Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»
Номинация: «История моей малой Родины»

Исследовательская работа на тему:
«Исчезнувшие хутора»

Выполнила: Самойлова Наталья
обучающаяся 10 класса

Руководитель: Тарасова Ольга Владимировна
учитель географии, краеведения

с. Большой Карай – 2018г.
Введение
Еще совсем недавно, меньше века назад, основная и большая часть населения России проживало в сельской местности: в селах, станицах, хуторах. Именно там, на основе многовекового опыта людей складывались основы нравственности и морали, коллективизма и товарищества.
Почему умирают деревни? Почему хутора, где кипела жизнь, играли свадьбы, рождались дети, были школа, клуб, где жители заняты сельскохозяйственным трудом – исчезают с лица земли? Ведь история Земли начинается с истории малой родины.
Свою работу я посвящаю хуторам, которых нет на карте Романовского района. Но живет народная память, пока живы люди, которые родились на хуторах Лебяжий и Клиновенький и в чьих паспортах в графе «Место рождения» — указан несуществующий хутор.
Необходимо сохранить память, напоминая молодому поколению о своих корнях и истоках.
Цель моей исследовательской работы – восстановить историю исчезнувших хуторов Лебяжий и Клиновенький.
Задачи:
— выяснить происхождение названия хуторов;
— установить число дворов по переписи 19 века;
— узнать о повседневной жизни хуторян перед распадом хутора;
— узнать, что осталось от хутора сегодня.
Методы исследования:
— работа с документами и фотодокументами;
— поиск информации в сети Интернет;
— беседы со сторожилами;
— экскурсия.

Происхождение и жизнь хуторов Лебяжий и Клиновенький
«Родина безлюдная моя!…»
Ещё совсем недавно, меньше века назад, основная и большая часть населения России жила в сельской местности: в сёлах, станицах, хуторах. Именно там, на основе многовекового опыта людей складывались и формировались основы нравственности и морали, коллективизма. Потому что невозможно жить по собственным, отличным от других, законам в общественном формировании, у которого на виду каждый твой шаг и поступок. Так или иначе, они должны согласовываться с общественным мнением. Доминанта общественного над личным помогала выжить стране в целом, и каждому человеку в отдельности. Сегодня наступило время мегаполисов: огромных скоплений людей, абсолютно разобщённых между собой. К каким отношениям это привело, каждый почувствовал на себе… А малые хутора и сёла, давшие начало тому, что мы называем душой народа, продолжают исчезать, оставаясь ещё в сердцах людей, как остаётся память об ушедших предках. Но память, к сожалению, не бывает вечной, если её не хранить бережно, передавая от поколения к поколению. И эта моя работа является попыткой сохранения памяти, напоминания нашему молодому поколению о своих корнях и истоках. И, может быть, поможет сохранить те, ещё оставшиеся в «живых», малые хутора и сёла в нашей глубинке, на которые смотрят сегодня как на «неперспективные».
Были в наших краях хутора Лебяжий и Клиновенький.… Почему были? Да потому, что признали их неперспективными, и вскоре хутора исчезли с лица земли.
Хутора основали где-то в конце девятнадцатого века. Люди переселялись сюда из Большого Карая, так как в селе не хватало земли и воды, а здесь было много озёр: Лебяжье, Хохулька, Лапино, Кувшинка и т.д., богатые травостоем луга (удобное место для разведения скота).

озеро Лебяжье

озеро Лапино
Земли здесь были очень плодородные: часто, когда втыкали в неё колья, чтобы сплести плетень, колья начинали обрастать листьями и укоренялись. С годами хутора росли и развивались.

Работа по дому Заготовка сена

Заготовка сена
Пойма реки Хопёр была богата лесом, но на дрова брали только сухостой, а в основном топили хворостом, камышом и кизяком. Не зная и не ведая ничего об экологии, прадеды наши очень бережно относились к природе. Собирали золу, навоз и всё вывозили на поля, не захламляя территории у двора. А во дворах была такая чистота, что иголку можно было найти. Избы были рубленные и мазаные глиной, крытые соломой.

Население хутора занималось: огородничеством (огороды были заливные), собирательством (было много ягод и грибов), охотой (лоси, кабаны, утки и т. д.), бортничеством (были и свои пасеки), фруктовые сады были только у зажиточных семей.

С годами хутора росли и развивались. На хуторе Клиновенький была построена кузница, медпункт и начальная школа (завучем была Чекунова Мария Ивановна, учителем начальных классов – Чеченёв Сергей Степанович инвалид Великой Отечественной войны 1945 г.).
На хуторе проживало много людей, вот список некоторых из них:
Список жителей хутора «Клиновенький»
№ Фамилия Имя Отчество Кол-во человек в семье
1 Серяпин П.Аф. 5
2 Фомин Ф.И. 11
3 Фомин Я.И. 5
4 Авилов ф.М. 6
5 Цыплаков М.З. 12
6 Бесчётнов Ф. 3
7 Григоревский Н. 3
8 Боков А.Т. 2
9 Шишкин А.И. 7
10 Попов В.П. 8
11 Григоревский С.Т. 5
12 Сидоров В.Н. 7
13 Хмыров Д.Ф. 5
14 Филимонова А. 3
15 Семендеев В.Л. 7
16 Шатилова А. 5
17 Цыплакова В.М. 7
18 Куликова Д. 5
19 Цыплаков А.Н. 8
20 Белозерцев Т. 2
21 Лутцева Д.П. 4
22 Азова П. 4
23 Шевцов Н.И. 2
24 Тарасов Ф.И. 8
25 Стуклов И.А. 2
26 Самойлов М. 6
27 Стуклова 3
28 Тарасов И.Ф. 5
29 Чеченёв 7
30 Чентуков А. 5
31 Шевцов Б.Н. 5
32 Сосин П.П. 4
… и так далее 171

А почему же хутор так называется — Клиновенький? Хутор был расположен в виде клина у подножья бугров отсюда и название.
Хутор Лебяжий – откуда такое название? Здесь распложено прекрасное озеро, на котором издавна гнездились лебеди, отсюда и название.

Озеро Лебяжье
На хуторе были: не большой магазинчик, клуб и правление колхоза «8-е Марта». Численность населения здесь было больше, чем на хуторе Клиновенький.
Список некоторых жителей хутора «Лебяжий»
№ Фамилия Имя Отчество Кол-во человек в семье
1 Цыплаков В.И. 6
2 Глухов Ф.Н. 3
3 Абрамов Ф.И. 4
4 Глухов П.Н. 5
5 Шишкин И.А. 5
6 Соседов С.Ф. 6
7 Соседов Е.Ф. 5
8 Глухов И.Я. 5
9 Куликов 6
10 Цыплаков Алексей 6
11 Севостьянов Г.Е. 5
12 Родин П.А. 2
13 Сосин И.Г. 3
14 Абрамов Н.Ф. 7
15 Прудников И.Т. 5
16 Шалатов Д. 9
17 Рябинин Н.В. 8
18 Цыплаков П.Г. 5
19 Горскова П.Г. 5
20 Бабин И.С. 5
21 Рябинин И.И. 9
22 Чеченёв С.С. 4
23 Рябинин А.Я. 6
24 Шатилов П.И. 4
25 Коротков Г.Ф. 4
26 Короткова Мария 4
27 Павлова Мария 6
28 Копсихова А.Ф. 4
29 Горсков Н.С. 4
30 Воронина А.М. 2
31 Воронин М.И. 5
32 Горскова Е. 5
33 Дынько Г.М. 3
34 Цыплаков И.Г. 8
35 Рябинин И.Г. 7
36 Ивлевы 5
… и т.д. 185

Так как школа была лишь только начальной на хуторах, учащиеся средних и старших классов учились в селе Большой Карай. Жили ребята в интернате, а на выходные ходили пешком домой (расстояние 8-10 км).
Когда начали создаваться колхозы, люди, хотя и не с охотой пошли в колхоз, боясь потерять родной их сердцу уголок, благоустроенный и обихоженный ими с такой любовью. Были построены: коровник, конюшня, овчарня, позже начали разводить свиней.

Овчарня
Овец на зиму отдавали по домам, на откорм, а весной их стригли, и в уплату отдавали семье одну овцу или ягнёнка. Хутора росли и развивались.
Но… тут — война. Многие ушли на фронт, многие сложили там свои головы:
1. Рябинин С.Г.
2. Севастьянов Николай
3. Рябинин Я.И.
4. Горсков Григорий
5. Воронин В. И.
6. Кожухов Яков
7. Горсков Илья
8. Володин П.Р. и другие.
После войны хуторяне начали восстанавливать хозяйство. Работали от зари и до зари. Выращивали: хлеб, кукурузу и т. д. Долгое время даже после войны, вплоть до шестидесятых годов, в колхозе держали быков. На них возили воду, сено, горючее на поля. Их запрягали в деревянные телеги с деревянными колёсами.

Работа на быках
Работы было много, а потому работали, практически, все: от мала до велика.

Работают все, и стар и млад
Дети помогали во всём родному колхозу; летом на току, зимой на ферме: доили вручную коров, поили телят, чистили им клетки. Тем самым вырабатывались навыки и любовь к труду. Дети привыкали трудиться и учились ответственности и добросовестности.
Но вот, начиная с 1960 года, началось укрупнение колхозов. Постепенно производство на хуторе начало сокращаться: сначала ликвидировали свиноферму, затем извели овец. Но хуторяне продолжали работать, многие строились. Строились как всегда, всем миром. Мужчины месили и подтаскивали глину, женщины — мазали. Всё делалось весело и легко, с шутками и прибаутками. Завершив строительство, обязательно устраивали гулянку. Умел народ трудиться, умел и веселиться. Праздники запоминались надолго. Гуляли ведь от всей души: с ряжеными, с катанием на лошадях, с песнями под гармошку. В гармонистах нужды не было.
Жили в хуторе очень дружно, трудились на совесть. Много было передовиков и в животноводстве и в полеводстве.
Но вскоре на 8-м марте закрыли школу, потом закрылся клуб и стало некуда ходить по вечерам. За клубом последовал магазин. Жизнь на хуторах замирала с каждым днём. И люди начали покидать их. Переселялись в село Большой Карай, много перевозили свои дома, а многие оставляли жильё там, ведь в Карае давали квартиры.
Вот ведь – выстояли в голод, разруху, в войну. Всё пережили, гнездо своё родное сохранили. А теперь?!
В настоящее время, на месте где были хутора, ничего нет, только развалины, да заросли.

Осталось только кладбище на хуторе Лебяжий
…Каждый год на Пасху бывшие хуторяне приезжают на то место, где были хутора Лебяжий и Клиновенький, чтобы поклониться родным местам и могилам предков, которые до сих пор содержатся в порядке. Встречаются, как самые близкие люди, вспоминают, как жили в милом сердцу своём «райском уголке».

Заключение
Сегодня наступило время мегаполисов. А малые хутора и села, давшие начало тому, что мы называем душой народа, продолжают исчезать с топографических карт, оставаясь еще в сердцах людей, как остается память об умерших предках.
Действительно: ломать, не строить. И как бы не мечталось о возрождении таких хуторов, их уже не возродить, они утрачены навсегда, они будут жить только в сердцах людей, как остаётся память об ушедших предках.
Но память, вопреки громким заявлениям, не бывает вечной. Она, подобно родникам, постепенно замывается, теряется в глубине времен, если не хранить бережно, передавая от поколения к поколению. Мы не должны допустить, чтобы наши родники, наши истоки жизни умерли.
В результате исследования был собран и систематизирован материал о хуторах Лебяжий и Клиновенький. Материал передан в школьный музей.

Стих
Посвящается родному хутору «8-е Марта»
На маленьком хуторе жили
Там не было даже дорог,
Пешком с 8-го марта ходили
Нельзя было нам без сапог.
Отец наш работал в поле
Из дома чуть свет выезжал,
А мама учила всех в школе,
Весь хутор её уважал!
Всё лето в Лебяжьем купались,
По праздникам шли на Хопёр,
У школы всегда собирались,
Мы прыгали через костёр.
Кино из Карая возили,
Дядя Коля нам фильмы крутил,
«Сметаной» его все дразнили,
Шутить он очень любил.
С тех пор воды много уплыло,
Давно там никто не живёт,
И словно какая то сила
Нас манит туда и зовёт.
Там нет ни домов, ни сараев,
Кустарником всё заросло,
Живут в основном все в Карае,
В Тольяти лишь нас занесло.

Двоюродная сестра Рая
С Ворониным Митей живёт,
У них я бываю в Карае,
Там каждый меня узнаёт.
Мне жаль, что в Тольяти не встретил
Того, с кем на хуторе жил,
С кем рыбу ловил на рассвете,
С кем в школу в Карае ходил.
Но я всё надеюсь на встречу,
Приедет какой-нибудь друг,
Мы будем с ним петь целый вечер,
Те песни, что пел Миша Круг.

«Приходите в мой дом, мои двери открыты,
Буду стих вам читать и чайком угощать.
Хуторские друзья мной не будут забыты
Приглашаю к себе, вас всегда буду ждать!»

(Анатолий Иванович Швецов 2006 г.)

Природные красоты на хуторе

Заливные луга

Пастбища
Карта хутора Лебяжий 1827 года