты и посылали на фронт. Село наше было прифронтовым. В ту пору и в нашем селе рыли окопы и землянки, готовились дать отпор врагу.
Основные вехи развития села после войны:
1961 г. – первыми в районе провели электричество.
1967 г. – построено новое здание Дома Культуры и библиотеки.
1971 г. – первыми в районе провели газ.
1980 г. – был построен новый детский сад.
1985 г. – была построена новая школа.
2002 г. – новый мост через речку Сухой Карабулак.
В настоящее время Сухой Карабулак входит в состав Максимовского муниципального образования. В селе в настоящее время насчитывается 365 дворов (все газифицированы) и 864 жителя. Из них по национальному составу преобладают русские (607 чел), а мордва находится на втором месте с численностью 227 человек. Также в селе проживают татары (5 чел), чуваши (5 чел.), украинцы (8 чел), казахи (12 чел.). Имеются отделение почты и сбербанка, детский сад, средняя общеобразовательная школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, магазины, водонапорная башня, церковь.

Достопримечательности села

Церковь. Первая церковь была построена в 1828 году сначала деревянная, а потом кирпичная, которую стоили на века, для себя и потомков. Кирпич делали сами, а раствор для кладки делали в огромных чанах, замешивали и год давали отстаиваться. Так, за 3 года и построили красавицу церковь, а чтобы звон колоколов был слышен по всей округе, при отливке колоколов добавляли в медь серебро.
В 1860 году вместо старой ветхой церкви был построен каменный однопрестольный храм во имя иконы Казанской Божией Матери тщанием местного землевладельца Владимира Алексеевича Щербатова. Первым священником был отец Дмитрий. Он похоронен здесь в алтаре. Помощниками отца Дмитрия были певчие. Со слов старожилов, она была очень красивая, с золотым куполом и звонким колоколом. Колокол был слышен не только в нашем селе, но и в близлежащих селах. Над куполом возвышался блестящий крест. Храм был действующим до 1930 года. Все село ходило на молебен, в нём крестили детей, венчали новобрачных. Около храма было кладбище. Когда кто-нибудь умирал, то его сначала везли в церковь, там отпевали и только после этого хоронили.
В начале 1930-х годов храм был закрыт, как и большинство церквей в СССР: разорили внутренне убранство, снесли колокольню и купол. В 1931-1932 годах здание храма было переоборудовано под зернохранилище. Купол, крест и колокол заменила обычная крыша. Позже в здании храма размещался клуб, а на втором этаже была библиотека, затем столовая и гостиница.
В1999 году здание храма было выкуплено. Православный приход был восстановлен в 2001 году. Сейчас она именуется как Казанская церковь. 9 июня 2002 года протоирей Александр Ткачев совершил чин положения Антиминса и первую Божественную Литургию в возрожденной Казанской церкви. В настоящее время медленными темпами ведется восстановление храма, признанного объектом культурного наследия Саратовской области. По выходным дням и светлым праздникам проводятся богослужения.

Памятник. В центре села Сухой Карабулак за отвагу и доблесть, проявленные в боях в Великой Отечественной войне, защитникам Родины воздвигнут обелиск. Поставлен он был в 1973 году. За это время обелиск много раз был реконструирован, но современный вид он приобрел в 2000 году. Ко дню 55-летия победы в Великой Отечественной войне у памятника появилась мраморная плита с высеченными фамилиями погибших. Каждый год 9 мая зажигается у обелиска вечный огонь и фамилии погибших обязательно произносятся вслух, чтобы лишний раз напомнить грядущим поколениям, «что никто не забыт, ничто не забыто».

Школа. В 1864 г. одна из первых в районе была открыта школа, первыми учителями были Лопухин Яков Панфилович, Феоктистов Иван Илларионович.
До начала 20 века в селе действовала церковно-приходская школа. А, начиная приблизительно с 1905 — 1907 года, открывается четырехлетняя школа. Помещение, где располагалась школа, не было приспособлено для занятий. Функции школы выполнял обычный жилой дом. Некоторое время детей учили на мордовском языке.
В 1928 году была построена деревянная школа, со светлыми просторными классами. До 1947 года в Сухом Карабулаке действовала семилетняя школа, а, начиная с 1947 года, открывается восьмилетняя. В 1964 году открывается средняя школа.
Внешний вид школы, в зависимости от увеличения количества классов, претерпевал постоянные изменения.
Большой вклад в развитие школы в нашем селе внес директор школы Ильин Иван Петрович. К школе постоянно подстраивались новые помещения по мере надобности: новые классы, спортивный зал, столовая. Был построен интернат для учащихся из соседних сел, желающих продолжить обучение в 9(10),10(11) классах.
В 1985 году было закончено строительство нового здания школы. Директором школы от самого ее основания была Карелова Мария Ивановна, которая также внесла немалый вклад в развитие школы.
Красавица школа уже более трёх десятков лет радует своих учеников, учителей и работников школы своими светлыми классами, просторными коридорами. В настоящее время в школе обучается 81 ученик. Директором школы является Денисова Антонина Александровна.

Железная дорога. Через село проходит железнодорожная линия Саратов — Сенная. Железную дорогу в нашем селе строили в 1941-1943 гг. Строили ее военнопленные. Со слов старожилов: строилась она в ручную, копали лопатами; щебенку и землю возили на тачках; рельсы носили на себе. Было очень тяжело. До 1977 года был только один путь, а потом солдатами железнодорожных войск был проложен второй.
Вокзал был построен в 1952 году, до этого времени была землянка. Стрелки до 1977 года переводились вручную стрелочником. В 1977 году была построена станция с автоматическим пультом управления. Старое здание станции было переоборудовано в «зал ожидания». Отапливалось помещение печкой, которую топили углем. В 1989 году было подведено центральное отопление.
Большой вклад в развитие железной дороги нашего села внесли : Макеев И.В., Чугунова А.А., Баринов А.В. и др.
Железная дорога для нашего села имеет очень большое значение как экономическое, так и социальное. Благодаря железной дороге, многие фермеры имеют возможность поставлять необходимые органические вещества для полевых работ, реализовывать свою продукцию и т.д. Так же, благодаря железной дороге, многие сельчане имеют работу. В нашем селе примерно 100 человек работают в сфере железнодорожных путей сообщения . А так же многие жители, благодаря этому виду транспорта, работают в г. Саратове.

Улицы села. Село Сухой Карабулак состоит из 11 улиц и больше 405 домов. Улицы села: Дорожная, Лесная, Молодежная, Некрасова, Советская и Советский переулок, Станционная, Толстого, Центральная, Чапаева, Энергетиков.
Самыми « молодыми» улицами считаются улицы Энергетиков и Молодежная. Раньше на месте Молодежной улицы был большой овраг и пустырь. Сейчас же на ней располагаются двухквартирные коттеджы, которые были построены в начале 80-х годов. На этой улице находятся школа, детский сад, ФАП, администрация села.
Так как наше село относят к национальным селам — мы являемся мордовским селом, то естественно, у некоторых улиц есть ещё и мордовское (или разговорное) название.
Самой старой и протяжённой является улица Советская. Наши предки называли ее «нижний конец», а на мордовском языке — Алы пе. Нижним он назван, так как здесь отчетливо видно понижение в рельефе к концу улицы.
Есть в селе и «верхний конец» ( на мордовском- Селя пе) – это улица Некрасова. Еще ее называют «Торбуновка», «торба» в переводе с мордовского означает- бабушка..
Дорожную улицу морда называла «Поиск пильге», что в переводе с мордовского означает штанина, нога. Эта улица ведет нас на ферму.
Улицу Толстого мордва называет – «Трихиновкой», а часть улицы Чапаева( с въезда в село со стороны с. Ириновка) – «Нахаловкой». По преданиям, здесь крестьяне самовольно (нахально) захватывали землю, отсюда ее название.

Заключение

В результате проведенного исследования я изучила историю села Сухой Карабулак от возникновения до сегодняшнего дня, изучила основные достопримечательности села. Я стала другими глазами смотреть на окружающий меня мир. История маленького села показала мне историю моей страны.
Выводы.
По итогам исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:
1. История моего села Сухой Карабулак очень богата и интересна.
2 . Мы должны знать свою историю и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.
3. В настоящее время усиливается смешение мордовского народа с русским. Это может привести к постепенному исчезновению этнокультурных мордовских традиций. В связи с этим актуальным представляется изучение исторического прошлого, особенностей традиционной культуры мордовского населения, проживавшего на территории села.

Не знаю почему, но землю эту
Я все – таки люблю сильней всего.
И ничего на белом свете нету
Прекраснее Сухого моего!

Список использованной литературы

1. А.А.Шахматов «Мордовский этнографический сборник», 1910
2. Энциклопедия Саратовского края, 2002
3. Н.Хованский «Помещики и крестьяне Саратовской губернии», 1911
4. ru.wikipedia.org
5. http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm
6. Архивные данные МБОУ «СОШ с. Сухой Карабулак»
7. Рассказы старожилов с. Сухой Карабулак
8. Стихотворения местных поэтов Апыхтиной А.В. и Молоненковой Л.В