Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по-новому»
Номинация
«История моей малой Родины»
Тема работы:
«История Слепцовского храма»
Выполнила: Ерёмина Ксения Алексеевна,
ученица 5 класса ОСПФ МОУ «СОШ с.Идолга» в д.Македоновка
Руководитель исследования: Собянин Сергей Семёнович, учитель истории
д.Македоновка 2020 год
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
История Слепцовского храма
Первая церковь. Сельцо становится селом. 5
Храм Преображения Господня 7
Эпоха гонений и возрождение храма 11
Заключение 14
Список использованной литературы и источников 15
Приложения 16
В последние годы в нашей стране происходит возрождение духовности: открываются храмы, классы православной культуры, изучается история церкви. Активно возрождается православие и в Татищевском районе. Кроме того, в нескольких школах, в том числе и в нашей, действуют казачьи кадетские классы, а казачество всегда опиралось на веру. Сама я живу в селе Слепцовка, где в центре расположен красивейший Свято-Никольский храм, и мне хотелось бы больше знать и о нашем селе, и о нашем храме.
Храм — один из старейших в районе, но до сих пор нет подробного описания его истории, почти ничего не известно о первой (деревянной) церкви. Даже на сайте Саратовской епархии на странице, посвящённой слепцовскому храму, Слепцовка в XVIII в. называется деревней, и первый храм не упоминается.[1]
В Слепцовском краеведческом музее наши кадеты (и я в том числе) проводят экскурсии для гостей. Приезжают и паломники с турами, организованными епархией.[2] Они часто задают вопросы, касающиеся храма, на которые у нас просто нет ответов. Таким образом, знание истории Слепцовского храма имеет и познавательное, и прикладное значение.
К сожалению, разработанность темы незначительна. Если сравнивать с исследованиями истории многих других храмов, то преимущественно это городские церкви центральной России. Изучая саратовские храмы, большинство исследователей опирается на Справочную книгу Саратовской епархии от 1912 года,[3] но в ней нет сведений о предыдущих церквях. Из монографических работ удалось найти только иллюстрированный справочник В.Валеева,[4] но он посвящён храмам города Саратова. Достаточно много сведений, основанных на архивных документах можно почерпнуть на сайте http://tatiskray.ru/ . Некоторые данные можно найти в статистических сборниках,[5] опубликованных в большинстве электронных библиотек[6]. Для сравнительного анализа в масштабах уезда и области использованы труды дореволюционных исследователей церкви[7]. Отдельные эпизоды, связанные с историей слепцовских храмов, найдены в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии, словарях[8] и мемуарах[9]. Часть справочного материала взята с различных сайтов[10]. Общие вопросы отношений государства и русской православной церкви подробно освещены в монографической работе Федорова В.А.[11]
Целью работы стало: создать наиболее полную версию истории слепцовских храмов. Для этого необходимо решить три задачи: 1. найти все имеющиеся сведения; 2. проанализировать и обобщить их, оформив в виде исследовательской работы; 3. составить простой и понятный текст для экскурсоводов.
Для решения основных задач мною использованы методы: поиск данных в электронных библиотеках, включая фотокопии старинных и редких изданий и архивных документов; изучение материалов Слепцовского краеведческого музея; анализ полученных данных, сравнение данных по Слепцовке, ближайшим уездам (Саратовскому и Аткарскому) и по губернии, обобщение информации, составление таблиц и диаграмм, оформление выводов.
[1] https://eparhia-saratov.ru/Articles/podvore-svyato-nikolskogo-muzhskogo-monastyrya-slepcovka-tatishhevskogo-rajjona
[2] https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki , http://moyaokruga.ru/rodnayazemlya/Articles.aspx?articleId=8030
[3] Справочная книга Саратовской епархии. Типография союза печатного дела. Саратов, 1912, 706 с.
[4] Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. – 208 с.
[5] Саратовская губерния Список населённых мест по сведениям 1859 года Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, 130 с.; Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. Саратов, 1912, 73 с.; Списки населённых мест Саратовской Губернии. Саратовский уезд. Земская типография. Саратов, 1913, 63 с.
[6] elib.shpl.ru, library.sgu.ru,
[7] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878, 48 с.; Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, 99 с.
[8] Деятели революционного движения в России: Био-библиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А. А. Шилова [и др.] ; Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. — М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934
[9] Короленко, В. Г. Отошедшие: Об Успенском. О Чернышевском. О Чехове. СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908. — 120 с.
[10] https://academic.ru; https://azbyka.ru; https://eparhia-saratov.ru; https://www.livelib.ru; http://moyaokruga.ru; http://www.sammler.ru; http://tatiskray.ru; https://topwar.ru.
[11] Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, 480 с.
История Слепцовского храма.
Первая церковь. Сельцо становится селом.
В России XVIII-XIX веков сельские населённые пункты делились на категории, например: деревня (где нет ни церкви, ни помещичьих домов), сельцо (церкви нет, но есть усадьбы помещиков), село (там, где есть церковь).[1] До 1765 года Слепцовка была сельцом. На картах и в документах она называется «сельцо Сергиевка Слепцовка тож». Двойное название не случайно: Слепцовок было четыре (две деревни и два сельца), Сергиевок ещё больше. Сочетание обеспечивало индивидуальность. Указание, что сельцо называлось Сергиевка, опровергает предположение о том, что первая церковь была посвящена Сергию Радонежскому,[2] т.к. называлось сельцо так до постройки церкви. Вероятнее всего, название происходит имени от Сергея Львовича Слепцова, владевшего здесь поместьем по 3-й, 4-й и 5-й ревизиям.[3]
В Трудах СУАК, в кратком описании перечня документов Архива Саратовской Духовной Консистории сохранилось упоминание о документе за 1765 год, где впервые говорится о слепцовском храме. «О построении придела: 33) в сельце Сергиевке, Слепцовка тож, саратовс. десят., по прошению отст. майора Крестьянинова, Никольского, при новостроящейся церкви».[4] Из документа понятно, что Слепцовка относилась к Саратовской десятине, церковь уже строилась, и к ней планировался придел во имя святого Николая Чудотворца. (Приложение 1)
Личность просителя долго не удавалось установить: среди дворян Саратовской и окрестных губерний фамилия Крестьянинов не встречается. На сайте http://tatiskray.ru/ недавно появились сведения о майоре Иване Христиановиче Крецмаре, чей отец, «майор-иноземец» в конце XVII века писался как Крестьян Крестьянов Крецмар. Отставной майор И.Х.Крецмар женился на вдове слепцовского помещика Фофанова Марфе Семёновне Слепцовой.[5] Возможно, чтобы утвердить свой авторитет среди местных помещиков он и решил поучаствовать в строительстве нового придела. В прошении он мог подписаться именем и отчеством (Иван Крестьянов), чтобы не выделять своё немецкое происхождение.
Потомки Крецмаров в Слепцовке не известны, а вот престол во имя Николая Чудотворца в слепцовском храме стал главным или единственным. Об этом говорит другой документ, относящийся к Пугачёвщине. «Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит».[6] Сам документ не сохранился, но Д.Л.Мордовцев с 1856 года по1872 год работал в саратовских архивах[7] и сделал много выписок. (Приложение 1) Речь идёт именно о нашей Слепцовке, т.к. селом стала только она, и помещики Маматовы здесь были. Село обычно называется по тому святому, во имя кого освящена церковь.
Согласно следующему документу, церкви принадлежало 60 десятин земли.[8] (Приложение 1) Это почти 87 гектаров (1 владельческая десятина XVIII века — 1,45 га[9]). По закону при Генеральном межевании на храмы выделялось 33 десятины (из них 3 – сенокосы). Земля выделялась храмам для обеспечения священников и их семей. Однако крепостных у храмов не было, аренда не была развита, обрабатывать землю священники вынуждены были сами[10]. Указ Сената от 11 января 1798 года, предписывавший обрабатывать церковную землю руками прихожан, вскоре по представлению синода был отменён как трудноосуществимый, приводящий к конфликтам с паствой. Вместо этого была вдвое повышена плата за обряды[11], что тоже приводило к конфликтам. В целом по России сельское духовенство жило очень бедно[12].
Сведений о том, что произошло с храмом, пока нет. Фундамент его найден школьниками среди бывшего кладбища, где захоронений не было с XIX века (Приложение 2). На месте церкви в 1914 г была выстроена земская школа (теперь контора ООО «Слепцовское»), и фундамент частью уходит под это здание. Серьёзные раскопки не проводились, но среди бутовых камней фундамента кирпич не найден, зато встречается древесный уголь.
Таким образом, в середине XVIII века Слепцовка была сельцом, и в 1765 году там появилась первая (деревянная) церковь, в которой был престол во имя Николая Чудотворца. Село некоторое время даже называлось Никольское. Одним из создателей церкви, вероятно, стал отставной майор, местный помещик Иван Христианович Крецмар. Церковь владела землёй в селе и за селом. Дальнейшая судьба этой церкви пока не известна: она могла сгореть (что происходило часто), либо обветшать.
[1] Саратовская губерния Список населённых мест по сведения 1859 года Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, с.XLVI-XLVII.
[2] https://eparhia-saratov.ru/Articles/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki
[4] Труды СУАК. Т2, Вып.1,2. 1889, с.189.
[6] Мордовцев Д. Л. Политические движения русского народа. С-Петербург1871, С.111.
[7] https://www.livelib.ru/author/315973-daniil-mordovtsev
[8] Труды СУАК. В.20, 1896, С.141.
[9] http://a-fuks.ru/index/sovetskij_ehnciklopedicheskij_slovar_1980/0-445
[10] https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/2
[11] Труды СУАК. Т.1, В.5, 1888, С.602,603.
[12] Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, С.44.
Храм Преображения Господня.
Новая церковь была освящена во имя Преображения Господня. Это не самый распространённый вариант. Из 614 сельских церквей Саратовской Епархии к 1879 году только 10 были освящены этим праздником, тогда как в честь святого угодника Николая Чудотворца – 79.[1]
Согласно Епархиальной книге, новая церковь построена « в 1835 году тщанием помещика Карпова и прихожан крестьян»[2]. Выражение «прихожан крестьян» вызывает сомнение, т.к. другие храмы епархии построены на деньги помещиков, купцов, епархии или казны. В случае, если конкретные жертвователи неизвестны, в книге указано «тщанием прихожан». Крестьяне-жертвователи встречаются очень редко и только в сёлах, где проживали государственные (иногда удельные) крестьяне. Из 68 храмов Саратовского уезда только о двух говорится, что они построены тщанием крестьян; из 95 храмов Аткарского уезда сообщается только о трёх, из 116 храмов Балашовского уезда тоже о трёх (Приложение 3). Во всех случаях крестьяне были государственные. В середине 19 века Слепцовка — село чисто владельческое[3], государственных крестьян не было, зато помещиков числилось 8 семей[4]. Крепостные крестьяне юридически имели права на дарения, но фактически сами были имуществом, и участие их в добровольных пожертвованиях в Епархиальной книге не зафиксировано. Таким образом, жертвователями в 1835 году могли быть только помещики (инициатором создания первого храма тоже стал помещик — Крецмар И.Х.).
Главным жертвователем считается Карпов Алексей Константинович[5], построивший на Саратовщине несколько храмов. Храм в Слепцовке не случаен: сам Алексей Константинович и его сын Евгений жили в Слепцовке, племянница Карпова А.К., Елена Андреевна, была замужем за Ивановым, а дочь Александра — за Федорчуковым (местными помещиками)[6].
В 1800 году вышел указ, запрещающий строить деревянную церковь, если прежняя сгорит.[7] Запрет не случаен: в ежегодных отчётах, приводимых Правдиным, указывается, что деревянных церквей в 30-40-х годах строилось в разы больше, чем кирпичных[8], но в 1912 г. в Саратовском уезде из 40 кирпичных храмов 25 построены в первой половине XIX века, а деревянных этого периода только 5 (Приложение 4). Очевидно, что они часто горели.
На церковной земле был построен кирпичный заводик. Его следы и сейчас можно найти на краю Лизина оврага, рядом с кладбищем (слой некондиционного кирпича около 15 см под дёрном по размерам и составу совпадает с церковным). Храм был построен в стиле «русский классицизм». Подобные храмы строились в 30-е годы по всей Саратовщине, некоторые уцелели. Сохранились чертежи соседнего храма того времени в селе Вязовка (Приложение 5). Вязовский храм Рождества Христова был меньше и проще слепцовского, но основные элементы чётко прослеживаются. Особенностями стиля были: треугольные фронтоны над входами с южной и северной сторон, опирающиеся на дорические колонны, по 4 с каждой стороны; вход в широкий прямоугольный притвор через колокольню с высоким шпилем; восьмерик на кубе среднего храма, купол с миниатюрным барабаном и луковичкой; одна апсида алтарного нефа. Храм и сейчас главенствует над улицами села (12 на 25 м, при высоте 18 м), а на момент постройки здание даже размерами внушало благоговение.
Однако общая вместимость двух нефов позволяла одновременно находиться внутри только 200 прихожанам. В середине века в Слепцовке проживало 973 души[9], приписными деревнями были Любовино в 6 верстах и Елховка в 9 верстах[10]. Интересно, что Слепцовка находилась на территории Аткарского уезда, а приписные деревни на землях Саратовского. Обе принадлежали помещикам Ивановым: Любовино (в списках за 1859 — 360 чел)[11], а Елховка («Ольховка» — 100 чел)[12], в 1912 году прихожан храма указано ещё больше — 1610[13] Согласно спискам населённых мест, в Слепцовке тогда проживало 800 крестьян[14], в Елховке 220[15], Любовино 395.[16] Как же они помещались? В школьном музее есть альбом с воспоминаниями старожилов, составленный в середине XX века. Согласно этим воспоминаниям, «…вокруг церкви была кирпичная ограда, внутри ограды (на месте нынешнего клуба) кладбище для священников и помещиков. На Пасху звенел колокол, открывались все три церковные двери, народ толпился внутри ограды…».[17]
В первой главе говорилось, что в конце XVIII века церкви принадлежало 60 владельческих десятин земли (80 казённых). Участок у Долгого леса и сейчас называется «Поповы луга». В начале XX века за храмом земли числится — 66 десятин (1 каз. дес.– 1,09 га). Это почти вдвое больше, чем в в Саратовском (30 десятин) или Аткарском уезде (36 десятин).[18] Земля теперь сдавалась в аренду крестьянам. В Слепцовке у крестьян было по 8,7 десятины на двор (1/3 – арендованная земля)[19]. Цена аренды 8 рублей в год за десятину.
В 1842 году были утверждены новые штаты содержания клира (в зависимости от стажа). Слепцовский храм, как и большинство храмов, был одноштатным. В штате числились священник и псаломщик. В 1912 году годовое жалованье священника составляло 294 рубля[20] (25 руб в месяц, что сравнимо с сапожником или учителем начальной школы[21]), псаломщика 98 рублей (8 в месяц – сопоставимо с прислугой[22]). Половина сельских иереев получала в два и три раза меньше (от числа прихожан и количества приписных деревень жалованье не зависело). В среднем по храмам Татищевского района цифра составляла 215 руб – 18 руб в месяц – чуть больше рабочего. (Приложение 6).
На сайте tatiskray.narod.ru есть списки причта слепцовского храма, по данным Саратовских епархиальных вестей. Наиболее интересны сведения о Лебедевых. Лебедев Андрей Васильевич (1836-1910) с 1887 года священник в с. Слепцовка. В 1877 награждён набедренником, в 1880 – скуфьей, в 1897 Благословением Святейшего Синода, в 1901 г. камилавкой[23]. Из 104 священников Аткарского уезда только 25 удостоены камилавки или более высокой награды[24]. Уволен за штат в 1902 году. На его место следом переведён из Саратовского уезда его сын Лев Андреевич Лебедев. Лев Андреевич учился в Петербургской семинарии. В 1899 году награждён набедренником, в 1903 года — скуфьей, в 1908 — камилавкой. В октябре 1902 г. утвержден законоучителем в Слепцовской земской общественной школе[25]. По воспоминаниям сельчан, продолжал работать учителем и в советское время[26]. Служил священником до 1924 года, возможно, до закрытия церкви в 1929. Дальнейшая судьба неизвестна. Жена — Соловьева Елизавета Николаевна (р.1867г) — дочь священника Николая Соловьева. Обучалась в СЗЖУ с 1878г. по 1884г.[27] Супруги жили в кирпичном особняке Ивановых (бывшая людская), имели прислугу и экипаж с кучером. Лев Андреевич был любителем вкусно поесть, и во время постов в семье бывали размолвки.[28]
Брат Льва Андреевича – Николай (1858-1933 гг.) окончил Саратовскую духовную семинарию, Петербургскую академию художеств, дослужился до титулярного советника и стал известным брянским архитектором[29].
Жена Андрея Васильевича — Мария Степановна — родная сестра академика Игорева Льва Степановича, иконописца и портретиста. Игорев был академиком живописи, членом Пекинской миссии, выполнял в Китае особые поручения и много рисовал, дослужился до надворного советника. По возвращению посвятил себя живописи. Не раз бывал в Слепцовке[30].
Бывали здесь и другие интересные люди. В метрической книге за 20 августа 1889 года есть запись о том, что Владимир Галактионович Короленко стал крёстным отцом Александру – сыну Сергея Андреевича Малышева (Приложение 7). Малышев с женой Александрой и Параскевой Ивановской, революционеры — народники, проживали в Сердобском уезде. Короленко с женой Евдокией (сестрой Александры) проездом с юга остановились в Саратове, где с 18 августа встречались с Н.Г. Чернышевским[31]. Тогда же заехали и в Слепцовку. С мужей полгода назад был снят гласный надзор полиции[32]. Возможно, поэтому встречались родственники не в Саратове.
Итак, новая церковь Преображения Господня была построена в 1835 году. Строительство велось «вскладчину», но главным жертвователем стал Карпов А.К.. Церковь была выстроена в стиле «русского классицизма» и выглядела величественно, но внутри храма не могли поместиться все прихожане. Церковь владела крупными участками земли, что вместе с жалованьем и другими источниками дохода второй половины XIX века обеспечивало достаток. Слепцовские священники отличались высоким образованием и множеством церковных наград. Со слепцовским храмом прямо или косвенно связаны люди, хорошо известные в Саратовской губернии и России.
[1] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878., С. 35,36.
[2] Справочная книга Саратовской епархии. Типография Союза печатного дела. Саратов, 1912, с.25.
[3] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года. Издан центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел. Сант-Петербург, 1862, с.20.
[4] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. 1912, с
[5] Карпов Алексей Константинович — помещик, его тщанием в Аткарском уезде были построены: в 1818 году каменная церковь в селе Белгаза-Оружейникова, в 1833 году — каменная церковь в селе Языковке, в 1835 году — каменная церковь в селе Слепцовке. http://tatiskray.ru/
[7] Труды СУАК Т.1 вып. 2, 1888, С.151
[8] Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, С. 40, 42, 44, 45, 49, 54, 55, 58.
[9] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года, С.20.
[10] Справочная книга Саратовской епархии, С.26.
[11] Саратовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 года, С.6.
[12] Там же, С.5.
[13] Справочная книга Саратовской епархии, С.25.
[14] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд, С.30.
[15] Там же, С.24.
[16] Там же, С.34.
[17] По воспоминаниям Вахиной Антонины Васильевны 1917 года рождения.
[18] Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии. Саратов, 1878., С. 15, 33.
[19] Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд, С.31.
[20] Справочная книга Саратовской епархии, С.26.
[21] http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=165735
[22]https://topwar.ru/8443-korova-za-tri-rublya-ceny-i-zhalovaniya-v-carskoy-rossii.html
[24] Справочная книга Саратовской епархии, С.528-545.
[25] http://tatiskray.narod.ru
[26] Воспоминания Поляковой Галины Павловны со слов её отца Варламова Павла Андреевича 1911 г. рож.
[27] http://tatiskray.narod.ru
[28] Из воспоминаний Филиппова Владимира Николаевича (по рассказам его деда Филиппова Афанасия Эммануиловича, 1893 года рождения, который работал кучером у Лебедевых)
[29] https://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1541687
[30] https://eparhia-saratov.ru/articles/article_old_61326
[31] Короленко, В. Г. Отошедшие: О Чернышевском… СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908, С.72-74.
[32] Деятели революционного движения в России. Т2, вып2, 3, С.495,870; http://korolenko.lit-info.ru/korolenko/biografiya/biografiya-revolyucionery-1927-1934.htm
Эпоха гонений и возрождение храма
Как известно, к 1917 году в Саратовской епархии было свыше 900 храмов и монастырей, к 1937 году не осталось ни одной действующей церкви. Многие храмы были взорваны, изуродованы, перестроены под клубы или склады. Храму в Слепцовке повезло больше других: он уцелел, хотя тоже пострадал в советские десятилетия[1]. Церковь то закрывалась, то открывалась (Приложение 8,9). Окончательно закрылась церковь по одним данным в 1929 году, по другим — в 1931 году. В 1937 году по результатам обследования был составлен акт о ветхости здания. С 1935 года здание церкви использовалось как зерносклад колхозом им. Н.К. Крупской (Приложение 10) . В 1944 г. была разобрана колокольня. Рабочий с железной дороги привез домкрат и установил его между церковью и колокольней, отжав ее от здания, колокольня завалилась и разрушилась. Постепенно жители села разобрали разрушенную колокольню на кирпич. С 70-х годов здание храма использовалось как склад для хранения стройматериалов. С северной стороны колонны и один из межоконных простенков были снесены для проезда автотранспорта. В конце 50-х на кирпич разобрали и колонны южного фронтона. К 1990-м годам здание перестали использовать, и оно пришло в полное запустение, не было стёкол, на крыше рос кустарник.
Церковная утварь, кроме переданной на хранение сельсовету, была расхищена. Парчовый занавес из алтаря использовался в новом сельском клубе (Приложение 11). Ограду и колокол вывезли в Саратов. Из церковных икон был сбит ящик для хранения документов Слепцовского сельского совета, позднее он использовался как сейф в местной школе, в настоящее время находится в Слепцовском музее (Приложение 12). В церковной сторожке, стоявшей за южной стороной ограды, жила работница школы. В 1938 году здание сторожки было выкуплено председателем сельского совета Варламовым П.А. и перевезено на улицу Советскую, где стоит и поныне (Приложение 13).
Кладбище, расположенное внутри храмовой ограды (могилы служивших в Преображенском храме священников) уничтожили, кладбище 18-19 веков за оградой к тому времени тоже запустело, на его территории построили клуб и сельский совет. Каменные надгробные плиты «хозяйственные» местные жители растащили по домам для строительства[2]. Ещё раньше была разобрана кирпичная часовня, стоявшая в переднем левом (южном) углу «нового» кладбища у Лизина оврага. Вероятно, часовня стояла над склепом кого-то из помещиков, т.к. уже в 30-х годах от неё осталась квадратная яма двухметровой глубины и деревья, стоявшие по углам[3] (в настоящий момент сохранились только два дерева-гиганта).
Ещё меньше повезло приписным деревням. Обе в 30-х годах попали под выселение. Елховка (родина художника Фомичёва) стала стационарным Елховским военным лагерем. В бывшем доме помещика Иванова разместился госпиталь. Сейчас на месте Елховки нет даже развалин. Деревня Любовино вошла в границы артиллерийского полигона, и на её месте тоже ничего нет.
Возрождение храма началось в 90-е годы. 5 сентября 1991 года общим собранием прихожан было принято решение о создании православного Прихода Свято — Никольской церкви села Слепцовка. 15 октября 1991 гола отделом юстиции Саратовского облисполкома был зарегистрирован Устав местной православной религиозной организации Прихода Свято — Никольской церкви. Историческое здание храма было возвращено приходу. Храм был вновь освящён. По благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), в теплое время года в храме начали совершаться богослужения, началось восстановление здания силами самих верующих. Много времени и труда отдали на восстановление храма Татаренко Таисия Илларионовна и Мудригель Анатолий Никитович. Первый настоятель – о.Александр (бывший политработник) приезжал из Саратова. Затем слепцовский храм был «закреплён» за Татищевским храмом Иконы Казанской Божьей Матери, и священники приезжали оттуда: сначала о.Константин (Субботин), потом о.Алексий (Субботин). В 2013 году в числе паломников храм посетил потомок священников Лебедевых, председатель общества «Возрождение», объединяющего потомков священнослужителей и мирян, пострадавших за веру в годы гонений Евгений Леонидович Лебедев.
В том же году, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, православный приход Храма святителя и чудотворца Николая с.Слепцовка был преобразован в Подворье Свято-Никольского мужского монастыря в с.Слепцовка. С тех пор владыка не раз посещал храм и следил за его восстановлением. С 90-х годов здание храма сильно изменилось: территорию окружает ажурная железная ограда, восстановлено крыльцо, покрашены стены, вставлены двери и окна, установлен новый купол, проведено отопление и освещение, настелены полы, на стенах появились иконы, иконостас отделил алтарную часть. Проводятся регулярные службы, на которые верующих собирает звон колоколов. Решающая роль в организации восстановления храма и участия его в жизни села принадлежит нынешнему настоятелю иеромонаху отцу Тихону (Чернову).
В XX веке храм Преображения Господня в селе Слепцовка Татищевского района прошёл вместе с нашей страной трудный путь. Начинался он с того, что стены не вмещали прихожан, потом церковная община распалась, и храм был закрыт. Следом началось осквернение, разрушение и запустение. Только в конце века робким ростком новой жизни началось возрождение храма уже под другим именем – Свято-Никольский. Сегодня, в XXI веке, свой 185-й день рождения Слепцовский Свято-Никольский храм встречает верующих как в пору своей юности, и мы надеемся, что, может быть, его стены еще не будут вмещать всех прихожан.
[1] http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-09-23-29-34-prozrenie_slepcovki
[2] Там же.
[3] Из воспоминаний Макарова Михаила Викторовича 1923 года рождения.
Наше исследование показывает, что уже свыше четверти тысячелетия (255 лет) Слепцовка является селом, а до этого называлась сельцом. В её истории были и славные, и трагические страницы, о которых я знаю как экскурсовод школьного краеведческого музея. Некоторые события напрямую связаны с историей Слепцовского храма. В 1765 году в Слепцовке появилась первая (деревянная) церковь, в которой был престол во имя Николая Чудотворца. Село в некоторых документах даже называлось Никольское. Одним из создателей церкви стал помещик Иван Христианович Крецмар. Церковь владела землёй в селе и за селом. Дальнейшая судьба этой церкви пока не известна.
Более поздний храм был построен в 1835 году из кирпича в сотне метров от первоначального, на церковной земле, и был освящен во имя Преображения Господня. Строительство храма, видимо, велось «вскладчину», но главным жертвователем стал Карпов Алексей Константинович, чьи близкие родственницы были замужем за двумя местными помещиками. Упоминание в Епархиальной книге о жертвователях-крестьянах не выдерживает критики.
Церковь была выстроена в стиле «русский классицизм» и выглядела величественно, но внутренние пространства храма не позволяли вместить всех прихожан, и в праздничные дни верующие толпились внутри ограды.
Церковь в разное время владела от 72 до 87 га земли, что вдвое больше, чем в среднем по окрестным церквям. Зарплата священника Слепцовской церкви в почти 300 рублей была выше средней. Слепцовские священники второй половины XIX века отличались высоким уровнем образования и отмечены множеством церковных наград. Со слепцовским храмом прямо или косвенно связаны люди, известные в Саратовской губернии и России.
В период гонений на церковь храм был закрыт, частично разрушен и использовался как склад. Возрождение началось в последние годы XX век, и сейчас храм является действующим, активно восстанавливается и играет значительную роль в жизни села.
Мы гордимся древней и славной историей нашего села и нашего храма и должны донести её до всех жителей Слепцовки и тех гостей, которые захотят с ней познакомиться (Приложение 14).
Список использованной литературы и источников.
- Саратовская губерния Список населённых мест по сведениям 1859 года Центральный статистический комитет мин. внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, 130 с.
- Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. Саратов, 1912, 73 с.
- Списки населённых мест Саратовской Губернии. Саратовский уезд. Земская типография. Саратов, 1913, 63 с.
- Справочная книга Саратовской епархии. Типография союза печатного дела. Саратов, 1912, 706 с.
- Труды СУАК. Т2, Вып.1,2. 1889, В.20, 1896.
- Деятели революционного движения в России: Био-библиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А. А. Шилова [и др.] ; Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. — М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934
- Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. – 208 с.
- Короленко, В. Г. Отошедшие: Об Успенском. О Чернышевском. О Чехове. СПб.: ред. журн. «Рус. богатство», 1908. — 120 с.
- Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, 99 с.
- Мордовцев Д. Л. Политические движения русского народа. С-Петербург, 1871.
- Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878, 48 с.
- Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, 480 с.
- https://academic.ru
- https://azbyka.ru
- https://eparhia-saratov.ru
- https://www.livelib.ru
- http://moyaokruga.ru
- http://www.sammler.ru
- http://tatiskray.ru
- https://topwar.ru
Приложение 1 Выдержки из документов, касающихся истории первой Слепцовской церкви (фрагменты фотокопий).
Приложение 2 Схема расположения первой церкви
Приложение 3: Храмы построенные «тщанием прихожан-крестьян»
Населённый пункт, где расположен храм, уезд, волость | Год по-стройки пере-стройки | страница Епархи-альной книги | Категория крестьян | Страница Списков н/м за 1912 год | |
1 | с.Сосновка (Сар.у Поповская вол) | 1900 | 27 | государственные удельные | 86 |
с.Сергиевка (Ат.у Судачинс.вол) | 1869 | 80 | государственные | 48 | |
с.Новая Сластуха (Сластуш.вол) | 1930 | 100 | государственные | 44 | |
с.Переезд (Переездинс.вол) | 1832 | 101 | государственные | 40 |
Приложение 4 Храмы Саратовского уезда на 1912 год
Приложение 5: Чертежи Вязовского храма во имя Рождества Христова
Приложение 6: Жалованье священников сельских приходов (терр.Татищевского р-на)
№ | Населённый пункт с церковью, уезд | количест священн. | Прихожан всего | припис. деревень | жалов. в рублях |
43 | Курдюм Сар.у | 1 | 3333 | 8 | 141 |
45 | Мариинсккая колония Са.у | 2 | 7688 | 12 | 300/300 |
47 | Слепцовка Атк.у | 1 | 1610 | 2 | 294 |
57 | Вязовка Сар.у | 1 | 4105 | 6 | 141 |
58 | Полчаниновка Сар.у | 1 | 2861 | 2 | 300 |
59 | Каменка Сар.у | 1 | 1265 | 0 | 300 |
60 | Идолга Сар.у | 1 | 3471 | 1 | 108 |
62 | Широкое Сар.у | 1 | 2024 | 2 | 141 |
63 | Глядковка Сар.у | 1 | 1760 | 5 | 294 |
65 | Ново-Никольское Атк.у | 1 | 845 | 2 | 300 |
67 | Нечаевка Сар.у | 1 | 5316 | 8 | 144 |
89 | Сокур Сар.у | 2 | 6797 | 8 | 141/105 |
121 | Корякино Атк.у | 1 | 2140 | 5 | 294 |
123 | Кологривовка Атк.у | 1 | 2447 | 3 | 141 |
| ИТОГО | 16 | 45662 | 64 | 3447 |
Приложение 7: Страница из метрической книги Преображенской церкви:
Приложение 8: Выписка из протокола заседания Татищевского райисполкома от 01.04.1930
Приложение 9: Отчёт татищевского райисполкома на запрос крайисполкома по церквям
Приложение 10: Акт о состоянии здания церкви на 13 февраля 1937 год
Приложение 11: Опись церковного имущества, сданного на хранение в сельский совет
Приложение 12: Фото сейфа из икон Слепцовской церкви в школьном музее
Приложение 13: Акт купли-продажи церковной сторожки с квитанцией об уплате
Приложение 14: Выступление экскурсовода
До 1765 года Слепцовка была сельцом, населённым пунктом, где церкви нет, но есть те самые усадьбы помещиков.
В 1765 году начинается строительство слепцовского храма. Вы видите фрагмент документа: «…о строительстве нового придела — Никольского, в сельце Сергиевке, Слепцовка тож, саратовской десятины, по прошению отставного майора Крестьянинова, при новостроящейся церкви». Кто же такой отставной майор Крестьянинов? На сайте http://tatiskray.ru/ можно найти сведения о майоре Иване Христиановиче Крецмаре, чей отец, «майор иноземец» в конце XVII века писался как Крестьян Крестьянов Крецмар. Отставной майор Крецмар женился на вдове слепцовского помещика Фофанова Марфе Семёновне Слепцовой. Возможно, чтобы утвердить свой авторитет среди местных помещиков он и решил поучаствовать в строительстве нового придела. В прошении он мог подписаться именем и отчеством (Иван Крестьянов), чтобы не выделять своё немецкое происхождение.
Престол во имя Николая Чудотворца в слепцовском храме стал главным или единственным. Об этом говорит другой документ, который вы можете увидеть рядом. Относится он к Пугачёвщине. «Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит». Речь идёт именно о нашей Слепцовке, т.к. из всех 4-х Слепцовок селом стала только она, и помещики Маматовы, как мы уже услышали, здесь были.
Церкви принадлежало 60 десятин земли (87 гектаров). Даже сейчас участок земли за кладбищем, у Долгого леса, где часто собирают землянику, называется «Поповы луга». Эта земля раньше принадлежала церкви, как и земля вокруг храма.
Старая церковь стояла там, где теперь контора ООО «Слепцовское». Следы кладбища были видны ещё в середине XX века. Судьба церкви не известна. Более поздний храм был построен из кирпича в сотне метров от первоначального, на церковной земле, и стоит до сих пор. О нём вам расскажет следующий экскурсовод.