МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 2 Г,САРАТОВА

История одной церкви.

Выполнила: ученица 10 «А» класса
МОУ – Лицей № 2
Кузьменко Анастасия
Руководитель: учитель истории Усова Т.В.

г. Саратов 2018

Содержание

Введение 2 стр.

Глава 1. Пустырь на Лопатиной горе. 4 стр.

Глава 2. Строительство церкви. 7 стр.

Глава 3. История XX в. в истории церкви и школы 11 стр.

Список использованной литературы 15 стр.

Приложения

Введение.
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности человека. Важен опыт и знания, которые получит ребёнок на заре своей жизни.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
Данная работа имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям лучше познакомиться с историей своего родного лицея, своего родного микрорайона — посёлка Агафоновский. Данный материал может быть использован на уроках и классных часах.
Цель работы: формирование гражданственности и патриотизма, духовно- нравственной культуры через приобщение к знаниям прошлого своего города, своего посёлка.
Задачи проекта:
• Изучить историю создания Благовещенской церкви и школы при ней.
• Разместить данный материал на страницах школьного сайта и школьной газеты «Перемена».
• Организовать выходы с полученным материалом в младшие классы МОУ — Лицей № 2.
Для реализации поставленных задач был проведён анализ научно-популярной литературы по архитектурному наследию г.Саратова: Семенов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов купеческий, Терёхин С. Века и камни. Под руководством учителя истории Усовой Т.В. была совершена экскурсия в Государственный архив Саратовской области, где были найдены сведения об открытии Благовещенкой церкви и сведения об одном из первых священников, работавших в ней.
Для составления более полной картины истории церкви и школы, была проведена встреча с отцом Виктором. Он познакомил нас с материалами, которые ему удалось найти в архивах Саратовской епархии.
Результатом наших трудов стала данная работа.

Глава 1. Пустырь на Лопатиной горе.
Более 140 лет назад территория пологого ската Лысой горы выше Астраханского тракта (будущий Агафоновский посёлок) представляла собой большей частью пустырь с редколесьем и вкраплениями «плодовитых садов» саратовских обывателей. Вся эта территория представляла собой городской выгон, четырёхвёрстную полосу земли вокруг города, по законоположениям того времени специально выделенную общественно-городским управлением для выпаса домашнего скота горожан и являвшуюся общественной собственностью.
Чтобы проследить этапы освоения этого пустыря, придётся совершить небольшой экскурс в середину XIX-го века. Отсутствие хороших путей сообщения поставили перед правительством России вопрос о необходимости строительства железных дорог после Крымской войны. Царским указом 26-го января 1857 года было учреждено «Главное общество российских железных дорог» для строительства железнодорожных линий. В 1862 году состоялось открытие железных дорог Санкт-Петербург-Варшава и Москва-Нижний Новгород. Из числа дальнейших линий главной была линия Москва-Саратов, которая связала бы хлеборобные губернии с центром.
Не вдаваясь в подробности строительства железнодорожной линии к Саратову, скажем, что она пришла в Саратов в 1871 году. Станция Саратов-Пассажирская была тупиковой станцией, дальше дороги не было. Для обслуживания и ремонта подвижного состава, а также для складирования и погрузки различных грузов нужна была особая станция. Для её строительства и выбрали пустырь за городом, перед Лопатиной горой. Так возникла станция Саратов-II («Товарная»), или попросту — «товарка».
Здесь разместились Главные мастерские (на базе которых потом возник завод энергетического машиностроения), состоящие из следующих отделений: паровозо-сборное, котельное, механическое, столярное, кузнечное, рессорное, бандажное, чугунно-медно-литейное, вагоно-сборное и малярно-обойное. Свои места заняли паровозные здания, вагонные сараи, водоподъёмное здание с двойными водоёмными железными баками, товарная контора, товарные платформы и пакгаузы, казарма на разъезде, семафорные и стрелочные будки, и ещё много различных сооружений: деревянных, обложенных кирпичом или каменных. Все эти предприятия, естественно, потребовали сотни рабочих рук в лице железнодорожных служащих и рабочих. Вокруг товарной станции стремительно стали возникать жилые постройки, но строительство жилья здесь было возможно лишь на арендованных участках, так как почти всё пространство городского выгона вблизи товарной станции уже являлось собственностью крупных саратовских предпринимателей и купцов .
Выше товарной станции, за пределами городской черты, с правой стороны, идущего в Астрахань тракта, существовали обширные участки разных владельцев. Назовём среди них в первую очередь первогильдийных купцов Смирнова, по фамилии которого возникло название Смирновское ущелье, а также Парусинова, Бореля, Эрта, Патрикеева, Артамонова, Соколова, врача Бонвеча и др. С 1886 года здесь обосновался и купец-мануфактурщик Василий Яковлевич Агафонов, начинавший свою деятельность приказчиком у саратовского купца Григория Васильевича Очкина .
Как самостоятельный предприниматель, торговец мануфактурным товаром, купец II-й гильдии В.Я.Агафонов впервые, по документам, показан в 1872 году в «Деле о доставлении Саратовской Казенной Палате ведомости о наличных купцах и о лицах, исключенных из купечества за период с 29-го января 1872 по 17-е октября 1872 года». Дела его быстро шли в гору. Успешная торговля различными суконными, шелковыми, шерстяными тканями и полотном, бархатом, парчой, меховым товаром позволили Агафонову встать вровень с известными купеческими фамилиями Саратова. К середине 1870-х годов В.Я.Агафонов уже купец I-й гильдии .
Имея солидное финансовое положение, В.Я.Агафонов владел в Саратове многими недвижимыми имуществами. Для примера укажем на дворовые места на улицах Александровской, Московской и Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). Отметим среди них добротный дом на улице М.Горького, угол улицы А.С.Пушкина, второй — между Б. Казачьей и Яблочкова, справа от Детской Пушкинской библиотеки, где арендовал помещение Санкт-Петербургский Международный Промышленный Банк. Эти два дома были записаны на старшего сына Николая Васильевича Агафонова .
Василий Яковлевич выкупил обширное место и за чертой города. Его участок располагался между садами купцов Артамонова и Патрикеева. После законного оформления земли в собственность Агафоновых, возникший жилой посёлок выше железной дороги, вокруг сада Агафоновых, называться стал не иначе как Агафоновский. Умножающееся население посёлка, естественно, нуждалось в отправлении необходимых церковных треб. Помочь им в этом деле могла находившаяся через железную дорогу домовая церковь во имя святителя Николая чудотворца .
Недалеко находилась ещё одна церковь, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1904-1905 годах в Солдатской слободке и освящённая в 1905 году. От Агафоновского посёлка её отделяли пустыри, железная дорога и строения гвоздильного завод Гантке, но, на пути к ней была находящаяся у подножья Лопатиной горы городская свалка нечистот, куда постоянно тянулись городские ассенизационные обозы, что мало способствовало духовному настроению прихожан. Ещё большую озабоченность у населения вызывало отсутствие в окружении посёлка городских начальных училищ .
Глава 2. Строительство церкви.
Напомним, что Агафоновский посёлок располагался за чертой Саратова, т.е. за окраинами города, и даже перспективный план развития сети народных училищ Саратова, принятый в 1907 году, не предполагал строительство школ дальше Дегтярной площади (район Дворца спорта). Отсутствие своей церкви и своей школы за полотном железной дороги разрешилось самым счастливым образом. После смерти саратовского купца Василия Яковлевича Агафонова, его вдова решила увековечить память мужа, начав строительство храма Благовещения Пречистой Богородицы и церковно-приходской школы. Ксения Никитична Агафонова была многолетней попечительницей Женско-Монастырской церковно-приходской школы при Крестовоздвиженском женском монастыре на ул. Покровской, ныне Лермонтова .
Духовная Консистория, по словесному распоряжению Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, с учётом поступившей суммы, поручила составить проект небольшой церкви на 50 прихожан с отделением для церковно-приходской школы местному зодчему, младшему архитектору Строительного отделения Саратовского Губернского Правления Михаилу Гавриловичу Зацепину (1876-1950).
Михаил Гаврилович Зацепин окончил институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и 11-го августа 1909 года полу¬чил назначение младшим архитектором в Строительное Отделение Саратовского Губернского Правления. Надворный советник, через три года был назначен городским инженером. Одновременно он служил архитектором Мариинского женского института, преподавал в среднем механико и химико-технологическом учи¬лище (ныне колледж радиоэлектроники им. П.Н.Яблочко¬ва). М.Г.Зацепин являлся членом Саратовского Отделения Им-ператорского Русского Технического Общества. В 1916 году он уже губернский архитектор.
В Саратове Зацепин проработал до конца 1920-х годов. По его проектам построена Благовещенская церковь-школа (Октябрьский поселок. 1-я линия, 9а), построено здание Немецкого общества в Саратове на ул. Рабочей (Германское консульство), выполнено оформление фасада коммерческого собрания (ныне Дом офицеров, ул. Соборная, 18), а в 1925-1927 годах выстроено здание института «Микроб» (ул. Университетская, 46) .
М.Г.Зацепин взял за основу бесстолпный приходской храм, напоминающий интересные и оригинальные памятники архитектуры древнего Пскова.
Благовещенская церковь, как и псковские храмы, име¬ла кубическую форму и тоже была небольшой: 7 и 1/3 саж. (7,2 м) х 7 и 1/3 саж. (7,15 м). Высота храма составляла около 7 аршин (4,9 м), Выстроенная на неполную высоту храма полукруглая апсида алтарной части примыкала к нему с восточной стороны, а над зданием был размещён круглый барабан, несущий небольшую главку .
В древнем Пскове обычно к основному храму делали дополнительную пристройку для церковной утвари или в ней устраивали придел. Пристройка, как правило, была ниже основного объема храма. У саратовской Благовещенской церкви тоже была устроена пристройка, для размещения в ней церковно-приходской школы с отдельным от храма входом (холодные сени). Собственно школа представляла собой один небольшой, но светлый класс и раздевальню, выполняющую также роль учительской. В помещениях церкви и в классе были устроены печи в жестяных круглых футлярах (одна была и в алтарной части), кроме того, в учебном классе было ещё две угловых печи .
Украшения фасадов церквей в древнем Пскове были очень скромные. Это, как правило, состоящая из повторяющихся элементов-узоров «дорожка» в верхней части барабана под куполом, а также под кровлей апсид и вокруг пристройки под карнизом крыши. Такую же «дорожку» можно видеть и на сохранившихся стенах Благовещенской церкви в Агафоновском посёлке.
Очень выразителен оконный проём холодных входных сеней в церковно-приходскую школу. Здесь опять мы видим перекличку с псковскими мотивами. Это окно напоминает окно входных сеней «солодежни» — гражданского здания во Пскове, приспособленного для приготовления солода.
Звонница Благовещенской церкви была устроена в виде стенки с двумя разновеликими проёмами для 4-х колоколов (3 + 1), управление которыми производились с закрытой площадки над входным порталом, образованным глубоким арочным проёмом с двумя бочкообразными трёхчетвертными прислонными колоннами по обе стороны входа в церковь. Такой же портал обозначал вход в церковно-приходскую школу. Над арками проёмов стенки-звонницы были установлены три изящных столбика с маленькими куполами. Благовещенский, асимметрично построенный храм со звонницей, производил яркое впечатление. Он отличался масштабностью, соразмерностью с народившимся посёлком, и установленный на скате Лысой горы, даже при небольших размерах, был виден издалека .
Итак, проект был утверждён, и вскоре состоялась торжественная закладка церкви-школы в присутствии епархиального начальства, членов уездной Управы, Епархиального Училищного Совета и Дамского Попечительства о бедных.
Строительство здания заняло чуть более года, и на осень 1912 года было назначено освящение выстроенной церкви-школы. В рубрике «Епархиальная хроника» «Саратовского Духовного Вестника» за 11-е ноября 1912 года отмечено, что «Преосвященный Епископ Дионисий в этот день совершил освящение церкви и божественную Литургию в Благовещенской церкви г. Саратова, что в Агафоновском поселке» .
Но настоятеля в церкви ещё не было. 16-го ноября 1912 года, резолюцией Его Преосвященства епископа Саратовского и Царицынского Алексия за № 9409, было предоставлено священническое место: «при Успенской церкви г. Камышина – настоятельское – священнику Трех-Святительской ц. сл. Ольховки, Царицынского у. Александру Розанову, вместо священника Николая Беллонского, перемещенного на нештатное священническое место к Благовещенской церкви-школе в Агафоновском поселке в г. Саратове» .
Есть сведения о первой учительнице школы — Лидии Алексеевне Фатуевой . Лидия Фатуева, сама из священнической семьи, на протяжении многих лет была учительницей церковно-приходских одноклассных школ г. Саратова: Духосошественской и Спасо-Преображенской .
И ещё, при церковно-школьном музее епархии имелась библиотека, преобразованная из церковно-школьной учительской библиотеки, функционировавшей с 11-го сентября 1905 года. К 1910 году в собрании оказалось свыше 3 тыс. томов. Библиотекарем здесь, на добровольных началах, работала учительница Спасо-Преображенской церковно-приходской школы г. Саратова Лидия Фатуева .

Глава 3. История XX в. в истории церкви и школы.
Школа функционировала до 1918 года. 11-го декабря 1917 года было издано постановление, согласно которому из Духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению изымались «все церковно-приходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы <…> Духовного ведомства со штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществами, то есть со зданиями и надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями и усадьбами (если таковые окажутся)» .
В начале 1918 года был провозглашён светский характер нового государства. Декретом советской власти церковь отделялась от государства, а школа, как государственное образовательное учреждение, отделялась от церкви, вводился запрет преподавания религии. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом.
В начале 1922 года, в виду непрекращающегося голода в Поволжье была создана Саратовская Губернская Комиссия по изъятию церковных ценностей. Губернская и уездные комиссии были образованы во исполнение Постановления ВЦИК и Инструкции о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих и передаче их в Наркомфин для Фонда Центральной Комиссии помощи голодающим.
Саратовский Губернский Комитет был создан 9.03.1922 года. В его состав вошли: член ВЦИК и председатель Губисполкома, а также зам. председателя – тоже член Губисполкома и члены Комитета – завгубфинотделом и зампредгубкомпомгола В комитет были приглашены представители Губмузея, Губюста и специалист-ювелир. Изъятие ценностей закончилось в мае 1922 года, но ни в одном протоколе, и ни в одной из ведомостей изъятых ценностей не указана Благовещенская церковь, что говорит лишь о том, что церковь была довольно бедна .
Согласно сведениям на 1925 год в бывшей церковно-приходской школе функционировала школа 1-й ступени под № 24, заведующий Е.А.Гусев.
В 1929 году городская исполнительная власть провела инвентаризацию всего городского хозяйства. Были учтены все домовладения по городу, и каждому домовладению был присвоен новый номер. Инвентаризация коснулась и здания Благовещенской церкви (дом № 5 по 1-й линии Агафоновского посёлка) .
Мастерские в помещении бывшей церковно-приходской школы были устроены после того, как в соседнем здании по 1-й линии посёлка (дом № 3/1929 год) разместилась школа Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД), а на дворовом месте появились дополнительные хозяйственные сооружения.
Помещение Агафоновской школы было очень мало для потребностей окраинного посёлка и в 1934 здесь, на территории бывшего Агафоновского сада, началась постройка нового кирпичного здания средней школы, объёмом 16300 м3. 26-го июля 1934 года на новое строительство была заведена регистрационная карточка, по адресу: пос. Агафоновка, 1-я Линия (будущий лицей № 2).
Участь Благовещенской церкви была решена. Михаил Дмитриевич Соколов, брат известного саратовского краеведа, библиотекаря Саратовской Учёной Архивной Комиссии (СУАК), долгое время вёл дневник. В своих записях за 1935 год Соколов приводит такие факты: «В нынешнем году безжалостно доламывают оставшиеся саратовские церкви. Кроме Казачьей рушат Ильинскую, построенную ещё в 1692 году, Кладбищенскую, Ново-Никольскую, Агафоновскую, «Красный Крест», выстроенный в 1838 году на средства жившей в Саратове Анны Александровны Рылеевой <…> Если смотреть на город с Соколовой горы, он много потерял после разрушения церквей» .
Из Благовещенской церкви сделали так называемую «коммуналку» — расширили в плане помещение церкви, разделив его и учебный класс на комнатки, снесли звонницу и купол церкви, и, сняв крышу над классом, воздвигли второй этаж с жилыми помещениями над всем зданием, исключая алтарную часть. Из входного портала в школу, также расширив его, устроили лестничную клетку на второй этаж
Так и существовало здание долгие годы, с минимальным набором коммунальных услуг и удобствами во дворе.
В 2004 году бывший Благовещенский храм посетили представители городской власти, пообещав расселить жителей дома.
7 июля 2004 года Указом Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, клирик храма в честь Рождества Христова иерей Игорь Емельяненко был назначен настоятелем общины храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 2005 году остатки храма возвратили Саратовской православной епархии для восстановления
В начале 2005 года началось расселение жильцов из обезображенной церкви. Все расходы по их расселению храм взял на себя. В день Крещения Господня, 19-го января, освободилась комната в западной части храма. После этого сразу же начался внутренний ремонт. 23-го января настоятель храма отслужил здесь первый водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице. В маленькой комнате размером порядка 30 кв. м присутствовало около 40 человек.
1-го марта 2005 года на храме был установлен купол.
23-го марта 2005 года, в Неделю Торжества Православия, в Благовещенском храме были совершены Чин положения Святого Антиминса и первая Божественная литургия. На тот день в здании ждали расселения ещё 25 жильцов, а сам храм представляли лишь две небольших комнатки (из 15), разделённых старой печкой, но уже существовал свой хор певчих во главе с матушкой Наталией . В храме стал совершаться годичный круг Богослужения – литургия, крещение и т.д. Храм, которому нет аналогов в Саратовской области, начал новую жизнь.

Список использованной литературы:

1. Терёхин С., Века и камни.Саратов. Приволжское книжное издательство., 1990.
2. Семёнов В., Давыдов В., Саратов историко-архитектурный. Саратов, 2012.
3. Семенов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов купеческий. Саратов: Волга, 1995.

Список электронных источников:

1. blagafonowka.cerkov.ru
2. elsso.ru
3. istmat.info.ru
4. oldsaratov.tilda.ru
5. saratovregion.ucoz.ru
6. people.su
7. zdt-magazine.ru