Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. Ф. Сосина

Региональный конкурс исследовательских работ школьников
«Открой малую РОДИНУ по–новому»
Номинация: «История моей малой Родины»

Исследовательская работа на тему:
« Глиняная утварь »

Подготовила: Тарасова Татьяна
обучающаяся 8 класса

Руководитель: Тарасова Ольга
Владимировна
учитель географии и краеведения

2018 год
Введение.

Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.
Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев.
Гончарное производство совершенствовалось на протяжении веков. В начале VIII века в странах Европы гончарные изделия начали покрывать глазурью. Глазировали также глиняные плиты, которыми выстилали полы. Глазурь содержала примеси разных металлов, каждый из которых давал свой определенный оттенок.
У славянских народов дело гончарный промысел зародился еще в доисторическую эпоху. Изначально древние гончары использовали лепную технику. Хоть форма такой посуды была идеала, зато ассортимент ее даже в те времена был велик: различные горшки, сковороды, кувшины, корчаги и многое другое. Появление гончарного круга привело к появлению нового вида промысла. Население широко использовало глиняную посуду. Появилось огромное количество гончарных мастерских. Изделия мастерских разных областей отличалась между собой по форме, размерами, на дне изделий ставилось свое клеймо. Гончарное дело на Руси было одним из самых важных и почетных ремесел.

Гончарное ремесло
Главный материал для промысла была глина, в Большом Карае она добывалась из оврага, доходящего до берега р. Хопёр. Гончарная глина залегает пластом на глубине 3-4 сажени от поверхности земли.

15 хозяйств сами добывали глину, остальные пользовались покупной, т.к. добыча её отнимала много времени. Добыча глины выделилась в особую отрасль промысла, которой занимались некоторые крестьяне сала Большой Карай в свободное от работы время. Для добычи глины копали колодцы (шахты) и дойдя до залежи, углублялись в пласт глины, прокладывая ходы (штольни).

Сруб колодца
Добытую глину продавали кучками, на глазомер. Куча глины в три воза годная, для приготовления трёх горнов посуды продавалась от1,5 руб. до 2 руб., а с подвозом в 3 руб. Белая глина для приготовления поливной, глазированной посуды продавалась дороже, цена её доходила до 2 руб. за воз с подвозом, т. к. она встречалась реже и глубже. Шахты ни чем не укреплялись, опасность обвалов была велика.
Добывали глину, главным образом, зимой, т.к. подмёрзшая, она меньше подвергалась обвалу. В среднем шахта давала до 12-15 возов глины при 20-25-дневной работе, в исключительных случаях – до 30 возов. Глина хранилась под открытым небом или под навесом.
Большекарайские гончары
У гончаров имелись специальные мастерские. В большинстве случаев, это небольшая избушка или землянка с одним или двумя маленькими окнами и низкой дверью, высота помещения 3-3,5аршина, полы деревянные, но чаще земляные.

Низкая широкая печь, на лежанке которой сушилась наверченная за день посуда. В печи поддерживалась довольно высокая температура. На расстоянии 3/4 -1/4 арш. от потолка были настелены полки для подсушивания посуды, ближе к окну помещался круг для верчения посуды, возле него – скамья для воды и глины, здесь же хранился запас сырой глины на целый день.
В этом же помещении приготавливали глазурь, пережигали свинец, просеивали опилки меди, толкли марганец и обмазывали дёгтем посуду, приготавливая для обжигания. 10-12 часов гончар работал в полутёмной, жарко натопленной и никогда не вентилируемой избушке, дышал воздухом, насыщенным водяными парами, продуктами от пережигания свинца и запаха дёгтя. Многие кустари работали в жилых помещениях, где находились их семьи.
Необходимое приспособление в производстве – это круг, свободно вращающийся на подставке. Употреблялись исключительно ручные круги на деревянных веретенах.

Гончар за работой Ручной гончарный круг
Стоимость такого круга 4-5 руб., производительность труда на нём не велика. Крупной, ведерной посуды мастер – формовщик должен сделать в день 20 штук. Выше средней – «подведернику» — 25 штук. Средней – полуведерной – 30 штук. Мелкой – ставочки, махоточки, казенки – дойницы для коз – 50 штук. Изготовленную посуду раз в неделю обжигали в особо устроенных горнах, которые помещались в близи мастерской, на усадьбе гончара. Горн представляет собой круглую вырытую в земле яму в 2 арш. глубиной, в 1,5 арш. в диаметре. Внутри яма обкладывается кирпичом. Стена толщиной в 0,5 кирпича, образует вверху полусвод, суживая верхнее отверстие до ¾ арш. под дном ямы делается решетчатый свод, под которым находится поддувало, соединённое простой деревянной топкой, также вырытой в земле и облицованной кирпичом.

Горн
Поверхность земли вокруг горна обносится плетнём. Стоимость возведения такого горна вместе с материалом и работой не превышает 20 рублей. Предварительно просушенная посуда ставится в горн, мелкой помещается 300 штук, средней -200-250, крупной – не более – 180 штук. Дымовых труб устанавливают до 30 штук, в них и между ними – до ста штук молочных горшков средней величины. В горн старались вложить как можно больше предметов, с большим уплотнением. В качестве топлива употребляли солому, как самое дешёвое топливо. Для обжига горна посуды требовалось воз соломы. Для обливной посуды требовались дрова. В начале обжига температура невысокая, верхние отверстия засыпались черепками от разбитых горшков и землёй; после этого температура в горне доводилась до необходимого предела. Время на обжиг – 7-8 часов, а вместе с посадкой и остыванием посуды – не более суток. Способ глазурования и окраски изделий следующий: в котле прожигается свинец, затем он толчётся и просеивается через сито, к свинцу прибавляется равное по объёму количество песка, и таким составом посыпают посуду, предварительно обмазанную дёгтем. Для окраски в зелёный цвет к такому составу прибавляют толчёные и просеянные медные опилки, в коричневый цвет – марганец, в жёлтый – пережжённое железо, которое получали от кузнецов бесплатно. Дёготь, сгорая, расплавляет поливу, но не всегда равномерно.
Глиняная посуда.
Гончары, в большей части, изготавливали следующие предметы: молочные крынки, горшки, жаровни, миски, кастрюли и блюда для пищи, банки для варенья и молочных скопов, тазы, корчаги, кувшины для воды, трубы дымовые банки для цветов. Иногда делали попытки украсить орнаментом кувшины и цветочные вазы.

Глиняные кубаны Глиняные горшки

Кувшин с узором
Материал для глазури приобретали на местном базаре, у торговцев. Рабочий день гончара начинался с 4-5 часов утра и продолжался до 6-7 часов вечера, из них – 2 часа приходилось на перерыв (завтрак и обед), 2 часа на подготовку глины и 10-11 часов на формование посуды.

Горшки продавали местным скупщикам или кто-нибудь из своей семьи возил их на продажу. На месте один горн обливных горшков стоил 8-10 руб., простых – 4-6 руб. Простые горшки, в основном, меняли на хлеб, за горн набирали 15-25 пудов ржи или пшеницы. Скупщики покупали горшки в кредит, продавали в своём уезде.
Гончарные изделия Большекарайских мастеров пользовались неплохим спросом в южной части уезда, а также в Воронежской, Тамбовской губерниях и в Донской области. Уездное начальство желало расширить это производство. В 1903 году в Петербурге проводилась кустарная выставка, на неё были отправлены и изделия гончарных мастеров Большого Карая. Комиссия выставки в отношении их сделала такое заключение: «Изготовляемые изделия в техническом отношении грешат большими недостатками, что выражается в отсутствии правильной формовки, плохом обливе, наконец, в отсутствии простоты и изящества их внешнего вида. А глина, по своим высоким качествам, могла быть пригодна для изготовления высококачественной фаянсовой посуды».
Балашовское Земство вынесло вопрос « О гончарной мастерской в селе Большой Карай» на губернское Земское собрание, на котором было сказано: « Как известно, гончарный промысел в селе Большой Карай существовал очень давно ( около 100 лет), и в настоящее время им занимается значительная часть хозяйств. Но открыть фаянсовый завод нельзя, так как он не может конкурировать с уже существующими заводами». Было указано организовать в селе учебную гончарную мастерскую.
Открылась в селе гончарная артель, где мастера работали сообща, готовую продукцию по- прежнему возили на продажу. Вот такое ремесло развивалось на территории нашего села в XIX-начало XX веков.
В Большом Карае горшечным ремеслом занимались 28 человек.

Большекарайскими горшечниками были:

Дедов Виктор Семенович Кузнецов Иван Николаевич
(1917 – 1941)

Попова Екатерина Федоровна

Григоревский Павел Алексеевич

Дядьков Григорий Васильевич

Руднев Алексей Гаврилович

Заключение

В настоящее время гончарного ремесла нет на территории нашего села. Но долгожители с большим удовольствием рассказывают новому поколению о прошлом нашего села: как жили, чем занимались и т.д. В школьном краеведческом музее собрано множество экспонатов о прошлом села Большой Карай. Есть большая экспозиция изделий из глины, в том числе и свистулька глиняная. Экскурсоводы проводят экскурсии, и посетитель всегда останавливаются, по долгу рассматривают глиняную утварь, которая была сделана руками большекарайских гончаров. История о данном ремесле будет жить всегда в нашем селе.

Одна из экспозиций в школьном краеведческом музее
села Большой Карай