Второй ежегодный Региональный конкурс исследовательских работ школьников, проживающих и обучающихся на территории Саратовской области «Открой малую РОДИНУ по – новому»
Номинация
«История моей Родины»
Тема работы:
«История почтового сообщения: история и люди»
Выполнил:
Тяпкина Диана Романовна,
ученица 9Б класса Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2
р.п. Лысые Горы Саратовской области»
Руководитель исследования:
Антонова Марина Васильевна,
учитель истории и обществознания
р.п. Лысые Горы – 2019
Оглавление
Вступление ……………………………………………………………………………..
Глава 1. История ………………………………………………………………………
Глава 2. Почтовая связь в Лысогорском районе: события и люди ………………..
Глава 4. Практическая часть ……………………………………………………………..
- Итоги опроса среди взрослых и молодежи «Почта в моей жизни» ………….
- Выставка открыток в школе…………………………………………………………………….
- Заключение …………………………………………………………………….
- Список литературы …………………………………………………………….
Вступление.
Письма… Письма… Какую роль они играют в нашей жизни? Знаем ли мы что-нибудь о возникновении почтовых служб, об истории создания конвертов, о способах пересылки писем?..
Слово «почта» произошло от латинского выражения «mansio pozito»- «станция в пункте», польское слово «posta» образовалось от итальянского слова «poste», что означает «остановка, станция, где меняли почтовых лошадей».
Актуальность выбора темы для моего проекта обусловлено тем, что начиная с раннего возраста, мы должны осознавать прямую зависимость состояния своей малой родины от поступков человека. Человек, который будет знать историю своего села, края, памятников культуры, историю человеческих судеб, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать цену всему, что его окружает.
Мне очень захотелось узнать об истории развития почты в моём посёлке.
Цели моего проекта — изучение исторического прошлого почтовой связи р.п. Лысые Горы.
Задачи моего проекта:
- Собрать материал о зарождении почтового сообщения во всем мире и, в России в частности.
- Обобщить сведения о предоставляемых услугах почтовой связи в различные исторические периоды.
- Провести беседы с местными жителями и работниками почты для сбора информации о работе почтового отделения на ул. Кооперативная в р.п. Лысые Горы.
- Провести выставку и рассказать о работе почтальона для учащихся школы.
- Оформить проект.
Для успешной работы над проектом мной будут изучены материалы, находящиеся в Центре Бахметева, печатные издания и интернет источники.
Глава 1. История.
До революции.
Основы российской почты были заложены в последней четверти IX века, в начале существования Киевской Руси.
В 1266 г., почти на столетие раньше, чем в Германии — стране с наиболее развитой по тем временам почтой, — на Руси появляется первый документ, регламентирующий почтовый обмен: правила проезда гонцов по русским землям. Увы, случившееся в скором времени после этого татаро-монгольское нашествие не только разорило русское государство, но и остановило развитие русской почты на несколько столетий. Единственным, что русские позаимствовали у поработителей, стало новое название почты — ямская гоньба.
Новая почтовая эпоха начинается с момента освобождения Руси от ига – с конца XV века. Появляются первые почтовые учреждения, возникают новые виды почтовых услуг. Иностранцы, посещающие в те времена Московское государство, уже называют работу ямщиков «почтой» — они узнают в ней все признаки лучших почтовых служб Европы.
Регулярная почтовая гоньба (доставка писем) из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе, а также в «немецкие страны» – Прибалтику, Скандинавию и германские земли – организована и развивается в конце XVII — начале XVIII вв. Рижскую (на Ригу) и виленскую (на Вильно, позже – Вильнюс) почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. Простому люду услуги почты были не по карману.
«Немецкая» почта Московии была казенным предприятием, в то время как в Европе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями.
Внутри необъятной страны почту продолжали доставлять ямщики.
Существование параллельно двух почтовых систем — «немецкой» и ямской — создавало множество неудобств, поэтому с середины XVIII в. началось слияние обеих служб в единую Российскую Почту. Причем почта тех времен доставляет не только письма и посылки, но и более экзотические вещи – например, Ямскому почтамту Москвы подчинялась «фруктовая» почта, оперативно доставлявшая виноград, арбузы и дыни к царскому столу. Примечательно, что при этом обычные почтовые маршруты были довольно архаичными: только со второй половины XVIII в. регулярные конные почтовые линии стали подходить к некоторым уездным городам, промышленным центрам и местам добычи жизненно необходимых государству ресурсов. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.
В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию со станциями для перемены лошадей и отдыха людей по всему маршруту. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель».
С 1773 г. русская почтовая служба начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. Примерно в то же время появляются знаменитые почтовые тройки лошадей – самая быстрая на тот момент форма перевозки почты, а также почтовые колокольчики, оповещавшие всех попутных и встречных, что нужно уступить дорогу почтовой эстафете.
В конце XVIII в. появляются первые почтовые штемпели, оттискиваемые краской на каждом письме и обозначающие, что отправитель письма оплатил почтовые услуги по пересылке и его письмо взято на хранение и доставку адресату Российской Почтой.
В 1801 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга – «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах по оному лежащих известия Исторические, Географические и Политические; с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест». По сути, эта книга стала первым в России путеводителем.
Во время страшного пожара Москвы 1812 года, в котором сгорели 6532 из 9158 домов, здание Московского почтамта и почтарскую церковь Архангела Гавриила, которая до сих пор стоит на территории столичной почты, отстояли от огня служащие почты вместе с французскими солдатами, понимавшими значение почты для обеих противоборствующих сторон. И именно фельдъегерь (военный почтальон) доставил в Петербург императору Александру I первую за всю войну радостную весть о том, что 7 октября 1812 года Наполеон оставил сожженную и разоренную Москву.
В 1837 году впервые в истории почту из Санкт-Петербурга в Павловск перевезли новым «чудо-транспортом» – железной дорогой.
22 декабря 1857 года Почтовый департамент Российской империи выпустил первую в истории страны почтовую марку номиналом «10 копеек за лот», то есть за каждые 13 грамм веса письма. Всего было выпущено три миллиона марок. Сегодня цена одной такой негашеной (то есть не прошедшей почту и не проштемпелеванной) марки доходит до 1,2 млн рублей.
Советский период до 90-х годов
Уже во времена Первой Мировой войны почта России стала приходить в упадок. А в 1917 году империю ждали два судьбоносных потрясения: сначала рухнула монархия, а затем и буржуазное Временное правительство. Новая власть — большевики — взяли курс на построение принципиально нового — коммунистического — государства.
Общий хаос и множество накопившихся противоречий привели к кровопролитной Гражданской войне, за время которой работапочтовых ведомствво многих районах была прервана.
После окончательной победы и создания Союза Советских социалистических республик большевики начинают восстанавливать хозяйство.
Большевики понимали, насколько важна почтовая связь, поэтому создание Наркомпочтеля было озвучено ещё в октябре 1917 года в одном из первых декретов новой власти. Кроме прочего, в декрете указывалось, что вмешиваться в дела почты другие органы власти могут только черезт Наркомпочтель — и никак иначе.
Постепенно работа почты наладилась. Например, для сельских районов, где отделений связи не было, ввели передвижную кольцевую почту.
31 марта 1918 года, уже во времена Советской власти, военный летчик Петров с грузом почты и одним пассажиром пролетел 600 километров за 4 часа 10 минут. Это был первый в истории воздушный почтовый рейс.
С 1922 года начались регулярные перевозки почтовых отправлений самолётами.
Во время Второй мировой войны сотни миллионов писем, посылок и знаменитых солдатских «треугольников» (листков бумаги, сложенных особым способом и отправленных по почте – за неимением конвертов) были доставлены военными почтальонами с фронта в тыл и обратно.
Огромный урон советской почте принесла Великая Отечественная война. Фашистские захватчики разрушили около 36 тысяч предприятий связи. Несмотря на это, связь между фронтом и тылом была более чем насыщенной — каждый месяц бойцы Советской армии получали около 70 миллионов писем.
Десятки тысяч военных почтальонов погибли, выполняя свой долг. В городе Воронеж в 2016 году при поддержке Почты России установлен памятник военному почтальону.
Интерес жителей СССР к почтовым услугам в послевоенные годы был настолько велик, что число писем, посылок, газет и журналов, которые доставляли почтальоны, быстро достигло довоенных размеров.
Например, в Москве в начале 1950-х годов в городе было восемь контор связи – тогда почтамты назывались так, потому что объединяли в себе почту, телефонную станцию и телеграф. К концу 1950-х годов таких контор было уже 15, а в 1988 году – 33.
Число же простых почтовых отделений, которые традиционно располагались на первых этажах строящихся жилых домов, росло еще более стремительно:
В 1946 году в Москве их было 157
в 1990-м году – 8650.
Уже в 1960-1970 гг именно на почтах появились первые торговые автоматы (они продавали открытки), сортировочные и штемпелевальные машины и даже прототипы современных копировальных машин.
В 1927 году почтовая рассылка в стране продолжала расти. Чтобы облегчить труд работников почты, Советская власть организует при Наркомпочтеле отдел почтовой техники.
В том же 1927 году на Московском почтамте заработала установка по механической обработке посылок. Почта распространяется по СССР всеми видами транспорта: автомобилями, поездами, самолётами…
Большая часть почтовых отделений стала предоставлять целый комплекс услуг, объединив в одном здании и под единым руководством телеграф, телефон и собственно почту. Кроме того отделения почты стали заниматься выплатой пенсий, оплатой коммунальных услуг, подпиской на журналы и газеты, а также их доставкой. Позже — уже после распада СССР — почты будут предоставлять населению ещё один вид связи — Интернет.
Глава 2. Почтовая связь в Лысогорском районе: события и люди.
История почтовой связи в Лысогорском районе развивалась также как во всей стране.
Например, до революции, доставкой почтовой корреспонденции занимались казенные крестьяне. Среди них был установлен график службы. Когда до крестьянина доходила очередь, то запрягал своего личного коня и выезжал на службу. В нашем районе казенные крестьяне были в с. Федоровка.
После революции в каждом крупном селе стали открываться небольшие отделения связи. В них были различные услуги: телефон, телеграф, доставка корреспонденции и пенсий. При каждом таком отделении имелись почтальоны, которые доставляли корреспонденцию по малым селам и деревням. Многие из них ходили пешком, а для отдаленных деревень выделялась лошадь. Один почтальон обслуживал по нескольку деревень и иногда на это уходил весь день. Работали почтальонами в основном женщины. И в дождь, и жару, и в снег почтальон всегда идет работать.
Самое страшное время – это военные годы. К сожалению, уже не остались в живых те, кто работал в то страшное время. Во время интервью с Добудько Л.И., которая пришла работать на почту в 1948 году, мы спросили: «Любовь Ивановна, вспомните, что рассказывали Ваши старшие коллеги, почтальоны, телеграфистки и телефонистки о работе во время войны?». И она ответила: «Ничего» (Приложение 1).
В то время она носила название «Лысогорская контора связи». В ней находилось всё: и телеграфы, и пункт отправки писем, и многое другое. Численность рабочих достигало до 25 человек! Почта работала круглые сутки, ни на минуту не прерывая работы.
Контора связи находилась на улице Кооперативной, напротив вокзала. Это было очень удобно. Каждую ночь на станцию «Лысые Горы» приходил железнодорожный состав с прицепленным почтовым вагоном. Работник почты на лошади подъезжал и ему выгружали всю корреспонденцию (посылки, письма, журналы и т.п.), а он загружал им то, что было получено от лысогорцев за прошедший день работы.
Поздно ночью сортировщик должен был рассортировать письма и посылки не только для Лысых Гор, но и для сельских отделений связи и доставить на Почту для дальнейших сортировок и доставок адресатам. Работа на почте кипела. Время на разговоры не было. Знали только работу. В 8 часов утра эти письма, журналы, газеты, посылки уже держали путь к своим адресатам.
Работали на почте только профессионалы. И каждый из них пришел в свою профессию сознательно, любя её всем сердцем.
В Саратове было ремесленное училище № 13. В нем обучали различным специальностям. В том числе и почтовым. Любовь Ивановна после его окончания 18 лет работала телефонисткой, а потом оператором почтовой связи. Всего она отдала почте 63 года своей жизни.
В 1975 году Куйбышевский политехникум связи окончила Валентина Александровна Муравьева и до сих пор она работает на почте. В 2020 году будет 45 лет её трудовой деятельности на одном предприятии!
Работа почтальонов была очень трудна. Вот как об этом рассказывает Валентина Александровна: «Вы думаете почта — это такой легкий труд? Почтальоны больше всего страдают, но надо, значит надо. Сумки почтальонов были настолько тяжелы, что перевешивали самих почтальонов! У почтальонов даже походка становится отклонена на один бок. Когда нам не хватало рабочих почтальонов, то мы должны были после своего рабочего дня брать сумки и дальше разносить почту. А как же письмо лежит, и его кто-то ждёт. Коллектив был очень дружен. Каждый из нас хотел помочь всем. Я жила этим делом. У почтальона вся жизнь в движении. В день могли проходить более 50 километров! И так каждый день. Сейчас на велосипеде намного легче, но это сезонно. А ещё у себя дома дел много.» (Приложение 2).
В советские времена выписывали очень много газет, журналов. Почтальоны набивали полные сумки. В то время на почте стал работать конюх. В его обязанности входило доставка писем по маршруту почтальона. Для этого в определенных местах были устроены ящики хранилища. Почтальон набирает себе сумку корреспонденции, а остальную грузили на подводу. Конюх подвозил к ящику, перегружал и ехал дальше. Почтальон, раздав письма, газеты, журналы людям подходил к ящику, вновь наполнял сумку и шел дальше. Для примера, в районе Графчины было 2 таких ящика.
Особенно много работы у почтальонов во время праздников. В день праздника Октябрьской Революции доставлялось больше всего открыток и писем.
В 70 – е годы 20 века началось строительство Главпочтампа в центре Лысых Гор. Строительство продолжалось несколько лет, и работники почты находили время чтобы помогать в строительстве во время субботников.
Сейчас в Лысых Горах работают 2 почты.
Меняются поколения, приходят новые технологии, но работа почтальонов остается тяжелой.
В завершении хочется привести слова из интервью Любови Ивановны Добудько. На вопрос: «Вы отдали 63 года почте. Не пожалели о сделанном в 14 лет выборе?». И она ответила: «Когда я была маленькой мы с подружкой зашли на почту. Я увидела, как работает телефонистка, и меня это заинтересовало… Я вот и сейчас сижу дома, смотрю в окно, идет электрик или связист, я на электрика не смотрю, я смотрю на своего (связиста). Куда он пошел? Что случилось? … Я отдала всю свою молодость. Ну вот понравилось мне и всё».
Глава 3. Практическая часть
Итоги опроса среди взрослых и молодежи «Почта в моей жизни».
В период с 03 по 10 ноября 2019 года в рамках подготовки материала к проекту был проведен онлайн — опрос среди взрослых и молодежи на тему «Почта в моей жизни».
Цель опроса: Выявить востребованность услуг почтовой связи.
В опросе приняли участие 48 человек. На вопрос «Пользуетесь ли вы услугами почтовой связи?» им были предложены следующие ответы:
— отправляю деловые письма (7 человек)
— отправляю открытки к праздникам (5 человек)
— пользуюсь услугами при получении посылок от интернет – магазинов (43 человека)
— участвую в проекте посткроссинг (1 человек)
— пишу письма друзьям, родственникам, знакомым (8 человек)
— другие варианты (2 человека).
После проведения анализа результатов опроса можно сделать следующий вывод: каждый человек пользуется услугами почтовой связи, но при этом самым востребованной услугой является получение посылок от интернет – магазинов, а общение посредством писем и открыток не достаточно распространено в настоящее время.
Рекомендация: необходимо возрождение традиции написания писем и открыток.
Выставка открыток в школе
На выставке будут представлены фотографии из личных архивов бывших работников почты, предметы и оборудование, используемое при работе на почте, открытки, конверты и другие выставочные экспонаты.
Открытие выставки состоится в МБОУ СОШ № 2, а затем выставка будет находится в базе музея композитора Н.И. Бахметева и будет доступна всем жителям и гостям р.п. Лысые Горы.
Заключение.
В 1990-е, с распадом Советского Союза и кризисом во всех сферах жизни общества, серьезные трудности начала испытывать и почта. Были приостановлены, либо вовсе отменены многие проекты по развитию почтовой связи в стране.
В настоящее время предприятие становится на новый путь развития: оптимизируется логистика, модернизируется инфраструктура, внедряются цифровые и онлайн-услуги почтовой связи, создается современный образ почтальона. В этом смысле социальная функция Почты становится приоритетным направлением. Помощь людям старшего поколения, бережное отношение к природе и животным, работа с детьми – сегодня эти вопросы в центре внимания почтовой молодежи.
ДАВАЙТЕ УВАЖАТЬ ТРУД ПОЧТАЛЬОНОВ!
Список источников.
https://www.syl.ru/article/292511/kak-otpravlyat-pismo-po-pochte-rossii-poshagovaya-instruktsiya
Приложение 1.
Интервью
Любовь Ивановна _____
(записано_____)
Я — Как называлась наша почта?
Л.И. — Лысыгорская контора связи.
Я — Что находилось в этой конторе?
Л.И. — Здесь находилось всё.
Я — Кем вы работали?
Л.И. — Я работала телефонисткой.
Я — Сколько же у вас было в день переговоров.
Л.И. — Мы работали круглые сутки. Моя смена длилась 8 часов. Со своей напарницей я проработала 63 года.
Я — с кого момента вы работали в нашей почте?
Л.И. — я работаю с 1948 года. В 1946 году поступила в ремесленное училище номер 13 города Саратова. Чтобы поступить нужно отучиться 7 классов, проработать год в колхозе. Когда я была маленькой мы с подружкой зашли на почту. И я увидела как работает телефонистка, и меня это заинтересовало… Ну, вообще, работа очень трудная. Бывало, что почтальон нагрузит такие тяжелые сумки, что даже значительно перевешивал самого человека. И они привыкали. Вот, например, идет электрик и связист, я на электрика не смотрю, я смотрю на своего. Куда он пошел? Я отдала всю свою молодость. Ну вот понравилось мне и всё.
Я — вы не жалеете о потраченном времени и силах?
Л.И. — нет.
Л.И. — после окончания училища, меня направили в Хвалынск. Но я хотела домой, на свою малую Родину. И мою просьбу услышал директор. И через некоторого времени я оказалась здесь, Лысых Горах. Как раз я получила должность телефонистки и проработала 18 лет! А потом перевелась в операторы связи.
Я — А во время ВОВ почта тоже функционировала?
Л.И. — я во время дома была.
Я — а вам рассказывали о почте военного времени ваши сотрудники?
Л.И. — у нас не было времени на разговоры. Всю лишнюю информацию мы пропускали мимо ушей, а знали только работу.
Я — а почту доставляли в ваше время по ж/д?
Л.И. — да. У нас был специальный почтовый вагон. Наши сортировщики приходили в час ночи.
Я — а сёла тоже здесь получали почту?
Л.И. — нет. Мы с помощью машины, которая была присвоена нам с сельхозтхники. А ведь сколько выписывали раньше газет и журналов? Больше тысячи.
Приложение 2
Интервью
Муравьева Валентина Александровна
(записано____)
Валентина Александровна Муравьёва. Работаю с 1975 года. Училась в Кубышевском политехникуме связи.
Я- Как вы пришли сюда?
В.А. — Я сама родом из Татарии, там родилась, закончила школу, поступила в Кубышевский политехникум связи, проучилась 2 года, и направили в Саратов на практику.
Я — Вы учились прям на почтальона?
В.А. — Было просто учебное заведение, где обучали всех. Потом нас направили на практику в Саратов, но мы так и не смогли практиковаться, и нас направили на картошку в Шереметьевку. Мы ехали на бортовой машине (человек 40 нас было) и тогда я увидела множество сосен на колпаке. Я закончила политех и по распределению я попала в город Дзержинск. Работала год по должности «начальник распределения связи». Потом судьба занесла меня в Лысые Горы. Встретила своего будущего мужа здесь. Я приехала в Лысые Горы в 1976 году в июле. Переводом перевилась сюда, в наше отделение связи.
Кстати, в том году перевили центральную почту в центр Лысых Гор. Я работаю с самого открытия отделения почты. Здесь находился Сбербанк. Здесь работала начальником отделения, заместить был у меня, оператор и 5 почтальонов, и даже был конюх. Я работаю уже 43 года, сначала начальником отделения 39 лет, я даже освоила компьютерные программы. Своё место начальника я отдала более молодым работникам, а сама перешла в почтальоны. Сейчас я разношу газеты, журналы.
Я — Вы помните, что почтальоны ходили раньше в специальной форме?
В.А. — Да. Сейчас тоже выдают комбинезон, куртки, резиновые сапоги, тапочки- это всё это выделяется государством. Даже когда я работала начальником, у нас была форма — белый верх, черный низ и голубые специальные шарфики. Раньше было интересно работать. Множество открыток и посылок, журналы. Бывало больше тысячи! Мешками приходили эти письма, журналы, бандероли и т. п. А сейчас нас заполонил Китай. Уже нашего Советского ничего не осталось. Выписывали такие журналы как «Работница», «Здоровье». А сейчас этим занимаются очень мало. Но их стоимость оставляет желать лучшего. Сейчас больше всего выписывают местную газету «Призыв», около 380 штук. Раньше у почтальона была целая сумка. Когда уже разгрузила, приезжает конюх и привозит ещё. Мы ездили на этой лошади и за грибами, и за ягодами.
Я — Вас считали интеллигенцией, как учителей, врачей?
В.А. — Нет.
Я — Я считаю, просто люди, через которых проходят столько жизней, столько судеб, должны быть уважаемыми.
В.А. — Когда нам не хватало рабочих почтальонов, то мы должны были после своего рабочего дня брать сумки и дальше разносить почту. А как же письмо лежит, и его кто-то ждёт. Почтальоны всегда были унижены обществом. Когда я работала, я не ощущала этого, среди коллектива у нас была замечательная атмосфера, мы все считали, если надо, значит надо. Коллектив был очень дружен. Каждый из нас хотел помочь всем. Со мной работала Анна Сурикова, Клочкова Шура, Любовь Иванова — она помогала мне освоится. Она работала с войны. Она работала даже на пенсии. Работала телефонисткой. Очень дисциплинированная, не допускала опоздания.
Я — У вас был переговорный пункт?
В.А. — Был. У нас была небольшая кабина с телефоном. По вызову телефонистка соединяла с Москвой, Ростовом и многими другими. Сейчас молодежи не очень интересно.
Я — Вы ошибаетесь. Сейчас наша молодёжь очень интересуется прошлым. Нам очень интересно знать, чем занимались наши предки.
В.А. — Раньше хоть к нам приходили и из садика, и из школы. Всем было очень интересно. Помню, как они радовались просто пустой открыточке по копеечке. Как они бегали и смеялись, что им на ладошку печать поставили.
Я — Вы только одна занимались всеми делами на почте? Или кто-то ещё вам помогал?
В.А. — Я руководила процессом. У нас было 2 доставщицы телеграмм. Почтальоны работали и день, и ночь, несмотря на погоду.
Я — вообще бывают ли сейчас телеграммы?
В.А. — бывают, но очень редко. Сейчас какие-нибудь штрафы, повестки и т. п.
Я — я вот знаю, что у врачей есть врачебная тайна, а вас есть тайны? а сколько вы знали тайны?
В.А. — Да, знали много тайн. Там не дай боже упаси, там нельзя было сказать «вот тебе письмо пришло от жениха». Такие скандалы могли быть. При поступлении на работу ты должен подписать документ о тайне переписки. Если нарушить этот договор, то пойдешь по уголовной ответственности. Сейчас работаем меньше, а вот посылок нет. Раньше и по 20, и по 30 посылок принимали. Посылали много хоз. товаров. Почта у меня означает запах сургуча. Этот запах непередаваемый.
Я — расскажите о вашем рабочем дне.
В.А. — раньше день начинался с 8, но приходить нужно за 30 минут до открытия, чтобы включить сургуч. Не дай бог если ты не успеешь до первого посетили как следует разогреть сургуч. И только при посетителе ты ставишь эту печать. В 9 часов к нам приходила почта с Лысых Гор, начинаем сортировать газеты, письма, извещения, разбирать посылки, бандероли- всё это делал оператор. Пенсию носили почтальоны всю жизнь, лишь сейчас большинство пенсий идёт на карточки. Раньше пенсия составляла 13 рублей, потом 26 и всё больше и больше. А пенсионеров было 1300 человек! Шло очень много переводов, получали переводы. Для перевода почтальон брал с собой деньги, а для того чтобы обезопасить себя, выдавались газовые балончики.
А после сортировки и раздачи посылок, пенсии и др. начинается работа с клиентами. Почтальон, приходя на почту, отчитывается перед начальником, что все посылки у получателей, все пенсии у своих владельцев, и снова дальше раздавать пенсии, которые не получили свои хозяева по личным причинам. И пока клиент не получит свою пенсию, почтальон будет ходить к нему. А в конце рабочего дня отчитывается оператор, почтальоны, сдались все деньги, сводится касса, если денег не хватает, то вкладываешь свои деньги. Доставщики работали с 8 до 10 ночи. Имелись и свои сторожа. Вы думаете почта — это такой легкий труд? Почтальоны больше всего страдают, но надо, значит надо. Сумки у почтальонов были настолько тяжелы, что перевешивали самих почтальонов! У почтальонов даже походка становится отклонена на один бок. Если почтальон чувствует, что ему не комфортно, то он не сможет долго там проработать. У нас был очень сплоченный коллектив. Сейчас жизнь другая, мы остаёмся прежними, а мир вокруг меняется. На праздник мы украшали нашу почту, сами наряжались, ставили елочки и это, несмотря на то, что перед этим мы отработали весь день. Я жила этим делом. У почтальона вся жизнь в движении. А это ещё у себя дома дел много. В день могли проходить более 50 километров! И так каждый день. Сейчас на велосипеде намного легче, но это сезонно.